«И встал новый царь над Египтом, который не знал Йосефа». (Шмот 1:8)
Раши приводит мнение, что сам царь был не новым; Тора называет его «новым», поскольку его указы были новыми: до сих пор он относился к евреям благосклонно, но после того, как Йосеф и все его братья скончались, издал дискриминирующие указы и начал порабощать и угнетать евреев. А то, что сказано в стихе «который не знал Йосефа», объясняет Раши, говорит о том, что он поступал так, как будто его не знал. Если бы фараон помнил хотя бы небольшую часть из всего того добра, которое Йосеф ему сделал, он бы не только не порабощал евреев, но и оказывал бы им большие почести.
Интересно, что благодарность на иврите обозначается словами «акарат това», что буквально переводится «признать благо». Также благодарить обозначается словом «леодот», что в означает также «признать», и в русском языке есть аналогичное слово – «признательность». Природа человека такова, что, если он осознаёт то добро, которое было ему сделано, он невольно выражает благодарность и признательность. При этом, у человека есть свобода выбора не обращать внимания на добро, которое было сделано по отношению к нему, игнорировать его и «забыть» его, подобно фараону.
Талмуд (Брахот 58а) утверждает, что в том, насколько человек осознаёт сделанное с ним добро, заключается основная разница между хорошим и плохим гостем. Хороший гость, по утверждению Талмуда, осознаёт благо хозяина дома, ценит его и говорит себе: «Сколько хлопотал хозяин дома для меня, сколько мяса принёс мне, сколько вина, сколько отборных видов хлеба! Всё, что трудился хозяин дома, для меня трудился!». А плохой гость говорит: «Чего особенного хозяин дома сделал для меня? Я всего съел только один кусочек хлеба, один кусочек мяса, только один стакан вина выпил. Все труды, которые хозяин дома приложил для приготовления трапезы, — хлопотал только для себя и своей семьи».
Все мы гости у Творца, который является настоящим хозяином этого мира, и важно осознавать благо, которые Творец делает нам. Поэтому Мишна (Санедрин 27а) утверждает, что каждый человек должен сказать: «Для меня создан мир».
Этот материал был опубликован на сайте "Беерот Ицхак"
2017-01-17 14:16:47
«И сказал он своему народу: Вот народ сынов Исраэля больше (числом) и сильнее нас. Давайте ...
+ развернуть текстсохранённая копия
«И сказал он своему народу: Вот народ сынов Исраэля больше (числом) и сильнее нас. Давайте исхитримся (против) него…». (Шмот 1:9)
Наши мудрецы говорят, что фараон опасался прежде всего избавителя евреев. Его звездочёты предсказали, что у евреев родится избавитель, который спасёт их от египетского ига. Фараон решил ухитриться и издал указ утопить всех еврейских младенцев в Ниле. Однако Творца невозможно обхитрить, как сказал царь Шломо (Мишлей 21:30): «Нет мудрости, и нет разума, и нет совета против Г-спода». Пишет Рамхаль в книге Даат Твунот: «ни одно из Его созданий не может противостоять Ему… Все их ухищрения — ложь, и не помогут они им, ведь Он — господин всего, и нет другого, кроме Него».
Фараону не только не удалось воспрепятствовать избавлению евреев, а, напротив, он сам, как ни удивительно, всеми своими действиями способствовал этому. Тем, что он утяжелил работу евреев, он способствовал тому, что евреи воззвали к Творцу. А тем, что он приказал бросить еврейских младенцев в Нил, способствовал тому, что его дочь, когда шла по берегу Нила, увидела Моше и взяла его в дом фараона, где Моше и вырос. Выходит, что фараон сам вырастил Моше в своём доме.
И так все желания грешников, желающих помешать планам Г-спода: они не только не преуспеют в этом, но и, как выяснится в конце концов, будут всеми своими действиями способствовать этому. И об этом сказал Иов (37:12) «Он вращает круги по замыслу Своему». Рамхаль пишет, что, когда откроется нашим глазам, что никакие изощрения грешников не только не помогут им помешать планам Творца, но и будут способствовать им, мы явно увидим единство Творца, в чём и заключается цель всего происходящего в мире. И об этом говорит пророк Йишаяу (45:6-7): «Ради того, чтобы узнали от востока и до запада, что нет никого, кроме Меня, Я — Б-г (Сущий), и нет другого. Образующий свет и сотворивший тьму, делающий мир и сотворивший зло, Я — Б-г (Сущий), делающий все это».
Этот материал был опубликован на сайте "Беерот Ицхак" источник: www.imrey.org
«И сказал Г-сподь Моше и Аарону так: Когда будет говорить вам Фараон так: «Дайте о себе знак в подтверждение», — ты скажи Аарону: Возьми твой посох и брось пред Фараоном, — он станет змеем. И пришел Моше и Аарон к Фараону, и сделали они так, как повелел Г-сподь, и бросил Аарон свой посох пред Фараоном и пред его слугами, и (посох) стал змеем. И призвал также Фараон мудрецов и чародеев, и сделали также они, маги (ворожеи) Египта, своими заклинаниями то же. И бросили они каждый свой посох, и превратились посохи в змей, и проглотил посох Аарона их посохи» (Шмот 7: 8-12)
На первый взгляд, неясно, почему Б-г позволил магам фараона повторить чудо с посохом. Кроме того, если у них была возможность сделать то же самое, пользуясь силами колдовства, почему вообще то, что сделал Моше, считается чудом?
