Естественно, я далеко не единственный блогер, который пишет о строительстве Московского метрополитена – тема благодатная хотя бы тем, что блогеров зовут везде, всё показывают, рассказывают, дают фотографировать. Но что ещё более важно – метрострой идёт по всей Москве и огромными темпами.
Вот и Сергей Доля написал про станции «Фонвизинская» и «Петровский парк». Про «Фонвизинскую» я сам уже писал
- это станция на салатовой ветке.
А «Петровский парк» - это станция Третьего пересадочного контура, о котором мой пост будет чуть позднее, готовлю-допиливаю. :-)
![](http://www.4sync.com/web/get/s.dolya/blog/2015-02-20 метро/metropost/01_20150219_underground_061.jpg)
В этом году Московскому метро исполняется 80 лет. Официальный день рождения столичной подземки отмечается 15 мая (тогда метро впервые открылось для жителей города), но первый технический состав прошел уже в феврале. Любопытный факт: в первый год с момента открытия стоимость проезда постоянно снижалась. Сперва с 50 копеек до 40, а затем и вовсе до 30.
Строительство первой линии било не то что мировые рекорды, оно выходило за пределы человеческих возможностей. Ветку общей протяжённостью 11,6 км, с 13 станциями и всем комплексом сооружений, было решено построить за три года. Для адских и авральных работ было привезено несколько тысяч заключенных, хотя и без них нашлось немало людей, готовых внести лепту в амбициозное сооружение. Все операции в шахтах - разработка, погрузка и размельчение породы, откатка вагонеток - производились без помощи машин. Сегодня эти первые станции красной ветки - одни из самых красивых и величественных, настоящее сердце московского метрополитена.
А как происходит рождение новых станций сегодня? Конечно, никто не ставит коммунистических рекордов, и не привлекает к работам осужденных. Тем не менее, строительство тоннелей глубоко под землей остается сложнейшей задачей. Об этом я подготовил большой и интересный пост.
Для начала стоит пояснить: станции метро бывают двух типов - мелкого и глубокого заложения. Первые строят в открытом котловане, для вторых роют шахту, и ведут все работы на большой глубине. Под катом я покажу оба типа на примере будущих станций московского метро - Петровского парка и Фонвизинской...
![](http://www.4sync.com/web/get/s.dolya/blog/2015-02-20 метро/metropost/02_20150219_underground_032.jpg)
Станция Петровский парк - мелкого заложения. Видно, что глубина котлована не более 4-х этажей, некоторые подземные парковки находятся куда глубже. Распорки между противоположными стенами котлована называются расстрелы, они предотвращающую осыпание во время строительства:
3.
![](http://www.4sync.com/web/get/s.dolya/blog/2015-02-20 метро/metropost/03_20150219_underground_012.jpg)
Место для эскалатора. Хотя, судя по высоте, тут могли бы обойтись и ступеньками:
4.
![](http://www.4sync.com/web/get/s.dolya/blog/2015-02-20 метро/metropost/04_20150219_underground_005.jpg)
Станция планируется двухэтажной. Балконы по сторонам платформы чем-то напоминают те, что на Комсомольской:
5.
![](http://www.4sync.com/web/get/s.dolya/blog/2015-02-20 метро/metropost/05_20150219_underground_006.jpg)
Петровский парк - строящаяся станция будущего Второго кольца метро, которое пересечет все существующие радиальные ветки, но ближе к окраинам Москвы:
6.
