Каталоги Сервисы Блограйдеры Обратная связь Блогосфера
Какой рейтинг вас больше интересует?
|
Политика времени!Президент Египта Мурси отверг Право народа избирателя!Кризис Конституций Прав человека продолжается в мире!2013-07-02 12:38:06Политика времени!Референдум Право народа и Право народа выразить недоверие Правительству и Президент ... + развернуть текст сохранённая копия Политика времени!Референдум Право народа и Право народа выразить недоверие Правительству и Президент Мурси отверг ультиматум египетской армии! Кризис Конституций в мире! Президент Египта не хочет понять,что ему Дали Временную Власть и он обязан прислушиваться к Гласу Народа! Египетская Власть не хочет понять, что Единственная Власть-это Власть каждого избирателя, и что Эта Государственная Власть Народа, Каждого Избирателя –Есть Государственная Власть Каждый День и Она Постоянная эта Власть Народа, а избранный Глава Государства-Это Временная Власть и Она Обязана Подчиняться Избирателям. И Она не подарок избранному Главе Государства, на постоянно, и который не хочет не то что бы прислушиваться, а и оценивать каждый день социально-политическую ситуацию, которая создана его же Руководством страной, и которую на себе испытывает его же народ,избиратель. И этот Избиратель хочет,чтоб его Каждого Избирателя Не просто Слышал Глава Государства,а и Принимал Меры и Его Чиновники Понимали, что Они Слуги Народа, а не Власть, Власть в Стране, Это Избиратель Народ и Глава Государства. В Гражданах Египта,Конституция Египта всё же зародила в Них частичку Власти,Народ Египта осознал Власть в себе и перестал верить в могущество отдельных личностей. Осознав власть в себе, Народ непременно захотел ею воспользоваться. Король Людовик 14, сказал, Государство это -Я, Власть это - Я. Вот Народ Египта и каждый Гражданин Египта стал Королём – Государство-Это Он Гражданин Египта! Он хочет определять Будущее Своей Семьи и Своих Детей идя на Избирательные участки и чтобы Руководство страны каждый день на себе чувствовало всю тяжесть социально-экономических проблем народа, а не когда Народ начинает возмущаться. “Руководство страны, подчеркивается в заявлении, уже предприняло серьезные шаги, чтобы запустить план «национального примирения», о котором объявил Мурси в выступлении по случаю своей годовщины на посту президента. Администрация также сообщила, что Мурси не имел представления об ультиматуме военных, пока он не был обнародован.” “Напомним, многомиллионные акции протеста продолжаются в Египте с 30 июня. Митингующие требуют отставки президента и изменения структуры власти. Демонстранты предупреждают, что, если Мурси не покинет пост президента до 17:00 вторника, они объявят общенациональную акцию гражданского неповиновения и пойдут штурмом на президентский дворец” Lenta.ru 2.07.2013. Митинг на площади Тахрир в Каире в ночь на 1 июля 2013 года. Фото: Mohamed Abd El Ghany / Reuters Анархо-коммунист Батька Махно в 1919 году на съезде Советов рабочих и крестьянских депутатов в г. Екатеринославе (цитируем) “Третья анархо-коммунистическая революция, которая будет не пролетарской, а анархо-коммунистической за всеобщее освобождение народа от ига власти и насилия, от пролетарского капитализма и социализма, когда сам пролетариат себя освободит через Выборы” Тэги: анархо-коммунизм, батька, египет, конститция, махно, мурси, правый, человек 2013 основные понятия строителя коммунизма2013-06-30 12:46:00... > основные понятия строителя коммунизма + развернуть текст сохранённая копия он оказался извращенцем окуда берутся мысли оранжерея для клубники зимой оптимисты стихи опыт стихи онанизм с эзотеричесой точки зрения озеро желаний онокоренные слова к слову чувство организованная любовь она хотела умереть красиво http://webezo.alfatrening.ecommtools.com/34 Бесплатный тренинг интуиции. http://webezo.alfatrening.ecommtools.com/35 Личный чакровый код и финансы + СЭОС http://webezo.alfatrening.ecommtools.com/36 курс Инструкторов ЛЧК и фин http://webezo.alfatrening.ecommtools.com/37 ПОДАРОК за приглашения: тренинг Природный оптимизм http://webezo.alfatrening.ecommtools.com/38 Бесплатный тренинг Изменений http://webezo.alfatrening.ecommtools.com/39 Книга в Поисках Волшебства http://webezo.alfatrening.ecommtools.com/40 Лицензия ЭГ http://webezo.alfatrening.ecommtools.com/41 Экспресс Метод Исполнения Желаний http://webezo.alfatrening.ecommtools.com/42 курс Защиты http://webezo.alfatrening.ecommtools.com/43 Деньги за творчество http://webezo.alfatrening.ecommtools.com/44 Витамины Антистрах (Грандиозное предложение) http://webezo.alfatrening.ecommtools.com/45 Magic LSP training http://webezo.alfatrening.ecommtools.com/46 Секрыты процветания! http://webezo.alfatrening.ecommtools.com/47 7 ступеней медитации + ВИП группа http://webezo.alfatrening.ecommtools.com/48 Тренинг Материализации Желаемого он оказался извращенцем окуда берутся мысли оранжерея для клубники зимой оптимисты стихи опыт стихи Тэги: коммунизм, понятие, строитель Политика времени!Египет-это финал цветных революций!Петиции это Референдум!Настало Время Права Избирательного Голоса-2013-06-29 22:06:40Политика времени!Египет-это Финал цветных революций!Петиции это Референдум! ”За отставку президента ... + развернуть текст сохранённая копия Политика времени!Египет-это Финал цветных революций!Петиции это Референдум! ”За отставку президента Мурси подписались более 22 млн египтян” Петиции –это Референдум! И проведения досрочных выборов! Настало Время Избирательного Голоса! “Более 22 млн человек подписали петицию с призывом к отставке президента Египта Мухаммеда Мурси, сообщили в субботу организаторы движения "Тамарруд". EWSru.com 18:24” Настало время Исполнения Президентами Конституции Страны! Настало время уходя Партий в прошлое. Демократия Партий это уже прошлое, что доказала партия Большевиков. Народ должен определять сам, свою будущее, Право Избирательного голоса закреплено в Конституции стран. Мы помним, как США показали по ТВ всему Миру, когда проигравший кандидат в Президенты США, потребовал пересчета голосов. И что мы наблюдали : Свезли все бюллетени и при народно, в присутствии наблюдателей и Свободной Прессы вели пересчет Избирательных бюллетеней. В США давно уже нет Партий, есть Общественное движение под названием Партия- Республиканцы и Демократы, Форма осталась прежняя, а содержание изменилось. Это мы видим наблюдая предвыборные агитационные мероприятия. Время Самому избирателю Определять Будущее СВОИХ Детей и Своей Семьи ! Проявить Политическую Волю Президенту страны и вынести в Государственную Думу— Поправку в Конституцию страны, дополнить статью 3 п.5 ”Фальсификация хотя бы одного избирательного голоса-есть захват Власти” Конституция РФ Статья 3 1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. 3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. 4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону Москва. 10 декабря. INTERFAX.RU - Президент России Владимир Путин на встрече со своими доверенными лицами в понедельник высказал убеждение в том, что в стране "никто не хочет революций, а хочет перемен". "Я повторял и повторяю - каждый человек имеет право высказывать на законных основаниях свою позицию и бороться за нее. Но революции никто не хочет", - подчеркнул глава государства. К 15-летию конституции в 2008 году Президент России Дмитрий Медведев сказал буквально следующее: ”12 декабря 1993 года в нашей стране впервые за её историю был принят принципиально новый Основной закон – такой Закон, который признал высшей ценностью человека, его права и свободы, который установил основы демократического порядка России и обязавший государство на деле соблюдать и защищать эти новые базовые ценности[1]” (http://ru.wikipedia.org/) Он принес присягу на особом экземпляре Конституции РФ: "Клянусь при... http://www.gazeta.spb.ru/44020… Анархо-коммунист Батька Махно в 1919 году на съезде Советов рабочих и крестьянских депутатов в г. Екатеринославе (цитируем) “Третья анархо-коммунистическая революция, которая будет не пролетарской, а анархо-коммунистической за всеобщее освобождение народа от ига власти и насилия, от пролетарского капитализма и социализма, когда сам пролетариат себя освободит через Выборы” Народ улыбнётся, засмеётся, И за Свободный Труд в России На Выборы честные придёт! Даешь Референдум –Нет Фальсификациям на Выборах! Фальсификация на выборах-это Контр-Выборы! Фальсификация хотя бы одного Избирательного Голоса–Есть Захват Власти!Да -- Нет! Тэги: анархо-коммунизм, в.в.путин, выбор, д.а.медведев, египет, конституция, махно, мурси, президент Анализ К.Марксом и Ф.Энгельсом проблемы "правящие-управляющие/управляемые" в контексте концепции демократии(3)2013-06-28 14:40:25 Публикую третью часть параграфа восьмого из первой главы своей старой,двадцатилетней ...
