Шли, шли и снизошли
2014-09-19 17:54:33
Снисходительность. (От текстов в жанре конспект еще не устали?)
В городе Бялосток жил раби ...
+ развернуть текст сохранённая копия
Снисходительность. (От текстов в жанре конспект еще не устали?)
В городе Бялосток жил раби Шрага Файвель Франк, известный ученый и праведник.
Однажды богатый торговец попросил у него ссуду, большие деньги. Рав дал ему. Прошел срок выплаты – тот долг не вернул. Рав ничего ему не сказал.
Потом наступили тяжелые времена для раввина – и его жена пошла к тому богачу просить вернуть долг. Ибо его дела пошли в гору. Но тот грубо отказался – и еще нахамил.
Прошло еще два года. Торговец опять потерял много денег – и пришел взять новый долг у рава. И обещал вернуть в новый срок оба долга. Рав сказал, что они с женой подумают.
Тот ушел, а жена закричала: как можно доверять такому человеку? Он снова не вернет! Да еще нахамил ей!
Рав сказал: но так происходит с нами каждый раз перед Рош-Ашана, Новым годом: мы стоим перед Судом и просим милосердия. Хотим, чтобы нас простили за прегрешения, обещаем исправиться, серьезно уверенны, что постараемся.
Нам прощают. Но весь год мы снова ведем себя не лучшим образом. – И снова просим прощения перед очередным Новым годом.
Так и этот человек – он уверен, что исправился, ждет нашего прощения, надеется на нас.
Если мы так ведем себя с Всевышним – то так должны вести себя и с другими людьми.
И они решили дать ему новый долг.
**
Недельный раздел Ницавим. Дварим 29:9: "Атэм ницавим айом кульхэм лифнэ Ашем Элокэхэм, Вы все предстоите сегодня перед Всевышним, вашим Богом".
Раши: почему этот стих идет сразу за проклятиями? – Потому что евреи расстроились: кто с этим выстоит?
Моше успокоил их: вот, вы стоите перед Всевышним. Много против Него выступали, – но Он вас не уничтожил – ведь вы вот, стоите перед Ним!
Вывод: Он к вам снисходителен и прощает. Значит, и вы будьте к другим снисходительны и прощайте. Или: будь снисходителен к другим людям – как Всевышний снисходителен к еврейскому народу.
**
Таковы свойства Всевышнего! (Его проявления, атрибуты. Они проявляются, чтобы мы поступали так же.) Поэтому мы изучаем книги Танаха: вся история – это качества Всевышнего, которые Он проявил в наш адрес.
Мы бунтовали – он нас прощал. Мы Ему и Моше не верили – Он нас не наказывал. (Только в самые критические моменты – и далеко не всех.)
Он вел Себя с нами, как отец со своими любимыми детьми.
Так и мы должны себя вести, проявляя качества: милосердия, прощения, долготерпения, сдержанности и взаимопонимания. Не быть мстительным, подозрительным. Надо уметь делать добро даже тому, кто этого не заслужил.
Надо уметь прощать другим их ошибки – но не себе! Т.е., подходим к другим не с позиций строгого суда – но с позиции милосердия и прощения.
(И тут ничего нет от христианства, где надо любить врага. У нас из врага делают друга, а если он не делается другом, то от него удаляются: от злодея удались. Но ему не мстят и не радуются его падению.)
Это мера за меру: если мы прощаем других – небо нас простит за наши дела.
**
Это с видеоурока "Будь снисходителен".
А вот выводы того урока (можете проверить на слух)):
1. Лучше быть обиженным, чем обижать.
2. Если нас обидели – не отвечаем тем же – это зачтется нам в заслугу. Да и люди станут лучше к нам относиться – даже те, которые только что нас обидели.
3. Более того, если нас обидели – попытаемся воздать этим людям добром – и они станут нам друзьями. Или другие станут нам друзьями, потому что эта черта нравится людям. Да и на небе постановят воздать нам добром!
4. Любую обиду в свой адрес принимаем с мыслью, что это – капара, искупление наших ошибок.
**
А уж если совсем коротко:
Ни на кого не обижаемся.
Никого не обижаем – даже в ответ.
Мы всегда снисходительны к другим.
И тогда Всевышний будет снисходителен к нам.
Тэги:
видеоурок,
мусар,
недельный,
пятигорский,
рав,
раздел
Скромная граница нашей скромности
2014-09-17 11:28:57
Содержание: нескромность великого рава, мой диалог с равом Поллаком, гордыня как она есть, чего нам ...
