Каталоги Сервисы Блограйдеры Обратная связь Блогосфера
Какой рейтинг вас больше интересует?
|
Мужчины и женщины: еврейский взгляд на гендерные различия2017-04-02 16:48:40Первый человек был сотворен обоеполым, давая нам проникнуть в сущность отношений между мужчиной и ... + развернуть текст сохранённая копия Первый человек был сотворен обоеполым, давая нам проникнуть в сущность отношений между мужчиной и женщиной Чтобы отчетливо видеть картину еврейского взгляда на женственность, мы должны обратиться к истокам — Торе. В первой главе Берешит, Тора ссылается на Адама во множественном числе: «Сотворил Б-г человека по Своему образу; по образу Б-жьему Он сотворил его, мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Б-г» (Берешит 1:27-28). Почему сказано «их»? (Это упоминается до сотворения Хавы!) Еврейская Устная Традиция приоткрывает завесу этой грамматической странности. Первый человек, рассказывает она, был действительно двуполым существом, где мужская и женская часть объединялись в одном теле, сложным и независимым. Но если Б-г сотворил такого сложного человека, почему потребовалось разделить его на две части — Адама и Хаву? Ответ кроется в том, что Б-г не хотел, чтобы первый сотворённый человек оставался один, ибо это была бы иллюзия независимости. Заметьте, что в классическом иврите нет слова «независимость». (То слово, которое мы используем сейчас — «ацма`ут» — весьма современно). Понятие независимости не существует в еврейской традиции. За исключением Б-га, ничто и никто по-настоящему не независим. С тех пор, как мы с молоком матери впитали, что Б-г — это источник всего, независимость потерпела духовный крах. Б-г хотел создать человека, как двух раздельных людей для того, чтобы утвердить здоровую зависимость, влечение и взаимоотдачу. Человек не предназначен существовать один, так как тогда у него не было бы того, кому отдавать, с кем расти и за кого бороться. Для того, чтобы реализовать себя в духовном плане, человек не может быть один. Почему не идентичные близнецы? Но почему тогда Б-г не сотворил двух одинаковых людей? Ответ в том, чтобы максимально восполнить отдачу необходимо, чтобы принимающий отличался от дающего. Если бы существовали две одинаковые личности, взаимодействие могло бы быть, но оно ограничено. Дающий исходил бы из его или её нужд, в то время как получатель испытывал бы ту же самую нужду. Чтобы по-настоящему быть дающим, человек должен учитывать, что необходимо получателю, а не только, что хочет дающий. Восполняя чьи-то различные нужды, человек учится мыслить и создавать условия, отличные от своих собственных. Очевидно тогда, что разделение должно было произвести две разные личности для того, чтобы мы учились ценить, любить и заботиться о тех, кто не похож на нас самих. Это основа всей морали и духовного возрастания. Нам также необходимо понимать, почему Б-г не просто создал изначально двух людей: мы, начиная как единое целое, знаем и чувствуем, что наш спутник жизни — это наше истинное дополнение, что мы нуждаемся в нём, а его различия, как и он сам, нам просто необходимы. Половые различия Тора — это путь к самореализации и духовному росту. Мы увидели, что для того, чтобы возрастать, человек не может быть один. Следовательно и были сотворены два существа. Чтобы максимально возрасти, им нужно быть разными: и мужчины, и женщины были сотворены как разные личности. Но в чем эти различия? Творение повествует нам в книге Берешит способ, которым Б-г отделяет мужчину от женщины, давая глубокий взгляд на гендерные различия. Здесь мы вкратце взглянем на некоторые самые яркие моменты. Заметим, что женская и мужская противоположность, которую мы обсудим, не станет непосредственно применяться к каждому мужчине или женщине — мы сотворены как уникальные личности. Однако, что описывает Тора, применимо в некоторой степени для каждого. Довольно интересно, что Адама не разделяли посередине, точнее, Хава была сотворена из внутреннего органа — его ребра. Упомянув о ребре, Тора