Публикую третью часть параграфа восьмого из первой главы своей старой,двадцатилетней давности, научной монографии - Волков-Пепоянц Э.Г. МЕТАМОРФОЗЫ И ПАРАДОКСЫ ДЕМОКРАТИИ. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДОКТРИНА БОЛЬШЕВИЗМА: ИСТОКИ, СУЩНОСТЬ, ЭВОЛЮЦИЯ, АЛЬТЕРНАТИВЫ. 19I7-I929 гг. В 2-х книгах. Кн.1. - Кишинев: “LEANA”.1993. - XXXII+ 464 с. Глава первая. СОДЕРЖАНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ КОНЦЕПЦИИ ДЕМОКРАТИИ К.МАРКСА И Ф. ЭНГЕЛЬСА 1.8.Анализ К.Марксом и Ф.Энгельсом проблемы "правящие-управляющие/управляемые" в контексте концепции демократии. Переоценка полемики К.Маркса с Г.Гегелем и М.Бакуниным(3)
Вернемся к ключевому для молодого К.Маркса общему положению о том, что исполнительная власть должна принадлежать всему народу.Данная мысль классика нуждается в разъяснении, потому что ее можно интерпретировать по-разному. Исходя из этого, необходима реконструкциявзглядов основоположника марксизма по рассматриваемому вопросу, так как в полемической по своему характеру и незавершенной рукописи прямого и ясного ответа на данный вопрос нет. Безусловно, исполнительная власть, исходя из демократического идеала, которого придерживался молодой К.Маркс, ни своей политикой, ни государственным аппаратом управления, ни кадрами аппарата управления не должна быть отчуждена от народа. Конфликту между сословиями, как средоточиями особого интереса, с одной стороны, и исполнительной властью, как выразительницей всеобщего интереса государства, с другой стороны, К.Маркс противопоставляет единство, осуществляемое, путем ликвидации дуализма гражданского общества и политического государства и упразднения бюрократии, что, в свою очередь достигается, согласно его мнению, "при таком условии, что особый интерес становится в действительности всеобщим", т.е. путем ликвидации частной собственности218. К.Маркс критикует Г.Гегеля также за то, что последний выдвинул компромиссное предложение, позволяющее разрешить имеющееся в обществе противоречие между частной собственностью и политическим государством. Таким компромиссом является, по мнению Гегеля, смешанный порядок избрания должностных лиц в самоуправляющихся общинах, корпорациях: эти лица избираются гражданами общин, а получают утверждение от правительственной власти219. Таким образом, из логики критики Марксом Гегеля следует, что ликвидация частной собственности, а значит, и упразднение сословий, и выборы гражданами должностных лип, исполнительной власти и управляющей системы в целом и явятся мерами, обеспечивающими единство исполнительной власти, управляющей системы и народа. То, что именно в таком смысле следует трактовать положение К.Маркса о единстве исполнительной власти и народа, убеждает также Марксова критика Г.Гегеля за то, что, согласно последнему, полиция, суд и администрация "не являются депутатами самого гражданского общества, которое в них и через них защищает свой собственный всеобщий интерес, а являются уполномоченными государства в целях управления государством, против гражданского общества”220. Но если саму по себе идею об избрании всех администраторов,управленцев, а также сотрудников полиции и суда первоначально можно воспринимать как cпорную и только, ибо К.Маркс не уточняет,из числа каких лиц будут избираться указанные должностные лица, то после того, как он отвергает необходимость сдачи экзамена кандидатами на занятие определенной должности с целью проверки обязательного минимума политических (судебных, полицейских, административных) знаний и навыков управления211, становится понятным, что перед нами непродуманная, по сути своей иллюзорная идея, так как вполне естественновозникает сомнение в способности избираемых лиц без требуемого минимума соответствовать, наример, должностям руководителя административной территориальной единицы, городского судьи или начальника уголовного розыска. Сама же идея молодого Маркса о реальной возможности и допустимости выборов администраторов,судей, полицейских зиждется на столь же утопическом его предположении о наличии у всех граждан необходимых и достаточных политических и правовых знаний , ибо “необходимое …знание государства есть такое условие, без которого человек, живя в государстве, живет вовсе же вне его, живет оторованным от себя,от воздуха”222. Как видим, Маркс выдает желаемое за действительное, так как сплошь и рядом вплоть до настоящего времени практически в любой стране мира великое множество людей,живя в государстве, не имеют о нем элементарных знаний. Резюмируя, придем к выводу, что уже молодой Маркс фактически сформулировал, правда пока в эмбриональном виде, содержащуюся имплицитно идею о принципиальной возможности и необходимости с целью упразднения бюрократии – социального слоя профессиональных управляющих – поголовного участия всех граждан в управлении, выборности всех должностных лиц и их сменяемости. Конечно, молодой Маркс был вовсе не оригинален. Схожая идея до него высказывалась многими мыслителями: Морелли, бабувистами, Э.Кабе, другими утопистами, не говоря уже об античных философах223. Подведем итоги анализа первого сюжета – полемики К.Маркса с Г.Гегелем. В критике К.Марксом “пяти факторов” Г.Гегеля, предохраняющих, по мнению последнего, управляемых от злоупотреблений бюрократии, как в капле воды оразилась противоположность подходов двух мыслителей ко всему комплексу вопросов, связанных с ключевой проблемой “правящие-управляющие/управляемые”. Если исходить - как Г.Гегель – из теоретической предпосылки, что бюрократия как общественный феномен необходима и ей уготована постоянная жизнь, то тогда следует напряженно искать – что Гегель и делал – предохранительные механизмы от ее злоупотреблений(сопряженная проблема предохранения от экспансии бюрократии во все сферы и “поры” общественной жизни Г.Гегелем еще не разрабатывалась). Если же исходить – как К.Маркс – из противоположной посылки временности бюрократии и неотвратимости упразднения ее как социального слоя и как типа управляющей социальной организации в ходе пролетарской революции, то тогда анализ пяти факторов окажется – как у К.Маркса – поверхностным и ошибочным(что нами и продемонстрировано), основное внимание исследователя будет сосредоточено на преувеличении – вплоть до абсолютизации - роли негативных явлений в деятельности бюрократии, и как следствие взамен специфической организации, профессионального - аппарата и социального слоя - управления будет предложено - что и сделал К.Маркс - в качестве панацеи от всех управленческих бед объективировать иллюзорную и утопическую идею "поголовного участия всех в управлении". Парадокс, однако, состоит в том, что, как справедливо констатировали П.П.Гайденко и Ю.Н.Давыдов, на почве представлений о временности бюрократии в постреволюционном периоде в СССР <<развилась мифология, прикрывающая безудержное развитие бюрократии (правда,бюрократии "нового типа")>>224. И, наоборот, либерально-демократическим режимам, усвоившим уроки Г.Гегеля и М.Вебера, удалось - в определенной степени - противостоять как злоупотреблению бюрократии,так и ее экспансии. Но недостаточно ограничиться только приведенной интерпретацией мысли К.Маркса. Ведь молодой Маркс был вместе с тем сторонником и политической демократии, а значит, и сторонником того, что исполнительная власть принадлежит народу не только в том смысле, что подотчетна ему непосредственно, но и в том, что она подотчетна ему и опосредственно, через подотчетность и подконтрольность законодательной власти, а также в том, что функционирование управляющей системы, деятельность кадров аппарата управления осуществляются в правовом поле и гласно, под надзором свободной печати. Завершим этот эпизод самокритичным признанием. В своей предыдущей работе, в которой была предпринята первая наша попытка исследовать концепцию демократии молодых К.Маркса и Ф.Энгельса225, мы не уделили должного внимания тому, что уже в рукописи "К критике гегелевской философии права" почти за 30 лет до Парижской коммуны молодой основоположник марксизма сформулировал идею о выборности и сменяемости кадров управления, суда, полиции. В связи с рассматриваемой проблемой и в продолжение нашего дискурса необходимо остановиться на той характеристике бюрократии - как управляющей системы и как социального слоя, - которую К.Маркс дает как в "Критике гегелевской философии права", так и в работе "Оправдание мозельского корреспондента". В советской специальной литературе в ходе изучения эволюции политических воззрений К.Маркса и Ф.Энгельса исследовались и взгляды основоположников марксизма на проблему бюрократизма226.Поражает лишь то, что,например, в соответствующем параграфе "Истории политических и правовых учений", появившейся уже в 1988 г., об этой проблеме нет ни слова227. Из произведений последнего времени следует выделить серию работ В.П.Макаренко228. В них автор на основе сочинений молодогоК.Маркса совершенно правомерно, по нашему мнению, при анализе проблем бюрократии во главу угла выдвигает принцип целостности,согласно которому рассматривать бюрократию как объект познания необходимо в неразрывной органической связи с экономическими отношениями, политическими структурами и идеологическими формами сознания на любом этапе социального развития. И для того, чтобы описать социальную природу бюрократии в ее целостности и разнообразии, необходимо использовать систему понятий "бюрократическое отношение - государственный формализм - политический рассудок". Стоит упомянуть также сочинения Н.Ю.Колпинского, И.А.Гобозова, Р.И.Хасбулатова, А.Г.Худокормова и др.229 К.Маркс анализирует бюрократию по двум основным направлениям:1)взаимоотношение бюрократии с обществом; 2) взаимоотношения внутри самой бюрократии.