+ развернуть текст сохранённая копия
Содержание: нескромность великого рава, мой диалог с равом Поллаком, гордыня как она есть, чего нам ждать от жизни такой?
Раби Рафаэль из Баршада говорил, что у него есть отговорка (тируц) о каждом его грехе – кроме одного.
"Если меня спросят, почему не учил все время Тору – отвечу: был невеждой, мало знал.
Если спросят, почему не молился, как надо, и сделал так мало хороших дел другим людям – отвечу, что не было времени, потому что занимался семьей.
Если спросят, почему не постился, как подобает, – отвечу: был слаб физически, простите.
После чего скажут мне: если ты такой, как сказал, то у тебя вообще нет заслуг. Тогда почему ты проявлял гордыню? – И нечего мне будет ответить!
**
Написано про Тору (Дварим 30:12): "Не на небе она… и не по ту сторону моря, – ло башамайим и вело меэвэр леям и".
Мудрецы сказали (Ирувин 55-2): но разве Тора не на небе? Ответ: эти слова означают, что она не с тем, кто так высок, что выше неба. И не с тем, кто так широк, что шире моря. Раби Йоханан объяснил: не с тем, кто высок в своей гордыни.
**
Заповедь: еврей обязан быть скромным с людьми – и никогда ни в коем случае не проявлять спесь, высокомерие, гордыню, надменность и заносчивость.
Это программа-минимум. Скромная программа?
**
Диалог с учениками по поводу только что названного качества.
– А мы и не проявляем.
– Никогда-никогда?
– Никогда-никогда!
– И ни разу вы, интеллигенты, воспитанные и культурные люди, не посмотрели сверху вниз на человека, оставшегося вне культуры, ведущего себя плохо?
– Если он ведет себя плохо – мы и относимся к нему соответствующе.
– Понятно. Но неужели никогда не скажите про себя: а мы так себя не ведем?
– Так мы на самом деле так себя не ведем!
– И в этом нет скрытого чувства самовосхваления?
– Самовосхваления нет!
– Тогда что такое надменность?
– Это когда я говорю, что я выше его.
– Так разве вы не говорите себе, что вы выше того, кто низко пал, ведет себя невоспитанно, некультурно, кто проявляет свои плохие качества (потому что его никто не воспитал)? Разве не чувствуете себя выше его?
– Так мы и на самом деле выше его?
– Во, об этом у нас сегодня и речь: о чувстве, когда один говорит про себя: я выше его. Это и называется на иврите гаава, гордыня. А противоположное чувство – т.е. умение никогда не ставить себя выше других, даже если они на самом деле низко пали – это качество называется анава, скромность поведения.
**
История, приведенная в комментариях на свою статью моим другом равом Гади Поллаком (нет времени искать где, он сам вам скажет, потому что помнит абсолютно все!).
Рав Поллак написал о том, что надо бомбить! И все подумали, что иранские атомные объекты. А он скромно заметил – свой ецер, плохое начало, которое ведет по отношению к нам, как самые ярые антисемиты.
Помню, я заметил ему, что призыв к войне против ецера, судя по миллиону откликов на его пост, подписали многие – все прогрессивное человечество и большинство здравомыслящих евреев. А среди подписей можно увидеть четкую подпись и самого ецера.
На это он привел мне историю.
Как-то раз раввину рассказали о последних минутах жизни одного праведника. К постели умирающего подошел самый близкий его друг, и между ними состоялся такой диалог:
Друг: что, даже сейчас?
Праведник: да.
Д: и что конкретно?
П: громким голосом.
Когда потом этого друга спросили, о чем был разговор, он объяснил: "Дело в том, что в книгах написано, что ецер не оставляет человека до последних минут жизни. У меня с этим праведником был спор: я говорил, что слова "до последних минут" означают – последние минуты не в счет, ецеру уже нечего предложить человеку, когда тот одной ногой в могиле. Мой оппонент же считал, что последние минуты тоже входят в счет и, пока человек жив – ецер что-то от него хочет. В тот скорбный момент я спросил его: неужели даже сейчас, на смертном одре, ецер тебя еще не оставил? Он ответил, что да, не оставил. Я поинтересовался, чего же он хочет сейчас. Он ответил, что ецер требует, чтобы он сказал Шма громким голосом – тогда все присутствующие восхитятся его силой воли и расскажут потомкам, каким он был великим праведником".
