О Савонлинне, опере и о любви. Второе отделение.
2012-03-07 23:12:53
У женского хора шарфики со скандинавскими орнаментами & ...
+ развернуть текст сохранённая копия
У женского хора шарфики со скандинавскими орнаментами – очень необычно.
И снова Кристиан Могосан. А ведь говорила, что не люблю теноров. Но когда талант и мастерство столько велико, то перестаёшь анализировать – тенор, баритон, бас… Просто слышишь голос и он завораживает, отключает от окружающего мира, переносит совершенно в другую реальность.
В Интернете о нём пока ещё почти ничего нет, но мне удалось найти запись как раз арии Канио – обязательно послушайте! Для того, чтобы понять, насколько оно великолепно, вовсе не обязательно быть знатоком оперного искусства.
Вагнер. Ещё одно удивительное для меня открытие – музыка Вагнера настолько «моё», что может восприниматься мною как фоновая. Это как воздух – его не видишь, но им дышишь.
Баритон чудный – Матиас Тоси. Он слился с музыкой, это удивительно и прекрасно. Но родился этот аргентинец определённо для того, чтобы быть Эскамильо. Именно в куплетах Тореадора певец проявился наиболее ярко. Но все три образа (он пел Вагнера, Гуно и Бойто) были очень чётко прочерчены актёрски. Никакого самолюбования, а именно привлечение внимания к герою, чьим голосом артист поёт в той или иной арии. Такие разные партии, такие разные образы. Интересно, а есть что-нибудь, что ему не под силу? Язык тела, надо сказать, не хуже голоса. В таких влюбляются с первого взгляда.
Вне заявленной программы вдруг зазвучала ария Маргариты с жемчугами (сцена из «Фауста» Гуно). Как-то вдруг подумалось, что очень мюзикловый номер получился – странные ассоциации, не так ли? Возможно, дело в тембре и характере исполнения – не знаю. Я эту музыку от первой до последней ноты наизусть знаю, раз сто, наверно, прежде слышала, но никогда такое сравнение в голову не приходило. Видимо, это был вечер моих музыкальных открытий.
Как хорошо писать не для официальных СМИ, а просто так, потому что этого хочушь. Сейчас я не обязана учитывать концепцию издания или мнение редакции - сама себе редактор и издатель. Я не пишу статью - я просто беседую с вами. И хочу, чтобы вам это было интересно.
Вечер был прекрасный. И если ещё недавно я только задумывалась о том, не поехать ли летом в Савонлинну на оперный фестиваль, то теперь я решила – ехать обязательно. Но о том, что из себя представляет Савонлинна, я напишу не летом, а уже буквально через несколько дней. Потому что мы решили завтра туда поехать!
P.S. Только что набрала в Гугле "Кристиан Могосан". Моя статья на третьей строчке. Надеюсь, любителям оперного искусства будет интересно!
На фотографии Матиас Тоси
Тэги: записка, искусство, кристиан, культура, матиас, могасан, оперный, путешественница, путешествие, савонлинна, савонлинне, творчество,театр,, тоси, фестиваль, финляндия
О Савонлинне, опере и о любви. Первое отделение.
2012-03-07 17:53:36
В Михайловском театре состоялся концерт, посвящённый 100- ...
+ развернуть текст сохранённая копия
В Михайловском театре состоялся концерт, посвящённый 100-летию оперного фестиваля в Савонлинне. Редкая возможность услышать артистов фестивальной программы прямо здесь, в Петербурге. Я традиционно пишу о собственных впечатлениях от концерта и артистах – сумбурно и эмоционально окрашено, а все подробности о фестивале и его программу можно посмотреть на сайте фестиваля www.operafestival.fi
Считается, что уровень исполнения произведений оркестром зависит от дирижёра и с этим не согласиться сложно. Однако если дирижёр из Финляндии, а оркестр из Петербурга, то есть основания предположить, что количество совместных репетиций было недостаточным. Иначе как объяснить откровенный музыкальный ляп у духовых буквально в первых же тактах «Исиды и Осириса» (хор из «Волшебной флейты» Моцарта) – гармонически простой, наполненный консонансами хор. Хоровое исполнение, надо сказать, было безупречным, хотя сама музыка не относится к моей любимой: отдавая дань гению Моцарта, я всё же считаю, что хоровые произведения не самые сильные из всего его творчества. «Реквием», конечно, исключение – он гениален. Кто-то упрекнёт меня, возможно – как же так, великого Моцарта критиковать? Хочу напомнить, что я не критикую, а лишь высказываю своё отношение, даю личностно-окрашенную оценку. Ведь невозможно любить всю музыку одинаково.
