Откуда взялись выражения «дойти до ручки», «козел отпущения», «всыпать по первое число» и другие?
Подобные фразы мы ежедневно используем в речи, совсем не задумываясь об их изначальном значении и происхождении. Почему последнее предупреждение именно китайское? Кто такая тихая сапа? И почему успешное дело должно выгореть?
Всему есть историческое или лингвистическое объяснение. За каждым оборотом стоит либо значимое событие, либо реалии прошлого, либо вышедшее из употребления значение слова. Итак.
Дойти до ручки
В Древней Руси калачи выпекали в форме замка с круглой дужкой. Горожане нередко покупали калачи и ели их прямо на улице, держа за эту дужку, или ручку. Из соображений гигиены саму ручку в пищу не употребляли, а отдавали её нищим либо бросали на съедение собакам. По одной из версий, про тех, кто не брезговал её съесть, говорили: дошёл до ручки. И сегодня выражение «дойти до ручки» значит совсем опуститься, потерять человеческий облик.
Закадычный друг
Старинное выражение «залить за кадык» означало «напиться», «выпить спиртного». Отсюда образовался фразеологизм «закадычный друг», который сегодня употребляется для обозначения очень близкого друга.
Всыпать по первое число
В старые времена учеников школы часто пороли, нередко даже без какой-либо вины наказуемого. Если наставник проявлял особое усердие, и ученику доставалось особенно сильно, его могли освободить от дальнейших порок в текущем месяце, вплоть до первого числа следующего месяца. Именно так возникло выражение «всыпать по первое число».
Попасть впросак
Просаком раньше назывался специальный станок для плетения канатов и верёвок. Он имел сложную конструкцию и настолько сильно скручивал пряди, что попадание в него одежды, волос, бороды могло стоить человеку жизни. Именно от подобных случаев произошло выражение «попасть впросак», что сегодня означает оказаться в неловком положении.
Последнее китайское предупреждение
В 1950—1960-х годах американские самолёты нередко нарушали воздушное пространство Китая с целью разведки. Китайские власти фиксировали каждое нарушение и всякий раз высылали по дипломатическим каналам «предупреждение» США, хотя никаких реальных действий за ними не следовало, а счёт таким предупреждениям вёлся на сотни. Такая политика стала причиной появления выражения «последнее китайское предупреждение», означающего угрозы без последствий.
Вешать собак
Когда человека порицают, обвиняют в чём-нибудь, можно услышать выражение: «На него вешают собак». На первый взгляд, эта фраза абсолютно нелогична. Однако она связана вовсе не с животным, а с другим значением слова «собака» — репей, колючка — теперь почти не употребляемым.
Тихой сапой
Слово sape в переводе с французского означает «мотыга». В 16-19 веках термином «сапа» у нас обозначали способ отрытия траншеи, рва или тоннеля для приближения к укреплениям. В подкопы к стенам замков иногда закладывали бомбы из пороха, а специалисты, обученные это делать, получили название сапёров. А от скрытного рытья подкопов произошло выражение «тихой сапой», которое сегодня употребляют для обозначения осторожных и незаметных действий.
Большая шишка
Самого опытного и сильного бурлака, идущего в лямке первым, называли шишкой. Это перешло в выражение «большая шишка» для обозначения важного человека.
Дело выгорело
Раньше если судебное дело исчезало, то человеку нельзя было предъявить законное обвинение. Дела нередко сгорали: либо от пожара в деревянных зданиях судов, либо от умышленного поджога за взятку. В таких случаях обвиняемые говорили: «Дело выгорело». Сегодня это выражение используется, когда мы говорим об удачном завершении крупного начинания.
Уйти по-английски
Когда кто-то уходит, не прощаясь, мы употребляем выражение «ушёл по-английски». Хотя в оригинале эту идиому придумали сами англичане, а звучала она как ‘to take French leave’ («уйти по-французски»). Появилась она в период Семилетней войны в 18 веке в насмешку над французскими солдатами, самовольно покидавшими расположение части. Тогда же французы скопировали это выражение, но уже в отношении англичан, и в этом виде оно закрепилось в русском языке.
