Ответ на Ваш вопрос зависит от того, с какой целью студенты это делают. Если они не приписывают памятнику какие-либо магические силы, и это – лишь простое суеверие (и с тем же успехом они могли бы считать, что щелчок по носу памятника поможет им на экзаменах), то памятник не считается идолом. А если они считают, что у памятника есть какие-то магические силы, и намереваются ему служить, протирая его туфли, вполне возможно, что он считается идолом и, следовательно, запрещено получать от него какое-либо удовольствие (к примеру, наслаждаться его красотой или даже стоять в его тени). источник: www.imrey.org
«И было, когда отпустил Фараон народ, то не повел их Б-г по пути (через) землю Плиштим, ибо близок он; ибо сказал Б-г: Как бы не решился на иное народ, видя войну (пред собою), и не возвратились бы они в Египет». (Шмот 13:17)
остановись
Выходя из Египта, Творец не повёл евреев короткой дорогой, поскольку в этом случае было опасение, что, подойдя к Земле Израиля и столкнувшись с враждебно настроенными народами, населяющими её, евреи испугались бы войны и решили вернуться обратно, ведь путь до Египта не казался бы им далёким.
Рав Яков Исроэль Каневский видит важный урок в этих стихах, и так он пишет в книге Хаей Олам:
Для Всевышнего не было никакой проблемы очистить сердца евреев так, чтобы у них не возникло совершенно никакого желания вернуться в Египет, однако не в этом воля Творца. Ведь Его основное намерение в создании этого мира – чтобы у человека было влечение ко всему, что удобно и приятно для тела, и, несмотря на это, он поборол бы свои желания во имя выполнения воли Творца.
Также для Б-га не составляло никакой проблемы устранить всевозможные войны во время входа евреев в Израиль. Однако и в этом не было Его воли, поскольку так постановила Его мудрость – чтобы вход в Израиль и поселение в нём сопровождались многочисленными войнами и страданиями. И так у любой святой вещи нет важности, если она не достаётся путём труда, страданий и испытаний.
Однако, всё-таки, Творец, по Его великой милости, приготовил лекарство уже до того, как послал болезнь, ведя евреев по далёкой дороге, возвращение по которой не будет лёгким. И это уменьшит желание вернуться в Египет, поскольку само возвращение также не будет лёгким.
Как известно, наша Тора – вечна. И мы видим в этом и для нас также большой урок, ведь известно, что весь этот мир наполнен испытаниями и духовными опасностями, а, когда йецер а-ра (дурное начало) нападает на человека, очень непросто устоять в войне с ним. Поэтому истинный совет, который мы видим в этих словах Торы – устраняться как можно дальше от греха таким образом, чтобы согрешить стало непросто. Насколько опасна и трудна жизнь человека, перед которым все пути вожделений открыты без каких-либо препятствий и помех, не дай Б-г. В этом случае его опасность несравненно больше. Несомненно, что каждый мудрый человек будет отдаляться от всевозможных мест, которые могут привести к греху, и, если человек будет в первую очередь сам остерегается грехов, то и Творец пошлёт Свою помощь, чтобы избежать их.
Этот материал был опубликован на сайте "Беерот Ицхак" источник: www.imrey.org
Каббала нас обучает, что нет ни одной души, у которой не было бы какого-то конечного исправления. И как сказано (Шмуэль 14, 14): «… думает Он о том, чтобы не был отторгнут от Него (на веки) отверженный». А в трактате Санедрин сказано (24 б): «Все придут в будущий мир». В известной каббалистической книге «Лешем Шва Веахлама» (Книга знания, 2-ая часть) досконально говорится об этом. В каббале, особенно в книге Аризаля «Шаар а-Гильглим», подробно объясняется, каким образом Творец приводит все души, даже души грешников, к конечному исправлению.
В трактате Рош Ашана (17 а) сказано про судьбу самых коварных грешников: «Ад закончится, а они не закончатся». Великий каббалист Рама Мипано (1548-1620) в книге «Асара Маамарот» (Исследование суда, часть 5, глава 1) объясняет эти слова мудрецов следующим образом — нет никаких душ, которые бы получали вечное наказание в аде. Ад, в конце концов, завершит свою функцию, а души грешников, даже самых больших, продолжат существование и придут к конечному исправлению. источник: www.imrey.org
«Говори, прошу тебя, во услышание народа: пусть испросит каждый у ближнего своего и каждая у ближней своей вещей серебряных и вещей золотых». (Шмот 11:2)
Талмуд в трактате Санедрин (91а) приводит, что как-то египтяне пригласили евреев на тяжбу к Александру Македонскому. Египтяне утверждали, что евреи должны им большую сумму денег. В качестве аргумента они привели стих из Торы о том, что при выходе из Египта египтяне одолжили евреям золотую и серебряную утварь и одежды. «Верните нам то, что мы одолжили вам» — утверждали египтяне. Некий еврей по имени Гвиа бен Псиса попросил у мудрецов разрешения представлять евреев в суде. «Пошлите меня, простого еврея, — попросил Гвиа бен Псиса, – если египтяне победят в суде, вы можете сказать: «простого еврея вы победили»; а если я одержу победу, скажете: «Тора Моше вас победила»». Мудрецы согласились на это предложение.
Представ перед Александром Македонским, спросил Гвиа у египтян: «Откуда вы приводите доказательство?». Египтяне ответили, что из Торы. «Если так, я тоже приведу доказательства из Торы. Сказано в Торе: «А проживание сынов Исраэля в Египте было четыреста тридцать лет». Дайте нам оплату работы 600.000 евреев, которые работали на вас все эти годы». Талмуд повествует, что египтяне не смогли опровергнуть этот довод.
Еще одну ситуацию приводит Талмуд, — когда пришли на суд ханаане. Они утверждали, что Земля Израиль принадлежит им, ведь в Торе она называется часто «Земля Ханаанейская». Снова Гвиа бен Псиса вызвался представлять евреев. «Откуда вы приводите доказательство?» — спросил Гвиа. «Из Торы» — ответили ханаане. «Я тоже приведу доказательство из Торы. Сказано (Берейшит 9:25): «Проклят Ханаан! Рабом рабов будет он братьям своим». Закон гласит, что раб вместе со всем его имуществом принадлежит его господину. Выходит, что вся земля ваша принадлежит нам». И на это не нашлось у ханаанеев ответа.
Если обратим внимание, увидим, что Гвиа не утверждал ничего нового. Он только требовал, чтобы его оппоненты были последовательны: если вы считаете, что книга Торы может быть достаточным аргументом, то будьте последовательны и посмотрите, что ещё там написано.
Говорят мудрецы (трактат Шаббат 104а), что истина (эмет — אמת) стоит на двух ногах, а у лжи (шекер — שקר) – только одна нога (обратите внимание как пишутся эти слова на иврите – у слова «эмет» все буквы в основании имеют две опоры, а у слова «шекер» – только одну). Тот, кто говорит истину, стоит прочно, поскольку его утверждения – постоянные и последовательные. А тот, кто лжёт, стоит на одной ноге – стоит попытаться проверить его утверждения, всё сразу падает.
Этот материал был опубликован на сайте "Беерот Ицхак"