Бюрократия знаменует собой отчуждение управляющих от управляемых, она становится особой, замкнутой корпорацией в государстве.Бюрократия, согласно взглядам К.Маркса, есть "государственный формализм" гражданского общества. Она есть "сознание государства","воля государства", "могущество государства как особая корпорация" . Но для того, чтобы бюрократия, как особая корпорация, могла восприниматься гражданами государства, народом как "воля государства", она, согласно К.Марксу, должна и выдавать свой особый интерес в качестве "всеобщего". Понятно, что это возможно лишь при особых условиях.Исследовать их - крайне важная задача. Первым таким условием является политическая форма, политический режим. Как известно, подлинная демократия характеризуется не только демократической сущностью власти, но и демократическим характером исполнительной власти, демократическим решением проблемы "управляющие/управляемые". Дух же бюрократии, согласно К.Марксу, есть "формальный дух государства". Вследствие этого бюрократия превращает в категорический императив действительное будущее государства. "Бюрократия считает самое себя конечной целью государства. Так как бюрократия,- писал далее К.Маркс, - делает свои "формальные" цели своим содержанием, то она всюду вступает в конфликт с реальными целями. Она вынуждена поэтому выдавать формальное за содержание, а содержание за нечто формальное. Государственные задачи превращаются в канцелярские задачи, или канцелярские задачи - в государственные"231. Самогосударство, по меткому замечанию К.Маркса, становится частной собственостью бюрократии, в этом случае, государственный интерес низводится до уровня личного интереса бюрократии. Понятно, что это обстоятельство означает эксплуатацию со стороны бюрократии трудящихся, формы которой могут быть разнообразными. Возникает противоречие между действительными интересами и целями общества и государства и "иллюзорными" интересами и целями бюрократии. Причем не только потому, что в обществе господствует частная собственность, как полагал классик марксизма. К.Маркс, рассматривая частный вопрос об отношении "органов управления к бедственному положению примозельского края", приходит к однозначному выводу: "Бедственное положение примозельского края является одновременно и бедственным положением управления"232.На основе этого частного вывода делается и всеобъемлющий вывод, имеющий характер закономерности: постоянное бедственное положение какой-нибудь части государства (соответственно и бедственное положение всего государства и общества, добавим мы. - Э.В.-П.) вскрывает перед нами "противоречие между действительностью и принципами управления"233. Именно вследствие этого К.Маркс называет бюрократию иезуитами государства и его теологами234; собственные интересы бюрократии в ее деятельности все в большей степени играют самодовлеющую роль,пока и не происходит разрыв, отчуждение между подлинными всеобщими интересами управляемых, общества и государства и особыми,частными интересами управляющих. Образуется круг, из которого невозможно выскочить. Государственными делами считается только своя непосредственная деятельность, а то, что находится вне, является объектом государства, лишенным государственного образа мысли и государственного разумения235. / В связи с этим возникает соответствующая психологическая установка управляющих и управляемых. Указанный аспект взаимосвязан и с характером самой бюрократической системы. Поэтому К.Маркс детально анализирует и саму бюрократическую систему, выявляет ряд ее особенностей. Прежде всего он отмечает, что в основе деятельности бюрократии, ее организации и функционирования лежит не просто принцип иерархии, а принцип бюрократической иерархии. Он определяет как характер взаимоотношения бюрократии с управляемыми, так и характер взаимосвязанности и подчиненности звеньев бюрократической системы. Характер взаимоотношений управляющих и управляемых при бюрократии обосновывается теорией, согласно которой граждане делятся на две категории: активных, сознательных управляющих и пассивных,несознательных уцравляемых. Отсюда и психологический стереотип: "начальство лучше знает". Но эта же установка обращена и вовнутрь самой бюрократической системы: субординация, доходящая до слепого подчинения. Иерархия статусов в бюрократической системе, иерархия прав и обязанностей сопряжена с иерархией знаний. "Верхи полагаются на низшие круги во всем, что касается знания частностей; низшие же круги доверяют верхам во всем, что касается понимания всеобщего, и, таким образом, они взаимно вводят друг друга в заблуждение”236. Следствием этого положения является, по Марксу, то, что для бюрократа всякая вещь (событие жизни, объект управления) приобретает двойственное значение: "реальное и бюрократическое, равно как и знание (а также и воля) становятся двойственными - реальным и бюрократическим"237. Реальная сущность объекта управления в таком случае рассматривается сквозь бюрократическую призму, искажается, предстает в превратном свете. В связи с этим К.Маркс выделяет еще два атрибута бюрократии:отличительные признаки, связанные с принципом иерархии должностей и знаний и отчуждением бюрократии от общества. Во-первых, всеобщим духом бюрократии, которым она пропитана вся в целом и каждая ее клеточка в отдельности, являются тайна, таинство, обеспечиваемые в собственной среде бюрократии ее иерархической организацией, а по отношению к внешнему миру - ее замкнутым,корпоративным характером. Отсюда - бюрократии чужды открытость, гласность и государственное мышление, более того, они представляются бюрократии предательством по отношению к ее тайне. Во-вторых, иерархичность знания ведет к тому, что авторитет становится принципом знания бюрократии, а "обоготворение авторитета есть ее образ мыслей"238.Вера же в авторитет, слепое подражание ведут к вере в механизм твердо установленных формальных действий, готовых принципов, воззрений, традиций. Таким образом, обожествляется вся система управления в целом, она становится неприкосновенной,священной. Эта особенность бюрократии сопряжена с другой - отсутствием критики снизу вверх внутри бюрократической системы, даже если формально она будет разрешена. Ведь каждый "представитель власти" будет рассматривать состояние, какого-нибудь края как результат деятельности своего предшественника. По закону иерархии этот предшественник в большинстве случаев будет занимать к тому времени уже более высокий пост, а нередко явится даже непосредственным начальством своего преемника239. Подобная управляющая система становится консервативной силой, у нее нет гибкости, ее структура окостеневает, становится жесткой, информация, идущая по вертикальным каналам по обоим направлениям,искажается. Бюрократия как управляющая система в высшей степени неэффективна, нерациональна, ей присуще внутреннее противоречие междупервоначальной целью ее создания - для управления - и той деятельностью, которой она занимается в последующем - для самосохранения исамовоспроизводства. Бюрократической системе свойственна еще одна особенность: ее невозможно сломать изнутри, нет социальных сил, ибо она культивирует и отбирает в свои ряды лишь тех, кто соответствует вышеперечисленным критериям. В итоге для отдельно взятого чиновника личной целью деятельности в управляюшей системе становится делание карьера, погоня за чинами; а так как для него государство существует лишь в виде различных определенных бюрократических сил, связанных между собой посредством субординации и слепого подчинения, то наука представляется бюрократу бессодержательной - ведь все требуемое знание он получает сверху по каналам управляющей системы, как, впрочем, и сама действительная жизнь воспринимается мертвой, безжизненной ибо одухотворяет и оживляет ее сама управляющая система. Другими словами, бюрократии присущ наряду с другими качествами еще и волюнтаризм. Она "хочет все сотворить, т.