учит нас принципу в понимании природы мужских и женских сил, а именно, что женская природа имеет более внутреннее проявление, тогда как мужское начало направлено на внешнее проявление. Женскую внутреннюю природу мы можем наблюдать в громадной значимости места женщины в отношениях, где скрыта личная и частная часть женщины. Современная психология подтверждает, что здесь кроется ключ к пониманию различия. Бестселлер «Мужчины с Марса, женщины с Венеры», автор которой Джон Грэй, передаёт идею, что женщины более склонны к отношениям, чем мужчины. Этот акцент на внутреннем проявлении имеет много практических значений. Хотя, в большинстве своём, иудаизм в равной степени относится к мужчинам и женщинам, включая центральные идеи празднования Шаббата и соблюдения кашрута, не все заповеди применяются одинаково ко всем. Система духовного возрастания и счастья в Торе по-разному относится к двум полам. Например, женщины, которые склонны более к внутреннему содержанию, — а в некотором смысле и в частности, — обычно находят прямую связь с Б-гом через личную молитву. Вот почему иудаизм побуждает их выражать это через личную молитву, которую они должны регулярно ежедневно произносить, хотя, если захотят, они, конечно же, могут молиться и в синагоге. Мужчины же более склонны к внешнему проявлению (ярким доказательством этого является то, что мужчины более склонны быть частью группы или команды). Эта часть мужской духовной составляющей и объясняет, почему мужское духовное становление личности проходит через общественную молитву. Внутреннее осмысление Тора описывает создание Хавы, используя слово «вайивен» — «Б-г построил». В иврите это слово однокоренное со словом «бина», означающее «проницательность» или «понимание». Это говорит о том, как сказано в Талмуде, что женщины созданы с дополнительной долей мудрости и понимания. «Бина» — это гораздо больше, чем «женская интуиция» — это означает способность входить во что-то и понимать его изнутри, — то, что называется «внутренним осмыслением». Мужчины и женщины: еврейский взгляд на гендерные различия Мужчины, как правило, имеют больше то, что принято называть «да`ат» — понимание, которое приходит извне; разновидность понимания, которая связана с фактами и цифрами. Общество теряет огромные ресурсы, когда ценит одно из этих интеллектуальных аспектов. Рассматривая ситуацию с разных перспектив, мужской и женской, как два глаза дают нам точное представление об объекте, наше понимание жизни становится более полным. Обратите внимание, что современная наука разделяет многовековые возражения иудаизма, согласно которым разум мужчины и женщины работает по-разному. В качестве примера можно привести исследования Ральфа Холлоуэя, Кристины де Лакос-Утамсин, Жанетт МакГлон и Дорин Кимура (полностью см. в трудах М. Кауфмана «Феминизм и иудаизм»). Это исследование доказало несомненную уверенность в том, что мозг мужчины и женщины физиологически совершенно другой. Неудивительно, что социологи все больше и больше обращаются к физиологии как источнику различных моделей поведения и способов мышления, а также как определяющему фактору в областях, представляющих интерес и совершенства. Равные, но разные Пол — это ключевое качество личности каждого человека. Мужчины и женщины абсолютно равны, но в то же время различны, причём это хорошее различие. Ступая вместе по дороге жизни, своими талантами и характером они могут поддерживать друг друга и во всём помогать. Б-г, в Своей бесконечной мудрости, создал людей с противоположным полом для того, чтобы они были способны дополнять и наполнять друг друга. Всякий из полов должен ценить и умело пользоваться вверенной ему силой. Поскольку каждый биологический пол отличается друг от друга, было бы противоестественно принудить их вести себя одинаково. Что помогает мужчине, необязательно поможет женщине, и наоборот. Прекрасное стихотворение царя Соломона «Эшет Хаиль» («Женщина доблести») описывает все возможные роли, которые может сыграть