Каталоги Сервисы Блограйдеры Обратная связь Блогосфера
Какой рейтинг вас больше интересует?
|
15 иллюзий, которые взорвут ваш мозг2013-07-03 08:51:57иллюзии пользователь brusspup.
+ развернуть текст сохранённая копия иллюзии пользователь brusspup.
Это не анимация
Это не анимационная гифка. Это обычная картинка, все элементы которой абсолютно неподвижны. Это ваше восприятие с вами играет. Задержите взгляд на несколько секунд в одной точке, и картинка перестанет двигаться.
Смотрите на крестик в центре
Периферическое зрение превращает красивые лица в монстров.
Летающий куб
Еще одна иллюзия от пользователя . То что выглядит, как настоящий куб, парящий в воздухе, это на самом деле рисунок на палочке.
Глаз?
Кадр от фотографа Liamm, который снимал пенную раковину, но вскоре понял, что это глаз смотрит на него.
Чёртово колесо
В какую сторону крутится колесо?
Гипноз
Смотрите, не моргая, в середину изображения 20 секунд, а потом переведите взгляд на чье-нибудь лицо или просто стену.
Четыре круга
Будьте осторожны! Эта оптическая иллюзия может вызвать головную боль продолжительностью до двух часов.
Упорядочивающие квадраты
Кажется, что четыре белые линии движутся хаотично. Но стоит наложить на них изобржения квадратов, как все становится вполне закономерно.
Рождение анимации
Пользователь brusspup создает анимационные изображения, накладывая на готовый рисунок сетку из черных параллельных линий. На наших глазах статичные предметы начинают двигаться.
Пульсирующий постер
В какой точке картинки вы бы ни сфокусировали свой взгляд, картинка ни на секунду не перестает двигаться.
Одинаковые или разные?
Как две сигареты могут быть одновременно разного и ?
Бесконечный коридор
Закрывая попеременно пол или стены коридора, можно замедлять или ускорять движение.
Калейдоскоп
Иллюзия движения, основанная на работах Акиоши Китаока — профессора психологии в университете (Ritsumeikan) в Токио, всемирноизвестного своими многочисленными иллюзиями движения. Тэги: биология,психология,социология, зрение, иллюзия, любознательный, оптический, ссылка, человек,его, чувство В США установили первый памятник атеизму2013-06-30 22:54:06ABC News. Группа "Американские атеисты" (American Atheists) установила памятник у& ...
ABC News. Группа "Американские атеисты" (American Atheists) установила памятник у здания окружного суда рядом с памятником Десяти заповедям, который ранее поставила местная христианская община. Как утверждают активисты, это первый в США памятник атеизму, установленный на государственной земле. Памятник представляет собой гранитную скамейку и постамент, на котором выгравированы цитаты отцов-основателей США и основателя "Американских атеистов", а также перечень наказаний, предусмотренных в Ветхом завете за нарушение Десяти заповедей, в том числе смертная казнь и побиение камнями. "Когда ты смотришь на памятник, первое, что ты замечаешь, это то, что от него есть практическая польза. Атеисты предпочитают реальное и материальное, поэтому мы решили установить памятник в виде скамейки", — сказал на церемонии открытия глава движения "Американские атеисты" Дэвид Сильвермен (David Silverman). Церемония, на которой присутствовало около 200 человек, сопровождалась акцией протеста — небольшая группа граждан размахивала табличками "Посигналь за Иисуса", "Янки, убирайтесь домой" и слушала громкую христианскую музыку в стиле кантри. Как сообщали ранее местные СМИ, "Американские атеисты" решили поставить памятник атеизму после того, как не сумели в суде добиться того, чтобы с территории суда исчез памятник Десяти заповедям. По мнению активистов группы, расположение памятника, перечисляющего религиозные нормы, непосредственно у окружного суда нарушает один из основных принципов американского государства — отделение церкви от государства. Группе не удалось добиться демонтажа памятника, но суд предложил ей установить свой памятник. По данным СМИ, движение планирует установить еще до 50 похожих памятников во всех штатах США, где есть религиозные монументы. Тэги: "американские, атеизм, атеизм,религия,церковь, атеисты", бедствие, ветхий, группа, демократия,свобода,права, десять, завет, заповедь, любознательный, молдова, новость, памятник, политика(видео, правосудие,преступления,правонарушения, происшествие, р.молдова, россия, россия,ссср,русский, рпц, сша, тексты), язык Анализ К.Марксом и Ф.Энгельсом проблемы "правящие-управляющие/управляемые" в контексте концепции демократии(4)2013-06-29 17:31:35 Публикую заключительную часть параграфа восьмого из первой главы своей старой, ...
Публикую заключительную часть параграфа восьмого из первой главы своей старой,двадцатилетней давности, научной монографии - Волков-Пепоянц Э.Г. МЕТАМОРФОЗЫ И ПАРАДОКСЫ ДЕМОКРАТИИ. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДОКТРИНА БОЛЬШЕВИЗМА: ИСТОКИ, СУЩНОСТЬ, ЭВОЛЮЦИЯ, АЛЬТЕРНАТИВЫ. 19I7-I929 гг. В 2-х книгах. Кн.1. - Кишинев: “LEANA”.1993. - XXXII+ 464 с. Глава первая. СОДЕРЖАНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ КОНЦЕПЦИИ ДЕМОКРАТИИ К.МАРКСА И Ф. ЭНГЕЛЬСА 1.8.Анализ К.Марксом и Ф.Энгельсом проблемы "правящие-управляющие/управляемые" в контексте концепции демократии. Переоценка полемики К.Маркса с Г.Гегелем и М.Бакуниным(4) Своего апогея одна из двух линий исследования,начатая К.Марксом в рукописи "К критике гегелевской философии права" и связанная с упразднением бюрократии и поголовным участием пролетариата в управлении, достигла в его сочинении "Гражданская война во Франции" и в других работах, опубликованных после Парижской коммуны. На основе обобщения кратковременного (72 дня), локального (один город) и чрезвычайного (ситуация "осажденной крепости" со своей специфической логикой и психологией политического поведения) революционного политического опыта Парижской коммуны, К.Маркс и Ф.Энгельс предложили особый, выходящий за рамки традиционной парламентской и правовой демократии способ радикальной борьбы с бюрократизмом и бюрократией путем ее упразднения как профессионального, штатного и невыборного аппарата и как специального социального слоя управляющих. В марксистском анализе опыта коммунаров есть две взаимосвязанные грани, которые тем не менее необходимо отделить одну от другой и исследовать порознь: первая - положения, касающиеся проблемы правящие-управляющие/управляемые", и вторая - идеи, относящиеся к сущности и организации государственной власти. Отправные пункты первой грани мы проанализируем и оценим здесь, а второй - в следующем параграфе. Парижская коммуна на первый взгляд как будто бы подтвердила мысль К.Маркса, высказанную им еще в середине 40-х гг. и конкретизированную после революции середины века на континенте, о необходимости слома буржуазной государственной машины. Именно таким образом долгие десятилетия, вплоть до сегодняшних дней249,с подачи В.