е. ... она возводит волю в cauzaprima, ибо ее существование находит свое выражение лишь в деятельности, содержание для которой бюрократия получает извне ... мир есть просто объект ее деятельности"240. Рассмотрев особенности бюрократической системы, К.Маркс, понятно, задумывается и над тем, каким образом можно упразднить эту антинародную систему управления. Пока его выводы предельно абстрактны: "Упразднение бюрократии возможно лишь при условии, что всеобщий интерес становится особым интересом в действительности, а не только - как у Гегеля - в мысли, в абстракции; это, в свою очередь,возможно лишь при том условии, что особый интерес становится в действительности всеобщим"241. Экономическим же основанием того, чтобы особый интерес стал в действительности всеобщим, является, согласно К.Марксу, ликвидация частной собственности. Именно общественная собственность приведет к тождеству особого интереса управляющего слоя - бюрократии - и всеобщего интереса общества. И тогда в результате этого будет преодолено отчуждение между управляющей системой и обществом, преодолены противоречия между принципом управления и обществом, между целями и интересами общественного развития и целями администраторов, будет, по логике К.Маркса, внутренне преобразована управляющая система: упразднены иерархичность оистемы, слепая подчиненность, иерархичность знания, корпоративизм и закрытость, обожествление авторитета, дух таинства, волюнтаризма, - лишь в этом случае действительный всеобщий интерес общества и государства станет и особым интересом управляющей системы. А для осуществления названного комплекса преобразований должна быть найдена социальная сила, объективно занимающая такое положение в обществе, при котором особый интерес ее жизнедеятельности стал бы в действительности и всеобщим. Как известно, таким классом, согласно воззрениям К.Маркса и Ф.Энгельса, является пролетариат. Спустя почти 150 лет после анализа К.Марксом проблем бюрократии мы можем обоснованно утверждать, что ликвидация частной собственности не явилась той панацеей, которая избавила человечество как от отчужденных, превращенных форм бюрократии (в "вульгарном" смысле"), так и от "нормальной" бюрократии, без которой вообще обойтись невозможно (по крайней мере в обозримом будущем). Более того, получилось даже наоборот:в СССР и других странах "соцлагеря" единая государственная собственность привела к возникновению еще более мощной бюрократии, чем описывал К.Маркс. Ф.Энгельс в 1842 г. в работе "Конституционный вопрос в Германии" осуществляет конкретный анализ бюрократии феодального общества. И хотя его анализ всецело ограничен лишь указанными историческими, экономическими, социальными, психологическими рамками, он имеет и важное методологическое значение. Во-первых, Ф.Энгельс предполагает существование различных исторических форм бюрократии при феодализме и капитализме и связывает существование бюрократии с определенными экономическими условиями, классовой структурой (мелкая буржуазия города и деревни),субъективным фактором (уровень образованности, культуры, социально-психологические стереотипы и т.п.). "Бюрократия, - отмечал Ф.Энгельс, - была создана для того,чтобы управлять мелкими буржуа и крестьянами. Эти классы распылены в небольших городах и деревнях, интересы их не выходят за самые узкие местные рамки, и поэтому им неизбежно свойственен ограниченный кругозор, соответствующий их ограниченным условиям жизни. Они не могут управлять большим государством, у них не может быть ни достаточного кругозора, ни достаточных знаний для того, чтобы согласовать друг с другом различные, взаимосталкивающиеся интересы. А именно на той ступени развития цивилизации, к которой относится расцвет мелкой буржуазии, имеет место самое причудливое переплетение различных интересов (вспомним хотя бы о ценах и об их столкновениях). Таким образом, мелкие буржуа и крестьяне не могут обойтись без могущественной и многочисленной бюрократии. Они вынуждены допускать опеку над собой, чтобы избежать крайнего хаоса и разорения от сотен и тысяч процессов"242. Рассмотренная Ф.Энгельсом историческая форма бюрократии связана с мелкой буржуазией города и деревни, автократическим политикогосударственным устройством. Соратник К.Маркса прослеживает дальнейшую судьбу бюрократии феодального общества. В раннекапиталистическом и раннеиндустриальном обществе намечается тенденция, при которой управляющая система ставится под контроль формирующегося буржуазного гражданского общества. Из контекста процитированного фрагмента ясно, что разбюрокрачивание, по мнению Ф.Энгельса, возможно вслучае установления политической демократии, которая предполагает видоизменение характера связи между управлявшей системой и управляемыми. "Но бюрократия, в которой нуждаются мелкие буржуа, - продолжает Ф.Энгельс,- вскоре становится невыносимыми оковами для буржуа... буржуазия вынуждена сломать могущество этой надменной и придирчивой бюрократии. С того момента, как управление государством и законодательством переходит под контроль буржуазии, бюрократия перестает быть самостоятельной силой; именно с этого момента гонителибуржуазии превращаются в ее покорных слуг"243. Понятно, что управление государством и законодательством переходит под контроль буржуазии в условиях политической демократии. Но отсюда следует и другое: если для буржуазии управляющая система перестает быть отчужденной, "бюрократической" (в "вульгарном" смысле), то для пролетариата в условиях неполной демократии она продолжает сохранять этот свой характер. Таким образом, управляющая система в условиях неполной демократии может быть амбивалентной - одновременно и "бюрократической", и "небюрократической": "бюрократической" по отношению к слоям и классам, на которые еще не распространяется политическая демократия ввиду ее неполноты, и демократической (и просто бюрократической в классическом смысле) по отношению к классам и слоям, на которые распространяется политическая демократия и которые являются субъектами исуверенами власти. Воззрения Ф.Энгельса на бюрократию, как и у К.Маркса,противоречивы: достоверные знания сочетаются с явно утопическими по своему содержанию положениями. Надклассовость бюрократии как социального слоя, ее относительная самостоятельность многократно подтверждались в истории. Вместе с тем во взглядах Ф.Энгельса подразумевается само собой разумеющимся, что бюрократия как профессиональный слой управляющих будет упразднена, а это является иллюзией. Правда, молодые К.Маркс и Ф.Энегльс непосредственно не рассматривали вопрос о том, какой будет управляющая система в постреволюционном обществе будущего. Один из немногих текстов, содержащий прямые размышления классиков на этот счет, находится в сочинении Ф.Энгельса "Эльберфельдские речи”244. В связи с этим мы вполне согласны с выводами, которые сделал Г.А.Багатурия в своей книге "Контуры грядущего" по данному поводу245. Считаем необходимым лишь дополнись их следующими соображениями. Ф.Энгельс в "Эльберфельдских речах", во-первых, предвидит расширение функций управления: в коммунистическом обществе управление будет ведать "не только отдельными сторонами общественной жизни, но и всей общественной жизнью во всех ее отдельных проявлениях,во всех направлениях"246. В то же время управление в нем, во-вторых, согласно Ф.Энгельсу, будет "бесконечно упрощено". Последнее произойдет в результате того, что не будет частной собственности, классов и классовой борьбы, антагонизма интересов, преступлений. Положение о расширении функций управления общественной жизнью во всех ее проявлениях, хотя Ф.Энгельс и подчеркивает максимальное упрощение управления, крайне опасно, так как может стать теоретическим оправданием практики тоталитаризма. И вероятность того,что эта возможность осуществится в действительности, во много раз возрастет, если стремление управлять всем и вся тут же соединяется с высказанной здесь же классиком идеей переустроить человеческое общество,руководствуясь критерием разумности247. Этот момент мы подробнее рассмотрим в отдельном параграфе.
