![]() Каталоги Сервисы Блограйдеры Обратная связь Блогосфера
![]() ![]()
Какой рейтинг вас больше интересует?
|
![]() Советский экран №31 1926 г.2013-07-08 13:26:51«Советский экран» — иллюстрированный журнал, выходивший раз в две недели с 1925 по 1998 год ( ... + развернуть текст сохранённая копия «Советский экран» — иллюстрированный журнал, выходивший раз в две недели с 1925 по 1998 год (с перерывами в 1941—1956 гг.). В 1929—1941 годах журнал издавался под названием «Кино и жизнь», в 1991—1997 — «Экран». До 1992 года журнал был Органом Союза кинематографистов СССР и Госкино СССР. В 1984 году тираж издания составил 1 900 тыс. экземпляров. В 1991 году тогдашним редактором — известным киноведом и кинокритиком В. П. Дёминым журнал был переименован в «Экран». Вскоре журнал стал выходить реже — ежемесячно. Под названием «Экран» журнал просуществовал до 1997 года. В 1997—1998 годах журнал несколько месяцев (уже при другом главном редакторе — Б. В. Пинском) снова выходил под своим старым названием — «Советский экран». Не выдержав дефолта 1998 года, журнал прекратил своё существование. В XXI веке в попытках реанимировать журнал Б. В. Пинский, вернувшись к названию «Экран», выпустил несколько его пилотных номеров, но наладить их регулярный выпуск так и не смог. ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Советский экран №35 1925 год Советский экран №33 1925 год Советский экран №7 1980 год ![]() ertata Тэги: журнал, интересный, история, история., кино, кино,, культура, назад, советский, ссср, ссср., театр., экран Андрей Фурсов - Сталин: здесь и сейчас2013-07-08 12:16:55На портале День.ТВ Андрей Фурсов, историк, социолог, публицист, об историческом масштабе фигуры ... + развернуть текст сохранённая копия На портале День.ТВ Андрей Фурсов, историк, социолог, публицист, об историческом масштабе фигуры Сталина. ![]() ertata
Серия сообщений "СТАЛИН": Тэги: а.фурсов, видео, геополитика., документальный, и.в.сталин, интервью, история, история., кино, назад, новость, онлайн, политика, политика,, сми., смотреть, событие, ссср, ссср., сталин Советский павильон2013-07-05 17:22:09О Рабочем, Колхознице и исторической памяти О Рабочем, Колхознице и исторической памяти ![]() «Если вещь из Ленинграда, значит, сделана, как надо». Сейчас много пишется об интересе ко «всему советскому» - к эстетике сталинского ампира, к новаторскому кино 1920-х и 1960-х годов, к пресловутой москвошвеевской моде, над которой до недавних пор было принято иронизировать. Что там говорить? Внимание привлекают даже образцы советской упаковки – все эти очаровательные коробочки из-под «Южных орехов», папирос «Ира» и духов «Голубой ларец». Более того, оказывается, что советский дизайн и даже советская мода (которой, как утверждают иные исследователи, не имелось вовсе!) были весьма популярны на Западе. В ходе международных выставок павильоны с надписью ‘USSR’ никогда не стояли пустыми – большевикам было, что показать. Да - и капризным, насмешливым французам и жадным до сенсаций американцам хотелось знать об СССР, как можно больше. Причём это был не тот болезненный интерес досужих зевак к вещичкам из Империи Зла, о котором обычно писали в 1990-х, но восторг профессионалов мира моды, дизайна, архитектуры. Итак, международные выставки прошлого столетия – тема сложная и неоднозначная. Это было не просто соревнование технологий и прорывов, но и своеобразное мировоззренческое соперничество: кто лучше – мы или они? Оказывалось, что мы, как минимум, не хуже. …На ВВЦ в павильоне «Рабочий и колхозница» с середины июня работает выставка, посвящённая нашему участию в международных Expo. Что приходит на ум обывателю, когда его спрашивают о советских павильонах? Большинство людей, к сожалению, помнят только Парижскую выставку 1937 года, и тут же выдаётся заученный ответ о «противостоянии двух тоталитарных громадин», специально поставленных друг напротив друга. Подхихикивающий гуманитарий непременно сообщит, что одна из махин была увенчана пролетарием с пейзанкой, а другая – хищным прусским орлом. Почему все так хорошо запомнили именно эту выставку? Да потому что долгие годы нам всеми способами внушали тождественность, похожесть, родственность большевизма и нацизма. Вот, мол, это уже тогда было всем понятно. «Поэтому двух монстров поставили таким хитрым образом, дабы они глядели друг на друга, как в зеркало». А ведь это было мистическим предзнаменованием – динамичные, живые, обращённые в светлое будущее Рабочий и Колхозница и - мрачный, точно охраняющий склеп, орёл старой Пруссии. Мы начали побеждать уже тогда, уже на уровне образов – дерзновенная устремлённость против тяжеловесной, мёртвой статики… ![]() ![]() ![]() Но обо всём по порядку. Итак, выставка на ВВЦ. Год 2013. Пройдёмся по залам – вспомним историю! Наверное, все из вас слышали название одного из ведущих течений 1920-1930-х годов - Art Deco. Но не все помнят, что этот термин возник после нашумевшей выставки 1925 года – ‘Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes’. На ней были представлены новейшие достижения в области современного декоративно-прикладного искусства, архитектуры, дизайна и моды. Выставка оказалась настолько прорывной и ошеломляющей, что породила целое направление в искусстве, наречённое Art Deco - от Arts Décoratifs. Советский Союз тоже принимал участие в этой Expo. Чем же могла похвастаться молодая Страна Советов? Неужели у большевиков есть нечто, что они могут поставить в один ряд с творениями именитых архитекторов Огюста Перре и Ле Корбюзье, с новаторской дерзостью Фернана Леже и с дизайнерским шиком Рене Лалика? Или кто-то из большевистских кутюрье (смешно, не правда ли?) способен тягаться с творениями домов ‘Vionnet’ и ‘Lanvin’? А может даже с самим блистательным Полем Пуаре, с «диктатором моды», который на свои деньги соорудил на Сене три баржи для устроения роскошных фэшн-шоу? Оказалось, что русские, совсем недавно рубившиеся на фронтах Гражданской войны, привезли в Париж ошеломляющие экспонаты – это было ультрасовременное, энергичное искусство, по сравнению с которым даже наработки Ле Корбюзье казались консервативно-умеренными. Посетители были потрясены. Павильон Константина Мельникова – типичное для 1920-х годов сочетание смелости с рациональностью, а удобства - с новейшим пониманием красоты. А