Автор: M. Bruk
14.10.2014 12:01
Начиная с праздника Симхат Тора, мы снова входим в очередной цикл изучения Торы. Тора — это особый текст, и к нему нужен особый подход.В древности еврейские мудрецы разработали четырехуровневую систему толкования- комментирования — интерпретации текстов, сюжетов и смыслов Торы. Благодаря этой системе удалось развернуть Тору в необъятное пространство идей.
Тора и другие народыОтметим, что, когда возникло христианство, оно взяло в свою систему (под названием Ветхий Завет) текст Торы и Танаха, но не захотело принять еврейскую систему толкований.
Мотивация христиан следующая: они верят, что текст Торы и Танаха дан Всевышним (или по крайней мере является вдохновленным Б-гом), а комментарии написаны людьми. И поэтому христиане доверяют Б-гу и как бы не доверяют людям (особенно с учетом того антагонизма, который был многие века между иудеями и христианами).
В современном мире возникла более продуктивная интерпретация христианского подхода. Мы говорим, что древний мир был менее развитым, и было решено, что неевреи получат доступ к собственно текстам Торы и Танаха, а систему комментариев им пока не дадут, так как они до нее «не доросли».
Сегодня наступило время, когда человечество должно подняться на более высокую ступень, и поэтому система еврейских комментариев начинает выходить на «большую арену», становясь доступной не только евреям, но и другим народам.
Тора и Украина сегодняОдин из шагов этого процесса стартует в Украине. Пинхас Полонский издает книги комментариев к Торе на русском языке (уже изданы комментарии к «Берешит» и «Шмот»). Вскоре эти книги будут изданы в Киеве для распространения среди заинтересованной части украинской нееврейской интеллигенции (включая группы православных верующих), которая с большим энтузиазмом заинтересовалась этими материалами.
Система ПаРДеСПаРДеС — это четырехуровневая система смыслов, но как цельное слово «пардес» означает «райский сад», и от него пошло слово paradise (рай).
Аббревиатура ПаРДеС расшифровывается как «пшат, ремез, драш, сод».
Подход ПаРДеС можно применить не только к Торе, но и к другим «одухотворенным» текстам.
Пшат — очевидные, заметные «невооруженным глазом» ресурсы, ситуации, вызовы, описание событий.
Ремез — намеки, например, подсказки из названий, совпадений, ассоциаций.
Пшат и ремез противоположны. Пшат не нужно доказывать из-за его очевидности. Ремез невозможно доказывать из-за его неформальности.
Драш — логические выводы, получаемые с помощью применения правил понятной логики к имеющимся посылам.
Драш отличается от пшата тем, что применяются логические цепочки, построение которых требует умения логического и аналитического мышления. В построениях возможны цепочки в несколько шагов, цепочки, опирающиеся на несколько исходных посылок. Это можно назвать многоходовым мышлением. Не каждый может свести несколько факторов в одну систему или провести более одного шага в мышлении.
Сод стартует из метафизических моделей, которые не вытекают из здравого смысла. Он напрямую связан со схемами каббалы.
Драш и сод также выглядят в определенном смысле противоположными.
Драш стартует из очевидной реальности и развивает идеи с помощью нетривиальных многоходовых логических построений. Сод стартует из метафизических реалий.
Можно образно сказать, что драш вырастает из земли, сод — из неба.
Драш можно доказать, предъявив применяемую цепочку рассуждений. Драш гораздо легче понять, следя за выстроенными цепочками. Еврейские мудрецы строили драшные цепочки, а ученики изучали готовые цепочки.
Сод невозможно доказать, но у сода есть уникальная особенность: он как бы позволяет дать «право голоса» душе, которая «резонирует» с уровнем сода. Когда утверждается что-то из жанра сода, у человека возникает внутреннее согласие с высказанной формулой, и это согласие отражает голос души.
Вместе с тем на сод может реагировать (бунтовать) земное сознание, которое не столько возражает выкладкам, сколько начинает вбрасывать земные (очевидные) факторы. Идет не столько спор, сколько попытка заглушить душу, уведя дискуссию от изучения сода в пространство пшата.
Для изучения сода ценно использовать жанр «голоса тонкой тишины», когда замолкает спорящий голос и наслаждается наша душа.
