«И это законы, которые ты положишь перед ними (обучишь им евреев)»
(Шмот 21:1)
На обычном уровне толкования Торы — «пшат» (есть четыре основных уровня комментирования Торы — пшат, рэмез, драш и сод) — тут имеются в виду законы, которым Моше был обязан обучить евреев. Однако на уровне сод (тайна) в этих законах открываются нам правила, по которым перевоплощаются души людей. Зоар (2-ая часть, стр. 94а) поясняет, на какие глубокие тайны правил перевоплощения душ намекает каждое слово начала нашей недельной главы.
Что же такое перевоплощение душ , и для чего оно нужно? Постараемся вкратце ответить на этот вопрос, так, чтобы у читателя было какое-то представление об этом.
Рамхаль в книге «Путь Творца» (1-ая часть, 2-ая глава) пишет, что «целью творения было воздать от Блага Творца другим». Далее Рамхаль пишет, что для полноценного осуществления этой цели необходимо, чтобы человек заработал это благо именно своими добрыми делами. Но Адам, а также большинство его потомков не пошли по верному пути, осуществляя цель создания и приближаясь к Творцу с помощью добрых дел, а, наоборот, грешили и тем самым отдалялись от Него всё больше и больше. Творец же, желая, несмотря ни на что, привести человека к полному исправлению, создал возможность «очищения» для души человека посредством двух основных путей: ад и переселение душ.
Ад, на иврите – геином, можно уподобить прачечной, в которой подвергаются «стирке» все души, попадающие туда. С помощью мук, которые душа терпит в аду, она очищается от всех грехов. После этого душа «переселяется» в рай и ждёт, когда она удостоится соединиться с телом во время воскрешения из мёртвых. Второй способ очищения состоит в том, что душе предоставляется ещё одна попытка исправить грехи и приобрести новые заслуги путём выполнения заповедей Творца. Это происходит путём перевоплощения души в новое тело.
Переселение душ является очень глубокой анhагой (способ управления миром), посредством которой Всевышний руководит миром и ведёт его к окончательному исправлению. Комментируя вышеупомянутую часть книги Зоар, Рамхаль пишет так: «Знай, что эта глава (имеется в виду часть из книги Зоар, говорящая о перевоплощении душ) является одним из самых глубоких секретов мудрости, и об этом много сказано в книге «Тикуней Зоар», поскольку главная часть анhаги связана с перевоплощением душ». Из слов Рамхаля следует, что перевоплощение душ совсем не такое «простое явление», как может показаться на первый взгляд. Рав Хаим Виталь посвятил вопросам реинкарнации целую книгу – «Врата реинкарнации».
Реинкарнация объясняет нам, почему есть праведники, которые, несмотря на свою праведность, страдают. Зоар приводит, что на вопрос Моше, почему есть страдающие праведники, Творец ответил, что страдающие праведники страдают за грехи, совершенные ими в прошлом перевоплощении. Конечно же, на страдания праведников есть у Творца различные причины, однако из слов Зоара видно, что их грехи в прошлом перевоплощении являются главной причиной.
2017-02-22 16:58:37
«Бедного не уважь в тяжбе его» (Шмот 23:3). + развернуть текст сохранённая копия
«Бедного не уважь в тяжбе его» (Шмот 23:3).
Раши в своём комментарии к этому стиху пишет: «Не оказывай ему уважения, решая дело в его пользу и говоря себе: он бедняк, решу дело в его пользу и уважу [таким образом] его». Т.е., Всевышний требует от судьи справедливого суда: судья должен выносить только справедливые решения (не «дискриминируя» ни одну из сторон, в данном случае, по социальному признаку). В другом месте Тора уже запретила искажать суд (недельная глава Шофтим, Дварим 16:19): «Не криви судом, не лицеприятствуй и не бери мзды…». Стих в нашей недельной главе учит, что даже если судья хочет решить дело в пользу бедного несправедливо из «лучших побуждений» (например, судье жаль бедняка, несчастного человека, пришедшего к нему с тяжбой, и он хочет решить дело в его пользу, чтобы тот обрёл достоинство), это делать запрещено. Потому что желание Торы — чтобы евреи всегда были привержены истине и справедливости, как сказано в главе Шофтим (там же, 20): «справедливости, справедливости ищи…».
