Дональд Трамп добился успеха, победив на выборах с лозунгом «Сделаем Америку снова великой». Вряд ли он до конца понимал глубину сути слогана. Но его бизнес-интуиция (назовем это так) верно схватила суть того, что сейчас жизненно необходимо миру.
Самоидентификация человека имеет иерархическую структуру. Психолог Роберт Дилтс сформулировал пирамиду из шести уровней. Снизу вверх они выглядят следующим образом: – окружение человека; – поведение; – способности; – убеждения — ценности; – идентичность; – миссия. Любой человек определяет себя через свое окружение — через соседей, через место работы и другие факторы. Это неплохо, но для самоощущения очень мало. Двигаясь вверх по шкале, мы начинаем осознавать себя больше, и это дает нам возможность выстраивать свою личность и формировать концепт счастья как самореализации на более высоких уровнях. Уровень идентичности в этой схеме один из принципиально важных. Почему он стал «хромать» в новейшее время? Дело в том, что есть опасность построить ущербную идентичность на опускании других. Многие русскоязычные евреи, не найдя себя в Америке, просто зафиксировали свою ненависть к бывшему Совку, создав себе образ «антисоветчика».
Есть антисемиты, которые видят свою роль только в неприятии евреев. Это несчастные люди, если вся их идентичность ограничивается только неприязнью к некой группе.
В современном мире есть четыре основные «хромающие» области — неприязнь к арабскому миру, к России, к Украине, к Израилю. Мы сейчас не говорим, что эти объекты неприязни святые или грешные. Главный посыл этой идеи — опасно строить свою идентичность на доминирующей неприязни. Возможно, что либеральный мир выдвинул идею политкорректности, чтобы не дать «разгуляться» ущербной идентичности. Позитивная идентичность — величайшая благо. Лозунг Трампа про великую Америку является чрезвычайно благотворным для душевно-духовного статуса народа, при условии что Америка сможет следить за отношением к национальным меньшинствам, найдя золотую середину между ненавистью и потаканием.
Важную роль должны сыграть ключевые американские бренды, например «Форд». Гуляя по брайтонской набережной, я наблюдаю, как достраивается «Форд-амфитеатр». Мы слышим, что «Форд», частично свернул планы вывоза производства в Мексику, возвращая рабочие места в Америку. Я рад за корпорацию «Форд». Такие шаги не только имеют экономическое значение, но и восстанавливают уважение к брендам, которые готовы инвестировать в патриотизм, а не только гоняться за длинным рублем, бросая на произвол соотечественников.
В идентичность входят многие традиционные ценности, в частности семья. Мы видим, что Трамп презентовал интересный «семейный элемент» в виде семьи его дочери Иванки и Джерада Кушнера. Это создало уникальный шанс перевернуть еврейский фактор из маргинального в почетный. Если у самого президента есть своя «еврейская ячейка» в семье, то это может стать новым трендом в высшем обществе. Причем семья Иванки весьма симпатичная и этим ломает карикатурный стереотип крючконосых евреев. Также, если Трамп перевернет отношение к Израилю и заставит заткнуться антиизраильскую свору, это радикально оздоровит американскую идентичность.
Вспоминаем благословение Авраама из Торы: «Благословляющий тебя будет благословлен».
2015-01-18 22:09:14
Выше сегодня ещё на одну шикарную коллекцию эмигрантской прессы, через журнал labas. Её плюс в том, ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Выше сегодня ещё на одну шикарную коллекцию эмигрантской прессы, через журнал labas. Её плюс в том, что многие оцифрованные номера можно скачивать в PDF. Особенно хороша коллекция парижской газеты "Иллюстрированная Россия". В отличие от предыдущей эмигрантской подборки, которую я тут рекомендовал - журнала "Часовой" - она не столь злобная и брызжущая слюной, а более забавная …
2015-01-12 20:20:30
... />– Гендерная идентичность – более ... ориентацией/гендерной идентичностью?» Вот ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Елена Климова написала в 2014 г.книгу «Дети-404. ЛГБТ-подростки: в стенах молчания», опираясь на свой опыт общения с подростками, их родителями, психологами и ЛГБТ-активистами. Электронная версия, бесплатная, доступна по ссылке https://docs.google.com/file/d/0By0NBy5KEhHvc2ZrcTBXR2hrNDA. Публикую интервью с ней в "Учительской газете"
– Лена, объясните для тех, кто живет в традиционных семьях с традиционными устоями, педагогам российских школ в том числе, что же такое – нетрадиционная сексуальная ориентация?