Индийские мудрецы о советском периоде нашей страны Почему нам важно мнение Индии?
Что у нас пишут об Индии в новостных лентах? Чаще всего это сообщения о том, что где-то в горах с большой высоты упал автобус с туристами или что в трущобах Дели орудует какая-нибудь ужасная секта. Индийские успехи или просто достойные дела почти никогда не привлекают внимания тех СМИ, которые живут однодневными сенсациями. Между тем Индия, занимающая седьмое место в мире по площади и второе место по численности населения, никогда не конфликтовавшая с нами, имеющая за спиной более 5000 лет богатейшей истории, в 2013 и 2014 годах:
1) запустила свой первый аппарат для изучения Марса,
2) провела уже четвертое за полгода испытание одноступенчатой жидкостной ракеты малой дальности на мобильной пусковой установке "Притхви-2" класса "земля- земля",
3) объявила об отказе сокращать импорт нефти из Ирана, вопреки принятым Евросоюзом и США санкциям против Тегерана,
4) приняла судебное решение по иску частного лица обязать 22 крупнейшие национальные и международные интернет-компании удалить большой объем "антирелигиозного контента" и многие "антисоциальные" материалы,
5) по требованию объединившихся религиозных организаций вопреки давлению Запада восстановила запрет на гомосексуализм,
6) более двух тысяч индийских адвокатов отказались представлять в суде интересы насильников, которые жестоко надругались над 23-летней индийской студенткой «потому что это было бы безнравственно» - шаг немыслимый ни на Западе, ни в современной России.
Эти факты и шесть моих поездок по Индии, где было множество незабываемых встреч с тамошними мудрецами, настоятелями ашрамов, философами, учеными, членами общин и различных партий, с правительственными чиновниками побудили меня написать эту статью.
Евразийцы считали влияние Востока на судьбу России в целом было куда более плодотворным, нежели влияние Запада. Так Батый, в отличии от тевтонцев и польских воевод, не покушался на нашу душу и веру. С кем бы я ни общался в Индии, все они в один голос говорили – не копируйте нас, идите своим русским путем, а мы готовы дать вам для этого свой импульс! Так говорит подлинный аутентичный Восток в отличие от суррогатного коммерческого «востока», сделанного на Западе. Да и сам я вовсе не сторонник копирования Россией чужого опыта. Я заинтересован в том, чтобы Россия в новых исторических условиях вновь нашла свой русский путь, которым шла в 19 и 20 веке.
О глубинном родстве индийской и русской духовной культуры писали самые разные авторы. Индия никогда не кичилась своей мудростью, хотя к ее мудрецам шли учиться философы Древней Греции и Рима. Давшая миру Будду, Шанкарачарью, Махатму Ганди, она не стеснялась учиться даже у завоевателей. Покоривший ее император Великих Моголов Акбар — национальный герой Индии. А освободивший страну от британского владычества мирным путем Махатма Ганди заявил, что мудрости ненасилия учился у Льва Толстого. Великий философ Вивекананда предсказывал России небывалый расцвет, обещав помощь ей со стороны Индии. Духовная организация «Миссия Рамакришны», до сих пор проводит конференции на тему высокой роли России в будущем возрождении мира. Русской духовной культурой весьма интересовался Рабиндранат Тагор. Как и Махатма Ганди, он поклонялся художественному гению и духовной мощи Льва Толстого.
Индусы никогда ни на кого не нападали, но сами неоднократно были оккупированы. Века им силой навязывали чужие для них культуры ислама и христианства. Но Индия осталась сама собой, бережно храня может самое, прекрасное произведение исламской архитектуры — Тадж Махал и сделав английский язык языком интернационального общения своего субконтинента, где жители говорят на многих языках.
В тяжелые для нас 90-е годы индусы поддерживали меня и моих товарищей пророчествами своих мудрецов, что России в ХХI веке предстоит великое будущее, что с возрождением нашей страны начнется Сатья Юга — Золотой век для народов всего мира.
