© warshКаких только музеев не бывает на свете. Вчера, например, посетил музей русского платка и шали.
Павловского Посада, небольшом городе, что почти в 70 км на восток от Москвы.
 
 
© warshГород, которому в этому году исполняется 170 лет, издавна славится своими шёлковыми, полушёлковыми и шерстяными набивными платками и шалями. Рисунок павловопосадских платков развивался от стандартных образцов, характерных для тканей московского региона и восходящих к восточным шалям («турецкий узор»). В 1870-х годах возникла тенденция к расширению ассортимента платков с натуралистическими цветочными мотивами. Предпочтение отдавалось садовым цветам, прежде всего, розам и георгинам. В конце XIX — начале XX века происходит окончательное оформление стиля: объемное изображение цветов, собранных в букеты, гирлянды или разбросанных по полю платка на чёрном или красном фоне, иногда с добавлением орнамента и стилизованных растительных элементов. Платки выполнялись из полупрозрачной или плотной шерстяной ткани.
 
 
© warshВпрочем, в музее платки и шали не только из Павловского Посада, но и других регионов страны. Причём, начиная с дореволюционных времён.
 
 
© warshЕсть и не только платки и шали.
 
 
© warshНапример, старинные народные костюмы.
 
 
© warshИмеются экспонаты, которые способны заинтересовать и мужчин. Например, этот платок времён Первой мировой, предназначавшийся солдатам - наглядное пособие, как ухаживать за своей винтовкой. Удобно - всегда под рукой.
 
 
© warshВ России многое держится на энтузиастах. Основатель музея Владимир Фёдорович Шишенин из таких. Он показывает с чего начиналась коллекция (платок слева вверху).
 
 
© warshА информационным поводом побывать в этом музее стала презентация путеводителя «Музейный гид».
 
 
© warshДетище благотворительного фонда Владимира Потанина, который за более чем 10 лет существования собрал большую информацию о музеях России. В каждом выпуске – 16 путеводителей по музеям-участникам конкурсов фонда «Меняющийся музей в меняющемся мире», «Первая публикация» и программы поддержки сотрудников Государственного Эрмитажа.
 
 
© warshНекоторые путеводители «Музейного гида» имеются не только в бумажном варианте, но и подготовлены как приложения для планшетных компьютеров iPad.
 
 
© warshАвтор путеводителя по музею русского платка и шали Анастасия Талызина. Проект заключается в создании на базе музея образовательного центра, деятельность которого направлена на возрождение утраченной, традиционной для Павловского Посада техники ручной набойки платков. Реализация проекта представляет собой разработку и апробацию новой образовательной программы по ручной набойке для учащихся художественных школ, лицеев и текстильных вузов.
 
 
© warshТехника ручной набойки – один из древнейших способов украшения текстиля, в частности - павловопосадских платков. Техника заключается в ручном нанесении узоров и орнамента на ткань при помощи особых деревянных досок и деревянного молотка. В России ручная набойка применялась до середины ХХ века, пока ее не вытеснило механическое производство. В последнее время снова стали появляться новые мастера - специалисты по ручной набойке, что говорит о востребованности данной техники сегодня.
 
 
© warshПроект способствует возрождению ручной набойки как народного художественного промысла, а также привлекает посетителей в музей.
 
 
© warshВ первую очередь, конечно, женщин.
 
 
© warshТаких спецов по платкам, как Шишенин, всё же среди нас, мужчин, крайне мало.
 
 
© warshА вот другой местный энтузиаст, Дмитрий Николаевич Рогов, собравший уникальную коллекцию старинных самоваров. В России первые самовары появились на Урале в середине ХVIII века. Позднее, в Туле мастерами-оружейниками было освоено производство самоваров, а в 1780 году открылась первая тульская фабрика - Назара Лисицина. Самовар полюбился народу и быстро стал частью кухонного обихода.
 
 
© warshПервые самовары были медными, как, например, этот 1830 года.
 
 
© warshС развитием массового самоварного производства стали применять сплавы меди и цинка: латунь и томпак. В дальнейшем на самовары стали наносить покрытие: медь покрывали серебром, а латунь и томпак - никелем.Были самовары, сделанные полностью из мельхиора или серебра.
 
 
© warshА это оловянный самовар 1829 года из США.
 
 
© warshКак я понимаю, его разогревали гирей.
 
 
© warshСамовары были: каждодневные, парадные, дорожные, солдатские (с ремнем для ношения через плечо), для одиноких (солитер), для двоих (тет-а-тет), детские, семейные, магазинные, трактирные, монастырские (до 10 ведер) и т.д.
 
 
© warshВ самоварах готовили чай, варили супы, кашу, готовили кофе, сбитень. Были даже «фонтаны» (своеобразные холодильники, в которых можно было подавать холодные напитки, налитые на кухне).
 
 
© warshНичто мирское не было чуждо и священникам. Этот самовар принадлежал, например, архимандриту Вассиану.
 
 
© warshА этот английский самовар в России не прижился. Потому, что был на спирту. Сами понимаете, такой продукт переводить на растопку самовара в России - кощунственно. :-)
 
 
© warshСлева - самовар «шар арбузом», 1850 год, латунь; справа - самовар-пушка, 1880 год, латунь, никель.
 
 
© warshСамовар «шар пауком», 1860 год, томпак.
 
 
© warshЛюбите музеи - источник знаний о прошлом. Посещаете?
 
 
© waralbum.ruВсегда поражало несоответствие его интеллигентной моложавой внешности и могучего голоса. Наверное, не только меня.
Рассказывают, что после войны с ним произошёл характерный случай. В фойе, на встрече с бывшими фронтовиками, один из них, глядя на Юрия Борисовича, сказал: «А мы ведь отца вашего в годы войны так уважали и ждали каждодневной сводки...» Левитан усмехнулся и сказал (постепенно, набирая голос): «Как же, как же, помню. Бывало он скажет: от Советского Информбюро!»
При раскатах знакомого голоса все в фойе замерли, поняв, что никакого «отца Левитана» не было.