женщина, такие как учитель, предприниматель, мать, жена, но все они — женщины. Когда её спрашивают, чем она занимается, она часто упоминает карьеру, род своей деятельности. Но истина заключается в том, что мы не просто врачи, инженеры, секретари или воспитатели. Мы всего лишь люди, пытающиеся реализовать свой уникальный потенциал. Предоставляя женщине возможность для морального и духовного роста, восполняя её уникальную силу, Тора, без всякого сомнения, делает её радостным, свободным и самодостаточным человеком. Тэги: aish, hatora, женщина, мировоззрение, мужчина Почему в мире так много религий?2017-03-28 20:05:13... /> Всё наше мировоззрение построено не на ... + развернуть текст сохранённая копия Из книги "Еврейский ответ" Почему в мире так много религий? И ещё один вопрос: есть ли существенная разница между иудаизмом и остальными многочисленным религиями? Иудаизм, в отличие от других религий, основывается только на знании. При выходе из Египта Всевышний вершил чудеса на глазах у всех египтян и всех евреев. Эти чудеса явно показали, что Всевышний властвует над всеми силами природы и управляет всем, что происходит в этом мире. русском языке синоним слова «религия» – «вера». Причи на этому – все религии (кроме иудаизма) основываются на вере. Кто находился рядом с Марией, когда она забеременела от святого духа? Кто был рядом с Мухаммадом, когда он шёл по пустыне и ему явился ангел Габриэль? Поскольку религии основываются на вере, а не на знании, любая идея может «удостоиться» того, чтобы в неё поверили. Поэтому религий так много. Ради того, чтобы устранить любое сомнение у последующих поколений в том, происходили ли эти чудеса в действительности, Б-г приказал нам выполнять множество заповедей, связанных с исходом из Египта. Дважды в день (утром и вечером) мы обязаны упоминать о выходе из Египта. Праздник Песах – в память об исходе из Египта: в первую ночь Песаха мы обязаны рассказывать об исходе из Египта со всеми мельчайшими деталями, а все семь дней Песаха нам запрещено есть квасное – в память о поспешном выходе, когда тесто не успело взойти. Праздник Шавуот – в память о получении Торы у подножья горы Синай. Праздник Суккот – в память об облаках, которые оберегали нас во время скитаний по пустыне. Есть ещё множество заповедей – в память о выходе из Египта. Само наличие этих заповедей является неопровержимым доказательством достоверности выхода из Египта и дарования Торы, ведь невозможно прийти ко всему народу и приказать ему выполнять множество вещей в память о том, чего не было. Дарование Торы происходило на глазах у всего народа, как об этом рассказывается в Торе. Каким образом возможно убедить весь народ принять какое-либо учение, о котором говорится, что оно было дано Б-гом на глазах у всего народа, если это было не так? Именно поэтому нет никакой другой религии, которая бы утверждала, что она была дана Б-гом в присутствии множества людей (сама Тора нам обещает, что такой религии не будет, см. Дварим 4, 32). Всё наше мировоззрение построено не на догадках или идеях каких-либо людей, а на вещах, которые открыл нам Творец мира и которые скрупулёзно передаются из поколения в поколение с невообразимой самоотверженностью. Если мы сравним различные свитки Торы, которые были написаны в различные времена и в различных местах мира, то обнаружим, что между ними нет отличия ни в одном слове. И это – несмотря на то, что её переписывали на протяжении тысячелетий миллионы раз. Мы находим, что необъятная Устная Тора, записанная различными людьми, живущими на огромных расстояниях друг от друга, одинакова у всех общин. Всё это, несомненно, показывает нам, что утверждения иудаизма – истины, открытые Творцом мира, а не выдумки каких-либо людей, в отличие от других религий (вер). Тэги: вопросы, куклин, мировоззрение, рав, раввину, рувен Поставить себя на чужое место! Стратегии, помогающие судить благожелательно2017-03-09 17:40:37+ развернуть текст сохранённая копия ОДНАЖДЫ В ИНДИИ Когда в 1968 году я уезжал в Индию на год – учиться в колледже, друзья предостерегали меня, чтобы я не вздумал вести себя как западный империалист и навязывать индийцам свой образ жизни. «Не беспокойтесь, — отшутился я. – Я не стану покупать туфли туземцам». ..