![](https://lh3.googleusercontent.com/-oIM5-8O0WRI/VO9Rn-jIioI/AAAAAAAAKTo/llpGE-GV9lY/s1000/unnamed-10.jpg)
Тоннель метро сооружается тонеллепроходческим механизированным комплексом (ТПМК), работа которого напоминает движение червя под землей. По легенде, на идею изобретения проходческого щита английского инженера Марка Брюнеля навели наблюдения за движениями корабельного червя, прокладывающего себе дорогу в дубовой щепке. Изобретатель заметил, что только лишь голова моллюска покрыта жесткой раковиной. С помощью ее зазубренных краев червь буравил дерево. Углубляясь, он оставлял на стенках хода гладкий защитный слой извести. Взяв этот принцип за основу, Брюнель запатентовал большой чугунный проходческий щит, который проталкивают под землей домкратами. Затем тоннель обкладывают тюбингом - это такой элемент крепления подземных сооружений:
7.
![](http://www.4sync.com/web/get/s.dolya/blog/2015-02-20 метро/metropost/06_20150219_underground_011.jpg)
Тюбинг для станций мелкого залегания представляет собой изогнутые бетонные плиты. Состыковка абсолютно герметична:
8.
![](http://www.4sync.com/web/get/s.dolya/blog/2015-02-20 метро/metropost/13_20150219_underground_013.jpg)
Землю вывозят специальным составом:
9.
![](http://www.4sync.com/web/get/s.dolya/blog/2015-02-20 метро/metropost/07_20150219_underground_007.jpg)
Кажется, по техническим рельсам особенно не накатаешься, но даже у такой элементарной "электротележки" куча элементов управления:
10.
![](http://www.4sync.com/web/get/s.dolya/blog/2015-02-20 метро/metropost/08_20150219_underground_008.jpg)
По словам строителей – на этом участке в основном глинистая почва:
11.
![](http://www.4sync.com/web/get/s.dolya/blog/2015-02-20 метро/metropost/09_20150219_underground_009.jpg)
Краном цепляют каждый вагон и поднимают на поверхность:
12.
![](http://www.4sync.com/web/get/s.dolya/blog/2015-02-20 метро/metropost/10_20150219_underground_010.jpg)
13.
![](http://www.4sync.com/web/get/s.dolya/blog/2015-02-20 метро/metropost/11_20150219_underground_014.jpg)
Землю высыпают в специальную яму, откуда несколько раз в день ее увозят на грузовиках.
Если не вдаваться в детали, на этом технология строительства мелких станций и заканчивается: щит прокладывает тоннель, а в открытом котловане в это время идет обустройство платформы и технических помещений будущей станции. Другое дело - станция глубокого заложения...
14.
![](http://www.4sync.com/web/get/s.dolya/blog/2015-02-20 метро/metropost/12_20150219_underground_001.jpg)
Станция Фонвизинская сегодня выглядит так. Это "дырка" в земле, на дне которой угадываться туннель будущего эскалатора:
15.
![](http://www.4sync.com/web/get/s.dolya/blog/2015-02-20 метро/metropost/14_20150219_underground_052.jpg)
Схема станции и линий метро на городской схеме:
16.
![](http://www.4sync.com/web/get/s.dolya/blog/2015-02-20 метро/metropost/15_20150219_underground_055.jpg)
Строительная площадка очень компактная. Это не удивительно - главная стройка идет под землей:
17.
![](http://www.4sync.com/web/get/s.dolya/blog/2015-02-20 метро/metropost/16_20150219_underground_053.jpg)
Желтое здание стоит прямо над стволом шахты. Этот колодец ведет прямиком к подземным работам:
18.
![](http://www.4sync.com/web/get/s.dolya/blog/2015-02-20 метро/metropost/17_20150219_underground_048.jpg)
Как видно на схеме (вид сверху), ствол шахты находится не над самой станцией, а немного в стороне. Колодец опускается метров на 60, и копают его вручную. Удивительно, но других технологий нет, только отбойный молоток и лопата.
Технические тоннели (выработки). Метро не начинают строить сразу с платформы станции. Сначала роют временные тоннели, которые идут вокруг будущей станции. По этим тоннелям вывозят землю и заводят оборудование.
Станционные тоннели. По ним будет ходить подвижной состав. Тоннелей два - в одну сторону, и в другую.