Ответ на этот вопрос мы сможем получить из 12-ого стиха: «и проглотил посох Аарона их посохи». Как мы видим, было преимущество у посоха Аарона над посохами магов: именно его посох проглотил их посохи, а не наоборот. Ещё большее чудо было в том, что посох Аарона проглотил их посохи в то время, когда он уже стал снова посохом, как это видно из слов Торы: «и проглотил посох Аарона». И так пишет Раши: «И проглотил посох Аарона – после того, как стал снова посохом, проглотил все их посохи».
Однако всё же непонятно, почему Творец сказал Моше сделать такое чудо, часть которого маги смогли повторить, что создавало впечатление, что маги также могут повторить это чудо? Почему Г-сподь не сказал Моше сделать какое-то чудо, которое маги абсолютно не могли бы повторить, даже частично?
Ответ на этот вопрос заключается в том, что, даже творя чудеса, Всевышний оставляет человеку свободу выбора. Чудеса делаются так, чтобы оставить место грешнику, который не желает задуматься над ними, считать, что в них нет никакого чуда. Тот же, кто захочет узнать истину, задумается над ними и увидит в них настоящие чудеса, понимая, что их невозможно объяснить природными явлениями.
Так же дело обстоит и с первыми двумя казнями. Б-г их сделал таким образом, чтобы они были похожи на колдовство, которые маги фараона в состоянии сделать, для того чтобы у египтян оставалась свобода выбора. Тот, кто захочет узнать истину, увидит разницу между чудесами, которые показал Моше, и такими же чудесами, совершёнными магами. Ведь несмотря на то, что маги фараона смогли повторить эти действия: превратить воду в кровь и наслать лягушек, они, в отличие от Моше, не смогли прекратить эти казни. Фараон обращается именно к Моше с просьбой их прекратить.
Этот материал был опубликован на сайте "Беерот Ицхак" источник: www.imrey.org
2017-01-17 13:09:37
«И было всех душ, происшедших от чресл Яакова, семьдесят душ, а Йосеф был в Египте». ( ...
+ развернуть текстсохранённая копия
«И было всех душ, происшедших от чресл Яакова, семьдесят душ, а Йосеф был в Египте». (Берейшит 1:5)
Раши спрашивает: для чего Тора сообщает нам, что Йосеф был в Египте, ведь мы уже знаем об этом из всего рассказанного до сих пор. Отвечает Раши, что Тора намеревается тем самым сообщить о праведности Йосефа. «Это тот Йосеф, который пас овец своего отца, и это тот же Йосеф, который оказался в Египте и который стал правителем, и он остался в своей праведности», — пишет Раши.
Настоящая слава человека заключается в его способности остаться непреклонным в своей праведности и своих суждениях, несмотря ни на какое окружение, где бы он ни оказался, и ни на какие соблазны.
Даже если все вокруг него считают иначе, он не отойдёт от истины, которую постиг, ни на миллиметр. В этом была также особенность и праотца Авраама, который назвался «иври». Мидраш («Берейшит Раба») поясняет, что Авраам назван так, поскольку весь мир находился – по своим мнениям и взглядам на жизнь – с одной стороны, а Авраам – с другой (эвер на иврите — «сторона»). Познав истину о единстве Творца, Авраам уже не оставлял её, несмотря на окружение идолопоклонников, в котором находился. Йосеф унаследовал у Авраама эту силу.Он был в Египте один – в окружении идолопоклонников. Более того, будучи на таком высоком посту, Йосефу было гораздо тяжелее не разделять мнение всех окружавших его, нежели обычному человеку. Несмотря на это, Йосеф остался непоколебимым.
Различные искушения также оставили Йосефа непоколебимым в его вере. Талмуд сообщает, что жена Потифара меняла каждый день свои одежды по нескольку раз, чтобы ввести его в соблазн. Она угрожала ему тюремным заключением, страданиями, пыталась словесно убедить его согрешить, а также предлагала различные ценности.
Талмуд сообщает, что из поведения Йосефа мы можем выучить то, что у каждого человека в любой ситуации есть возможность сохранить свою праведность.
Этот материал был опубликован на сайте "Беерот Ицхак"
Из книги «Еврейский ответ» Фараон приказал 2 повивальным бабкам убивать всех младенцев мужского пола сынов Израилевых. Что, в народе было всего 2 повитухи?
Ибн-Эзра в своём комментарии на Пятикнижие (Шмот 1:15) пишет, что обе повитухи, Шифра и Пуа, «главными были над всеми повитухами, потому что, без сомнения, было [там] более пятисот повитух, но эти две начальницами были над ними». Т.е. Шифра и Пуа отвечали за работу многочисленных повитух. Поэтому фараон приказал всем повитухам — через Шифру и Пуа — убивать всех еврейских младенцев мужского пола.
Так же объясняет этот стих и рав Эзра Дангур (главный раввин Багдада около 70 лет назад) в своей книге «Эдэй Заав». И добавляет, что «сами Шифра и Пуа занимались родовспоможением лишь в редких случаях, и слова “Но повитухи боялись Б-га…” (Шмот 1:17) относятся к рядовым повитухам, а не к Шифре и Пуа. Но фараон вызвал к себе только этих двух женщин, начальниц. И поскольку приказ был негласным, был тайно отдан лишь этим повитухам-начальницам — чтобы матери не поняли, что младенцев убивают намеренно, — фараон и спросил Шифру и Пуа (Шмот 1:18): “Для чего вы сделали это и оставляли детей в живых?”, — т.е. “Почему вы не повелели повитухам убивать детей?” На это ответили Шифра и Пуа (Шмот 1:19): “Прежде, чем придёт к ним повитуха, они рожают”. Они не сказали “Прежде, чем придём к ним мы…”. Из этих слов ясно, что речь идёт о рядовых повитухах, подчинённых Шифры и Пуа». источник: www.imrey.org