"Что, N.N., к экзамену готовитесь?" Человек, с недоумённой обречённостью изучавший зажатые в руке ...
Оригинал взят у antrum в post Два тусклых мешковатых человека у ларька: - А давай он заболеет. - ...
Почему она сбежала? «Спасите наши души!
Мы бредим от удушья».
Владимир Высоцкий, правда, по иному поводу.
У неё лицо прелестной шестидесятницы, этакой походницы и скалолазки, верящей в светлое будущее, победу коммунизма, а ещё – в хрестоматийные яблони на Марсе. Никакой дешёвой сексапильности и модного ныне порока: ни громадного размалёванного рта, ни агрессивного макияжа. Просто какая-то нездешняя принцесса! Но лучше, как в том фильме 1967 года: комсомолка, спортсменка и просто красавица - раз уж мне вздумалось сравнивать …Варю Караулову с девушками из космического десятилетия. Итак, юная отличница, а точнее – её восточный вояж сегодня сделался темой дня. Кто-то её осуждает, кто-то – жалеет. Призывы жестоко наказать сменяются просьбами разобраться. Понять и простить. Не знаю насчёт «простить», но понять всё-таки хочется. Публика задаётся вопросом: почему обеспеченная и неглупая (точнее – образованная) девица понеслась прямиком в сторону преисподней? Некоторые малосознательные товарищи выдвинули типовое и не требующее логики объяснение:
«С жиру бесится!». Ничтоже сумняшеся, они сравнили мадемуазель Караулову с известными гламурными фифами – с теми, что ломанулись в своё время на Болотную площадь, а потом и на Немцов-мост. Глупо! Те пресыщенные болонки ничем не рисковали, когда дрыгались в протестной колонне – у нас в стране оппозицию не прессуют и дозволяют ей петь, плясать, печатать свои книжонки, кривляться на телевидении, etc. Опять же – иноземные гранты. Не жизнь, а малина – и тут не бьют, и там подкармливают. А студенточка Варвара? Что её роднит с шанелево-шиншилловыми кралями, помимо очевидной «мажорности» и денежного достатка? Ничего! Она реально рисковала жизнью, здоровьем, перспективами. Всем. ИГИЛ – это вам не крики в Твиттере:
«Моя страна – быдло!» и не написание дурацких текстов в «Снобе» на тему
«Я устала от Путина!» Это - страшно, жестоко и - безумно. Почему же Караулова сделала сей шаг, уводящий в бездну? Сколько ещё девочек и мальчиков захотят ощутить адово пламя на своих оголённых нервах?
Безусловно, я не являюсь психологом или же социологом, поэтому не смогу точно определить причину, хотя очень хочется! Я попытаюсь понять резоны, ибо очень часто люди бегут не «в», а «от». Что же предлагает социум таким вот Варенькам? О, да – получить престижное образование, дабы потом стать офисной супер-леди. Имидж, дресс-код, фитнес, промискуитет, отдых на Бали, обеспеченный муж и – не особо желанный, но положенный ребёнок после 35 лет. Не вдохновляет? Перезагружаем! Клубы, дискотеки, блестящие микро-юбочки, пластическая операция по увеличению грудей, богатый папик с сальными глазками, дом на Рублёвке, любовник-массажист, …ребёнок-даун. По глазам вижу, что и это не нравится. Мотаем плёнку в ином направлении! Креативные бирюльки, гаджеты (по цене авто), дружок-хипстер (среднего пола), модные курсы декупажа и батика (по цене второго авто), немного наркотиков и много водки, ещё по чуть-чуть актуального искусства и протестного смысла… На выходе: рантье-блогерша, борющаяся за права ЛГБТ. Разумеется, я злобно утрирую, и вы можете сказать, что есть 1001 прекрасный путь. Но их надо сформулировать, а молодые не любят сложных решений – им надобен звучный и трубный глас, пример, идеал. Пусть дурной, зато мощный. Требующий отдачи. Иной раз фатальной отдачи.
Когда-то очень давно у наших ребят были яркие примеры – папанинцы, челюскинцы, полярные лётчики, красные командиры. Высота и битва, как смысл и цель.
