(с) warshСлужил срочную в сапёрных войсках, получил тяжелое ранение при разминировании. Создатель лучшего военного школьного музея, который мне приходилось видеть.
С недавних пор живёт в Париже. Жаль, что из России уезжают хорошие люди.
Лаура Перголицци – сплошное собрание уникальностей: начиная с нестандартного внешнего вида и ...
 
Немецкая киноактриса и певица венгерского происхождения Марика Рёкк оказалась советской разведчицей, об свидетельствуют рассекреченные документы из архива Федеральной разведывательной службы Германии.
Как передает РИА Новости, ее завербовал Хайнц Хоффмайстер, который на тот момент уже работал на СССР.
Во главе разведывательной сети стоял советский разведчик Ян Черняк, среди агентов которого числились именитые банкиры, военные, государственные чиновники, а также известная актриса Ольга Чехова.
Кинокарьера Рёкк в Третьем рейхе началась в 1935 году, когда она снялась в фильме "Легкая кавалерия". Вскоре она стала одной из любимых актрис фюрера и ей даже приписывали роман с министром пропаганды Йозефом Геббельсом.
По окончании Второй мировой войны за тесную связь с нацистским руководством на два года ей запретили сниматься в кино. В 1951 году Рёкк заявила, что заканчивает свою актерскую карьеру и хочет открыть собственный бутик в Дюссельдорфе, для того, чтобы продавать изделия из швейцарской шерсти.
Однако рассекреченные документы свидетельствуют, что немецкая контрразведка не поверила актрисе, придя к выводу, что это лишь хитроумный ход, который позволил Рёкк и дальше работать на СССР.
Российскому зрителю Марика Рёкк лучше всего известна по телесериалу "Семнадцать мгновений весны", в котором показывают фрагмент с участием актрисы из фильма "Девушка моей мечты" — Штирлиц смотрел эту киноленту 27 раз, поскольку кинотеатр, где ее крутили, был местом его встречи со связником.
С ней же связано и само название романа Юлиана Семёнова: "Семнадцать мгновений апреля, — транслировали по радио песенку Марики Рёкк, — останутся в сердце твоем".
Умерла Марика Рекк 16 мая 2004 года в австрийском городе Бадене от инфаркта в возрасте 90 лет.
 