И.Ленина, который в "Государстве и революции" ,по справедливому и меткому замечанию В.Буртина, "чуть ли не каждую фразу отсюда (из работы К.Маркса "Гражданская война во Франции". - Э.В.-П.)возвел в ранг отдельного, самостоятельного принципа социалистической государственности”250, и оценивались все радикальные идеи,высказанные К.Марксомпосле Парижской коммуны. Если до Парижской коммуны К.Маркс и Ф.Энгельс лишь продолжили достаточно длинный ряд мыслителей прошлого, относящихся в основном к утопической мысли ХVIIIв., демократическо-социалистической литературе первой половины XIX в. (Морелли, бабувисты, Э.Кабе, Ж.Пийо и др.251 ), высказывавших идентичные идеи, то после упомянутого события они попытались первыми превратить гипотезу с многовековой историей в непререкаемую истину, опираясь в своей аргументации на пролетарскую политическую практику коммунаров. Обобщая опыт Парижской коммуны, К.Маркс в лапидарной и емкой форме сформулировал "новый" тип общественного управления (являющийся в действительности хорошо известным специалистам еще со времен античности), открытый, по его мнению, Коммуной: "управление народа посредством самого народа"252. Через несколько лет (1875 г.) К.Маркс конкретизирует свою мысль: "то положение, когда народом управляют, должно быть заменено самоуправлением народа"253. Для К.Маркса профессиональный, штатный и назначаемый сверху аппарат и работники управления - бюрократия - являются социальными врагами пролетарской демократии. С целью возвращения обществу всех тех функций, которые государство отобрало у него и присвоило, устранения отчуждения и дуализма гражданского общества и политического государства, К.Маркс предлагает систему антибюрократических мер,апробированных коммунарами. Благодаря этим мерам происходит слом существующего аппарата управления, многих других государственных институтов, что одновременно и обусловливает расширение и углубление демократии. В отличие от другой линии, связанной с формально-демократическим и относительно мирным путем революции, К.Маркс теперь и здесь отказывается от всякой преемственности в организации буржуазной и пролетарской демократии. Будущее последней видится ему, по адекватной интерпретации В.Б.Пастухова, ”не как продолжение процессов, которые зарождаются в рамках буржуазного строя, а как альтернатива им"254. С одной стороны, пролетарской демократии наследовать у буржуазной было нечего, так как реальная управляющая система, по мнению К.Маркса, была реакционной и заслуживала только слома. С другой стороны, и наследовать было незачем, ибо в буржуазной демократии управляющая, бюрократическая система контролировалась представительными органами власти, парламентом и общественным мнением. А поскольку теперь предполагалось, что бюрократическая система будет сломлена и заменена всеобщим вооружением народа, поголовно участвующим в управлении, то встроенные в существующую буржуазную демократию механизмы контроля становятся ненужными. Приведем ключевой обширный фрагмент из сочинения К.Маркса “Гражданская война во Франции”, где основоположник марксизма с одобрением перечисляет антигосударственные и антибюрократические и вместе с тем демократические мероприятия Коммуны. "...Первым декретом Коммуны было уничтожение постоянного войска и замена его вооруженным народом". - указывает К.Маркс и продолжает: "Коммуна образовалась из выбранных всеобщим избирательным правом по различным округам Парижа городских гласных. Они были ответственны и в любое время сменяемы. Большинство их состояло,само собой разумеется, из рабочих или признанных представителей рабочего класса. Коммуна должна была быть не парламентарной, а работающей корпорацией, в одно и то ж время и законодательствующей, и исполняющей законы. Полиция, до сих пор бывшая орудием центрального правительства, была немедленно лишена всех своих политических функций и превращена в ответственный орган Коммуны, сменяемый в любое время. То же самое - чиновники всех остальных отраслей управления.Начиная с членов Коммуны, сверху донизу, общественная служба должна была исполняться за заработную плату рабочего. Всякие привилегии и выдачи денег на представительства высшим государственным чинам исчезли вместе с этими чинами. Общественные должности перестали быть частной собственностью ставленников центрального правительства.Не только городское управление, но и вся инициатива, принадлежавшая дсселе государству, перешла к Коммуне. По устранении постоянного войска и полиции, этих орудий материальной власти старого правительства, - развивает свой анализ К.Маркс, - Коммуна немедленно взялась за то, чтобы сломать орудие духовного угнетения, "силу попов", путем отделения церкви от государства... Все учебные заведения стали бесплатными для народа и были поставлены вне влияния церкви и государства... с науки были сняты оковы, наложенные на нее классовыми предрассудками и правительственной властью. Судейские чины потеряли свою кажущуюся независимость... Как и прочие должностные лица общества, они должны были впредь избираться открыто, быть ответственными и сменяемыми. Парижская коммуна, разумеется, должна была служить образцом всем большим промышленным центрам Франции. Если бы коммунальный строй установился в Париже и второстепенных центрах, старое централизованное правительство уступило бы место самоуправлению производителей и в провинции... Коммуна должна была стать политической формой даже самой, маленькой деревни... Собрание делегатов, заседающих в главном городе округа, должно было заведовать общими делами всех сельских коммун каждого округа, а эти окружные собрания в свою очередь должны были послать депутатов в национальную делегацию, заседающую в Париже; делегаты должны были строго придерживаться mandatimperativ(точной инструкции) своих избирателей и могли быть сменены во всякое время. Немногие, но очень важные функции, которые остались бы тогда еще за центральным правительством, не должны были быть отменены... а должны были быть переданы коммунальным, то есть строго ответственным, чиновникам"255. Таков генеральный и революционный проект классика марксизма по упразднению бюрократической управляющей системы. Причем К.Маркс специально оговаривает, что новая Коммуна вовсе не идентична средневековой коммуне, не воскрешает ее. Если прежняя коммуна являлась органом местного самоуправления в качестве противовеса государственной власти, формой борьбы против ее чрезмерной централизации, то коммунальная система в новой форме в национальном масштабе превращала бы саму государственную и административную власть на всех уровнях в самоуправение производителей, сочетала бы в себе федерализм и централизм256.
