Довелось мне вчера побывать на финале городского конкурса, посвящённого выбору лучших в разных номинациях – ну там наука, образование, производство... Причём выдвигаются и награждаются не столько начальники, сколько люди действительно что-то делающие; учёные, к примеру. То есть сама по себе идея хорошая, не спорю.
Боже ж мой, какое разностилье. Номинантов объявляют под музыку из "Jesus Christ superstar", награждают под пение Queen (если с Хесусом я ещё справилась, то название песни и уж тем паче строку из Меркьюри я изобразить не смогу – ну, в общем, речь идёт о той песне, где он обещает всем чемпионство). Букеты выносят юные девушки в бальных платьях – а уходят они, означенные девушки, зажав платье в кулак и вытянув этот кулак перед животом; даже не догадываются изящно приподнять подол пальцами.
Не скажу, что всё было сильно плохо или очень хорошо. На самом деле рождается реальное чувство гордости за людей, работающих в твоём городе. Но организация оставляет желать лучшего. Желая выразить патриотизм, организаторы пригласили из Москвы народный коллектив. И после двух часов церемонии (в конце рабочей недели, вечером!) ещё почти два часа шёл концерт! В жарком, душном, плохо проветриваемом зале...
О концерте скажу отдельно. Я нередко говорю, что являюсь сторонником употребления русского языка. Меня жутко злит, что когда поющая девочка хочет блеснуть, она выбирает непременно англоязычную песню, как будто на русском языке не написано ни одного стоящего произведения с красивой мелодией и выразительными словами. Но при этом меня ужасно раздражает, когда ударяются в другую крайность – в сплошное декоративно-деревенское, красные рубахи, сарафаны, ложки-гармошки, калинки-берёзки и так далее. Как будто "русское" – это исключительно лубочно-народное, открыточно-патриотичное. Ну вот и в этом случае длинное, очень длинное выступление (народ волнами убегал в фойе, тем более что там стояли накрытые фуршетные столы, вокруг которых все ходили, не рискуя первыми прикоснуться к благоухающему разнообразию) – и всё это выступление было исключительно про всякие травушки-муравушки, девиц-красавиц и добрых молодцев. Сам по себе, по отдельности, каждый номер был вполне хорош (мне понравился номер балалаечниц), но в целом – надо же думать, в состоянии ли люди будут выдержать такой длинный концерт.
Хотя – выдержали же... Обошлось без обмороков. Зато как потом все накинулись на фуршет! Я осушила два бокала красного и один – белого вина, потому что пить хотелось адски.
2013-07-16 00:10:18
... /> Читаю плутарховы "Жизнеописания" и удивляюсь. ... истории; различные жизнеописания, повествования о ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Читаю плутарховы "Жизнеописания" и удивляюсь. Древний мир – я имею в виду античность, от коей плясать пошла европейская цивилизация – тяготела к фиксации собственной истории; различные жизнеописания, повествования о знаменитых людях и их делах были весьма в ходу. К тому же в поздней греческой и римской литературах царил своеобразный реализм; во всяком случае, у того же Петрония Арбитра, или в "Дафнисе и Хлое", "Херее и Каллирое", несмотря на их искусственность ситуации, полным-полно бытовых моментов, позволяющих понять, как люди тогда жили в повседневной жизни. Про римскую комедию я не говорю – в ней предостаточно таких моментов. (конечно, о реализме я говорю с известной долей условности, которую надо понимать – никуда из античных авторов не вычистить ни их любовь к предсказаниям и гаданиям, ни мелкую мистику).
С другой стороны посмотреть – во всех этих романах и жизнеописаниях множество интересных моментов. Заговоры, сражения, военные хитрости, политика, предательства, побеги и изгнания, примеры воинской доблести и гражданского мужества... Хватает всего, и воспринимается это до сих пор с интересом.
И – повторюсь – тем более удивительно, что при таком избытке подробного и увлекательного материала очень мало книг и фильмов из античной жизни. Я много лет являюсь усердным читателем исторических романов, но почему-то практически нет таких произведений, скажем, о Перикле или Демосфене, Сократе или Овидии. Какие-то мне попадались – скажем, один роман о Нероне (до невозможности предвзятый), или книги, где исторические личности были второстепенными персонами; но всё равно очень мало.
Конечно, я не знакома с современной американской исторической литературой. Но то из неё, что мне попадалось, скорее отпугивает, чем заставляет искать, ибо эти романы историческими можно назвать с тем же успехом, что и любое другое популярное чтиво. Впрочем, может быть, в этом и есть проблема? – для того, чтобы написать роман о жизни того же Перикла, необходимо как-никак, а изучить эпоху, а на это нет ни времени, ни желания? Скажем, о жизни великого реформатора театра Софокла известно всё-таки немного; неизбежно что-то надо додумывать, сочинять – без специальных знаний этого не сделаешь.
В кино ситуация несколько другая. Да, есть и "Александр", и "Триста спартанцев", и "Гладиатор" – но это ведь только издевательство над историей на самом-то деле. За пышной картинкой ничего не стоит, кроме пафоса и вбуханных денег... А ведь сколько интересных биографических фильмов с большой познавательной ценностью можно было бы снять по античному материалу! И при этом все они могли бы быть вполне себе увлекательнымии и с чисто зрительной точки зрения. Скажем, Саламинская битва – красочные войска, персы, греки, корабли на кипящих волнах, заговоры, подсылы... Сюжет можно было бы завернуть ещё так, не отходя при этом слишком сильно от реальности!
Вот не знаю, почему весь этот пласт истории остаётся в стороне. Хотя... если вспомнить как раз тех же "Гладиатора" или "Трою", может и стоит порадоваться этому?..