2017-01-22 00:57:31
«И увидел Фараон, что наступило облегчение, и отяготил сердце своё». (Шмот 8:11) < ...
+ развернуть текстсохранённая копия
«И увидел Фараон, что наступило облегчение, и отяготил сердце своё». (Шмот 8:11)
Наши мудрецы (Мидраш Раба на недельную главу, 10) говорят: «Таков путь грешников: когда они находятся в беде, кричат (умоляя Творца пощадить их), а когда наступает облегчение, возвращаются к своим грехам». И всё это – из-за того, что грешники находятся во власти своего сердца, как говорит Мидраш (Эстер Раба 10:3). Т.е. их чувства и ежеминутные желания правят ими и влияют на все их действия. В то время, когда грешники испытывают боль и страдания, они раскаиваются в своих грехах, но стоит пройти боли и страданиям, сразу же возвращаются к ним. И всё это — поскольку в то время, когда они не чувствуют никакой боли, им кажется, что спокойствие и беззаботность продолжатся вовеки. И так говорит Зоар (Насо 126:1): «природа человека такова, что он идёт по этому миру, думая, что он принадлежит ему и останется в нём на веки веков».
Однако праведники постоянно помнят о будущем и, осознавая, какую огромную награду получат за добрые дела и какое неимоверное наказание за злые, творят добро и воздерживаются от зла. Стих в книге Коэлет (9:5) «Ибо живые знают, что умрут, но мертвые ничего не знают» объясняет Талмуд (Брахот 18а) следующим образом: праведники, которые даже после смерти своей считаются живыми, знают, что умрут, т.е. постоянно напоминают себе об этом, и поэтому живут соответственно этому знанию, а грешники, которые считаются мёртвыми даже при жизни, не задумываются об этом, и поэтому продолжают грешить. Из этих слов мы видим, что одно из главных различий между праведником и грешником заключается в том, задумывается ли человек о грядущем или живёт в соответствии с ежеминутными чувствами.
И так пишет Рабейну Йона (Шаарей Тшува 2): «и должен человек во время того, когда он спокоен и безмятежен, представлять себе, как будет волноваться сердце его и дрожь пройдёт по всему телу в день смерти, когда ему предстоит дать отчёт (перед Небесным судом обо всей его жизни), как исповедуется в то время с разбитым сердцем. И так пусть делает всю жизнь свою – исповедуется с разбитым сердцем, и пусть будет боязнь перед Б-гом всегда перед его глазами».
Талмуд в трактате Тамид (32а) приводит, что Александр Македонский спросил еврейских мудрецов: «Кто является поистине мудрым?» На что мудрецы ответили: «Тот, кто видит грядущее». Объясняет Хафец Хаим (предисловие к книге Ховат аШмира), что Талмуд употребляет слово «видит» буквально: праведник представляет себе грядущее и видит его (в своём воображении) перед собой, поэтому он живёт и действует соответственно.
Этот материал был опубликован на сайте "Беерот Ицхак" источник: www.imrey.org
Одним из основополагающих принципов еврейской веры является убежденность в том, что Бог в конце концов вознаграждает добро и наказывает зло. В Торе в связи с этим говорится: «Твердыня, совершенно Его деяние, ибо все пути Его правосудны; Б-г верный, и нет кривды, праведен, и прямо это. (Дварим 32:4).
Однако в силу того, что мир существующий (Олам аЗе) должен служить средой для испытаний и достижений, и в силу этого вмещать в себе зло, местом для вознаграждения он служить не может. Поэтому Бог создал другое измерение, будущий мир (Олам аБа), совершенно не похожий на этот мир, преисполненный добра, и именно он является местом для вознаграждения.
Таким образом, мир, в котором мы живем, по сути представляет собой коридор, или же место для подготовки, в котором человек должен заслужить свою награду, а будущий мир – это место получения окончательной награды.
Хотя основная награда за добро ожидает человека не в этом мире, Бог все же дарует определенные блага и здесь, чтобы поощрить праведных, показывая им, что добро вознаграждается. Царь Давид, молясь о таком поощрении, сказал: «Сотвори для меня знамение к добру, увидят ненавидящие меня и устыдятся, ибо Ты, Г-сподь, помог мне и утешил меня.» (Теилим 86:17). Точно так же Бог карает в этом мире нечестивых, что служит предостережением и для них, и для тех других, кто мог бы поддаться искушению и последовать их примеру. Бог вознаграждает человека, создавая ему такие условия, в которых он сможет совершить больше добрых дел.
