2017-01-22 09:44:27
Приведён расчёт, насколько необходимо увеличить НДФЛ на большие зарплаты, чтобы полностью отменить ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Приведён расчёт, насколько необходимо увеличить НДФЛ на большие зарплаты, чтобы полностью отменить уплату НДФЛ на низкие заработные платы, размером до 3-х МРОТ.
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ), как и любой другой налог воспринимается отрицательно, теми, кто его уплачивает. НДФЛ мог бы восприниматься более лояльно, если имел меньшую ставку, за счёт его трансформации (перераспределения) в страховые взносы (которые воспринимаются гражданами, как гарантия получения помощи). В зависимости от того, каким образом дифференцировать налог на доходы физических лиц (НДФЛ), можно получить как положительные, так и отрицательный эффекты.
Самое известное предложение, которое выдвигают социалистические партии, это «Требование введения прогрессивной шкалы налогообложения НДФЛ. Предполагающее, снижение или отмену налога для рабочих с низкими заработными платами, и увеличения НДФЛ для богатых, получающих большие зарплаты (доходы)».
Но…, реализация введения прогрессивной шкалы налогообложения НДФЛ, в таком упрощённом виде, будет иметь недостатки (отрицательные результаты), которые сведут на "нет", данное решение ("благое пожелание"). Так как работодатели, уплату большего НДФЛ со своих заработных плат, компенсируют уменьшением размера заработных плат рабочим и служащим, работающих у них. Тем самым, увеличивая долю рабочих с низкой зарплатой. Далее, часть работодателей попытаются, каким либо образом скрыть получаемые свои большие доходы от уплаты налога, тем самым уменьшая поступления в региональные бюджеты. В свою очередь власть, недостачу поступления в бюджет от уплаты НДФЛ, компенсирует разгоном инфляции и пониженной компенсацией заработных плат бюджетникам и пенсий пенсионерам. Для остальных граждан, большая инфляция "съест" часть накоплений, а для бизнеса станут недоступны кредиты. В итоге, через несколько лет, рабочие и служащие с низкими заработными платами, будут получать, так же мало денег, как и сейчас. В случае, полной отмены для них, уплаты НДФЛ, то они ещё лишаться ряда социальных вычетов (льгот по налогу) на детей, на покупку жилья, медицину и образование.
Поэтому, введение прогрессивной шкалы налогообложения НДФЛ, должно быть реализовано грамотным образом, исключающим недостатки (возможные отрицательные последствия).
Прежде чем, приступить к описанию способов реализации, стоило бы, ради интереса, посчитать, насколько необходимо увеличить НДФЛ на большие зарплаты, чтобы полностью отменить уплату НДФЛ на низкие заработные платы, размером до 3-х МРОТ. Для чего воспользуемся опубликованными данными Росстата: "Распределение численности работников по размерам начисленной заработной платы". (На момент расчётов, в январе 2017 г., были доступны данные только за апрель 2015 года.)