Однако четыре месяца спустя именно это я и сделал. Двенадцатилетняя Мунджу была дочерью семейства, прислуживавшего в «Международном женском хостеле», где я поселился. Остальные женщины и девочки в ее семье были дружелюбны и красивы, Мунджу же была угрюмой и неказистой. Она редко разговаривала и никогда не улыбалась. Как и все остальные члены ее семьи, она ходила босиком. Однако у нее, в отличие от остальных, были глубокие трещины на ступнях. Однажды она вошла в мою комнату, прихрамывая. Когда я спросил, что случилось, она молча показала мне глубокую рану на левой ступне. Я бросился с ней к врачу в ближайшую клинику. Врач сказал, что у нее инфицирована ступня, и прописал антисептическую мазь и ношение обуви. «Если она не будет носить обувь для защиты ступней, — предупредил он, — инфекция так и не пройдет. Она может стать калекой». «Хочешь туфли?» – спросил я на простом хинди. У Мунджу загорелись глаза, она расплылась в улыбке. Я остановил велорикшу и отвез Мунджу в обувной магазин «Бата» в центре города. Она радостно выбрала фирменные кожаные туфельки с ремешком, которые стоили вдвое больше, чем я рассчитывал потратить. Вспомнив слова моей матери: «Бессмысленно покупать то, что тебе не нравится, потому что носить это ты не будешь», я выложил стоимость туфелек из своей мизерной стипендии и вручил Мунджу коробку. «Вымой ноги, когда придешь домой, и надень их, — велел я ей. – И чтобы я тебя без них не видел». На следующий день она вошла ко мне в комнату босиком. Я был вне себя. Как она могла быть такой бестолковой?! «Почему же ты не надела свои новые туфли?!» Она приподняла пятку и показала мне огромный волдырь. Мне и в голову не приходило, что у девочки, у которой нет туфель, не окажется и носков. Я бросил свои занятия, нашел рикшу и снова поехал с Мунджу в центр города. Там я купил ей две пары белых носков. Теперь у нас все было «в полной боевой готовности». В следующие несколько дней я не видел Мунджу. Потом, когда я однажды ехал домой, я увидел ее издали. Она шла босиком. Я возмутился. Вот я, значит, трачу свое время, деньги и силы, стараясь ей помочь, а она пренебрегает указаниями врача и не носит обувь. Какая неблагодарность! Какое безрассудство! Я отправился прямо в комнаты прислуги и обратился к матери Мунджу. Она печально посмотрела на меня и сказала: «Вы не понимаете? Это единственная пара туфель, которая будет у Мунджу за всю ее жизнь. Она бережет их для особых случаев». ПРЕЖДЕ ЧЕМ ОСУЖДАТЬ Пару десятилетий спустя я узнал об одной из самых интригующих мицвот Торы — обязанности судить других людей благожелательно. Тора предписывает нам: «Суди ближнего по справедливости». [Ваикра 19:15] Классические комментаторы поясняют, что это означает «судить своего ближнего благожелательно и интерпретировать его действия и слова только в лучшую сторону». [Сефер Ха-Хинух 235] Всегда, когда это возможно, вместо осуждения следует придумывать благоприятную интерпретацию. Еще за три тысячи лет до пришествия когнитивной психологии Тора признавала, что наше отношение к людям (и, соответственно, наши слова и действия) основывается не на том, что другой человек сказал или сделал, а скорее на нашей собственной интерпретации того, что этот человек сказал или сделал. Поэтому Тора вменяет нам в обязанность по возможности находить или придумывать благоприятную интерпретацию. Эта мицва выбивает почву из-под ног у критического, осуждающего отношения, характеризующего значительную часть наших межличностных отношений. На практике это выглядит следующим образом: Вместо того, чтобы обвинять подругу, которая не перезвонила вам, хоть и обещала это сделать, вы могли бы подумать так: «Может быть, она пыталась мне перезвонить, но у меня было занято», или: «Может