Отношение к однополым связям
2015-06-18 15:59:10
Вопрос: А Вы как относитесь к гомосексуализму? Тора ведь однозначно ...
+ развернуть текст сохранённая копия
Вопрос: А Вы как относитесь к гомосексуализму? Тора ведь однозначно запрещает.
Борух Горин: Как к запретной любви. Табу. Брат может полюбить сестру, как женщину. Но -- нельзя. Табу. Нет повести печальнее на свете.
Несомненно, есть люди с "врожденным" гомосексуальным влечением. Не все из тех, кто считает себя гомосексуалом, но есть. Вообще, Тора не запрещает ничего, к чему у людей нет природного желания. Тора, собственно, это инструкция по борьбе души с телом. Эта заложенная дихотомия и есть казус белли. Без него все не имело бы смысла.
Со страстью очень сложно бороться. Чем сложнее, тем больше величие победы. Исполнение Б-жьей воли. Возможно, страдания плоти прямо пропорциональны наслаждению души.
Кто может требовать величайшей святости, кроме Б-га? Святые. Это не я. Поэтому я могу только констатировать взгляд Торы. И восхищаться людьми, победившими свое животное начало. А судить и осуждать -- это не ко мне.
отсюда
Тэги:
вопрос-ответ,
гомомексуализм,
иудаизм,
тора
Учимся и развиваемся
2015-05-27 12:11:20
... противоречить своему родному
иудаизму, но и ... против чего выступают
иудаизм и другие монотеистические ...
+ развернуть текст сохранённая копия
Автор текста: M. Bruk
27.05.2015 03:36
Недавно несколько моих коллег из Израиля пригласили меня присоединиться к проекту изучения индуизма, чтобы найти интересные пути обогатить еврейскую мудрость. Другие мои коллеги по этому поводу попытались возмутиться, что негоже правоверному еврею интересоваться чуждыми системами — лучше глубже изучать свою.
Подход Рава Кука
Стоит рассказать о подходе к таким ситуациям великого еврейского религиозного мудреца — рава Кука. Он говорил, что в классическом варианте евреи раскалываются на два лагеря. Одни замыкаются в своей системе (ортодоксальные евреи) и не хотят интересоваться ничем, что находится вне их системы. Другие «убегают» к чужой системе и при этом теряют интерес к
своей, то есть оказываются «номинальными» светскими евреями, ничего не знающими о сути своего еврейства.
Рав Кук предложил динамический подход. Он сказал, что все евреи неравнодушны к своему, но все выражают это по-разному и что те, кто «убегают» в чужие системы, чувствуют, что в своей системе не хватает каких-то аспектов, которые они находят в других системах. Мы не должны осуждать «убегантов» (перебежчиков), а должны начать изучать ту систему, в которую они убежали, чтобы извлечь из нее ценные и интересные подходы и идеи, которые можно использовать для кошерного (что очень важно) развития и обогащения своей системы.
То есть в каждой системе есть свои ценные особенности, которые при правильном описании могут не просто не противоречить своему родному иудаизму, но и раскрыть в нем новые и интересные грани, которые будут при этом важными и эффективными.
От множества к сложному единству
Раньше я считал, что наши авраамические религии выражают суть Единого Б-га, буддизм вообще обходится без Б-га, а индуизм — это пример многобожия. Но мои коллеги показали мне статью «Монотеизм в индуизме», и я увидел интересную ситуацию.
Сами индусские мудрецы, понимая ценность идеи Единства Б-га, постепенно развивали понимание индуизма так, что приходили к тому, как разнообразных мелких и крупных богов преобразовать в проявления Единого Б-га.
И сейчас существует интересная литература о таком понимании. Для тех, кто читает по-английски, — недавно вышла книга Dr. Devdutt Pattanaik «Myth = Mithya: Decoding Hindu Mythology» (есть и другие книги этого автора). Эту книгу можно найти в Интернете в русском переводе по адресу: www.ashram.ru/myth. Автор очень продуктивно демонстрирует, как весь сонм божеств может выражать идею Единого Б-га.
От каббалы и далее
Интересно, что каббала развила идею десяти сфирот как десяти проявлений Б-га. Этот подход позволил разделить (или объединить) идею Единства Сути Б-га и разнообразия Его проявлений, которых в каббале десять (десять сфирот).
Но система сфирот не единственный способ презентовать разнообразие проявлений Б-га. Индусский пантеон при правильной интерпретации может дать нам еще множество вариантов Б-жественных проявлений.
Процесс может стать чрезвычайно интересным.
Дело в том, что каждый индусский миф при правильной интерпретации может пролить свежий свет на эти разные проявления Б-га. И мы получаем не только десятеричную каббалистическую схему, но и другие схемы. Благодаря этому мы лучше начинаем понимать природу Б-га.