Есть ещё один стих, который запрещает кривить судом даже из «лучших побуждений». Это стих в недельной главе Кдошим (Вайикра 19:15): «Не делайте неправды на суде; не будь снисходителен к нищему и не угождай лицу великому: по правде суди ближнего твоего». Комментирует Раши: «Не будь снисходителен к нищему — чтобы не сказал судья: “Это бедняк, и богатый обязан давать ему пропитание. Решу дело в его пользу, и будет ему пропитание без унижения”. …и не угождай лицу великому — чтобы не сказал ты [судья]: “Это богач, это сын больших людей, как я опозорю его и увижу его позор? За это можно и поплатиться”. Поэтому сказано: “…и не угождай лицу великому”».
Талмуд в трактате Санедрин (6а) обучает нас, как должен вести себя праведный судья, когда видит, что бедняк проигрывает дело. Сказано в Талмуде: судья должен вынести справедливое решение — этот бедняк обязан заплатить другой стороне то, что причитается. Но затем желательно, чтобы судья поступил с бедняком милосердно: уплатил бы вместо него. Талмуд добавляет, что так поступал царь Давид, это следует из стиха в книге Шмуэль (II, 8:15): «…и вершил Давид суд и милость всему народу своему». Когда Давид судил свой народ, он, тем самым, вершил справедливый суд, а когда видел, что бедняк проигрывает тяжбу, он сам платил противоположной стороне и, тем самым, он творил милость.
Пишет Рамбам (законы Санедрина, 21:7): «Запрещено судье слушать показания одного из судящихся прежде, чем придет второй судящийся, или в его отсутствие. Даже одно слово запрещено, как сказано: «Выслушивайте братьев ваших и судите справедливо, каждого с братом его…». А тот (судья), кто слушает лишь одного, нарушает запрещающую заповедь, как сказано: «Не разноси пустого слуха»».
Также запрещено одному из тяжущихся высказывать свои аргументы и утверждения судье в то время, когда вторая сторона не присутствует. В Талмуде (Сота, 21б) такой человек называется «хитрым негодяем». Поясняет Раши, что его хитрость заключается в том, что утверждения одной стороны, будучи высказанными, настолько входят в сердце судьи, что он уже не в состоянии услышать доводы другой стороны.
Интересно, что, по мнению Зоара (Вайешев, стр. 179 б), йецер а-ра (дурное начало) является таким «хитрым негодяем». Ведь он приходит к человеку сразу же после его рождения — задолго до прихода йецер а-тов (хорошего начала), появляющегося только в возрасте 13 лет, и сразу же начинает изъявлять свои утверждения: «Радуйся, юнец, молодости своей, и да веселит тебя сердце твое в дни юности твоей, и иди, куда ведут тебя сердце твое и видение очей твоих» (Коэлет 11:9), «Будем есть и пить, ведь завтра умрём» (Йешаяу 22:13). Человек настолько привыкает к этим утверждениям, что они кажутся ему абсолютно неоспоримыми, и, когда приходит хорошее начало, он даже не прислушается к его доводам.
Зоар говорит, что йецер а-ра называется в книге Коэлет (4:13) «старым и глупым царём». Он глуп, поскольку все его утверждения абсурдны, однако сила его в его «старости»: своими утверждениями он опередил йецер а-тов на 13 лет, и за счёт этого опережения он царит над человеком все годы жизни его. Единственная возможность распознать глупость утверждений йецер а-ра существует только у того, кто периодически оставляет себе свободное время задуматься о цели своего существования в этом мире и прислушаться к утверждениям йецер а-тов.
И взял он книгу завета, и прочитал вслух народу, и сказали они: Все, что говорил Господь исполним и будем слушать
И взял Моше кровь и окропил народ, и сказал: Вот кровь завета, который заключил Господь с вами о соблюдении всех законов этих.
Сегодня мы еще лучше осознаем, зачем приносилась кровь жертв за грех. Почему необходимо было пролитие крови при служении в скинии и храме? Нельзя ли было обойтись без крови? Сегодня многие приписывают крови Мессии некое мистическое значение, подобно "святой" воде, оберегу или амулету. Некоторые верующие говорят, что, будучи омыты кровью Мессии, они обретают безопасность, победу и стяжают различные благословения. Рассмотрим, для чего применялась кровь во времена Мошэ. Из текста Торы становится очевидным, что кровь завета была необходима для соблюдения законов, т. е. условий завета. Итак, кровь завета скрепляла договор между Всевышним и человеком или народом. На иврите фраза כָּרַת הַבְּרִית (карат абэрит) - заключить завет, буквально переводится, как рассекать (резать) завет. Это значит, что при заключении завета рассекалось невинное животное, кровь которого скрепляла договор. Такой механизм заключения завета был напоминанием о серьезности обещаний, данных каждой из сторон. Нарушение условий договора влекло за собой смерть нарушителя. Потому при заключении завета с Всевышним была необходима чистая, эквивалентная жертва, которая дала бы возможность очистить человеческую душу от порочной совести.