быть, она получила важный звонок в тот самый момент, когда собиралась набрать мой номер». Вместо того, чтобы обвинять супруга/супругу за опоздание (в который раз!), вы могли бы подумать так: «Я не так ограничен/а по времени, как он/а, однако насколько в действительности я изменил/а свои собственные застарелые дурные привычки?» Вместо того, чтобы обвинять слесаря-ремонтника за то, что он не пришел в то время, в которое пообещал прийти (заставив вас сидеть дома всю вторую половину дня и ждать его), вы могли бы подумать так: «Может быть, у его предыдущего клиента оказался более сложный заказ, чем ожидалось», или: «Когда он собрался позвонить мне и предупредить, что опоздает, он не смог найти мой номер, или у него разрядилась батарея на мобильном телефоне». Если мы будем судить других людей благожелательно, в результате этого у нас выработается положительное, доброжелательное отношение к ним. Если мы не думаем о других плохо, то мы не говорим о других плохо, и, разумеется, не гневаемся и не мстим. Не торопимся с выводами. Не осуждаем людей, у которых могут оказаться неблагоприятные обстоятельства, находящиеся далеко за пределами нашего понимания. Избегаем множества грехов, просто установив свой разум в режим благожелательного суждения. Суждение о других благожелательно не исключает мер самозащиты или конкретных шагов, направленные на возмещение нанесенного нам вреда. Судить других благожелательно – это не значит оставлять на своем рабочем столе iPad за 300 долларов, выходя в туалет. Это значит, что если вы не нашли свойiPa там, где совершенно точно его оставили, следует проверить все ящики стола и карманы, прежде чем начинать подозревать коллег. Часто мы бываем совершенно уверены – и ошибаемся! Судить других благожелательно – это не значит, что когда ваша дочка приходит домой в слезах, потому что учительница накричала на нее и оскорбила, вам не следует предпринимать каких-либо мер в связи с этой ситуацией. Это значит, что, прежде чем в гневе звонить директору и требовать уволить учительницу, следует принять во внимание возможность того, что вы не услышали всю историю, и что, даже если учительница была неправа, вынудить обычно справедливую учительницу действовать в несвойственной ей манере могли уважительные причины. СТРАТЕГИИ, ПОМОГАЮЩИЕ СУДИТЬ БЛАГОЖЕЛАТЕЛЬНО В одной из моих любимых книг, «Другая сторона истории» Иегудит Самет, предлагаются стратегии, помогающие судить других благожелательно. Вот некоторые примеры: Перестаньте применять двойные стандарты. Многие из нас судят других строго, в то же время находя множество оправданий для собственного неблаговидного поведения. Например, мы возмущаемся другими водителями, которые паркуют машины вторым рядом, блокируя проезд по целой полосе, однако когда мы сами паркуемся вторым рядом, это ничего страшного, ведь наш сын выскочил из машины всего на минутку, чтобы забрать вещи из химчистки, и кто же мог знать, что там очередь… «Не суди ближнего своего, пока не окажешься на его месте». [Этика отцов 2:5] Это иудейская версия высказывания «Не суди ближнего своего, пока не пройдешь милю в его мокасинах», которая появилась 1800 лет назад. Эти слова означают, что даже когда другой человек сделал что-то заслуживающее порицания, следует подумать, что, возможно, вы сами поступили бы так же, если бы оказались в той же ситуации. Ваш наемный работник или коллега увольняется и идет работать туда, где больше платят, демонстрируя отсутствие лояльности к той компании, которая дала ему старт в жизни. Прежде чем говорить: «Я бы так не поступил!», подумайте: «А не поступил бы я так же, если бы у меня была его ипотека, его долги, столько детей?» Признайте, что всей истории вы не знаете. Ни один суд не вынесет решение, основываясь на недостаточных доказательствах, однако мы поступаем так все время. Мы видим, как кто-то делает что-то предосудительное, и тут же решаем: «Виновен!» А что мы знаем о ситуации, в которой он оказался, о его обстоятельствах или