В связи с анализом и оценкой К.Марксом опыта Парижской коммуны возникает ряд вопросов. Неужели классик не понимал: I) что кратковременный опыт одного города, находящегося в осадном положении,вовсе не достаточен для того, чтобы сделать универсальные выводы о необходимости упразднения бюрократии и непосредственном участии всех в управлении, о выборности и сменяемости в любое время всех должностных лиц? 2)что идея самоуправления, воспринимаемая многими угнетенными на протяжении веков как панацея от всех бед и эксплуатаций, будучи многогранной и многомерной, в процессе практической реализации сталкивается со многими трудностями, известными из опыта истории? 3)что может быть политическая практика коммунаров по строительству органов власти и администрации была всецело или отчасти вынужденной и ее надо было рассматривать как кратковременную, переходную форму от автократического режима к демократическому? 4)что, может быть (в дополнение к сказанному),Парижская коммуна как орган самоуправления во многом обусловливалась чрезвычайными условиями - логикой и психологией политического поведения в ситуации "осажденной крепости" и прифронтового города? И если Парижская коммуна, по словам К.Маркса, "была открытой, наконец, политической формой, при которой могло совершиться экономическое освобождение труда”257,то опыт Парижской коммуны,как это принято в науке при любом открытии, следовало подвергнуть всестороннему, беспристрастному теоретическому анализу - изучить все его положительные и отрицательные стороны, осуществить проверку в политической практике не раз и не два и на протяжении длительного времени. Лишь после этого говорить и писать об открытии. Ведь такому пути следует сам К.Маркс в своих экономических штудиях. Но здесь в отличие от "Капитала" мы имеем дело с политическим документом, на котором оставила печать политическая целесообразность, а главное - отразились чувство сострадания, возникшее в связи с трагической судьбой коммунаров, гнев к палачам и солидарность с освободительной борьбой парижского пролетариата. Тем не менее неужели К.Маркс надеялся, что выборность, сменяемость, ответственность, отсутствие привилегий установятся в масштабе страны стихийно и, предположим, однажды установившись,будут стабильно функционировать и дальше? Задумывался ли он о том, кто или что явится гарантом самоуправления с вышеперечисленными принципами? Неужели вооруженный народ по всей стране? А где гарантия, что, однажды захотев подобную управляющую систему, вооруженный народ или часть его потом не передумают? Или где гарантия от узурпации власти вождями, демагогически склонившими на свою сторону часть вооруженного народа? И разве с самого начала вооруженный народ в масштабах всей страны будет однороден и между различными регионами или слоями не могут возникнуть противоречия? Не приведет ли это к борьбе за власть, не отразится на системе власти и управляющей системе? Вопросов возникает очень много. И все они свидетельствуют, что предлагаемая управляющая система нестабильна; нет мехнизмов по ее поддержке, разве что голое насилие и демагогия.
Ю.Буртин, хотя и не со всеми его выводами мы согласны, в данном случае совершенно правомерно вопрошает: "Что же реально может помешать людям, находящимся у власти и вынужденным отчаянно бороться за ее удержание и укрепление, сначала заменить - в интересах революции, разумеется, - выборность назначением, а сменяемость снизу - сменяемостью сверху, создать взамен прежней политической полиции новую, собственную, в дальнейшем же - ну, скажем, с целью эакрепления проверенных кадров - пожертвовать до наступления более благоприятных времен и какими-то другими, столь же неоспоримыми,но, к сожалению, пока несвоевременными принципами (отказом от привилегий и пр.)? Институты старой буржуазной демократии, пусть урезанной и несовершенной: парламентаризм, независимость суда, свобода печатй? Их нет, они сломаны вместе со всей "старой государственной машиной". "Всеобщее вооружение народа?" Но в мирное время и в масштабах большой страны это вообще фантастика, столь же мрачная,сколь и малоэффективная в качестве средства против бюрократизации и инструмента демократического контроля"258. Характерно и примечательно, что А.Бутенко, полемизирующий с Ю.Буртиным в связи с критикой последним исторической теории К.Маркса, как бы и не замечает его критики политической доктрины марксизма259. Или нечего было возразить по существу? Думается причина заключается в том, что в своей книге "Власть народа посредством самого народа” А.Бутенко полностью солидаризируется с приведенными нами взглядами К.Маркса о бюрократии, самоуправлении260. Хотя справедливости ради надо заметить, что судить по книге (да еще по данной тематике), изданной в 1988 г. в СССР, о подлинных взглядах А.Бутенко трудно. Но ведь всегда имеется выход - не печатать то, с чем не согласен. Может, потому и умолчал ученый? Однако вернемся к основной теме нашего исследования. Неужели К.Маркс в действительности верил также в то, что административное и политическое управление не требует специального образования и опыта, как он это утверждает? Или не замечал явного противоречия между двумя принципами распределения: с одной стороны, принципом "сведения платы всем должностным лицам в государстве до уровня заработной платы рабочего", а с другой стороны, принципом распределения по труду,характерным для постреволюционного общества, "первой фазы коммунизма”. Все поставленные нами вопросы с неизбежностью подводят к еще одному: почему К.Маркс в своих сочинениях, разрабатывая идею ликвидации бюрократии и соответственно идею непосредственного участия всех в управлении, выборности и сменяемости должностных лиц, самоуправления, почти не полемизирует (одним из немногих случаев исключения является конспект книги М.Бакунина "Государственность и анархия") с теми политическими мыслителями, которые ставят под сомнение осуществимость на практике с пользой для управляемых (а значит, и общества в целом) указанных идей? Сделаем здесь небольшое отступление. Оно необходимо в связи с тем, что в советской литературе высказывалась мысль (при выяснении домарксистских корней идеи отмирания государства), согласно которой Аристотель является чуть ли не основоположником идеи,принципа "непосредственного участия всех в управлении". Однако наличие преемственной связи между Аристотелем и К.Марксом верно лишь с формальной стороны - Аристотель действительно рассматривает в "Политике" указанный принцип, - а по существу между ними такой преемственной связи нет. Аристотель, - как первый великий системный аналитик в истории человечества, - перечисляет все умозрительно возможные способы замещения должностей в управляющей системе по трем основаниям: кто назначает на должности, из кого они замещаются, каким образом это происходит261 (по таблице Зуземиля - у Аристотеля 27 способов). В свою очередь, тот или иной способ замещения должностей, согласно Аристотелю, соответствует тому или иному виду государственного устройства. В частности, демократии соответствуют два основных способа замещения должностей: "когда все граждане назначают на должности из числа всех граждан"262и когда все граждане участвуют в замещении должностей из числа некоторых граждан263или отчасти из всех, отчасти из некоторых "путем выбора или по жребию или посредством соединения того и другого, так что одни из должностей замещаются путем выбора, другие - по жребию"264(всего, таким образом, демократии соответствует 9 способов). Казалось бы, можно провести определенную аналогию между "Политикой" и "Гражданской войной во Франции" по данному вопросу. Однако суть дела состоит в том, что, согласно убеждению Аристотеля,демократический принцип замещения должностей: все должности управления,контроля, распоряжения замещаются по очереди (или по выбору, или по жребию) из всего состава граждан - сам по себе, безотносительно к качественному и количественному составу населения,не является наилучшим. (У К.