Не так давно наткнулась на записи haute-contre с солнечным голосом и гитариста в одном лице, которого зовут, тарам-пам-пам, Родриго дель Позо. Прикольно то, что в его дискографии есть альбом "Music for Philip of Spain and His Four Wives", с музыкой времен как раз _того_самого_ Филиппа Второго. %) К счастью, на этом пересечения заканчиваются, а в связи с его пением ассоциативно вспоминается скорее "На крыльях Крестовой войны" Чикиной.
То, до чего можно легко дотянуться через яндекс и файлообменники, очень здорово. Большей частью это записи в сотрудничестве с коллективом, носящим просто очешуительно классное название "Charivari Agréable". Мне особенно хорош показался "Sacred Songs of Sorrow", диск с христианскими плачами.
Печальная песнь про дуб на старинный народный испанский текст.
Ария Человечества в воплощении Марии Магдалины (и так бывает) из оратории "La vita nella morte" Антонио Драги.
Те самые испанские песни 16 века.
Плачи. Среди них одна из самых запоминающихся интерпретаций "Ach, daß ich Wassers g'nug hätte", что я слышала.
Вчера я слышала, как Андреас Шолль поет Баха в консерватории.
Еще в прошлом году, связанная невозможностью - по разным причинам - выбраться из этой страны, думала, что могу вообще никогда не услышать его пение не в записи. Дичайше внезапно было, что Москва появилась в его расписании.
В программе два инструментальных произведения (Телеман, увертюра-сюита TWV 55:e4, и Гендель, кончерто гроссо HWV 324), по одному на отделение, и сильнейшее сочетание 170 и 82 кантат Баха. Если есть интерес, один чудный человек делится записью. Еще можно полностью, плюс вместе с комментариями и беседой с дирижером, послушать радиотрансляцию в архиве Moskva.fm так или вот так. Не знаю, правда, что там слышно: боюсь открывать.
Программа составлена умно (в отличие от программки, в которой она шиворот-навыворот), произведения друг друга поддерживают. Переход от местами даже танцевального Телемана к утверждающей заполненность грехом и отдаленность от Бога земного мира 170-й кантате, и далее, через болезненный концерт Генделя, к логически все завершающей и примиряющей со смертью 82-й.
Не могу охарактеризовать эти кантаты иначе как просто sacred music. Но это sacred music в предельном смысле, она не кончается рефлексией вины, обретением страдания и спасения через смерть Христа, она идет дальше, туда где перед страданием и любовью жизнь становится только тем, что до смерти. А в жизни не остается ничего желанного, земной мир достоин лишь горькой печали. Это даже не смирение со смертью - это принятие смерти как Бога, как последней и вечной радости, которое возможно только с концом всего профанного и растворением в том, что выше. И знаете, на этом концерте оно - случилось. До сих пор (вернее, теперь даже больше, чем прежде) не знаю, как можно и кем надо быть, чтобы это петь.
Г-н Шолль замечателен тем, что перед его бытием человеком прочее теряет важность. Он есть a human being, и это куда больше, чем остальное, что можно о нем сказать.
Не стану излагать ничего про техническую сторону вопроса и в частностях обсуждать интерпретацию. Может быть, я когда-нибудь морально созрею для такой расчлененки, но не быстро. Уверена, в скором времени интернет будет полон рассказов о том, как его было/не было слышно, что там с нижней частью диапазона, все ли жуткие бесконечные баховские фразы прозвучали должным образом и насколько с ним сыгрался оркестр. Единственное, пожалуй: его голос, изменения тембра которого (не в лучшую, увы, сторону) запись с каждым годом проявляет все жестче, так что порой становится страшно, в зале лился гладко; в нем было слышно то блестяще-завораживающее, за что иные готовы внимать "хоть алфавиту", будь тот им спет. И он еще вполне мог нарисовать безграничное небо нотой ре второй октавы.
Бисы дополнили блаженную жажду единения с Богом концентрированным страданием и покаянием. После "Agnus Dei" из си-минорной мессы казалось, что дно (или - наоборот?) достигнуто, дальше некуда. Но потом была "Erbarme dich, mein Gott" из "Страстей по Матфею" (подумалось, они убить всех хотят), и возможность мелкобуржуазного осмысления в количественных категориях отпала. Не знаю, как рассказать, что там происходило, ибо много врезавшегося в память, но так, в лоб, не сформулируешь, что именно сделано. Подходящих категорий нет.
Имхо, это все как ключи к христианскому миру. Или карта. Первая боль осознания возможности _такого_ спасения стала неотъемлемым страданием-пониманием, что _только_так_ оно и возможно. Отчаяния и ужаса человечества перед собой, которыми страшны иные сочинения XX столетия, еще нет. Все более лично, более безвременно. И есть предельность - как доведение логического построения до конца.
У концерта был информационный повод: он приурочен к 330-летию со дня рождения И.С. Баха. Мне сложно придумать лучший способ отдать дань памяти, чем исполнение именно этой, уводящей от жизни музыки.
А в среду вместе с той самой весьма упоротой (что охотно признавали прохожие и соседи в хостеле) компанией знакомых по вконтактной группе на день уезжала в Питер, чтобы услышать Франко Фаджоли.