– Вначале мне хотелось бы сделать небольшое отступление. Нет «обычной/необычной», «традиционной/нетрадиционной» сексуальной ориентации. Само выражение «нетрадиционная ориентация» считается дискриминационным. Что считать традицией? То, что существует достаточно давно? На протяжении всей истории человечества наряду с гетеросексуалами известны и геи, лесбиянки, бисексуалы. Само слово «лесбиянка», например, произошло от названия греческого острова Лесбос, где в VII веке до нашей эры родилась поэтесса Сапфо, известная стихами о любви к женщинам. Представляете – VII век до нашей эры! Такие отношения и такие люди были во все времена и во всех обществах.
Сексуальная ориентация – это психофизиологическая особенность человека. Человек может быть гетеросексуален, бисексуален, гомосексуален, асексуален. Что это такое? Гетеросексуального человека физически, романтически и эмоционально привлекают люди противоположного пола: гетеросексуального мужчину привлекают женщины, гетеросексуальную женщину – мужчины. Гомосексуального человека физически, романтически и эмоционально привлекают люди своего пола. Гея привлекают мужчины, лесбиянку – женщины. Бисексуального человека физически, романтически и эмоционально привлекают люди и своего, и противоположного пола. Это не означает, что бисексуалы распущенные или одновременно заводят отношения с мужчинами и с женщинами; это просто потенциальная возможность привлекательности человека любого пола. Асексуального человека физически не привлекают никакие люди. Он не чувствует потребности в сексе вообще. Но это не значит, что асексуал не может заводить с людьми романтических отношений, не может любить. Также существуют пансексуалы, которых привлекают люди вне зависимости от их гендерной идентичности.
– Что же такое гендерная идентичность?
– Гендерная идентичность – более сложная и непонятная для многих тема. Если кратко, то люди делятся на цисгендеров, то есть их биологический пол совпадает с самоощущением и трансгендеров – их биологический пол с самоощущением не совпадает. Трансгендеры необязательно стремятся скорректировать внешний вид в соответствии с этим ощущением. Это особенность транссексуалов. Выделяют транссексуалов MtF (Male-to-Female) – родившихся с мужским телом, но ощущающих себя женщиной, и FtM (Female-to-Male) – родившихся с женским телом, но ощущающих себя мужчиной.
– Что говорят врачи на этот счет? Считается ли сексуальная ориентация болезнью?
– Никакая сексуальная ориентация в современном мире не считается болезнью. 17 мая 1990 года решением общего собрания Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) гомосексуальность была исключена из списка психических заболеваний. В современной международной классификации болезней МКБ-10 в разделе F66 (Психологические и поведенческие расстройства, связанные с половым развитием и ориентацией) указано: «Сама по себе сексуальная ориентация не рассматривается как расстройство».
Официальная российская медицина присоединилась к МКБ-10 в 1999 году, тем самым признав все ее положения. Если вы идёте к врачу и он ставит вам диагноз, врач указывает код болезни, пользуясь именно классификацией МКБ-10. Если у вашего ребенка ветрянка – это код В01. Если у вашего ребенка гомо- или бисексуальная ориентация – это не болезнь. Судите сами: она не передается, как инфекционные болезни; не причиняет неудобств человеку и его окружению, как психические болезни. Гомо- или бисексуал отличается от гетеросексуала лишь направленностью романтических, эмоциональных и сексуальных чувств, только и всего.
– Можно ли изменить сексуальную ориентацию?
– Нет. Это заблуждение. Хотя до сих пор, к сожалению, можно встретить псевдоспециалистов, которые обещают «излечение». Способы они предлагают самые разнообразные: психологическое консультирование, пост, медитации, сыроедение, молитвы. Но работают ли они?
В прошлом были неоднократные попытки вылечить гомосексуальность. Например, во времена Третьего Рейха. Как известно, геев нацисты не жаловали – и ставили в концлагерях эксперименты на них. Об излечившихся информации нет – есть только об умерших.
История знает немало жертв такого бесчеловечного «лечения». Британский ученый Алан Тьюринг, который внес огромный вклад в основание информатики, был гомосексуален. За это его подвергли химической кастрации, и через два года он покончил с собой.
