В сегодняшнем материале мы прольем свет на секреты нашей работы. Многие читатели заметили или ощутили, что материалы нашей колонки отличаются от других материалов. Можно даже сказать, что эти тексты в некотором смысле целительно влияют на сознание и подсознание читателей. Приоткроем некоторые механизмы этого влияния.
Опасные тексты
Современный мир продемонстрировал, что тексты не всегда безобидны. С помощью текста можно загрузить внутрь человека множество идей, установок, взглядов на жизнь. Например, все диктаторские режимы этим активно злоупотребляют. Нынешняя российская пропаганда подняла этот злодейский механизм злоупотреблений на очень высокий уровень эффективности. Часть специфики ситуации состоит в том, что большинство людей совершенно не осознают и даже не подозревают, что на них активно влияют и их взгляды в буквальном смысле программируют. Но язык — это не только мощная сила для злоупотреблений. Язык обладает огромным целительным потенциалом.
Из тени — к свету
Целительные ресурсы языка можно разделить на две категории. Во-первых, это создание позитивных установок по отношению к жизни. И во-вторых, это разрушение вредных установок, которые нам пытаются навязать, то есть активная защита от угрозы негативного программирования. В мире сложнейшим образом переплетены элементы добра и зла. Метафорически об этом говорится в сюжете из Торы, когда Адам съедает плод древа познания добра и зла. Этот сюжет в том числе символически описывает эффект перемешивания добра и зла, в частности, в нашем сознании. Из этого явления есть важное следствие. В наших силах сделать осознанный выбор — на что фокусировать внимание: на элементы добра или на элементы зла в «горючей смеси». При этом в реальной жизни зло весьма назойливо, а добро нуждается в том, чтобы ему уделялась поддержка в виде специального внимания. Образно говоря, нужно пролить свет на элементы добра в мире. С другой стороны, силы зла маскируются и умело запутывают следы. Есть выражение, характеризующее данную ситуацию, — прятаться в тень. И вторая наша задача — пролить свет на тень, то есть высветить и раскрыть механизмы злоупотреблений. Лишая их эффекта скрытности, мы значительно уменьшаем силу их влияния. Слово «свет» — метафорический способ говорить об эффекте уделения внимания. Еще один важный эффект — даже в самом темном процессе есть искры света, то есть частицы добра. С одной стороны, силы зла с помощью этих искр собирают под свое крыло большую «группу поддержки». Но с другой стороны, их оппоненты, как бы ослепленные фактом вражды, не видят этих искр в «стане врага». И это тоже является проблемой, так как конфликт вырастает из факта разделенности искр между двумя лагерями. Работа сил света заключается в том, чтобы, во-первых, очистить искры в обоих лагерях от сил зла, а во-вторых, постараться найти творческий механизм объединения искр из оппозиционных лагерей. Прогресс цивилизации — это постепенный сбор искр в «дружескую команду» и защита и очищение этого букета искр от пытающихся присоединиться клипот. Это очень нелинейный процесс. В частности, по мере эволюции клипот становятся более изощренными, типа путинской пропаганды или шумихи вокруг ЛГБТ. Но оптимизм заключается в том, что силы света тоже должны стать более профессиональными, защищая себя и мир от происков сил тени. Процесс обучения сил света не такой быстрый, как нам бы хотелось. Но в наши дни ускорения времени ключевая цель — ускорение процесса обучения сил света. Чем в том числе мы с вами и занимаемся, уважаемые читатели.
Сегодня мы презентуем одну очень революционную идею, которая поможет ответить на многие сложные вопросы. У этой идеи статус гипотезы. Я не настаиваю на том, что она абсолютно объективна. Но в ней много смысла, который мы затронем в статье.