Посчитаем долю работников получающих низкую заработную плату до 3х МРОТ (МРОТ в 2015 г составлял 5965 руб). Заработная плата в размере 3-х МРОТ составит 17 895 руб (5965*3=17895руб) Их доля составляет 31,5% (1,4+3,1+3,4+4+4,3+4,2+4,5+4,5+2,1=31,5%) Рассчитаем, среднюю заработную плату для низких зарплат 1,4%*5965руб=8351 руб 3,1%*(5965руб+7400руб)/2=20716 руб 3,4%*(7400+9000)/2=27880 4%*(9000+10600)/2=39200 4,3%*(10600+12200)/2=49020 4,2%*(12200+13800)/2=54600 4,5%*(13800+15400)/2=65700 4,5%*(15400+17000)/2=72900 2,1%*(17000+17900)/2=36645
Средняя заработная плата для низких зарплат (до 3х МРОТ для 2015 года) составит 11905 руб ((8351+20716+27880+39200+49020+54600+65700+72900+36645)/31,5%=11905 руб) 13% НДВЛ с неё, будет равен 1548 руб (11905/100*13=1548 руб)
Теперь, посчитаем долю работников получающих большую заработную плату, превышаю предельную базу для начисления страховых взносов 59 250 руб в месяц (В 2015 году предельная база для начисления страховых взносов составляет 711тыс.руб /12мес=59250 руб). Доля работников получающих большую заработную плату составляет 11,9% (5,4+3,3+2,8+0,3+0,1=11,9%) При этом средняя заработная плата составляет 111601 руб 5,4%*(59000руб+75000руб)/2=361800 руб 3,3%*(75000+100000)/2=288750 2,8%*(100000+250000)/2=490000 0,3%*(250000+500000)/2=112500 0,1%*(500000+1000000)/2=75000 (361800+288750+490000+112500+75000)/11,9=111601 руб
Но так как, предполагаемый повышенный НДФЛ, будет взиматься только с суммы превышающей предельную базу для начисления страховых взносов, то необходимо пересчитать среднюю заработную плату, за вычетом суммы не превышающей предельную базу для начисления страховых взносов - 59250 руб в месяц. Тогда средняя заработная плата составит только 52351 руб 5,4%*((59000руб+75000руб)/2-59250)= 41850 руб 3,3%*((75000+100000)/2-59250)= 93225 2,8%*((100000+250000)/2-59250)= 324100 0,3%*((250000+500000)/2-59250)= 94725 0,1%*((500000+1000000)/2-59250)= 69075 (41850+93225+324100+94725+69075)/11,9=52351 руб 13% НДВЛ с неё будет равен 6806 руб (52351руб/100*13=6806 руб)
Доля работников получающих низкую заработную плату, превышает долю тех, кто получает большую зарплату в 2,65 раза (31,5% / 11,9%=2,65 раза). Или можно сказать, что на одну большую заработную плату приходится 2,65 низких заработных плат.
Необходимо средний размер НДФЛ с низких зарплат умножить на коэффициент 2,65 Получим среднюю денежную сумму НДФЛ, равную 4102 руб (1548руб*2,65=4102,2 руб), которую необходимо удержать со средней большой зарплаты. Её значение в процентах, для большой зарплаты, составит около 8% (4102руб*13% / 6806руб=7,8%)
Выходит, что теоретически увеличение на 8% НДФЛ на большие заработные платы, позволило бы полностью отменить НДФЛ на низкие зарплаты размером до 3-х МРОТ. Но это только теоретически, потому что данные Росстата охватывали только половину (29 млн.человек) от всех работников и служащих, а их в 2 раза больше. И возможно большая их часть получает малые зарплаты. Так что, в реальности НДФЛ на большие заработные платы, вероятно, пришлось бы увеличить в 1,5 - 2 раза.
Важно ещё знать, что за счёт НДФЛ формируется большая часть региональных бюджетов, из которых выплачиваются зарплаты учителям, врачам. (Правда, к сожалению, работники образования и медицины не особо стремятся оказывать качественно свои бесплатные услуги.) К сведению, из опубликованных данных Росстата "Финансы России 2016 год" Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых федеральной налоговой службой, в консолидированный бюджет РФ в 2015 году, составили: всего - 13787,8 млр.руб. из него: НДФЛ – 2806,5 млр.руб. налог на прибыль организации - 2598,8 млр.руб. НДС – 2448,3 млр.руб. налог на имущество организаций – 712,4 млр.руб. земельный налог - 185,1 млр.руб.
Поэтому уменьшение (или отмена) НДФЛ на низкие зарплаты будет всегда сопряжена с риском недополучения денежных поступлений бюджет. Поэтому власть и отказывается уменьшать НДФЛ на низкие зарплаты.