Маркса же он, наоборот, наилучший и единственно возможный). Во-первых, потому, что демократия для Аристотеля не является правильной, а тем более наилучшей формой правления, каковой из реально существующих является полития (узкий смысл термина),или среднее, смешанное правление. Политии же в отличие от демократии соответствует другой способ замещения должностей: "не все граждане участвуют в назначении на должности - из числа всех ли или некоторых, по жребию ли или путем выбора... или... одни должности замещаются из всех граждан, другие - из некоторых, путем выбора ли или по жребию, или посредством соединения того и другого, т.е. так, что одни должности замещаются путем выбора, другие - по жребию..."265 Во-вторых, демократий в зависимости от состава народонаселения Аристотель выделяет несколько видов, но даже в наилучшей из них (а точнее, наименее худшей) - земледельческой, хотя весь народ (свободнорожденные) и участвует в выборе должностных лиц, в принятии отчета от них, отправляет обязанности судей266, тем не менее управленческие высшие должности могут занимать не все (необходим имущественный ценз или (и) наличие способностей)267. В-третьих, именно в худшем из видов демократии ("крайней") все граждане принимают участия в государственном управлении268. Но даже в ней, по мнению Аристотеля, есть должности, для занятия которых необходимы особый опыт и знания269. А кроме того, сама “крайняя" демократия не является долговечной. Таким образом, аналогии не получается. Однако на это возравят, что кроме реально существующих государственных устройств Аристотель конструировал и идеальное государство, и как раз в нем все граждане участвуют в государственном управлении270. Но идеальное государство Аристотеля уж тем более не может служить аналогом для Парижской коммуны, прежде всего в силу того, что принцип "участия всех граждан в государственном управлении" в идеальном государстве функционирует лишь потому, что все граждане в нем являются добродетельными271. А главное - ни ремесленники, ни землепашцы, ни торговцы гражданами идеального государства Аристотеля не являются, так как лишены добродетели вследствие своего рода занятий272. Кратко, емко и точно определил идеальное государство Аристотеля В.А.Гуторов: "Идеал Аристотеля - небольшая аристократическая "община равных", все члены которой участвуют в государственном управлении, посвящая (как в силу природной склонности, так и благодаря мудрой предусмотрительности законодателя) вою свею жизнь развитию собственной добродетели"273. Итак, как убедился читатель, принцип непосредственного участия всех граждан в управлении в том виде, как его трактует Аристотель в "Политике", совсем не то же самое и даже совсем не то, чем является этот же принцип в интерпретации К.Маркса в "Гражданской войне во Франции". После всего сказанного, конечно, не может не напрашиваться сопоставление, с одной стороны, всесторонних, систематических политических размышлений Аристотеля, "основывающихся на изучении множества разнообразных политических опытов прошлого и настоящего и личных наблюдений, который тем не менее не облекает, как правило,свои выводы в категорическую форму, и, с другой стороны, рассуждений К.Маркса и Ф.Энгельса в связи с локальным,кратковременным и специфическим (хотя и трагическим) опытом Парижской коммуны, фактически сводящихся к констатации политических дел коммунаров, и тем не менее классики марксизма облекают свои выводы в универсальную и категорическую форму без достаточной теоретической аргументации. В русле обсуждаемой проблемы находятся и некоторые моменты полемики М.Бакунина в книге "Государственность и анархия" с политическими идеями К.Маркса и Ф.Энгельса и, в свою очередь, критика К.Марксом бакунинской критики марксистской политической доктрины в своем конспекте сочинения отца русского анархизма. Лишь совсем недавно открылась возможность для беспристрастного анализа и оценки этой полемики. В конце 80-х гг. в советской печати появились первые публикации которых отмечались неоднозначность полемики К.Маркса и М.Бакунина, правота по многим позициям вождя анархизма и соответственно слабость теоретической позиции основоположника марксизма274. Поэтому, естественно, многие аспекты полемики двух мыслителей не нашли еще исчерпываюшего и беспристрастного освещения. Примечательно, что К.Маркс в своем конспекте главным образом подвергает детальной критике бакунинскую критику марксистской политической доктрины. Об этом свидетельствует хотя бы такой бросающийся в глаза факт: если на все 38-39 страниц (с убористым шрифтом) текста М.Бакунина, выписанного К.Марксом в своем конспекте, приходится примерно 6-7 страниц его собственного текста, то на две страницы текста М.Бакунина, содержащего критику политических воззрений марксизма, он отвечает почти четырьмя страницами собственных критических замечаний. Причем эти две страницы текста М.Бакунина КМаркс разбивает на 18 фрагментов и фрагментиков и по очереди пытается опровергнуть критику вождем анархизма своих политических взглядов275, впрочем, такое предпочтение вполне и понятно. Однако К.Маркс своей цели не достигает. Почти все вопросы, поставленные М.Бакуниным, остаются открытыми. Проследим за полемикой двух мыслителей и "весомостью" их аргументов сквозь призму интересующей нас проблемы. При этом обращаем внимание на то, что М.Бакунин критикует марксистскую политическую доктрину не только с теоретической позиции анархизма (в соответствии с которой любой государственный аппарат - как и "самое демократическое” государство в целом - является "аппаратом насилия сверху",”управлением массами сверху вниз... посредством меньшинства"276),но и с позиции здравого смысла, выявляя уязвимые места в подходе KМapксаи Ф.Энгельса к решению проблемы "управляющие/управляемые". Вот как раз на вопросы "здравого смысла" у К.Маркса и нет удовлетворительных ответов. М.Бакунин по интересующей нас проблеме рассматривает два блока вопросов. Первый (назовем его организационно-технологическим) может быть сформулирован так: в каком реальном политическом механизме, институте, в какой организации и технологии управления будет реализованaидея участия всего пролетариата в управлении? "Неужели весь пролетариат будет стоять во главе управления?", "немцев... около сорока миллионов. Неужели же все сорок миллионов будут членами правительства?" - спрашивает М.Бакунин277. Но этот вопрос ("здравого смысла", в котором не заключено ни грана анархизма М.Бакунина) составляет одну сторону, грань дилеммы.А вторая грань состоит в том, что если признать, что весь народ будет управляющим, а управляемых не будет, то тогда не будет правительства, а значит, не будет и государства. В противном случае "если будет государство, то будут и управляемые, будут рабы"278. Последнее утверждение М.Бакунина о рабах государства, конечно, исходит из анархической посылки. И вот, чтобы решить обозначенную дилемму, марксисты, по мнению М.Бакунина, поступают просто: "Под управлением народным они разумеют управление народа посредством небольшого числа представителей избранных народом. Всеобщее и поголовное право избирания целым народом так называемых народных представителей и правителей государства - вот последнее слово марксистов, так же как и демократической школы, - ложь, за которою кроется деспотизм управлявшего меньшинства, тем более опасная, что она является как выражение мнимой народной воли"279. Какие же аргументы противопоставляет К.Маркс суждениям М.Бакунина? В каких случаях они достигают цели, а в какихнет? Последуем за мыслью К.Маркса. На первый вопрос: как же весь пролетариат будет непосредственно управлять, а тем более находиться во главе управления?- К.Маркс дает последовательно два разных ответа и в дополнение к ним, в свою очередь, указывает на уязвимость теоретической конструкции М.Бакунина. Во-первых, К.Маркс уподобляет будущую государственную управляющую систему системе управления в профессиональном союзе, в котором имеется исполком и куда вовсе не входят все члены профсоюза. И одновременно, во-вторых, чтобы усилить свою аргументацию, он апеллирует к разделению труда на фабриках, которое, безусловно, сохранится и в будущем (надо полагать, что К.Маркс подразумевает, что на фабрике будет установлена коллективная собственность),и соответственно сохранятся и различные функции, в том числе функция управления. Второй аргумент К.Маркса повторяет развернутый довод Ф.