Главная суть этой гипотезы — у Земли есть сознание. И не просто сознание, а свои интересы и методы достижения интересов. При этом мы можем понять некоторую логику Земли, исходя из аналогий, которые нам доступны. Кстати, те, кто знаком с Торой, знают, что в начале истории Творения мира есть эпизод, где Земля «проявила свою волю», «ослушавшись» воли Б-га. А сейчас я приведу вам свою недавнюю разработку. В истории с Йосефом в Торе рассказывается, что фараону приснился сон. Йосеф дает ему толкование, что на земле Египта будет голод. Йосеф предлагает систему спасения жителей от голода. Анализируя эту историю, я вдруг нашел параллели с сюжетом из жизни. Что такое засуха, которая была в Египте? В человеческой истории Земля нередко создает катаклизмы — от засух до волн цунами. И тут можно провести такую параллель. Современные люди, которые заботятся о своем здоровье, иногда проводят лечебное голодание, когда организм не получает ни еды, ни воды в течение определенного времени. С позиции обывателя — это глупость и издевательство над собой любимым. Но процедура голодания/поста имеет важное очистительное значение. Хотя сам процесс доставляет дискомфорт, в результате человек избавляется от массы лишних и вредных факторов. Возможно, с точки зрения Земли, катаклизм — это тоже вариант очистительной процедуры. И что еще более интересно и важно, возможно, некоторые люди являются своего рода паразитами, которые усложняют жизнь Земле как живому существу. Но, так же как не всегда и не каждый человек занимается голоданием, не всегда и Земля прибегает к экстрим-лечению в виде катаклизма, но иногда прибегает. Кстати, вера в разумность Земли не противоречит иудаизму и вере в Б-га. Просто наше сознание выборочно верит в часть реальности и отвергает неудобную часть, если может придумать модель без того, что не нравится незрелому сознанию. При этом, так же как человек не сильно вникает в то, какие конкретно лишние и вредные клетки тела исчезнут в результате голодания, Земля во время катаклизма обычно не выбирает между людьми. Однако следует отметить, что организм во время голодания сильнее всего защищает клетки головного мозга и жизненно важных органов. В связи с этим у меня возникла ценная и ключевая аналогия. Йосеф в Египте не просто предлагает сценарий спасения от голода. Есть разница между субъектом и объектом. Мозг в человеке — субъект. Жировые клетки — объект. Мы можем по своей воле поменять свой статус из объекта (или обывателя) в субъект отношений с Землей. Йосеф — архетип субъекта в истории. Даже когда он попадает в «переделки», мы видим, что глобальный сценарий поднимает его по лестнице влияния на мир. Сначала Йосеф — субъект в семье, потом — в доме Потифара, затем — во всем Египте. И, вовлекая весь Египет в некий сценарий, частично описанный в Торе, Йосеф поднимает статус Египта в «глазах Земли», выводя египтян из статуса жертв голода. В этой истории Торы сокрыта великая тайна, в том числе миссии еврея как трансформатора системы из объекта в субъект. Этот механизм — жизненно важный для будущего человечества и для тех, кто хочет попасть в это будущее в роли субъекта, а не объекта. Ближайшие посты — 17 тамуза и 9 ава — и стоящие за ними истории Торы дадут нам подсказки к этому механизму.
Политическая жизнь регулярно подбрасывает нам пищу для размышлений. При этом различные силы интерпретируют одни и те же события противоположным образом. Почти всегда оба взгляда, которые подсовывают нам медиа, будут страдать однобокостью и из-за этого разжигать конфликты, а не подниматься над ними. Разберем один из самых горячих и актуальных примеров.
Идолом западного либерализма и демократии является идея равенства. Вроде бы эта идея звучит позитивно, особенно в свете того, что почти вся история человечества проходила под знаком неравноправия. А теперь посмотрим, как своеобразно эта идея преломляется в современной политике. Западная цивилизация сейчас принимает множество выходцев из стран с мусульманской культурой.Запад говорит мусульманам: «Ребята, радуйтесь — мы с вами одинаковые!» И вроде бы в этот посыл вкладывается позитивная идея. Но… Западная культура обладает множеством сомнительных и неоднозначных элементов. Это и гомосексуальная шумиха с парадами и причитаниями о защите их прав. Это и агрессивный мир гаджетов, который приносит не только пользу, но и множество опасных раздражителей. А какой взгляд на мир у мусульман? Их девиз: «Мы счастливы оттого, что мы разные!», то есть отличающиеся от других. Мы видим, насколько отличны одежда мусульман, их участие в молитвах. Можно назвать их систему традиционной культурой. И нельзя ни в коем случае наивно объявлять, что современная культура лучше традиционной, — это разные культуры, и в каждой есть свои сильные и слабые стороны. Запад говорит Ближнему Востоку: «Радуйтесь, что мы одинаковые». А Ближний Восток говорит Западу: «Мы радуемся тому, что отличаемся от вас». При этом чрезмерную любовь к себе либералов Запада исламский мир компенсирует «точечными прививками» терактов, которые намекают: мол, не пытайтесь слиться с нами, держите дистанцию, и это будет здоровее для всех. Каковы правильные подходы для разруливания этой парадоксальной ситуации? Мир должен отказаться от неправильной глобализации, которая переходит в уравниловку. В мире в будущем должны правильно сосуществовать все культуры и системы. И при этом каждая должна признавать и ценить различия соседей. Редьярд Киплинг писал, что Запад и Восток никогда не сойдутся. В его времена мир спасала удаленность Запада от Востока. Сейчас Всевышний перемешал народы. И уже нельзя уповать на удаленность и дистанцию, необходимо учиться жить с соседом, который является носителем иной культуры. Одним из основателей науки об уважении к другому был французский философ еврейского происхождения Эммануэль Левинас (1906–1995), родившийся в России, — человек четырех культур. Французы имели большой опыт, когда выходцы из бывших колоний — Марокко, Туниса, Алжира — массово приехали во Францию, создав необходимость сосуществования современности и архаики. Левинас, будучи религиозным евреем, оттачивал свой ум на изучении сложных идей Талмуда. Это помогало ему прикладывать этот опыт к решению проблем разных стран. Но мир еще более усложнился. Кроме очевидных конфликтов цивилизаций Россия ввела в мир еще один элемент усложнения — гибридные войны, когда «все смешалось в доме Облонских». Это требует перехода к еще более сложной науке — когда разные цивилизации применяют все более изощренные вызовы. Это потребует реального развития мирового самосознания и появления нового типа лидеров.