Подытожим сказанное. 1)Взгляды молодых К.Маркса и Ф.Энгельса на проблему "управляющие/управляемые" противоречивы, как и сама концепция демократии, с которой эти взгляда сопряжены. Критика превращенных форм бюрократии сохранила свою значимость как для современности, так и для будущего: обожествление авторитета, дух таинства, слепая подчиненность,отчуждение аппарата управления от интересов объекта управления, обособление корпоративных интересов во вред обществу, менталитет кастовости, бездушие и другие черты - со всем этим человечество борется,несмотря на различие эпох, континентов, общественных систем,этносов, сотни лет. 2)Социологический и политический подходы К.Маркса и Ф.Энгельса к бюрократии, безусловно, необходимы, но недостаточны, так как классики при этом игнорировали организационно-управленческий аспект исследования бюрократии. Поэтому, справедливо отвергая "болезненные” проявления бюрократии, они отвергали и "нормальную" бюрократию как профессиональный слой управляющих, как профессиональный,штатный аппарат управления с его необходимой иерархичностью, рутинностью (в идентичных ситуациях поступать одинаково со всеми, кто бы это ни был, - благо для управляемых на фоне кумовства, протекционизма, семейности, землячества), определенной надклассовой замкнутостью и т.д., без чего просто нельзя управлять. 3)Молодые К.Маркс и Ф.Энгельс, как и многие мыслители до них, искали спасение не только от "болезненных" форм бюрократии, но и от имманентно присущих "нормальной" бюрократии негативных сторон и находили его лишь в радикальной мере: упразднении штатного и профессионального аппарата управления, профессионального слоя управляющих, в выборности и сменяемости управляющих, в поголовном участии в управлении , 4)Подобный подход был естественным следствием разделяемой ими идеи: необходимости устранения дуализма политического государства и гражданского общества, отмирания политического государства как такового, что являлось, в свою очередь, результатом абсолютизации ими классового характера государства, убеждения в быстрейшем стирании после революции классовых различий. В полемике К.Маркса и Г.Гегеля по комплексу двух вопросов: 1) дуализм "политическое государство/ гражданское общество" и 2) "правящие-управляющие/управляемые" - правота оказалась на стороне Г.Гегеля. 5)Вместе с тем во взглядах К.Маркса и Ф.Энгельса содержится и рациональное зерно - идея территориального и производственного самоуправления, которая сама по себе, если использовать ее не в радикальном виде - вместо профессионального, штатного аппарата, а наряду с ним, а также наряду с институтами политической демократии, - сохраняет значимость вплоть до настоящего времени. 6)Центральной проблемой, которая явно не ставилась классиками марксизма, но все же имплицитно присутствует в их политических взглядах, является проблема конституирования и функционирования демократической (и бюрократической вместе с тем) управляющей системы, т.е. управляющей системы с профессиональным, штатным аппаратом управления, ставшей органическим компонентом политической демократии. Разработка необходимых действенных механизмов, нейтрализующих негативные стороны деятельности бюрократии, К.Марксом в отличие от Г.Гегеля фактически отвергалась. Тем не менее критика классиками, и прежде всего К.Марксом, бюрократизма (и здесь мы согласны с Г.Н.Волковым, что по сути дела в "Критике гегелевской философии права" речь идет не только о критике бюрократии, но и о критике авторитарного государства, отчуждения управляемых и от управляющей системы,и от системы власти248) дает достаточно позитивного материала для постановки указанной проблемы. Своего апогея одна из двух линий исследования,начатая К.Марксом в рукописи "К критике гегелевской философии права" и связанная с упразднением бюрократии и поголовным участием пролетариата в управлении, достигла в его сочинении "Гражданская война во Франции" и в других работах, опубликованных после Парижской коммуны. (Окончание последует) ПРИМЕЧАНИЯ 218Маркс К., ЭнгельсФ. Соч. T.I. С.273. 219См.: Там же. С.274. 220Там же. С.275. 221См.: Там же. С.277. 222Там же. 223См.: Морелли. Кодекс природы или истинный дух ее законов. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1956. С.224-232; История политических и правовых учений: Домарксистский период: Учебник/ Под ред. О.З.Лейста. М.: Юридическая литература, 1991. С.316; Кан С. Б. История социалистических идей. Курс лекций. 2-е изд., испр. М.: Высшая школа, 1967. С.42, 222. 224См.: Гайденко П. П., Давыдов Ю. Н. Указ. соч. С.176. 225См.: Волков Э. Г. Становление концепции демократии К.Маркса и Ф.Энгельса (1842-1848 гг.) - ступень в развитии научной и гуманистической концепции демократии// Рукопись деп. в ИНИОН АН СССР. 8.08.1990 г. № 42642. С.87. 226См., например; О й з е р м а н Т. И. Указ.соч. С.163- 166, 205-206. 227См.: История политических и правовых учений: Учебник/ Под ред. В.С.Нерсесянца.указ.соч. С.466-484. 228См.:Макаренко В. П. Анализ бюрократии классовоантагонистического общества в ранних работах Карла Маркса.Указ.соч.; Он же. Бюрократия и государство (Ленинский анализ бюрократии царской России). Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского университета, 1987. 192 с.; Он же. Бюрократия и сталинизм.Указ.соч. 229См.: Колпинский Н. Ю. Маркс и Энгельс о бюрократии.Указ.соч.; ГобозовИ. А. Бюрократия и бюрократизм: социально- философский анализ.Указ.соч.; ХасбулатовР. И. Указ.соч. (1989, 1991), соответственно: С.12-27; С.15-25 ;ХудокормовА. Г. Указ.соч. С.7-11. 230Маркс К., ЭнгельсФ. Соч. T.I. С.270. 231Там же. С.271. 232Там же. С.205. 233Там же. 234См.:Там же. С.271. 235См.: Там же. 236Там же. С.271-272. 237Там же. С.272. 238Там же. 239См.: Там же. С.202. 240Там же. С.273. 241Там же. 242Там же. Т.4. С.57. 243Там же. С.57-58. 244См.: Там же. Т.2. С.537. 245См.: Б а г а т у р и я Г. А. Контуры грядущего.Указ.соч. С.34-35. 246Маркс К., ЭнгельсФ. Соч. Т.2. С.537. 247Там же. С..536. 248См.: Волков Г. Н. "Наша дерзкая, веселая проза": (Сатирический художественно-образный фермент в творчестве К.Маркса и Ф.Энгельса). М.: Политиздат, 1986. С.72. Тэги: большевизм, бюрократизм, бюрократия, в.и.ленин, демократия,свобода,права, доктрина, к.маркс, коммунизм,большевизм, конец, марксизм, наука, немного, оригинальный, политика(видео, политический, политология, социо-гуманитарные, текст, тексты), учение, ф.энгельс, философия Анализ К.Марксом и Ф.Энгельсом проблемы "правящие-управляющие/управляемые" в контексте концепции демократии2013-06-24 23:36:09 Публикую первую часть параграфа восьмого из первой главы своей старой,двадцатилетней ...