Зачастую Бог вознаграждает людей за добрые дела, создавая им условия, в которых они смогут творить больше добра. Иногда с этой целью Он увеличивает материальное благосостояние такого человека. Если после этого человек с умом использует свои блага, они могут возрастать еще и еще, до тех пор пока он не будет в состоянии достичь добра и в этом мире, и в следующем…
Все награды, получаемые праведниками в этом мире, — это безусловный дар, как процент за совершаемые ими дела. Поэтому они никоим образом не уменьшают его будущую награду. Истинное вознаграждение праведных находится в Будущем мире, и уменьшить его не может никакая сила на земле…
Человеку не дано знать, получит ли он свою награду за добрые дела в этом мире или же в последующем, ведь решение этого вопроса всецело в руках Бога. Точно так же нельзя просить награды для себя исходя из справедливости, так как Бог ничего не должен никому из людей за творимое ими добро. Достаточной наградой человеку за все его благие дела служит уже тот простой факт, что Бог дает ему жизнь и заставляет солнце светить над ним … Добро и зло не исключают друг друга
Окончательная награда за добро – бесконечна, а наказание за зло – временно. Из-за такого несоответствия совершаемое человеком добро ни в коем случае не компенсирует собой то наказание, которого он заслуживает за свои злые дела.
Поэтому нас учат, что Бог не примет подкуп в виде добрых дел ради уменьшения наказания. Даже если человек поспособствует тому, чтобы добрые дела совершали многие, его все равно ждет наказание за грехи. Тем не менее добрые дела могут отсрочить наказание, чтобы дать ему шанс раскаяться, или уменьшить его страдания, если он уже раскаялся.
И наоборот, зло не сводит на нет добро, и даже очень нечестивый человек все равно получит награду за совершённое добро, если он его совершал. Лишиться награды за добрые дела может лишь тот, кто сожалеет о том, что их совершал, как сказано: «А если отступит праведник от праведности своей и станет совершать несправедливость, делая все те гнусности, какие делает нечестивый? И будет он жив? Все благие дела его, которые он совершил, не будут вспомянуты; за вероломство его, с которым предал, и за грех его, которым согрешил, – за них умрет. » (Йехезкел 18:24). Не наказание, а последствия
Точно так же, как Бог создал самоподдерживающуюся систему законов физики, Он создал и самоподдерживающуюся систему духовных законов. Бог сотворил мир таким, чтобы благо для человека совершалось не как награда за его дела, а как непосредственный результат его дел. То же относится и к злу, настигающему человека. Поэтому сказано: «Правда хранит идущего непорочным путем, а нечестие губит грешника» (Мишлей 13:6)…
Обычно Бог делает результат соответствующим деянию, но в противоположную сторону. Так, к примеру, человеку, ищущему почестей, часто бывает в них отказано, а тот, кто сторонится признания, будет в почете у окружающих. Поэтому сказано: «Высокомерие человека унижает его, а смиренный духом стяжает честь» (Мишлей 29:23).
Так же, как Бог наказывает человека в соответствии с его грехами, Он проявляет и милосердие, соответствующее его наказанию, показывая тем самым пример, как следует исправлять причиненный вред. Поэтому наши мудрецы учат нас, что Бог исцеляет тем же, чем поражает… Божественное происхождение
Изучение Торы чрезвычайно важно для выживания еврейского народа. Пренебрежение ею может привести к краху. Поэтому Бог сказал своему пророку: «за то, что оставили они Тору Мою, которую Я дал им, и не внимали голосу Моему, и не следовали ему» (Йирмиягу 9:11-12).
С другой стороны, изучение Торы служит для защиты еврейского народа, как поодиночке, так и всех вместе, ведь сказано: «Древо жизни она для придерживающихся ее, и опирающиеся на нее счастливы» (Притчи 3:18).
Цели Бога при сотворении мира были исключительно альтруистическими: безусловно дарить свое бесконечное добро. В самом деле, так как ни одно существо, имеющее свои пределы, не может заслуживать такой доброты за одни лишь собственные достоинства, это было целиком и полностью деяние любви и милосердия. Поэтому сказано: «Мир милостью устроен» (Теилим 89:3). Все же замысел Бога даровать свою доброту безусловно уравновешивается Его желанием, чтобы человек мог наслаждаться этой добротой через удовольствие от собственных свершений, то есть в качестве награды за добрые дела.
Так как абсолютное милосердие делало бы доброту Бога бессмысленной, а неуклонная справедливость делала бы ее осуществление невозможной, Бог сделал так, чтобы Его вселенная основывалась на правилах как справедливости, так и милосердия. И все же во всех случаях Его милосердие имеет преимущество перед Его справедливостью, как видно из Писания: «Справедливость и правосудие – основание престола Твоего; милость и истина пред Тобой» (Теилим 89:15).
Любое наказание, налагаемое Богом, совершается с мудростью и любовью. источник: www.imrey.org
2016-10-27 01:27:04
Казалось бы очевидное – в некоторых религизных общинах категорически и ни при каких услових не ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Казалось бы очевидное – в некоторых религизных общинах категорически и ни при каких услових не используют деньги для взаиморасчёта, только обмен натуральным товаром или прямые обязательства по договору, или что-то под что-то в залог. Так что, если кто-то вам говрит, что деньги придуманы и ниспосланы Богом для лучшей жизни – самое время спросить – а […]