2016-12-12 15:40:41
... приобщения к ортодоксальному иудаизму, мне помнится, ... все придерживались иудаизма настолько искусно, ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Почему я соблюдаю традиции иудаизма, даже когда это сложно.
Мне нравится писать, но иногда бывает неохота. Обычно находится какая-нибудь уважительная причина: домашние хлопоты, хорошая погода для прогулки или захватывающе интересная книга. Но для личностного роста нам порой приходится заставлять себя делать то, что не хочется.
Это очевидно в любом творчестве. Практика необходима, чтобы поддерживать форму и становиться еще лучше. В этой связи хотелось бы процитировать слова известного скрипача Яши Хейфетца:
«О том, что я не играл один день, буду знать только я. Если я пропущу два дня, узнают критики. Если я не играл три дня, узнает вся публика».
Человек искусства, даже если он чувствует себя паршиво, теряет мотивацию или вдохновение, не должен отказываться от ежедневной практики, пусть даже автоматической, которая позволит поддерживать навык.
Насколько мне известно, этого правила придерживаются также в спорте и в религиозной практике, что уже ближе к теме моей публикации.
Еще на этапе приобщения к ортодоксальному иудаизму, мне помнится, как я поинтересовалась у близкой подруги, глубоко верующей женщины, какой религиозный восторг она должна была испытывать в своих ежедневных молитвах. Как-никак, ведь мы обе должны были иметь возвышенное представление о Всемогущем Боге, Творце Вселенной, о созидательной силе слова и истинной святости всего и вся? Мне тогда было около двадцати и я была идеалисткой, а она – верующая мать нескольких малых детей. Разговор был примерно таким:
Я: «Это должно быть так волнующе начинать день с посвящения Богу в молитве, в которой ты благодаришь Его за возвращенную душу и за то, что Он дает нам все необходимое!!!»
Она: «Ну, обычно я бормочу молитвы механически, в полубессознательном состоянии».
Такое откровение меня поразило. Осознание пришло позже, когда я сама стала матерью нескольких детей. Но слова ее затронули куда более глубокую тему, касающуюся соблюдения традиционных религиозных аспектов в жизни еврея.
Иудаизм это во многом религия практики, действия. Просыпаясь утром, я благодарю Бога за то, что Он создал меня и дал мне еще один день жизни. Затем я совершаю омовение рук и читаю утренние молитвы (иногда я делаю это немного погодя).
Повторяющиеся изо дня в день действия становятся рутиной. И тогда, действительно, священный ритуал может превратиться в нечто механическое. Происходит то, что чувственная, эмоциональная составляющая духовности, привлекающая большинство людей, вдруг отделяется от физической составляющей. Вы просыпаетесь однажды утром и осознаете, что делаете это, так сказать, для галочки.
Я знаю. Со мной было то же. Иногда я ловлю себя на мысли, что мои действия происходят механически.
Что же, настало время отказаться? Не торопитесь.
Мой раввин как-то сказал, что когда молиться не получается, я должна пересилить себя. Даже если я чувствую полную отрешенность от того, что делаю. Почему? Потому что наступит день, когда мне захочется молиться, и если я потеряю свои навыки, то не смогу соединиться с Богом через молитву. Он станет для меня настолько чуждым, что помешает мне установить связь.
Усердной молитвой, даже в период духовного голода, я как бы поддерживаю каналы связи в рабочем состоянии. Я пропалываю сорняки в своем саду, хотя время собирать плоды моих трудов пока еще не пришло.
Не отступая, я продолжаю совершенствоваться, как музыкант, разучивающий сложное произведение.
Из этого не следует, что быть духовным зомби есть хорошо. Я могу упрекнуть себя за то, что не могу достаточно сконцентрироваться на утренней молитве сегодня, но ведь ничто не мешает мне попытаться стать лучше завтра.
Мы несовершенны, и это не страшно. Когда Яша Хейфетц впервые взял скрипку в руки, он не был виртуозом. На оттачивание мастерства исполнителя ушли годы.
В этом я нахожу утешение, когда во время мицвы чувствую себя недостаточно “духовно погруженной,” выполняя заповедь скорее для галочки. Я понимаю, что практикуясь, я продолжаю совершенствоваться, как музыкант, разучивающий сложное произведение.
Музыканту, как и мне, иногда случается спотыкаться в одном и том же месте музыкального пассажа. Ошибка происходит снова и снова. Каждый раз! Раздражает? Конечно! Но меня мотивирует желание наконец-то сыграть это красивое произведение, на радость себе, чтобы испытать удовольствие от достижения, но также, чтобы мою музыку услышали другие.
Во так у меня периодически бывает чувство «спотыкания» на мицве, что не может не разочаровать. Но я не сдаюсь, потому что знаю, что Тора это план к спасению, а мицвы – спасательный круг. Совершая мицву не на должном уровне, как мне хотелось бы, я всё еще несу в мир свет и позитив, приближая его намного ближе к совершенству.
Только представьте, каким чудесным мог быть наш мир, если бы мы все придерживались иудаизма настолько искусно, как Яша Хейфетц играл на скрипке.
Действительно, принято считать, что горбушка плохо влияет на память, и поэтому многие остерегаются ее есть. Однако в святых книгах об этом ничего не говорится. Тем не менее, рав Ицхак Вайс пишет («Минхат Ицхак», 8:7), что горбушку есть не стоит, поскольку в Иерусалимском Талмуде (Трумот, 8:3) сказано: следует остерегаться того, чего принято остерегаться в народе.