Публикую первую часть параграфа восьмого из первой главы своей старой,двадцатилетней давности, научной монографии - Волков-Пепоянц Э.Г. МЕТАМОРФОЗЫ И ПАРАДОКСЫ ДЕМОКРАТИИ. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДОКТРИНА БОЛЬШЕВИЗМА: ИСТОКИ, СУЩНОСТЬ, ЭВОЛЮЦИЯ, АЛЬТЕРНАТИВЫ. 19I7-I929 гг. В 2-х книгах. Кн.1. - Кишинев: “LEANA”.1993. - XXXII+ 464 с. Глава первая. СОДЕРЖАНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ КОНЦЕПЦИИ ДЕМОКРАТИИ К.МАРКСА И Ф. ЭНГЕЛЬСА 1.8.Анализ К.Марксом и Ф.Энгельсом проблемы "правящие-управляющие/управляемые" в контексте концепции демократии. Переоценка полемики К.Маркса с Г.Гегелем и М.Бакуниным Составной частью концепции демократии К.Маркса и Ф..Энгельса являлись их взгляды на проблему "правящие-управляющие/управляемые". Здесь необходимо отступление с дополнительным разъяснением. Точнее с двумя. Советское обществознание до середины 80-х гг. фактически игнорировало существование самостоятельной проблемы "правящие-управляющие/управляемые" в политической жизни "социалистических" стран.Указанная проблема или расщеплялась и представлялась в виде проблемы руководящих кадров, шире - кадров управления (“центральное место в рождавшейся советской науке управления, - писал, к примеру Г.Х.Шахназаров, - по праву занимал вопрос о подготовке, отборе и расстановке кадров, в первую очередь руководящего персонала...”181), или модифицировалась в проблему "бюрократия/управляемые", с особым смыслом термина “бюрократия", А между тем проблема "бюрократия/управляемые" вовсе не тождественна проблеме "управляющие/управляемые" или "правящие/управляемые". Но прежде чем выяснить различие между двумя перечисленными проблемами, необходимо уточнить содержание понятия "бюрократия". В современной социологии и политологии имеются две полярные традиции в понимании бюрократии: гегелевско-веберовская и марксистско-ленинско-"советская"182. Согласно М.Веберу, основоположнику развернутой, систематической теории бюрократии, последняя является наиболее рациональной формой осуществления власти, идеальным,чистым типом организации, управления и власти. В дополнение к идеальному типу рациональной бюрократической организации, аппарата власти М.Вебер создал идеальный тип бюрократического функционера, бюрократа. Вместе с тем он предостерегал от естественной для бюрократии тенденции к выходу за рамки присущей ей функции и экспансии во все новые сферы общества . Приведем одно из многочисленных определений бюрократии, основывающееся на гегелевско-веберовской традиции: "Бюрократия - это определенная рационализированная и деперсонализированная система управления и руководства, обеспечивающая максимальную четкость и эффективность деятельности институтов, администрации, предприятий и других целевых групп. Говоря упрощенно, бюрократия - это метод четкого решения вопросов"184 . У советской читающей публики (за исключением специалистов, да и то не всех) подобное определение, конечно же, вызывало внутреннее сопротивление. В соответствии с господствовавшей еще совсем недавнов СССР, а ныне в СНГ идеологией люди привыкли к тому, что все их беды проистекают из козней "бюрократов", а не обусловлены реалиями системы власти, политического режима, экономического строя, идеологии. Правда, и на Западе наряду с пониманием, бюрократии, идущим от М.Вебера, распространены в массовом сознании и другие понятия. В частности, в американской литературе принято различать кроме веберовского понятия еще два значения термина "бюрократия": I)"традиционный" смысл (от фр.bureu- бюро, канцелярия и греч. kratos- власть, сила, господство, буквально: господство, власть канцелярии) - концепция управления через "систему бюро" без участия управляемых; 2) "вульгарный" смысл - концепция, отражающая неэффективность организационных функций, волокиту, формализм, бездушие и т.п.185. Как мы видим, именно "вульгарный" смысл бюрократии господствует до настоящего времени и в массовом обыденном сознании обществ СНГ. Надо сразу же внести ясность. Гегелевско-веберовская традиция вовсе не отрицает "вульгарного" смысла понятия "бюрократия" .Она лишь различает идеально функционирующую бюрократию от многообразных ви- дов реальной бюрократии с различным балансом положительных и отрицательных сторон деятельности в зависимости от конкретно-исторических условий. Генерализация только негативных моментов в деятельности бюрократии и образует "вульгарный" смысл рассматриваемого термина. В то время, как советское обществознание и публицистика лишь описывали (по известной причине) феномены бюрократизма и гневно (и столь же бесполезно) его бичевали, западные исследователи, показывая внутреннюю противоречивость этого явления и уделяя особое внимание механизму дисфункции и перерождения бюрократии, пытались найти средство, нейтрализующее этот процесс. Яркими образцами подобной литературы являются сочинения английского политолога и сатирика С. Н. Паркинсона и канадского педагога и писателя Л. Дж. Питера186. "Вульгарный" смысл перекликается с марксистской традицией. Ее мы в дальнейшем рассмотрим детальнее. Пока лишь отметим, что в ней бюрократия связана с возникновением превращенных форм деятельности организации, искажением ее функций и провозглашаемых целей,отчуждением государственного аппарата власти и управления от трудящихся масс. Исходя как раз из такого понимания бюрократии, В.И.Ленин называл ее самым худшим внутренним врагом187. Для иллюстрации двух полярных подходов к проблеме бюрократии следует сопоставить вышеприведенное определение, основывающееся на гегелевско-веберовской традиции,с определением бюрократии,зиждящимся на марксистско-ленинской традиции, данным в последнем (199Iг.) изданном в СССР "Философском словаре": "Бюрократия...1) иерархически организованная, оторванная от народа и чуждая ему управляющая система, делающая основным правилом своего функционирования собственное сохранение и воспроизводство; 2) носитель этой системы слой привилегированного чиновничества"188. Лишь в последние несколько лет отечественные обществоведы,сохраняя все лучшее из марксистской традиции, стали без идеологических шор изучать проблему бюрократии189. В процессе исследования мы еще вернемся к этой проблеме. Теперь же сделаем второе разъяснение. Среди ряда взаимодополняющих парадигм, выделяемых при социологическом анализе политической власти: 1) кто декларирован субъектом (носителем) власти? 2) в интересах каких классов, социальных групп осуществляется власть? 3) кто реально управляет, какие социальные группы осуществляют власть? - нас интересует последняя парадигма, сопряженная с вопросом: каков процесс принятия и проведения в жизнь решений? По мнению Е.Вятра, парадигма "кто управляет?" точнее - "кто правит-управляет?") включает в себя несколько аспектов: а)какова конституционная система власти (какие органы и в какой сфере являются центрами политической власти)? б)из кого складывается группа политических руководителей и высших государственных,партийных и т.п. должностных лиц? в)каковы психологические черты и особенности поведения этого руководящего состава?190 Если в западной немарксистской политической науке давно (с начала XX в. - со времен В.Парето, Г.Моска, Р.Михельса) разрабатывались разнообразные концепции правящих (политических) элит, предлагающие свое решение проблемы "правящие-управляющие/управляемые", то советское обществознание, как правило (за редким исключением191),ограничивалось критикой этих теорий, полагая, что они направлены "против марксистского учения о классах и классовой борьбе, против требования социального равенства всех членов общества”192. Официальный советский марксизм-ленинизм подменял парадигму "кто правит/управляет?" парадигмой "в чьих интересах осуществляется власть?” или столь же спекулятивно ограничивался рассмотрением ее частной модификации - проблемы "бюрократия/управляемые"193 - с тем, чтобы скрыть действительное правление бесконтрольной партократической элиты в СССР. А между тем среди зарубежных марксистов ее анализировал в "Тюремных тетрадях" А.Грамши. "Необходимо...отдавать себе ясный отчет в том, - отмечал он, - что деление на правителей и управляемых,если даже оно в конечном счете восходит к разделении на социальные группы, постоянно существует... даже в рамках одной и той же группы,хотя бы она была однородной в социальном отношении; в известном смысле можно сказать, что это разделение является результатом раздельная труда, техническим явлением”194. Таким образом, из лапидарных, отрывочных разъяснений констатируем, что проблема "правящие-управляющие/управляемые" существует в различных конкретно-исторических модификациях в человеческом обществе на протяжении тысячелетий и будет еще длительное время существовать в обозримом будущем. Специфика ее проявления и решения,конечно, зависит от характера общественного строя, политического режима,формы государства, национальных особенностей, традиций, уровня культуры и образования, психического склада, менталитета и т.д. но тем не менее как всеобщее (хотя всеобщее и проявляется через особенное) она существует.