На это раввин спросил: "И каким же голосом он сказал Шма?"
"Тихим", – ответил очевидец.
Улыбнулся раввин и ответил: "Ецер все-таки его победил. А иначе, зачем он все это рассказал? Только для того, чтобы вы сейчас рассказали это мне".
**
Помню, я возразил, что нескромность проявил как раз раввин, но это сейчас неважно. Согласитесь, история все-таки хороша.
Ецер не оставляет человека до самой последней секунды его жизни. И даже когда человеку ничего больше не надо, у него остается гаава – желание выглядеть лучше в глазах людей. Мол, вот какой я!
Если ребенок начинает с чувства эгоизма, говоря на все "мое", то со временем эгоизм может отступить. Но однажды возникшее чувство самолюбви через глаза людей – может закрепиться и вырасти.
Первое плохое качество человека – эгоизм, и он оправдан, хотя посторонним терпеть его иногда не просто. Последнее плохое качество – гордыня, и она никогда не оправдана. Ибо нет в гордыне ничего положительного, полезного и приятного для других.
Почему тогда она приятна для самого человека? Потому что он с детства хочет быть лучше, хочет расти, самореализоваться. Он хочет быть значимым – не хочет быть нулем.
И с годами понимает, что есть два пути. (1) Можно расти на самом деле. (2) А можно расти только в глазах людей. Быть крытым!
Быть крутым – это так круто! А главное, просто и легко достижимо.
В конце концов, бороться за свое реноме, свой образ в чужих глазах (или за свой рейтинг) будет человек, который не уверен в своих силах и качествах. Потому что, внушив в себе, что другие его ценят, лишь тогда он начинает себя ценить.
И если вы скажете, что нет ничего плохого в стремлении человека понравиться другим людям, отвечу – возможно, вы правы. Но Тора запрещает!
Вывод, к которому я хочу прийти (и пришел на видеоуроке): цените других – но не себя, превозносите и хвалите других – но не себя, отмечайте плюсы и достижения у других – но не у себя.
Это и называется анава, еврейская скромность.
Ничего я сегодня выступил?
Тэги:
еврейская,
мусар,
пятигорский,
рав,
этика
Ослиные уши
2014-09-10 11:45:38
украшали, как известно, голову греческого царя Мидаса. В связи с этим вопрос: можно ли говорить ...
+ развернуть текст сохранённая копия
украшали, как известно, голову греческого царя Мидаса. В связи с этим вопрос: можно ли говорить лашон-ара, когда никто не слышит?
А можно ли, когда спасу нет как хочется произнести не совсем кашерные вещи о другом человеке, наговорить устный лашон-ара на диск и закопать его на поле дураков?
Раби Хаим Виталь написал ("Шаарей-Кдуша"): "Пустой разговор приводит ко многим нарушениям, потому что даже сидеть без дела это мошав-лейцим (праздное времяуничтожение), за что полагается немалое наказание. А тем более праздный, пустой разговор. А тем более запрещенные речи – лашон-ара, рахилут (особый вид еврейских сплетен), двусмысленные шутки (лайцанут). А также речь, позорящая других людей".
Что это за речь, позорящая других? Ведь уже сказано про лашон-ара и рахилут. Так спрашивает раби Яаков Сойфер в книге "Торат-Яаков". И отвечает: это лашон-ара и рахилут, сказанные не вслух, а про себя.
В другой книге ("Шут Шеирит-Яаков") он сначала приводит слова раби Виталя, а потом задает новый вопрос. Всевышнему все известно – мысли, слова и поступки каждого человека. И даже те слова, которые человек произносит, когда его никто не слышит. Поэтому, когда человек говорит плохо о другом человеке – и никто не слышит! – Всевышний эти слова слышит. И это понятно в свете запрета: "не проклинай глухого". Ведь глухой не слышит твоих проклятий. Поэтому не проклинай его даже наедине с собой. Почему? Потому что плохие слова в первую очередь лишают чистоты и святости рот произносящего их.
Так написано в книге раби Хаима Виталя.
И рав Яаков Сойфер удивляется: по поводу проклятий понятно, но почему загрязняют рот лашон-ара и рахилут – когда человека никто не слышит?
Ответ: "Плохие слова оказывают отрицательное влияние на душу говорящего". (Так что дело не во рту[1], а в душе.)
Пример из книги рава Деслера. Моше-рабейну отказался бить посохом по Нилу – из-за благодарности к реке, которая однажды вынесла его плавучую колыбель в руки фараоновой дочери.
