2017-02-19 23:15:01
... распознать глупость утверждений йецер а-ра существует ... прислушаться к утверждениям йецер а-тов. + развернуть текстсохранённая копия
Не разноси пустого слуха (Шмот, 33:1).
Пишет Рамбам (законы Санедрина, 21:7): «Запрещено судье слушать показания одного из судящихся прежде, чем придет второй судящийся, или в его отсутствие. Даже одно слово запрещено, как сказано: «Выслушивайте братьев ваших и судите справедливо, каждого с братом его…». А тот (судья), кто слушает лишь одного, нарушает запрещающую заповедь, как сказано: «Не разноси пустого слуха»».
Также запрещено одному из тяжущихся высказывать свои аргументы и утверждения судье в то время, когда вторая сторона не присутствует. В Талмуде (Сота, 21б) такой человек называется «хитрым негодяем». Поясняет Раши, что его хитрость заключается в том, что утверждения одной стороны, будучи высказанными, настолько входят в сердце судьи, что он уже не в состоянии услышать доводы другой стороны.
Интересно, что, по мнению Зоара (Вайешев, стр. 179 б), йецер а-ра (дурное начало) является таким «хитрым негодяем». Ведь он приходит к человеку сразу же после его рождения — задолго до прихода йецер а-тов (хорошего начала), появляющегося только в возрасте 13 лет, и сразу же начинает изъявлять свои утверждения: «Радуйся, юнец, молодости своей, и да веселит тебя сердце твое в дни юности твоей, и иди, куда ведут тебя сердце твое и видение очей твоих» (Коэлет 11:9), «Будем есть и пить, ведь завтра умрём» (Йешаяу 22:13). Человек настолько привыкает к этим утверждениям, что они кажутся ему абсолютно неоспоримыми, и, когда приходит хорошее начало, он даже не прислушается к его доводам.
Зоар говорит, что йецер а-ра называется в книге Коэлет (4:13) «старым и глупым царём». Он глуп, поскольку все его утверждения абсурдны, однако сила его в его «старости»: своими утверждениями он опередил йецер а-тов на 13 лет, и за счёт этого опережения он царит над человеком все годы жизни его. Единственная возможность распознать глупость утверждений йецер а-ра существует только у того, кто периодически оставляет себе свободное время задуматься о цели своего существования в этом мире и прислушаться к утверждениям йецер а-тов.
В мидраше «Танхума» рассказывается о молодом человеке, отец которого был горьким пьяницей. Он напивался «до положения риз», валялся, перемазанный своей блевотиной, на улицах и был источником постоянного огорчения и стыда для своего сына. Никакие уговоры бросить эту гнусное занятие на него не действовали: каждый раз он обещал взять себя в руки, но к вечеру снова напивался до скотского состояния.
Хорошее виноОднажды молодой человек шел по улице своего городка и вдруг увидел лежащего на дороге человека, такого же пьяного, грязного и безобразного, как и его отец. Тут в голову молодого человека пришла спасительная мысль: «Я покажу этого забулдыгу отцу! Когда он увидит себя со стороны, он не сможет не содрогнуться, он обязательно раскается и найдет в себе силы бросить пить».
Молодой человек поспешил домой. Его отец только что проснулся после очередного запоя и мучился страшным похмельем. Сын умолял его срочно, бросив все, пойти с ним, потому что он хочет показать ему что-то очень важное! Отец в конце концов согласился и, собрав все силы, отправился с сыном. Они вернулись на ту улицу, где лежал пьянчужка. По счастью, тот еще не протрезвел и пребывал все в той же позе и все в том же плачевном состоянии. Сын сказал: «Отец! Посмотри на него! Посмотри на него хорошенько!»
Отец склонился над пьянчужкой, растряс его и спросил: «Где ты нашел такое хорошее вино, чтобы так здорово напиться?» Привычка к вкусу
У каждого человека есть возможность выработать в себе любовь и предпочтение к тем или иным вкусам. Это происходит не сразу, а постепенно: когда человек пробует какой-то вид пищи несколько раз, он постепенно приучает себя получать удовольствие от ее вкуса, и таким образом он может полюбить то, что изначально ему казалось противным. Почему люди любят курить?
КурениеВозьмем к примеру курение.