Энгельса из его работы "Об авторитете"280. Однако подобное рядоположение двух доводов с позиции последовательной демократии неправомерно и не достигает цели. Хотя приведенные К.Марксом аргументы и освещают разные грани проблемы: первый – что даже в самой демократической общественной организации, какой является профсоюз, имеется постоянно действующий орган, выполняющий функции управления в период между собраниями всех его членов, и второй - что в производственной ассоциации, созданной на фабрике, сохранится общественное разделение труда, обусловленное потребностями производства, его объективной логикой. Но ведь М.Бакунин в непосредственно цитированном К.Марксом тексте задается только вопросом о том, какими будут организация и технология управления в условиях, когда продекларировано, что власть принадлежит всем пролетариям. К.Маркс же вторым аргументом доказывает, что функция управление объективно обособлена и поэтому ею и будут заниматься не все пролетарии одновременно. Сама по себе подобная постановка вопроса правомерна. Однако если рассматривать вопрос под углом зрения того, какова управляющая система в условиях пролетарской демократии, то аргумент К.Маркса неудачен, ибо производственное управление функционирует на основе специальных знаний, профессионализма,жесточайшей дисциплины и т.д. и, перенесенное на общество в целом,оно менее всего предполагает широкое участие масс в управлении, а, наоборот,ограничивает круг лиц, способных эффективно в нем участвовать. Своим ответом К.Маркс как бы подтверждает опасение М.Бакунина по поводу того, что к управлению будет допускаться узкий круг людей и тезис о пролетарской демократии окажется фикцией. Первый же аргумент, напротив,относится к существу вопроса М.Бакунина и предлагает одну из возможных моделей управляющей системы, сочетающей представительную и прямую пролетарскую демократию. Хотя, конечно, и в данном случае механизмы внутри профсоюзной демократии, предохраняющие от олигархизации систему управления в профсоюзе, не предусмотрены. К.Маркс не придает этому значения или полагает, что данные вопросы несущественны. Не считает нужным он также задаться вопросом о правомерности фактического отождествления государственного и административного управления с управлением в общественной организации. Вместе с тем К.Маркс справедливо указывает М.Бакунину на проблему, которая возникает и в его теоретических конструкциях, - если даже строить управляющую систему "снизу вверх”, то все равно все пролетарии не будут "вверху". Кроме того, акцентирует внимание он, необходимо разграничить объем компетенций органов управления общины и региональной системы общин - области281. И все же в отличие от Марксова примера с фабрикой системе самоуправляющихся общин имманентно присущ демократизм. Видимо,это понимает и К.Маркс. Поэтому в качестве еще одного дополнительного аргумента он указывает на будущее участие всех сорока миллионов немцев в общинном самоуправлении, то есть "внизу", казуистически при этом объясняя, что если человек сам собой управляет, "то - по этому принципу - он не управляет собой", а значит, если распространить этот принцип на народ, то весь народ будет управляющим, а управляемых не будет282. Так "ловко" уходит К.Маркс от проблемы, поставленной М.Бакуниным, проблемы “правящие-управляющие/управляемые",а конкретнее - "деспотизм управляющего меньшинства". К.Маркс, осознавая, очевидно, что М.Бакунин нащупал уязвимое место, а точнее выявил "белое пятно" - малоразработанную область концепции демократии марксизма, вначале обзывает его "ослом",а затем старается по пунктам опровергнуть аргументацию "осла". "Выборы - политическая форма, - замечает К.Маркс, - даже в мельчайшей русской общине и артели. Характер выборов зависит ... от экономических основ, от экономических связей избирателей между собой, и с того момента, как функции эти перестали быть политическими, 1) не существует больше правительственных функций; 2) распределение общих функций приобретает деловой характер и не влечет за собой никакого господства; 3) выборы совершенно утратят свой нынешний политический характер"283. Конечно, М.Бакунин, отвергая вовсе прямые и всеобщие выборы как таковые в высшие органы власти в данном контексте попросту ошибается. Хотя даже здесь в его критике содержится рациональное зерно: он предостерегает от использования всеобщего избирательного права и представительной системы в целом в ущерб интересам народа, для его одурачивания. Но, повторяем, не только этот момент в критике М.Бакунина является главным. Для него существенно важен и сам факт господства избранного управляющего и правящего меньшинства над большинством. К.Маркс же по существу ничего нового к своим аргументам не добавляет. Он уносится в далекое постреволюциояное будущее,в котором, по его мнению, отомрет политическая сфера, не будет существовать правительственных функций, выборы утратят политический характер и управление приобретет деловой характер, без господства кого-либо над кем-либо. А вот что будет в ближайшем будущем, в эпоху пролетарской демократии и диктатуры пролетариата, К.Маркс в ответ на вопросы М.Бакунина не проясняет, кроме того, что надо будет насильственно подавлять сопротивление свергнутых классов и насильственно же ускорять преобразования. В ряде моментов полемики возникает впечатление, что основоположник марксизма как бы и же воспринимает смысл текста вождя анархизма или не понимает, чем все же тот озабочен. Думается, это проистекает еще из того, что К.Маркс "разбивает" текст Бакунина на смысловые единицы и в результате теряет из поля зрения критики главную мысль автора, атакуя все новые его мысли по частным вопросам. Второй блок вопросов, поставленных М.Бакуниным, сопряжен с первым и является его продолжением: если первоначально М.Бакунина интересовали организация и технология управления в условиях пролетарской демократии, то теперь он обращает внимание как на опасность олигархизации, перерождения рабочих, занятых в управляющей системе,так и на то, что марксистская доктрина в контексте социальной философии предполагает аристократическую форму правления знатоков научного социализма. "Итак, с какой точки зрения ни смотри на этот вопрос, - пишет М.Бакунин, - все приходишь к тому же самому печальному результату: к управлению огромного большинства народных масс привилегированным меньшинством. Но это меньшинство, говорят марксисты, будет состоять из работников. Да, пожалуй, из бывших работников, но которые, лишь только сделаются правителями или представителями народа, перестанут быть работниками и станут смотреть на весь чернорабочий мир с высоты государственной, будут представлять уже не народ,а себя и свои притязания на управление народом. Кто может усомниться в этом, тот совсем не знаком с природой человека. Но эти избранные будут горячо убежденные и к тому же ученые социалисты... мнимое народное государство будет не что иное,как весьма деспотическое управление народных масс новою и весьма немногочисленною аристократиею действительных или мнимых ученых. Народ не учен, значит, он целиком будет освобожден от забот управления,целиком будет включен в управляемое стадо. Хорошо освобождение!"284 Самое занятное, даже парадоксальное в процитированном тексте М.Бакунина, законспектированном с небольшими купюрами К.Марксом,заключается вовсе не в проницательности мыслителя, предвидевшего режим нашего недавнего прошлого, а в том, что он затрагивает здесь ту же проблему, о которой когда-то писал молодой К.Маркс,- о бюрократизме и бюрократии (в "вульгарном" смысле), с той только разницей, что последний исследовал феодальную бюрократию, отчасти буржуазную, а М.Бакунин провидчески говорит о псевдо Тэги: большевизм, бюрократия, демократия, демократия,свобода,права, доктрина, к.маркса, концепция, любознательный, марксизм, марксистский, наука, немного, оригинальный, политика(видео, политический, политология, социо-гуманитарные, текст, тексты), ф.энгельса, философия Анализ К.Марксом и Ф.Энгельсом проблемы "правящие-управляющие/управляемые" в контексте концепции демократии(2)2013-06-26 00:00:54 Публикую вторую часть параграфа восьмого из первой главы своей старой,двадцатилетней ...