 
(с) waralbum.ruЭкипаж советского самолета-разведчика американского производства А-20 «Бостон» гвардии майора В.И. Дончука перед вылетом на боевое задание. Слева направо: воздушный стрелок-радист старший сержант Афанасий Константинович Сергеев; воздушный стрелок — старший радист старшина Василий Тимофеевич Кожухов; командир 108-й отдельной разведывательно-авиационной эскадрильи гвардии майор Василий Иванович Дончук (1910—1944, Герой Советского Союза, награжден посмертно); штурман 108-й ораэ старший лейтенант Николай Емельянович Аврамов. Аэродром Африканда Мурманской области. 1944 год.
***
Василий Дончук родился в конце 1910 года в Киеве, в семье бывшего волынского крестьянина Ивана Дончука, работавшего смотрителем здания и столяром при Первой киевской гимназии. Отец Василия умер в 1921 году, оставив после себя вдову с тремя детьми. Мать Василия почти всё время проводила на заработках, пытаясь прокормить детей, семья бедствовала, Василий, его сестра и брат попрошайничали на улицах и некоторое время провели в детском доме.
Окончил Ейское авиационное училище, после чего служил в Московском военном округе, быстро поднявшись в должности до начальника лётной части.
Службу в РККА проходил с 1937 года и в 1938 году принял участие в боевых действиях на озере Хасан. Совершил один разведывательный вылет на самолёте МП-1 бис. За этот вылет Дончук был премирован, купив на полученные деньги мотоцикл. Однако уже в конце 1938 года он был переведён из пилотов в наземный отряд техобслуживания, а 30 декабря арестован. 31 июля 1939 года он был осуждён по статье 58-1а-10-11 УК РСФСР УНКВД по Хабаровскому краю, но после этого дело было внезапно закрыто, а Дончук освобождён из-под стражи.
После этого Дончук возглавлял авиаотряд при управлении лагерями железнодорожного строительства «БАМпроект». Весной 1941 года направлен в Воркуту командиром отдельного авиаотряда специальной авиационной группы. Отряд Дончука базировался в Абези, откуда совершались вылеты над побережьем Северного Ледовитого океана и проливом Югорский Шар, в основном по доставке грузов и ледовой разведке, а также спасательные операции.
После начала Великой Отечественной войны, в июне 1941 года, Дончук запросил перевод во фронтовую авиацию, однако по распоряжению командования оставался в Заполярье почти до конца года.
С ноября 1941 года — на фронте, пилотом Северной особой авиационной группы Гражданского воздушного флота (затем Карело-Финской особой авиагруппы ГВФ). На самолёте П-5, который Дончук со своим бортмехаником Владимиром Лосевым привёл из Заполярья, он осуществлял вылеты за линию фронта, доставляя боеприпасы партизанам и вывозя их раненых и военные донесения, а также обеспечивая доставку в тыл противника разведывательных и диверсионных групп.
В феврале 1942 года по инициативе Дончука самолёты П-5 были переоснащены как лёгкие бомбардировщики — на них были установлены подкрыльные бомбодержатели для двух авиабомб. Дончук и другие опытные пилоты Матвеев и Никитов участвовали в бомбовых налётах на вражеские военные объекты, в том числе казармы в Суомуссалми и аэродром в Кестеньге, после этого признанный негодным к дальнейшей эксплуатации.
Совершив к маю 1942 года 94 боевых вылета, Дончук был награждён орденом Красной Звезды с присвоением звания капитана, после чего был назначен командиром 1-го авиаотряда Карело-Финской особой авиагруппы.
21 сентября 1942 года Дончук на дооборудованном пассажирском Ли-2 участвовал в бомбардировке финского города Оулу, в его окрестностях также высадив десант. В январе 1943 года за 190 боевых вылетов, включая 29 ночных в глубокий тыл противника, он был награждён орденом Отечественной войны 2-й степени, а от Центрального штаба партизанского движения — медалью «Партизану Отечественной войны» 1-й степени.
Однако Дончук не оставлял мечты о переходе в боевую авиацию и в итоге был отправлен на доподготовку как пилот бомбардировщиков Douglas A-20 «Бостон». В ноябре 1943 года он был назначен командиром эскадрильи 114-го Краснознаменного гвардейского ближнебомбардировочного полка 7-й воздушной армии Карельского фронта. В новой должности участвовал в бомбардировках скоплений войск и стратегических объектов, в особенности аэродромов, прославившись умением находить замаскированные вражеские взлётно-посадочные полосы. В апреле 1944 года награждён орденом Красного Знамени.
С мая 1944 года — командир 108-й отдельной разведывательной авиационной эскадрильи 7-й воздушной армии, которую принял после больших потерь, когда в ней оставались лишь три экипажа. Дончук сумел восстановить эскадрилью, смешивая экипажи так, чтобы опытные пилоты летали с начинающими штурманами и наоборот; особое внимание он уделял бесперебойной работе наземных служб и своевременной переброске техники на новые аэродромы.
 
Воздушная разведка, осуществляемая Дончуком и его эскадрильей, позволила 7-й воздушной армии уничтожить и вывести из строя более 150 самолётов на вражеских аэродромах. На самые трудные задания в дни Свирско-Петрозаводской операции командир эскадрильи вылетал лично. В июле 1944 года Дончук был награждён вторым орденом Красного Знамени и получил звание гвардии майора.
После начала Петсамо-Киркенесской операции Дончук сам, пилотируя транспортный самолёт, перевозил на новые аэродромы наиболее важное наземное оборудование, обеспечивая максимально быструю подготовку боевой части эскадрильи к вылетам. 21 октября 1944 года Дончук со своим экипажем взял на себя выполнение разведывательного полёта в район Киркенеса (Северная Норвегия), где шли наиболее тяжёлые бои.
В процессе вылета экипаж несколько раз выходил на связь, сообщая о передвижениях и скоплениях войск противника у Киркенеса, но последние сообщения были связаны с повреждением правого мотора и атакой немецких истребителей. После этого связь прервалась окончательно. На базу экипаж не вернулся.
В 2014 году в печати со ссылкой на норвежского историка Михаэля Стокке появилась информация об окончании этого вылета. Согласно Стокке и его соотечественнику-исследователю Руне Раутио, самолёт, прошедший маршрутом Ивало — Инари — Карасйок — Лаксэльв — Киркенес, мог быть подбит над коммуной Нессебю в Норвегии; местные жители наблюдали, как горящий самолёт упал в воды близлежащего фьорда неподалёку от берега. Вероятно, самолёт по настоящее время лежит на дне фьорда на глубине 40—70 метров.
К моменту гибели 33-летний Василий Дончук совершил 270 вылетов на дальнюю разведку выброску десанта и бомбардировку аэродромов, железнодорожных станций и промышленных объектов. Совершил 5 посадок в тылу врага. Общий налет составил 5 тысяч часов на 14 разных моделях самолетов. 2 ноября 1944 года указом Президиума Верховного Совета СССР майору Василию Ивановичу Дончуку посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Дочь Наталья назвала своего сына в честь деда — Василием.