вы думали, что русские притащат что-нибудь старообразное, наворованное из барских сундуков? Или вот – интерьер рабочего клуба от Александра Родченко. Тогда, в 1920-х, тема коллективного досуга была весьма популярной. Сознательный пролетарий должен стремиться к знаниям и к самосовершенствованию, поэтому долой заплёванные пивные и мещанские танцульки! Задача пролеткульта – вовлечь трудящегося человека в созидательную деятельность. После смены – в клуб, в читальню, на лекцию. Интерьер Александра Родченко смотрится великолепно даже рядом с меблировкой от Жана-Мишеля Франка, лидера европейского минимализма. Но особое внимание было уделено платьям от Надежды Ламановой. Когда-то она шила наряды фрейлинам двора и привередливым светским красавицам обеих столиц. Сама императрица покровительствовала Надежде Петровне. Итак, она была неслыханно богата, обласкана судьбой и невероятно талантлива. В 1917 году всё изменилось... Но портниха Ламанова, как бы там ни было, приняла Октябрьскую революцию и с подачи Луначарского включилась в работу по «переустройству быта». Она, так любящая всё новое и свежее, с интересом включилась в создание советской моды, причём работала с самыми невыразительными тканями – солдатским сукном, домотканым полотном, бумазеей. Она считала, что даже самый невзрачный и дешёвый материал может послужить материалом для создания красивых вещей. Считается, что именно Ламанова сформировала методическую базу всего советского моделирования. В 1925 году её модели получили Гран-При за платья в народном стиле, причём пошитые из рушников. Совместно со скульптором Верой Мухиной она создала альбом современных костюмов, которые могла пошить из самых простейших материалов любая работница… И сегодня мы тоже имеем возможность увидеть платья от Ламановой на выставке! И страницу из её знаменитого альбома – тоже. Также мы можем посмотреть кинофильм Сергея Эйзенштейна «Стачка», демонстрировавшийся в Париже 1925 года. Только теперь уже на экране большого телевизора, установленного в павильоне. Любой западный киновед скажет, что без эйзенштейновских приёмов и без фото-ракурсов всё того же Родченко современное кино было бы попросту невозможно. Лени Рифеншталь, которую так любят современные либеральные эстеты-западники, говорила о том, что без Вертова («Человек с киноаппаратом») и Эйзенштейна не было бы и её собственных идей. А вот и Международная выставка «Пресса», проводившаяся в Кёльне 1928 года. Германия – родина знаменитого Баухауза. Что может предложить Россия? Чем можно удивить Гропиуса и Ван дер Роэ? 1920-е годы – время беспокойное и живое, советская пресса – на подъёме. Постоянно возникают всё новые и новые газеты, журналы, альманахи… Смелое оформление, использование модных в те годы коллажей, смешивание техник и жанров – всё это показали советские мастера во главе с Лазарем (Эль) Лисицким. В Кёльне экспонировался и гигантский фотографический «фриз» с использованием плакатного фотомонтажа, подсветка экспонатов лампочками и специальный кинозал, в результате вся экспозиция оставляла у публики «кино-ощущение». В 1920-х годах в Советском Союзе выходило больше печатной продукции, чем в любой из стран мира! И, что самое интересное, даже дамских журналов было не меньше, чем в прекрасной Франции А вот и предвоенные тридцатые! Во всём мире актуальна неоклассика, античные формы и гигантомания. Для выставки 1937 года («Искусство и техника в современной жизни») Борис Иофан, любимый зодчий товарища Сталина, создаёт павильон-постамент для рабочего и колхозницы. Изначально юноша и девушка должны были стоять полуобнажёнными, в духе эллинских традиций – на некоторых эскизах мы это можем увидеть. Но потом победила более «целомудренная», точнее – более рациональная концепция. Рабочего и Колхозницу одели в стилизованную современную одежду. Кстати, прототипом знаменитой статуи является древнегреческий монумент под названием «Тираноубийцы», созданные Критием и Несиотом в VI веке до Р.Х. Для 1930-х годов это было нормой – осваивать классическое наследие и привносить его в современное искусство. (Точно также художник Александр Самохвалов для картины «После кросса» взял за основу Афродиту Книдскую). Среди экспонатов выставки советского павильона, в частности, демонстрировалась карта Страны Советов, выполненная из благородных металлов и драгоценных камней. В западной прессе писали, что этот красивый русский жест совершенно в духе… царской России. Что ж, в эпоху Сталина началось осмысление имперского наследия – в обиход советского человека возвращались новогодние ёлки, аристократичные вальсы и мазурки, маскарады в Сокольниках и – осознание себя частью не только новой советской, но и общерусской культуры. ![]() На Выставке 1937 года получили высокую оценку (Гран-При) такие признанные шедевры, как фильм «Чапаев» и картина Александра Герасимова «После дождя», которую восторженные французские репортёры сочли «современным русским импрессионизмом». Вот вам и «узкие рамки соцреализма», позволявшие, тем не менее, работать в самых разных стилях. А ещё всех поразили декорации станций московского метро - «Сокольники» и «Кропоткинская». Разве это можно было сравнить с бедноватым и сугубо функциональным стилем любого европейского или американского метро? Кроме того, были отмечены призами достижения советской индустрии и домостроительства (так называемый «стоквартирный дом»). Переходим в следующий зал – это уже пространство Выставки-1939. Перед нами - Америка, Нью-Йорк. Удивить американцев очень сложно – они вообще скептически и, вместе с тем, ревниво, относятся ко всему европейскому. Итак, советский павильон – снова работа Бориса Иофана. Он уже зарекомендовал себя, как создатель монументальных, и, вместе с тем, изящных форм. На этот раз над площадью должна была «парить» статуя рабочего, держащего звезду. И снова Иофан предложил «эллинский вариант», отвергнутый комиссией. Рабочего, выполненного скульптором Вячеславом Андреевым, «одели» в соответствии с уличной модой текущего момента и уже в таком виде установили на своеобразный постамент… Следующий зал - Expo в Брюсселе 1958 года. Это была первая крупная выставка, состоявшаяся после войны. Итак, 1950-е годы. Советский Союз – страна-победитель – на подъёме. Ширится домостроительство, растёт благосостояние, запущен первый в мире