Каталоги Сервисы Блограйдеры Обратная связь Блогосфера
Какой рейтинг вас больше интересует?
|
Один в поле воин. Подвиг 41- го года.2013-12-10 16:44:40+ развернуть текст сохранённая копия Лето 1941-го. Танковая армада немецкого генерала Гудериана рвется на Восток. Кажется, ничто не может ее остановить. И вдруг на мосту у деревни Сокольничи колонну встречает шквал артиллерийского огня. Загорается головной танк, за ним второй, третий. В панике автоматчики, идущие за броней. И только через три часа боя немцы обнаруживают: разгром учинила не батарея русских, а один-единственный солдат с пушкой. Из документов убитого они узнали, что зовут артиллериста Николай Сиротинин. Немецкие танкисты похоронили его с воинскими почестями. Очевидцами этих беспрецедентных похорон стали жители деревни, а позже, в 1943 году, был обнаружен дневник офицера вермахта с описанием подвига русского артиллериста. Жанр: Документальный Выпущено: Россия, Кинокомпания «Родина» 2010 год. Режиссер: Александр Ладнов. ertata Тэги: 41-, авиация., армии, армия,, великая, видео, вов., военная, воин, война, герои, года, документальное, история, история., кино, назад, один, онлайн, отечественная, подвиг, поле, русский, русской, смотреть, солдат, ссср, ссср., флот, 22 года назад в Карабахе в присутствии наблюдателей состоялся референдум2013-12-10 12:40:4122 года назад в Карабахе в ... post 22 года назад в Карабахе в ...
22 года назад в Карабахе в присутствии наблюдателей 10 декабря 1991 года, всего за несколько дней до официального распада Советского Союза, в Нагорном Карабахе в присутствии международных наблюдателей состоялся референдум, на котором подавляющее большинство населения — 99,89% — высказалось за полную независимость от Азербайджана. Уже 6 января 1992 года парламент... The post 22 года назад в Карабахе в присутствии наблюдателей состоялся референдум appeared first on Новостной Калейдоскоп. Тэги: года, карабахе, наблюдателей, назад, новости, присутствии «К-21» - легенда Северного флота. Сохранить - значит помнить2013-12-06 07:09:18+ развернуть текст сохранённая копия В ЗАТО Североморск продолжается реконструкция Краснознаменной подводной лодки Северного флота "К-21", филиала военно-морского музея СФ в Мурманске. Во время Второй мировой войны наши крейсерские дизель-электрические подводные лодки типа «К» (серия XIV) - те самые, которые моряки ласково называли «катюшами», наводили страх на гитлеровский флот. Серия XIV вообще была уникальной и с точки зрения вооружения (каждая лодка несла 20 торпед, 20 мин, два 100-миллиметровых и два 45-миллиметровых орудия), и с точки зрения комфорта - впервые на лодках были установлены душевые для экипажа и холодильные установки для хранения продуктов. Инженер-контр-адмирал Михаил Рудницкий, бывший с 1937 года главным конструктором этой лучшей в мире подлодки того времени, лично принимал участие во всех её испытаниях. Он ещё на стадии проекта заложил огромную по тем временам энерговооружённость субмарины, что позволило лодке «К-56» совершить в Ленинграде в январе 1942 года гражданский подвиг - лодочные дизели заменили вышедший из строя насос центрального водопровода, и хлебозаводы города не остались без воды, а жители блокадного Ленинграда - без хлеба. В годы войны особенно отличились экипажи гвардейской «К-22» во главе со своим командиром капитаном второго ранга Виктором Котельниковым и краснознаменной «К-21» под командованием капитана второго ранга Николая Лунина, потопившей 17 фашистских транспортов и боевых кораблей. Командир подводной лодки К-21 Н.А. Лунин у перископа. Подводная лодка «К-21» в боевом походе. Северный флот, июнь 1942 г. Командир подводной лодки «К-21» Герой Советского Союза Н. А. Лунин с экипажем. Северный флот, 1942 г. 5 июня 1942 года подлодка «К-21» атаковала гордость германского флота - линкор «Тирпиц», предотвратив тем самым выход врага на разгром «РО-17», союзного конвоя из 34 транспортов, несущих 200 тысяч тонн военного груза, которого было достаточно для экипировки целой армии. В тот день вблизи острова Ингей в Норвежском море подводная лодка «К-21» получила шифровку, в которой сообщалось, что мощная немецкая эскадра вышла на перехват конвоя «РО-17» и, несмотря на чрезвычайный перевес в силах в пользу противника, вышла на торпедную атаку. Живой свидетель боевого подвига советского экипажа лодки «К-21» капитан первого ранга в отставке Алексей Федорович Котов вспоминает: «Когда возвратились на базу, то узнали, что после нашей атаки взорвался и затонул один из эсминцев охранения, а сам «Тирпиц», получившим повреждение, вынужден был отказаться от выхода на курс союзного конвоя «PO-17». Англичане, правда, попытались представить нашу атаку безрезультатной. И это понятно. Они, как только до них дошла весть о выходе в море «Тирпица», бросили на произвол судьбы конвой, фактически лишив охранения. А мы, не страшась смерти, остались верны флотскому закону: сам погибай, а друга выручай». После войны в