И увидел Эсав, что благословил Ицхак Йаакова и отпустил его в Падан-Арам, чтобы взять ему оттуда жену, (и) благословляя его, повелел ему так: Не бери жены из дочерей Кенаана;
И (что) послушал Йааков отца своего и матери своей и пошел в Падан-Арам.
И увидел Эсав, что плохи дочери Кенаана в глазах Ицхака, его отца.
И пошел Эсав к Ишмаэлю и взял Махалат, дочь Ишмаэля, сына Авраама сестру Невайота, сверх жен своих себе в жены.
В жизни детей Исаака происходит ряд удивительных событий. Отец хотел благословить первенца Исава, но, вместо этого, был благословлён Иаков, который обманом взял благословение. Казалось, Исаак должен исправить недоразумение, поступив справедливо, наказав лжеца, передать благословение законному претенденту. Но вместо этого происходит нечто особенное: Исаак еще раз благословляет Иакова, посылая его взять себе жену у Лавана арамеянина, брата Ривки. Иаков в послушании отцу покидает родительский дом, ничего не взяв с собой из имущества. Стоит отметить, что Исав и Иаков были уже взрослыми мужчинами - лет так под сорок. Почему же Исаак благословил Иакова? Этот вопрос наверняка интересует каждого, кто размышлял над этой историей. К сожалению, некоторые люди думали, что, используя хитрость и ложь, можно добиться Божьего благословения. Такой вывод не соответствует истине, поскольку рав. Шауль показывает мотивацию и стремление души Исава, объясняющие причину потери им благословения Авраама.
15 Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие;
16 чтобы не было [между вами] какого блудника, или нечестивца, который бы, как Исав, за одну снедь отказался от своего первородства.
17 Ибо вы знаете, что после того он, желая наследовать благословение, был отвержен; не мог переменить мыслей [отца], хотя и просил о том со слезами. (Евр.12:15-17)
Лишение благодати – нежелание переменить мысли.
Первородство (первенство) давало возможность участвовать в призвании Божьем, став участником в служении. Исав был рожден в семье верующих и имел призвание совершать служение, но пренебрегает благодатью, дарованной от Господа. Наше покаяние и возможность служить в Божьем Царстве – это дарованная Всевышним благодать. Исав не хотел переменить своих мыслей, чтобы стремиться вникнуть и исполнить Б-е задание. Авраам был избран, чтобы заповедать сынам своим и дому своему после себя ходить путем Господним, творя правду и суд; (Быт.18:19,20)
Призвание – изменить мысли.
Исав пренебрегал этим призванием. Он поспешил обзавестись хананейскими женами, игнорируя свое призвание и желание родителей – это, в свою очередь, ведет к тому, что родители уже не радуются жизни. Стоит вспомнить, что у Лавана было две дочери. Некоторые комментаторы считают, что, поскольку Исав не пошел Божьим путем, то Иаков должен был взять двух жен вместо одной. Верующий все свои поступки и действия сверяет с Божьим предназначением. Исав не стремился вернуть свое сердце к помышлениям о Божьем, чтобы стремиться к небесному. Ведь Тшува (покаяние) означает изменение образа мыслей. Каждый из нас имеет природу Исава, которая желает ходить своими путями, но если мы желаем вернуться к Господу, то мы будем смирять свои мысли. Истинное покаяние (тшува) означает изменение мышления из нечестивого (эгоистичного) состояния в праведное. Служение Йоханнана, призывавшего к покаянию (тшуве), непосредственно связано с изменением мышления.
17 и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный. (Лук.1:17)
Исав не готовил свое сердце для Господа и потому не мог воспринять ценность первородства и благословения. Благословение он больше расценивал как возможность земного процветания и первенства. Он был похож на человека, который никогда серьезно не воспринимал Божий путь. Можно ли такому человеку доверить дело Божье? Будет ли он трепетно относиться к призванию и святыням Божьим?
Исав вполне мог услышать от своего отца Исаака такие слова: «Сын, я не могу переменить свои мысли и благословить тебя, поскольку ты не желаешь переменить свои».
Кто для себя жить поспешит – благодати себя лишит.
Глядя на Иакова, можно увидеть человека, который родился вторым, но всегда стремился знать Господа и исполнить Его волю. Об этом свидетельствует Господь, встретивший его в Вефиле. Иаков был покорен родителям, ожидая правильного времени для женитьбы. Он не спешит жить для себя, а стремится жить для Господа. И потому, подобно Иешуа Мессии, он был в послушании у родителей. Всеми своими действиями он стремился утвердить Божье призвание. Рав. Кефа говорит о важности верного мышления и поступков в контексте служения в общине, которые утверждают наше призвание и избрание.