Кровь очищает душу.
В книге Левит говорится: Потому что душа тела в крови, и Я назначил ее вам для жертвенника, чтобы очищать (כָּפַר — покрывать, очищать, аннулировать) души ваши, ибо кровь сия душу очищает; (Лев.17:11)
В глазах Всевышнего принесение законной жертвы оправдывает человека, очищает его душу. Это свидетельствовало об осознании ужаса греха (беззаконий) и о стремлении совершить тшуву (покаяться). Эти признаки свидетельствовали о кардинальном изменении мотивов сердца. Только душа, осознающая свое преступление и желающая искренно измениться, получает покрытие преступления. Процесс приготовления и принесения жертвы за грех подготавливал душу человека к необходимым внутренним изменениям. Принесение жертвы за грех без покаяния и осознания условий завета приносит душе больше вреда, чем пользы. О подобной таргедии пророчествовал Исаия:
11 К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу.
12 Когда вы приходите являться пред лице Мое, кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои?
13 Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие - и празднование!
(Ис.1:11-13)
Пророк описывает обыденное состояние верующих своего времени, которое очень легко применить к современным верующим, которые воспринимают жертву, заповеди, Божьи праздники, как некую повинность и обузу. Душа подобных людей совершала формальное служение перед Всевышним. Из-за такого подхода возникают иллюзорные, формальные отношения с Господом Израиля. Ты можешь петь и даже радоваться перед Ним, но быть исполнителем своей воли, а не Его, а это в свою очередь ведет к беззаконию и ложному празднованию. Душа начинает очищаться с момента осознания преступления перед Всевышним.
Кровь для оставления грехов.
Виновный искал чистую, живую душу, которая не участвовала в его грехах. Подобно тому, как животные не могли совершить человеческих грехов, так и Мессия не соприкасался с беззаконием человеческой души. Виновный приводил жертву перед Господом и отдавал ее на смерть вместо себя, чтобы иметь возможность восстановить завет с Всевышним. Невинный умирал для того, чтобы другой имел возможность проявить верность в соблюдении завета. Только осознавший свои преступления и желавший их исправить мог принести угодную жертву, которая очищала бы душу перед Всевышним. Мессия ясно дал понять, в каком случае Его кровь становится действенной в жизни верующего.
28 ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов.(Матф.26:28)
Кто не стремится соблюдать завет, для того уже не остается жертвы за грех. Мессия принес Себя в жертву ради нашей осознанной искренней тшувы (покаяния). Его кровь излилась для оставления грехов, т. е. ради нашей праведной жизни в контексте заповедей.
По-другому можно сказать так: кровь завета действенна только в случае решимости оставить беззакония. Кровь изливалась только для оставления грехов. Невиновная душа страдала и умирала вместо виновного, желавшего восстановить завет, чтобы соблюсти его, а не нарушить. Поэтому рав.Йоханан учил:
4 Всякий, кто продолжает грешить, нарушает Тору, по сути, грех - это нарушение Торы.
5 Вы знаете, что он явился, чтобы удалить грехи, и что в нём нет греха.
6 Потому никто, находясь в союзе с ним, не может по-прежнему грешить; всякий, кто продолжает грешить, не видел его и не познал его.
7 Дети, не позволяйте никому обманывать себя. Только тот, кто поступает праведно, праведен, подобно тому, как праведен Бог.
8 Тот же, кто грешит, от Противника, поскольку с самого начала Противник грешил. Именно поэтому пришёл Сын Божий, чтобы разрушить дела Противника.
9 Никто из тех, чьим Отцом является Бог, не грешит, так как в нём находится семя, посаженное Богом. То есть он не может грешить, потому что Бог является ему Отцом.
10 Вот как можно отличить Божьих детей от детей Противника: тот, кто не поступает праведно, не от Бога. Подобно этому, всякий, не любящий своего брата, не от Бога.
(Н.З. Д.Штерн 1Иоан.3:4-10)
Исполнение заповеди во имя Божье.