течение двадцати лет «К-21» служила тренировочной базой для отработки борьбы за живучесть. В 1981 году решением Военного Совета Северного флота в канун 50-летия Северного флота было принято решение в память о мужестве и героизме подводников-североморцев в годы войны поставить легендарную «К-21» на вечную стоянку в Североморске в качестве мемориала и филиала музея Северного флота. В декабре этого года «К-21» исполняется 76 лет, и лодка начинает новую страницу своей истории. В июле 2013 года стартовал уникальный проект по ремонту корпуса лодки-музея и её пирсовой зоны. Работы ведутся на благотворительные средства силами морской инженерно-строительной компании «Баренц Марин Инжиниринг», в составе которой присутствуют и водолазные станции, и проектное бюро, и парк специализированного оборудования, без которых трудно было бы решить многочисленные нестандартные задачи проекта. В целом, предприятие специализируется на подводно-технических, водолазных работах, гидротехническом строительстве и проектировании. Восстановительные работы такого уровня на подлодке «К-21» проводятся впервые за 30 лет. До начала ремонтных работ было обследовано состояние прочного и лёгкого корпусов, переборок лодки, а также пирса, в результате чего стало очевидно, что восстановить корпус в его первоначальное состояние, используя стандартные технологии, неэффективно и дорого, так как встанет необходимость замены всей металлической оболочки. Но и обычной зачистки и покраски будет недостаточно - ржавчина привела лодку в аварийное состояние. Из-за коррозии лёгкого корпуса грунт засыпки причала стал проникать внутрь цистерн главного балласта лодки. Наружная облицовка пирса из железобетонных блоков, изготовленных из обыкновенного, не сульфатостойкого цемента, также подверглась значительному разрушению. Вследствие этих факторов внутри причала образовались пустоты, которые привели к провалу асфальтового покрытия. Носовая оконечность, так красиво выдававшаяся в море, оказалась наиболее «слабым звеном». Обшивка лёгкого корпуса ниже ватерлинии прокорродировала и была оборвана прибоем практически на 100 %. Обнажившийся прочный корпус также начал стремительно ржаветь. Даже торпедные аппараты прогнили насквозь, морская вода просочилась в первый отсек сквозь неплотные внутренние крышки торпедных аппаратов. По всей длине лодки стало иметь место явление активной коррозии - во время ежеполусуточных четырёхметровых приливов вода приходила в межкорпусное пространство и уходила оттуда два раза в сутки, создавая благоприятную среду для коррозии в переменном поясе «вода-воздух». По полученным данным, прочный корпус 22-миллиметровой толщины стал тоньше наполовину. Кроме этого, в последнее время работниками музея было замечено раскачивание носовой части подлодки. Вероятно, это происходит из-за действия тех же приливов и отливов, когда массивная конструкция на «малой» воде провисает вниз, а потом, на «большой» воде, начинает водоизмещать и стремиться «всплыть». Трюма под музейной палубой неоднократно были затоплены через различные неплотности (сгнившие заклёпки, забортную арматуру, коррозионные отверстия и т. п.). Создавшийся там микроклимат стал угрожать сохранности музейной экспозиции. Инженеры ООО «Баренц Марин Инжиниринг» разработали уникальную технологию восстановления музейного комплекса, представляющую из себя компиляцию различных методик, взятых как из судоремонта, так и из гидротехнического строительства. Некоторые решения были позаимствованы из современного стеклопластикового судостроения. Стеклопластик - это новое слово для подобных объектов, которые не эксплуатируются по прямому назначению, но имеют высокие требования к внешнему виду и небольшие бюджеты для его текущего поддержания. Этот материал отвечает всем требованиям - он эстетически выгодно смотрится, долговечен, прочен, не подвергается коррозии и не требует ежегодной зачистки и покраски. Вся видимая верхняя часть лёгкого корпуса «К-21» будет покрыта слоем стеклопластика. Подводная и «подземная» части лодки будет упрятаны в «саркофаг» из специального гидротехнического бетона, залитого между лёгким и прочным корпусами. Это решение позволит одновременно решить целый ряд задач: защитить от дальнейшей коррозии, обеспечить гидроизоляцию, укрепить корпус в отсыпке причала, предотвратить вымывание грунта из тела пирса. Под нависающей носовой оконечностью будет сооружён огромный кильблок - специальная железобетонная опора, передающая нагрузку от корпуса лодки через свайное основание на скалу, которая находится под трёхметровым слоем насыпного грунта. Специфика местоположения музея создала дополнительные сложности для производства: подводные работы соседствуют с наземными, и в течение суток несколько раз должна меняться их технология в зависимости от того, «сухой» ли корпус или он находится под водой. Северная капризная погода, приближающееся межсезонье, морской берег, «закрытый» город, военно-морская база с её частыми