Голубая кровь
Испанская королевская семья и дворянство гордились тем, что, в отличии от простого народа, они ведут свою родословную от вест-готов и никогда не смешивались с маврами, проникшими в Испанию из Африки. В отличие от смуглокожих простолюдинов, на бледной коже представителей высшего сословия выделялись синие вены, и поэтому они называли себя sangre azul, что значит «голубая кровь». Отсюда это выражение для обозначения аристократии проникло во многие европейские языки, в том числе и в русский.
И ежу понятно
Источник выражения «И ежу понятно» — стихотворение Маяковского («Ясно даже и ежу — / Этот Петя был буржуй»). Широкое распространение оно получило сначала в повести Стругацких «Страна багровых туч», а затем в советских интернатах для одарённых детей. В них набирали подростков, которым осталось учиться два года (классы А, Б, В, Г, Д) или один год (классы Е, Ж, И). Учеников одногодичного потока так и называли — «ежи». Когда они приходили в интернат, двухгодичники уже опережали их по нестандартной программе, поэтому в начале учебного года выражение «ежу понятно» было очень актуально.
Перемывать косточки
У православных греков, а также некоторых славянских народов существовал обычай вторичного захоронения — кости покойника изымались, промывались водой и вином и укладывались обратно. Если же труп находили неистлевшим и вздутым, это означало, что при жизни данный человек был грешником и на нём лежит проклятье — выходить ночью из могилы в виде упыря, вампира, вурдалака и губить людей. Таким образом, обряд перемывания косточек был нужен, чтобы убедиться в отсутствии такого заклятья.
Гвоздь программы
Ко всемирной выставке 1889 года в Париже было приурочено открытие похожей на гвоздь Эйфелевой башни, что произвело сенсацию. С тех пор в язык вошло выражение «гвоздь программы».
Не мытьём, так катаньем
В старину деревенские женщины после стирки «катали» бельё с помощью специальной скалки. Хорошо прокатанное белье оказывалось выжатым, выглаженным и чистым, даже если стирка была не очень качественной.
Газетная утка
«Один ученый, купив 20 уток, тотчас приказал разрубить одну из них в мелкие кусочки, которыми накормил остальных птиц. Несколько минут спустя он поступил точно так же с другой уткой и так далее, пока осталась одна, которая пожрала, таким образом, 19 своих подруг». Эту заметку опубликовал в газете бельгийский юморист Корнелиссен, чтобы поиздеваться над легковерием публики. С тех пор, по одной из версий, лживые новости называют «газетными утками».
Семь пятниц на неделе
Раньше пятница была свободным от работы днём, а, как следствие, базарным. В пятницу, получая товар, обещали в следующий базарный день отдать полагающиеся за него деньги. С тех пор для обозначения людей, не исполняющих обещания, говорят: «У него семь пятниц на неделе».
Козёл отпущения
По древнееврейскому обряду, в день отпущения грехов первосвященник клал руки на голову козла и тем самым возлагал на него грехи всего народа. Затем козла уводили в Иудейскую пустыню и отпускали. Отсюда произошло выражение «козёл отпущения».
2013-05-25 21:37:15
... ценных объектов культурного наследия народов РФ. Портал культурного наследия России
+ развернуть текстсохранённая копия
Уникальный музей под открытым небом находится в 25 километрах от Архангельска. Это самое большое в мире собрание деревянной русской архитектуры XVI-XIX веков, самобытного зодчества жителей сурового северного края. С 1983 года Малые Корелы вошли в Ассоциацию европейских музеев под открытым небом, а в 1996-м президентским указом были включены в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов РФ.
Музей появился благодаря воистину титанической работе художников, архитекторов, реставраторов и этнографов, которые задались целью сохранить национальное достояние. Открытие музея состоялось в 1973 году. Сюда привезли здания, которые стояли в отдаленных поселениях Архангельской области, в старинных деревнях и селах. Чтобы осмотреть их все, пришлось бы предпринять большое путешествие по огромной территории. Теперь же несколько веков истории и архитектуры Русского Севера можно увидеть во время приятной прогулки по живописной местности.
