Поскольку новогодняя ёлка является одним из центральных атрибутов в праздновании нееврейского нового года, чтобы ответить на Ваш вопрос, нам следует задуматься прежде над праздниками вообще: какова их роль в жизни человека.
Начнём с того, что у каждого есть потребность в праздниках. Человеку тяжело жить монотонной жизнью на протяжении долгого времени. Особенность каждого праздника призвана выразить определенную идею, которую сложно видеть в повседневной будней жизни. Праздник не только создает особенную торжественную атмосферу в тот день, когда его празднуют, но он призван вдохнуть жизнь во все дни года и озарить их своим особым светом: как мы знаем, люди задолго до самого праздника подготавливаются к нему, ждут его, а, после того как праздник проходит, вспоминают о нём с ностальгией и ждут нового праздника. Праздник – это центральная ось, вокруг которой «крутится» вся жизнь. Возможно, по этой причине праздник на иврите называется словом «хаг», которое также переводится как «крутиться.
Именно поэтому Йеравам, желая внедрить идею о поклонении тельцу в сознание народа, придумал новый праздник, как приводится в книге Царей. А единственный египетский праздник, который упоминается в Торе, — день рождения фараона, который служил идеи обожествлению фараона.
Тем самым поймём важность еврейских праздников для каждого еврея, ведь они помогают еврею помнить важные принципы религии своих отцов и постоянно идентифицировать себя как еврея.
С другой стороны, мы сможем выучить из этого, насколько отдаляет еврея от его еврейства празднование нееврейских праздников. Не может быть в жизни человека две центральные оси: либо его новый год – это первое тишрея, когда был создан мир и когда происходит суд над всем человечеством, либо его новый год – это первое января.
Алахический аспект
Разберем также алахический аспект этого вопроса.
Миссия еврейского народа
В Торе сказано: «И будете Мне царством священников (коаним) и святым народом». Священник (коэн) избран Б-гом быть ближе, чем другие, к Нему, служить Ему, как сказано (Дварим 18:5): «его (коэна) избрал Господь, Б-г твой… для служения (Г-споду)». Тем самым приносит священник святость и благословление в среду всего народа. И поэтому у коаним есть дополнительные заповеди, которых нет у других евреев. Подобно этому, весь еврейский народ называется «царство священников», поскольку мы были выбраны быть ближе к Творцу. Когда мы идём по правильной дороге и выполняем заповеди Б-га, мы приносим тем самым свет и святость всему миру.
[И тут важно оговориться: речь не идет о том, кто лучше. Если еврей выполняет возложенную на него ответственную миссию, он получит за это великую награду, а, если он не будет ее выполнять, получит суровое наказание. Также и нееврей, который выполняет возложенное на него, получит за это чудесную награду. Наши мудрецы говорят (Санедрин 59 а), что нееврей, который изучает и выполняет семь заповедей, возложенных на него Творцом, приравнивается первосвященнику. Тора повелевает нам относится с большим почетом и уважением к другим народам].
Как выполним нашу миссию?
Чтобы выполнить нашу миссию, нам следует не уподобляться другим народам в тех обычаях, у которых нет какого-то логического объяснения, поскольку в этом случае есть основания опасаться, что это хоть как-то связано с поклонением идолам [так, к примеру, запрещено выбривать голову по сторонам и оставлять длинную челку по середине, с другой стороны, разрешено врачу носить белый халат – чтобы всем было ясно, что он врач]. И об этом повелевает Тора (Ваикра 18, 3): «…и по их обычаям не ходите».
Исторические корни новогодней елки
Если покопаемся в корнях обычая ставить новогоднюю елку, обнаружим, что обычай ставить ёлку восходит к язычеству. Языческие народы помещали зимой дома различные деревья, что символизировало продолжение жизни — даже в зимнее время. Римская мозаика, найденная в Тунисе, изображает римского бога Диониса, держащего в руке ветку хвойного дерева — знак жизни. С приходом христианства этот обычай стал христианским и символизирует, по христианским верованиям, вечность их бога.
Вывод
Из приведенного выше проясняется, что, согласно законам Торы, запрещено еврею ставить ёлку в своем доме (или в своем офисе и т.п.) на нееврейский новый год.
Более того, в Мишне Бруре (494:10) приводится мнение Виленского Гаона, который запрещает приносить домой растения на праздник Шавуот, поскольку это чем-то напоминает новогоднюю ёлку. Из этого мы видим, насколько следует отдаляться от всего, связанного с новогодней ёлкой.
2015-10-16 21:23:50
... старшими современниками, мудрецами Мишны, в то время ... себе оспаривать мнения Мишны, но только ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Рав возвратился в Вавилонию; с его приходом началась новая эпоха в жизни общин изгнания
Раби Аба бар Ибо (Рав), (3935-4007 /175-247/ гг.) — глава евреев Вавилонии; основатель ешивы в Суре, ставшей новым центром изучения Торы.
Современники называли его почетным титулом «Рав», поскольку он был Равом (наставником) всех евреев изгнания (слово «рав» — арамейский аналог еврейского слова «раби»).
Рав происходил из рода Шимы, брата царя Давида; его отец, раби Ибо, был родным братом р. Хии (см.).
Родился в Вавилонии, изучал Тору у р. Хии, а затем вместе с ним переехал в Землю Израиля. Впос
ледствии р. Хия ввел своего ученика в ешиву р. Йеуды Анаси, главы Санхедрина (Седер адорот).