искусственный спутник. Замечу, что в эти годы жизнь на «процветающем Западе» была, ой, какой несладкой. Шикарные витрины дорогих магазинов, рекламы авто и диоровские платья – это всего лишь фасад благополучия. Большинство европейцев жили бедно, тесно и если не впроголодь, то не весьма сытно. Советский опыт интересовал тогда всех - участились контакты с коллегами из буржуазных стран. И вот наш павильон в Брюсселе, созданный группой архитекторов во главе с Анатолием Полянским. Разумеется, и тут большевистские мастера оказались в курсе мировых трендов. Стекло и бетон, много света и воздуха, модернизм и рацио. Критики отмечали, что большевики понимают современность ничуть не хуже, чем американцы – послевоенные лидеры в области архитектурных форм… …Что нам даёт выставка, посвящённая советским павильонам на Expo? Прежде всего, она корректирует короткую историческую память господ-либералов, засевших в СМИ и, из года в год жующих одну и ту же унылую жвачку: «СССР был империей зла, нищим, кровавым ‘совком’, где ничего не производилось, кроме ядерной бомбы да сатиновых трусов 56-го размера!». Замечу, что выставочные экспонаты или их макеты, были не просто состряпаны для той или иной Expo, они в своём большинстве оказывались доступны советским людям. (Исключение, пожалуй, составляют образцы модных изделий лёгкой промышленности). Но почему-то либералам не хочется гордиться ни Иофаном, ни Ламановой, ни даже кинофильмом «Чапаев», который они, наверняка, тоже смотрели в детстве, но, скорее всего, ничего оттуда не вынесли… Галина Иванкина. «Завтра» ![]() ertata Тэги: art, deco, exp, арт., архитектура, архитектура., быт, ввц, вднх, выставка, дизайн, живопись., интересный, искусство, история, история., культура, международный, мода, музей, назад, непознанный, павильон, памятник, разный, россии, россии., советский, ссср, ссср. Джульбарс на Параде2013-07-05 15:29:04... -то испугавшись, повернула назад. На танки во ... + развернуть текст сохранённая копия И они приближали Победу Вышло так, что в календаре 21 июня (за день до июньского скорбного Дня Памяти) отмечен как День кинолога, или, точнее, День кинологических подразделений МВД России. Казалось, что может связывать эти пусть и рядом стоящие, но два совершенно разновеликих дня? А связывает их главное – жизни, отданные защите Родины. Подвиги совершали очень многие не известные нам питомцы кинологов. Они подрывали вражеские танки, ходили в разведку, обнаруживали шпионов. Были героическими санитарами, отличными связистами. За их боевые подвиги вожатые питомцев награждались орденами, получали звания. Ну а сами бесстрашные подвижники иногда в награду получали спецпаек. И лишь только один из них удостоился чести участвовать в Параде Победы в особом статусе. 24 июня 1945 г. его пронесли через площадь на шинели Верховного Главнокомандующего. ![]() Но вначале надо сказать, что в России использовать собак для службы в полиции стали с 1906 г. Большую известность обрел в Москве доберман-пинчер Треф, который за свою жизнь смог раскрыть более 1500 преступлений. Тогда же, в июне 1909 г., на Чёрной речке, в Санкт-Петербурге, был официально открыт в России первый питомник полицейских сыскных собак, а на его базе создана и школа дрессировщиков. Что, собственно, и стало памятной и праздничной датой в нашей истории, ибо уже к декабрю 1912 г. полицейские сыскные собаки стали участвовать в раскрытии преступлений более чем в 50 губерниях России. И в том же году на базе Измайловского гвардейского полка был сформирован первый питомник военно-полевых собак, где их стали готовить для обеспечения связи и ведения разведки. В 1920 г. наркомат НКВД стал открывать первые школы-питомники, в которых специалистов-кинологов и собак-ищеек готовили для уголовного розыска, после чего такие же подразделения стали появляться в пограничных войсках, в наркомате путей сообщения, в составе военизированной охраны. Наконец, в ноябре 1924 г. в Москве был сформирован Центральный учебно-опытный питомник военных и спортивных собак РККА «для целей разведки, связи, сторожевой и санитарной служб и окарауливания военных складов», а через несколько месяцев аналогичные питомники были созданы уже в Ульяновске, Смоленске, Ташкенте и Тбилиси. Однако поначалу Красная Армия испытывала большой дефицит в специалистах служебного собаководства, а потому пришлось привлекать работников уголовного розыска, охотников и даже цирковых дрессировщиков. Для популяризации «собачьего дела» в сентябре 1925 г. была проведена первая Всесоюзная выставка собак-ищеек и сторожевых пород, на которой курсанты Центрального питомника РККА продемонстрировали «бой» с дымовой завесой и стрельбой. Работа собак-военнослужащих выглядела при этом очень эффектно. Вскоре после этого клубы служебного собаководства стали организовываться буквально по всей стране, что сыграло позитивную роль. С началом Великой Отечественной войны, с первых же ее дней, Центральная школа служебного собаководства РККА, клубы Ленинграда, Казани, Горького, Тамбова и других городов отправили на передовую около 14 тысяч своих питомцев, а всего за годы войны их ушло на фронт свыше 60 тысяч. С первых же месяцев четвероногие бойцы и их вожатые-кинологи приняли участие в самых разных боевых действиях, в зависимости от специализации: находили и вывозили раненых, взрывали фашистские танки, ходили в разведку, отыскивали мины, обеспечивали устойчивую связь, задерживали бандитов и шпионов, перевозили грузы, охраняли тылы действующих войск. Вот несколько эпизодов. Поздней осенью 1941 г. группа фашистских танков пыталась атаковать наш рубеж под Москвой и вдруг, чего-то испугавшись, повернула назад. На танки во весь опор мчалась свора собак. Чтобы танки эти, вражеские и ненавистные, ценой жизней своих взрывать и истреблять! А в оперативной сводке Совинформбюро от 2 июля 1942 г. сообщалось: «На одном из фронтов 50 немецких танков попытались прорваться в расположение наших войск. Девять отважных четвероногих «бронебойщиков» из истребительного отряда старшего лейтенанта Н. Шанцева подбили 7 вражеских танков». Аналогичные ситуации складывались в те дни и под Ленинградом. Перепуганные гитлеровцы стали распространять по своим войскам информацию, что «русские выпустили на позиции бешеных собак». Конечно же, собаки были не бешеные, а хорошо обученные