Какой рейтинг вас больше интересует?
|
Главная / Главные темы / Тэг «недельную»
День, когда кровь лучше всего свёртывается 2016-11-08 23:09:53
Из книги Рава Замира Коэна "Переворот"Важнейшая заповедь иудаизма
+ развернуть текст сохранённая копия
Из книги Рава Замира Коэна "Переворот"Важнейшая заповедь иудаизма Одна из известнейших заповедей иудаизма — завет обрезания, заключённый Творцом с праотцом Авраамом. Нам обещано Устной Торой, что еврейский народ при всех обстоятельствах будет исполнять ее с радостью. Даже когда многие евреи оставят законы Торы, заповедь обрезания они все-таки продолжат исполнять! В Торе говорится: «А на восьмой день будет обрезана его крайняя плоть». Удивительное научное открытие Тора не приказывает обрезать ребенка немедленно после его рождения. Она ничего не говорит нам об обрезании на девятый день и далее. Но именно «…на восьмой день будет обрезана его крайняя плоть».Конечно же, мы абсолютно не претендуем на истинное понимание причин этого закона нашим ограниченным разумом. Однако, несомненно, полезно будет узнать об удивительном научном открытии недавнего времени, которое связано с восьмым днем.Позвольте процитировать отрывок из статьи д-ра А. Абрамовой «Проблемы свёртываемости крови у новорожденных»: «Механизм свёртывания крови использует группу вырабатываемых печенью белков, которые называются факторами свёртывания крови. Эти факторы принято обозначать римскими цифрами от I до XIII. С помощью энзимов они образуют цепочку действия, приводящую к образованию устойчивых нитей белка фибрина, который останавливает свободное течение крови. В первые дни после рождения печень ребёнка ещё недостаточно развита для выполнения этой задачи, и поэтому любое хирургическое вмешательство на данном этапе противопоказано. Оно может даже привести в смерти младенца в результате массивной кровопотери, которую его организм еще не в состоянии остановить. Но с каждым днем печень все лучше и лучше справляется со своими обязанностями, пока, наконец, на восьмой день после рождения количество и зрелость факторов свертывания не достигает уровня, достаточного для купирования кровотечения». клеток крови человека: эритроцит, активированный тромбоцит, лейкоцит (слева направо)., обрезание Клетки крови человека: эритроцит, активированный тромбоцит, лейкоцит (слева направо). Следует отметить, что учёные-неевреи, например, д-р Джеймс Арман Квик*, которого считают одной из важнейших фигур в истории медицины США, выражали свое восхищение далеко не случайным указанием Торы производить обрезание именно на 8-й день. Более того, в июне 2000-го вышло в свет новое дополненное издание популярной книги д-ра С.И. Макмиллана «Ни одна из этих болезней», в которой он с восторгом рассказывает, что, как выяснилось в ходе исследований, в первые дни жизни в крови человека наблюдается дефицит факторов свёртывания, а после 8-го дня их присутствие стабилизируется на нормальном уровне (100%) и сохраняется на нём в течение всей жизни. Но в каждый из первых дней после родов количество факторов свертываемости в крови быстро увеличивается и достигает своего максимума в 110% именно на восьмой день! Dr. Armand James Quick. Обрезание Dr. Armand James Quick *Д-р Джеймс Арманд Квик (1894-1978), в течение многих лет бывший главой факультета биохимии университета Маркетт в Милуоки, США, специализировался на исследованиях состава крови. В этой области он сделал несколько важных открытий и разработал процедуры анализов крови, названных его именем (Quick’s Tests I, II, III). Его методы диагностики скорости свёртывания крови и определения количества гормона протромбина по праву считаются открытием новой эры в исследованиях крови. В своей книге он отмечает, что в первые дни жизни младенца уровень факторов свертывания в его крови низок и даже небольшой порез может привести к опасному для его жизни кровотечению. Однако с каждым днем этот уровень стремительно повышается, достигая абсолютного максимума на 8-й день. Д-р Квик утверждает: «Конечно, не случайно, что по закону Моисея обрезание делают именно на 8-й день».