трудностях? Если набраться смирения, чтобы признать: «Я не знаю», это может помочь нам избежать суровых – и ошибочных — суждений. Несколько лет назадмы делали полный ремонт в ванной, вместе с установкой шкафчиков и нового сантехнического оборудования. Через несколько часов после ухода рабочих я открыл новый кран. Давление воды отсутствовало. Кран оказался с дефектом. На следующее утро я позвонил сантехнику. Да, уверил меня Рами, кран на гарантии. Он его заменит. Сегодня он прийти не может, но придет завтра после обеда. Я прождал всю вторую половину дня, однако Рами не появился. В 16:30 я позвонил ему на мобильный. Он извинился, но сказал, что прийти не сможет. «Но почему? Где вы?» — спросил я, раздражаясь. «Я дома», — кротко ответил он. «Ну, тогда просто приходите. Вы можете добраться сюда за полчаса». Рами отказался. В ответ на мои настойчивые просьбы и обвинения он пообещал прийти на следующий день. На следующий день Рами так и не появился. К этому времени вода из дефектного крана текла тонкой струйкой. Мне пришлось целых три минуты набирать ее в стакан, чтобы почистить зубы. Я был взбешен. Какой кошмарный сервис! Но это был единственный сантехник, который мог заменить кран по гарантии. Я позвонил снова. И снова он пообещал прийти и не пришел. На протяжении следующих десяти дней он еще семь раз обещал и не появлялся. Мы уже начали наполнять тазики водой из ванны. В это время в как раз изучал «Другую сторону истории» вместе с другом по телефону. Одна из стратегий, которым учит эта книга, заключается в придумывании смягчающих обстоятельств, которые могли бы объяснить неподобающее поведение человека. Так как мы не можем знать, wчто в действительности стоит за чьими-то поступками, история, сочиненная нами для того, чтобы судить этого человека благожелательно, может оказаться правдой с той же вероятностью, что и осуждающая версия. Я решил, что буду судить сантехника благожелательно. В конце концов, сказал я себе, даже самый плохой сантехник не отказывается прийти десять раз подряд. Очевидно, у него в семье случилось что-то очень нехорошее, заключил я. Возможно, не дай Бог, кто-то из его детей серьезно болен. Возможно, ребенок в больнице, и жена Рами весь день сидит у его постели, поэтому Рами, беспокоясь и горюя, вынужден оставаться дома и ухаживать за остальными детьми. Как только я сочинил эту гипотетическую историю, мой гнев остыл. Я смог набрать тазик воды из ванны и воспользоваться ею в раковине, не закипая от злости. Я продолжал звонить Рами каждый день, но уже не рявкал на него. Однажды в дверь позвонили. Это был Рами с новым краном. Я доброжелательно с ним поздоровался, проводил его в ванную и стоял рядом, пока он работал. Потом мягко спросил: «У вас в семье все в порядке?» Он покачал головой и сдавленным голосом рассказал мне свою историю: его жена, с которой они прожили вместе 17 лет, сбежала с другим мужчиной, а Рами, потрясенный и шокированный, остался с их шестью детьми. Через несколько дней его жена поняла, что ее любовник оказался алкоголиком и был склонен распускать руки. Он угрожал ей, что, если она попытается уйти от него, он убьет ее детей. После того как он еще несколько раз избил ее, она сбежала обратно к своей семье. Пока я злился из-за крана, Рами был дома, защищая жизнь своих детей. Не нужно обладать очень богатым воображением, чтобы придумать историю, представляющую другого человека в благоприятном свете. Нужно только хотеть исполнить мицву, предписывающую судить других благожелательно. В конце концов их правда может оказаться еще более странной, чем ваша выдумка. Тэги: мировоззрение, мусар Пожертвования — Еврейский взгляд на деньги2017-02-17 17:18:05+ развернуть текст сохранённая копия Пожертвования, уважение чужого имущества и честное ведение дел в соответствии с заповедями Тор Любовь к Богу должна превышать любовь к любым материальным вещам. Ибо сказано: «Люби Господа Бога твоего… всеми силами твоими» (Дварим 6:5). То есть люби сильнее даже всего своего