Даже если гипотетически допустить, что в далекой перспективе реализовалась бы утопическая идея всеобщего общественного самоуправления, когда все взрослое население периодически участвует на том или ином уровне и в той иди иной мере в управлении, то и тогда в каждый данный момент времени все равно лишь меньшая часть народа участвует в управлении (если не произойдет в развитии человечества эпохального изменения в природе человека, а следовательно,и в сфере управления), и поэтому в каждый данный момент времени общество разделено на управляемых и управляющих, и тем самым проблема в специфической форме остается. Конечно, эту специфику надо будет в каждом случае уяснить, но необходимо выявить и инвариант проблемы "управляющие/управляемые". Всеобщий вопрос можно сформулировать так: какими должны быть правящий (управляющий) аппарат, управляющая система в целом и политическая элита, управляющие, чтобы все они икаждый в отдельности эффективно, рационально и гуманно управляли всогласии с управляемыми, и какими должны быть предохранительные механизмы от и против всех вадов злоупотреблений и отчуждений системы, аппарата управления и управляющих против и от управляемых. Теперь, после двух разъяснений, становится ясным и различие между проблемой "правящие-управляющие/управляемые" и "бюрократия/управляемые". Во-первых, в первой "формуле" мы объединили общую проблему "управляющие/управляемые" с частной - "правящие (политическая,экономическая, военная, идеологическая элита)/управляемые". Понятно, что первая шире, чем вторая. Вторая касается высшего слоя "управленцев" в основных сферах, тех, кто принимает решения на высшем государственном, партийном, территориальном уровнях195. Некоторые политологи числят руководящих деятелей бюрократического аппарата составной частью политической элиты. Думается, с определенной долей условности это можно сделать, учитывая, что подготовка и реализация принятых решений во многом зависят от них. Во-вторых, формула "управляющие/управляемые" включает в себя все вида и все сферы управленческой деятельности - и профессионалов, штатный аппарат, и непрофессионалов. Последние в число бюрократии не входят. Кроме того, смысл термина "управляющие" включает в себя все типы и виды бюрократии. Завершив необходимый комментарий, приступим к основной теме исследования. Рассматриваемая нами проблема ставилась и решалась классиками марксизма в нескольких аспектах: Во-первых, и прежде всего а) как проблема государственного бюрократизма т.е. как негативные проявления специфической управляющейсистемыв виде иерархии исполнительной власти и чиновничьей системы управления в различных областях общества (просвещение, армия, церковь) и на различных уровнях и б) как особый социальный слойуправленцев-чиновников. Причем главным объектом анализа являлись бюрократия и бюрократизм абсолютистских и полуабсолютистских режимов, в основном бюрократическая система прусского абсолютизма и режима Второй империи в Германии, а также военно-бюрократическая машина бонапартских режимов Первой и Второй империи во Франции. Кроме того, исследовались проблемы бюрократии в связи с опытом революции 1848-1850 гг. и Парижской коммуны. Вместе с тем анализировались и опасность новой бюрократии, возникновение бюрократизма и бюрократии в стране "чистого” капитализма - США, где отсутствовали имеющиеся на континенте феодальные пережитки: монархические династии, дворянство, постоянная армия. Во-вторых, бюрократическая система и бюрократия рассматривались классиками марксизма в основном как неизбежное временное зло, которое будет устранено в постреволюционнам обществе с ликвидацией частной собственности. По точному замечанию П.Л.Гайденко и Ю.Н.Давыдова, "марксистский взгляд на бюрократию было бы справедливо назвать скорее дисфункционалистским, деструктивистским"196. На основе опыта Парижской коммуны предлагались способы упразднения бюрократии как особого социального слоя,бюрократизма как специфической управляющей системы вкупе с ее негативными проявлениями. В-третьих, исследовались причины возникновения и генезис бюрократии, ее сущность, характерные черты, функции,закономерности развития, меры, блокирующие негативные воздействия бюрократической управляющей системы в условиях политической демократии. К.Маркс иФ.Энгельс в связи с этим были прежде всего озабочены защитой управляемых, а также самого государства от злоупотреблений властью, в первую очередь, со стороны ведомств, бюрократической системы, а во вторую, со стороны чиновников, бюрократов как особой касты197. Противоположность двух подходов отчетливо проявилась в заочной критике молодым К.Марксом концепции бюрократии Г.Гегеля, изложенной последним в целостном виде в "Философии права", прежде всего представлений великого немецкого философа о системе факторов, предохраняющих государство и управляемых от возможного злоупотребления властью управляющей системой и бюрократией. Если Г.Гегель исходил из необходимости функционирования в разумном государстве профессионального слоя управленцев, считал, что государственная чиновничья бюрократия представляет "собой средоточие государственного сознания и выдающейся образованности" и является "главной опорой государства в отношении законности и интеллигентности"198, и поэтому был озабочен в основном проблемой предохранения от злоупотреблений, то молодой К.Маркс отправлялся от противоположной посылки и считал, что бюрократия связана с возникновением превращенных форм деятельности, организации и управления,является результатом отчуждения государственного аппарата власти и управления от трудящихся масс и вследствие этого как особый социальный слой должна быть упразднена и заменена системой выборности и сменяемости должностных лиц управляющей системы, в пределе своем - системой "поголовного участия всех в управлении". Противоположность исходных предпосылок предопределила и различное отношение великого философа и молодого, но самоуверенного оппонента его взглядов к системе факторов, предохраняющих общество, управляемых от злоупотреблений бюрократии. (Продолжение последет) ПРИМЕЧАНИЯ 181ШахназаровГ. Х.Социалистическая демократия. Некоторые вопросы теории. 2-е изд., доп. М.: Политиздат, 1974.С.200. 182Более подробно о принципиальных различиях двух традиций см.: Гайденко П. П., ДавыдовЮ. Н. Проблема бюрократии у Макса Вебера// ВФ. 1991. № 3. С.174-182; ДавыдовЮ. Вебер и Ленин: кто прав?// Диалог. 1991. № 15. С.53-60. Наглядно разность этих подходов выражена уже в названиях публикаций: ''Бюрократизм - антипод демократии", с одной стороны (МарковБ. Бюрократизм - антипод демократии// К-ст. 1987. №11. C.110-119), и "Бюрократия как зеркало демократии", с другой стороны (С к и б а В. Бюрократия как зеркало демократии// ПВ. 1992. № 1.С.60-66; № 2. С.27-32). 183Е.Вятр выделяет у М.Вебера 6 особенностей бюрократии как рациовальной организации и 5 особенностей бюрократа как идеального функционера в рамках этой организации (См.: В я т р Е. Социология политических отношений: Пер. с польск. М.: Прогресс,I979.C.102- 10З. А.Ф.Зверев перечисляет 10 черт, характеризующих бюрократию и как организацию, госаппарат, и как функционера (См.: ЗверевА.Ф. Теория бюрократии: от М.Вебера к Л.фон Мизесу// СГП, 1992. № I.C.88). Оба исследователя ссылаются на одну и ту же работу М.Вебера - английский перевод незаконченного фундаментального труда "Хозяйство и общество", в котором системно разрабатывалась проблема бюрократии(См.: W е Ь е г М. The theory of social and economic Orgsniastion Transe. by A.H.Hendsrson and T.Parsons.New York: Oxford University Prеss, 1946. P.333-334).См.также: МакаренкоВ.П. Концепция власти в политической социологии М.Вебера// СГП. 1985.№ 5.С.111-116; ШпаковаР. П. Легитимность политической власти: Вебер и современность// СГП. 1990.№ 3. С.134-142; обе упомянутые работы П.П.Гайденко и Ю.Н.Даввдова. Еще можно порекомендовать: Американ ская социология: Перспективы. Проблемы. Методы. М.: Прогресс,1972. С.96-105; ФедосеевА. А. Современная американская буржуазная политология: истоки, традиции, новации. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1989. С.98-100;. и др. 184ЩепанскийЯ. Элементарные понятия социологии .М.: Прогресс, 1969. С.158. 185См.: ГвишианиД. М. Организация и управление.2-е доп. изд. М.: Наука, 1972. С.277. 186См.:Паркинсон С.Н.Законы Паркинсона: Сборник: Пер. с англ./ Сост. и авт. предисл. В.С.Муравьев. М.: Прогресс, 1989. - 488 с.; ПитерЛ. Д. Принцип Питера, или Почему дела идут вкривь и вкось: Пер. с англ./ Сост. предисл. и пер.Л.В. Панова. М.: Прогресс, 1990. - 320 с. Самостоятельное значение имеет послесловие к советскому изданию сборника С.Н.Паркинсона – диалог между Л.Иониным и О.