3. Божья сила предоставила нам всё необходимое для жизни и благочестия, благодаря познанию нами Того, Кто призвал нас в Свою славу и добродетель, 4. посредством которых Он дал нам драгоценные и величайшие обещания, чтобы благодаря им вы смогли стать сопричастными сущности Бога и избежать разложения, внесённого в мир нечестивыми желаниями. 5. По этой причине, прилагайте все силы к тому, чтобы наполнить свою веру добродетелью, добродетель - знаниями, 6. знания - воздержанностью, воздержанность - стойкостью, стойкость - благочестием, 7. благочестие - братской привязанностью, братскую привязанность - любовью. 8. Так как если вы в избытке обладаете этими качествами, они не позволят вам остаться безуспешными и бесплодными в познании нашего Господа Мессии Йешуа. 9. Действительно, не обладающий ими слеп, столь близорук, что забывает о том, что его прежние грехи омыты. 10. Поэтому, братья, прилагайте ещё больше усилий к тому, чтобы ваше призвание и избрание стали очевидными. И если вы будете поступать так, то никогда не споткнётесь.
11. И, таким образом, вы будете в избытке обеспечены всем необходимым для вхождения в вечное Царство нашего Господа и Избавителя, Мессии Йешуа. (2Пет.1:10,11)
Исав и Иаков были воспитаны в общине верующих, рождены от замечательных родителей, но пути братьев кардинально отличаются. Исав пренебрег призвание Божье, хотя был рожден первым, а Иаков ценил его больше своей жизни. В чем же была разница? Иаков посвящал себя тому, что Господь дал ему. Подобно своему отцу Исааку, он ждет правильного времени для женитьбы, хотя ему уже под сорок лет. Он жаждет первородства – возможности служить и нести ответственность перед Господом. Будем ценить возможности посвящать себя Божьему призванию. Каждая из таких возможностей исцеляет наше мышление и спасительна для души. Иешуа для того умер и воскрес, чтобы пригласить нас в Его труд, в Его общину, для совершения Его дел.
Вопросы для размышления:
Почему Исаак повторно благословил Иакова?
В чем выразилось посвящение Иакова Б-ему призванию?
Недельная глава «Ваеце» «И вышел Яаков из Беэр-Шевы и пошел в Харан» (28:10). На пути к Лавану он останавливается переночевать. Ему снится сон, в котором видит небесную лестницу и ангелов, поднимающихся и спускающихся по ней. К Яакову является Вс-вышний: «Я Б-г – Вс-сильный Авраама, отца твоего, и Вс-сильный Ицхака. Землю, на которой ты лежишь, тебе отдам ее и потомству твоему» (28:13). Вс-вышний благословляет Яакова, обещает ему большое потомство, которое везде будет охранять. Проснувшись, Яаков возводит жертвенник, и это место называет «Бэт Эль» - «Б-жий дом». Придя в Харан, около колодца Яаков встречает Рахель, дочь Лавана. Лаван соглашается отдать ее в жены Яакову за семь лет работы. Однако, Лаван обманывает его, дав ему в жены старшую дочь Лею. Через неделю Яаков женится и на Рахель, за которую ему пришлось пасти овец еще семь лет. Лея рожает шестеро сыновей: Реувена, Шимона, Леви, Йеуду, Иссахара и Звулуна, и дочь – Дину. Рахель же была бесплодна, и поэтому решает отдать свою служанку Бильгу в жены Яакову, чтобы родила ей сыновей. У нее рождаются Дан и Нафтали. Лея делает тоже самое со своей служанкой Зилпой, у которой рождается Гад и Ашер. После долгих молитв у Рахель рождается Йосеф. Яаков решает со всей своей семьей вернуться домой, но Лаван уговаривает его остаться, заключив договор о плате за его (Якова) труд. Яаков богатеет и спустя шесть лет тайно покидает Харан. Лаван отправляется в погоню. Однако Б-г является во сне к Лавнану и предостерегает его не причинять Яакову никакого вреда. Лаван и Яаков заключают соглашение о примирении на холме Галь-Яд, после чего Яаков отправляется в Святую землю, где его встречают ангелы.
2016-12-05 00:45:45
«И достиг (того) места и заночевал он там, ибо зашло солнце, и взял он из камней (того) места ...
+ развернуть текстсохранённая копия
«И достиг (того) места и заночевал он там, ибо зашло солнце, и взял он из камней (того) места и положил себе изголовьем и лёг на том месте». (Берейшит 28:11)
(Рисунок горы Мория)
В одном этом стихе упоминается три раза слово «место»: «И достиг (того) места», «и взял он из камней (того) места», «и лёг на том месте». Это – не простое повторение: относительно каждого слова «место», упомянутого в стихе, произошло какое-то чудо.
Первое упоминание: «и достиг (того) места». Раши приводит от имени мудрецов, что путь Яакова по дороге к этому «месту» (Ар аМория) сократился чудесным образом.
Второй раз упомянуто место относительно камней, которые Яаков положил себе изголовьем. Тут тоже произошло чудо с местом, как приводит Раши: «Камни стали спорить друг с другом. Один говорит: «На меня положит праведник свою голову». И другой говорит: «На меня положит». Тотчас Святой, благословен Он, сделал их одним камнем».