«Серебряные» купола на церкви Вознесения Господня
Как и все здание, они сделаны из дерева, но сверкают на солнце, словно серебряные. Дело в том, что деревянные черепицы, которыми покрыты купола, изготовлены из осины. Именно она со временем приобретает такую «блестящую» особенность. Несмотря на дурную славу (осина считалась деревом Иуды), без этой древесины северные архитекторы не могли обойтись из-за его высокой влагостойкости.
Аналогичные музеи есть в России (самый известный – Кижи), в Норвегии, Швеции, Финляндии, но Малые Корелы – один из самых впечатляющих: здесь собрано более 120 построек, наиболее старинные относятся к XVI веку. Музей разделен на сектора, каждый из которых представляет архитектурные традиции и особенности быта определенного района. В настоящий момент открыты Каргопольско-Онежский, Мезенский, Северо-Двинский и Пинежский сектора, ведется работа по созданию Важского и Поморского.
В богатой коллекции есть колокольни, часовни и церкви, обетные кресты, крестьянские хозяйственные постройки – амбары, бани, колодцы, ледники, гумна и овины, кузницы, избы охотников и рыбаков. Музей особенно гордится собранием мельниц, а также коллекцией из 17 поморских судов.
В Малых Корелах – самое крупное собрание мельниц на территории России. Есть даже одна действующая, та, что была привезена из деревни Калгачиха Онежского района в 1902 году. Мастера решили «оживить» именно ее благодаря несложной конструкции механизма и хорошо сохранившимся деталям. Реставрация осуществлялась в рамках российско-голландского проекта. В 2006 году на мельнице закончили работы и смололи первое зерно. С тех пор она исправно служит людям и даже участвует в ежегодном Празднике Хлеба в Малых Корелах.
Поиск архитектурных жемчужин не прекращается и сегодня. Перенос памятников – кропотливое дело. Для этого сотрудники музея разработали особую систему. Каждое бревно и элемент постройки нумеруют и маркируют, затем здание аккуратно разбирают и снова собирают на новом месте. Правда, перевозить его нелегко: не во все отдаленные поселки края ведут хорошие дороги, порой приходится ждать санного пути или прибегать к помощи авиации.
Уникальность древнерусской деревянной архитектуры давно признана во всем мире. Русские мастера достигли исключительных высот в сооружении построек из самого доступного для них материала. К сожалению, дерево недолговечно, именно поэтому до нас дошло так мало деревянных зданий. Собрать и отреставрировать лучшие образчики – единственный шанс их спасти.
В северном краю сохранялись особые традиции строительства, ведь в этой области издавна жили люди мужественные и гордые. Сюда уходили несогласные, те, кто не хотел подчиняться ни княжеской, ни патриаршей воле. Поэтому, например, здесь сохранились образцы традиционных русских шатровых (а не луковичных) церквей, запрещенных после церковной реформы XVI века.
Живущие среди густых вековых лесов по берегам Печоры, Двины и Онеги поморы не испытывали нехватки строительного материала. Дерева тут в изобилии, и на каждую постройку шло свое, особое. На церкви и колокольни годились двадцатиметровые трехвековые сосны. Из каждого такого ствола топорами тесали не более двух досок. Мастера-поморы при помощи достаточно скудного арсенала инструментов (главный, конечно же, топор) умудрялись возводить высокие, удивительно прочные здания. Кстати, знаменитые постройки возводили без гвоздей не из-за нехватки или дороговизны железа, а из-за климата. В снежном суровом краю металл ржавеет, быстро разрушается, дерево начинает гнить, и здание теряет устойчивость. А хорошо подогнанные целиком деревянные дома были теплыми, прочными, зима им не страшна.