Как показала жестокая практика, на сексуальную ориентацию не влияет гормональное лечение, электрошок, лоботомия и даже пытки. «Перевоспитать» гомосексуала – так же невозможно, как превратить огурец в помидор.
Татьяна Борисовна Дмитриева, директор Центра социальной и судебной психиатрии имени Сербского, академик РАМН, доктор медицинских наук, в работе «Руководство по судебной психиатрии» писала: «Современная официальная российская психиатрия выступает против любого психиатрического лечения... Что же касается практики, то не известно ни одного случая, чтобы психиатрическое или медикаментозное лечение в этой области имело положительный результат. Сексуальные, чувственные, эмоциональные переживания человека искусственно не изменяемы».
Таково же мнение и Игоря Семеновича Кона, социолога, сексолога, доктора философских наук: «...За отменой диагноза стоят не только и не столько политические соображения, сколько глубокие изменения в понимании природы сексуальности, сексуального здоровья и самой философии медицины». Игорь Кон еще в советские времена писал (не так категорично, как позже): «Сексуальная ориентация в большинстве случаев не является делом свободного выбора, изменить ее чрезвычайно трудно, а то и вовсе невозможно». Позже он высказался куда более жестко: «В настоящее время „лечить“ гомосексуальность берутся преимущественно безграмотные и страдающие психосексуальными проблемами религиозные проповедники»..
– Лена, тогда почему, на ваш взгляд, взрослые и умные люди с высшим образованием часто хотят вылечить и исправить ребенка, который просто отличается от них? У него другое мироощущение, другие влечения, чувства, устремления. С чем связано желание вылечить и переделать?
– С вопиющим, чудовищным, катастрофическим невежеством. Мне трудно винить кого угодно: людям крайне сложно добыть информацию о том, что сексуальная ориентация – не болезнь, не отклонение. Это кажется очень странным в наш век доступности Интернета и разных источников информации. Но во-первых, не каждый озаботится поиском; обилие информации, по моим наблюдениям, соседствует с тем, что люди не умеют воспринимать ее критически, проверять факты, анализировать. Во-вторых, в людях сильны стереотипы, страхи и мифы, которые заглушают голос разума, голос науки.
– Как вы считаете, станет ли наше общество чуть терпимее к ЛГБТ-сообществу? От кого это зависит?
– Станет. Это лишь вопрос времени. Уровень нетерпимости во многом зависит от государственной политики и СМИ. Государство принимает дискриминационные законы (статья 6.21 КоАП РФ), а СМИ подогревают ненависть к ЛГБТ. Это неудивительно: нейтральные или положительные материалы они попросту боятся публиковать из страха обвинений в пропаганде гомосексуализма. Об этом мне рассказывали мои знакомые. С этим сталкивалась я сама. Терпимость зависит не только от властей и СМИ, но и от каждого из нас, от учителей в том числе.
– Каким образом? Расскажите об этом. – Работников сферы образования – геев, лесбиянок, бисексуальных людей и тех, кто просто поддерживает ЛГБТ, – часто заставляют увольняться. Конечно, учителя, как правило, и раньше не распространялись о личной жизни на работе, но теперь это стало попросту опасно.
В подтверждение этих слов я хочу рассказать несколько историй российских учителей.
В сложную ситуацию в 2013 году попал учитель географии Александр Ермошкин из Хабаровска. Администрация школы знала о сексуальной ориентации Александра и его деятельности по защите прав ЛГБТ в городе. Работы это не касалось, поэтому администрация не придавала этому значения. Только после протеста «заинтересованной общественности» его потребовали уволить. Ермошкин рассказывал, что директору школы поступали угрозы: «…Сказали, что уволят и ее в случае чего». Он написал заявление, затем отозвал его. К сожалению, в школу вернуться не удалось. Почти одновременно Александру отказали в работе внештатного преподавателя Дальневосточного государственного университета.
Учительницу из Магнитогорска Ольгу Бахаеву в 2013 году вынудили уйти из школы за поддержку ЛГБТ. Травля в Интернете, угрозы, заявление в прокуратуру от родительницы, сын которой зашел на страницу Ольги ВКонтакте. Педагог уволилась из школы, написав на личной странице в соцсетях: «Простите меня, идеальные люди, но я хочу, чтобы моя жизнь принадлежала мне. Да, я устала от давления, от шушуканья за спиной, от той непонятной агрессии со стороны людей, которым я ничего плохого не сделала». Ольга лишилась работы, ей пришлось переехать в другой город.