Публикую вторую часть параграфа восьмого из первой главы своей старой,двадцатилетней давности, научной монографии - Волков-Пепоянц Э.Г. МЕТАМОРФОЗЫ И ПАРАДОКСЫ ДЕМОКРАТИИ. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДОКТРИНА БОЛЬШЕВИЗМА: ИСТОКИ, СУЩНОСТЬ, ЭВОЛЮЦИЯ, АЛЬТЕРНАТИВЫ. 19I7-I929 гг. В 2-х книгах. Кн.1. - Кишинев: “LEANA”.1993. - XXXII+ 464 с. Глава первая. СОДЕРЖАНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ КОНЦЕПЦИИ ДЕМОКРАТИИ К.МАРКСА И Ф. ЭНГЕЛЬСА 1.8.Анализ К.Марксом и Ф.Энгельсом проблемы "правящие-управляющие/управляемые" в контексте концепции демократии. Переоценка полемики К.Маркса с Г.Гегелем и М.Бакуниным(2)
Перейдя к конкретному анализу полемики, прежде всего отметим, что беспристрастное исследование не подтверждает суждения К.Маркса, высказанного им в рукописи "К критике гегелевской философии права", о том, что Г.Гегель в "Философии права" дает лишь эмпирическое описание прусской бюрократии, "соответствующее частью действительности, частью же тому представлению, которое сама бюрократия имеет о своем бытие"199. Приведенное Марксово замечание лишь свидетельствует об остроумии и тонкой иронии его автора, но и только, не более того. Сравнивая постановку вопроса молодым К.Марксом и Г.Гегелем,можно констатировать, что Г.Гегель в "Философии права", опираясь на достижения политической мысли своих предшественников, рассматриваемую проблему ставит и решает не только как проблему прусской бюрократии, на уровне особенного, но и как проблему "управляющие/управляемые", на уровне общего, как общетеоретическую. Молодой же Маркс, как правило, не проводит различия между термином "управляющие" (или "бюрократия"), используемым в значении необходимого для нормального, стабильного функционирования любого общества социального слоя, профессионально занятого в аппарате управления, и термином "бюрократия" в обыденном, "вульгарном" смысле, как средоточие негативных сторон и болезненных перерожденческих форм профессиональной, иерархической управленческой деятельности, отождествляя их друг с другой200. Поэтому К.Маркс, с самонадеянностью молодости оценивающий размышления Г.Гегеля о "правительственной власти" как не заслуживающие названия философского анализа, сам же, в первую очередь, и игнорирует свое утверждение о том, что "административное управление в собственном смысле является труднейшим пунктом для анализа"201. В советской литературе излагалась точка зрения, согласно которой традиция понимать бюрократизм как систему "общественного управления, осуществляемого с помощью аппарата управления, не отвечающего интересам широких слоев трудящихся", исходит "из понимания сущности бюрократизма, сформулированного В.И.Лениным в ходе критики взглядов К.Каутского, отождествляющего бюрократизм с профессиональным осуществлением управленческих функций вообще"202. Однако достаточно внимательно прочитать К.Маркса, чтобы убедиться: марксистская традиция понимать бюрократизм как отрыв аппарата управления от интересов масс берет начало от самого К.Маркса. В рукописи "К критике гегелевской философии права" он последовательно анализирует названные Г.Гегелем в "Философии права" пять факторов, предохраняющих, по мнению великого немецкого философа, общество от крайностей бюрократической системы: I) иерархичность системы чиновничества,административной системы, контроль за действиями аппарата и кадров управления сверху вниз; 2) правомочия общин, корпораций, позволяющие им контролировать снизу чиновничество; 3) контроль верховной власти за исполнительной властью в целом; 4) нравственная и умственная культура чиновничества; 5) отчасти величина государства203. Заметим, что в советской специальной литературе в недавнем прошлом было принято априори утверждать правоту К.Маркса в его критике политических взглядов Г.Гегеля. И в данном случае даже те советские обществоведы, которые добросовестно излагали смысл "пяти факторов” Гегеля, не указывали на правомерность хотя бы одного из них, а отдавали предпочтение резонам Маркса204.
Исследуя первый фактор, К.Маркс правомерно замечает,что контроль сверху, осуществляемый вышестоящим в иерархической системе чиновником, предохраняет рядового гражданина от злоупотреблений отельных нижестоящих чиновников, но не предохраняет от злоупотреблений самой иерархической системы, являющейся, по его мнению,"главным злоупотреблением". Здесь же он дополняет свою оценку рассуждением о том, что иерархическая административная система берет чиновника под защиту всякий раз, когда сама иерархия совершает грех в его лице; "к тому же иерархии, - отмечает классикмарксизма, - стоит большого труда, чтобы убедиться в том, что те или иные члены ее совершили грех"205. И все же в целом, на теоретическом, а не эмпирическом уровне, критика молодым К.Марксом Г.Гегеля в данном пункте не вполне крректна, а точнее - в основном некорректна.