Особенность северных русских изб – разнообразие форм. Двух одинаковых не найдешь, каждый хозяин хотел выделиться. В этом нетрудно убедиться, сравнив крестьянские и купеческие избы, которых очень много перевезли в Малые Корелы. Другая характерная черта северных домов – их размеры: избы монументальные, похожие на небольшие замки, высокие и просторные. Иногда две избы соединяли в одну так, чтобы и разросшаяся семья, и вся скотина находились под одной крышей. В такой избе легче пережить долгую суровую зиму.
Поморы знали, что лучше сохраняется подготовленная особым способом древесина: они смолили деревья на корню, давали несколько лет простоять и только потом срубали. В первую очередь учитывались свойства дерева. Крепкая сосна и лиственница шли на стены, легкая ель или осина – на крышу. Для того, чтобы не терялось тепло во время долгой северной зимы, все жилые постройки часто возводили под общей крышей: изба, хлев, зернохранилище объединяли в одно здание, разделенное внутри перегородками и переходами.
Поморы были крепкими хозяевами, отважными охотниками и рыбаками. Они доходили на своих кораблях (кочах) даже до Шпицбергена. Практически всем обеспечивали себя сами: были у них гончары, судостроители, резчики по кости, художники и зодчие. И смолу курили, и пиво варили, и соль добывали.
Что необходимо сделать в "Малых Карелах":
Отправиться на обзорную экскурсию «Северная деревня», которая проводится по трем секторам музея (Мезенскому, Двинскому и Каргопольско-Онежскому). Вы посетите действующую Вознесенскую церковь, усадьбу каргопольского крестьянина, познакомитесь с поморской культурой, узнаете секреты деревянного строительства, а также увидите промысловые суда поморов. Экскурсии в Малых Корелах проводят гиды в народных костюмах русских северных областей.
Сходить на экскурсию «Путешествие по Каргополью», во время которой вы не только узнаете об особенностях архитектуры края, но и посетите курную избу, увидите старинные предметы крестьянского быта, сельскохозяйственные орудия.
«Свадьба в северной деревне» станет настоящим открытием: вы услышите свадебные колокольные звоны, покатаетесь на лошадях, поучаствуете в обрядах и получите свадебную грамоту.
Стоит обратить внимание на этнографическую коллекцию музея: ручные прялки, кухонная утварь, мебель, охотничьи и рыболовные принадлежности, инструменты, а также лодки, сани и колокола.
Напоследок зайдите в Амбарный городок в Пинежском секторе: амбары раньше ставили на высоких столбах для защиты от грызунов. Может быть, это и есть те самые сказочные «курьи ножки»?
На фото из личного архива художника И.Я. Билибина – традиционный шатровый храм и комплекс построек. Самые ранние примеры подобного деревянного зодчества на территории Русского Севера датируются XVI-XVII вв.
Шатровые деревянные храмы органично вписаны в холодную и строгую природу Северного края. Форма их завершения – «шатер» – призвана заменить купола, которые технически очень сложно создать из дерева.
И.Я. Билибин, Гапсельга Повенецкого уезда Олонецкой губернии, иллюстрация для журнала «Мир искусства», 1904
Мотивы русских народных сказок, традиции и русская старина были центральными темами в творчестве И.Я. Билибина. Архитектура Русского Севера служила художнику постоянным источником вдохновения.
И.Я. Билибин, «Русский Север», иллюстрация для журнала «Мир искусства», 1904
И.Я. Билибин графически переосмыслил архитектурные образы Русского Севера и соотнес их с неповторимым ландшафтом. Здесь - иллюстрация к статье «Народное творчество Русского Севера» для «Мира искусства».
Открытки с изображением Ансамбля Кижского погоста долгое время наравне с Московским Кремлем и Зимним дворцом оставались самыми многотиражными. Кижский погост является символом российского Севера, той самой «русской старины», которая привлекала и продолжает привлекать исследователей и путешественников. Чудом две деревянные церкви и колокольня XVIII века дошли до нас в первозданном виде. 12 декабря 1990 года Кижский погост одновременно с Московским Кремлем и историческим центром Санкт-Петербурга был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Что необходимо сделать в Кижах:
Сходить на экскурсию «Традиционная культура русских Заонежья». За три часа вас познакомят с шедеврами Кижского ансамбля, древнейшей деревянной церковью Воскрешения Лазаря XIV века, перевезенной в Кижи из Муромского монастыря.
