Альберт Мария Лебур (Albert Maria Lebourg) (1849-1928) – французский художник-пейзажист.
Главные интересы Лебура связаны с северо-западной Францией. Впрочем, любовь к этому региону не мешала художнику путешествовать. – Своё художественное образование он заканчивал в Риме, в Алжир попал уже в качестве преподавателя; позже побывал в Швейцарии и Германии, но всё же Франция (Нормандия – Париж – Руан) – по сути единственная «любовь» Лебура.
The Parc Monceau.
Уже в 70-е годы Альберт Лебур примкнул к движению импрессионистов; неоднократно участвовал в их выставках.
Эта связь Лебура с первым поколением импрессионистов в глазах арт-критики автоматически сделала импрессионистом и его самого. Ни в коей мере не оспаривая этого вывода, замечу лишь, что определение стиля этого художника – отнюдь не самая простая задача
.
The Bridge, Joinville.
Безусловно, с импрессионизмом у Лебура очень много общего: есть ряд картин, которые в полной мере относятся к стилистике импрессионизма и ею исчерпываются, в прочем, они всё же не составляют большинства среди всего, им написанного. Но сам мазок Лебура – стремительный и размашистый, - вполне может быть определён именно как импрессионистский. Но помимо импрессионизма на почерк Альберта Лебура повлияли ещё как минимум два стилистических направления.
At Bois Guillaume, near Rouen.
Во-первых, это – барбизонская школа, точнее – её главный представитель Камиль Коро. – С Коро Лебура роднит склонность к плотной цветовой гамме. Любимое цветовое сочетание Лебура – рыже-коричневое; примерно такое же мы видим и на картинах Коро «зрелого периода». Коричневый – цвет земли. К коричневым тонам, впрочем, достаточно быстро присоединяются и тёмно-синие (вплоть до фиолетовых); порой создаётся впечатление, что коричневый и тёмно-синий конкурируют друг с другом на картинах Лебура в борьбе за власть над его кистью. Синие цвета – цвета неба. Но и небо на картинах Лебура обладает высокой плотностью, массивностью. Здесь свет ассоциируется, на мой взгляд, не столько с прозрачностью, бестелесностью, воздушностью (как, например, на картинах Клода Моне), сколько с вещественностью, материальностью, осязаемостью…
Bridge and Rider.
И импрессионистские элементы в живописи Лебура, как мне представляется, интегрируются в изначальную барбизонскую стилистику его манеры. Импрессионизм обогащает палитру Лебура, но не изменяет её глубинных основ. Такой барбизонский стиль, обогащённый импрессионистскими элементами, на мой взгляд, вполне может быть назван «необарбизонским стилем», и Лебур – один из ярчайших его представителей. – Кстати, та же размашистость мазка присуща не только импрессионистам, но и многим барбизонцам.
Edge of the Ain River.
А другое стилистическое направление, активно повлиявшее на стиль Альберта Лебура, - это тонализм. Импрессионизм часто обращался к тоналистским эффектам, но, всё же, связь импрессионизма и тонализма – это серия ярких, многочисленных эпизодов. Их много, они прекрасны, но не они принесли славу импрессионизму в первую очередь. Для Лебура же тонализм – это естественная форма эстетического видения; на протяжении всего своего творчества он испытывал со стороны тонализма очень сильное влияние. Именно тоналистские эффекты создают ту глубину пространства, которая постоянно присутствует на его картинах и определяет содержание этих картин.
A Street in Bercy.
At Anchor, near Rouen.
Banks of the River.
Banks of the Seine, Winter at Herblay.
Barge on the Seine at Basd-Meudon.
Bateau-Mouche at the Quai St. Bernard in Paris.
Billancourt Landscape.
Boats by the Banks of Lake Geneva at Saint-Gingolph.
Boats Docked at Saint-Gingolph.
Bridge over the Seine.
Canal in Holland near Rotterdam.
Carriere, Saint-Denis.
Ferry on the Bouille.
Hondouville, an Afternoon at the End of Winter.
Houses in the Valley.
La Rochelle, the Harbor, Bright Sky.
L'Allier a Pont du Chateau.
Landscape.
Landscape with Houses.
Le Havre.
Mill in Normandy.
Moorish House in Algiers.
Near Rouen. The Cliffs of Saint-Adrien.
Notre Dame de Paris.
Notre Dame de Paris.
Paris, the Bridge of Saint-Peres.
Paris. The Seine and the Pont des Saint-Peres, with the Louvre.
Paris. The Seine at Pont des Arts and the Institute.
Place de la Concord.
Port Scene, Rouen.
Quai du Louvre.
Quay on the Seine, Spring Morning.
Road in the Vallee de L'Iton.
Rotterdam, View of Vleuve Schie.
Rouen, Snow Effect.
Rouen. The Seine and the Cathedral.
Saint Maurice (Valais).
Seascape.
Snow in Auvergne.
Steamers and Barges in the Port of Rouen, Sunset.
Street in Pont du Chateau.
The Banks of Lake Geneva at Saint-Gingolph, in winter, with Snowy Weather.
The Banks of Lake Geneva, St. Gingolph.
The Banks of the Canal at Charenton, Sunny Autumn Afternoon.
The Banks of the Seine at Bercy.
The Banks of the Seine. Caumont in Summer.
The Canal at Charenton.
The End of Autumn at Hondouville-sur-Iton.
The Ferry at Bouille, Sunset.
The Forest in Autumn near Rouen.
The Hills of Herblay in Spring.
The Mouth of the Seine, Honfleur.
The Pond at Chalou-Moulineux, near Etampes.
The Pont Neuf and the Monnaie Lock.
The Port of La Rochelle.
The Port of Rouen.
The Port of Rouen with Cathedral.
The Quay de l'Amiraute in Algiers.
The Rhone at Saint-Maurice, Valais.
The Seine at Croisset, near Rouen.
* * *