Иешуа умер за то, чтобы мы имели доступ к заповедям для их исполнения во имя Божье. Соблюдение заповеди ради прославления себя — это уже несоблюдение. Исполнение заповеди ради своего успеха, безопасности — это уже не завет, а поиск своей выгоды. Господь заранее говорит о приготовленной награде, которая кроется в соблюдении завета. Все благословения становятся частью нашей жизни, если верующий исполняет заповеди ради приобщения к Мессии. Когда нарушаются заповеди завета, то отменяется действие жертвы. Можно провозглашать, что кровь Мессии пролита за мои грехи, но это не будет иметь никакого значения, если сознательно нарушается завет, и не прилагаются усилия ради его исполнения. Рав. Шауль очень ясно отрезвляет нас по этому поводу.
26 Ведь если мы сознательно продолжаем грешить после того, как получили знание об истине, не остаётся более никакой жертвы за грехи,
27 а только вселяющее ужас ожидание Суда, яростного огня, который пожрёт врагов.
28 Тот, кто пренебрегает Торой Моше, безжалостно предаётся смерти на основании слов двух или трёх свидетелей.
29 Представьте, насколько более тяжким будет наказание для того, кто попирает Божьего Сына; кто не относится с должным почтением к крови договора, наделившей его святостью; кто оскорбляет Духа, дарующего Божье благоволение!
30 Ибо мы знаем Того, Кто сказал: Я несу ответственность за мщение, Я воздам, и ещё: Адонай будет судить Свой народ.
31 Страшно попасть в руки живого Бога! (Н.З. Д.Штерн Евр.10:26-31)
К большому сожалению, современный ортодоксальный иудаизм, отвергнув Мессию Иешуа, остался без возможности очищать души через предписанную Торой кровь завета. Кровь завета заменена щедрыми дарами и добрыми делами, которые не могут покрыть наших преступлений. Согласно завету, заключенному с народом Израиля, только кровь страдающего Мессии может очистить душу перед Всевышним. В этой связи, на основании исследования Торы рав. Шауль говорит: Да и все почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения. (Евр.9:22)
Язык Торы невозможно адекватно перевести. Это обуславливается, кроме всего прочего, тем, что каждое её слово исполнено столь глубокого смысла, что без комментариев не воспринимаемо. Посему каждый из нас, соприкасаясь с переводом Пятикнижия на русский язык, должен отдавать себе отчёт, что встретил более или менее точный пересказ её содержания -- не более, поскольку любой добросовестный переводчик обязан сделать переведённый текст удобочитаемым, а следовательно неадекватным. Недаром в память о Септуагинте – вынужденно недоброкачественном, хотя и чудесном (в самом прямом смысле) переводе Торы, который сделали по приказанию греко-е гипетского царя семьдесят два мудреца, -- установлен пост 10 тевета.
Это предисловие потребовалось нам, чтобы читатель не слишком сурово отнёсся к следующему упущению (опущению!) переводчиков. В одном из переводов недельной главы «Мишпатим» на русский язык сказано:
«Ни вдовы никакой, ни сироты не притесняйте. Если кого-либо из них ты будешь притеснять, то, когда возопит он ко Мне, услышу Я вопль его…» (Шмот, 22:21--22).
Буквальный же перевод 22-го предложения звучит так:
«Если кого-либо из них ты, притесняя, притеснять будешь, то, когда, вопя, возопит он ко Мне, слыша, услышу Я вопль его…»
Странное удвоение, никак не могущее стать частью «адекватного» русского текста. Но за этим удвоением в ивритском оригинале стоят глубокий философский смысл и даже тонкий психологический изыск. Говорят наши мудрецы, что, обижая (не дай Б-г) сироту или вдову, мы дважды ущемляем их. Сначала они плачут из-за нанесённой обиды. А потом -- из-за острого ощущения нехватки естественного защитника. Ведь если бы был жив отец (муж), разве кто-нибудь посмел бы так себя вести по отношению к ним.
Удвоение «слыша, услышу» означает, по мнению мудрецов, означает двойное наказание, полагающееся обидчику сироты, вдовы даже в этом мире. Вопреки общему правилу, по которому наказание -- это функция мира Истины, в этом случае наказание полагается и в этом мире тоже.
Мораль: следует быть предельно осторожным не только в своих поступках, но и в словах и даже (очень желательно) в мыслях.