Тэги: глава, замир, коен, лех, леха, наука, недельная, обрезание, рав, тора
Ноах (Бог Шема) 2016-11-08 11:42:24
+ развернуть текст сохранённая копия
וַיִּיקֶץ נֹחַ מִיֵּינוֹ וַיֵּדַע אֵת אֲשֶׁר עָשָׂה לוֹ בְּנוֹ הַקָּטָן וַיֹּאמֶר אָרוּר כְּנָעַן עֶבֶד עֲבָדִים יִהְיֶה לְאֶחָיו וַיֹּאמֶר בָּרוּךְ יְדֹוָד אֱלֹקֵי שֵׁם וִיהִי כְנַעַן עֶבֶד לָמוֹ И пробудился Hoax от вина своего и узнал, что сделал с ним его меньший сын. И сказал он: Проклят Кенаан! Рабом рабов будет он братьям своим. И сказал: Благословен Господь, Б-г Шема! И будет Кенаан рабом ему. Почему Ной расстроился? 1. Для современного родителя реакция Ноя выглядит очень странной. Он не только осуждает действия своего ребенка, но также произносит проклятие в адрес внука Ханаана. Современные дедушки обычно так не действуют. Немного ситуацию объясняет тот факт, что речь идет не о детях, а о взрослых мужчинах. Хам был женат еще до потопа, а после чудесного спасения в ковчеге родил сынов и дочерей. Мы не встречаем в Писании каких-либо подробностей отношений в его семье. Случай с Хамом – это один из конфликтов в семье Ноя, о котором упоминает Писание. Этот случай показывает нам отношения отцов и детей около четырех тысяч лет назад. Как тогда, так и сейчас проблемы были те же, правда, многие считают, что во времена Ноя не было заповедей, и потому никто ни за что не отвечал. Однако подобные идеи беспочвенны, поскольку Ной праведно ходил перед Богом, а это значит, что он знал правду. Также целый мир был потоплен из-за злых мыслей и дел. Проклятие может прийти в жизнь человека только за нарушение завета, т.е. заповедей. Что же делает Хам на самом деле? Грех Хама. Говоря простым языком, Хам плюет в колодец, из которого пьет. Благодаря верности и посвящению Ноя Хам имеет возможность жить на земле. Каждый из нас – чей-то ребенок. У многих из нас есть свои дети. Хам унижает и насмехается над отцом, через которого получил жизнь и спасение. Подобные действия равноценны самоубийству, поэтому Писание предупреждает нас: 17 Глаз, насмехающийся над отцом и пренебрегающий покорностью к матери, выклюют вороны дольные, и сожрут птенцы орлиные! (Прит.30:17) Писание не упоминает об осознании и покаянии в жизни Хама, напротив, он рассказал всем родственникам и детям о проблеме отца. Реакция Ноя показывает, что Ханаан, один из детей Хама проявил особенное пренебрежение к отцу. Это в свою очередь привело к реакции Ноя. Верующие, проявляющие «хамские» реакции, ни в коем случае не знают Бога как своего Отца. К Богу такие люди относятся не лучше, чем к своим родителям. Подобные люди радостно принимают спасение и различную помощь от Всевышнего, но не имеют к Нему ни любви, ни трепета. Это сыны проклятия. Они служат другому богу. Нечто подобное сказал Ной, благословляя Господа Сима. Вот почему заповедь о почтении к родителям настолько важна. Она выражает наше настоящее отношение к Господу. Чей Бог благословен? Попытка унизить и выставить ближнего в невыгодном свете – это грех воровства доброго имени и уважения. Мы не знаем настоящую ценность жизни, и потому Господь учит нас ценить ближних, уважать их и быть к ним снисходительными, чтобы мы были сынами Отца Небесного. Насмешка, унижающая человека, – это свидетельство отсутствия реальности познания Господа. Неслучайно Ной, знавший Господа, говорит: Благословен Господь, Бог Сима. Будем помнить, что насмешка над ближним ведет к проклятию и рабству. Если мы почитаем ближнего выше самого себя, то не позволим себе какой-либо издевки, пренебрежения или шутки над ним. Но когда в нас возникают подобные проявления плоти, то это говорит о серьезном внутреннем поражении из-за городости, тщеславия и соперничества. 3. Не делайте ничего из соперничества или тщеславия, но в смирении считайте остальных лучше себя, 4. заботьтесь об интересах других, а не только о своих собственных. 5. В своих отношениях друг с другом руководствуйтесь тем, что вы находитесь в союзе с Мессией Йешуа: 6. Хотя он и был образом Бога, он не считал, что равенство Богу можно приобрести силой. 7. Наоборот, он уничижил себя, приняв образ раба, став подобным людям. И появившись как человек, 8. он смирил себя ещё больше, став послушным настолько, что принял смерть - смерть на стойке казни, словно преступник! (Фил.2:3-8) Господь сотворил человека по образу и подобию Своему, и потому отношение к человеку свидетельствует о качестве взаимоотношений с Господом. Порой мы видим грехи, проступки или несовершенства кого-то лучше, чем свои собственные. В таком случае возникает выбор – молиться за ближнего, помогая ему в необходимых изменениях, или всем рассказать о его проблемах. Если же у нас есть желание созидать ближнего, то мы воспримем наставления рав. Шауля в свой адрес. 