Теперь, собственно описание грамотного способа реализации введения прогрессивной шкалы налогообложения НДФЛ. Первое. Предоставить работникам и служащим, получающим низкую заработную плату, размером до 3-х МРОТ, возможность уменьшить до 6% налогово-социальную нагрузку на свою заработную плату. Для чего, на заработные платы до 3-х МРОТ, преобразовать 4% НДФЛ (снизив его с 13% до 9%) во взносы на обязательное медицинское страхование (увеличив их с 5,1% до 9,1%). И ввести, на заработные платы до 3-х МРОТ, льготный пониженный страховой взнос в Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС), зависящий от состояния здоровья работника (поддержание его в хорошем состоянии), с возможностью уменьшения его с 9,1% до 3,1%. При этом часть денег с суммы взноса не уплачивается в Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС), а начисляется к зарплате этого рабочего. Так, если у человек (рабочий) не курит – страховой взнос снижается на 1,5%, если не злоупотребляет спиртным – ещё 1,5%, нет избыточного веса тоже – 1,5%. Дополнительно - 1,5%, для компенсации стоимости посещения платных занятий спортом в спортивных секциях (клубах, фитнес залах, спортзалах и т.п.), либо за сдачу физических нормативов ГТО. Состояние здоровья граждан определяется при очередной диспансеризации.
В этом случае, государство не просто уменьшает налогово-социальную нагрузку на рабочих, а вкладывает деньги в сохранение своего здоровья самими гражданами. Тем самым в будущем уменьшая количество больных (к примеру, больных сахарным диабетом, раком) и расходы на их лечение. Вдобавок, уменьшится экономический ущерб России от алкоголизма, он, ещё в 2008 году оценивался в 1 трлн. 700 млрд. руб.
Подобный льготный пониженный страховой взнос в Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС), зависящий от состояния здоровья работника (поддержание его в хорошем состоянии), с возможностью уменьшения его с 5,1% до 3,1%, необходимо также ввести на остальные заработные платы, не превышающие установленную предельную базу для начисления страховых взносов.
Конечно, введение льготного пониженного страхового взноса в ФОМС, вначале повлечёт уменьшение денежных поступлений в мед.фонд. Поэтому, можно на оборот (вместо уменьшения) увеличить размер страхового взноса для работающего гражданина, на – 0,5%, если его ребёнок (в возрасте школьника) имеет избыточный вес (который может привезти к чрезмерной полноте, и связанные с этим проблемы со здоровьем). Ещё, на – 0,5%, если у ребёнка - школьника неудовлетворительное поведение, своим плохим поведением он, причиняет психологическое расстройство (наносит психологические травмы) окружающим его школьникам и учителям. Вполне справедливо, наказывать таких родителей, кто неправильно кормит своих детей, и не занимается их воспитанием.
Дальнейшее уменьшение налогово-социальной нагрузки для рабочих и служащих с низкой заработной платой, необходимо делать дифференцированно, чтобы не вызвать более серьёзную недостачу доходов в консолидированный бюджет (по крайней мере до того времени, когда начнётся положительной динамики сокращения расходов на лечение больных и снижения вреда от алкоголизма).
Для работающих родителей получающие небольшие заработные платы стоит увеличить социальные вычеты на детей.
Для студентов и работающих пенсионеров получающие небольшие заработные платы до 2х МРОТ, необходимо уменьшить, а лучше вообще отменить НДФЛ, чтобы заинтересовать работодателей в приёме их на работу. Для студентов, это поможет получить необходимый опыт работы по профессии. Для работающих пенсионеров снижение размера ставки НДФЛ (или её отмена) не страшно, так как они уже не смогут воспользоваться основными социальными вычетами. По причине того, что их дети стали взрослыми (не учатся), а в оформлении ипотечного кредита, им откажут банки. Зато, заинтересует работодателей в найме на работу пенсионеров, на низкооплачиваемые профессии, на которые молодёжь не хочет идти работать, либо на работы, где используется дешёвый труд гастарбайтеров.
Второе. Вывод из фонда заработной платы, заработные платы (превышающие установленную предельную базу для начисления страховых взносов) работодателей и их заместителей, топ-менеджеров, иных начальников и руководителей, осуществляющих руководство или контроль над деятельностью подчинённых рабочих (служащих). То есть, заработные платы, доплаты и премии, которые превысили установленную базу, тех…, кто не осуществляет непосредственное выполнение работ, оказание услуг.
Для этого Министерство труда и социальной защиты РФ совместно Профсоюзными комитетами, должны установить минимальный уровень фонда оплаты труда, для каждой отрасли, сферы экономической деятельности. Из которого, запрещено производить отчисления на заработные платы (превышающие установленную предельную базу для начисления страховых взносов) выше перечисленным лицам. Работодатели должны формировать дополнительный фонд оплаты труда, из которого производятся выплата заработной платы (доплаты, надбавки, премии и т.д.), превышающие установленную предельную базу для начисления страховых взносов, себе и остальному руководству (менеджменту).