взрывать вражеские объекты, железнодорожные коммуникации и укрытия. Вот что, например, говорилось в краткой сводке новостей 19 августа 1943 г. о подвиге овчарки Дины: «На перегоне Полоцк–Дрисса подорван эшелон с живой силой противника. Уничтожено 10 вагонов, выведен из строя большой участок железной дороги, от взорвавшихся цистерн с горючим на всем участке распространился пожар». Но всё это, к горькому сожалению, стоило жизни отважной и бесстрашной Дины. А всего за годы войны такие собаки-диверсанты пустили под откос десятки вражеских эшелонов и уничтожили более 300 единиц вражеской бронетехники, и прежде всего танков. Были на военной службе и отличные собаки-санитары. Они умели тщательно обыскать местность и найти раненого, а также могли отличать раненого от погибшего. Очень часто им приходилось действовать под плотным артиллерийским огнем. Но они по-пластунски подползали к истекавшему кровью бойцу и, если он был еще без сознания, лизали ему лицо и терпеливо ждали, пока он придет в себя. Потом раненый доставал из санитарной сумки на боку у спасателя бинт и медикаменты и перевязывал свою рану. А собака-боец уже торопилась к следующему раненому красноармейцу. Таких санитаров в боевых условиях использовали еще и как ездовых, причем одна их упряжка заменяла собой 5–6 санитаров обычных. Летом их запрягали в санитарные носилки, поставленные на широкие низкие колеса, а зимой – в легкие сани-волокуши и они доблестно эвакуировали раненых до пункта медицинской помощи. На передовую они возвращались груженные боеприпасами. Собаки-санитары спасли и эвакуировали с поля боя за годы войны – вдумайтесь только! – 700 тысяч тяжелораненых красноармейцев и командиров. Были еще и собаки-связисты. Известно много случаев, когда при невозможности использовать иные средства связи собаки своевременно доставляли те или иные донесения и приказания. Иногда делали это даже будучи ранеными. А в часы затишья на четвероногих связистов надевали специальные вьюки для доставки на передовую пачек с письмами и газетами. Случалось, им доверяли доставку орденов и медалей в подразделения, куда невозможно было пробраться командиру из-за сплошного обстрела. Всего за годы войны собаки-связисты доставили около 200 тысяч боевых донесений. 3 тысячи из них с 1942 по 1944 г. доставила неразлучная связка друзей – Норка и Рекс. Причем как! В феврале 1944 г. под Никополем фашисты пошли в контратаку на переправившийся через Днепр стрелковый батальон, и через 10 минут боя кабельная связь между комбатом и комполка оборвалась. Оставался только один вариант – переправить через широкий и по-февральски холодный Днепр верного служаку Рекса с донесением. Конечно, была и тревога: переплывет ли? Но отважный Рекс смело бросился в ледяную воду и поплыл на наш берег, хотя сильное течение и ветер относили его далеко в сторону. Боевое донесение было с успехом доставлено. А всего за тот день трудяга Рекс трижды (!) переплывал Днепр под ураганным артиллерийским и пулеметным огнем, доставляя важные документы и донесения по обе стороны этой широчайшей реки. Были среди собак и отличные борцы с ворами, диверсантами, мародерами, отличные помощники милиции. В Музее истории милиции Ленинграда есть, например, чучело самой легендарной собаки города по кличке Султан (говорят, это прототип знаменитого Мухтара). Султан успешно ловил в блокадном городе преступников и диверсантов – на его счету свыше 200 задержанных, участвовал в операциях по ликвидации парашютистов на Дороге жизни. Всего при его участии было раскрыто более тысячи преступлений, что позволило вернуть стране немалые ценности. Кстати, это был единственный боевой пес, переживший все 900 дней блокады Ленинграда. Среди отважных четвероногих бойцов были и отличные псы-миноискатели, они использовались для поиска мин и фугасов. Их необычайно острое чутье позволяло находить – нет, не птицу или зверя по запаху, а скрытые предметы, совершенно им безразличные по запаху, то есть мины, и оповещать об этом своих вожатых. Среди четвероногих миноискателей, конечно же, были и свои лидеры, чьи имена-клички вошли в историю. Скажем, колли по кличке Дик за годы войны нашел и обнаружил 12 тысяч мин. А свой главный подвиг он совершил в пригороде Ленинграда – Павловске, когда за час до взрыва обнаружил фугас в 2,5 тонны с включенным часовым механизмом в фундаменте Павловского дворца. Ну, и был среди четвероногих героев совершенно исключительный рекордсмен по кличке Джульбарс, служивший в составе 14-й штурмовой инженерно-саперной бригады. Вследствие его просто-таки необычайно феноменального нюха были спасены от уничтожения и разминированы Владимирский собор в Киеве и могила Тараса Шевченко в Каневе. А далее – замки Праги, соборы Вены и дворцы над Дунаем. Эти уникальные памятники европейской архитектуры во многом дожили до наших дней благодаря феноменальному дарованию Джульбарса. Документальным подтверждением этого служит справка, в которой сообщается, что с сентября 1944 по август 1945 г., принимая участие в разминировании на территории Румынии, Чехословакии, Венгрии и Австрии, служебная собака по кличке Джульбарс обнаружила 7468 мин и более 150 снарядов. С Джульбарсом связан и еще один очень интересный факт. В составе колонны своих друзей по Центральной школе военного собаководства он должен был пройти 24 июня 1945 г. по Красной площади в Параде Победы. Однако к этому историческому дню пес-герой не успел оправиться от недавнего ранения и сам, без чьей-то помощи, передвигаться не мог. Начальник школы генерал-майор Г. Медведев доложил об этом командовавшему парадом маршалу К. Рокоссовскому, а тот решил поставить в известность самого И.