Все оперы в рамках Савонлиннского фестиваля исполняются на языке оригинала – это правильно. Ведь в мелодике речи заключён смысл не меньший, чем в музыкальной мелодии. Конечно, артистам приходится нелегко – выучить и с пониманием исполнить партии на русском и итальянском, на финском и немецком – это ой как нелегко! Но оно того стоит.
Неожиданным и приятным открытием стала для меня музыка современного финского композитора Аулиса Саллинена, в творчестве которого скандинавские интонации и современные музыкальные тенденции сосуществуют наряду с традициями классической оперной музыки. Как приятно чувствовать хорошее музыкальное образование и руку мастера!
Арию из оперы Саллинена «Всадник» исполнила Миина-Лииса Вяреля. Хорошо исполнила, но, на мой взгляд, звучание было чересчур объёмным. Выглядела она совершенно удивительно – такой белой женщины я ещё никогда не видела. Я по сравнению с ней просто представитель негроидной расы.
Верди, монолог Филиппа (опера «Дон Карлос»). Эх, любил же мой самый любимый композитор самоцитированием заниматься! Найдёт красивый ход и давай его из оперы в оперу. Вспомните фрагмент второго действия «Травиаты» и вступление к монологу Филиппа. Даже я могу на первых тактах перепутать.
Исполнял седой красивый дяденька Яакко Рюхянен, он же пел и Годунова (по-русски, разумеется). Прекрасный королевский тембр и типаж, но в голосе чувствовалась усталость. Бас, но с хорошим баритональным верхом. И мужчина красивый. Поймала себя на том, что замечаю теперь красоту только мужчин зрелых, седых, мудростью во взгляде и чуть тяжёлой поступью. Так что мой любимый муж в моих глазах с каждым годом, с каждым седым волосом и новой морщинкой будет становится всё прекрасней!
Сколько лет слушаю Пуччини, но впервые обратила внимание на то, как много у него натурального минора – большие секунды так и сыпятся одна за другой – прислушайтесь к «Турандот», например. Певицу Чиллу Борош было слушать тяжеловато. Почему – не поняла. Надо послушать ещё. Большой красивый голос, большая красивая женщина, но на душу как-то не легло.
А в заключении первого отделения было нечто потрясающее. «Паяцев» (опера Руджеро Леонкавалло) полностью на сцене я слышала лишь дважды – в исполнении артистов Рижского оперного театра, приезжавшего на гастроли в Петербург в конце восьмидесятых или начале девяностых – точно уже не помню. Арию Канио, разумеется, слушала много-много раз – это очень популярное для концертных программ произведение. Но такого прекрасного Канио, как вчера я не слышала никогда – да простит меня Карузо со всеми его записями! Кажется, я поняла, что спектакль для нашего летнего посещения Савонлинны буду выбирать именно по исполнителям, а не по репертуару. Кристиан Могосан - запомните имя этого тенора.
Продолжение следует, а сейчас - антракт.
На фотографии тенор Кристиан Могосан
Тэги: беседа, борош, верди, ириной, искусство, конкурс, кристиан, культура, леокавалло, матиас, могасан, музыкальный, опера, оперный, паяц, руджеро, рюхянен, савонлинне, творчество,театр,, тоси, фестиваль, чилла, яакко