Очевидно, что иерархии как принципу построения управляющей системы присущи негативные моменты ("замораживается" инициатива в звеньях управления, уменьшается оперативность в принятии решений и многое другое), и в этом К.Маркс прав. (Вообще-то, по поводу данной проблемы в мире существует огромная специальная - теории систем, управления и организации- философская, социологическая, экономическая, политологическая, публицистическая и даже художественная литература. Названные нами выше произведения С.Н.Паркинсона и Л.Дж.Питера как раз и относятся к их числу). Тем не менее иерархия является основным принципом построения исполнительной власти в любом суверенном государстве. И эту банальную мысль вынуждает упоминать нас К.Маркс.Другое дело,что сама иерархия может быть разной степени жесткости, централизации,подконтрольности. А главное мера "зла" от государственной иерархии зависит как от того политического режима, в рамках которого она существует, так и от характера общественного строя, который ее обусловливает.Поэтому иерархия как таковая при соблюдении ряда условий (их и сформулировал М.Вебер) уж никак не может быть "большим злом", как то полагает К.Маркс, по сравнению с "меньшим злом" - от чиновников. "Зло" - имманентное и терпимое, и при выявлении всех минусов и принятии соответствующих контрмер плюсы будут перевешивать минусы206 . Кроме того, ведь фактор иерархии Г.Гегель называет в связи с ответственностью каждого из чиновников. И, наконец, что очень существенно, у немецкого философа первый фактор - иерархия, контроль сверху - сопряжен со вторым - контролем снизу, со стороны структур гражданского общества: общин, корпораций, - и "недостаточный в отдельных случаях контроль сверху дополняется контролем снизу"207.Эти два фактора у Г.Гегеля находятся в нерасторжимом единстве К.Маркс же, исходя из принципиально иной, чем Г.Гегель, социально-философской концепции, явно преувеличивает степень напряженности конфликта между бюрократией и корпорациями, оценивая его как отрицательное явление, в то время как, по мысли Г.Гегеля, как раз,наоборот, именно противоречие между ними и служит гарантем от злоупотреблений чиновников. А от "зла" иерархии исполнительной власти в целом предохраняет контроль за нею верховной суверенной власти - третий фактор, выделяемый Г.Гегелем. Таким образом, все три первых фактора, обозначенных Г.Гегелем, в единстве своем образуют взаимосвязанную и взаимодополняющую друг друга систему, предохраняющую от злоупотреблений управляющей системы в целом, бюрократии, управленцев в частности. В связи, с анализом четвертого фактора К.Маркс справедливо указывает на противоречивость статуса чиновника, когда человек "в чиновнике должен ограждать, чиновника от себя"208. И тем не менее в целом онять-таки, несомненно, прав Г.Гегель: нравственная и умственная культура смягчает "механический характер" труда чиновника,практически уменьшает до нуля вероятность злоупотреблений с его стороны. Хотя в принципиальном плане правомерна и противоположная постановка вопроса К.Марксом: "механический характер" знаний и работы бюрократа будет брать вверх над его личностью, и он будет вынужден действовать так и даже быть тем, кем его обязывает система. Но все же учитывая, что характер иерархической бюрократической системы в той или иной сложившейся области управления является константой, а личностные качества чиновников, попеременно занимающих тот или иной должностной статус в ней,изменчивы, естественно, смягчить недостатки бюрократии можно все же, "идя" по пути Г.Гегеля. К.Маркс же в противовес факторам Г.Гегеля, защищающим государство и управляемых "от злоупотребления властью со стороны ведомств и чиновников", предлагает кардинальную меру: поставить исполнительную государственную власть, управляющую систему всецело под контроль народа, так как, по его мнению, исполнительная власть "в еще большей степени, чем законодательная власть, принадлежит всему народу"209. Данный пункт в политических взглядах молодого К.Маркса занимает одно из центральных мест. К нему мы еще вернемся,а прежде завершим наше исследование анализа К.Марксом "пяти факторов" Г.Гегеля. Рассматривая пятый фактор - "отчасти... величина государства". К.Маркс прибегает к известному логическому приему фальсификации - подмене тезиса. По логике Г.Гегеля, увеличение территории государства уменьшает значение в деятельности чиновников аппарата управления "семейных и других частных связей", ведет к потере силы и остроты чувства мести, ненависти, в результате чего у них "создается привычка исходить из всеобщих интересов, воззрений и дел", а не руководствоваться субъективной стороной210. К.Маркс, не вдаваясь в существо размышлений Г.Гегеля,отвергает с ходу одним росчерком пера упомянутый пятый фактор под тем предлогом, что в России он не предоставил <<никакой гарантии против произвола "государственных чиновников исполнительной власти">> , и на этом основании категорически утверждает, что он вообще <<лежит "вне" "сущности" бюрократии>>211. Остается загадкой, действительно ли К.Маркс в пылу полемики не замечает, что речь у него и у Г.Гегеля идет о двух разных феноменах - о двух, противоположных по характеру и вектору, но синхронных воздействиях на бюрократию, бюрократическую систему одного и того же фактора - или же он делает это сознательно. С одной стороны,большой размер государства оказывает благоприятное (в описываемом Г.Гегелем смысле) воздействие именно на "сущность бюрократии",и здесь, безусловно, немецкий философ прав, но, с другой стороны,большая величина территории способствует одновременно и количественному росту чиновничества, и увеличению сложности в осуществления контроля сверху из-за отдаленности чиновников от центра власти и управления. Очевидно (и опять удивляет, почему Маркс не "хочет" замечать в полемике с Гегелем банальных рецептов), что в этом случае необходима система мер: децентрализация, нахождение оптимума централизма и автономии, разумного разграничения компетенций, широкое местное самоуправление, - позволяющая, сохранив, правда, уже в относительной степени положительные моменты пятого фактора, воспрепятствовать возрастанию его негативного воздействия по мере увеличения территории государства с определенного размера, который, конечно, в зависимости от обстоятельств времени и места, различен. Еще в большей мере позиция К.Маркса поражает потому, что ведь Г.Гегель прямо объясняет причину того, почему в России столь силен произвол исполнительной власти. По его мнению, первопричиной является не размер Российского государства, а отсутствие значительной доли в составе населения среднего сословия. "Государство, в котором нет среднего сословия, - подчеркивает великий мыслитель,- еще стоит... не на высокой ступени. Такова, например, Россия, в которой есть крепостная масса и та, которая правит. Образование среднего сословия является главным интересом государства, но образоваться это сословие может только в такой организации... где существуют права относительно независимых особенных кругов и где произвол чиновного мира предотвращается сопротивлением подобных правомочных кругов"212. Маркс, пренебрегая элементарной нормой полемики, просто искажает смысл взглядов своего оппонента. Ведь, по Гегелю, будь даже в России и малая территория, отсутствие среднего слоя все равно привело бы к произволу исполнительной власти. И размеры территории Российского государства в рассматриваемом им аспекте не играют определенной роли, хотя объективно огромность России в конкретно-исторической ситуации начала XIX в. оказывала, конечно, и негативное воздействие на эффективность государственной управляющей системы, и оспаривать этот очевидный момент никто не будет. Конечно, провести прямую аналогию в данном отношении между Россией начала XIХ в. и посткоммунистическими государствами СНГ нельзя, но все же отсутствие подлинного среднего "класса” в России, других странах - прежде всего европейской части бывшего СССР - чувствуется везде и во всем, в том числе в деятельности государственной управляющей системы.