богатства. Бывают случаи, когда человек должен быть готов пожертвовать всем имуществом ради Бога, хотя он и не обязан отдавать свою жизнь. Несмотря на то, что человек должен скорее разориться, чем осознанно нарушить заповеди, он не обязан тратить все свои средства на добрые дела. Практика уплаты двух десятин с урожая говорит нам о том, что Бог не хочет, чтобы мы отдавали более одной пятой (20 процентов) наших средств на религиозные нужды. Поэтому не нужно тратить больше одной пятой части своих денег, чтобы выполнить какую-либо предписывающую заповедь, даже если у вас больше никогда не будет шанса это сделать. Например, не нужно тратить больше указанной суммы на талит или тфилин, сукку или этрог во время Суккота или на мацу во время Песаха. Пожертвования Аналогично пятая часть дохода считается щедрым пожертвованием на благотворительные цели, и эту сумму не следует превышать. Запрещается впадать в нищету, отдавая все свое состояние на благотворительность, и тот, кто делает это, считается благочестивым глупцом, который приносит в этот мир разрушение. При этом в завещании в качестве пожертвования можно оставлять вплоть до одной трети своего имущества. 5-ways-to-donate-to-charity-effectively_0В любом случае не менее одной десятой дохода принадлежит Богу, и эти средства должны быть потрачены на пожертвования или иные религиозные нужды. Это мера была установлена еще Праотцами, ибо Яаков сам сказал Богу: «…от всего, что Ты дашь мне, я отделю десятину Тебе» (Берешит 28:22). Точно так же Талмуд учит, что мы должны отдавать одну десятую часть своего дохода в виде пожертвований: «Чти Г-спода от достояния твоего и от первых плодов всех твоих земных произведений» (Мишлей 3:9). При острой необходимости в пожертвованиях или выполнении одной из заповедей нужно пожертвовать пятую или, самое меньшее, десятую часть своего имущества. Однако после первой уплаты на пожертвования следует отдавать лишь одну десятую от своего годового дохода. В любом случае очень богатые люди должны отдать столько, сколько необходимо. Человек, который дает на пожертвования меньше одной десятой части своего дохода, считается скупцом. How-do-I-get-into-charity-workСогласно Торе, подаяние милостыни есть предписывающая заповедь: «…не сожми руки твоей пред твоим братом нищим. Но открывай руку твою ему, и давай ему в долг по мере нужды его, чего недостает ему» (Дварим 15:7,8). Минимум, который необходим для выполнения этой заповеди, составляет одну треть шекеля в год. В Писании сказано: «И взяли мы на себя заповедь: давать третью часть шeкeля ежегодно для службы в храме Б-га нашего» (Нехемия 10:32). Эту сумму должны отдавать беднейшие из беднейших, ибо иначе они нарушат заповедь пожертвования. При этом человек со средним достатком, который жертвует менее одной десятой части своего дохода, считается скупцом. Если кто-то привык отдавать свою десятину только в качестве пожертвования, он не может использовать эти средства для любых других религиозных целей. Однако он может тратить их на покупку религиозных статей или книг, которые он также будет отдавать бедным, при условии, что они действительно являются таковыми. © www.imrey.org Тэги: деньги, ксафим, маасер, мировоззрение Как иудаизм относится к удовольствиям?2017-02-08 16:17:59+ развернуть текст сохранённая копия Три функции удовольствий Удовольствия имеют три основные функции. Понять собственные нужды Прежде всего, они помогают нам понять, в чем мы нуждаемся. Например, если бы человек не чувствовал голод или жажду (выражающиеся в сильном желании поесть или попить) и не испытывал бы удовольствия от утоления голода и жажды, он бы не знал о том, что его телу не хватает жидкости или питания. Облегчить восполнение нужд Получение удовольствия также облегчает человеку восполнение нужд тела и делает этот процесс легким и приятным. Если бы человек не получал от поглощения пищи удовольствия, ему было бы неинтересно и утомительно кормить себя (задумаемся: что было бы с человеком ленивым?!). Извлечь