Но здесь нужно избегать опасности думать о Б-ге как о множестве богов, против чего выступают иудаизм и другие монотеистические религии. Б-г один, но он может иметь разные проявления.
От Б-га к человеку
Одно из полезных следствий такого подхода — это аккуратно спроецировать Б-га на человека, который создан по Его образу и подобию. Находя разные проявления Б-га, мы можем аккуратно начать выращивать подобные проявления в себе.
Кстати, в индуизме есть полезное понятие «аватар», обозначающее в том числе идею воплощения Б-жественного в человеческом (или, другими словами, Высшего в низшем). И мы можем (также чрезвычайно аккуратно) культивировать эту идею, выращивая внутри себя подобный процесс, то есть как бы становясь аватаром Б-га, делая это кошерно и не злоупотребляя этим.
Сказано, что Высшая душа человека — это (образно говоря) кусочек Б-га в человеке. И проявляя в себе аспекты своей Высшей души, мы можем развиваться, становиться лучше, мудрее и, главное, помогать не только себе, но и другим, делая мир лучше, добрее, светлее и гармоничнее.
Тэги:
брук,
иудаизм,
каббал,
кук,
меир,
рав,
учёба
Иудаизм от обратного
2015-05-21 12:20:40
Недавно я принесла домой мороженое – очень вкусное, ...
+ развернуть текст сохранённая копия
Недавно я принесла домой мороженое – очень вкусное, шоколадное. «Я съем его потом», – сказал сын. Ему девять лет, и еще недавно слова «мороженое» и «потом» не могли встретиться в его речи в одном предложении. «Потом», – сказал он и поставил в раковину пустую тарелку от куриного бульона. Я не сразу осознала связь между двумя этими событиями, но осознав – была поражена. Он выдерживает промежуток между мясным и молочным!
Итак, вот краткая история нашей семьи и нашего мальчика. Муж начал соблюдать, когда сыну было три года. У него всё началось всерьез и с максимально высоко задранной планкой – он тогда взял на себя все известные ему на тот момент устрожения, даже молоко в доме должно было быть только с экшером.
Сначала я изо всех сил старалась соответствовать, но надолго меня не хватило: я устраивала революции на отдельно взятой кухне, плакала, возмущалась и покупала себе без экшера, но гораздо более вкусное молоко. С сыном всё было сложнее: он интроверт, он гораздо глубже и продуманней. Он довольно долго соблюдал все правила, пока не сказал однажды, что «он не такой, как остальные евреи», что ему стыдно быть евреем, что он не чувствует никакой принадлежности к сообществу мальчиков в кипах, и больше всего на свете ему бы хотелось никогда не бывать на еврейских праздниках и в синагоге. Потому что ему там невыразимо скучно. Ему было тогда лет пять.
Муж горевал открыто, я дергалась про себя: в моих планах было воспитать пусть и не ортодоксального, но всё же еврейского мальчика. После многих дней и недель обсуждений решили отстать от сына глобально и навсегда: никакого давления, никаких установок для него, он ребенок, ему всё можно. И несколько лет он с большим удовольствием пользовался этой полученной свободой. И вдруг он сам, без малейших усилий с нашей стороны разделяет мясное и молочное. Не выходит из дома без головного убора, соблюдает по мере своих девятилетних сил шаббат, начинает интересоваться традициями. Удивительно, как это проросло в нем?
В самом начале пути муж говорил, что если не контролировать, если не ограничивать, то ни один нормальный ребенок никогда не станет ничего соблюдать: ведь жить в некошерном мире гораздо проще и приятней. Я отвечала, что ведь он же сам по какой-то причине стал соблюдать. Хотя и взрослому тоже в некошерном мире и проще, и чаще всего приятней.
Меня поражает сложность человеческой натуры и невероятные пути, которыми следуют наши разум и сердце. И какими удивительными путями в них проникают вера и Б-г. Вот, например, у меня есть подруга. Она вышла замуж за араба и приняла ислам. Казалось бы, ничего удивительного, банальная история. Но там всё гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд. Муж моей подруги был революционер, анархист, талантливый альтернативный художник, принципиальный атеист, на дух не переносящий всё, что хоть сколько-нибудь связано с любой религией. Он также был и радикальным феминистом. Поэтому однажды, когда в их квартире сломался шкаф, он сказал: «Мария, у тебя есть две руки, два высших образования и отличная голова. Уверен, ты можешь починить его не хуже меня!»
Моя подруга ужасно обиделась, шкаф, естественно, собрать не смогла и поделилась историей с коллегой-мусульманкой. Та возмутилась, всплеснула руками, кинула клич по знакомым – и назавтра из местной мечети в гости к подруге пришли несколько крепких ребят, которые быстро справились со шкафом. А спустя несколько дней девушка вместе с той коллегой уже сама пришла в мечеть – на лекцию. Так они с мужем и развелись –на почве непримиримых религиозных и идейных разногласий. Он не смог смириться с платком на ее голове, скромной одеждой и молитвами. А она – с его всем.