учениями и другими мероприятиями, ограничивающими доступ к объекту. Все это также не облегчает жизнь строителям. И конечно, музей, как место паломничества большого количества людей должен обладать соответствущей инфраструктурой, и невозможно будет обойтись без ремонта близлежащей территории, создания парковки для автомобилей, прогулочной зоны и кафе. Но это уже задачи следующих периодов. Планируется, что обновлённый памятник боевой славы советским морякам-подводникам примет первых посетителей в 2014 году в День защитника Отечества. ertata Тэги: <<к>>, авиация., армия,, архитектура., вмф, вов., военная, война, история, история., к-21, культура, музеи., музей, мурманская, назад, обл, памятники., подлодка, россии, россии., российского, россия, сделано, северный, североморск, ссср, ссср., тип, флот, флот,, флота Советский метрополитен.2013-12-05 00:39:51+ развернуть текст сохранённая копия
ertata Тэги: видео, документальное, история., кино, кинофильм, метро, метрополитен, назад, онлайн, смотреть, советский, ссср, ссср. На чужой территории – малой кровью.2013-12-05 00:16:16+ развернуть текст сохранённая копия На румынском берегу Дуная с советских бронекатеров и сторожевых катеров был высажен десант. За 2 дня боев захвачен плацдарм шириной 75 км и глубиной до 10 км. Румынские войска разгромлены и обращены в бегство. Население сел Ласкар и Каратжиу встретило десантников красными флагами. Это не август 1944-го, а 25 и 26 июня 1941-го. Из сообщения «Информбюро»: «Бессарабский фронт. В ночь на 26 июня группа наших войск при поддержке речной флотилии форсировала Дунай, захватила выгодные пункты, 510 пленных, двух офицеров, 11 орудий и много снаряжения». Сейчас мы знаем, что советская пропаганда летом 1941 г. в разы завышала потери немцев. Но на сей раз все было правдой. За 10 дней наступательных боев на Дунае было захвачено 810 пленных, уничтожено 327 солдат и офицеров противника, несколько сот ранено. Было захвачено: 15 орудий; около трех тысяч снарядов; 742 винтовки. С захватом полуострова Сату-Ноу, населенных пунктов Старая Килия и Пардина и острова Татару Дунайская флотилия овладела обоими берегами Дуная от села Периправа до устья реки Репида, получив, таким образом, маневренный плацдарм на протяжении 76 км и необходимую глубину, в которых она так нуждалась. Итак, на Украине и в Белоруссии танковые дивизии врага вклинились на сотни километров вглубь нашей территории, пали Минск, Львов и Рига. А тут, на Дунае, война шла по довоенным канонам — «на чужой территории, малой кровью!» Как это могло случиться? 26 июня 1940 г. нарком иностранных дел В.М.Молотов вызвал румынского посла Давидеску и передал ему заявление советского правительства. Там говорилось: «В 1918 году Румыния, пользуясь военной слабостью России, насильственно отторгла от Советского Союза (Россия) часть его территории — Бессарабию — и тем нарушила вековое единство Бессарабии, населенной главным образом украинцами, с Украинской Советской Республикой. Советский Союз никогда не мирился с фактом насильственного отторжения Бессарабии, о чем Правительство СССР неоднократно и открыто заявляло перед всем миром». Новая граница СССР с Румынией прошла по Дунаю от Вилково до Рени, точнее, до 294 км Дуная. В сложившейся военной и политической ситуации погранвойск для охраны Дуная было явно недостаточно, и в июне 1940 г. советское правительство приняло решение о создании Дунайской военной флотилии. В июле 1940 г. ее командующим был назначен контр-адмирал Н.О.Абрамов. Флотилия входила с состав Черноморского флота, а ее главной базой стал Измаил. Это была восьмая по счету русская военная флотилия на Дунае, но первая флотилия, созданная в мирное время. Все предыдущие флотилии создавались в ходе войны и расформировывались после ее окончания. 2 июля 1940 г. мониторы Пинской военной флотилии «Ударный», «Железняков», «Мартынов», «Ростовцев» и «Жемчужин» покинули киевский рейд и направились вниз по Днепру. 8 июля они прибыли в Измаил и вступили в строй Дунайской военной флотилии. Кроме того, из Пинской военной флотилии был получен колесный минный заградитель «Колхозник». Бронекатера проекта 1125, вооруженные короткими, в 16,5 калибра, 76-мм пушками образца 1927/32 г. были перечислены в Дунайскую флотилию из шхерного отряда кораблей Балтийского флота. Причем основная часть бронекатеров — 18 единиц — прибыла по железной дороге в Измаил из Ораниенбаума лишь 9 июня 1941 г. К 22 июня 1941 г. в составе Дунайской флотилии кроме пяти мониторов, 22 бронекатеров и минного заградителя «Колхозник» состояли: — дивизион катеров-тральщиков из семи тральщиков постройки 1939–1940 гг; Помимо вышеперечисленных катеров, в первые дни войны в Дунайскую флотилию влились два дивизиона сторожевых катеров Морской пограничной охраны НКВД, базировавшиеся в городе Новая Килия (Килиа Ноуэ) и в городе Вилково (Вылков), в следующем составе: а) вилковский дивизион — четыре сторожевых катера МО-2 (№ 125, 126, 127 и 128), катера