Платформа. Большой и высокий тоннель, из которого впоследствии сделают платформу станции. Его края граничат с тоннелями поездов.
Тягово-понизительная подстанция (ТПП). Важнейший стратегический элемент всего метрополитена, который подает напряжение на рельсы и, собственно, обеспечивает движение поездов.
19.
![](http://www.4sync.com/web/get/s.dolya/blog/2015-02-20 метро/20150219_underground_017 (1).jpg)
Начальник участка подробно объясняет устройство станции на проекте, после чего мы спускаемся по землю, чтобы увидеть все своими глазами:
20.
![](http://www.4sync.com/web/get/s.dolya/blog/2015-02-20 метро/metropost/19_20150219_underground_016.jpg)
Левая и права клеть - это лифты в колодце шахты. По ним поднимают и людей, и оборудование:
21.
![](http://www.4sync.com/web/get/s.dolya/blog/2015-02-20 метро/metropost/20_20150219_underground_019.jpg)
Лифтами управляют люди из соседнего здания, где установлена гигантская лебедка. Обратите внимание на тормозные барабаны, очень похожи на автомобильные:
22.
![](http://www.4sync.com/web/get/s.dolya/blog/2015-02-20 метро/metropost/21_20150219_underground_050.jpg)
Клеть опускается и поднимается очень быстро - 3 метра в секунду. Дверей нет, есть ручки за которые можно держаться при движении. Кнопок, как в домашнем лифте тут нет, все управляется вручную людьми (все-таки, не в подвал спуститься):
23.
![](http://www.4sync.com/web/get/s.dolya/blog/2015-02-20 метро/metropost/22_20150219_underground_020.jpg)
24.
![](http://www.4sync.com/web/get/s.dolya/blog/2015-02-20 метро/metropost/23_20150219_underground_046.jpg)
Под землей работает от 800 до 1000 человек. Каждый сотрудник имеет свой номер и фишку на общем стенде. При спуске он обязан повернуть фишку красной стороной, а при выходе - зеленой. Таким образом, в случае ЧП можно моментально определить сколько человек находится в шахте и кто именно:
25.
![](http://www.4sync.com/web/get/s.dolya/blog/2015-02-20 метро/metropost/24_20150219_underground_045.jpg)
Мобильники под землей не работают, вся связь ведется через такие аппараты - шахтофоны. Выглядит просто и надежно, как советский танк:
26.
![](http://www.4sync.com/web/get/s.dolya/blog/2015-02-20 метро/metropost/25_20150219_underground_044.jpg)
Внизу этот аппарат выглядит так. Сомневаюсь, что через восьмерку можно выйти на межгород:
27.
![](http://www.4sync.com/web/get/s.dolya/blog/2015-02-20 метро/metropost/26_20150219_underground_034.jpg)
Первое, что видим, спустившись под землю - технологический тоннель. Его, а также все остальные подходные выработки засыпят после окончания строительства. Все временные тоннели оснащаются рельсами; грузы, инструменты и землю перевозят по ним:
28.
![](http://www.4sync.com/web/get/s.dolya/blog/2015-02-20 метро/metropost/27_20150219_underground_021.jpg)
Секции с рельсами собираются словно детская железная дорога. Да и выглядят примерно так же, только в масштабе 1:1
29.
![](http://www.4sync.com/web/get/s.dolya/blog/2015-02-20 метро/metropost/28_20150219_underground_022.jpg)
По миниатюрным рельсам движутся миниатюрные электропоезда. Если в детстве вы фанатели от железной дороги - обязательно приходите сюда работать :)
30.
![](http://www.4sync.com/web/get/s.dolya/blog/2015-02-20 метро/metropost/29_20150219_underground_023.jpg)
Питаются они, как трамваи от электропровода, и лучше к нему не притрагиваться руками:
31.
