Основа праведности и корень беспорочного служения Творцу заключается в том, чтобы прояснилось и несомненно выяснилось у человека, каков его долг в его мире
Это утверждение Рамхаля бесспорно для каждого трезво мыслящего человека.
Возьмем, к примеру, работника на заводе. Несомненно, что прежде всего ему следует выяснить, в чем заключается его работа, какая миссия возложена на него.
Если работник приступит к работе, совершенно не зная, что от него требуется, он не только не принесет пользы, но и, вполне вероятно, причинит немало разрушений и убытка, как бы прилежно и расторопно он ни работал. Залог успеха работника заключается в его четком знании, что от него требуется.
Подобно этому залог успеха еврея в его служении Творцу, в его духовном продвижении является четкое прояснение для себя, с какой целью Господь привел его душу в этот мир, какая задача возложена на него Создателем.
Рамхаль начинает свою книгу «Месилат Йешарим» («Путь праведных») следующими словами: «Основа праведности и корень беспорочного служения Творцу…».
Как мы видим, Рамхаль использует два понятия «основа» и «корень». Рав Деслер в книге «Михтав ме-Элияу» пишет: каждый дом нуждается в фундаменте. Фундамент дает дому возможность быть крепким и прочным, и, чем выше дом, тем важнее, чтобы фундамент был более крепким.
Подобная функция есть и у корней деревьев: они держат дерево и дают ему возможность быть прочным и непоколебимым. Наши мудрецы в трактате Пиркей Авот (3, 17) говорят, что дерево с крепкими корнями не смогут повалить никакие ветры, а дерево со слабыми корнями сможет повалить даже слабый ветер.
Однако у корней есть дополнительная функция: они дают дереву возможность расти и развиваться ввысь и вширь.
«Месилат Ешарим» обучает еврея, как, продвигаясь шаг за шагом, достичь высочайших духовных вершин, построить духовный небоскреб. Как мы видим из аналогии с деревьями, важно, чтобы у этого духовного небоскреба был прочный фундамент. Кроме того, мы видим, что корни дают возможность постоянно расти и развиваться.
Так что же является духовными корнями и духовным фундаментом?
Этим фундаментом и этими корнями является необходимость для человека прояснить для себя, в чем заключается его обязанность в этом мире: «Чтобы прояснилось и несомненно выяснилось у человека, каков его долг в этом мире».
Эти слова проясним с Б-жьей помощью в следующей статье.
2016-11-17 21:31:39
Добрый день! Подскажите, пожалуйста, как можно помочь человеку, который пьёт много алкогольных ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Добрый день! Подскажите, пожалуйста, как можно помочь человеку, который пьёт много алкогольных напитков (самогон)? Спасибо. И. Отвечает Рав Зеев Гершензон
Здравствуйте, уважаемый И.,
Отмечу, что все, о чем скажу ниже, — это только духовный аспект. Безусловно, если увлечение алкоголем приняло серьезный болезненный характер, следует обратиться за соответствующей медицинской помощью.
Причин, по которым человек злоупотребляет алкоголем, может быть как минимум две. Первая — это желание убежать от проблем, от тяжелой реальности. Когда в жизни царит опустошенность, боль от чего-либо. Такое бегство противоречит подходу Торы: мы стараемся жить реальностью, исправляя себя и свои недостатки. И именно эта деятельность, предлагаемая Торой и нашими мудрецами, может наполнить жизнь человека. Вторая — «дурное начало» человека, о нем поговорим подробнее.
Наши мудрецы, благословенна их память, во многих местах упоминают о вреде, который приносит чрезмерное употребление алкоголя. Человек, подверженный этой зависимости, в конце концов, приходит к позору, опустошенности, бедности, может нарушить множество запретов Торы и мудрецов. Она превращает человека в «сосуд», в котором отсутствует Тора и мудрость, и, в конце концов, «выживает» человека из этого и из Будущего мира (см. Пеле Йоэц, раздел Штия, Пиркей Авот 3:10 с комментариями).
Обман — основной инструмент как самого «дурного начала», так и алкогольной зависимости. Тем же путем шел фараон, порабощая евреев. В Египте был определенный день в году, когда все египтяне работали на фараона, что-то вроде коммунистического «субботника». В этот день на шею самого фараона в торжественной обстановке был водружен кирпич. В руки фараон взял корзину и грабли. Каждый, кто видел самого фараона за работой, следовал его примеру. Тем более что за работу было обещано вознаграждение. Евреи с большим энтузиазмом взялись помогать фараону. Но тут их ждал сюрприз. С наступлением темноты начальники, ответственные за изготовление кирпичей, пересчитали изготовленные за день кирпичи, вычислили производительность, и на следующий день — потребовали столько же. Затем, когда евреи привыкли к работе, требовалась такая же производительность, но уже без вознаграждения. Затем — не только изготовление кирпичей, но и работа на полях, а постепенно — и все остальные работы. Так евреи стали рабами в Египте (см. мидраш Шмот Рабба 1:10-11 с комментариями).