Индия и фигура Рериха
Сегодня большую роль в культурном сотрудничестве Индии и России играет фигура великого русского живописца и мыслителя Николая Рериха. Критически принявший революцию, он под влиянием мудрецов Индии изменил это отношение и в 1926 году привез знаменитое Послание Махатм, где мировое значение Октябрьской революции оценивалась исключительно высоко. За это письмо Рериха ожесточённо критиковали и тогда и сейчас. Но даже президент России во время визитов в Индию всегда в положительной тональности говорит о фигуре Рериха, сблизившего две страны - имя художника открывает в Индии очень многие двери. Так было и раньше, когда художника тепло принимала индийская политическая и духовная элита, Тагор, Неру.
В Индии я неоднократно сталкивался с положительным отношением к Рериху. Оказавшись в городе Дарджилинг на границе с Тибетом, наша экспедиция решила посетить Институт Гималайских исследований и пришла туда без рекомендаций. Нас настороженно принял сам директор Института, полковник в военной форме. Но стоило нам произнести имя Николая Рериха, как сдержанность сменилась на самый дружественный тон. Он сказал нам важную фразу о стратегическом значении этого региона: «Кто владеет Гималаями, тот владеет миром». Я заметил, что большей частью гималайских восьмитысячников владеет Непал, не претендующий на мировое владычество и услышал в ответ: «Читайте Рериха».
Внимание к Рериху не ослабевает во всём мире, хотя бы потому, что большинство государств подписали Пакт Рериха о защите памятников культуры в случае войны. Все без исключения руководители СССР и сегодняшней России проявляли в разной степени интерес к имени Рериха. У нашей страны сегодня в мире не так много друзей. Если мы признаем важность Индии для нас как главного союзника и партнера в Южной Азии, то подвергать остракизму Рериха, сделавшего для сближения двух стран так много и высоко почитаемого в Индии в высшей степени неразумно и антигосударственно.
Какие идеи русской революции близки индусам?
Элементы советского опыта разные страны Востока успешно использовали в своей экономике и политике не только Индия. Даже наши геополитические оппоненты японцы, недоумевают- зачем мы разрушили Госплан? Советская плановая экономика близка им по духу, ведь Япония - единственное в мире государство, составившее план своего развития на 50(!) лет вперед и реально его выполняющее. При этом Япония открыто заимствовала советские научно-технические достижения. Целых три японских института изучали изобретательские народно-рационализаторские ноу-хау СССР, которые совершенно бесплатно выкладывались нашими энтузиастами на страницах ряда журнала «Техника молодежи». Само по себе это свидетельствует о косвенном признании эффективности советских научно-технических достижений.
Революция оказала огромное влияние на миры и народы Азии, помогла им сбросить колониальное иго, пробудила к жизни трудящиеся народные массы, заставила работодателей во всем мире учитывать социальные права работников. Ценой жестокости к собственному народу русская революция сделала остальной мир гуманнее.
Многие идеи в СССР - отрицание эгоизма, потребительства, мещанства, победа идеи над материальным, жертвенность русских и советских людей всегда была очень близка индусам, немалая часть которых поклоняется Шиве, согласно легендам ради спасения людей выпившим яд мира.
Одна из главных советских достижений, восхищавшее Индию - идея социальной справедливости. Для Индии, почитающей карму, справедливость - это воплощение божественных законов, которые постепенно сформировали искреннего, душевного, сердечного человека нового типа с альтруистическими установками, готового к постоянному труду во имя общего блага.
Индусы учились у СССР способности геополитически противостоять Западу. Сегодня голос Индии на международной арене внятен и весом. Индия в традиционной для нее мягкой форме отстаивает свои национальные интересы жестко и последовательно. Это касается и отношений с нами. Несколько лет назад Индия отказалась от сотрудничества с одним из российских телеканалов из-за обилия негатива, пошлости и чернухи, транслируемой им.
Индию притягивала к СССР народность советской власти, умевшей вовлекать нацию в крупные исторические проекты и выстроившей механизм ротации элит, позволявший ей привлекать к управлению страной талантливых людей из гущи народа. Индусы, увидев в советской системе проявление здорового народного демократизма начали борьбу с кастовой системой.
Индия, населенная большим количеством религиозно пестрых народов, этносов и народностей заимствовала опыт из нашей национальной политики, ликвидировавшей возможность превосходства одной нации над другой.