![](http://www.4sync.com/web/get/s.dolya/blog/2015-02-20 метро/metropost/30_20150219_underground_027.jpg)
Вагончики носятся довольно энергично:
32.
![](http://www.4sync.com/web/get/s.dolya/blog/2015-02-20 метро/metropost/31_20150219_underground_035.jpg)
Рельсы ведут прямо в лифты, откуда вагон можно отправить на поверхность. Есть технический отсек, куда поднимают вагончики и опорожняют в специальный контейнер (его потом увозят на утилизацию). Огромный ершик слева сгребает грязь с поворотного механизма:
33.
![](http://www.4sync.com/web/get/s.dolya/blog/2015-02-20 метро/metropost/32_20150219_underground_047.jpg)
Еще один технологический тоннель опоясывает станцию. Его тоже ликвидируют на финальном этапе, а пока тут ездят тележки:
34.
![](http://www.4sync.com/web/get/s.dolya/blog/2015-02-20 метро/metropost/33_20150219_underground_033.jpg)
По нему мы попадаем в главную зону - будущую платформу станции. В отличие от станции мелкого заложения, тут используют не бетонный тюбинг, а чугунный, способный выдержать сильнейшее давление:
35.
![](http://www.4sync.com/web/get/s.dolya/blog/2015-02-20 метро/metropost/34_20150219_underground_024.jpg)
Стягиваются элементы вот такими болтами:
36.
![](http://www.4sync.com/web/get/s.dolya/blog/2015-02-20 метро/metropost/35_20150219_underground_040.jpg)
Три тоннеля, соединенных между собой проходами - скелет будущей платформы станции:
37.
![](http://www.4sync.com/web/get/s.dolya/blog/2015-02-20 метро/metropost/36_20150219_underground_025.jpg)
38.
![](http://www.4sync.com/web/get/s.dolya/blog/2015-02-20 метро/metropost/37_20150219_underground_026.jpg)
Центральный тоннель, в котором будет перрон немного больше, чем тоннели с поездами:
39.
![](http://www.4sync.com/web/get/s.dolya/blog/2015-02-20 метро/metropost/38_20150219_underground_031.jpg)
Станции глубокого залегания не "копают", а прокладывают с помощью направленных взрывов. Тонеллепроходческий щит на этой станции бесполезен, грунт очень плотный.
Это конец платформы, откуда пойдет эскалатор на поверхность:
40.
![](http://www.4sync.com/web/get/s.dolya/blog/2015-02-20 метро/metropost/40_20150219_underground_028.jpg)
Хоть на фото непонятно, это диагональный тоннель эскалатора, который ведет вверх:
41.
![](http://www.4sync.com/web/get/s.dolya/blog/2015-02-20 метро/metropost/41_20150219_underground_030.jpg)
42.
![](http://www.4sync.com/web/get/s.dolya/blog/2015-02-20 метро/metropost/42_20150219_underground_041.jpg)
Справа чугунные трубы, через которые пойдет электрика:
43.
![](http://www.4sync.com/web/get/s.dolya/blog/2015-02-20 метро/metropost/43_20150219_underground_036.jpg)
Самый высокий тоннель - ТПП, высотой на три этажа:
44.
![](http://www.4sync.com/web/get/s.dolya/blog/2015-02-20 метро/metropost/44_20150219_underground_038.jpg)
Женщины под землей не работают. Спуститься могут лишь в одном случае, если женщина - маркшейдер (специалист по проведению пространственно-геометрических измерений в недрах земли):
45.
![](http://www.4sync.com/web/get/s.dolya/blog/2015-02-20 метро/metropost/45_20150219_underground_037.jpg)
46.
![](http://www.4sync.com/web/get/s.dolya/blog/2015-02-20 метро/metropost/46_20150219_underground_039.jpg)
Перед тем как вернуться в лифт, нужно обмыть сапоги от грязи:
47.