И третье упоминание слова «место»: «и лёг на том месте», — также и тут было чудо, связанное с местом. Раши в комментарии на 13-ый стих приводит слова мудрецов: «Святой, благословен Он, собрал под ним всю землю Исраэля».
Почему же именно сейчас удостоился Яаков того, что произошло столько чудес с местом?
Раши приводит, что из слов «достиг места» мудрецы учат, что Яаков установил вечернюю молитву. Раши пишет, что слово «достиг» наши мудрецы объясняли как означающее молитву. А в мидраше Берейшит Раба (48:9) объясняется, что словом «Место» тут называется Творец, поскольку «Он является Местом для мира, а не мир Ему местом».
Рав Хаим из Воложина в книге Нефеш аХаим (3:1) объясняет эти слова мудрецов следующим образом: «Подобно тому, как место несёт и держит весь мир, также Создатель, Господин всего, благословен Он, — Он истинное место, Который держит и даёт жизнь всем мирам и созданиям. И, если, не дай Б-г, Он уберёт свою силу даже на мгновение, весь мир тут же пропадёт».
Выходит, что, молясь в этот раз Творцу, Яаков достиг глубокого осознания того, что у мира нет никакого самостоятельного существования. Поскольку Яаков полностью аннулировал в своих глазах самостоятельное существование мира, Творец также для него аннулировал «место» этого мира, и, когда была в этом необходимость, мир уже «не занимал места», ведь, как говорят мудрецы (Сота 9 б), Творец воздаёт человеку за его заслуги мера за меру.
Этот материал был опубликован на сайте "Беерот Ицхак".
«И дал Яаков обет, говоря: Если будет Б-г со мною и хранить меня будет на этом пути, которым я иду, и даст мне хлеб, чтобы есть, и платье, чтобы облачиться. И я возвращусь с миром в дом отца моего, и будет Г-сподь мне Б-гом. И камень этот, который я сделал жертвенником, будет Домом Б-жьим, и от всего, что Ты дашь мне, я отделю десятину Тебе». (Берейшит, 28:20-22)
На первый взгляд, Яаков совершает определённого рода «сделку» с Творцом: если Всевышний выполнит то, что Яаков у Него просит, то Яаков, со своей стороны, обязуется, что камень, который он сделал жертвенником, будет Домом Б-жьим. Однако, если это так, почему же, упоминая своё обещание, наш праотец употребляет соединительный союз «и» («и камень этот»)? В этом случае, казалось бы, он должен был употребить союз «то», употребляемый обычно в обозначении зависимости.
Объясняет рав Элияу Дискин: Яаков чувствовал, что удостоиться построить Дом Б-жий — это продолжение милостей Творца. Тут не было условия как такового, не было «сделки», а только продолжение просьбы о милостях Г-спода.
Подобное мы видим и в обращении царя Давида к Творцу (Теилим 5:8): «А я по великой милости Твоей приду в дом Твой, поклонюсь храму святому Твоему в благоговении пред Тобой». В глазах великого праведника возможность прийти в Храм Б-га и поклониться Ему сама по себе является «великой Его милостью». Похожее постановили нам и Мужья Великого Собрания говорить в благодарственной молитве «Модим дерабанан»: «Благодарим мы Тебя… за то, что мы благодарим Тебя». Т.е. за возможность благодарить Творца мы также благодарны Ему.
И такой взгляд у всех праведников на их добрые дела: этими поступками они не дают что-либо Б-гу, а, наоборот, удостаиваются огромной милости Творца, который дал им чудесную возможность выполнить Его волю и тем самым приблизиться к Нему. И, действительно, выполнение заповедей необходимо именно нам, и только для нашего блага Творец заповедал нам их выполнять, как сказано (Дварим 10, 12-13): «А теперь, Исраэль, чего Г-сподь, Б-г твой, требует от тебя?.. соблюдать заповеди Г-спода и уставы Его, которые Я заповедую тебе ныне для твоего же блага». А в книге Иов (35, 6-7) сказано: «Если грешил ты, — что ты сделал (этим) Ему? И, умножая прегрешения твои, — что причиняешь ты Ему? Если праведен ты, — что дашь Ему? Получит ли Он что-либо из твоей руки?».
Моше уподобляет соблюдение заповедей жизни, а нарушение заповедей — смерти (см. Дварим 30, 15). Тот, кто осознаёт, что заповеди — это самое большое благо для него самого, а грех — самый большой вред для него самого, не будет гордиться, что выполняет заповеди или воздерживается от грехов, так же, как он не гордится, принимая лекарство, спасающее ему жизнь, или избегая смертельного яда. Более того, еврей, осознающий, насколько велика милость Творца, Который дал ему возможность выполнить Его волю, выполняя заповеди, ощущает огромную радость и благодарность Владыке мира. Аризаль пишет (Шаар Руах а-Кодэш), что радость при выполнении заповедей должна быть больше, чем радость получившего все блага мира.
Этот материал был опубликован на сайте «Беерот Ицхак».