Побывать на экскурсии «Потаенные Кижи». Совершите прогулку к часовне Спаса в самой высокой части острова, где открывается захватывающий дух вид на Кижский ансамбль и берега Онежского озера.
Посетить экскурсию «Деревни о. Кижи», которая проходит в жилых деревнях Ямка и Васильево, на ней можно узнать о легендах и истории старинных поселений. Поднимитесь на Нарьину Гору, к красивейшей часовне Спаса Нерукотворного.
Посмотреть выступление фольклорно-этнографического театра. Актеры — сотрудники музея — покажут старинные обряды, споют свадебные песни и даже «жестокие» городские романсы.
Короткое слово «Кижи» известно не только в нашей стране. К одному из 1650 островов Онежского озера каждое лето причаливают сотни теплоходов с туристами со всех концов света, чтобы увидеть единственную в мире двадцатидвухглавую деревянную Преображенскую церковь, ее архитектурное эхо — Покровскую церковь — и объединяющую два храма в слаженный ансамбль колокольню.
Название острова созвучно карельскому слову «кижат», что означает «игрища». Археологи считают, что в далекой древности люди собирались на острове для проведения языческих обрядов. Позже на пологом удобном острове возникло поселение. В XVI веке остров Кижи стал центром Спасского погоста. В наше время погостом называют кладбище, а давным-давно на Русском Севере этим словом обозначали сельский округ, в главном селе которого строили церковь. Так в Кижах появились две церкви: Преображенская и Покровская. Когда молния ударила в здание старой Преображенской церкви, сельский сход постановил выстроить новую, какой еще люди не видывали. Двадцать два купола Преображенской церкви вознеслись в северное небо в 1714 году. Десять лет работали простые русские плотники в Кижах. Легенда называет имя только одного из мастеров — Нестора, который закончил работу и закинул топор в Онежское озеро со словами: «Не было такой никогда и не будет более!»
Преображенская церковь состоит из трех восьмигранных срубов — «восьмериков», поставленных ярусами друг на друга и уменьшающихся кверху в пропорции 18 м — 6 м— 3 м. К нижнему ярусу по сторонам света добавлены четыре «прируба» — четырехстенные пристройки. Такая композиция придает церкви пирамидальную устремленность ввысь. В XVIII веке она была одним из самых высоких зданий в России — 37 метров. Главное украшение церкви — двадцать два купола разного размера, установленные на «бочках», — кровле, повторяющей силуэты куполов. Плотники соединили систему защиты от воды и архитектурные элементы в одно целое, обеспечив зданию сохранность в суровом климате северного острова.
Сложнейшая конструкция Преображенской церкви выполнялась только топорами. Острый срез от удара топора не рвет дерево, как пила, не позволяет деревянным бревнам впитывать воду.
Считается, что при строительстве Преображенской церкви не применялись гвозди. Действительно, гвоздями (сначала деревянными нагелями, а позднее коваными) прикреплены только чешуйки лемеха, покрывающего главки. Северные зодчие понимали красоту дерева. Лемех для покрытия куполов делали из осины — этот сорт древесины со временем принимает зеркальные свойства. Расположенные под разными углами чешуйки то отливают серебром в белые ночи, то вспыхивают ярким огнем на восходе, то становятся голубыми, как северное небо.