Раби Йоханан (см.), великий составитель Иерусалимского Талмуда, вспоминал, что, когда он вместе с Равом учился в ешиве р. Йеуды Анаси, Рав «во всем превосходил остальных» — и в познании Торы, и в благочестии (Хулин 54а; Раши). По свидетельству р. Йоханана, алахические дискуссии между р. Йеудой Анаси и сидевшим прямо перед ним Равом проходили на таком высоком уровне, что многие ученики, и среди них сам р. Йоханан, не могли даже проследить за ходом их рассуждений — «казалось, что огненные метеоры пролетают от Рава к Раби и от Раби к Раву» (там же 137б).
Рав принимал участие в заседаниях Санхедрина, возглавляемого р. Йеудой Анаси, и его мнение учитывалось при подсчете голосов (Гитин 59а).
Как и его учитель р. Хия, Рав стал связующим звеном между двумя эпохами — он на равных дискутировал со своими старшими современниками, мудрецами Мишны, в то время, как другие ученые его поколения уже не позволяли себе оспаривать мнения Мишны, но только всесторонне обсуждали их и старались верно истолковать (Эрувин 50б, Хулин 122б и др.).
В 3979 (219) г., еще при жизни р. Йеуды Анаси, Рав возвратился в Вавилонию; с его приходом началась новая эпоха в жизни общин изгнания. Организованная им по образцу знаменитых ешив Израиля ешива в г. Суре привлекала тысячи учеников со всей Вавилонии (Ктубот 106а; Седер адорот). Ближайшими учениками Рава стали рав Уна (см.), рав Йеуда (см.), р. Нахман (см.) и другие лидеры следующего поколения мудрецов Вавилонии.
На протяжении восьми веков ешива, основанная Равом на берегу Сурского озера, оставалась одним из важнейших духовных центров всего еврейского мира (Седер адорот).
Когда в 4007 (247) году Рав ушел из жизни, евреи Вавилонии соблюдали законы траура по нему в течение 12 месяцев (Шабат 110а).
Кабалисты указывают, что новым воплощением души Рава через много поколений стал великий комментатор Торы Раши (см.) (Седер адорот).
С разрешения издательства Швут Ами
Этот материал входит в цикл «Еврейские мудрецы»
<< первый материал цикла Раби Натан Абавли< предыдущий материал цикла Раби Ошая бар Хама|следующий материал цикла >последний материал цикла >>
2015-09-23 00:37:43
... современниками — мудрецами Мишны (Бава меция 5а ... вошедшие в кодекс Мишны, — и как ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Раби Хия стал ближайшим сотрудником р. Йегуды в изучении Торы и постоянным оппонентом. Алахические дискуссии между ними приведены в целом ряде трактатов Талмуда
Раби Хия (в Иерусалимском Талмуде назван «раби Хия Агадоль») — ближайший ученик р. Йеуды Анаси; собиратель и редактор барайт, составивших основу Талмуда.
Происходил из рода Шимы, брата царя Давида (Ктубот 62б).
Родился в Вавилонии, недалеко от г. Суры (Санхедрин 5а). Переехал в Землю Израиляуже зрелым знатоком Торы, с женой и двумя взрослыми сыновьями (Седер адорот).
В Талмуде сказано: «В древности, когда Тора стала забываться в Земле Израиля, пришел Эзра из Вавилона и вознес ее на прежнюю высоту. Когда Тора снова стала забываться в народе, пришел Гилель из Вавилона и вознес ее на прежнюю высоту. Снова стала забываться — пришли раби Хия и его сыновья и подняли Тору на прежнюю высоту» (Сукка 20а).
Совершенствовался в постижении Торы вместе с р. Йеудой Анаси, главой Санхедрина. Раби Хия стал талмид-хавером р. Йеуды — его ближайшим сотрудником в изучении Торы и постоянным оппонентом: алахические дискуссии между ними приведены в целом ряде трактатов Талмуда (Нида 14б, ИТ Пеа 8:4; см. Седер адорот).
Раби Хия явился связующим звеном между двумя эпохами: он на равных спорил со своими старшими современниками — мудрецами Мишны (Бава меция 5а), и вместе с тем Талмуд приводит его законодательную полемику с мудрецами новой эпохи.
Раби Хия и его ученик р. Ошая (см.) собрали и отредактировали многочисленные барайты — законы, не вошедшие в кодекс Мишны, — и как утверждается в Талмуде (Хулин 141аб), абсолютным авторитетом и достоверностью обладают лишь те барайты, которые отредактированы ими. По ряду мнений (Рамбам, Предисловие к разделу Зераим; Абарбанель, Предисловие к Нахалат авот), р. Хия и р. Ошая завершили также составление Тосефты.
Ближайшим учеником р. Хии был Рав (см.), глава мудрецов Вавилонии (Хулин 110а). Талмуд говорит: «Раби был гигантом своего поколения, а раби Хия дорос до его плеча; раби Хия был гигантом своего поколения, а Рав дорос до его плеча» (Нида 24б).
В мидраше раби Хия назван «великим и святым человеком» (Берешит раба 33:3) — он был настолько праведен, что в течение многих лет ангел смерти не мог даже приблизиться к нему. В Талмуде рассказывается, что однажды ангел смерти облачился в покровы бедняка и, постучавшись в дверь р. Хии, жалобно попросил: «Вынеси мне хлеба!». Р. Хия поспешил выполнить его просьбу. Сказал ему ангел смерти: «Если ты уж так сострадателен к беднякам, почему ты не жалеешь меня — ведь я уже столько лет не могу выполнить свое поручение». И Р. Хия сжалился над ним (Моэд катан 28а).
Он похоронен в Тверии, у ворот старого города; в той же пещере, справа и слева от него, погребены его сыновья — Йеуда и Хизкия (Седер адорот).