Сейчас она замужем за правоверным мусульманином, соблюдает, счастлива. Удивительно, как изменилась история ее жизни, а также жизнь ее будущих детей и внуков из-за какого-то, черт побери, шкафа.
Еще одна моя знакомая жила в небольшой литовской общине, старательно соблюдала и была бесконечно далека от хасидизма. Пока однажды весной из какого-то случайного подъезда навстречу ей не вышел высокий парень с огненно-рыжей, не знавшей ножниц бородой, переливавшейся в лучах солнца. И через полгода девушка уже стояла под хупой с руководителем одной из хасидских общин.
Удивительными путями мы ходим! Совершенно непредсказуемыми. Видя начало пути, никогда нельзя предугадать его конечную точку. Например, у меня были два знакомых брата – «евреи по бабушке». Старший –отличник и умница, серьезный мальчик, самостоятельно в четырнадцать лет уехал учиться в ешиву и стал одним из лучших учеников. Младший – крещеный панк, веселый бабник и хулиган, не верящий ни в черта, ни в Б-га. Как вы думаете, кто из них сейчас живет в Бней-Браке с женой, семью детьми и бородой до пояса, а кто путешествует автостопом по Индии, совершенствуясь в медитациях? Если предположили логичный и очевидный ответ, то не угадали. Не знаю, почему так получилось, но уверена, что старший брат с его ешивой, шляпами и соблюдением послужил неким катализатором для младшего.
Половина из моих друзей, закончивших еврейские школы, стали очень соблюдающими. Вторую половину трясет от любого упоминания о религии. Иногда это происходит даже в рамках одной семьи: моя подруга и ее брат, погодки. Он –раввин, а она даже замуж принципиально выходила за не еврея. Одни и те же стартовые условияи такой фантастически разный результат. Мне кажется, что внутренние традиции и тяга к поиску Б-га сидит в каждом еврее, а дальше происходит, как с родителями: мы либо боремся с их голосами в наших головах, либо слушаемся их. Игнорировать ни у кого еще не получалось.Я видела массу невероятных историй, где катализаторами выступали совершенно невообразимые вещи.
Соблюдающий ученый,физик с мировым именем, которого впервые пригласили на праздник в еврейский дом во время учебы в Швейцарии. Студент ожидал веселой вечеринки, красивых девушек, развлечений и вкусной еды, а вместо этого почти до утра просидел за пустым столом, подчиняясь странному медленному ритуалу –тот праздник оказался Пейсахом. В общем, еле ноги унес! Однако, вернувшись домой, парень через некоторое время неожиданно стал соблюдать шаббат и искать еврейскую девушку для брака.
Я знаю, например, одного «еврея по папе», который пошел проходить гиюр только потому, что однажды его выцепили на улице благодаря специфической внешности, спросили, не еврей ли он, и, услышав положительный ответ, попросили вместе пройти в синагогу на общественную молитву. Но, расспросив по дороге подробнее о родителях, извинились и ушли искать другого, настоящего еврея. Что для моего знакомого оказалось как-то неожиданно и очень обидно.
Еще знаю одного ныне влиятельного раввина, который подростком начал ходить в синагогу в крошечном украинском городке, потому что это было единственное место, где он мог поесть.
Никто в мире не может предугадать, какие процессы происходят внутри человеческой души, как внешние события переплетутся в его сознании и каким результатом обернутся в итоге. Что послужит триггером для первого (или последнего) шага. Но, так или иначе, стоит приглашать на праздники еврейских мальчиков и девочек и кормить их там вкусно, красиво расчесывать свои бороды, чтобы они восхитительно сияли на солнце, а также чинить шкафы всем попавшим в трудную ситуацию девушкам. Кто его знает, какой наш поступок и как отразится на жизни окружающих, поэтому на всякий случай надо быть лучшей версией себя.
Я, кстати, спросила сына, почему он без всякого нашего участия начал вдруг соблюдать? Надеялась, что он сможет объяснить этот удивительный механизм трансформации. А он ответил: «Я подумал, что это было бы правильно». Ну что с него взять? Он технарь и интроверт, от него слова лишнего не дождешься.
источник
Тэги: вера, восток, дело, иудаизм, религиозность, тонкое, традиции
Страсть и идеалы иудаизма
2015-05-17 14:45:19
Стойте меня накрыло.... © ...
+ развернуть текст сохранённая копия
Стойте меня накрыло.... ©
В очередной раз столкнулась с тем, что многие люди уверенны в том что в еврейском мире, особенно в ультра-ортодоксальном,идеалом считается полное отсутствие сексуального влечение, лишённая страсти супружеская жизнь и тому подобное.