23. При этом избегай бессмысленных и невежественных споров, которые, как ты знаешь, ведут к раздорам, 24. в чём раб Господа не должен участвовать. Напротив, он должен быть доброжелательным к окружающим, хорошим учителем, не отвечать злом за зло. 25. Он должен быть тактичным, вразумляя недоброжелателей, так как Бог вполне способен даровать им возможность отвернуться от грехов, 26. опомниться и избежать сетей Противника, в которые они попались, чтобы исполнять его волю. (2 Тимофею 2:23-26) Раб Божий должен быть весел и приветлив – это включает в себя доброжелательность, скромность, тактичность, вежливость и ободрение в Духе Святом. Вспомним историю, приключившуюся с уважаемым раввином Шимоном бен Элазаром, который хорошо знал Тору, но не всегда мудро ее применял. УВАЖЕНИЕ К ЛЮДЯМ Рабби Шимон бен Элазар в молодости ушел из своего родного города и много лет изучал Тору в иешиве. Со временем он стал большим мудрецом и получил право обучать Закону других. Решил однажды рабби Шимон Бен Элазар поехать в свой родной город навестить родителей. Купил он себе осла и отправился в дорогу. Путь предстоял долгий. Осел медленно перебирал ногами, а рабби Шимон сидел на его спине и спокойно размышлял: "Как хорошо, что я постиг так много премудростей, заключенных в Торе! Когда я вернусь домой, многие захотят учиться у меня". Рабби радовался своим успехам и гордился собой. Рабби Шимон продолжал свой путь и вдруг увидел: идет ему навстречу уродливый человек в грязной одежде. Лицо оборванца было на редкость безобразным, неприятными были его движения и жесты. Никогда в жизни не видел рабби такого отталкивающего человека. Обратился тот к рабби Шимону: - Мир тебе, рабби! Подумал рабби Шимон: "Этот человек ведет себя невежливо и бесцеремонно. Разве к большим мудрецам так обращаются? Наверно, он хочет меня оскорбить. Я вижу, что безобразна не только его внешность, но и поведение!" Не ответил рабби на приветствие, а вместо этого сказал: - Невежа, как ты уродлив! Неужели все люди в твоем городе так безобразны? Очень обиделся этот человек и ответил: - Не знаю; но если я не нравлюсь тебе, то пойди к тому мастеру, который сотворил меня таким , и скажи ему: "Как уродлив сосуд, который ты создал!" Подумал рабби Шимон: "Кто же тот мастер, который сотворил его? Да ведь это Всевышний! Он сотворил всех людей! Зачем же я сказал человеку такие обидные слова?" Очень огорчился рабби Шимон и раскаялся в своих словах. Он слез с осла и поклонился путнику до земли, моля его о прощении: - Пожалуйста, извини меня! Ты прав, мне не следовало говорить тебе такие обидные слова. Прошу тебя, не сердись больше! Но тот и слушать не желал рабби Шимона. - Не прощу тебя до тех пор, пока ты не пойдешь к Мастеру, Который сотворил меня, и не скажешь Ему: "Как безобразен сосуд, который ты создал!" - сказал он и отвернулся от рабби, не желая даже смотреть в его сторону. Шел за ним рабби Шимон всю дорогу пешком, умоляя его о прощении, но тот ни за что не желал мириться. Наконец они дошли до города. Местные жители вышли встречать рабби и , завидя его издалека, бросились навстречу с приветствиями: - Мир тебе, рабби, учитель наш! Спросил некрасивый человек жителей города: - Кому это вы кричите: "Рабби, учитель наш!" Ответили ему: - Человеку, идущему вслед за тобой. Разве ты не знаешь, что это рабби Шимон бен Элазар, знаменитый своей мудростью? Он возвращается в наш город после того, как посвятил много лет изучению Торы. - Если таков ваш мудрец и учитель, - сказал он им, - пусть не рождаются подобные ему в Израиле! Удивились горожане и попросили, чтобы он растолковал им смысл своих слов. Рассказал им этот человек о том, как рабби обидел его. Сказали ему люди: - Все-таки прости рабби из уважения к Торе, которую он учил! - Только ради вас я прощаю его и надеюсь, что впредь такого с ним не случится. Очень обрадовался рабби Шимон, что его простили. Он сразу же приступил к обучению жителей своего города Торе. И с чего же начал рабби? "В отношениях с людьми нужно быть мягким и гибким, как тростник, а не твердым, как кедр. Будь добрым к каждому, разговаривай вежливо с любым и никогда не гордись собой. Не будь твердым, как дерево, чтобы люди,.. столкнувшись с тобой, не ушиблись", - говорил он. С тех пор рабби Шимон бен Элазар постоянно следил за собой, чтобы