Случай Екатерины Богач стоит особняком в этом грустном списке. Богач, моя хорошая знакомая, учительница испанского языка из Санкт-Петербурга, гетеросексуальна, она не раз участвовала в акциях в поддержку ЛГБТ. «Интернет-активисты» устроили ей настоящую травлю. В октябре 2013 года написали письмо в Комитет по образованию Петербурга. В письме говорилось: «Учительница, возможно, не пропагандировала в своей школе извращения и ЛГБТ-идеи, но она абсолютно точно делала это на каждой акции ЛГБТ-растлителей и пропагандистов, в которых принимала участие». Чиновники управления образования Петроградского района СПБ провели проверку и не нашли гей-пропаганды в работе учительницы, Екатерина Богач работает до сих пор.
Я рассказала лишь о случаях, о которых мне подробно известно, но их намного больше. Есть те, кто специально отслеживает информацию о личной жизни учителей. При любом подозрении на гомо- или бисексуальность учителя они пишут на него доносы всем, от Минобра до директора школы и даже родителей учеников...
Учителя абсолютно беззащитны! Это гигантская невидимая проблема. Кто сказал, что профессионализм педагога зависит от его сексуальной ориентации или его мирного, спокойного отношения к ЛГБТ? Но, к сожалению, под давлением «возмущенной общественности» либо власти директора школ не решаются отстаивать своих педагогов и вынуждают их уходить...
– Если с такими сложностями сталкиваются взрослые люди, что уж говорить о жесткой подростковой среде... Я читала истории проекта «Дети-404». Знаете, меня удивило, что дети сталкиваются с неприятием себя прежде всего в семье и школе. А ведь это два жизненных пространства, где ребенок должен получать поддержку, помощь и видеть, что его принимают, уважают и ценят. Судя по историям, которые появляются в группе «Дети-404» ежедневно, среди учителей тема ЛГБТ-сообщества вызывает неоднозначную реакцию...
– К сожалению, вы правы. Неоднозначную – это еще мягко сказано. Что касается школы, учителя нередко крайне негативно высказываются об ЛГБТ при своих учениках, часто не пресекают травлю подростков в школе, а порой и сами организуют и поддерживают ее. Подростку приходится сложно, когда учитель, уважаемый, авторитетный человек, плохо отзывается об ЛГБТ. К тому же поддержку педагога чувствуют одноклассники, которые осознают свою безнаказанность и начинают усиленно травить «иного» подростка.
Читать эти рассказы мне странно и страшно. Я, несмотря на возраст, полагаю, что отношусь к тому поколению, для которого учитель был Учителем, а не поставщиком образовательных услуг.
Возможно, дело не только в невежестве... Возможно, дело в эмоциональной глухоте и категоричности. Не представляю, чтобы хоть кто-то из моих учителей позволил себе высказывание вроде «убивать их надо, сжигать их надо, расстреливать!» по отношению к кому угодно, даже к серийным убийцам. Нас учили добру, гуманизму, уважению к личности. Не представляю, что бы подумала и что бы сделала я, если бы Учитель сказал, что такие, как я, недостойны жизни. А ЛГБТ-подростки слышат такое и от родителей, и от учителей.
- Лена, что бы вы посоветовали учителю, который столкнулся, например, с таким подростком в своей работе? Как вести себя?
- Вести себя так же, как если бы это был обычный подросток-гетеросексуал. Это есть обычный подросток, просто у него, к сожалению, намного больше проблем. Если происходит травля – не молчать, показывать свое неодобрение. Какая разница, за что подростка травят: за очки, за полноту, за робость, за подозрение, что он гей? Травля в любом случае губительна и отвратительна, и учитель, на мой взгляд, обязан ее пресекать и тем более не поддерживать.
Если подросток признался вам в том, что он би- или гомосексуален, – значит, он вам очень доверяет. Поддержите его, покажите свою поддержку и участие. Это не означает одобрения всего, что он говорит и делает; это означает «я слышу тебя, мне не всё равно, ты можешь обратиться ко мне с проблемой, я всегда выслушаю тебя и постараюсь помочь».