Однако же в этом убеждении не больше истины и соответствия реальности чем в россказнях о сексе через простынку, уж простите за грубость. Идеал торы говорит о том, что обладая двумя началами хорошим и плохим, человек должен делать так чтобы главным в споре двух начал было хорошее, однако оно не уничтожить плохое начало должно, а воцариться и управлять человеком,порою выслушивая советы плохого начала, но принимая решения через свой фильтр добра.
Вопросы сексуального влечения, не только не являются темой табу, но на них преимущественно и обсуждается вопрос совмещения дурного и хорошего начал в поведении человека. Например, нельзя вожделеть жену ближнего, и даже нельзя рассматривать ее с целью получить удовольствие от этого вожделения в мыслях. Но вожделение по отношению к собственной жене не только не запретно, но оно как раз и является эталоном. талон этот состоит в том, что человек проявляет свою тягу к соитию по отношению к женщине с которой был освящён для этого под хупой, во время брачного обряда. Таким образом плохое начало, действует в рамках отведённых ему хорошим, и это и есть идеал чистоты и святости перед богом.
Именно с этого начинается самая первая установленная писанием молитва Шма Исраэль.
"Возлюби господа бога своего всей душой и обеими началами своими, и всеми своими силами" -именно обеими началами а не убей одно, а потом возлюби. Тот кто отрешается от того что ему было дано как составляющая души, ничем не лучше того кто сбросил все ограничения и погряз в страстях.
Завершу как водится притчей.
Однажды мудрецы решили отменить злое начало. Через три дня им понадобилось яйцо для излечения больного, но не смогли они найти ни одного свежего яйца, ибо в те три дня что злое начало было отменено даже куры не несли яйца,а коровы не давали молока. И тогда они вновь взмолились и вернули все на круги своя.
Тэги:
восток,
дело,
дня,
злобу,
иудаизм,
религия,
сексуальность,
страсть,
тонкое
Александр Сапир: Цепь времен: От Авраама до Моисея
2015-04-17 14:38:46
Интернет магазин бюджетных запчастей к иномаркам http://kypizapchast.com.ua Указатель поворота ( ...
+ развернуть текст сохранённая копия
Интернет магазин бюджетных запчастей к иномаркам http://kypizapchast.com.ua Указатель поворота (белый) правый Опель Аскона. Широкий ассортимент, доступные цены, а так же наличие товара ...
Вопросы временных локализаций библейских событий всегда были в центре внимания исследователей Библии.
При каком фараоне Иаков с сыновьями переселился в Египет, когда произошло закабаление евреев, наконец, кто был «фараон Исхода» и в достаточной ли мере обоснована традиционная дата Исхода – 1312 г. до н.э., по всем этим вопросам до сих пор идут споры, нет и, возможно, никогда не будет единого мнения.
Чтобы распутать клубок противоречивых данных, автор нарисовал два графика (в данной статье не показаны). Первый с временным масштабом – десять лет, второй – пятьдесят лет. Первый охватывает временной отрезок египетского Нового царства от 15 до 12 веков. Второй существенно более длительный период - от 23 до 10 веков.На графиках выше временной шкалы автор нанес общепринятую хронологию египетских фараонов, ниже шкалы - все то, что имеет отношение к библейским событиям. Такой подход позволил визуализировать временные связи между событиями и тем самым облегчить анализ весьма противоречивых данных. Заметим, что ниже все даты соответствуют временам до н.э., и мы не будем всякий раз отмечать это.
Два Исхода
Согласно 1Кн. Царств 6:1 Исход случился за 480 лет до закладки Храма царя Соломона в Иерусалиме. Согласно археологическим данным строительство Храма началось в 960-970 гг., что дает дату Исхода – 1440 г. Время это проходится на правление фараона Тутмоса III, одного из величайших фараонов Др. Египта, прославившегося своими завоеваниями. Вместе с тем мы замечаем, что эта дата удивительно точно совпадает с временем самого грандиозного природного катаклизма Древнего мира – последним извержением вулкана на о. Санторини (совр. название). Согласно современным исследованиям, на острове было несколько мощных извержений, носивших взрывной характер. Установлены времена двух последних - 1630 г. и 1450 г.
Сила извержения 1450 г. была столь велика, что привела к полному упадку процветавшей до тех пор Минойской цивилизации Крита и последующему завоеванию острова ахейскими племенами. Бедствия, поразившие Египет в виде библейских «Казней Египетских», чрезвычайно напоминают последствия сильнейшего природного катаклизма, что, как мы видим, имеет под собой реальное основание.
Известно, что согласно египетским хроникам приблизительно через пятьдесят лет после этих событий, начиная с 14 века, в Ханаан проникают отряды семитического происхождения, именуемые «хабиру», которые до этого упоминаются крайне редко. Они захватывают территории ханаанских царьков и всячески пытаются укрепиться на них. Ханаане в своих донесениях умоляют египтян оказать им помощь в изгнании этих захватчиков. Если Исход совершился в 1450 г, логично предположить, что рассеявшиеся по всему региону беглецы, постепенно собирались в отряды и пытались проникнуть в Ханаан, следовательно, их мы можем идентифицировать, как «хабиру». Таким образом, есть несколько сильных аргументов, которые указывают на 1450 г. как дату Исхода.