Особенно близкой Индии была государственная поддержка науки, культуры, образования, а также культ знания в СССР, который позволил нам быстро победить безграмотность и подняться к вершинам научных и культурных достижений. Индия усвоила подобный госпатернализм и добилась впечатляющих результатов в экономическом развитии.
За что Индия любит советских лидеров?
Индия в ХХ веке восхищалась нашими правителями - Лениным, Сталиным, Хрущевым, Косыгиным. Из современных политиков, кроме Путина и Зюганова, в Индии ценят даже эксцентричного Жириновского, разумеется, не за популистское обещание омыть сапоги наших солдат в Индийском океане, а за заявление, сделанное лидером ЛДПР еще в девяностые годы, видеть Индию в будущем приоритетным стратегическим и экономическим партнером в Азии. Высокую оценку индийские духовные лидеры (в частности Шри Мукти Ишвара Бхагаван) дали Владимиру Путину в 1999 году, когда он еще был премьером. Все это я узнал не из СМИ, но в личном общении.
Однажды я побывал на религиозном празднике в гималайской деревне. На помосте местные артисты разыгрывали сцены из жизни богов, а зрители им аплодировали. Но стоящий рядом со мной человек мрачно изрек:
— Невежество!
— Почему вы так считаете? — спросил я.
— А как назвать то, что происходит! Индия тысячи лет поклоняется своим небесным идолам и тысячи лет живет на земле в нищете, в безграмотности.
Я промолчал
- Рашен? — в свою очередь осведомился он и продолжил.
— Вот у вас комрид Ленин и комрид Сталин покончили с идолопоклонством. Страна сразу сделалась могучей и богатой.
Мне пришлось заметить моему собеседнику, который оказался секретарем местной ячейки компартии Индии, что могучими мы действительно в свое время были, но богатыми — едва ли…
— Потому что помогали колониальным странам, а не грабили их, — возразил мой собеседник.
Я не стал доказывать, что когда мы прекратили «помогать», наш народ стал еще беднее, чем в советские времена и поинтересовался, сколько членов партии в его ячейке?
— Семь, — ответил индус. — Немного, но мы пользуемся авторитетом.
Что мой собеседник не преувеличил влияние компартии в Индии, я имел возможность убедиться не однажды. Был свидетелем многолюдных демонстраций с красными знаменами и с портретами наших обоих «комридов». Однажды наша группа попала в дорожную пробку - путь перегородили бастовавшие коммунисты штата Бихар - внушительная группа людей с лозунгами, красными флагами. Я подошел к ним:
— Я руководитель русской культурной делегации. Очень прошу пропустить нас, поскольку мы торопимся на важную встречу.
— У нас тоже важные дела, — был ответ.
Тогда я достал подлинную справку, подписанную в нашем посольстве, удостоверявшую, что мы действительно являемся русской делегацией, прибывшей для налаживания сотрудничества между нашими странами с просьбой оказывать нам всяческое содействие в выполнении этой миссии.
Но и бумага не произвела впечатления.
— Помочь ничем не могу, — уперся пикетчик.
Пришлось пустить в ход другие аргументы:
— Я русский коммунист, сочувствую вашей борьбе, но зачем же обижать своих?
— Знаем мы таких «своих», вы теперь стали капиталистами, — был ответ.
Я достал из кармана свой старый партбилет. Пикетчик повертел в руках удостоверение с профилем Ленина на обложке, с моей фотографией, внимательно сличил изображение пятнадцатилетней давности с наличной внешностью комрида Ключникова, смягчился.
— Проезжайте!
В Калькутте, куда мы прибыли я рассказал о случившемся одному индусу и он ответил:
— Ничего удивительного, коммунисты у нас очень оживились, после того как коммунизм развалился у вас.
— За что же в Индии так любят наше прошлое?
— Правительство наше — за даровую помощь, которую ваша страна оказывала нашей промышленности, а беднота видит в Ленине некое подобие махатмы Ганди.
Что думают о религиозном смысле русского коммунизма индусы?
В лихие девяностые годы, когда Россия экономически и политически ушла из Индии, геополитический вакуум заполнили другие страны. Вначале это была Япония, основной спонсор индийского экономического чуда, потом Израиль и США. Билл Клинтон совершил визит в Индию в сопровождении более 2000 советников, бизнесменов, банкиров. Тем не менее, индусы продолжают любить нас и благодарить нас за прошлую помощь.