В. Сталина. Верховный Главнокомандующий распорядился так: «Пусть его пронесут на руках по Красной площади на моей шинели». Что и было сделано. Вслед за колонной Центральной школы шел на Параде Победы по Красной площади главный кинолог подполковник А. Мазовер, неся Джульбарса на сталинской шинели. Несколько цифр по итогам войны. Всего с помощью собак-миноискателей была обследована площадь в 15 153 кв. километра, разминировано 303 населенных пункта (в том числе Киев, Харьков, Львов, Одесса). Обнаружено и обезврежено – вдумайтесь только! – свыше 4 млн вражеских мин и фугасов. Представьте, сколько было спасено человеческих жизней! Сейчас в нашей стране есть несколько памятных мест, посвященных нашим доблестным четвероногим бойцам-сподвижникам. Так, памятник выдающейся розыскной собаке Дойре, которая могла находить след на глубине 30 см даже через несколько суток после его появления, водружен в районе Северо-Западного пограничного округа. На станции Инская (Новосибирск) стоит памятник другой розыскной собаке, по кличке Антей. Пес несколько раз спасал жизнь своему хозяину, благодаря ему было раскрыто более 60 преступлений. Но главным, наверное, можно считать памятник «Военный инструктор с собакой» скульптора С. Щербакова, расположенный в Москве, в Терлецкой дубраве, где в годы войны располагался питомник служебного собаководства. Наверное, это и есть тот объединенный памятник всем «джульбарсам на сталинской шинели». В годы войны на разных фронтах сражалось свыше 60 тысяч добрых и верных четвероногих друзей-бойцов. ![]() Наша добрая память всем этим героям и сердечная благодарность в их светлый день – 21 июня, ибо назавтра начиналась Война. Геннадий ТУРЕЦКИЙ. «Отечественные записки» [20/06/2013] ![]() ertata Тэги: авиация., армия, армия,, великий, вов., военный, война, животный, интересный, история, история., назад, непознанный, отечественный, питомник, природа., разный, ркка, русский, служебный, собака, ссср, ссср., учебный, флот,, экология. Знакомство с Горьким2013-07-05 14:58:46Исполняется 145 лет Марии Фёдоровне Андреевой. Выдающаяся русская актриса, замечательная ... + развернуть текст сохранённая копия Исполняется 145 лет Марии Фёдоровне Андреевой. Выдающаяся русская актриса, замечательная революционерка, крупный общественный деятель. Её кумирами были великий вождь В.И. Ленин и великий писатель Максим Горький. Мы воспроизводим здесь страницы признаний из её наследия. ![]() Трудно думать, чтобы после моей смерти, а может быть, даже и раньше, об отношении ко мне Алексея Максимовича и о жизни его рядом со мною люди не писали, не толковали и не разбирались в них, и, как это вообще бывает, – вкривь и вкось. Вот причина, побуждающая меня написать самой о том, что может быть, как мне кажется, интересно, рисуя такого крупного и во всех отношениях исключительного человека. Впервые мне пришлось встретить Алексея Максимовича в Севастополе, в 1900 году, когда Художественный театр ездил показать Антону Павловичу Чехову его пьесу «Чайка», которую тот в Москве не видел, уехав до первого представления. Конечно, мы все, актеры, знали о Горьком, многие восхищались его талантом, некоторые из нас слышали о нем от Чехова как о человеке необычайно интересном, ярком и обаятельном; слышали заранее анекдоты о его грубоватости, необычном поведении в обществе, конечно – о его черной косоворотке, высоких сапогах, длинных волосах, сильном ударении на «о» в говоре, об административных гонениях на него, о его ссылке в Ялту и т.д. и т.п. Лично мне как писатель он был известен с первого же его появления в толстых журналах и с первого же прочитанного мною рассказа «Мальва». Меня захватила красота и мощь его дарования. Я не знала еще о нем ничего. Мне представлялось, что это необыкновенно красивый человек, у которого должны быть большие, проникновенные, все видящие глаза. Когда я читала его произведения, часто мне казалось, будто он тут где-то рядом и видит то, что прячется в душе, чего до тех пор и сама в себе не подозревала, а вот кто-то подглядел, подслушал тайное и открыл. Такое ощущение до тех пор вызывал во мне только Толстой, и уже это ставило в моей душе и в моем представлении Горького на пьедестал. В те годы мне вообще пришлось переживать большую духовную ломку – из обыкновенной дамы, жены крупного чиновника, привыкшей ко всем атрибутам подобного положения, я мало-помалу становилась человеком и актрисой. Отчасти это происходило оттого, что из любительницы сценического искусства я, вместе с остальными товарищами по Литературно-артистическому обществу, стала заправской актрисой, стало быть, перешла на серьезную и обязательную работу, отчасти потому, что мне посчастливилось незадолго перед тем впервые встретить настоящих убежденных людей, молодых марксистов. Благодаря им и их помощи я многому научилась и многое увидела в совершенно новом для себя свете. Эти друзья мои лучше знали и ценили Горького, и то, что они мне рассказывали о нем, поднимало его в моих глазах еще выше. Шло первое представление в Севастополе «Эдды Габлер» Ибсена. Пьеса мне страшно нравилась, свою роль я всегда играла с большим волнением, а тут еще мне сказали, что на спектакле будут и Чехов, и Горький. Весь день прошел для меня в каком-то трепете. Помню, было жарко очень, в тесных каморках-уборных мы задыхались, грим – хоть мы тогда и молоды были и гримировались очень слегка – не хотел держаться на лице, и я с отчаянием думала: вот тут и будь гордой патрицианкой, когда всё лицо блестит, сколько его ни пудри! После третьего акта слышу чей-то чужой мужской голос: – Это великолепно! Это великолепно, я вам скажу. А затем стук в мою дверь и голос Антона Павловича: – Можно к вам? Когда они оба вошли, Чехов и Горький, меня прежде всего поразило, до чего они разные! О Чехове писали так много и так, по-моему, не похоже всё написанное на того Чехова, которого я знала, что о нем мне неловко много рассказывать. Горький показался мне огромным. Только потом, много спустя, стало ясно, как он тонок, худ, что спина у него сильно сутулится, а грудь впалая. Одет он был в чесучовую летнюю косоворотку, на ногах высокие сапоги, измятая как-то по-особенному шляпа с широкими полями почти касалась потолка и, несмотря на жару, на плечи была накинута какая-то разлетайка с пелериной. В мою уборную он так и вошел в шляпе. – Вот познакомьтесь, Алексей Максимович Горький. Хочет наговорить вам кучу комплиментов, – сказал Антон Павлович. – А я пройду в сад, у вас тут дышать нечем. – Черт знает! Черт знает, как вы великолепно играете, – басит Алексей Максимович и трясет меня изо всей силы за руку (он всегда басит, когда конфузится). А я смотрю на него с глубоким волнением, ужасно обрадованная, что ему понравилось, и странно мне, что он чертыхается, странен его костюм, высокие сапоги, разлетайка, длинные прямые волосы, странно, что у него грубые черты лица, рыжеватые усы. Не таким я его себе представляла. И вдруг из-за длинных ресниц глянули голубые глаза, губы