В последние дни в Украине и вокруг нее произошло несколько знаковых событий. Но перед анализом этих событий напишем несколько вступительных замечаний.
Общественная жизнь зависит не только от самих событий, но и от того, какой эти события вызывают резонанс в обществе. После Майданной революции Украина какое-то время находилась в фокусе внимания медиа. Но рутинная жизнь не дает поводов для внимания СМИ, и Украина как бы вернулась назад в тень, будучи самой по себе не столь значительным игроком на мировой арене. Однако важно отметить, что Украине удалось привлечь к себе внимание и одновременно поднять уровень энтузиазма своих граждан за счет появления ярких личностей на сцене истории. Одним из таких событий стало назначение Михаила Саакашвили главой Одесской области. Появление фигуры заметного грузинского политика имело удачный знаковый эффект. В Грузии Саакашвили получил славу героя и успешного реформатора, но был как бы смещен. В Украине получился сюжет «второго пришествия» героя… При этом с помощью его фигуры произошло знаковое объединение двух народов — украинского и грузинского, создавших совместный фронт против российского шовинизма. А еще оба народа красиво поют. А теперь вернемся к двум героиням. Сначала украинско-крымскотатарская певица Джамала артистично-политично выиграла песенный конкурс Евровидения. Этот фактор создал не только внутреннее, но и внешнее внимание к Украине. При этом Джамала не просто певица, но в целом творческая личность, обладающая глубиной личности и характером. Ну и наконец — «возвращение Надежды». Б-г подбирает для украинских персонажей очень уместные имена. Савченко — характерная украинская фамилия (оканчивается на «-ко»). А ее имя Надежда очень красиво отыгрывает в позитивных контекстах. Как писал кто-то после ее освобождения, «Надежда покидает Россию… Надежда возвращается в Украину». Изначально Савченко была простой украинской женщиной, но при этом летчиком и офицером. Она не была ни музыкальной звездой, ни политиком, ни скандальным бизнесменом. Ее фигура сформировалась самой историей. И хотя у Савченко был изначально как бы нулевой рейтинг известности, у нее достойный боевой характер, который вписался в историю. Получился интересный феномен. В плен ее захватили россияне, и суд над ней затеяли россияне. Но резонанс от этих неправедных событий укрепил дух Украины и украинцев. Создается впечатление, что Б-г, как главный режиссер, приложил руку к этим глобальным событиям. Лет 30 назад я читал статью одного мыслителя о том, что происходит измельчание публичных фигур. Раньше это были глубокие личности, а в последние времена на виду медийные персонажи с внешними «спецэффектами», но без личных достойных черт характера. Украина удостоилась получить три фигуры, каждая из которых обладает весьма интересным и нетривиальным личностным фактором и ценной историей за спиной. Такие фигуры позволяют консолидировать и поднимать дух народа, а также «фан-клуба болельщиков» в виде диаспоры и сочувствующих. Полезно разработать метафизическую теорию, анализирующую влияние знаковых фигур на самосознание народа и общества, и уже осознанно пользоваться дарованным нам Всевышним уникальным ресурсом. Важно отметить, что еврейский народ имеет в прошлом пантеон великих фигур, начиная с библейских персонажей — Авраама, Моисея, Давида и других. Но в настоящем нам пока мало чем хвастаться — в позитивном публичном пространстве. И здесь нам, евреям, следует быть более активными.