Известно, что почти каждый курильщик не получил особенного удовольствия от первой сигареты, но, продолжая курить, он постепенно приучил себя к их вкусу и стал получать от них удовольствие, и для многих бросить курить уже становится непосильной задачей. Удовольствие от вредных привычек
У человека есть возможность как приучить себя получать удовольствие от здоровой пищи или здоровых привычек, так и получать удовольствие от вредной пищи или от вредных привычек. И человек, который приучил себя к вредным вещам, считается больным. Подобным образом у человека есть как возможность приучить себя получать удовольствие от добрых качеств, так и возможность приучить себя получать удовольствие от дурных качеств. И тот человек, который приучил себя получать удовольствие от дурных качеств, считается больным. Люди, больные душой
Рамбам в «Законах о нравах» пишет: «Люди, больные телом, чувствуют горькое сладким, а сладкое – горьким. И есть такие больные, которые страстно желают и жаждут есть вещи, непригодные в пищу, например, землю и уголь, и одновременно ненавидят есть хорошую пищу, например, хлеб и мясо – всё из-за великой болезни. Точно так же люди, больные душой, страстно желают и любят плохие качества и ненавидят идти хорошим путем и ленятся следовать ему, ибо весьма тяжел он для них из-за болезни души. Йешаяѓу говорит об этих людях: «Горе вам, называющие зло добром и добро злом, считающие тьму светом, а свет тьмою, считающие горькое сладким, а сладкое горьким!» (Йешаяѓу, 5-20). Как избавиться от дурных привычек?
Бросить куритьКаким же образом человек, больной духом, сможет вылечить себя?
Один из самых надежных рецептов для излечения от этого недуга – это изучение Торы. Изучая Тору, человек учится правильно смотреть на вещи: любить добро и все, что с ним связано, и ненавидеть зло и все, что с ним связано.
Возможно, по этой причине сказали наши мудрецы от имени Творца (Кидушин, 30б): «Я создал дурное начало, и Я создал ему Тору – тавлин». Тавлин в буквальном переводе с иврита – это приправа. Почему же Тора называется приправой? Поскольку лечение Торы заключается в том, что она помогает изменить взгляд человека, полюбить сладкое и возненавидеть горькое, тем самым человек оставляет зло и приближается к истинному добру.
Как-то ко мне обратилась подруга жены, школьная учительница, с просьбой помочь в подготовке материала для урока. Она читала когда-то мидраш, который желала бы рассказать ученицам в классе, но совершенно не помнила его источник и попросила меня его разыскать. Она знала, что у меня есть компьютерная программа, которая находит авторов высказываний – достаточно ввести в поиск содержание высказывания или цитату, и компьютер сообщает точный адрес цитаты: книгу и ее автора. Вот содержание мидраша, который ее интересовал:
Иногда случается, что за оленем гонится волк. Хитрый хищник гонит оленя в густую лесную чащу, зная, что олень запутается своими роскошными рогами в ветвях деревьев и станет легкой добычей волка. Что же делает олень в таких случаях? Видя, что его чудесные рога стали для него ловушкой, он сбрасывает их. Олень теряет прекрасные рога, которые выращивал несколько лет, но спасает жизнь. Так и еврей, говорит мидраш, если он видит, что запутался в обстоятельствах, он всегда может «сбросить» их и начать все заново, с чистого листа. Видя, что его чудесные рога стали для него ловушкой, олень сбрасывает их
Как я ни бился, я не смог с помощью программы найти этот мидраш. В конце концов я оставил это занятие, попросил жену сообщить подруге, что я не смогу ей помочь, и отправился в бейт-мидраш, учиться. Когда я пришел в бейт-мидраш, там было пустынно, только два молодых человека вели какую-то беседу. Проходя мимо, я услышал окончание фразы:
– …это подобно оленю, который скидывает рога, чтобы спастись от преследователя.
– Что это за мидраш?! Где источник этих слов?! – спросил я.
– Это не мидраш. Это пишет рав Йосеф-Юзл Горовиц, Саба из Новардока, в своей книге «Мадрегат Адам» («Уровень человека»), – с этими словами молодой человек подошел к полке, взял книгу, раскрыл ее в нужном месте и показал мне.
Я немедленно позвонил жене, сообщил ей источник этого изречения, а также рассказал о чудесном способе, с помощью которого мне стал он известен. Жена, в свою очередь, сразу же позвонила подруге и сообщила ей источник этого изречения, а также рассказала ей о чуде, благодаря которому я узнал этот источник. Подруга жены на следующий день начала свой урок с того, что рассказала девочкам всю эту чудесную историю.