Похожим образом действует и дурное начало: с каждым разом чрезмерное употребление алкоголя делается все более привычным, все более «нормальным». И как результат — не удовольствие, а полное порабощение.
Сам человек все понимает и знает, когда пьет, о тех разрушениях, которые ожидают его душу и тело в результате, он полон желания «завязать», но… его преследует дурное начало, он чувствует, что находится в рабской зависимости. Каждый следующий «эпизод» это доказывает…
Но это тоже обман. Все, чего человек захочет, — может достичь! Как же свергают царя, побеждают «фараона»? Разберем основные правила войны (на основе советов по борьбе с алкоголизмом и дурным началом, которые дает книга Пеле Йоэц, разделы Штия и Йецер): 1. Для борьбы необходимо обеспечить силы, сопоставимые с теми, которыми располагает враг. Старайтесь выполнять как можно больше заповедей, избегайте любой возможности совершить какой-либо грех. Еще, чтобы перебороть дурное начало, следует изучать Тору и Сифрей Мусар (книги еврейских мудрецов об этике). И все, что выучите, — стараться выполнять (слова этих книг проникают глубоко в сердце и способны «разбить» дурное начало, даже если оно уже «затвердело как камень»). Особо следует отдаляться от той среды и тех вещей, которые способствуют чрезмерному употреблению алкоголя. 2. Еще один духовный аспект важен на войне. Необходимо ненавидеть врага — дурное начало. Следует научиться ненавидеть алкоголь — понимая, какое зло и душевную горечь он приносит. 3. Тем не менее, война — это не всегда сплошные победы. Дурное начало всеми силами старается уничтожить человека. В тяжелые минуты стоит читать Шма Исраэль, а также думать о том, что каждый еврей обязан даже жизнь отдать ради освящения Имени Творца. И если человеку это представляется возможным, тем более он сможет заставить себя победить дурное начало и не пить, сохранить святость. 4. Наши мудрецы советуют в минуты борьбы с дурным началом — вспоминать о дне смерти, ведь этот день только приближается. Мысли об этом в данном случае помогают победить. 5. Эффективным средством в борьбе с алкогольной зависимостью является молитва. Ведь Всевышний милостив к нам и слышит молитву каждого, кто к Нему обращается. В Его силах спасти от любой беды. И снова — аналогия с египетским рабством. Когда евреи взмолились Всевышнему о своих страданиях, Он спас народ от рабства (см. Шмот 3:7). 6. Борьба эта тяжела. Но сами страдания — когда человек перебарывает в себе желание напиться — искупают его вину перед Творцом и собственной душой за то, что попал в зависимость от алкоголя. И еще нам известно правило: «По страданию и награда». 7. Наконец, когда человек научится пересиливать в себе желание выпить, следует постараться создать для себя «защитную зону» — полностью воздерживаться от алкоголя продолжительный период времени. Кроме заповеданных нам Кидуша, Авдалы и четырех пасхальных бокалов — ни капли! Ведь из-за прежней зависимости он может — «от малого к большему» — «открыть ворота для врага».
Следует понимать, что все это относится к случаям, в которых вообще еще можно говорить о какой-то борьбе. Но бывает, что люди доходят до стадии полного повиновения дурному началу. В этих случаях шансы на победу мизерны. Ведь то состояние, в котором человек находится, для него вполне приемлемо, и сердце его не болит об этом. Несчастен и он, и окружающие его люди!
Поэтому надо стараться не давать себе даже шанса достичь такого состояния (не только в увлечении алкоголем, но и на других «фронтах» войны с дурным началом). Мидраш (Шмот Рабба 5:16) рассказывает, что колено левитов не было порабощено в Египте. Рамбан объясняет, что колено левитов — это евреи, занимавшиеся Торой, колено мудрецов. Поэтому фараон их не трогал, на то была воля Творца. Так же говорят мудрецы Талмуда: Тора — защищает от бед и от дурного начала.
