... розовскому циклу про
и всяким ... спецслужбами и анархической
с вооруженным народом ...
Велчичковская утопия про Дядю Жору ("Кавказский принц" с многочисленныи продолжениями) равно как и старый-престарый злотниковский "Виват, Император", в чем-то строго противоположны розовскому циклу про Меганезию и всяким прочим анархически-либеральным утопиям.
Тем не менее, на уровне эмоций ощущения вызываются сходные. Это миры, в котором не надо бояться.
Я долго пытался понять. что общего между насаждаемым Дядей Жорой тоталитаризмом с всесильными спецслужбами и анархической Меганезией с вооруженным народом.
И кажется понял - и тот, и другой мир, мир в котором за попытку получить удовольтсвие от унижения другого человека (а может и не только человека, см 44 артикул Хартии) прилетает быстро и больно.
Этого достаточно. Не важно, работают там спецслужбы Государственного Канцлера Империи или резервисты Народного Флота.
То есть по крайней мере с точки зрения читательского ощущения, абсолютно безразлично как там устроена власть - то-ли бессмертный Бог-Император сидит, то-ли система социального заказа и найм правительства по конкурсу. И то, и другое дело техники. Бог-Император, возможно даже чем-то лучше - он не заставляет принимать участие в процедурах согласования социального заказа, выборах etc. В Империи вопросами жизнеобеспечения общества занимаются только те, кто этим нанимался заниматься. Впрочем резервисты в Мегнезии тоже дело бобровольное.
А наличие совершенномудрого Бога-Императора и возможность создания совершенной демократической структуры - фантастические допущения примерно равной нереальности.
И это в общем правильно. Нормальные люди живут своей жизнью, и по возможности стараются избегать взаимодействия с провительством. Поэтому и плюс-минус безразлично как это правительство устроено. До тех пор пока оно выполняет свою основную функцию - обеспечивает определенные правила игры.
Существенным объединяющим свойством всех этих утопий, отличающим от реальной жизни, является то, что в правила игры не входит возможность безнаказного унижения других.
То есть критерием утопичности является возможность задавить духовных вампиров. А какие для этого применяются средства - это вопрос сугубо второстепенный.
This entry was originally posted at http://vitus-wagner.dreamwidth.org/1003224.html. Please comment there using OpenID. Now there are comments
... .
никого не удивляет ...
Нашел тут принципиальное различие между позицией
alex_rozoff и своей.
В Меганезии никого не удивляет желание 13-14 летней девочки поискать сексуальных приключений.
Но при попытке той же самой девочки (что Флер или Люси Хок-Карпини, что Бимини Хаамеа, что Хрю Малкольм) поискать приключений за штурвалом флайки, следует незамедлительный жесткий втык от старших (причем даже необязательно родственников. Хрю так строил Наллэ Шуанг).
А у спейсиан считается что "кто не совершил первого самостоятельного полёта до первого сексуального опыта - для Космоса потерян". И это действительно принципиально, а не "просто так получилось по сюжету".
This entry was originally posted at http://vitus-wagner.dreamwidth.org/967894.html. Please comment there using OpenID. Now there are comments
... давно утверждал что
- какая угодно утопия ...
У Агроскина одна дама в комментах высказала удивление как может считаться либертарианской утопией страна, где из за каждого куста торчат ушки INDEMI, а за определенные виды высказываний - расстреливают.
Я в общем-то давно утверждал что Меганезия - какая угодно утопия, но только не либертарианская. В частности именно потому, что там нету присущего либертарианцам панического страха перед насилием, равно как и священного уважения к частной собственности. И то и другое считается полезным, хотя и немного опасным инструментом.
Теперь вот мне пришла в голову такая мысль:
Мы знаем множество способов устройства общества, при котором отдельный человек безусловно подчинен государству. Абсолютные монархии, тоталитарные диктатуры, представительные "демократии". Но никто же не называет пиночетовское Чили абсолютной монархией, а конституционную британскую монархию времен расцвета Империи - тоталитарной диктатурой. Все понимают в чем разница.
Вероятно можно сконструировать такое же количество разных обществ, где правительство подчинено человеку (не-государств). Но на практике эти общества до сих пор не реализовывались. Поэтому хорошо известной классификации нет. Поскольку классических анархистов уже давно забыли, все общества в которых человек ценнее государства отождествляют с либертарианским учением. Которое на самом деле всего лишь одна из множества теорий как можно создать не-государство.
This entry was originally posted at http://vitus-wagner.dreamwidth.org/721641.html. Please comment there using OpenID. Now there are comments