ЗК (золотовские катера) и до 20 катеров К-ЗИС; Таким образом, флотилия в первые дни войны имела около 100 единиц, считая боевые корабли и вспомогательные плавсредства. Кроме кораблей в состав флотилии входили: — 96-я истребительная эскадрилья (15 истребителей И-16); Нашим силам на Дунае противостояла большая речная румынская флотилия, ядро которой составляли семь мониторов. Четыре монитора — «Александу Лаховари», «Михаил Когальничеану», «Ласкор Катараджиу», «Ион К. Братиану» — были заложены в Триесте в 1906 г. по заказу Румынии и спущены на воду в 1907 г. в Галаце (Румыния). В 1937–1938 гг. они прошли модернизацию. Их полное водоизмещение 750 т, скорость 13 узлов, вооружение: три 120/50-мм пушки. К 1941 г. их зенитное вооружение состояло из одного 37-мм автомата «Рейнметалл» и трех 13,2-мм пулеметов Гочкиса. Остальные три монитора достались Румынии при разделе речной австро-венгерской Дунайской флотилии. Монитор «Буковина» (бывший «Сава») был построен в Линце в 1915 г. Водоизмещение монитора 550 т, скорость 12 узлов. В 1939–1942 гг. он прошел модернизацию. Две 120/45-мм пушки, две 120/10-мм гаубицы, 65-мм и 47-мм пушки были сняты, а взамен поставлены четыре 120/50-мм новых пушки «Шкода», пять 37-мм и две 20-мм пушки «Рейнметалл». Монитор «Бессарабия» (бывший «Инн») построен в 1913–1915 гг. в Будапеште. Любопытно, что в Венгерской Советской Республике в 1919 г. он носил название «Маркс». Монитор прошел модернизацию в 1940–1942 гг. Данные после модернизации: водоизмещение 770 т, скорость 12 узлов. Две 120/45-мм пушки, три 120/10-мм гаубицы и другие старые орудия были заменены на четыре 120/50-мм «Шкода», пять 37-мм и две 20-мм пушки «Рейнметалл». Монитор «Ардеал» (бывший «Темез») построен в 1903–1905 гг. в Будапеште. Водоизмещение полное 650 т, скорость 10 узлов. В годы Второй мировой войны прошел модернизацию. Вместо двух 120/35-мм пушек, одной 120/10-мм гаубицы и малокалиберных орудий перевооружен на три 120/50-мм пушки «Шкода», четыре 37-мм и четыре 20-мм пушки «Рейнметалл». Перед самым началом войны в состав флотилии был введен еще один «секретный» монитор, которого до сих пор нет ни в одном военно-морском справочнике. Буксирному пароходу «Haralambos» (скорость хода 13 узлов) был придан вид монитора типа «Братиану». Естественно, что его орудия были деревянные. В первые недели войны он произвел несколько демонстративных выходов на Дунае. А после ухода русских с Дуная был вновь обращен в буксир. Кроме того, в состав флотилии входило несколько десятков сторожевых катеров водоизмещением от 3,5 до 50 т. Наиболее сильными были четыре катера типа «Попеску Константин», построенные в 1921 г. в Неаполе, водоизмещением 9 т. Они развивали скорость 15 узлов и были вооружены одной 37-мм пушкой. А также семь катеров типа «Николае Ласкар», построенные в 1907 г. в Лондоне. Водоизмещение их составляло 50 т, скорость 18 узлов, вооружение: одна 47-мм пушка. К 22 июня 1941 г. по формальным признакам румынская Дунайская флотилия превосходила советскую флотилию. Так, наши авторы утверждают, что вес залпа румынской флотилии был в 2 раза больше, чем советской. На самом же деле в случае «генерального» сражения наши мониторы и бронекатера вдребезги разнесли бы румын. Советские корабли были более новой конструкции, имели более скорострельные орудия, обладали лучшей маневренностью, экипажи были лучше обучены и т. д. Следует заметить, что уже в конце 1941 г. соотношение сил на Дунае должно было кардинально измениться. Румыны даже не планировали усиления своей речной флотилии, а в Киеве на верфи «Ленинская кузница» строились три больших монитора. Их стандартное водоизмещение составляло 735 т, а полное 800 т. Силовая установка — два дизеля 38-КР-8 по 800 л. с. — позволяла развивать скорость до 12 узлов. Вооружение состояло из двухорудийных 130-мм башенных установок Б-28 и двух башенных 45-мм установок 41 К, а также трех 12,7-мм спаренных пулеметных установок ДШК М-2 Б. Главный броневой пояс имел толщину 50 мм в районе цитадели и 16 мм в оконечностях. Палуба имела толщину брони 30 мм в районе цитадели и 8 мм по оконечностям. Башенное орудия на бронекатере К 22 июня 1941 г. мониторы «Видлица» и «Волочаевка» были спущены на воду и достраивались на плаву, причем на них уже установили орудия главного калибра. Это были первые четыре серийные башни Б-28. Монитор «Каховка» все еще находился на стапелях без вооружения. Какие же задачи ставились перед нашей флотилией? Небезызвестный Виктор Резун (псевдоним — Суворов) в книге «Ледокол» утверждает: «В оборонительной войне Дунайская военная флотилия не только не могла по характеру своего базирования решать оборонительные задачи, но оборонительных задач и не могло тут возникнуть! Дельта Дуная — это сотни озер, это непроходимые болота и камыши на сотни квадратных километров. Не будет же противник нападать на Советский Союз через дельту Дуная!.. В оборонительной войне Дунайская флотилия никому не нужна и обречена