Благодаря этому, заработная плата рабочих и служащих будет защищена, от попыток работодателей (руководства и менеджмента) компенсировать не дополучение прибыли (связанной, прежде всего с неэффективностью работы руководства), за счёт урезания заработных плат рабочим и служащим, а не себе.
Третье. Вместо повышения НДФЛ для богатых, получающих большие зарплаты (доходы). Для начала, необходимо вернуть в Пенсионную систему, ранее отменённую солидарную часть пенсии, на которую раньше уплачивались 10% взносов с больших заработных плат, доходов (свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов). Из солидарной части пенсии должна выплачиваться равная для всех фиксированная выплата (базовая часть пенсии). Благодаря этому, удастся сгладить пенсии между теми, кто получает большую, и теми, кто получает меньшую заработную плату. Заодно позволит сократить дефицит бюджета Пенсионного фонда, что снизит необходимость в увеличении пенсионного возраста для граждан. Сейчас (согласно Налогового кодекса РФ ст. 426), 10% взносов с больших заработных плат, доходов (свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов), уплачиваются на обязательное пенсионное страхование, и соответственно учитываются в пенсионных баллах. Из-за чего, в будущем, Пенсионному фонду придётся выплачивать ещё больше пенсии тем, кто получал заработную плату, свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов.
На будущее, если удастся преодолеть кризис Пенсионной системы (избежать повышение пенсионного возраста), часть страховых взносов уплачиваемых на обязательное пенсионное страхование с больших заработных плат, доходов (свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов), стоило бы преобразовать в НДФЛ зарплаты (доходы) работодателям (их заместителей, топ-менеджеров и т.д.), выплачиваемых не из основного фонда заработной платы рабочим и служащим. Причём, желательно, преобразовать в отдельный НДФЛ на экологию, на который бы не распространялись какие либо социальные вычеты. Доходы от НДФЛ в экологию, должны вкладываться в строительство очистных сооружений, строительство новых предприятий использующих вторичное сырьё (промышленные и бытовые отходы). В итоге, дополнительно получим, более чистую окружающую среду (воздух, воду), снизим заболевания граждан. От данного налога в определённой степени выиграют все и богатые и бедные.
Одним из недостатков НДФЛ, является его недостаточно эффективное распределение между региональным и местными бюджетами. Так, согласно ст.58 Бюджетного кодекса РФ «Органы государственной власти субъекта РФ обязаны зачислять в местные бюджеты не менее 15 % налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта РФ от указанного налога (что соответствует 2,3% ставки НДФЛ)». При этом выбор способа передачи средств (единые и (или) дополнительные нормативы отчислений) остается за субъектом РФ. Из-за чего, распределение конкретных объёмов средств от НДФЛ в отдельные местные бюджеты, иногда происходит из принципа лояльности местной власти к региональной власти. Особенно меньше всего средств от НДФЛ поступает в сельские поселения (посёлки и деревни), ставя их на грань вымирания.
Поэтому эффективным (экономически выгодным) способом поддержки сельских поселений (их возрождения) стало бы, обязанность переводить часть налога НДФЛ (3% от 13%) с заработной платы (дохода) граждан, в местный бюджет, где проживают их родители.