Внутреннее убранство Преображенской церкви строго, даже сурово. Северяне не любили ни ярких фресок, ни нарядной резьбы. Главными украшениями храма были иконостас и «небо» — расписной потолок. Четырехъярусный иконостас из 102 икон составлялся постепенно, почти 100 лет, и его золоченая резьба XVIII века очень красива, но не соответствует общему настроению церкви. Огромная Преображенская церковь была «летней», неотапливаемой. Для богослужений зимой через полвека рядом возвели «зимнюю» Покровскую церковь. Девять глав храма, образующих ажурную корону, повторяют силуэт Преображенской церкви. Можно найти ракурс, при котором ажурная корона глав Покровской церкви красиво совмещается с хороводом куполов Преображенской. Украшена Покровская церковь скромно, зубчатым поясом вокруг фронтона. Это не только декоративный элемент, но и хитроумная система защиты от влаги. За каждым зубчиком вырезан желобок, где собирается дождевая вода, а на нижних зубцах устроены водометы, чтобы отбрасывать воду от стен. Внутри церкви, взамен утраченного, при реставрации в 1950 году установлен иконостас из икон XVII–XVIII веков.
Колокольня — третье и самое молодое здание Кижского погоста — построена в 1862 году. Жители Кижей наняли десятерых плотников для перестройки обветшалой колокольни и помогали мастерам всем селом. Заметно, что колокольне хотели придать «современный», городской вид. Ее стены обшиты досками, словно прячут простые бревенчатые стены. Древние мастера никогда бы не стали делать фальшивые входы только ради украшения. С высоты 30 метров звон колоколов разносился по воде на многие километры. Рубленая ограда на фундаменте из мощных валунов очерчивает ансамбль драгоценных зданий. Она восстановлена в 1950 году артелью мастера Мышева по старинным рисункам.
Кижский погост стал основой для создания первого в нашей стране музея под открытым небом — Государственного историко-архитектурного и этнографического музея-заповедника «Кижи». Территория музея занимает 10 000 гектаров и бережно хранит 76 старинных деревянных построек, в том числе древнейшую в России церковь Воскрешения Лазаря, более 30 000 предметов крестьянского быта и около 500 прекрасных икон. В этом необычном музее можно не только любоваться экспонатами и слушать рассказ увлеченного экскурсовода. Музей населен мастерами и мастерицами, которые на ваших глазах расскажут и покажут секреты народных ремесел. Особенно повезет тем гостям Кижей, кто попадет на красочные и веселые народные праздники, фестиваль колокольных звонов и Кижскую регату.
Интересные факты
Для изготовления лемехов мастера тщательно выбирают осину. Ни молодая, ни старая древесина не годится. Самый опытный плотник в день может сделать тридцать лемехов, так что для одной церкви потребуется около двух лет. А для двадцати двух куполов? В 2014 году закончится колоссальная реставрация Преображенской церкви. Замены требуют 20–30% бревен. Поднимают огромную постройку древнейшим способом, при помощи рычагов — ваг, как и 400 лет назад.
Иконостасы северных храмов логически переходят в роспись потолка, который называется «небо». Лучшая в России коллекция «небес» из Кижского музея недавно выставлялась в Италии. Это первая выставка из фондов музея, отправленная в Европу. Зимой на остров Кижи можно прилететь на вертолете, доехать на снегоходах, санях и даже собачьих упряжках.
Почтовая открытка с изображением ансамбля в Кижах, начало ХХ в.
Ансамбль в Кижах всегда был знаменитой достопримечательностью России. Его изображения печатались на почтовых и памятных открытках, предназначенных не только для россиян, но и для зарубежных гостей.
Россия. Республика Карелия, Медвежьегорский район, остров Кижи
Часы работы: Лето (1.06–31.08) — с 8.00 до 20.00, Осень (1.09–15.10) — с 9.00 до 16.00; Зима (16.10–14.05) — с 10.00 до 15.00; Весна (15.05–30.05) — с 9.00 до 16.00. Без выходных
2013-04-29 19:32:16
... материального и нематериального Наследие, внесенных в ... историко-культурного наследие Горецкого района ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Международный день памятников и исторических мест впервые на межгосударственном уровнь отмечался 18 апреля 1984 года. На ТеРРитоРии Горецкого района расположено почти 200 объектов материального и нематериального Наследие, внесенных в Государственный список историко-культурных ценность Республики Беларусь, принят Программа сохранения историко-культурного наследие Горецкого района на 2012-2015 гг. Но чем конкретно может заинтересовать Горецкая земля Турист большинство из [...]