Вместе с тем другие данные входят в противоречие с этой датой. Согласно археологическим данным, разрушения и смена культур в Ханаане от более развитой, ханаанской, к семитической, преимущественно, скотоводческой, произошло, начиная с середины 13 века, где то в годах 1250-1180 гг. до н.э.. По-видимому, в эти десятилетия «сыны Израиля» воевали не только с ханаанами, но и с египтянами, приходившими в помощь к ним. Об этом свидетельствует «стелла Мернептаха», 1217 г., на которой сказано, что «Израиль повержен и семени его нет в Ханаане». А следовательно, к этому времени Исход уже состоялся.
Необходимо так же учесть, что согласно библейскому тексту прошло около сорока лет между собственно Исходом из Египта и началом вторжения в Ханаан. Таким образом, в совокупности эти данные делают наиболее вероятным дату исхода в пределах временного интервала от 1350г до 1250 г.
Учтем так же следующее соображение более общего характера. Согласно гипотезе З. Фрейда учение Моисея тесно связано с монотеистической религией времен правления фараона Эхнатона (1351-1334). Эта гипотеза подтверждается многими исследователями, сопоставлявшими дошедшие до нас сакральные тексты времен Эхнатона с библейскими текстами близкого по смыслу содержания. ( См.,например, М.И. Зильберман. Моисей. Гл.3. Учение Эхнатона и Ветхий Завет. ) Там же прослеживается параллель между Моисеем и знатным вельможей времен Эхнатона, Аамесом (или "визирем" Ра-мосе).
После смерти Эхнатона приверженцы новой религии подверглись гонениям, и последующие фараоны полностью возвратились к традиционным для Египта верованиям. Логично предположить, что библейские события, связанные с личностью Моисея – убийство им египтянина и бегство из Египта отражают именно эти события – гонения на Моисея как приверженца монотеизма и человека, близкого к фараону-реформатору, Эхнатону. Учитывая, что ко времени Исхода Моисею уже было около 80 лет, и не менее сорока лет он провел в пустыне после бегства из Египта, получаем, что Исход мог совершиться не ранее 1300 года. Таким образом, временной интервал сужается приблизительно от 1300 года до 1250 года.
Действительно, согласно устной традиции год Исхода – 1312г. Известный историк Дубнов предполагал год Исхода – 1250г. Обе даты хорошо согласуются с указанным интервалом.
Для дальнейших уточнений обратимся к личности Моисея. Рассмотрим отрезок длиной 120 лет, соответствующий продолжительности его жизни. Первая часть жизни, до сорока лет - знатный сановник при дворе фараона. Вторая, от сорока до восьмидесяти – беглец в пустыне. В восемьдесят – возвращение в Египет, встречи с фараоном и Исход из Египта. Третья, от восьмидесяти до ста двадцати – скитания по пустыням. Он умирает в возрасте ста двадцати лет, после чего его последователь Иисус Навин начинает вторжение в Ханаан.
Теперь попытаемся наложить отрезок жизни Моисея на временную ось таким образом, чтобы получить наилучшее приближение ко всем перечисленным факторам.
Из рассмотрения различных вариантов следует, что наиболее приемлемая дата исхода – 1291 год, время непродолжительного правления фараона Рамсеса Первого ( 1292-1291). В этом варианте детство Моисея приходится на период правления Аменхотепа Третьего, зрелые годы – на правление его сына, Эхнатона, бегство – на правление сына (или зятя) Эхнатона Тутанхатона (Тутанхамона; 1333-1323), при котором фиванские жрецы восстановили свои позиции и начались гонения на последователей монотеизма. Вторжение в Ханаан в этом случае началось в 1251 году, что хорошо соответствует началу разрушений в Ханаане, подтверждаемых археологическими раскопками. Эта дата наиболее удачно вписывается, как в данные археологии и «Стеллы Мернептаха», так и гипотезы о близости учения Моисея и реформ Эхнатона.
В библейском тексте говорится, что Исход произошел после смерти фараона, правившего длительное время. Если «фараон Исхода» – Рамсес Первый, то ему предшествовал фараон Хоремхеб, царствовавший 27 лет. Чрезвычайно жесткий правитель, полностью искоренивший все остатки монотеизма и окончательно восстановивший традиционные египетские верования. Вполне вероятно, что именно на его правление пришелся период наиболее тяжелого угнетения евреев Египта. Можно предположить, что их традиционные верования, основанные на авраамическом монотеизме, явились одной из составляющих монотеизма Эхнатона. Поэтому крушение Эхнатона привело и к усилению негативного отношения к евреям в целом как носителям отверженной религии. Заметим что, судя по событиям, описанным в Библии, этот авраамический монотеизм евреев совмещался и с чисто языческими верованиями в тельца-ваала ( «золотого тельца»).