Как-то ко мне обратилась подруга жены, школьная учительница, с просьбой помочь в подготовке материала для урока. Она читала когда-то мидраш, который желала бы рассказать ученицам в классе, но совершенно не помнила его источник и попросила меня его разыскать. Она знала, что у меня есть компьютерная программа, которая находит авторов высказываний – достаточно ввести в поиск содержание высказывания или цитату, и компьютер сообщает точный адрес цитаты: книгу и ее автора. Вот содержание мидраша, который ее интересовал:
Иногда случается, что за оленем гонится волк. Хитрый хищник гонит оленя в густую лесную чащу, зная, что олень запутается своими роскошными рогами в ветвях деревьев и станет легкой добычей волка. Что же делает олень в таких случаях? Видя, что его чудесные рога стали для него ловушкой, он сбрасывает их. Олень теряет прекрасные рога, которые выращивал несколько лет, но спасает жизнь. Так и еврей, говорит мидраш, если он видит, что запутался в обстоятельствах, он всегда может «сбросить» их и начать все заново, с чистого листа. Видя, что его чудесные рога стали для него ловушкой, олень сбрасывает их
Как я ни бился, я не смог с помощью программы найти этот мидраш. В конце концов я оставил это занятие, попросил жену сообщить подруге, что я не смогу ей помочь, и отправился в бейт-мидраш, учиться. Когда я пришел в бейт-мидраш, там было пустынно, только два молодых человека вели какую-то беседу. Проходя мимо, я услышал окончание фразы:
– …это подобно оленю, который скидывает рога, чтобы спастись от преследователя.
– Что это за мидраш?! Где источник этих слов?! – спросил я.
– Это не мидраш. Это пишет рав Йосеф-Юзл Горовиц, Саба из Новардока, в своей книге «Мадрегат Адам» («Уровень человека»), – с этими словами молодой человек подошел к полке, взял книгу, раскрыл ее в нужном месте и показал мне.
Я немедленно позвонил жене, сообщил ей источник этого изречения, а также рассказал о чудесном способе, с помощью которого мне стал он известен. Жена, в свою очередь, сразу же позвонила подруге и сообщила ей источник этого изречения, а также рассказала ей о чуде, благодаря которому я узнал этот источник. Подруга жены на следующий день начала свой урок с того, что рассказала девочкам всю эту чудесную историю.
Я часто думаю: «Не просто так Всевышний послал мне ответ через этого юношу. Эти слова должны мне запасть в сердце, и я должен постоянно помнить важное правило, которое сообщает нам Саба из Новардока: У любого еврея, даже самого грешного, всегда есть возможность раскаяться и выбраться из той духовной бездны, куда он упал, и выйти из того тупика, в который он зашел».
Интересно, что Всевышний показал мне не раз, насколько это правило верно: я встретил различных людей, которые были настолько далеко от Г-спода, что не было никакой возможности поверить, что они смогут когда-то порвать со своим грешным прошлым и начать новую, праведную жизнь, наполненную страхом перед Небесами.
Откуда у них эти силы?
Ответ на этот вопрос дает рабейну Йона в книге «Шаарей Тшува»: «И проясняется (в Торе), что поможет Г-сподь возвращающимся к Нему в то время, когда их природа им это не позволяет». Выходит, что это сила у них от Творца.
Пишет Рамбам: «Всякий раз, когда человек дает милостыню бедному с неприятным лицом, он теряет свою заслугу, даже если он дает ему 1000 золотых монет. Вместо этого он должен дать ему с радостным лицом и с приветливостью».
ПриветливостьИз этих слов Рамбама мы учим, что наиважнейший компонент помощи ближнему – показать ему хорошее расположение духа и приветливость.
Это связано с тем, что хорошее отношение ближнего гораздо важнее человеку, нежели материальная помощь и поддержка. Этот принцип мы видим и в словах Талмуда (Бава Батра, 9а): «Тот, кто дает бедному материальную помощь, благословляется (с Небес) шестью благословлениями, а тот, кто красиво с ним разговаривает и подбадривает его, удостаивается одиннадцати благословений».
В трактате Таанит (22а) говорится о рабби Брока Хузаа, который как-то шел по рынку вместе с пророком Элияу. Он спросил пророка, есть ли на рынке кто-то, кому гарантирован Будущий Мир. Тот указал на двух людей. Рабби Брока подошел к ним и спросил, чем они занимаются. Те отвечали, что их занятие – веселить людей: когда они видят грустного человека, они подходят к нему и стараются его развеселить и развеять его печаль.
Подобное постановляет Шульхан арух относительно заповеди почитания родителей: «Даже если сын кормит своего отца каждый день изысканными яствами, но показывает свое раздражение — ему полагается наказание за это».
О том, насколько важно при распределении цдаки для бедных оказывать им максимальный почет, мы учим на примере рава Хаима Крайзвирта, одного из самых видных раввинов прошлого поколения. Полагаясь на мудрость рава Крайзвирта, многие богатые люди давали ему деньги, чтобы тот распределил их по своему усмотрение среди бедных. Когда рав Хаим сообщал кому-то из бедных, что для него есть деньги, он просил, чтобы тот приехал к нему за деньгами на такси за счет рава Крайзвирта. Он пояснял: «Я должен бы сам приехать к тебе с деньгами, ведь помочь такому уважаемому еврею как ты – большая честь для меня, гораздо большая, нежели твое удовольствие от полученной помощи. Но, к сожалению, у меня нет такой возможности, поэтому я хочу хотя бы оплатить тебе такси, чтобы ты приехал ко мне».