«- Не знаю! Может быть, куда-нибудь полечу. Или, может быть, будет война…», - говорит гайдаровская Нина Половцева. Стремиться в стратосферу, получать значок ГТО, становиться Ворошиловскими стрелками сбегать… в Испанию – бороться с фашистами! Всё выглядело яростно, светло и чётко – свои и чужие, добро и зло, да и нет. Потом эти мальчишки и девчонки побеждали в войне, освобождали Европу, восстанавливали, отстраивали мир. У них оказались здоровые и при этом – чеканные ориентиры, не разбавленные словесной жижицей. Так вот, пока мы тут, в своём XXI веке дружно спорим, имеет ли право на самовыражение бородатая Кончита Вурст или ещё какой-нибудь джаз-банд педерастов, на востоке зреет (точнее – уже созрела) злая и уверенная сила. Там нет места словесам и прочим сомнениям - там просто отрезают голову. Всё расписано и никаких отклонений от курса. Если же наше общество пестует образ расслабленного мужчины и распутной женщины, оно обречено. Вспомните поздний Рим. ИГИЛ – это новые вандалы и от этой аналогии становится по-настоящему страшно. А молодёжь? Ей часто нравится разрушение под маркой борьбы. Если ей не дают борьбы настоящей. Если ей не создают векторы развития. Если её лишают созидательного пафоса. Как известно, зло имеет притягательную силу, и оно куда как чётче формулирует свои цели, не размениваясь на выбор средств.
Вспомните, например, точно таких же обеспеченных и умненьких девиц, которые в XIX веке сбегали с революционерами-бомбистами. Зачем дворянская дочь Софья Перовская бросила сытую жизнь и ушла крушить систему? Что у неё было общего с Желябовым и Михайловым, кроме злой воли и всепожирающей ненависти? Что ждало сытого Сашу Ульянова – сына уважаемого человека и симбирского дворянина? Каракозов и Засулич – тоже из дворянской среды.
«Вроде не бездельники и могли бы жить…», - как поётся в одной шуточной песне. Ан нет. Захотелось убивать, топтать, рушить – во имя некоей светлой иллюзии. Не спешите возмущаться тем, что я сравниваю Караулову – с девицами-народоволками. Увы, мы до сих пор ходим по улицам, названным в честь террористов и цареубийц, но от этого они не становятся меньшими преступниками. Убийство Александра II – это вещь посильней любого ИГИЛа будет.
Поставьте себя на место нормальных обывателей XIX столетия – вы живёте с ощущением беспрестанного кошмара, ибо молодые разночинцы не стесняются в средствах. Они отказались от Бога и уже готовы сжечь Вселенную, дабы ликующе развеять её пепел в пространстве. Они
«…держатся новейшего принципа всеобщего разрушения для добрых окончательных целей». Это из «Бесов» Достоевского, если вы помните, о чём это и – зачем это. Так почему бежали дворяночки из тёплых светёлок, от своих кринолинов и sortie-de-bal цвета mauve? Полагаю, что именно от невозможности реализовать себя в тех условиях, которые предоставляло общество – начитанные и ретивые девицы хотели куда как большего, чем в шестнадцать лет выйти замуж за сорокалетнего чиновника, дабы развлекаться покупками и сплетнями, а через пару лет умереть от очередных родов. А если не умереть, то -
«…на вате шлафор и чепец…». Адюльтеры? Светские шаркуны и напомаженные щёголи – скучны, как и сановитые бородачи в вицмундирах, тогда как у бомбистов горят глаза и орут глотки. Как заявить о себе? Только громко и нагло, чтобы дрожали стёкла. Я их не оправдываю – я рассуждаю о причинах. Больше того, я полагаю, что все эти молодые да борзые дворяне боролись с режимом вовсе не с целью облегчения участи простого народа. Им хотелось именно взрывать и сокрушать, а не созидать и строить. Впрочем, слабая воля Александра II – ещё одна причина всей этой заразы. Он постоянно колебался, шёл на уступки, прогибался под разнонаправленные требования. Его отец – Николай I был последователен и могуч. Вся Европа полыхала в огне революций и восстаний, а Россия вступила в Золотой Век русской культуры, ибо царь поклялся, что не пустит сюда европейскую «инфекцию». Александр был другим – гибким, понимающим, рассуждающим – за что и поплатился. Царя-Освободителя (sic!) уничтожили за его… тиранство. Точнее, за сам смысл – царь не нужен! Если у молодёжи нет высоких и ясных смыслов, принципов, идей, она бежит убивать царей или записываться в ИГИЛы. Потому что здесь, по крайней мере, всё ясно – есть чётко обрисованный враг, мишень, точка.