Но в книге «Орхот Рабейну» (стр. 104) приводятся слова одного из глав нашего поколения рава Хаима Каневского о том, что его отец великий гаон Стайплер ел горбушку. И из сказанного в книге «Шеелат Рав» (стр. 252) видно, что так полагает и сам рав Хаим Каневский.
Аурикулярная терапия является одной из наиболее впечатляющих и относительно недавно открытых методик альтернативной медицины. В этой интересной системе посредством воздействия на чувствительные точки уха снимаются боли в мышцах и костях, лечатся астма и аллергия, осуществляется профилактика курения и т.д.
Связь между частями уха и частями тела первым обнаружил французский врач д-р Поль Ножье из Лиона в 1951 году. Д-р Ножье начал интересоваться данным вопросом после рассказов некоторых своих пациентов о некой мадам Барри, с успехом снимающей боль в нижней части спины с помощью прижигания определённой точки уха. Д-р Ножье занялся основательным исследованием всех областей и точек уха_ и в результате продолжительных и разнообразных экспериментов пришёл к поразительному выводу: любой орган нашего тела каким-то образом связан с некой точкой ушной раковины! Эта связь столь сильна, что можно оказывать лечебное воздействие на любой больной орган тела с помощью иглоукалывания в определённой точке уха.
В данном контексте отметим любопытный факт: форма уха, его основные контуры очень напоминают очертания человеческого эмбриона.
Но действительно ли автором этого открытия является д-р Ножье?
Вот слова еврейских мудрецов из Мидраш Раба(1):
«Ухо по отношению к телу [человека] — как кинкаль для одежды (кинкаль — специальная металлическая решётка, на которую в древности клали одежду для окуривания благовониями). Кинкаль: сколько одежд кладут на него сверху, а потом ставят воскурение снизу, и все вещи [в результате] впитывают аромат. Так и 248 органов человеческого тела, с помощью уха [его состояния и ухода за ним] живут они».
То есть, как кинкаль служит инструментом для придания приятного запаха всей лежащей на нем одежде, так и ухо служит инструментом оздоровления и лечения всех органов человеческого тела.
А теперь, дорогие читатели, позвольте задать вам один вопрос:
Как бы вы отнеслись к этим словам наших мудрецов, говорящих о связи между 248 органами тела человека и ухом, если бы прочли их перед тем, как ознакомились с исследованиями д-ра Ножье?
Из книги Переворот рава Замира Коэна Плавное пробуждение
В продолжение к прошлой статье Инфаркт — именно в воскресенье?
Кроме того, что большинство инфарктов случаются на следующий день после выходного, наперекор всякой логике – наиболее часто сердечные приступы и инсульты происходят, как ни странно, именно в утренние часы – сразу после пробуждения. А вот что об этом говорит Талмуд(1): «Пятеро ближе к смерти, чем к жизни (т.е. в пяти ситуациях жизни человеку угрожает серьёзная опасность), и вот они… если (человек) спал и [быстро] встал (Раши объясняет, что, проснувшись, необходимо немного выждать, прежде чем вставать); если поел и [быстро] встал; если [быстро] встал после совокупления…» Рабби Исраэль Меир а-Коэн из Радина, автор известнейшего алахического труда Мишна Брура, пишет в нем(2), что, несмотря на обязанность еврея вставать с рвением по утрам для служения Творцу и немедленно приступать к выполнению утренних заповедей: произнесению благословений, чтению «Шма Исраэль», наложению тфилин и т.д., необходимо все-таки чуть-чуть подождать, прежде чем выпрямляться после сна, поскольку резкое и внезапное напряжение может быть опасно для здоровья. Получается, что еврейские мудрецы древности не только записали около 1600 лет назад в святых книгах те знания, которые сегодня исследователи открывают, обрабатывая статистические данные (что опасности поджидают людей в первый час после утреннего пробуждения), но и добавили также соображения, которые современным ученым еще предстоит открыть: причина опасности – в резком вставании с постели; плавный же подъем значительно уменьшает эту опасность.
2016-12-01 01:14:22
Известно, что в Торе нет знаков препинания. Как же мы можем знать, что написано в Торе: «казнить ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Известно, что в Торе нет знаков препинания. Как же мы можем знать, что написано в Торе: «казнить нельзя, помиловать» или «казнить, нельзя помиловать»? Сказано в книге Нехемьи (8, 8): «И читали они книгу Торы Б-жьей внятно и с толкованием читаемого». Талмуд в трактате Мегила (3 а) поясняет, что «с толкованием читаемого» – это со знаками кантилляции. Функция знаков кантилляции сходна с функцией знаков препинания, с помощью которых при чтении текста возникают паузы, задержки, остановки, восклицания и вопросы. Непосвященный слушатель слушает текст Торы и слышит мелодию, а на самом деле эти мелодии толкуют читаемое. Знаки кантилляции – таамей а-Микра – это и смысл, и вкус Торы, они разъясняют смыслы текста Торы и украшают его. В языках народов мира 6-7 знаков препинания, знаков кантилляции – 22. И все они были получены Моше на Синае одновременно с получением текста Торы и с его разделением на слова