Многие молодые люди переезжают из деревень в город для устройства на работу. Во время отпуска они приезжают к родителям в деревню, отдохнуть и оказать им помощь. Их родители, в свою очередь, помогают взрослым детям выращенными продуктами питания (уменьшая траты на питание в городе). Поэтому, будет справедливо отправлять в качестве компенсации, часть налога НДФЛ, в местные бюджеты (деревень, сёл), где живут их родители – пенсионеры. Тогда, проживание пенсионеров (родителей детей, работающих в городе) станет выгодным, будет приносить прибыль местному бюджету. Отношение местной власти к пенсионерам значительно улучшится. Возможно впоследствии, даже станет выгодно заманивать пенсионеров в малые населённые пункты для их проживания. Так же, родители – пенсионеры проживающие в деревне, являются «стимулом» для работающих граждан (их детей) проводить отпуск у них в деревне, а не ездить отдыхать за границу. Улучшится социальное обеспечение (качество жизни) граждан проживающих в сельских поселениях, повысится благоустроенность и привлекательность посёлков и деревень. Перспективы развития НДФЛ в России как стимулирующего налога
Сейчас большая часть прибыли от реализации продовольственных товаров, остаётся у торговых сетей (магазинов и прочих перекупщиков - реализаторов), а не у производителей этих товаров (продуктов питания). Особенно это заметно на примере продажи сезонной плодовоовощной продукции. Где разница между отпускной ценой выращенной фермерами продукции и ценой в сетевых магазинах (магазинах розничной торговли), может превышать в 3 раза (достигать 300% накрутки). Из-за чего, производители сельскохозяйственных товаров (продуктов), работают с минимальной рентабельностью. К тому же в отпускной цене фермерской продукции заложена выплата кредита, взятого у банка под новый урожай.
Поэтому необходимо увеличить часть прибыли производителям и переработчикам сельхозпродукции, от продажи произведённых ими продовольственных товаров, на рынках оптово-розничной торговли и в магазинах. За счёт ограничения допустимой наценки на продовольственные товары для перепродавцов – реализаторов на рынках и в магазинах, в пользу производителей и переработчиков продовольственных товаров, для которых наценки не должны ограничиваться, за исключением случаев предусмотренных антимонопольным законодательством. Для этого, в рамках Федерального закона N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", региональными властями субъектов РФ, должны устанавливаться, ежемесячные максимально допустимые цены на каждый вид продовольственного товара. Рассчитываемые, с учётом установленных наценок на продовольственные товары, и возможности местных товаропроизводителей обеспечить потребность региона продуктах питания в определённый период года (в сезон и межсезонье).
Так, для розничных и оптовых рынков и не стационарных объектов торговли, максимально допустимая цена не должна превышать на 20-30%, от средней отпускной цены крупных производителей продовольственных товаров, в регионе. При условии, что в данном месяце, местные производители продовольственных товаров, смогут обеспечить потребность региона не менее чем на 60%, по конкретному продукту питания (товару). Если местные производители продовольственных товаров, смогут обеспечить потребность региона, менее чем на 60%, по конкретному продукту питания (товару) в предстоящем месяце, месяцы (сезоне, межсезонье). То, для розничных рынков и не стационарных объектов торговли, максимально допустимая цена не должна превышать на 20-30%, от средней отпускной цены крупных оптовых рынков (складов), занимающихся поставкой продовольственных товаров, в регион. Для стационарных и сетевых магазинов, максимально допустимая цена не должна превышать на 20-30%, от средней отпускной цены крупных оптовых рынков (складов), на продовольственные товары, в данном регионе.
Далее, производителям продовольственных товаров, должна возвращаться часть денег, от совокупного размера вознаграждения, выплачиваемого ранее ими, хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им у них (хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров), определенного количества продовольственных товаров, и платы за оказание услуг по продвижению товаров, логистических услуг, услуг по подготовке, обработке, упаковке этих товаров, иных подобных услуг. (К сведению, в законопроекте № 704631-6, рассматриваемой Госдумой, совокупный размер вознаграждения собираются снизить с 10% до 5% от цены приобретенных продовольственных товаров). Так, если производитель продовольственных товаров, заплатил торговой сети (хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность), вознаграждение в размере некоторого процента от цены продовольственных товаров, за оказание услуг по подготовке, обработке, упаковке этих товаров. То, по окончанию реализации (продажи) этой партии продовольственных товаров, торговой сетью, возвращается производителю продовольственных товаров, часть денег от ранее уплаченного им вознаграждения. Из расчёта 1% за каждые 10% наценки к стоимости товара. К примеру, если торговая сеть продает продовольственный товар с наценкой в 20%, то она должна вернуть производителю этого товара - 2%, из ранее уплаченного им вознаграждения за услуги по подготовке, обработке, упаковке товара, иных подобных услуг.Другие предложения поддержки сельхозпроизводителей