сложились в обаятельную детскую улыбку, показалось мне его лицо красивее красивого, и радостно екнуло сердце. Нет! Он именно такой, как надо, чтобы он был, – слава богу! Не помню, конечно, что именно он говорил, помню – хвалил наш театр за то, что играем хорошие пьесы, актеров. Но чаще всего упоминал об Антоне Павловиче, и с такой нежностью, с такой осторожной любовной почтительностью. В двери моей уборной все время просовывались головы: всем хотелось видеть, слышать, о чем он говорит. Алексей Максимович вскоре ушел. Больше в Севастополе мне не пришлось его видеть, на другой день он вернулся в Ялту, где жил с женой и сыном. Товарищи рассказывали о том, как накануне ужинали где-то с ним вместе, рассказывали, имитируя его манеры, голос, говор на «о». Передавали разные забавные анекдоты. …Мне не раз впоследствии приходилось замечать, что об Алексее Максимовиче любят рассказывать – как он много пьет, передавать анекдоты о нем и с его будто бы слов, всегда при этом изображая его манеры и говор, – мне самой ни разу не пришлось видеть его много пьющим и очень редко слышать из его уст анекдоты, а сам он представляется мне наименее подходящим для анекдотов объектом. Мне думается, на людей действовали его внешняя необычность и яркая образность его речи, которую, не умея передать верно, облекали в наиболее легкую для себя форму рассказывающие о нем. Мне было досадно на себя, что ничего не сказала ему. Чувствовала, что для него я просто актриса и вряд ли интересна ему. Завидовала Книппер – она много раз виделась с ним у Чеховых до тех пор, но и от нее слышала те же рассказы, не соответствующие облику Горького, борца и творца новой жизни, которого так пламенно любили мои друзья-революционеры. Когда Художественный театр приехал играть в Ялту, мне там не однажды пришлось видеть Алексея Максимовича и в театре, и в ужинающей компании, и на берегу моря, на прогулке… Где бы он ни был, он всегда помимо всяких усилий с его стороны, помимо воли становился центром, вокруг которого группировались остальные. Это отнюдь не мое личное впечатление, так как об этом же впечатлении мне много раз приходилось слышать от людей самых разнообразных, и расположенных к нему, и прямо враждебных. В те дни в Ялте много было заметного народу из писателей: Бунин, Куприн, Фёдоров, Мамин-Сибиряк, Станюкович, Елпатьевский, Миролюбов, наши главари: Станиславский и Немирович-Данченко, актеры, такие яркие люди, как Москвин, Качалов, наконец, Антон Павлович Чехов. Но когда появлялся Горький и начинал рассказывать, всё как-то стушевывалось и бледнело перед ним. Особенно загорался он, когда речь заходила о литературе; и тогда уже он знал и читал чрезвычайно много, и не раз приходилось замечать, что многие из присутствующих, люди дипломированные, с университетским и иным образованием, знают меньше, образованны уже, чем он. О чем бы ни заходил разговор, Горькому ничто не было чуждо. Суждения и мысли свои он высказывал прямо, несколько резковато порою, не всегда вежливо по отношению к слушающему, но всегда волнующе интересно и горячо… Лично мне пришлось очень мало разговаривать с ним, но видела я его очень много, слышала о нем ежеминутно и слышала его самого. Однажды он, сидя на берегу, рассказывал нам, актерам, какую хочет написать пьесу для нашего театра, и вкратце передавал возможное содержание ее. Потом этот рассказ воплотился в «Мещанах»… Однажды осенью, после нашей поездки в Крым, мне доложили, что спрашивают меня Шаляпин и Горький. Они пришли просить достать денег для помощи духоборам, высылаемым куда-то в Америку, если не обманывает память. С той поры мы видались с Алексеем Максимовичем очень часто. Приезжая в Москву, он всегда заходил ко мне, подолгу засиживался, иногда читал вслух новые произведения кого-либо из товарищей. Чаще других – Л.Н. Андреева, которым горячо восхищался. Великим наслаждением было слушать Алексея Максимовича! Рассказывал он всегда очень просто, с необыкновенным мастерством передавая в лицах диалоги, иногда каким-либо жестом рисуя в воздухе то человека, то дерево, сук, извилину реки, – и перед вами как живое проходило то, о чем он говорил. Читал и свои, и чужие вещи с огромной экспрессией и большим чувством меры, так же просто, как и рассказывал… В театре поставили «Мещан» – Горький был тогда всеобщим любимцем, публика рвалась увидеть его, особенно молодежь. Мне пришлось лично присутствовать при том нашумевшем случае, о котором принято было рассказывать, будто Алексей Максимович «выругался», сказал, что он не утопленник, не балерина и на него-де смотреть нечего. По-настоящему было, конечно, не совсем так. ![]() На одном из юбилейных представлений «Дяди Вани», кажется, 25-м, присутствовали и Чехов, и Горький. Сидели они в директорской ложе, а в аванложе для них приготовили чай. Так как Лилина и Книппер играли, то меня попросили быть за хозяйку и напоить их чаем. Антон Павлович, как всегда, подтрунивал над всеми окружающими, шутил, но, видимо, волновался все-таки. В антракте в ложу стали стучать, ломиться в двери и громко вызывать Горького. Напрасно театральный служитель взывал к благоразумию и увещевал ломившихся в двери, напрасно приходил кто-то из администрации театра просить о том же – шум и стук не прекращался, пока длился антракт. В следующем антракте дверь не выдержала, ручка отскочила, и какие-то лица стали заглядывать внутрь. Антон Павлович поднялся и направился в ложу, а Алексей Максимович, побледнев и стиснув зубы, грозно двинулся к восторженно улыбающимся физиономиям. Посмотрела я на него, и жутко стало: лицо белое, даже глаза как-то побелели, скулы выдались. Сказал он очень тихо, но очень внушительно дословно следующее (каждое слово мне тогда врезалось в память): – Неужели вы не понимаете, до чего это глупо? Происходит такое значительное событие, идет «Дядя Ваня», Антон Павлович в театре, а вы ломитесь в закрытые двери, занимаетесь пустяками! Ведь я же писатель, читайте то, что я пишу, если вам нравится, но зачем смотреть на меня? Что я, балерина, утопленник, чтобы глазеть на меня? Постыдились бы вы, господа! – И ушел. Ушел совсем из театра, страшно огорченный и взволнованный. Впоследствии Алексей Максимович часто вспоминал об этом случае, и всегда с большим негодованием на бестактность публики по отношению к Антону Павловичу, а от разных лиц я