на немедленное уничтожение на своих открытых стоянках у простреливаемого противником берега. А вот в наступательной войне Дунайская флотилия была для Германии смертельно опасна: стоило ей подняться на 130 км вверх по течению, и стратегический мост у Черновады окажется под обстрелом ее пушек, а это означало, что подача нефти из Плоешти в порт Констанца нарушена». В конце марта 1918 г. австро-венгерская флотилия в составе 4 мониторов, 4 канонерских лодок и десятка других судов двинулась вниз по Дунаю, вышла в Черное море и 12 апреля прибыла в Одессу, а через 5 дней — в Херсон. Австрийцы попытались подняться вверх по Днепру до Киева, но Ненасытинский порог оказался австриякам не по зубам, и они от Александровска (ныне Запорожье) отправились обратно. К наступательным возможностям Дунайской флотилии мы вернемся позже, а вот оборонительные задачи Дунайской флотилии, поставленные командованием Одесского военного округа через штаб 14-го стрелкового корпуса, сводились к следующему: 1) не допустить прорыва противника ниже города Рени; Порт Измаил, главная база Дунайской флотилии, простреливался с румынского берега полевой артиллерией, и поэтому все корабли и катера флотилии были рассредоточены. Три монитора, четыре бронекатера и два катерных тральщика поднялись к устью Прута в районе Рени. Возглавлял ренийскую группу командир дивизиона мониторов капитан-лейтенант Кринов. С его кораблями могли взаимодействовать соседняя 724-я береговая батарея и два артполка Чапаевской дивизии. Два других монитора, в том числе флагманский «Ударный», с основной частью бронекатеров и тральщиков были укрыты в Кислицкой протоке, а управление этой группой взял на себя непосредственно командующий флотилией. Остальные бронекатера ушли к дунайскому устью, в район Килии-ноу и Вилкова. В Измаиле к 21 июня не осталось ни одного корабля. Что это? Самодеятельность командующего флотилией? Ведь уже полвека либеральные историки доказывают нам, что Сталин запрещал приводить части в боевую готовность, что заявление ТАСС от 14 июня 1941 г. дезинформировало командиров и т. д. На самом же деле с конца 1940 г. из Москвы в западные округа шел поток приказов о рассредоточении и маскировке войск и боевой техники. А вот большинство начальников на местах игнорировали их. Сталин еще в 1940 г. возмущался, что авиагородки в западных ВО представляют собой «цыганские таборы» с толпами жен, детей, тещ и иных родственников. О том, что в Генерал-губернаторстве ни в одном из авиагородков люфтваффе не пахло ни женами, ни детишками, говорить не приходится. Нарком обороны выделил большие подъемные для вывоза семей летчиков. Но «ночные кукушки» перекуковали наркома. К 22 июня танки стояли в парках, самолеты — на аэродромах крылом к крылу. На окружной полигон (бывший польский) юго-западнее Барановичей в мае 1941 г. было доставлено прямо с завода 480–152-мм гаубиц-пушек МЛ-20 с 10 боекомплектами на каждое орудие. В конце лета 1941 г. гаубицы-пушки должны были пойти на укомплектование десяти артиллерийских полков РГК. Все они целыми и невредимыми достались немцам 23–24 июня 1941 г. Поздно вечером 21 июня 1941 г. командующий Западным ВО генерал-полковник Павлов отправился в театр, а командующий Черноморским флотом адмирал Октябрьский уже был в театре им. Луначарского, а позже с друзьями устроил у себя на квартире сабантуй. А на Дунае моряки и пограничники только выполняли приказы и инструкции. В 2 часа ночи 22 июня Дунайская флотилия перешла на оперативную готовность № 1. Командующий флотилией контр-адмирал Абрамов распорядился рассредоточить и замаскировать корабли и поднять по тревоге подразделения и части. Связь была переключена на флагманский командный пункт, заблаговременно развернутый в укрытии на непростреливаемой с румынского берега территории. В 4.15 румынские батареи открыли огонь по советской стороне — Рени, Каралу, Измаилу, Калии, Вилково и по кораблям флотилии. В 4.20, не запрашивая вышестоящее начальство, контр-адмирал Абрамов самостоятельно отдал приказ открыть ответный огонь и донести о действиях флотилии военному совету фронта. Во время артналета флотилия и береговые батареи существенных потерь не понесли, но Измаильский порт был полностью выведен из строя. Утром 22 июня 1941 г. восемь румынских самолетов IAR-37 совершили налет на Измаил. По румынской версии, один самолет был сбит, а второй поврежден, летчик тяжело ранен. А по советской версии, три самолета сбили истребители 96-й эскадрильи, а один — 463-я зенитная батарея. Даже если принять румынскую версию, 25% потерь за первый налет — совсем неплохо. Представьте себе, если бы так было по всему Восточному фронту. 22–23 июня румынские войска в десятках мест пытались переправиться через пограничные реки Дунай и Прут. Наши пограничники наносили встречный удар. Так, 22 июня (!) «агентурно-боевая группа» 79-го погранотряда, «будучи перемещенной за кордон в селение Ласкар-Каторши, ворвалась в плутон румынской пограничной охраны, захватила 7 солдат и 1 офицера и доставила их в отряд». (РГВА ф. 38658 оп. 1 д. 1 л. 25). 