Думается, у читателя не вызовет удивление (а скорее естественное понимание) тот факт, что некоторые тогда еще советские исследователи (и совсем недавно) вслед за Марксом также неправильно интерпретировали факторы Гегеля. В частности, Р.И.Хасбулатов в упомянутой уже монографии "Бюрократия тоже наш враг..." (1989 г.) некритически повторяет односторонний и в целом неправильный аргумент К.Маркса против пятого фактора Г.Гегеля213, хотя в последней монографии - "Бюрократическое государство" (1991 г.) - уже сам признает, что, вопреки мнению классика марксизма, размеры государства все же составляют момент, влияющий на сущность бюрократии214. Однако и в 1991 г. (повторяя сказанное в 1989 г.) Р.И.Хасбулатов ошибочно интерпретирует оценку Гегелем бюрократии как таковой, полагая, что немецкий философ будто бы "признавал порочность бюрократии,ее опасность", причем такую оценку философа он представляет как само собой разумеющуюся215. Г.Гегель действительно предостерегал от опасностей бюрократии, предоставленной себе самой, без контроля со стороны управляемых,структур гражданского общества, вышестоящего начальства и верховной власти, и именно в целях предохранения от ее произвола и самостоятельного господства как социального слоя со своим особым интересом и считал обязательной систему "пяти факторов". Однако он никак не мог писать о порочности бюрократии, ибо утверждал принципиально обратное: "Члены правительства и государственные чиновники составляют основную часть среднего сословия, которое характеризует развитый интеллект и правовое сознание народной массы"216. Ранее мы приводили подобную же положительную оценку среднего сословия, к которому Гегель относил и государственных чиновников - бюрократов (сам он этот термин не использует). Далее отметил, что, кроме того, еще в одном отношении Р.И.Хасбулатов неточен в изложении существа воззрений Г.Гегеля. "...B большом государстве, - пишет он, передавая смысл воззрений Г.Гегеля (по крайней мере, так у него построено предложение), - если нет демократии, существует опасность аппаратной экспансии"217. Приведенное Р.И.Хасбулатовым положение, во-первых, безусловно, является верным,а во-вторых, вовсе не принадлежит Г.Гегелю. Последний пишет о размерах государства как раз и только в обратном смысле, а причиной экспансии бюрократии, напомним, по Гегелю, является отсутствие структурированного гражданского ебщества, а в нем - среднего слоя, обладающего определенными правами. О большем Г.Гегель не пишет, о демократии в связи с бюрократией даже не упоминает и не подразумевает. Приведенное же Хасбулатовым суждение напоминает модернизированное мнение К.Маркса. ПРИМЕЧАНИЯ 199Маркс К., ЭнгельсФ. Соч. T.I. С.269. 200Эта особенность политических воззрений молодого К.Маркса уже отмечалась в советской литературе. См., например: Худокормов А. Г. Экономические корни бюрократизма. Указ.соч.С.11. 201Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.I..С.268. 202Маслов В. А. О сущности бюрократизма в условиях социализма// НК. 1988. № 3. С.10. 203См.: Гегель Г. Указ.соч. С.334-335; Маркс К., ЭнгельсФ. Соч. T.I. С.269. 204См., например: Хасбулатов Р. И. "Бюрократия тоже наш враг..." Указ.соч.С.19.Любопытно и поучительно сравнить данное произведение Р.И.Хасбулатова с его последующей монографией - "Бюрократическое государство" (1991), о которой мы уже упоминали. В обоих сочинениях анализируется все тот же сюжет "пяти факторов" (1989 г.,С.18-20; 1991 г., С.19-20) с той лишь разницей, что в последней работе зримо меняется характер анализа и оценок: от предвзятых,в пользу К.Маркса и в ущерб истине (1989 г.),к беспристрастному, объективному анализу, обнаруживающему правоту Г.Гегеля (1991 г.). 205Маркс К., ЭнгельсФ. Соч. T.I. С.278. 206См.,например: Дарендорф Р. Справедливость без оков зависимости// К-ст. 1990. №16. C.118-119. 207ГегельГ. Указ.соч. С.334-335. 208Маркс К., ЭнгельсФ. Соч. T.I. С.279. 209Там же. С.280. 210См.: Гегель Г. Указ.соч. С.335. 211Маркс К., Энгельс Ф. Соч. T.I. С.279. 212Гегель Г. Указ.соч. С.336. 213См.: Хасбулатов Р. И. "Бюрократия тоже наш враг..."Указ.соч. С.20. 214См.: Хасбулатов Р.И.Бюрократическое государство.Указ.соч. С.20. 215Тамже. C.I9. 216Гегель Г. Указ.соч. С.335-336. 217Хасбулатов Р. И. Бюрократическое государство.Указ.соч. С.19. Тэги: большевизм, бюрократизм, бюрократия, в.и.ленин, г.гегель, демократия,свобода,права, доктрина, к.маркс, любознательный, марксизм, наука, немного, оригинальный, пол, политика(видео, политический, политология, р.и.хасбулатов, социо-гуманитарные, текст, тексты), ф.энгельс, философия В Интернете выложили рукописную речь Молотова от 22 июня 1941 года (АУДИО)2013-06-23 16:48:50уникальнейший документ - цифровая копия рукописного текста Вячеслава Молотова о начале Великой ... + развернуть текст сохранённая копия уникальнейший документ - цифровая копия рукописного текста Вячеслава Молотова о начале Великой Отечественной войны. Редчайше свидетельство было опубликовано в рамках программы подготовки коллекции материалов к празднованию 70-летия Великой Победы. Нарком иностранных дел подготовил обращение к жителям Советского Союза сразу же, как только узнал вторжении немецких войск. В документе содержится множество исправлений, позволяющих понять, насколько срочно готовился этот исключительный материал, пишет ИТАР-ТАСС. Выступление Молотова прозвучало по радио в полдень 22 июня 1941 года. "Советское правительство и его глава товарищ Сталин поручили мне сделать следующее заявление", - говориться в самом начале выступления. При этом в рукописном варианте текста первое слово "товарищи" переправлено на "граждане и гражданки Советского Союза". Далее написано без исправлений о том, что "сегодня в 4 часа утра без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны германские войска напали на нашу…". Слово "родина" исправлено на "Это неслыханное нападение на нашу страну, несмотря на наличие договора о ненападении между СССР и Германией, является беспримерным в истории цивилизованных народов", - отметил Молотов, подчеркнув, что германское правительство является "фашистским". Историческая речь в оригинале заканчивается словами: "Наше дело правое. Победа будет за нами". В тексте также присутствует фраза "враг будет разбит", ставшая впоследствии одним из главных лозунгов войны, широко используемых в СМИ, агитационных материалах и наградных знаках. Кроме рукописного оригинала речи Молотова, в Сети также появилась целиком сохранившаяся аудиозапись выступления наркома от 22 июня 1941 года. В радиоэфире Молотов делает ошибки в ударениях, сравнивает Гитлера с Наполеоном, а войну впервые называет Отечественной.
Тэги: 1941, в.м.молотов, вмв, вов, вов,вмв, год, и.в.сталин, история, июнь, любознательный, мировой, молотова, новость, речь, россия,ссср,русский, ссср, язык
Главная / Главные темы / Тэг «любознательность»
|
Категория «Мобильная техника»
Взлеты Топ 5
Падения Топ 5
Популярные за сутки
300ye 500ye all believable blog bts cake cardboard charm coat cosmetic currency disclaimer energy finance furniture house imperial important love lucky made money mood myfxbook poetry potatoes publish rules salad seo size trance video vumbilding wardrobe weal zulutrade агрегаторы блог блоги богатство браузерные валюта видео вумбилдинг выводом гаджеты главная денег деньги звёзды игр. игры императорский календарь картинка картон картошка клиентские косметика летящий любить любовь магия мебель мир настроение невероятный новость обзор онлайн партнерские партнерских пирожный программ программы публикация размер реальных рубрика рука сайт салат своми событий стих страница талисман тонкий удача фен феншуй финансы форекс цитата шкаф шуба шуй энергия юмор 2009 |
Загрузка...
Copyright © 2007–2024 BlogRider.Ru | Главная | Новости | О проекте | Личный кабинет | Помощь | Контакты |
|