Ещё примеров? Перенесёмся в Германию «эпохи джаза». Война трагически проиграна; жирные нувориши высмеивают порушенную прусскую славу; в моде распутные, стриженые девицы, проводящие вечера в дансингах. Разномастные наркотики и чад кутежа в прокуренных варьете.
«Кроме фокстрота, здесь почти ничего нет, здесь жрут и пьют, и опять фокстрот. Человека я пока еще не встречал и не знаю, где им пахнет», - пишет русский путешественник Сергей Есенин, побывав в Берлине. Разрешено всё, поэтому издаются брошюрки о технике секса и о бессмысленности человеческого прогресса. Киноэкран пугает «Кабинетом доктора Калигари» и машинным адом «Метрополиса». Посмотрите кошмарные, пугающие работы художника Отто Дикса, перечитайте Ремарка и Набокова, чтобы понять, какая безнадёга царила в этой «столице мира». Куда податься молодёжи? В жиголо? В наркоманы? Под бочок к богатому гомосексуалисту? Безработица, инфляция, голод, отчаяние. И тут являются жестокие, непримиримые и – главное! - понятные люди в коричневых рубашках. Они обещали убрать всю шваль и дать работу. Закрыть все эти похабные кабаре и устроить показательную порку всем виноватым. В одной руке – карающий меч Зигфрида, в другой – изящная шпага Фридриха Великого. Пока умные, добрые и честные искали выход, формулировали и предлагали, нацисты пришли и растоптали. Историки до сих пор спорят о причинах острой популярности Гитлера среди тогдашней молодёжи – напомню, что его электорат составляли люди до сорока лет. Причина-то банальна – фюрер громко пролаял нечто понятное и ясное. В доступной форме. Без сантиментов и смысловых вывертов. Дал цель и показал средства её достижения. За ним двинулись. До сих пор расплачиваются. Кстати, в этом же кроется причина современного неофашизма – эта злобная идейка даёт простые ответы на сложные вопросы. Как противостоять злу? Создавать столь же внятные, но – светлые идеи, как это уже было в нашей истории. Можно, конечно, и далее шарахаться от слова «идеология», перемалывая либеральную жвачку про
«ужасный совок» и
«толерантную комсомолию». Да! Я не оправдываю Караулову – то, что она совершила, с трудом укладывается в голове, но любое деяние требует осмысления и поисков причины.
А причина – в нас. В картине нашего мира. Но, с другой стороны, причина может быть совсем иная! Убавлю-ка я градус общественного пафоса и обращусь к нашему modus-у vivendi. К стилю и к смыслу. Что лежит в основе и что является мерилом современной успешности? Правильно - слава. Известность. Количество упоминаний в СМИ. Кто на слуху, тот и в дамках. О тебе ничего не знают, хотя ты великий математик? Ты – лузер, детка. Увы и ах. Кому нужны хорошие голоса, если можно спеть в полуголом виде? Или – матом. Или, находясь на отдыхе, расколотить сервиз в ресторане и дать смачное интервью о причинах своего перфоманса. О тебе сразу скажут: звезда. Пару лет назад в западной прессе даже мелькала нехитрая мыслеформа, что нынче Pussy Riot стали популярнее The Beatles. Временно, конечно. Однако ж слава быстротечна, посему надо её хватать, пока даётся. Короли мирового шоу-бизнеса произносили имена девиц с уважительным придыханием. Ещё бы! Даже Мадонна в эпоху своего молодого бунтарства не додумалась до танцев в храме. Писалось также, что самые знаменитые русские – это Дягилев, Гагарин и … Надя-Толокно.
«Хорошими делами прославиться нельзя!» - напевала старушка Шапокляк, делая всевозможные гадости. Когда этот мультфильм вышел на экраны, сие казалось глупым и забавным. Сейчас – норма жизни. Потому и Толокно встала на одну ступень с создателем феномена русского балета и с первым в истории космонавтом. Безголосые и безмозглые хулиганки получили свою порцию глории сполна. Ещё? Так называемые «топовые блогеры» беспрестанно подогревают интерес к своим персонам при помощи эпатажа и откровенного хамства. К примеру, молодой дизайнер Тёма Л. – мальчик из очень интеллигентной семьи - каждый год 9 мая публикует провокационную гадость, посвящённую, как вы понимаете, Дню Победы. Точнее, «бессмысленности» этого праздника. Другие господа из «топов» Живого Журнала тоже постоянно изгаляются, ради того, чтобы удержаться на плаву.