бесчисленное число раз слышала извращенную передачу этого инцидента то в насмешливой форме, то в виде иллюстрации некультурности и грубой невоспитанности Горького. Не знаю, как поступил бы кто-нибудь другой на его месте, но он, чуткий и страшно деликатный по отношению к другим, жестоко страдал, чувствуя недостаток почтительности публики в отношении к Чехову. Это и вызвало резкость его отповеди. В то время Алексей Максимович часто виделся с нашими актерами, приезжая от времени до времени в Москву… Наша дружба с ним все больше крепла, нас связывала общность во взглядах, убеждениях, интересах. Мало-помалу я входила во все его начинания, знала многих, стоявших к нему более или менее близко. Он присылал ко мне людей из Нижнего с просьбой устроить их, сделать то или другое. Бывая у меня, он часто говорил, встречая много народу: «Место свято пусто не бывает». Я страшно гордилась его дружбой, старалась быть достойной ее, восхищалась им бесконечно. Однажды он прочел у меня «В тумане» Л. Андреева. Вещь эта произвела на всех слушающих потрясающее впечатление. Но надо было видеть радость и восторг самого Алексея Максимовича, он весь дрожал и вибрировал, как натянутая струна. В нем была странность – он легко умилялся и плакал, особенно при чтении вслух. Немножко смешно мне это казалось, но и трогательно ужасно. Почти одновременно, насколько помнится, он рассказывал историю священника, глубоко верующего, молящегося о чуде и верующего в возможность такового. Впоследствии на эту тему Андреевым был написан «Василий Фивейский». На меня лично рассказ Алексея Максимовича произвел более сильное впечатление, чем прочитанный – у Андреева. Так всё шло до первого чтения пьесы «На дне». Это было во временном помещении, взятом для весенних репетиций, – в театре был ремонт. Помню, за большим столом сидели Немирович, Станиславский, Морозов, Алексей Максимович, Шаляпин, рядом с ним, почти обняв его, Пятницкий. Вся наша труппа. Горький читал великолепно, особенно хорошо Луку. Когда он дошел до сцены смерти Анны, он не выдержал, расплакался. Оторвался от рукописи, поглядел на всех, вытирает глаза и говорит: – Хорошо, ей-богу, хорошо написал... Черт знает, а? Правда хорошо! Вокруг на него смотрели влюбленными глазами, мы тогда все, от мала до велика, были влюблены в него, больше всех, пожалуй, Станиславский. Шаляпин обнял Алексея Максимовича и стал уговаривать: – Ничего, ничего! Ты читай, читай дальше, старик! Трудно описать, в каком мы все были восторге! Сама я была даже подавлена сознанием силы и огромности дарования Алексея Максимовича. До тех пор мне в голову не приходило вглядеться в людей не своего круга и жизни, помимо той ее стороны, о которой, к сожалению, я лишена возможности писать правдиво и откровенно и которой поэтому не касаюсь вовсе, – я говорю, конечно, о так называемой подпольной стороне. Готовясь играть «На дне», мы ездили на Хитров рынок, знакомились с тамошними людьми. Игре нашей это мало помогло, по всей вероятности, но лично я многому научилась и многое поняла за это время. И Горький стал мне еще дороже. Первое представление этой пьесы было сплошным триумфом. Публика неистовствовала. Вызывала автора несчетное число раз. Он упирался, не хотел выходить, его буквально вытолкнули на сцену. Горький курил в это время, как всегда в волнении, усиленно затягиваясь. Так с папиросой в руке и вышел. Уж ему из-за кулис кричат: «Спрячьте папиросу-то, спрячьте!» Он спрятал ее в кулак. По обыкновению он был в черной косоворотке, с ремешком кавказского пояса, в высоких сапогах. В третьем акте ему понравилось, как я играла. Пришел весь в слезах, жал руки, благодарил. В первый раз тогда я крепко обняла и поцеловала его, тут же на сцене, при всех. ![]() После спектакля Горький пригласил массу народа в «Эрмитаж» ужинать. Было шумно, говорили речи, поздравляли, все были возбуждены и взволнованы. Еще во время спектакля, после взрыва аплодисментов, когда кончился первый акт и опустили занавес, Станиславский, потирая руки, прыгал по нарам и радостно говорил: – Хлебом запахло!.. Мария АНДРЕЕВА 17 февраля 1922, Берлин Дорогой Владимир Ильич! Алексей Максимович не очень-то хорошо себя чувствует, пишет, что задыхается, мало может двигаться. Из-за того, что «рубашка сердца» приросла (из-за не замеченного им в России плеврита) к плевре, испытывает сильные боли в области сердца; каверна зарубцовывается медленно; весу прибавил всего 3 кило, а за последнее время у него было предельное исхудание. Доктора требуют, чтобы он провел в санатории по крайней мере еще 2–3 месяца, до полного тепла. Еду к нему, так как он написал мне, что ему сейчас без меня трудно и что ему очень надо меня видеть. По этой причине я так торопилась уехать из Москвы, хотя мне очень хотелось остаться, и надо было бы дождаться окончательного выяснения кинематографического вопроса в Наркомпросе. Не могу понять, почему не хотят назначить Марию Николаевну Менжинскую (жену Вячеслава Рудольфовича)? Очень толковый умный человек, литературно образованный, политически грамотный; целый год она работала в старом Кинокомитете, – все честные и порядочные работники относятся к ней великолепно, а разные «дельцы» – боятся и ненавидят, но вместе с тем она практический, деловой человек, который делал бы дело, а не занимался бы завиральными фокусами. Она и от Лещенко ушла, будучи несогласной с его неделовитостью и бессистемностью. И с ней чудесно можно было бы работать. Сейчас здесь сколько угодно может быть возможностей как в смысле привлечения капитала, так и получения кредита, но пока не будет полной определенности – кто, как и чем правит, не окажутся ли, вопреки постановлениям СТО, Совнаркома и прочих высших инстанций, муниципализированы или апроприированы все доходные статьи, – нечего и думать найти желающих идти на это дело. Николай Петрович Горбунов отлично в курсе всего дела и, если Вас оно продолжает интересовать, лучше меня расскажет Вам обо всем, да и я решительно обо всем, что знала, сказала и пишу ему отсюда. Леонид Борисович [Красин] передаст Вам о деле издания книг Алексея Максимовича, пожалуйста, если будет нужно, поторопите решить этот вопрос, пособия или ссуды Алексей не возьмет, уехал он, не взяв ни копейки. Всё, что у него было, прожито, а жить здесь, а уж особенно лечиться – безумно дорого (данный абзац отчеркнут В.