Но ведь река не понимает – бьешь ты ее или не бьешь! Вода ничего не чувствует. – Да, но понимает и чувствует человек. И, проявив неблагодарность к вещи, которая ему помогла, он делает плохо самому себе, укрепляя себя в одном из самых отвратительных качеств – в неблагодарности.
Так и рабейну Бахья объяснил запрет "не проклинай глухого": "Запрет не из-за глухого, а из-за самого проклинающего".
(Домашнее задание. Что такое рахилут, сказанный про себя, не вслух? Приведите, пжлст, примеры.)
**
История. На это раз про Хазон-Иша. Однажды его спросили ученики ешивы – можно ли говорить лашон-ара с пользой (латоэлет)?
Вместо ответа он рассказал им такой случай. На первом заседании Агудат-Исраэль случилось так, что встал с места некий человек и начал говорить против одного предпринимателя, который якобы сделал этой организации несколько проблем.
Присутствовал раби Хаим из Бриска. Он поднялся и сказал, что не может находиться там, где говорят лашон-ара, – и ушел.
Стали люди размышлять: что тут было лашон-ара? Ведь он сказал для пользы. А все, что говорится для пользы, разрешено. Все наше собрание – для пользы!
И пришли к выводу: все дело в том, как он это сказал. Свои слова он произнес как бы с радостью: мол, вот, господа, что выяснилось. Позвольте я расскажу! И будет очень хорошо, что мы выведем этого господина на чистую воду.
А надо было по-другому: к моему великому сожалению, спаси нас Всевышний, но у нас случилась неприятность, и давайте подумаем, как исправить ситуацию.
Это будет латоэлет. А все остальное – лашон-ара.
(Недельный раздел Ки-таво. Видеоурок "Да и нет не говорите".)
[1] Или во рту?
Тэги:
видеоурок,
мусар,
недельный,
раздел
Перышко как взятка
2014-08-27 17:15:56
Подошел один еврей к раввину и снял в его сюртука перышко. Раввин сказал "спасибо" и добавил: "Но ...
+ развернуть текст сохранённая копия
Подошел один еврей к раввину и снял в его сюртука перышко. Раввин сказал "спасибо" и добавил: "Но знай, отныне я не могу быть судьей в любом твоем иске".
Он был даян, судья рабанута, раввинского суда. Снятие пера со своего костюма он расценил как взятку, а взятки судьям строжайше запрещены.
Ни слова я не сочинил. Так написано в Талмуде (Ктубот 105). Любое деяние (а тем более денежный подарок), совершенное с целью воздействовать на резолюцию суда в свою сторону – в обход постановления Торы – это взятка.
Мой пример. Человек говорит плохие вещи о другом еврее. Подходит друг и хвалит его за такую смелость, открытость и правду. Оратору лестно (он получил словесную взятку). Результат: вещун будет продолжать поносить свою жертву, что является жутким нарушением запрета.
Ну и чем отличается взятка от подарка? Ничем, если подарок дается с той же целью – извратить правильное решение, превратив его в анти-Тору.
В нашей жизни таких примеров – миллиард и еще 100500. Так что нечего мне рассказывать сказки о том, что да, взятки запрещены, но нас это не касается.
Но подарок всегда можно сделать, если это не приведет к нарушению Торы. Поэтому смело даем ребенку конфету, чтобы он занялся делом и не кричал так громко, голова болит, сколько можно?
Еще два примера.
Моше Рабену отказался решать дело дочерей Цлофхада по поводу наследства участка земли в Стране и передал его на рассмотрение Всевышнего. Почему? Потому что дочери сказали ему: (Дварим 27): "Нашего отца не было среди тех, кто в компании Кораха выступил против Всевышнего ". Тем самым они польстили Моше, сообщив, что их отец против Моше не бунтовал, а был вместе с ним. Мол, Моше, настолько хорош, что наша семья никогда не дружила с восстающими против тебя.
А вот еще. Как всегда, даю в лютом конспекте (ночь на дворе).
Раби Шломо Клюгер. Про него рассказывают такую историю.
Однажды он получил на Пурим подарок (мишлоах-манот) от одного члена общины. Подарок в виде денег. Но на это раз денег было в несколько раз больше обычного. Это было странно. И рав отослал ему ту часть суммы, которая была излишней.
Через несколько дней тот член общины – а был он торговцем, поставляющим в Страну напитки из-за границы, – обратился к раву Клюгеру, который занимался вопросами кашрута с запросом. Дело в том, что он получил из-за границы большую партию напитков и хочет поставить на товаре знак кашрута.
Рав тут же заподозрил – уже не взяткой ли были те пуримские деньги. И послал служителя раввинского суда проверить, нет ли чего подозрительного в тех напитках. Служитель проверил, вернулся и сказал, что весь товар подозрителен. Надо проверить не поставщика, а винную фабрику.
Тут же рав Клюгер послал телеграмму в ту страну и город, откуда прибыл товар. Попросил проверить производство.
Раввин того места проверил и нашел, что напиток некашерен. О чем и сообщил раву Клюгеру. А заодно спросил, откуда у него появилось подозрение. Дело в том, что он еще до отправки сделал проверку партии указанного товара – и ему все показалось обычным, как всегда. Но теперь он по просьбе рава все перепроверил более строго – и нашел нарушения кашрута. Как рав Клюгер догадался?
Рав ответил в письме, что он не пророк и не сын пророка. Но сказано, что ученый Торы предпочтительней пророка. Просто, ему показалось подозрительным, что тот переслал ему большую сумму. На что торговец надеялся? На то, что рав их примет, а потом ему будет трудно отказаться от денег? Скорее всего так. Так или иначе, как только торговец попросил рава утвердить кашрут на новый товар – подозрение пало на товар. Поэтому и послал запрос в место отправки.
(Это рассказ раби Пинхаса Эпштейна из книги рава Швадрона)
**
Кстати, почему взятка так страшна?
Потому что (написано) "она слепит глаза мудреца" (Дварим 16:19). Даже если ты мудрец из мудрецов – все равно будешь испытывать благодарность тому, кто сделал тебе хорошее дело. Например, снял перышко с фрака.
ПС. Если вы похвалите эту мою статью – я вам не судья!
(С видеоурока "Ни дать ни взять")
автор текста: рав Пятигорский, Иерусалим
Тэги:
видеоурок,
мусар,
недельный,
пятигорский,
рав,
раздел
Осторожно, бандиты на дороге!
2014-08-23 00:12:25
Предельно короткий предсубботний пост, в смысле – заметка в блоге. Буквально пара слов.
Перед ...
+ развернуть текст сохранённая копия
Предельно короткий предсубботний пост, в смысле – заметка в блоге. Буквально пара слов.
Перед субботой – таков наш обычай – дают цдаку. Чуть больше, чем в обычный день. На эту тему рассказ. Даю по своему конспекту, т.е. на пределе краткости. Времени нет. (Я про ваше время.)
**
Раби Ицхак-Дов Соловейчик (автор Бейт-Алеви). Всегда помогал бедным, как мог. У него был обычай – как только у него появлялись деньги, тут же отдавать их бедным. Бедные об этом знали и всегда ждали момента, чтобы им воспользоваться.
Однажды, когда он был еще очень молодым раввином, он устроил свадьбу одному городскому богачу. Тот передал ему деньги в конверте, и все поняли, что то была немаленькая сумма.
Тут же подскочил к нему один бедняк и стал рассказывать про свои проблемы. Рав, не глядя в конверт, без всяких слов передал ему все деньги.
И вот, через несколько дней пришли к нему богачи города и сказали, что этот случай доказывает, что рав ничего не понимает в деньгах – т.е. не знает им цену, раскидывает их направо и налево. А значит, не может быть главным раввином в их городе. Увы!
Он ответил, что напротив, очень даже понимает в деньгах. А чтобы не создавать тему для спора – рассказал им притчу. Так сказал:
Если вы попадете в руки бандитов и они поставят вас перед выбором – отдать все свои деньги или отдать свою жизнь, – что вы выберете? Уверен, что вы отдадите им все, что у вас в руках.
Так и я! Когда вижу бедняка – сразу вспоминаю, что главная задача человека в жизни – помогать другим людям. И тем более, нуждающимся. Для этого человек рожден.
А поэтому я вижу в любом бедняке человека с оружием в рук, которое направлено в меня: "деньги или жизнь!"
Это означает, что передо мной стоит выбор – или отдать им деньги, или распрощаться с жизнью. Я всегда выбираю жизнь. И вам советую!
**
Взято с поличным с видео-урока "Помоги неимущему". Ровно как три года, день в день.
До субботы еще есть время. Дайте цдаку – пока не поздно!
Тэги:
еврейская,
мусар,
этика