Индия, сумела использовать многие социалистические идеи более гуманно и мудро, нежели мы в том числе и потому, что в отличии от нас смогла увязать их с собственной религиозной традицией. В Гималаях мне пришлось выслушать религиозное обоснование живучести коммунистической идеи от монаха-буддиста.
— Европейское слово «коммунизм» происходит от слова «коммуна» — община. У буддистов, это слово весьма почитается, оно входит в три драгоценности буддизма: первая из которых Будда — учитель мудрого жизненного пути; вторая — дхарма — учение, помогающее обрести мудрость, и третья — сангха — община. Своим последователям Будда завещал постигать Нирвану индивидуально, а жить общиной, то есть всем вместе. Согласно учению Будды, эгоизм, торжество личных, а не общинных интересов, является тяжким препятствием на пути к Нирване.
— Нирвана и коммунизм, как это сочетается?— спросил я.
Монах улыбнулся:
— Когда вашему Иисусу Христу Понтий Пилат задал вопрос, что есть Истина, Христос, как вы знаете, не ответил. И Будда на вопрос, что такое Нирвана, промолчал. Потому что Истину и Нирвану не объяснишь словами, они достигаются трудами духа и рук человеческих. Но ведь и Иисус Христос завещал своим последователям жить общиной. Идея общины входит главной составной частью в основные мировые религии. Во всех монастырях члены живут на общинных началах.
— Но Будда не заповедал устанавливать общинные порядки насильственным путем, — заметил я.
— Конечно, он понимал, что насилие не может быть мудрым и долговечным, что все равно оно потерпит крах.
— Выходит, наш насильственный коммунистический путь был неправильным?
— Лучше сказать — иллюзорным. Но это была одной из самых плодотворных на земле иллюзий, продвигающей человечество к Истине.
— Разве иллюзия может быть плодотворной?
— Весь мир развивается путем смены иллюзий, иначе говоря путём смены невечных материальных форм, Сам Будда до озарения прошел через множество иллюзий и добровольных испытаний. Я надеюсь, что русские скоро осознают свои рыночные иллюзии и возвратятся к общинным началам.
— Наше правительство посчитало коммунистический эксперимент неудачным и поэтому вернулось к капиталистическим порядкам.
— Это, конечно, дело вашего правительства, но вы впали в еще более тяжкую иллюзию.
— Почему?
— Потому что иллюзии, как я уже говорил, бывают плодотворными, ведущими вперед, и заведомо ошибочными, тянущими людей назад..
— Значит, мы сейчас, по-вашему, находимся в полном тупике?
— Я вам такого не говорил. После всех революций происходит частичная реставрация прежнего строя. Вы в своё время забежали слишком вперёд, устанавливая в своей стране коммунистические порядки, теперь столь же усердно реставрируете порядки прежние. Да ещё и пользуетесь чужим, явно отработанным опытом. Но то, что сделали Ленин и Сталин вам уже никогда не перечеркнуть.
В заключение я спросил монаха, а что же делать нам сейчас?
— Думать и действовать по возможности в правильном направлении, то есть двигаться вперед, по пути совершенствования человека и развития общинных качеств, а не назад.
Капитализм ухудшает человеческую природу гораздо сильнее, чем самый плохой вариант социализма. Ищите возвращения на свой русский путь, усовершенствуйте Россию на национальных основах, включающих советские достижения.
В Дели я разговаривал о судьбах коммунистических идей с профессором Делийского университета.
— Дело не в том, что ваш коммунистический эксперимент был неправильным, он был закономерным этапом в развитии России и мира. Коммунистическая идея уходит корнями в очень далекое прошлое. Она была, есть и будет, потому что люди все равно придут к справедливому распределению благ, к ликвидации нищеты и невежества на всей планете. А ваш эксперимент хотя и был иллюзорным, то есть недолговечным, но принес много пользы миру и вам.
— В чем вы видите пользу?