Если наши рассуждения верны, то фраза Исх 2-23 «И было, спустя много времени, умер царь Египта, и застонали сыны Израиля от работы, и возопили...» отражает период времени после смерти фараона-реформатора Эхнатона, когда резко усилился гнет по отношении к «сынам Израиля» и достиг своего эпогея во времена Хоремхеба. Таким образом вполне логично предположить, что смерть Хоремхеба явилась именно тем моментом, когда Моисей (под внушением Превышнего или без оного) решил возвратиться в Египет.
Известно, Рамсес Первый стал фараоном в пожилом возрасте. Всю жизнь он верой и правдой служил Хоремхебу и ко времени его смерти стал его первым военоначальником и его преемником.
При чтении библейского текста возникает вопрос – каким образом Моисей, возвратившийся после десятилетий скитаний в пустыне, так легко добился аудиенции фараона. Ответ может быть лишь один - они были людьми одного поколения и, по-видимому, хорошо знали друг друга в молодые годы. Более того, возможно, оба они входили в круг приближенных Эхнатона. Именно по этой причине Моисей пытался убедить его отпустить еврейский народ, дабы в другом месте продолжить великое дело Эхнатона.
Итак, мы приходим к двум датам Исхода. Одна дата – 1450 г., Вторая – 1291 г. Ни одну из них мы не можем отбросить, не поступившись фактами. Поэтому остается принять обе даты. Другими словами принять гипотезу о двух Исходах. Первый – 1450 г., связанный со стихийными бедствиями, обрушившимися на Египет после вулканической катастрофы на о. Санторини. Назовем его – Первый Исход. И второй – 1291 год. Он то и есть – Исход, описанный в Библии, c наложением на него смутных воспоминаний о бедствиях, постигших Египет во времена Первого Исхода в виде «Казней Египетских». Назовем этот Исход – Библейский Исход.
Тот факт, что «Казни Египетские» отражают бедствия времен Первого Исхода, не исключает наличие стихийных бедствий, либо очередного «мора» и во времена второго, Библейского Исхода. Известно, что Египет время от времени и достаточно часто поражали невзгоды - засухи, обмеление Нила, налеты саранчи, голод, опустошительные эпидемии. Вполне вероятно, что правление Рамсеса Первого пришлось как раз на такой период. Во всяком случае, одна из «казней» напоминает эпидемию чумы – «возникло воспаление, образующее нарывы на коже людей и животных...». В условиях паники и хаоса возникло стремление уйти в пустыню и молить Бога о спасении. Этим устремлением и мог воспользоваться Моисей для реализации своих целей.
Довольно часто высказывается мнение, что «фараон Исхода» - Мернептах (1212-1202), унаследовавший трон после смерти Рамсеса Второго. При этом ссылаются на города «запасов» Питом и Рамсес, упоминаемых в Библии, а так же на дошедшую до нас переписку времен Рамсеса Второго, в которой говорится о необходимости кормить рабов «апу». Значит, к этому времени эти рабы-семиты еще пребывали в Египте и их вполне могли использовать при строительстве городов.
На наш взгляд, наличие этих рабов во времена Рамсеса Второго можно объяснить следующим образом. Во-первых, тем, что далеко не все евреи ушли из Египта с Моисеем. Они могли находиться на работах или проживали в далеких городах Верхнего Египта, либо не пожелали уходить в силу своего привилегированного статуса («надсмотрщики»). Во-вторых, «стелла Мернептаха» (1217 года) свидетельствует о сражениях во многих частях Ханаана, в которых «Израиль» потерпел поражение. Естественным итогом этих поражений был увод части пленных обратно в Египет.
Какова была судьба этой части еврейского населения нам не известна. Через короткое время Египет подвергся нападению «племен моря» и, возможно, в этих условиях они ушли в Ханаан, либо растворились среди пришельцев.
Глубь веков. Гиксосы
В течение двух столетий (1700-1500 г..) - так называемый «второй переходной период» между Средним царством и Новым царством - Египтом правили гиксосы – «цари-пастухи». Их правление завершилось поражением и изгнанием из страны во времена фараона Яхмоса Первого (1550-1525). Яхмос взял штурмом столицу гиксосов, Аварис, после чего уцелевшие гиксосы бежали в города Ханаана. Война с ними велась еще длительное время и окончилась полным поражением гиксосов.
Давно установлено, что гиксосы являлись семитическим племенем (или союзом племен), этнически и лингвистически близких израильским племенам. Римский историк И. Флавий, вслед за египтяниным Манефоном, жрецом, проживавшим за три столетия до Флавия, вообще предполагал, что евреи и гиксосы принадлежат одному народу и вместе покинули Египет во времена Яхмоса Первого.