Нужно ли рассказывать родителям? Ни в коем случае. Потеря доверия подростка – не самое страшное последствие. Вы не знаете, какая у него семья, как они относятся к гомосексуалам. Подростка может ждать что угодно, от простого порицания до выдворения за порог. К сожалению, это не страшилка – так бывает, и мы с таким сталкивались.
P.S. Не так давно Елена Климова провела анкетирование 378 подростков из России и ближнего зарубежья. В числе прочих был задан вопрос: «Возникали ли у вас трудности в отношениях с учителями, связанные с вашими сексуальной ориентацией/гендерной идентичностью?» Вот несколько ответов ребят.
И., 17 лет, Иркутск, FtM-трансгендер
Меня вызывала заведующая отделением на разговор, объясняя, что то, что я говорю о себе в мужском роде, каким-то мистическим образом влияет на учебный процесс. Мы мирно разобрались, что ничего подобного не наблюдается, и разошлись, но куратор, которая и уговорила заведующую вызвать меня, до конца гнула свое. Могла на весь коридор кричать мое имя, наглядно показывая всем сомневающимся, какой у меня пол.
К., 17 лет, Ростовская область
Как-то учительница заговорила на тему «Однополая любовь – это ужасно», я сказала, что если нельзя высказывать мнение «за», то и «против» нельзя. В любом случае каждый имеет право на свободную любовь. После этого она сказала: «Если ты попрешь против природы, то природа попрет против тебя, ведь дело не в обществе, в котором ты находишься...» Это был первый и последний раз, когда я спорила на эту тему со взрослыми. В основном я стараюсь не вмешиваться либо говорю, что не нужно навязывать свое мнение.
Н., 15 лет, Саратов
Учитель английского любит заявлять на уроках, что «это ненормально, это извращение, Бог покарает». Я не умею молчать в таких ситуациях – потому начинаю спорить. Окончательно испортила отношения.
К., 15, Татарстан
Учительница биологии говорила, что «таких» убивать надо, что это неполноценные люди.
Учительница обществознания – о том, что «они» заразу передают. Всё это слушать нет сил.
Без подписи, 17 лет
Школьный психолог, к которому меня повели, почти напрямую сказал, что в травле я виноват сам. А на выпускном одна из учительниц заявила: «Через это проходят многие, в классе должен быть изгой. Тебе просто не повезло».
О. К., 15 лет
Как-то у нас с учительницей был разговор о моем внешнем виде, и от нее я услышал: «Ты представь, что с тобой в армии делать будут, тебя там перевоспитают». Своими действиями учитель показывает, что гомофобия – это норма, что можно унижать и оскорблять человека, если он отличается от тебя.
Аня, 15 лет, Тамбов
Два дня назад меня пригласили учителя в учительскую на большой перемене. Там была добрая половина учительского состава. Они настоятельно порекомендовали удалить мне страницу в соцсети. Вот несколько цитат из их речи:
«Как ты не понимаешь, что своими наклонностями позоришь школу?»
«Если уж так случилось, то помалкивай, не стоит грязное белье напоказ выставлять».
«И как мы теперь должны относиться к ученице с лесбийскими склонностями?»
«Фу, какой позор! Надеюсь, что никто еще не увидел, а то такая тень на репутации школы».
Я так растерялась, что не смогла ничего возразить. Немного поколебавшись, удалила страницу. Но теперь в школу ходить стало страшно. Мои одноклассники, зная о моей ориентации, теперь почувствовали поддержку учителей. Они начинают достаточно серьезно надо мной издеваться.
Таких примеров очень много. Но есть и другие – положительные.
Мария, 17 лет, Санкт-Петербург
После окончания девятого класса, в начале лета, я обратилась за советом к преподавательнице истории и обществознания. А в середине июня совершила перед ней камин-аут. Я была уверена, что меня точно примут. Невозможно было все держать в себе, молчать, утомительно и лишняя трата сил. Я поняла – вот он, мой шанс, и либо я откроюсь сейчас, либо никогда. Как и ожидалось, она приняла меня, постаралась помочь и помогает по сей день. Вначале я чувствовала себя не в своей тарелке, мне было не совсем удобно обсуждать личную жизнь с педагогом, но в итоге я искренне счастлива. Если бы я не поговорила с ней, не знаю, что бы было со мной сейчас.