большую пользу Кроме того, удовольствия помогают человеку «соединиться» с предметом вожделения и тем самым извлечь из него большую пользу. Поэтому мудрецы (Йома, 74 б) запретили есть в темноте, поскольку, если человек не видит пищу, он не испытывает к ней вожделения и, следовательно, не получает удовольствия, а в результате и польза от съеденной пищи невелика. Удовольствия во имя удовольствий Но всё это только в том случае, когда удовольствия служат для поддержания сил и здоровья. Если же человек жаждет наслаждений самих по себе, ставит их во главу своих интересов, тогда они его разрушают. Объясним это с помощью следующей притчи: каким-то образом маленький ребенок добрался до мобильного телефона своего отца. Он начал нажимать на различные кнопки. При нажатии каждой кнопки слышался определённый звук (как известно, предназначение эти звуков – дать возможность человеку понять, что нажимает на правильную кнопку). Младенцу понравились звуки, и он начал нажимать на кнопки телефона без остановки. В конце концов телефон сломался. Ребенок играется со смартфономТакже и вожделения – их предназначение, чтобы человек понял, что «нажал на правильную клавишу» (что насыщает себя тем, что недостает его телу), но, если человек ставит во главы всего свои вожделения, они разрушают его. Праведный ест досыта Это различие подчеркнул царь Шломо в Мишлей (13, 25): «Праведный ест досыта, а чрево нечестивых будет в недостатке». Виленский Гаон, комментируя слова «чрево нечестивых будет в недостатке», говорит, что нечестивому как бы не хватает еще одного живота, ибо он уже не может получать удовольствие после того, как наполнился его живот, а ведь весь смысл его чревоугодия в получении наслаждения. Поэтому вместо удовольствия он испытывает страдание. Праведник же ест для поддержания сил и здоровья, для «насыщения души», и именно это, а не чревоугодие, делает его счастливым и радостным. Отсюда различие между тем, кто ест исключительно для получения удовольствия, и тем, кто ест для поддержания сил, – первый инвестирует свои усилия в наслаждения, в то, что не принесет ему пользы, а только заберёт у него силы. Второй же вкладывает усилия в себя, в то, что принесет пользу ему. Поэтому царь Шломо предупреждает (Мишлей, 5:8): «отдали от нее путь твой» – от бесконечной погони за вожделениями, и добавляет: «Чтобы не насыщались чужие силою твоею» – чтобы не направил ты свои силы на то, что не дает тебе пользы и совершенствования. Удовольствия для праведника И завершим словами из книги Виленского Гаона «Адерет Элияу» (Берешит 2, 9): «Все те удовольствия, которые даются нечестивцу чрезвычайными усилиями, праведник получает с лёгкостью, без надрыва и греха». Он приводит изречение наших мудрецов: «всякий, кто избегает почет, почет преследует его», и добавляет: «подобно этому наслаждения – если человек не ищет их, они преследуют его, т.е. Всевышний посылает их ему самым благоприятным образом». Тэги: иудаизм, мировоззрение, удовольствия
Главная / Главные темы / Тэг «мировоззрени»
|
Категория «Живопись»
Взлеты Топ 5
Падения Топ 5
Популярные за сутки
300ye 500ye all blog bts cake cardboard charm coat cosmetic currency disclaimer energy finance furniture house important love lucky made money mood myfxbook poetry potatoes publish rules salad seo trance video vumbilding wardrobe weal zulutrade агрегаторы блог блоги богатство браузерные валюта видео власть вумбилдинг выводом гаджеты главная денег деньги звёзды игр. игры календарь картинка картон картошка клиентские косметика криминал культура летящий любить любовь магия мебель мир настроение невероятный новость обзор общество онлайн партнерские партнерских пирожный программ программы происшествия публикация реальных рубрика рука сайт салат своми событий стих страница талисман тонкий удача фен финансы форекс цитата шкаф шуба шуй экология экономика юмор 2009 |
Загрузка...
Copyright © 2007–2024 BlogRider.Ru | Главная | Новости | О проекте | Личный кабинет | Помощь | Контакты |
|