Вполне вероятно, что вместе с гиксосами бежала и часть еврейского населения, возвышенного гиксосами до уровня знати. Недаром, тот же Манефон считал, что евреи (по его мнению - они же – гиксосы) длительное время «владычествовали» над Египтом и были изгнаны Яхмосом Первым.
Каких либо следов гиксосов и бежавших с ними евреев после их изгнания из Египта и окончательного разгрома в Ханаане мы не находим. Оставшаяся же в Египте основная часть еврейского населения была окончательно низведена победителями в положение рабов. Такова была месть египтян за сотрудничество евреев с оккупантами-гиксосами. Таким образом, с разгромом и бегством гиксосов закончился благополучный период пребывания евреев в Египте и начался период рабства.
Время патриархов
Согласно Исх. 12: 40 пребывание евреев в Египте длилось 430 лет ( «Времени же пребывания сынов Израиля в Египте – четыреста тридцать лет..»). Как мы уже говорили, согласно библейскому тексту датой Исхода является 1440 год (за 480 лет до закладки Храма царя Соломона). Поэтому будем отталкиваться именно от этой даты. Мы именуем ее – Первым Исходом. Тогда получаем, что переселение дома Иакова-Израиля в Египет имело место при фараоне Аменемхете Третьем (середина 19-ого столетия). В таком случае время патриархов – 1950-1850 г.г., а время перемещения Авраама из Ура в Харран и далее в Ханаан – 2000-1950 г.г
. Известный ученый и писатель Айзек Азимов в своей книге «Ближний Восток», анализируя библейский текст и сличая библейские имена и наименования городов с данными археологии, приходит к выводу – «время Авраама» - середина 20-ого столетия, время упадка Шумера и вторжения племен аморреев. Цитируем его: «В это последнее столетие существования Шумера, примерно около 2000 г. до н.э., близость угасания стала очевидной. Падение империи, голод, эламская оккупация были смертельными ударами. Многие предприимчивые люди из Ура чувствовали, вероятно, что великий некогда город не имеет будущего, и отправлялись в путешествия в поисках лучшей судьбы».
Именно таким «путешествием» и был уход дома Тераха из Ура в Харран и далее его сына, Абрама, в Ханаан. «И Терах взял Абрама, сына своего, и внука своего Лота, сына Гарана и Сару, невестку свою, жену сына своего Абрама, и вышли вместе из Ур-Касдима, чтобы идти в землю Ханаанскую, и дошли они до Харрана и поселились там» ( Быт. 11:31). Позже, в Ханаане Абрам по велению Бога сменил имя на Авраам и стал предком израильтян, исмаильтян и многих других народов этого региона.
Мы отталкивались от библейской цифры «430 лет плена» и получили результат, хорошо согласующийся с научными данными. Однако, в раввинистической традиции имеется и другая цифра – 210 лет египетского плена (иногда говорят – рабства). Если предположить, что имеется в виду весь период пребывания евреев в Египте, то, очевидно, он слишком мал. Ведь пришло в Египет всего 70 человек, а ушел целый народ.
Поэтому будем считать, что все же 210 лет покрывает интервал времени, в протяжении которого евреи находились на положении именно рабов. Этот интервал времени начался, как мы уже писали, с изгнанием гиксосов Яхмосом Первым (1550-1525). Через два столетия мы приходим к началу 14-ого столетия ( 1340-1310 годам). Выше путем наложения мы определили наиболее вероятную дату Библейского Исхода, как 1291 год. Традиционная (раввинистическая ) дата Исхода – 1312 год. Как видим, вполне удовлетворительное совпадение. Таким образом, интервал времени 210 лет – это именно время нахождения евреев в рабстве, начиная от изгнания гиксосов и кончая Библейским Исходом. Таким образом, мы получили непрерывную «цепь времен», начиная от Ура и кончая закладкой Храма Соломона. Причем библейские данные вполне приемлемо согласуются с данными исторического характера.
Обратимся теперь к личности фараона Аменемхета Третьего, во времена которого, как мы предполагаем, Иаков-Израиль «спустился» в Египет. Согласно Книге Бытие, евреи переселились в Египет вслед за Иосифом, ставшим в виду своих исключительных способностей, первым министром египетского фараона и фактическим правителем Египта. Иосиф помог своему отцу Иакову со всем своим родом (67 человек) переселиться в Египет и поселиться в земле Гессем (Гошен) (Быт.47)
Исследователь М. Зильберман пишет (Гиксосы и их потомки.): «Согласно мифологии Танаха, в диаспоре, среди сынов Евера-Авраама, нашёлся человек (Иосиф), проявивший себя в Египте как прекрасный организатор, умный и дальновидный хозяйственник, ставший другом и незаменимым помощником, вещим советником фараона-устроителя Аменемхета III. Возможно, этот Иосиф был инициатором и непосредственным руководителем большинства работ фараона. Известен древний (длиной 322 км) канал (91.с241) под названием "Бахр Юсуф" ("Канал Иосифа"), расположенный в 129 км к югу от Каира.