И. Лениным)… Ивана Павловича Ладыжникова, беднягу, ударило огромное несчастье: у жены его – помните, какой это чудесный человек? – рак. Одну грудь вырезали, теперь делают вторую операцию, а это значит, что надежды на спасение нет! Сейчас он едет в Питер (Лесное, Гонорин пер., 1). Если вспомните, среди массы тягот и дел своих, о нем – это его поддержало бы. Ведь Вы для нас, стариков, все тот же особенный Владимир Ильич, и всякое Ваше внимание нам особенно дорого. Ну, будьте здоровы, дорогой друг и товарищ! Крепко обнимаю Вас и горячо желаю здоровья, это – главное. Привет Надежде Константиновне и Марии Ильиничне. Ваша Мария Андреева 29 января 1924, Берлин Начала писать тебе в тот день, когда пришло известие о кончине Владимира Ильича, и не смогла. Такое было острое чувство тоски от утраты и своей, и общей, что всё было трудно и всё казалось ненужным и таким ничтожным. Великого мужества, великого дерзания и глубокой, крепкой честности ушел из мира Человек... А мне всё вспоминается тот Ильич, который жил на Капри и грустно отдыхал от тяжкого труда, разочарований, охотно хохотавший при каждом остроумном слове, от самой маленькой человечьей радости... Ты когда-то в Москве, на собрании, говорил, мне сказали, что Владимир Ильич представляется тебе Человеком, который взял Землю в руки, как глобус, и ворочает ее – как хочет. Но мне чувствуется, что хотение его всегда было от жестокого сознания долга. И не всегда приятно ему. Мне один раз пришлось услышать от него признание: «Что делать, М.Ф., милая моя! Надо!! Необходимо!!! Нам тяжело? Конечно... Вы думаете, и мне не было трудно? Вон Дзержинский – поглядите, на что человек похож! Надо. Ничего не поделаешь. Пусть лучше нам будет тяжело, только бы выиграть». Помню (должно быть) точно. Да я тебе тогда, приехав из Москвы, рассказывала, если память не изменяет. О себе – он мало думал. Помню еще один его жест: мы ехали вместе из Петербурга, ему подали его автомобиль с любимым шофером. Гиль, бывший у каких-то высочайших особ, но любивший и гордившийся Владимиром Ильичем, сам мне говорил: «Этот не похож на других. Этот никогда не ругается, не комиссарит. Этот – особенный. Этого нельзя не признавать». Спускаемся по Мясницкой, движение большое, много ломовиков, Гиль дудит, кричит и лезет напролом, ни с кем не считаясь. Владимир Ильич волновался-волновался, сидя рядом со мной, потом не выдержал, открыл дверь, по подножке добрался до самого Гиля и стал его увещевать: «Гиль, пожалуйста, не шумите, не вылезайте. Поезжайте – как все! Вы видите, сколько народу»... Помню его в Немировичевой ложе Художественного театра. Этот театр ему, не видавшему хорошей русской драмы, очень нравился. Ему устраивают прием, подают чай с сахаром, бутербродами с ветчиной и с пирожными. Ильич искренне и наивно волнуется, смущается и огорчается, зачем всё это устроили. В голову лезут тысячи всяких мелочей – из далекого прошлого, из недавнего, из последних встреч. И последняя была – я пришла к нему говорить о кинематографе, он очень интересовался этим и считал важным вопросом наладить производство у нас. По обыкновению я волновалась, горячилась, он долго что-то слушал, а потом вдруг говорит: «Какая Вы еще, М.Ф., молодая! Даже румянец во всю щеку от волнения... Краснеть не разучились. А вот я – уставать стал. Сильно уставать». И так мне жалко его стало, так страшно. Мы крепко обнялись с ним, и я вдруг почему-то заплакала, а он тоже, отирая глаза, стал укорять меня и убеждать, что это очень плохо. Так, значит, больше и не пришлось увидеться. Вспоминаешь о нем, и чем больше вспоминаешь мелочей, тем больше становится он сам – Человек. Как бы велико ни было будущее и его завоевания, такие люди останутся гигантскими фигурами и для будущего. И – представь. Н.Н. Крестинский (Н.Н. Крестинский – в те годы полпред СССР в Германии) говорит – просто, очень искренне, очень волнуясь, но очень сдерживается... А когда сказал: «Встанем, товарищи, и споем Интернационал, как завтра его петь будут в Москве, когда будут хоронить Владимира Ильича», лицо у него стало какое-то детское, брови поднялись, голос сорвался и – заплакал. И вдруг этот чужой, нелюбимый мною человек, стал таким родным, понятным и близким. Пусть ненадолго, но ведь вот есть нечто, что может сделать такое чудо – объединить духовно людей, и это не только горе об утрате, ей-богу, не только это. Это общее – вера, мысль, то, символом чего стал Владимир Ильич. В одном больше, в другом меньше, но в каждом, в ком есть эта вера и мысль, – объединенные люди. Пусть это сентиментально, пусть, но когда среди цветов опустился портрет Владимира Ильича, как живой, даже глазок его прищуренный, а руки, не поместясь на экране, легли на знамена, склоненные перед его портретом, сердце забилось от волнения – тоже символ, даже после смерти – руки на знаменах, даже Н.Н. не мог скрыть глубокого волнения, его волнение – тоже знаменательно. Вот Н.Н. – а как его потрясло! Больше, чем многих, кого я вижу. Хотя много людей горюют глубоко и искренне. Ну – прощай, друг. «Отечественные записки» [04/07/2013] ![]() ertata Тэги: а.м.горький, артист, биография, в.и.ленин, интересный, история, история., кино, кино,, культура, люди, люди,, м.ф.андреева, назад, непознанный, россии., ссср, ссср., судьба, театр, театр.
Главная / Главные темы / Тэг «назад»
|
![]() ![]() ![]()
Категория «Графика»
Взлеты Топ 5
Падения Топ 5
![]()
Популярные за сутки
300ye 500ye all believable blog cake cardboard charm coat cosmetic currency disclaimer energy finance furniture hollywood house imperial important love lucky made money mood myfxbook new poetry potatoes publish rules salad sculpture seo size trance video vumbilding wardrobe weal zulutrade агрегаторы блог блоги богатство браузерные валюта видео вумбилдинг выводом гаджеты главная денег деньги звёзды игр. игры императорский картинка картон картошка клиентские косметика летящий любить любовь магия мебель мир настроение невероятный новость обзор онлайн партнерские партнерских пирожный программ программы публикация размер реальных рубрика рука сайт салат своми стих страница талисман тонкий удача фен феншуй финансы форекс цитата шкаф шуба шуй энергия юмор 2009 |
Загрузка...

Copyright © 2007–2025 BlogRider.Ru | Главная | Новости | О проекте | Личный кабинет | Помощь | Контакты |
|