— Она слишком очевидна. Под влиянием вашей революции капиталисты были вынуждены пойти на многие уступки рабочим, грабеж колониальных стран сделался не таким откровенным и наглым, как прежде. Благодаря вашему трудному опыту в мире прибавилось справедливости. Да и вы укрепили дух. Это был громадный шаг вперёд в мировой эволюции.
— Но наши либералы считают, что сама Россия от революции получила одни убытки.
— Это совсем не так. До революции Россия считалась четвертой пятой в мире державой по экономическому потенциалу, а после революции сделалась второй.. А по своей культуре, духу и героизму вы были впереди всех, даже несмотря на ваш атеизм.
Русские, приободритесь!
О наших проблемах я разговаривал с одним из самых выдающихся духовных лидеров Индии, уважаемом во всем мире святым Бабу Вирса Сингхом. Он дважды посещал Россию и вот его слова:
«Русские — прекрасный, любящий народ. Но страна ваша погрязла в нищете, страхе и давлении извне, так как вы бездействуете. Это жалкое состояние, Надобно пожалеть самих себя, поверить в свои способности. Приободритесь! Беритесь за дело смелей и трудитесь, не покладая рук. Вы — народ великой религиозной страны, Ваша страна — страна великих писателей и музыкантов. Она дала жизнь величайшим героям, исследователям, ученым, мудрецам. Их гены живут в вашей крови. Их души вглядываются в вас с небес: “Что случилось с русским народом?” Я слышу их голоса, голоса ваших предков. Откуда в вас это уныние? Воспряньте! Души ваших великих предков взывают к вам: “Пробудитесь! Превозмогите свое духовное обнищание!” В России будет лучше, чем сейчас. Самое плохое уже позади. И теперь хорошему предстоит расти, распускаться, как молодому цветку. Да, Россия будет процветать. Вы прошли уже большой путь. Многие страны и народы не достигли того, чем обладаете вы. Возможно, Господь уже услышал ваши просьбы. Радуйтесь! Если будет новая буря, она не сломит вас, ибо когда проносится ураган, не все деревья падают. И ваше дерево не упадет. Вас спасет любовь и все то, чем вы уже обладаете.
Радуйтесь! В Вашей стране утвердится религия, восторжествуют мир и покой».
Кому-то может показаться, что слова Бабаджи слишком оптимистичны, а советы абстрактны. Как приободриться преподавателю вуза, врачу, работнику культуры, который ощущает на своей шкуре все прелести вопиющей социальной несправедливости? Восстать в прямом смысле этого слова? Вряд ли Бабу Вирса Сингх имел в виду подобный поворот событий. Скорее речь шла о нахождении русского варианта «ахимсы» - ненасильственного сопротивления, которая помогла когда-то Индии освободиться от колониализма, о повышении социальной активности народа в отстаивании своих прав. В Индии люди, с одной стороны, молятся о приходе истинного правительства на выборах, а с другой стороны довольно активно борются за свои права через профсоюзы и забастовки. А власти там более, чем у нас прислушиваются к мнению своих духовных лидеров, поддерживающих справедливые требования народа: градус веры в индийском обществе намного выше нашего. Может быть нам поучиться у индусов именно этому качеству и подумать о том, чтобы использовать индийскую идею ахимсы в народных социальных целях, раз её сегодня пытаются брать на вооружение, разумеется извращая её до основания, даже идеологи оранжевых революций?
Я поэт и хочу завершить статью стихотворением:
Биас под нами прочертил излуку.
Вверху орел очерчивает круг.
Мы знали до сих пор одну Белуху,
А здесь мы видим сразу семь Белух.
Семь светлых глав на нас глядят бесстрастно:
— Зачем пришли? О чем несете весть?
Высокое безмолвие пространства
Нас просит не пятнать и пяди здесь.
— Вы праха горсть, вы — стебли чахлой травки
В сравнении с величьем этих гор.
— Пусть будет так. Но мы хотим на равных
Вести с тобой, Пространство, разговор.
— Мы не травинки и не пыль земная,
Которой безразлично где кружить.
В долину из далекого Алтая
Пришли мы мост надежды проложить.
Мы братья этих склонов темно-синих,
Свидетелей бесчисленных эпох.
Хребты Ариаварты и России,
В борьбе объединимся! С нами Бог!
Юрий Ключников
ertata