Фараон воздал этому гениальному человеку при жизни и после смерти по заслугам: царь наделил его (Иосифа) неограниченными полномочиями (вручил царскую печать и золотую цепь со своей шеи) и окружил поистине царскими почестями; а после смерти - поместил мумию этого азиата (небывалый случай) в царскую усыпальницу-пирамиду. Еврейская традиция подтверждает легенду: "И набальзамировали его, и положили в ковчег в Египте" (Быт.50.26)
Археологами в Файюме у Хавара были обнаружены две царские пирамиды (81.с159), принадлежащие Аменемхету III,- случай уникальный, ибо каждый фараон строил себе для погребения только одну усыпальницу. Одна из пирамид Хавара (со стороной основания - 100 м и высотой - ок. 58 м) имела вход не с западной стороны, как обычно принято по похоронным канонам египтян, а с южной. В погребальной камере пирамиды, затопленной грунтовыми водами, обнаружено два рядом стоящих саркофага (пирамида разграблена в древности), что также не присуще египетской похоронной практике, но согласуется с обычаями древних евреев: умершая жена должна лежать рядом со своим мужем (например, как в Махпела).
Добавим к этому, что предшественник Аменемхета Третьего, Аменемхет Второй был отравлен, что напоминает известный библейский эпизод о виночерпии, которого обвиняли в покушении на жизнь фараона. Нам лишь остается идентифицировать библейского Иосифа с этим всесильным вельможей при фараоне Аменемхете Третьим.
Итак, подведем итоги.
1. Начало пребывания евреев в Египте (время Иосифа) приходится на правление фараона Аменемхета Третьего. Это время совпадает с началом первой волны проникновения в Египет семитов-гиксосов («мирная волна»).
2. Период благополучного проживания в Египте заканчивается с изгнанием гиксосов в середине 16-ого столетия при фараоне Яхмосе Первом. С этого времени оставшиеся в Египте евреи оказываются на положении рабов.
3. Период рабства длится около двух столетий, что соответствует раввинистической традиции – «210 лет рабства». Он начинается с изгнания гиксосов и завершается Исходом 13-ого столетия («Библейский Исход»).
4. В середине 15-ого столетия (1450-1440 г) извержение на о. Санторини приводит к катастрофическим последствиям, легшим в основу описания «Казней Египетских». В этих экстремальных условиях часть рабов ушла из Египта. Это – «Первый Исход». На эту дату указывают библейские «480 лет до закладки Храма Соломона».
5. Библейские 430 лет пребывания евреев в Египте соответствуют периоду от времени Иосифа (Аменемхет Третий) до Первого Исхода.
6. Наиболее вероятное время Библейского Исхода, связанного с именем Моисея – 1291 год. Эта дата наиболее предпочтительна с точки зрения археологических данных, «стеллы Мернептаха», гипотезы о близости Моисея и Эхнатона.
7. Для части народа пребывание в Египте закончилось раньше (возможно, по племенному признаку) – Первым Исходом. Поэтому возникла цифра – «480 лет до закладки Храма». Она соответствуют Первому Исходу.
8. Можно предположить, что у горы Синай произошло воссоединение разъединенного народа в единое целое. И это воссоединение было освящено именем Бога.
9. Результатом этого объединения было распределение главенствующих ролей. Вождем всего народа Израиля признан Моисей, первосвященником – его брат Аарон и первым помощником и преемником на роль вождя – Иисус Навин из племени Ефрема. Последний впервые упоминается в связи с битвой с амелеками, случившейся незадолго до прибытия к горе Синай. Вероятно, он представлял часть народа (или те племена), которые ушли из Египта ранее и прибыли к горе Синай на общий сбор всего народа.
10. Таким образом удалось проследить всю «цепь времен», начиная от Авраама (2000-1950), Патриархов ( 1950-1850 г), уход в Египет во времена фараона Аменемхета Третьего (1850), благополучный период, который совпадает с временем правления гиксосов и период рабства, начиная от изгнания гиксосов (1550) и кончая Библейским Исходом (1291).
В целом же, как полагает автор, его исследование еще раз подтвердило известный тезис – «Библия правдива». Никаких принципиальных различий между научными данными и данными Библии, как мы видим, не существует. Библейские события естественным образом выстраиваются на временной оси и органично коррелируют с египетскими хрониками.
https://www.facebook.com/alex.sapir
Тэги:
восток,
древний,
евреи,
запчасти,
иномаркам,
иудаизм,
палестина
Страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 ...