23 июня «агентурно-боевая группа» 79-го погранотряда, переброшенная в Ласар-Каторши, захватила в плен 10 румынских солдат. Трофеи — 1 станковый и 1 ручной пулеметы и около 5000 патронов. 25 июня «агентурно-боевая группа» 79-го погранотряда уничтожила телефонную связь между городами Килия-Веки и Тульча. Силами комендатуры на лодках была форсирована река Дунай и взят город Старая Килия, уничтожено при этом по участку комендатуры 12 румынских пикетов, 2 плутона, 1 компания, взято в плен свыше 500 чел. солдат и офицеров, до 20 станковых пулеметов, до 30 ручных пулеметов, около 700 винтовок, 30 тыс. патронов и до 1500 ручных гранат. А вот донесение с реки Прут: 22 июня 1941 г. 17.30: «2-й погранотряд: противник на участке 14-й заставы форсировал р. Прут в районе взорванного моста. Застава совместно с поддержкой Красной Армии ведет бой. В 14.10 в районе Коту-Морий на участке 12-й заставы группа капитана Матюшина со взводом Красной Армии ведет наступление, подобраны 6 убитых румынских солдат, ручной пулемет. В 13.15 противник силою до одного батальона в районе с. Меделень форсировал р. Прут. 1-я застава ведет бой на участке 18-й заставы. Противник после боя отошел на правый берег. По всему участку 4-й комендатуры от с. Чорыдо до с. Леово подходят к границе части Красной Армии». Ну прямо как в художественном фильме 1938 года «Если завтра война». В итоге все десанты румын на Дунае и на Пруте в первые 10 дней войны были сброшены в воду или уничтожены. В ночь на 24 июня началась первая десантная операция Дунайской флотилии. Для высадки было выделено 4 бронекатера, для артподготовки и поддержки десанта — мониторы «Ударный» и «Мартынов», стоявшие в Кислицкой протоке, береговая батарея № 725 и две батареи зенитного дивизиона. Высадка десанта на Дунае с советских бронекатеров С рассветом 25 июня батарея № 725 береговой обороны и две батареи 46-го зенитно-артиллерийского дивизиона, мониторы «Ударный» и «Мартынов» открыли огонь по вражеским укреплениям на полуострове Сату-Ноу. В 2.45 по команде с наблюдательного пункта 724-й батареи, зафиксировавшего подход катеров, огонь артиллерии прикрытия был перенесен вглубь румынской обороны. По берегу из пушек и пулеметов открыли огонь сами бронекатера. Румыны сопротивлялись слабо, и через полчаса бой на полуострове прекратился. Около 70 румынских солдат и пограничников сдались в плен. Было захвачено около десятка станковых и ручных пулеметов и две трехдюймовые русские пушки. Наш десант потерь почти не понес: ни среди моряков, ни среди пограничников не оказалось ни одного убитого. На следующее утро бронекатера и катера-тральщики переправили через Килийское гирло Дуная 23-й стрелковый полк 25-й стрелковой дивизии. С нашего берега десант поддерживал огнем 99-й артиллерийский полк 25-й стрелковой дивизии. Десантники стремительно атаковали румын, и уже в 8 ч. 28 мин. городок Старая Килия был взят. Румыны потерпели полный разгром. 700 человек сдались в плен, до 200 человек были убиты, остальные в панике разбежались, и их с бреющего полета обстреливали самолеты 96-й эскадрильи. Десантники захватили 8 орудий, до 30 пулеметов, около 1000 винтовок, много боеприпасов и снаряжения. Наши потери составили 5 человек убитыми, 7 ранеными. Три бронекатера имели незначительные повреждения. Для охраны Старой Килии был оставлен батальон 23-го стрелкового полка. К исходу дня 26 июня частями Красной Армии и пограничниками без боя были заняты село Пардина и остров Татару. Несколько слов стоит сказать и о первом минном заграждении на Дунае, проведенном в ночь на 24 июня. Четыре бронекатера Ренийской группы до темноты приняли в Измаиле 24 мины. На головном катере пошел флагманский минер Иссарев. В 2 часа ночи катера снялись и малым ходом пошли к Сулинскому гирлу. Но в густом тумане и темноте бронекатера проскочили мимо него, не разглядев ответвления, и поднялись выше по Дунаю вглубь румынской территории. Ошибка была обнаружена только после того, как отряд наткнулся на выступивший из тумана памятник солдатам Рязанского полка, погибшим при форсировании Дуная в 1877 г., находящийся под Мэчином, — восьмиметровую чугунную пирамиду. Обнаружив ошибку, бронекатера легли на обратный курс. Когда они спустились до Сулинского гирла и повернули в него, уже начинало светать, и туман стал редеть. Внезапно в ста метрах от головного катера в камышах показались борт и башни замаскированного ветками румынского монитора. Стоянка мониторов оказалась гораздо ближе, чем предполагали на флотилии. Открыв огонь по ближайшему монитору, головной катер стал разворачиваться, одновременно сбрасывая мины. Из трех следовавших за ним бронекатеров, развивших максимальную скорость, сбросить мины не успели. В результате поставленными оказались всего 8 мин. Одновременно с минами катера стали сбрасывать и дымовые шашки — оборудования для постановки дымзавес на них не