Анастасия, 16 лет, Тува
Я очень благодарна своей учительнице литературы. Имени указать не могу, иначе она может лишиться работы. Это человек, ум и понятия о жизни которого выходят далеко за привычные рамки. С ней я могу спокойно обсуждать фильмы «Горбатая гора» и «Комната в Риме» (последний мне посоветовала она) или делиться малоизвестным творчеством гомосексуального поэта начала ХХ века. Во многом именно она помогла мне принять себя и не терять надежду на всеобщее светлое будущее.кейтеринг – праздник в любом удобном для вас месте. ВОСХИТИТЕЛЬНО ВКУСНО, ПРОФЕССИОНАЛЬНО, ДОСТУПНО!
2014-12-22 11:09:16
... споткнулись о русскую идентичность — считает ... споткнулся о русскую идентичность+ развернуть текстсохранённая копия
“Одной из самых странных и пугающих историй этого года стало нелепое и настойчивое искажение на Западе причин трагических событий, разворачивающихся в России и Украине”, — пишет обозреватель британского издания Daily Telegraph Кристофер Букер. Однако как бы не искажались эти причины, все планы Запада споткнулись о русскую идентичность — считает автор публикации. “Беспощадный натиск Евросоюза, пожелавшего … Читать далее Daily Telegraph: на Украине Запад споткнулся о русскую идентичность→
2014-06-05 23:36:58
... ;единый фронт идентичностей» против ... ;фронте идентичностей». Идентичность жителей Крыма ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Прежде всего обратим внимание на отсутствие однозначных трактовок украинских событий мировой политической общественностью. Относительно Украины позиции партий и движений во всем мире разделились отнюдь не на основе идеологических разночтений. Так, и среди правых, и среди левых можно встретить как горячих сторонников Майдана и (косвенно) утвердившейся в Киеве власти, так и не менее активных ее противников, которые поддерживают и возвращение Крыма России, и «русскую весну» Донбасса и Луганщины. Поскольку ударной силой Майдана стали украинские националисты радикального толка из «Правого сектора» — конгломерата националистических и национал-социалистических организаций вроде «Тризуба Степана Бандеры», — свержение режима Януковича и утверждение нового киевского режима, в котором украинские правые занимают очень весомые позиции, встретило одобрение значительной части европейских правых. Традиционный для европейских правых антисоветизм (а Россия во многом ассоциируется с Советским Союзом даже спустя более двух десятилетий после распада последнего) в современной ситуации легко трансформировался в русофобию, прикрываемую лозунгами «защиты национальной идентичности».
Для целого ряда европейских национал-радикальных организаций понятие «единый фронт идентичностей» против неолиберализма и мультикультурализма — новый тренд. Суть его сводится к тому, что империи в современном мире не должны существовать, каждая нация имеет свою уникальность и, соответственно, следует стремиться к дружественному взаимодействию национальных общностей в борьбе против общего врага — неолиберального мирового порядка с одной стороны и «империалистических» замыслов государств вроде России — с другой стороны. Такой точки зрения, в частности, придерживается итальянская организация Casa Pound, названная так в честь знаменитого писателя Эзры Паунда. Идеология Casa Pound — вариация «третьего пути» европейских «новых правых», с определенной долей «левизны», но также и без явных симпатий к расизму и нацизму. «Правый сектор», если можно говорить о нем как об едином политическом феномене, как раз придерживается подобной идеологии. Это сочетание националистических и социалистических идей с очевидной тенденцией к «антиимпериализму», который на практике легко трансформируется в обычную русофобию.
С разговорами о борьбе идентичностей против мирового порядка или современных империй эта часть европейских правых, однако, оказалась инструментом в руках тех же самых американских политиков. Последние давно уяснили, что дестабилизировать ситуацию в других государствах следует не путём использования собственных граждан в качестве «пушечного мяса» (Вьетнам стал хорошим уроком!), а посредством опоры на радикалов всех мастей. В Сирии и Египте ими оказались местные исламские фундаменталисты. На Украине же роль «антиавторитарной оппозиции» прекрасно играет «Правый сектор» — последователи Бандеры и Шухевича.