Определенно, не зря.
Теперь у меня есть еще пара баек про аффекты, разнообразную фанатскую психосоматику и про то, как совместными усилиями реальность обесценивается и рождается миф. Социальная психология в действии и сплошной постмодернизм. Правда, я сама малость попала в радиус поражения этой заразы, так что уже который день меня люто каваит с пуховичка и шапочки, которые очень нужны были господину Фаджоли, чтоб выжить в суровой питерской осени с плюс десятью по Цельсию. Это так мило, черт возьми.
Господину Фаджоли совсем чуть-чуть не хватило до того, чтобы можно было говорить о лаврах Фаринелли, подразумевая теряющих сознание на концерте дам. Если конкретнее, не хватило того, чтобы вокруг попытавшейся создать прецедент дамы ни у кого не оказалось воды и валидола. Я со своим тихим спокойным счастьем на этом празднике жизни временами начинала чувствовать себя лишней.
Музыка была и впрямь волшебная. Здоровский оркестр, у которого концерты Вивальди получились чем-то совершенно захватывающим. А еще казавшийся мне на записях резковатым голос Фаджоли в зале звучал просто на удивление мягко. Да, голос действительно фантастической красоты. И ни в одной из сложнейших арий Порпоры ни разу не случилось ничего криминального. Это была такая музыка, которой хотелось еще и еще. Но больше всего поражают интерпретации. Краски, которые он использует, настолько яркие, что совершенно неважно, что ты до настоящего момента вообще не знал о существовании этих опер и этих арий, а о текстах и контекстах не имеешь ни малейшего представления. На бис он спел многим очень хорошо известную "Alto Giove", и она в моей голове перевернулось. Он начинал ее со смиренного взывания к божеству (не могла не вспомнить про Ирену из Генделевской "Теодоры"), и когда в последней части арии с каждым разворачиваемым повтором несчастный Ацис становился все выше и дерзновенней - а казалось бы, уже некуда - это было хоть не дыши. Сейчас, если погуглить, на ютубе можно отрыть какие-то кусочки, которые кто-то пытался утащить с помощью всяких технических средств, но волшебство - штука слишком тонкая. А что он там конкретно делал, отчего дамы приходили во всякие интересные состояния, пусть знающие люди пишут.
Что из себя в последнее время представляет господин Фаджоли, пока что можно, например, увидеть и услышать на Culturebox'е. Это несколько другая программа, и все же... Там есть, помимо прочего, душераздирающая "Scherza, infida", которой, по-хорошему, надо посвящать отдельный пост.
Оперу, как оно было, можно - ура технологиям - послушать и посмотреть вот тут. Эти три часа того стоят.
А я немного про жизню, действом порожденную.
Только выкинула из головы пару про электроэнергетику и направлялась к выходу "Маяковской", как... "Билетики на сегодняшний вечер!" В переходе метро.
Едва нашла пункт назначения, куда привел купленный заранее, но почти последний и дорогущий, а потому и на место внезапно не очень далекое от сцены, билет, мысль сзади громко выразили в форме "Я ни в жизни так не сидела!". Оказалось, это была компания из пяти штук бабушек филармонических, которые - классика жанра - совершенно не в курсе, что собираются слушать. Шуршание таблеточками, разговоры во время номеров и абсолютная невосприимчивость к укоризненным взглядом соседей в комплекте. Впрочем, выражения лиц, когда очень лысый и бородатый контртенор Шавье Сабата запел, были бесценны. А Хорошев, кажется, их совсем доконал.
Электроэнергетика, хотя я пыталась про нее забыть, решила меня упорно преследовать. Рядом сидел мужчина средних лет, похоже, со взрослым сыном. В антракте они смачно обсуждали обогащение урана, графитовые стержни и захоронение радиоактивных отходов, просто ммм.
А еще неподалеку сидел мужчина, процесс слушания у которого был настолько занимателен по внешним проявлениям, что сложно было иногда не взглянуть на него. Но, что бы ни отражалось у него на лице в другие моменты, к окончанию арий обеих сопрано он начинал таинственно улыбаться.
После концерта провели автограф-сессию. Хорошая, вроде, идея, но без трэша никак. Первые несколько минут было страшно за солистов, ибо страждущие пытались их порвать на сувениры. :) Впрочем, это быстро схлынуло.
Нашла нескольких знакомых по вконтактовому сообществу, которые собирались быть на концерте, но прежде не опознались. Компания занятная, надо сказать. Полностью женская, возраст вплоть до 60, иные добирались с Урала. Следующие полчаса провела за хихиканьем и в непрерывном фейспалме, наблюдая, например, очень-трясущиеся-руки нашего админа, которая только что честно наговорила странного Хуану Санчо, обняла Ценцича, пожала руку дирижеру, а в довершение всего ее опознал Хорошев, и теперь она продуцировала смаз на фотографиях.
Через пару дней мы собирались снова все увидеться в Питере, на другом концерте, с которым тоже невероятно повезло. И меня, например, музыка тогда еще не отпустила. Да и не только меня.