было. Ответный огонь румын был не менее беспорядочным, чем огонь бронекатеров — серьезные повреждения получил только БКА-112, который пришлось взять на буксир. С начала войны советская авиация охотилась за румынскими мониторами. Так, 24 июня в 20 ч. 40 мин. три истребителя И-16 из 96-й эскадрильи атаковали монитор противника в районе Тульчи. Судя по всему, повреждений монитор не получил. На следующий день в 8 ч. 18 мин. девять бомбардировщиков СБ бомбили монитор в районе Тульчи. Атака была безрезультатной, наши самолеты благополучно вернулись на базу. Неудачные действия бомбардировщиков СБ по румынскому монитору объясняются тем, что наши летчики действовали на больших высотах — четыре и более километров, с которых попасть в столь малоразмерную цель, как монитор, крайне трудно. Поскольку самолеты СБ не имели возможности пикировать на цель, следовало применять топмачтовое бомбометание, то есть бомбардировать не выше 40–70 м, пролетая буквально над мачтами вражеских кораблей. 25 июня в 8 ч. 18 мин. девять самолетов СБ бомбардировали румынские мониторы в районе Тульчи. Наши самолеты возвратились без потерь. Помимо всего, обнаружить с воздуха хорошо замаскированный монитор было для летчиков крайне трудной задачей. Командующий Дунайской флотилией Абрамов с самого начала войны просил командующего Черноморским флотом Октябрьского помочь хотя бы торпедными катерами. Он решил совершить рейд в тыл противника и торпедами уничтожить замаскированные румынские мониторы. Большую часть катеров Черноморского флота составляли катера Г-5, которые не отличались хорошей мореходностью. Зато, как показала война, они оказались прекрасными речными катерами. На них ставили реактивные установки М-8 и именовали минными катерами. Наши Г-5 отлично зарекомендовали себя на Дунае в 1944–1945 гг. После того как наши БКА с минами чуть было не врезались в румынские мониторы, 26 июня в 11 ч. 45 мин. в целях быстрейшего уничтожения румынских мониторов по просьбе Абрамова Октябрьский телеграммой № 2094 приказал командиру Одесской ВМБ экстренно отправить четыре торпедных катера с приготовленными восемью торпедами в Измаил. В 15 ч. 50 мин. Октябрьский телеграммой № 2107 поставил перед командующим Дунайской флотилией следующие задачи: с приходом торпедных катеров после тщательной подготовки провести смелую операцию по уничтожению мониторов противника; иметь точную разведку и добиться абсолютной внезапности; перебазирование торпедных катеров произвести скрытно. Катера прибыли в Кислицу только в 6 часов утра 28 июня. По неясным причинам торпедная атака румынских мониторов так и не состоялась. А 3 июля Октябрьский потребовал срочно вернуться четырем торпедным катерам с Дуная в Очаков. Катера срочно потребовались для обороны Очакова от… итальянского флота. Пока наши пограничники и моряки на Дунае и Пруте громили румын, адмирал Филипп Октябрьский затеял большую войну с виртуальным итальянским флотом, которая по понятным причинам у нас засекречена до сих пор. Наркомат ВМФ несколько предвоенных месяцев готовил моряков и пограничников к отражению итальянского и германского морских десантов в Крыму, Одессе и на Кавказе. А раз начальство требует обнаружить итальянский флот в Черном море, то… И уже 22 июня 1941 г. в 13.00 поступило донесение о десанте в Одессе в районе поселка Татарка, а через полтора часа — в районе Спартаковки. Уже 24 июня в 11 ч. 30 мин. и в 13 ч. 20 мин. канонерская лодка «Красная Армения» у Тендровской косы была дважды «атакована» подводной лодкой противника. 24 июня командир Одесской военно-морской базы контр-адмирал Г. В. Жуков доносил адмиралу Октябрьскому, что на одесском рейде катера трижды бомбили обнаруженную вражескую подводную лодку, наблюдали на воде даже масляное пятно. 25 июня в 11 ч. 15 мин. у мыса Сарыч близ Севастополя заметили перископ подводной лодки. Почти одновременно пограничный малый охотник в районе реки Шохе (между Туапсе и Сочи) обнаружил и атаковал подводную лодку. В нескольких километрах другую подводную лодку заметили с наземного пограничного поста. Из дневника адмирала Октябрьского: «28 июня. В. Г. Фадеев докладывает, что якобы вчера между 8–10 часами его катера-охотники уничтожили одну подводную лодку противника в районе главной базы. Признаки: подводные взрывы на месте бомбежки, масляные пятна, сильное травление воздуха». Десанты супостатов высадились на пляжах Судака и Керчи. Итальянская эскадра с немецким десантом двинулась к Батуму. В этой ситуации адмирал Октябрьский срочно связался с командиром Одесской ВМБ контр-адмиралом Г. В. Жуковым: «Для организации противодействия возможным десантным операциям противника приказываю вам немедленно отозвать торпедные катера из Жебриян в Очаков и постоянно держать отряд торпедных катеров в Днестровском лимане с полным количеством торпед». Так глупо сорвалась блестящая операция — торпедная атака румынских мониторов. Замечу, что в составе Черноморского флота на 22 июня 1941 г. было не 6, а 78 торпедных катеров, то есть больше, чем во флотах Германии, Италии, Румынии и Турции, вместе взятых. Делать им в отсутствие вражеских кораблей на Черном море было попросту нечего. Кроме них в составе Черноморского флота были сотни морских охотников, сторожевых катеров, катеров-тральщиков и т. п., трети которых вполне бы хватило для захвата в июне — начале июля 1941 г. всей дельты Дуная. Посмотрим на карту. От советского рукава Дуная до главного румынского порта Констанца всего 150 км. Именно из Констанцы итальянские, румынские и иные танкеры снабжали германские и итальянские силы на Средиземном море. Немцы построили у Констанцы мощные береговые батареи (до калибра 28 см включительно) и помогли румынам поставить многочисленные минные заграждения. Эти мероприятия сделали неэффективными действия советских надводных кораблей и подводных лодок в районе Констанцы. Зато, базируясь в дельте Дуная, советские торпедные катера и морские охотники могли прервать коммуникацию Констанца — Босфор. И торпедные катера, и МО-4 могли ставить минные заграждения. Вспомним их успехи в 1942–1944 гг. Ну а ТКА могли атаковать торпедами вражеские танкеры и грузовые суда. Спору нет, дальность хода ТКА типа Г-5 невелика — 300–430 км, то есть впритык до Констанцы и обратно. Но их по пути могли дозаправлять те же МО-4, мобилизованные сейнеры и т. д. Дальность хода у МО-4–774 км. Кроме того, в составе ЧФ было три несерийных больших ТКА: Г-6, Г-8 и Д-3. Их скорость хода (максимальная/экономическая) составляла 50/28, 32/27 и 45/22 узлов соответственно. А дальность — 783, 450 и 640 км. Таким образом, Г-8 и Г-3 могли атаковать суда и южнее Констанцы. Что же касается Г-6, то с него были сняты торпедные аппараты, и он был выведен из состава торпедных катеров. Зато на этой 90-тонной махине вместо 12 тонн торпедного вооружения можно было поставить столько же мин или бочек с бензином для Г-5. Итак, если бы корабли ЧФ и две–три стрелковые дивизии, перевезенные с Закавказского ВО, я уж не говорю о 14-м корпусе, заняли дельту Дуная, то выбить их оттуда немцам было бы весьма непросто. Сотни проток, озер, плавней. Туда танковые дивизии не пошлешь. А с воздуха замаскированный монитор не видно, не то что маленькие Г-5 или МО-4. Уход русских с Дуная дал огромное преимущество Германии и ее союзникам. Дунай системой каналов связан с рядом рек Европы. Таким образом, в Черное море могли попадать суда, построенные на германских, голландских и французских верфях. По Дунаю в Черное море немцы в 1942–1943 гг. перевели шесть малых подводных лодок II серии, торпедные катера и другие малые военные суда. Монитор «Железняков» на постаменте в Киеве Немцы, используя верфи покоренной Европы, построили сотни небольших плоскодонных судов типа «река — море» водоизмещением 150–400 тонн, которые доставляли по Дунаю из Центральной Европы грузы для Восточного фронта в порты Одесса, Севастополь, Феодосия, Керчь, Анапа. Это имело очень важное значение для вермахта с учетом разрушения большей части советских железных дорог, разной ширины колеи, действий партизан и т. д. Другая часть грузопотока направлялась через Константинополь в порты Греции и Италии. Там германские суда разгружались, брали новый груз и шли обратно в Черное море и далее на Дунай. Осадка таких судов позволяла двигаться по мелководью вдоль берегов, прикрываясь минными заграждениями, береговой артиллерией и истребительной авиацией. Суда типа «река — море» несли мощное зенитное вооружение, которое маскировалось или пряталось в трюм при проходе турецких Проливов. В результате ни советскому флоту, ни союзникам не удалось нанести немцам существенных потерь на коммуникациях Линц — Анапа; Линц — порты Италии и Греции. Александр ШИРОКОРАД ertata Тэги: 1941, авиация., армия,, бессарабский, бронекатера, великая, вов., военная, война, дунайская, история, история., июнь, мониторы, назад, отечественная, россии, российского, ссср, ссср., флот,, флота, флотилия, фронт
Главная / Главные темы / Тэг «назад»
|
Категория «Дизайнеры»
Взлеты Топ 5
Падения Топ 5
Популярные за сутки
300ye 500ye all believable blog bts cake cardboard charm coat cosmetic currency disclaimer energy finance furniture house imperial important love lucky made money mood myfxbook poetry potatoes publish rules salad seo size trance video vumbilding wardrobe weal zulutrade агрегаторы блог блоги богатство браузерные валюта видео вумбилдинг выводом гаджеты главная денег деньги звёзды игр. игры императорский календарь картинка картон картошка клиентские косметика летящий любить любовь магия мебель мир настроение невероятный новость обзор онлайн партнерские партнерских пирожный программ программы публикация размер реальных рубрика рука сайт салат своми событий стих страница талисман тонкий удача фен феншуй финансы форекс цитата шкаф шуба шуй энергия юмор 2009 |
Загрузка...
Copyright © 2007–2024 BlogRider.Ru | Главная | Новости | О проекте | Личный кабинет | Помощь | Контакты |
|