Кстати, о «фронте идентичностей». Идентичность жителей Крыма или Донбасса почему-то не заботит прокиевски настроенных европейских или российских правых. Таким образом, «единый фронт идентичностей» в действительности оказывается типичным американским двойным стандартом. В Крыму и Донбассе — «сепаратисты» и «террористы», против которых стоит поддерживать Киев. В Косово или Сирии — «герои» и «революционеры». Почему же косовары имеют право на самоопределение, а крымчане — нет? Ответить на этот вопрос сторонники «фронта идентичностей» не в состоянии. Они могут лишь разглагольствовать о происках российского империализма и ссылаться на то, что весь протест в Донецке или Луганске инспирирован извне российской властью.
С другой стороны, среди вменяемой части европейских правых, напротив, нарастают симпатии к российской позиции по Украине. В частности, лидер Национального фронта Франции Марин Ле Пен выступила в поддержку федерализации Украины, категорически раскритиковала введение санкций против России. А ведь Национальный фронт — самая влиятельная во Франции правоконсервативная политическая сила. Со схожих позиций выступают и греческие националисты из «Золотой зари» («Хриси авги») — крупнейшей в стране праворадикальной организации. Что касается венгерской праворадикальной партии «Йоббик», то ее лидер Габор Вона не только раскритиковал киевский режим, но и солидаризовался с народно-освободительной борьбой Юго-востока, поддержав референдумы в Донецке и Луганске. Конечно, в поддержке «Йоббиком» самоопределения Юго-востока играет роль и венгерский фактор на Западной Украине: в Закарпатской области проживает до 200 тысяч этнических венгров, которые также рассчитывают на получение широкой автономии.
Таким образом, мы видим, что среди европейских правых нет единства мнений по событиям на Украине. И радует то, что более респектабельные и действительно признанные в политике своих стран силы вроде Национального фронта или «Йоббика» солидаризуются с позицией Юго-востока. Что касается левого спектра, то здесь также не все ясно. Европейские социалисты и социал-демократы давно превратились в обычные буржуазные партии, отличающиеся от либеральных лишь названиями и некоторыми нюансами идеологии и практики. Вспомним, что большинство европейских социал-демократов с самого начала поддерживали и агрессию НАТО в Югославии, и кампанию по свержению Муаммара Каддафи, и антиасадовский мятеж в Сирии. Вполне естественно, что эта часть европейских левых, являющаяся одним из проводников нового мирового порядка и полностью разделяющая идеи мультикультурализма, легализации однополых браков, выступающая за развитие миграции, поддерживает свои правительства в антироссийской политике и на Украине.
Особую специфику имеет логика крайне левых — троцкистов и анархистов, которые выступают в поддержку Майдана, невзирая на то, что ключевую «скрипку» там играют их исторические противники — ультраправые. Давно известно, что многие левацкие группировки Европы, да и России, по сути являются лишь авангардной частью неолиберального мирового порядка. Наглядной демонстрацией этого стал недавний прием американскими конгрессменами «Пусси Райт». «Бешеные писи» вроде как панки и леваки, тогда зачем же им ездить на поклон к американскому истеблишменту, к той самой буржуазии, которую они должны ненавидеть и отрицать?
Впрочем, не все леваки приняли сторону «мирового зла» в украинских событиях. Так, в ополчении Юго-востока, по сведениям автора, принимают участие активисты РКАС — Революционной конфедерации анархо-синдикалистов. Это крупнейшая на территории Восточной Украины анархо-синдикалистская организация, которая отличается от прочих анархистов тем, что делает упор не на субкультурную молодежь, а на рабочих, прежде всего на донецких шахтеров и работников промышленных предприятий. Конечно, численность левых, участвующих в антибандеровском сопротивлении на Украине, не столь велика, но те, кто принимает участие, заслуживают уважения. Это и Алексей Албу, депутат Одесского областного совета, и погибший в Доме профсоюзов активист «Боротьбы» Андрей Бражевский. Из леворадикальных фигур мирового значения борьбу народа Юго-востока поддержал всемирно известный боец Джефф Монсон — тот самый, который не только спортсмен, но еще и философ-анархист.
В любом случае, мы видим, что позиции политических сил по событиям в Украине разделились полярно, и не всегда точка зрения конкретных политических активистов или организаций совпадает с общей линией, которой придерживаются сторонники той или иной политической идеологии. Основное разделение проходит по реальному, а не декларативному отношению к американской модели «нового мирового порядка» и навязываемой странам и народам мира системе ценностей.