![](http://www.4sync.com/web/get/s.dolya/blog/2015-02-20 метро/metropost/47_20150219_underground_042.jpg)
А это станция Котельники. Она почти готова, осталось только навести финальный марафет. Уже этой весной она примет первых пассажиров:
48.
![](http://www.4sync.com/web/get/s.dolya/blog/2015-02-20 метро/metropost/48_20150219_underground_066.jpg)
Турникеты. Пока есть возможность проходить без карточки:
49.
![](http://www.4sync.com/web/get/s.dolya/blog/2015-02-20 метро/metropost/49_20150219_underground_059.jpg)
Эскалаторы. С одной стороны идут отделочные работы:
50.
![](http://www.4sync.com/web/get/s.dolya/blog/2015-02-20 метро/metropost/50_20150219_underground_060.jpg)
С другой стороны уже все готово:
51.
![](http://www.4sync.com/web/get/s.dolya/blog/2015-02-20 метро/metropost/51_20150219_underground_068.jpg)
Освещение работает "вполсилы", но с открытием станции тут станет намного светлее:
52.
![](http://www.4sync.com/web/get/s.dolya/blog/2015-02-20 метро/metropost/52_20150219_underground_067.jpg)
Поскольку станция неглубокая, платформенная ее часть похожа на железобетонную коробку:
53.
![](http://www.4sync.com/web/get/s.dolya/blog/2015-02-20 метро/metropost/53_20150219_underground_069.jpg)
При этом перегонный тоннель круглый и выложен бетонным тюбингом (он прокладывался с помощью проходческого щита):
54.
![](http://www.4sync.com/web/get/s.dolya/blog/2015-02-20 метро/metropost/54_20150219_underground_070.jpg)
Все стены в коммуникациях и проводах:
55.
![](http://www.4sync.com/web/get/s.dolya/blog/2015-02-20 метро/metropost/55_20150219_underground_071.jpg)
ТПП есть и в Котельниках. Это святая святых, строго режимный объект. Пока он не работает, нам разрешили войти внутрь. Внешне этот узел, откуда подается ток на ближайшие линии, ничем не примечателен. Потолки низкие, часто приходилось идти в три погибели:
56.
![](http://www.4sync.com/web/get/s.dolya/blog/2015-02-20 метро/metropost/56_20150219_underground_072.jpg)
Это конечная станция, и тут происходит разворот составов. Я представлял себе некоторую линию полукругом, на которой поезда разворачиваются в обратную сторону. В реальности, конечно, все происходит иначе:
57.
![](http://www.4sync.com/web/get/s.dolya/blog/2015-02-20 метро/metropost/57_20150219_underground_062.jpg)
Поезд заходит в тупик, машинист выходит из головы состава и идет по технической платформе в другой конец. Вот и весь "поворот".
В час пик, когда много людей и требуется максимальная частота движения, машинисты меняются еще быстрее: в прибывший состав садится машинист предыдущего, а тот, что вышел - идет в другой конец, чтобы сменить следующего:
58.
![](http://www.4sync.com/web/get/s.dolya/blog/2015-02-20 метро/metropost/58_20150219_underground_063.jpg)
Вдалеке уже горит свет платформы:
59.
![](http://www.4sync.com/web/get/s.dolya/blog/2015-02-20 метро/metropost/59_20150219_underground_064.jpg)
И наконец главный вопрос, который меня волновал долгое время - где ночуют поезда? Оказывается, составы выстаиваются в шеренгу от тупика, и растягиваются аж на три станции метро от конечной!
60.
![](http://www.4sync.com/web/get/s.dolya/blog/2015-02-20 метро/metropost/60_20150219_underground_065.jpg)
P.S. По словам руководства Стройкомплекса, в этом году планируется построить не менее 12 км новых линий метро, и открыть 8 новых станций (Котельники и Фонвизинская в их числе). Подробно с планами строительства новых станций можно ознакомиться тут.
Подписаться на обновления этого блогаЯ в других социальных сетях: