Какой рейтинг вас больше интересует?
|
Главная / Главные темы / Тэг «мэмуар»

как начиналось (83 г.) 2013-06-19 20:23:37
+ развернуть текст сохранённая копия
Встречались уже три месяца. У Нади день рождения. Решила в ресторане. Интересовались кухней и обстановкой. По советам выходил тот, который на вокзале, его почему-то называли Головным. Девчонки с работы и я. Купил женские часики марки «Луч». Тут же в магазине в крохотном закутке гравер вывел на тыльной крышке два прописных вензеля НК. Небольшой зал, высокие потолки, грязноватый свет. Вручал под всеобщее внимание, наверное, был горд, - так оригинально придумать с инициалами.
Неприятная новость: на лето они с Ленкой Антоновой, соседкой по комнате в общежитии, на месяц устраиваются мыть полы в заводской пионерский лагерь. Говорит об этом спокойно, совсем как тогда Тамара в Калинине: уезжаю работать в Звенигород, буду там жить. Я запаниковал, отношения безнадежно провисали. Не выдержал, поехал. Лагерь находился в лесу, недалеко от города. На территорию не пускают. На проходной попросил, чтоб, как это здесь принято, объявили по громкой связи: ожидают. Не идет. И сквозь забор видно, что на территории никого. Попросил повторить. Пришла. Оказывается, все собрались в актовом зале – шел лагерный концерт. Хоть и сдерживалась, но было видно, что недовольна, расстроена. Не столько тем, что отвлек, сколько моей суетой. Постояли в кустах в зарослях крапивы, вяло поговорили. Ушла через дыру в заборе, высоко задрав ногу. Тревога усилилась.
Ее родители жили в Запрудне. По выходным она к ним иногда ездила, ходил прямой автобус. «Моя мама, как твой отец, и работает в больнице», - говорит Надя, и я не понимаю, что такое это «как», по росту что ли? Мой отец был довольно крупным, и я осторожно представляю, как меня, весьма мелкого, встречает крупная будущая теща. Да и «в больнице» - медики, они такие… порой, жесткие. Но оказалось, по возрасту. Ростом же Ольга Ивановна была небольшая, щуплая, и совсем без образования, в больнице работала техничкой. Но это потом. А пока, мы с Надей слегка даже не ругаемся, а так, мелькнуло какое-то недовольство, и расходимся: она едет на вокзал на автобус, я иду домой. И валюсь на диван; в квартире никого, в окна шпарит вечернее солнце, впереди два дня неопределенности. Так хотелось, чтоб она позвонила, на автовокзале наверняка есть будка с телефоном, я лежу, уткнувшись лицом в подушку, мычу, и даже два раза говорю вслух (когда вслух – тогда легче) «Позвони». В воскресенье вечером, когда вернулась, только вошел в их комнату, мгновенно запунцовела, и удар крови прямо толкнул ее навстречу.
Тэги: мэмуар
зима 83-го 2013-06-14 23:03:45
+ развернуть текст сохранённая копия
Пестрой компанией на автобусе ездили в заводской "Дом рыбака" на Нерли – вольно собрались все молодые, кто пришел на завод в тот промежуток. Зимние сумерки, дощатый главный корпус, батарея кухонных плит, вода из колодца. Днем конкурсы на воздухе: спичечный коробок закрыть носом, сидя у кого-то на закорках – что-то вроде такого, глупого и невеселого. В компании Любка Кузьмина; ее иногда вижу на Рабочем поселке, миловидная, в вязаной шапочке колокольчиком, больших очках, размашистая балетная походка; недоступная, я – не ее полета – как я для себя решил. Тогда я говорил с ней первый раз, на кухне, осторожно-взволнованно. Вечером стол. У Володи день рождения. Тосты. К ночи Алла Дударева с женской компанией уходит спать. Буду спать в этой комнате, обок (возле женской самодостаточности мне было спокойно, тут - центр мира), и, когда они улеглись, закрыл снаружи на ключ, контролируя. И вернулся к столу. Там уже немногие. Провоцировал пьяного Володьку (он, было, взялся говорить и нес околесицу, ржали), вилками по фужерам лихо подстучал музыке, играющей в радио. Ушел спать, запер изнутри. Утром Танька Рычагова еще в кровати шутит в мою сторону и сучит ногами, подбрасывая одеяло. Все смеются. В то время среди женщин стало модным заберемневать от приходящего мужчины, и в одиночку растить ребенка. Так было потом и у самой Таньки, и у Вали Болотовой, приходящей на наши дискотеки в Голубом фойе и, видимо, курирующей их от заводского комитета комсомола. Рождались от такой связи по преимуществу мальчики, умные, красивые, высокие; если подумать, ничего удивительного. В темных коридорах "Дома рыбака" еще пусто. В своей комнате Слава Русанов, откупоривает банку консервированного минтая; на продуктовом безрыбье - еще один хит того времени; хорошие, говорит, консервы, да я и сам знаю, но именно вот эти, в масле (был еще минтай в томатном соусе); из фляжки угощает предусмотрительно припасенной с вечера водкой. В комнате еще Кузьмина, сама не ест-не пьет, присутствует, редко говорит, смотрит на нас, а нам мирно, хорошо. У Славы своя история. Тихий, невысокий, симпатичный блондин в очках, спустя десять лет вдруг выбросился из окна пятого этажа (какая-то семейная драма или пил, или и то и другое), остался жив, в больнице его, вроде, собирали по кусочкам. Несколько раз потом мельком видел на поселке, не здоровались.
Серега Ключарев привел в семью какую-то Наташку. Иногородняя, старше его, - домашние, мать, тетка, были очень недовольны. Какое-то время Серега с Наташкой снимали часть дома за железнодорожной линией на Козьей горке, недалеко от храма Архангела Михаила. Собирают КСП-шников у себя. Был у них один раз. Поигрывал на гитаре. Тут и Кузьмина. – Я так удивилась, когда вы водку с утра пили. Назад ночью возвращались вдвоем. Говорили, плутали, стояли в старом дворе около сараев, прислонившись к телеграфному столбу, держались за ручки, смотрели, каждый несколько в свою сторону, задрав головы, в звездное небо, красноречиво молчали.
Тэги: мэмуар
82 год. Музшкола 2013-06-07 20:08:07
+ развернуть текст сохранённая копия
Наконец это случилось: Лашков сагитировал поступать в музыкальную школу, чтобы потом идти в училище. Сам уже два года (как пришел из армии) учится на ударных. Летом зачем-то ездили к его знакомому парню-гитаристу в Москву, лениво разговаривали, я смотрел, как он играет; в школе учили классической игре, но в то время было модно уметь играть под Пако Де Лусию, прямыми пальцами правой руки, жестко, эффектно, трескотливо. Пако несколько раз показывали по телевизору: игра поперек правил, вольная посадка с закинутой правой на левую ногой против чинной на подставке в классике, форсированный звук, фейерия. Фламенко - тот же рок. Москвич дал мне тоненький сборник пьес английских композиторов. Зимой я поехал к преподавателю. Район Баррикадной. Дверь открылась автоматически, из глубины квартиры приглашали раздеваться и проходить. Преподаватель, Михаил Николаевич, оказался инвалидом на коляске. По деталям: гитарный гриф, корпус, столярные инструменты, тисочки, привинченные к столешнице – определил: ремонтирует (изготавливает?) гитары. В первый раз нас собралось несколько человек, девочки-мальчики примерно одного возраста, показывали что умеем. На меня он обратил внимание (что я понял позже). Было решено учить «Рондо Каприччио» Джона Раттера из сборника. Оно походило на средневековую гитарную музыку - нравилось. Занимался дома после работы, много, через чур много, ошибался, нервничал, переигрывал, зажимался, гитару брал уже с трудом. И всё никак не удавалось играть музыку, а не чередование нот. Параллельно ездил в школу на сольфеджио. Класс, рояль, десяток учеников, молодая училка рассказывает, как распознавать интервалы с помощью начальных нот известных мелодий: терция – «Подмосковные вечера», большая терция – «Чижик-пыжик», чистая кварта – гимн Советского Союза или «Кузнечик», чистая квинта – «Мы жертвою пали…», были еще «Дурманом сладким веяло…», «В лесу родилась елочка». Дальше – страшнее: аккорды, разрешения, ступени… Было одиноко. Доучился до первого экзамена. Играл «Рондо». Перед этим собрались на Баррикадной; напутствовал: отвлекитесь от внешнего, сосредоточьтесь на игре. В аудитории какофония, каждый бренчит свое; тут все, и новички, и «мастера». Из этих запомнился один: серьезен, молчалив, высокомерен, рисуется, играет громко и хоть и быстро, но суетливо. Вызывали по одному. Отыграл. Концовку смял, почти сымпровизировал. На Баррикадной Михаил Николаевич сказал оценки. У меня была, кажется, четверка. Попросил сыграть, глядел на мою правую руку. «Не знаю, ничего не вижу, нормальная рука…». По всему, он говорил обо мне кому-то из комиссии, просил обратить внимание. И вот – рука не-поставлена. Не знаю, может, в спокойной обстановке, дома, удавалось ее контролировать? Или то, что он во мне увидел, напевало обманываться, не видеть очевидного? Но рука – серьезно; эту ошибку в начале потом исправить очень сложно, почти невозможно, и это – фактически крест на игре, классической, той, которой нас обучали. Никакой другой игры в музыкальной школе не было. С Надей встречаюсь урывками, еще пока имею наглость говорить (ей, себе), что нет свободного времени, - занимаюсь, еду в Москву. Музыкальную школу я бросил с наслаждением. С одной стороны переиграл, зажался, не дойдя до музыки, с другой сольфеджио, с третьей – не готов был идти далеко в ту сторону, классическая гитара - всё это было как-то не со мной, да и пальцы коротковаты. Я честно старался. Михаилу Николаевичу позвонил из Москвы, из телефонной будки. Так и так, больше не приду. Он был расстроен. Я решил, что из-за денег, которые я не заплатил, отзанимавшись последний месяц. – Не волнуйтесь, вышлю я вам эти деньги, - и уточнил адрес. Грубо вышло.
Тэги: мэмуар
м-муар 2013-06-03 21:50:53
+ развернуть текст сохранённая копия
Зимой 82-го были в Ярославле. Пригласил ярославский медицинский институт в лице Александра Исаханова (сейчас декан факультета общественных профессий, а тогда ассистент кафедры), руководителя местного клуба авторской песни. До этого были какие-то отношения по переписке, в основном, у Толи. У меня сохранилось одно исахановское письмо (июнь 82 г.): через копировку, - мне и Толе. Перечитал. Многое забывается, но и тогда письмо показалось странным, человек разговаривал сам с собой, позволяя одному ему понятные подробности и умолчания. Как добирались не помню. В небольшом актовом зале без занавеса и кулис собачий холод. Переодеваемся в комнатке рядом; блестящие штаны (у меня – синие, у Толи золотистые), сшитые его мамой еще во время моего диплома. Она была хоть и из простых, без образования, но искренняя, самоотверженная, поддерживала Толю, верила в него, шила концертное еще и на меня, и я того нисколько не смущался. Водолазка, берет; в Загорске я взял у своей матери бусы из чешского рубинового стекла, украсился как мог – артист обязан (!) позволить себе образ, в данном случае несколько цыганский. До концерта и потом в зале Александр нас снимал на кинокамеру, кокетничали. Играли стандартную программу, возможно даже в два отделения, смутно помнится что-то про закрытые в антракте устроителями двери зала, чтобы народ не разбежался. Список песен, плотно отпечатанный на Толиной машинке, клеили на обечайки гитар, да так и не снимали. В конце я прекраснодушно высказался, что, мол, вначале в зале было холодно, но теперь потеплело. Близким кругом поехали к кому-то на квартиру (хрущевка). Стол, выпивка, раздольное пение хозяевами чего-то общеизвестного, мелодичного, и я задавал наивные вопросы про эти песни. Это была компания местных армян, с, казалось, по какому-то простодушию попавшей туда одной единственной русской девушкой. Нас они в шутку называли Степанян и Овсепян и, как мне стало казаться, не вполне безобидно иронизировали. Остаток ночи Толя проговорил с девушкой в соседней маленькой комнате полулежа на разложенном диване, - полуночные разговоры на границе яви и сна, говорила, в основном, она, долгими периодами, откровенно, как со старым знакомым (зная Толину способность вырубаться от усталости, - подозреваю, изводила). А Исаханов приступил ко мне с деньгами. Предварительно оплата не обсуждалась: за деньги мы еще не пели. И вот – сколько? Я было растерялся. Возможно, даже отказывался. Но Исаханов настаивал (к его чести; мог бы согласиться и поделить между своими). Я отнекивался, говорил, что не знаю, тянул время, и со стороны это выглядело, вероятно, жеманством. А я просто не знал сколько надо, сколько вообще в этой сфере берут, сколько мы можем стоить, боялся назвать глупую во всех смыслах цифру. Спрашивал, сколько заплатили Суханову, который был незадолго до нас. Исаханов ответил уклончиво: много. Измучили друг друга. Под утро Александр не выдержал: ну хорошо, я даю вам 60 рублей на двоих, нормально? О да, более чем! – и мы, наконец, закрыли тему. Тогда мне действительно показалось, что это много и ни за что, - за то, что мы поделали что-то на сцене в свое удовольствие. Сейчас, думаю, продешевил. Но больше стыдно, что вышли не артистами, но юнцами. От Ярославля до Александрова возвращались поездом. Потом пересели на электричку до Москвы, и в Загорске я отвалил. Кино смотрели. Пленку Исаханов прислал, видимо, по почте. У Тамары был кинопроектор, и в один из моих приездов в Калинин мы к ней зашли. Там было совсем немного, по ощущению минут пять или восемь, пленка рвалась, и Тамара ее терпеливо склеивала. Запомнились лишь два кадра: в комнате, где переодевались, будто бы кокетливо оборачиваюсь через плечо на камеру и в зале, боковой план, - под треск Тамариного проектора по-рыбьи открываем рты.
Тэги: мэмуар
как меня не взяли в КГБ 2013-04-26 18:41:56
+ развернуть текст сохранённая копия
Осень 82-го. На работе зовут к телефону. Мужской голос: вы не могли бы подойти в отдел кадров? Он тогда располагался в здании за пожаркой, у проспекта. Комната на первом этаже, нижняя часть окон глухо зашторена занавесочками; мужчина среднего возраста и роста, рыхловат, лучики в живых глазах. Виктор Сергеевич. Доброжелательно задает вопросы: где учился, есть ли друзья, какие отношения с коллегами? Всё нормально, - отвечаю машинально. Сейчас бы обязательно спросил: чем обязан? А тогда и в голову не пришло, я едва ли понимал кто это, а он плетет дальше, округло, неопределенно. И, наконец: да, жаль, что в очках, не пройдете по комиссии, жаль… Встаю, иду к двери; вдогонку: мы к вам еще зайдем как-нибудь, вы не против? - Заходите, чем могу. Действительно заходили. Вызвали в коридор. Он и еще молодой в сером костюме, в галстуке, комсомольский типаж. - Это Николай, это Сергей. Николай будет к вам заходить время от времени… - Ну ладно, пусть заходит если надо. Он приходил два раза. Разговор на цыпочках. - Здравствуйте. - Привет. - Ну как? - Да всё нормально. - Мы бы хотели… вот вы идете по заводу, поглядываете по сторонам, всё ли нормально… - Ну хорошо. И второй раз. - Здравствуйте. - Ага. - Ну как? - Что? - Ну, вообще, - и как бы указывает подбородком на территорию за окном седьмого этажа. - Вы знаете, я не совсем понимаю, чего вы от меня хотите… - я даже начал тихо закипать. Он еще спросил о чем-то для вида, смущенно поулыбался и ушел. И, надо отдать должное, больше не появлялся. Это я потом понял, что Николай был, видимо, тем, кого взяли вместо меня; по совету старшего товарища, Виктора Сергеевича (представляю, как тот по пунктам расписывает, что ему надо делать), формировал сеть осведомителей на общественных началах, у хорошего хозяина всякая щепочка (то бишь я, по физике не прошедший) в хозяйстве должна пригождаться.
Тэги: мэмуар
Главная / Главные темы / Тэг «мэмуар»
|
Взлеты Топ 5
Падения Топ 5
|