А вот очередной шокирующий пример. В прессе мелькнула скромная информация, касающаяся российской космической программы. Моя знакомая с превеликим изумлением спросила:
«А что, сейчас есть космонавты?!» Да! Если смотреть наше ТВ и читать наши глэм-журналы, создастся впечатление, что у нас есть только эстрадные певуны, стилисты среднего пола и разнокалиберные уголовники. Потому что Космос - не в моде. Созидание – мимо. Оно есть, но его как бы нет, ибо есть только тот, о ком громко орётся. Теперь прикиньте, что наша Варвара Караулова совершила переворот в науке и стала самым молодым лауреатом таких-то премий. Пара строк и три слова в новостях. Или она спасла человека! Один вялый репортаж и полчаса в новостях «Яндекса». Совершила подвиг! День-два поболтают, похвалят, …забудут. Хорошими делами? Прославиться нельзя! Надо наворотить чего-то такого, что взорвёт всем мозг. Вот она и взорвала. Хорошо, что не в реальности. А могла бы. К тому шло. Туда и устремлялась…
Галина Иванкина
ertata
... style="color: #b45f06;">
Когда ты принимаешь предложение о работе, не будучи уверенным в адекватности своего решения, ты тешишь себя надеждой, что будешь в свободное время подыскивать более адекватное рабочее место. Однако, после девятичасового (с перерывом на обед) рабочего дня и после двухчасовой поездки по направлению "дом-работа", "работа-дом", у тебя нет ни сил, ни желания что-то предпринять. Ты себя тешишь тем, что еще еще есть время и еще чуть-чуть и...
Наверное, мои мысли по поводу поиска работы покажутся слишком грустным и унылым. Должны же быть и положительные моменты в этом опыте? Конечно, они есть, положительную сторону можно найти у всего. Но скажите мне, почему тогда такое большое количество людей устраивается через
кумовство? Почему же они не хотят пройти все этапы, чтобы доказать себе и другим, что стали лучшим кандидатом из сотни? Это ведь так по-рыцарки и благородно. Вы правда верите, что потраченные нервы вернутся старицей? Как бы не так. Как раз-таки хорошие рабочие места, про которые в народе говорят "не бей лежачего"
распределяются по связям особенно это актуально в небольших городах. Зато копеечная зарплата и адский труд всегда ждут вас на просторах интернета и на страницах газет.
Из положительных моментов безработицы особо отмечу один - поиск себя и смысла своего существования. Свободный от работы человек мыслит шире. Он задает себе вопросы, которые раньше гнал прочь. Начинают посещать свежие задорные идеи: "А что, если заняться фрилансом, начать свой бизнес, кардинально сменить сферу деятельность и пойти учиться." Душа рвется в высь, сердце пылает новой целью, воображение рисует волнующие картины, но жизненные обстоятельства безжалостно возвращает на землю. О каком бизнесе может идти речь, когда у тебя нет стартового капитала, зато есть ежемесячные платежи по кварплате и кушать хочется каждый день? Не приведи Господь, на тебе висят еще кредиты или имеются иждивенцы.
Чтобы начать зарабатывать фрилансом, надо наработать клиентскую базу, на это требуется время. Доходы от фриланса, особенно в начале, когда приходится трудится, чтобы заработать имя, весьма скромные и нестабильные. Пока ты выстраиваешь по кирпичикам репутацию, ты обрастаешь по уши долгами, а выхлоп от фриланса может оказаться нулевым, слишком жесткая и высокая конкуренция. И снова, если нет в наличии финансовой подушки безопасности, то легко можно оказаться у разбитого корыта. Поэтому работа, которую ненавидешь, которая бесит и достала ждет тебя снова в свои цепкие объятия.
Эту статью блога закончу словами из известного стихотворения Блока, которое было мною тематически исковеркано: "Уволишься - начнешь опять сначала. И повторится все, как встарь: Утро, рывок из под одеяла, Усталость, каторга, вискарь."
В пятницу по долгу службы проходили с коллегой по Кольцовскому скверу. Коллеге приспичило посмсить, ...