Я часто думаю: «Не просто так Всевышний послал мне ответ через этого юношу. Эти слова должны мне запасть в сердце, и я должен постоянно помнить важное правило, которое сообщает нам Саба из Новардока: У любого еврея, даже самого грешного, всегда есть возможность раскаяться и выбраться из той духовной бездны, куда он упал, и выйти из того тупика, в который он зашел».
Интересно, что Всевышний показал мне не раз, насколько это правило верно: я встретил различных людей, которые были настолько далеко от Г-спода, что не было никакой возможности поверить, что они смогут когда-то порвать со своим грешным прошлым и начать новую, праведную жизнь, наполненную страхом перед Небесами.
Откуда у них эти силы?
Ответ на этот вопрос дает рабейну Йона в книге «Шаарей Тшува»: «И проясняется (в Торе), что поможет Г-сподь возвращающимся к Нему в то время, когда их природа им это не позволяет». Выходит, что это сила у них от Творца.
2016-11-03 12:17:16
... в иудаизме «йецер ара») ... который его подталкивал йецер а-ра; ... его сражение с йецер а-ра в ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Одна молодая дама, назовем ее Мария Петровна, недовольная своим весом и своими габаритами, периодически принимала твердое решение сесть на диету. Однако у этого важного решения был серьезный конкурент – кондитерский магазин, находившийся поблизости от ее дому. Каждый раз, когда она проходила мимо кондитерской, аппетитные сладости и пирожные манили ее с витрины, а их чудесный запах, доносившийся из открытых дверей – уловка кондитера, заманивающего прохожих – буквально пленил ее. Несколько дней Марии Петровне удавалось не поддаваться соблазну, обуздывать свою страсть и проходить мимо вожделенной витрины, но затем, в конце концов, ее сила воли оказывалась сломлена, и она заходила в магазин, покупала пирожное, а то и два, и с аппетитом поглощала их. Разумеется, результатом было чувство вины, очередной набор веса и разочарование.
Что же делать?! Каким образом она может перебороть себя?
В поисках выхода из тупика «худеющая» дама позвонила своей мудрой подруге, у которой всегда в запасе был совет для любой самой сложной ситуации.
Так было и на этот раз… Выслушав Марию Петровну, подруга сказала:
– Я знаю в чем твоя ошибка! Каждый раз, когда ты проходишь мимо магазина, не купив сладостей, ты испытываешь разочарование и чувство неудовлетворения. Ты думаешь: «Как жаль, что я не могу съесть этот вкуснейший торт! Как досадно, что я не могу отведать такое аппетитное пирожное!» Эти чувства и мысли, постепенно накапливаясь, в конце концов берут верх над любым самым твердым решением сесть на диету.
– Что же делать?
– Ты должна изменить свое отношение к ситуации. Каждый раз, когда ты пройдешь мимо кондитерской, не поддавшись соблазну, ты должна ликовать и думать: «Какая я молодец! Какая у меня сила духа! Я вижу все эти невероятно вкусные вещи, я ощущаю их манящий запах, и я прохожу мимо, потому что у меня есть сила воли преодолеть мое вожделение!» Когда ты будешь относиться к воздержанию как к победе, твое вожделение никогда не сможет тебя сломить.
Совет «мудрой подруги» применим не только в борьбе с лишним весом, но и в борьбе со всеми соблазнами дурного начала, ведь именно дурное начало (называющееся в иудаизме «йецер ара») подталкивало Марию Петровну отведать пирожных. Зачастую бывает, что человек сумел удержаться и не последовал совету дурного начала, не отведал тот соблазн, на который его подталкивал йецер а-ра; но если он чувствует себя после этого неудовлетворенным, ущемленным, если он сожалеет от том, что не вкусил запретного лакомства, его сражение с йецер а-ра в определенном аспекте проиграно. Раз за разом чувство неудовлетворенности, а по-другому – уступка дурному началу, вынудят его в конечном результате поддаться на соблазн. Чтобы преуспеть в непрекращающейся войне с дурным началом, человек каждый раз, когда он не поддался искушениям ецер а-ра, должен чувствовать себя победителем и сказать себе: «Как я рад! Это было для меня таким тяжелым испытанием, и я смог в нем устоять!»