Оригинал взят у meirbruk в ГАЛУТ 2.0 или термин в ШИРОКОМ смысле
Пока кратко. Я недавно написал статью про «Галут Ишмаэля». Пинхас Полонский ответил мне, что такой концепции не слышал. Что харедимный мир продолжает считать, что мы находимся в том же самом галуте, что и были, а сионистский (религиозный) мир считает, что мы перешли уже в состояние геулы. Таким образом, вроде бы как бы понятие галут Ишмаэля – не относится ни к харедим ни к религиозным сионистам. Даю справку: как минимум один из тех, кто работает с этим понятием как с современным фактором – это американский каббалист Пинхас Винстон. При этом он не хареди и не израильский сионист, поэтому он вправе идти «своим» путем, тем более что он ссылается на цитаты из книги «Зоар». Вот вариант его взгляда (в его книгах тема развита лучше) http://www.chabad.org/kabbalah/article_cdo/aid/380312/jewish/The-Final-Battle-with-Ishmael.htm
По этому поводу возникло очень важное развитие темы. =-=-=-=-= На самом деле можно рассматривать концепцию галута в «узком» смысле и в «широком» смысле. В узком – как изгнание. В широком – как.... мешающий фактор, который: - Приносит страдание (или как минимум неудобство); - Является вызовом; - Требует нашей работы по преодолению. =-=-=-=-= Например, галутом можно назвать состояние болезни человека. =-=-=-=-= Исторически греческий галут, когда евреи жили в Израиле, но под гнетом греков – является галутом в «широком» смысле. Греки создавали давление своей эллинистической культурой. И это требовало – осмысления и реакции. =-=-=-=-= Кстати, в этом случае – термин «галут» выглядит весьма уникальным понятием, которое можно сделать интернациональным, перенеся в другие языки. =-=-=-=-= Какие есть подобные слова? Может быть – гнёт, которое выглядит близким. Но, кстати, изгнание не выглядит как гнёт, но является вариантом галута – как отрыв от родины. То есть гнёт – это невозможность вернуться..... но это звучит не совсем адекватно. =-=-=-=-= Поэтому – есть предложение освоить термин галут, наполнив его спектром смыслов. =-=-=-=-= В этом случае – «галут Ишмаэль» как арабское нагнетание в Израиле – очень уместный пример. =-=-=-=-= Второй участник дискуссии – Ефим Свирский – мог бы стать знатоком множества галутных примеров. Ефим занимается психотехникой регрессии с помощью которой он выявляет последствия психо-травм и находит способы избавления от них. =-=-=-=-=-= Психическое состояние человека, находящегося под воздействием психо-травмы – выглядит очень уместным примером, так как соответствует всем ключевым признакам понятия галут. =-=-==--=-=-= Расширив обзор, можно понять, что подобные психо-травмы могут быть не только у отдельных людей, но и у народов. И иногда они проявляются весьма выразительно. =-=-=-=-=-=-= Приведем очень показательный пример. После событий украинского Майдана – в России возник страх повторения сценария. И этот страх – привел к огромному количеству факторов, которые «стартовали» именно по причине страха перед киевским сценарием. =-=-=-=-=-= С нашей точки зрения – это очень выразительный пример галута. =-=-=-=-=-= Глядя на мир с подобной перспективы, можно высветить множество проблемных точек современной цивилизации. =-=-=-=-=-= Например, пресловутый феномен «политкорректности» можно объяснить в терминах страхов... Вопрос перед чем? Если найти правильный ответ на этот вопрос – то феномен получит возможность трансформации... =-=-=-=-=-=-= Рассмотрим ситуацию с Израилем. В нем можно увидеть целый БУКЕТ галутных схем. (1) Галут страха перед мнением Запада. Израиль очень боится сделать что-то, что рассердит Западный мир. В то время как мусульмане делают самые одиозные вещи и это им сходит с рук. Этот страх – это вариант ГАЛУТа. (2) Галут страха светских евреев перед религиозным миром. Этот фактор не дает евреям выстроить полноценную идентичность. (3) Галут арабского террора. Это тот самый «галут Ишмаэль», который мы рассматривали. (4) Галут недооценки своих возможностей. По мнению мистических мыслителей – евреи, создав свое государство – должны резко развить свое творческое начало. Почему они это не делают????? Это – самый важный вопрос, на который необходимо найти ответ, чтобы евреи занялись своей самореализацией!!!!!! (5) Галут слабого влияния Израиля – на окружающий мир. Является следствием предыдущего пункта. (6) Галут европейского анти-израилизма. Является в том числе (но не только) следствием предыдущего пункта. В нем есть и более поверхностные факторы, но они менее важны.... (7) Галут слабой реализации уже имеющихся наработок: например, модели рава Кука, или техники Ефима Свирского..... (8) Галут недостаточного развития иудаизма. Есть мнение, что появление Израиля – приведет к мощному всплеску в развитии иудаизма. Одна из причин – см. Пункт 4. (9) Галут недостаточной связи Израиля и евреев диаспоры. (10) Галут недостаточно активного развития и влияния каббалы.
Если в таком виде – ставить задачи, то возникнет процесс поиска их решения, что в переводе на наш язык – поиск выхода из галута или геулы.