Шкаратаном. Хотелось бы выделить две мысли, сказанные в нем: I) О.Шкаратана о необходимости глобального, исторического подхода к рассмотрению бюрократии и 2) Л.Ионина о важности проведения различий между а) советской бюрократией как социальным слоем, владевшим людьми и средствами производства, действовавшим в особых условиях, когда общество в целом было превращено в формальную бюрократическую организацию, и руководствовавшимся в своей деятельности соображениями "целесообразности", и б) "нормальной" бюрократией как профессиональным слоем управленцев, руководствующих основными принципами деятельности бюрократии: иерархичностью, разграничением уровнем компетенции, рутинным характером принимаемых решений (См.: ПаркинсонС. Н. Указ. соч. С.426-447). 187См.: Л е н и н В. И. ПСС. Т.45. C.I5. 188Философский словарь / Под ред. И.Т.Флорова. 6-е изд., пераб. и доп. М.: Политиздат,1991. С.56. 189Со второй половины 80-х гг. резко возросло количество, а постепенно и качество публикаций, целиком или частично посвященных бюрократизму и бюрократии. (Вполне понятно, почему в годы "развитого социализма" их было совсем мало. Любопытно привести такие цифры: с 1972 по 1981 г. вышло всего 9 работ по интересующей нас теме. В то же время для сравнения укажем, что, как это ни парадоксально, - об этом во второй части работы - даже с 1926 по 1935 г. было опубликовано 188 "научных" опусов.См.: Косяков В. М., Митpoшенков0. А. Бюрократические проявления и методы борьбы с ними// СГП. 1985. № 6. С.21).Назовем важнейшие из них в хронологической последовательности: КурашвилиБ. П. Очерк теории государственного управления. М.: Наука, 1987. - 296 с.; АндреевЭ. М., МешковБ. Я. Ленинские идеи борьбы с бюрократизмом и перестройка // НК. 1988. № 4. С.17-25; А ф а н а с ь е вМ.Н. Бюрократизм и интересы управляющих и управляемых// ВМУ. Сер.12.1988. №3. С.9-15; А л ь г и н А. П., М а с л о в В. А. Инициатива и риск против бюрократизма. М.: Знание, 1988. - 64 с.; БлюмкинВ. Дитя двух родителей: социально-нравственные аспекта бюрократизма // ПО. 1988. № 9. С.24-31; Б у з г а л и н А. В., К о л г а н о в А.И. Анатомия бюрократизма. М.: Знание, 1988. 64 с.; Г у д к о в Л,, Левада Ю., ЛевинсонА., СедовЛ. Бюрократизм и бюрократия: необходимость уточнений// К-ст.1988. №12. С.73-84; ЛазаревБ. М. Государственное управление на этапе перестройки. М. : Юридическая литература. 1988. - 320 с.; О к у с о в А. П. Бюрократизм. Пути преодоления// ФН. 1988. №6. С.69-75; ПискотинМ. И. Социализм и государственное управление (Уроки истории и перестройка). 2-е изд. М.: Наука, 1988. - 336 с.;ПоповГ.Х. Об эволюции бюрократизма и путях его преодоления// НЖ. 1988. № 10.С.22-31;ХудокормовА. Г. Экономические корни бюрократизма. М.: 'Экономика, 1988. - 191 с.; Социальная природа и функции бюрократии (Материалы "круглого стола")// МЭМО. 1989. № 2.С.73-86; КузьминВ. Г. Вопрос целой зпохи: О ленинском понимании борьбы с бюрократизмом// ВИ КПСС. 1989. № 2. С.75-87;К омаровЕ.И. Бюрократизм - на суд гласности! М.: Политиздат, 1989. - 334 с.;МакаренкоВ. П. Бюрократия и сталинизм. Ростов-на-Дону:Изд-во Ростовского университета, 1989. - 368 с.;Пинскер Б. Бюрократическая .химера // Знамя. 1989. № II. С.183-202; Xасбулатов Р. И. "Бюрократия тоже наш враг...": Социализм и бюрократия. М.: Политиздат, 1989. - 334 с.;СелюнинВ. Плановая химера или баланс интересов // Знамя. 1989. № 11. С.203-220;Подщеколдин А. М. К вопросу о социальной структуре советского общества// ФН. 1989. № 4. С.27-36;ПлесскийБ.В.,Уемов А.И. Бюрократизм: теоретико-системные аспекты//ФН. 1989. № 5. С.3-10;БорисовВ. К. Демократизация общества и преодоление бюрократизма (социально-политический аспект). М.: Изд-во МГУ,1990.-118 с.;ГобозовИ. А. Бюрократия и бюрократизм: социально-философский анализ // ВМУ. Сер.7. 1990. № I. С.31-40; Иголкин М.В. Бюрократизм: пути преодоления// НК. 1990. № 2. С.29-36; Кочерга Б. Советская бюрократия: путь к власти // ВВШ. 1990. № 12.С.56-65;Ги ПетерсБ. Политика и бюрократы в процесса принятая политических решений// РЖ. ОНР. ГП.1990. № 2. С.88-90;Природа и функции бюрократии в современном обществе// РЖ. ОН СССР. ГП. 1990. № 4. С.29-48;Управление и бюрократизм// РЖ. ОН СССР.ГП. 1990. № 5. C.94-I00;РоузР. Направление деятельности государственных служащих: Воздействие электората, рынка и специальных знаний // РЖ. ОНР. ГП. 1990. № 2. С.91-94;ШапталовБ. Н. Бюрократия и проблема ее устойчивости// ФН. 1990. № 6. С.3-7;Брудер В. Бюрократия // Полис. 1991. № 5. С.142-145;Бюрократия и общество: Сб. статей / А.С.Панарин, М.К.Рыклин, В.А.Подорога и др. М.: Философское общество СССР, 1991. - 248 с. ;Хасбулатов Р. И. Бюрократическое государство. М.: Мегаполис, 1991. - 256 с.;Мешков П. Я. Бюрократизм и бюрократия в системе социально-политических отношений// СПН. 1992. № 1. С.34-41; ЗверевА. Ф. Бюрократия в зеркале социологии (к 40-летию публикации первой социологической хрестоматии по бюрократии)// ГП. 1992. № 8. C.115-I22; АндреевС. С. Политическое управление и политическое руководство// СПН. 1992. №4-5. С.12-23. Из более ранних работ упомянем статьи Г.Попова, В.Шубкина, А.Никитина, Л.Пономарева и В.Шинкаренко, собранные в книге: Уроки горькие, но необходимые// Сост.: В.С.Молдаван, А.Г.Гридчина. М.: Мысль, 1988. С.76-164. 190См.: В я т р Е. Указ.соч. C.I8I-I94. 191См.: Бурлацкий Ф. М., ГалкинА. А. Социология, политика; международные отношения. М.: Международные отношения, 1974. C.I24-I7I. 192Философский энциклопедический словарь/ Гл. ред.: Л.Ф.Ильичев и др. М.: Советская энциклопедия, 1983. С.794. 193Объемы понятий "политическая элита" и "государственно-административная бюрократия" соотносятся друг с другом как два частично пересекающихся круга. В частности, с одной стороны, в политическую элиту входят лидеры партий, не занимающие государственных должностей, с другой стороны, большую часть государственно-административной бюрократии составляют государственные служащие, занятые управленческим трудом, но не входящие в политическую элиту. 194ГрамшиА. Избранные произведения в трех томах. Т.З. Тюремные тетради: Пер. с итал. М.: Иностранная литература, 1959. С.131. См. также: ГрамшиА. Партия, государство,общество// НВ. 1990. № 12. С.40-43; ГригорьеваИ. В. Исторические взгляды Антонио Грамши. М.: Изд-во МГУ. 1978. С.181-184. 195Перечень статусов, должностей, обладание которыми свидетельствует о пребывании в политической элите, варьирует в зависимости от национально-государственной специфики. В Республике Молдова статусный список политической элиты включает президента,председателя парламента, премьер-министра, членов президиума парламента, руководителей его депутатских клубов и парламентских комиссий, членов правительства, лидеров и руководителей партий и движений,примаров городов, председателей райисполкомов, лидеров национальных меньшинств и территорий Молдовы. 196Гайденко П. П., ДавыдовЮ. Н. Проблема бюрократии у Макса Вебера. C.I76. См. также: ДавыдовЮ. Н. Вебер и Ленин: кто прав? Указ.соч.С.55. 197Обобщенную оценку взглядов классиков марксизма на бюрократию и бюрократизм см.: Колпинский Н. Ю. Маркс и Энгельс о бюрократии// ВИ КПСС. 1991.№5.С.58-72;МакаренкоВ.П. Анализ бюрократии классово-антагонистического общества в ранних работах Карла Маркса (Очерк проблематики и методологии исследования). Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского университета, 1985. - 160 с. 198См.: ГегельГ. Философия права... М.: Мысль,1990.- 336 с. Тэги: большевизм, бюрократизм, бюрократия, г.гегелем, г.гегель, демократия,свобода,права, к.маркс, к.маркса, коммунизм,большевизм, конц, м.бакунин, марксизм, марксистский, наука, немного, оригинальный, полемика, политология, правящий, проблема, социо-гуманитарные, текст, ф.энгельс, философия
Главная / Главные темы / Тэг «коммунизму»
|
Категория «Кино»
Взлеты Топ 5
Падения Топ 5
Популярные за сутки
300ye 500ye all believable blog bts cake cardboard charm coat cosmetic currency disclaimer energy finance furniture house imperial important love lucky made money mood myfxbook poetry potatoes publish rules salad seo size trance video vumbilding wardrobe weal zulutrade агрегаторы блог блоги богатство браузерные валюта видео вумбилдинг выводом гаджеты главная денег деньги звёзды игр. игры императорский календарь картинка картон картошка клиентские косметика летящий любить любовь магия мебель мир настроение невероятный новость обзор онлайн партнерские партнерских пирожный программ программы публикация размер реальных рубрика рука сайт салат своми событий стих страница талисман тонкий удача фен феншуй финансы форекс цитата шкаф шуба шуй энергия юмор 2009 |
Загрузка...
Copyright © 2007–2024 BlogRider.Ru | Главная | Новости | О проекте | Личный кабинет | Помощь | Контакты |
|