кого-нибудь невзначай не обидеть. Наше поведение и реакции – это служение Господу. То, как мы отзываемся и реагируем в отношении ближних, – это показатель нашего служения. Здесь нет разницы, где ты находишься. Мы преуспеваем в том случае, если у себя дома будем говорить, реагировать и действовать так, будто мы находимся перед лицом Царя Славы. Служат ли мои реакции благословенному Господу или это служение богу, ведущему к проклятию? Ной увидел по реакции Сима, что он служит благословенному Господу. Сим не желал посмотреть на наготу отца своего. Он не соблазнился увидеть то, что раньше не видел, чтобы расширить пределы своего житейского опыта. Он доверял благословенному Господу и не стремился увидеть отца в его позоре и уничижении. Важно всегда осознавать, чего ты ищешь в ближнем: сучки и соринки или тебе твоих бревен хватает? Да, мы исследуем себя и стремимся быть вдохновением для всех, чтобы все вспоминали Мессию Иешуа и совершали свое спасение в радости. Итак, Сим стремится сохранить в своем сердце уважение и почтение к отцу и прилагает все старание, чтобы сделать это. В Писании есть множество примеров подобного рода. Пример подобного поведения мы видим со стороны Давида в отношении царя Саула. В самых тяжелых ситуациях Давид выражает почтение и уважение к Саулу. Что же делать, когда ты таки увидел наготу или узнал о ней? Чтобы не потерять уважение к ближнему, необходимо молиться за него и помнить о примере Мессии. Как и вдохновляет Писание: 16. Если кто-либо видит, что брат его совершает грех, который не ведёт к смерти, пусть попросит, и Бог даст ему жизнь для того, чей грех не ведёт к смерти. Есть грех, ведущий к смерти, и я не говорю, что он должен молиться о нём. (1 Иоан 5:16) Вопросы для размышления: 1. Что так сильно расстроило Ноя в поведении Хама? 2. На основании чего Ной узнал, какому Господу служит Сим? 3. Как верующий должен реагировать на грехи и проступки людей?
Тэги: глава, недельная, ноах, торы
Как иудаизм относится к женской красоте? 2016-11-07 19:11:41
+ развернуть текст сохранённая копия
Шалом, уважаемый рав.
Если Вас не затруднит, расскажите, как следует, согласно иудаизму, относиться к женской красоте?Женская красота Обманчива прелесть и суетна красота Царь Соломон в книге Мишлей (31, 30) говорит: «Обманчива прелесть и суетна красота: жена, боящаяся Г-спода, будет прославлена». При поверхностном прочтении может показаться, что у женской красоты нет никакой ценности; единственное достоинство, за которое подобает её прославлять, – богобоязненность. Но Виленский Гаон в книге Коль Элиягу (к Бэрешит 29, 17) спрашивает: Тора, говоря о таких праведных женщинах, как Сара, Ривка и Рахель, много раз упоминает, что они были красивы. Если женская красота не имеет особой ценности, зачем Тора упоминает об этом? Поэтому, пишет Виленский Гаон, смысл стиха в Мишлей (31, 30) следующий: женская красота не является достоинством в том случае, если у женщины нет страха пред Небесами. Однако если красивая женщина богобоязненна, то её красота — одно из достоинств, прославляющих её. Если женщина богобоязненна, то красота её не только физическая, но и духовная. В таком случае её физическая красота является отражением красоты духовной, как сказано в книге Коэлет (8, 1): «Мудрость человека просветляет лик его…» (подробнее об этом читайте «Ханука и красота»). Два недостатка внешней красоты Вдумаемся в стих Мишлей: здесь упоминаются два недостатка красоты не богобоязненной женщины — «обманчива прелесть» и «суетна красота». Виленский Гаон в комментарии к Шулхан Аруху (Эвен а-Эзер 1, 1) пишет: прелесть (хэн) — это нечто не настоящее, «обманчивое», то, что только представляется глазам человека. Такой «прелести» женщина достигает с помощью красивой одежды, косметики и т.д. Об этом и говорит стих в Мишлей — «обманчива прелесть», т.е. это обман, иллюзия, не то, что существует на самом деле. Красота же (йофи) — это не обман, это то, что существует на самом деле, но и о ней говорит царь Соломон: если это красота только внешняя, то она «суетна» (hэвель— буквально: «пар»), т.е. она мимолётна: быстро «испаряется»» и пропадает. Пар из чайника Внешняя красота подобра пару — она мимолётна: быстро «испаряется»» и пропадает Плененная женщина В Торе мы находим целый отрывок, посвящённый женщине, красота которой лишь внешняя. И так сказано в главе Ки Теце (Дварим, 21): «Когда выйдешь на войну против врагов твоих, и Г-сподь, Б-г твой, предаст их в руку твою, и возьмешь у него пленника, И увидишь между пленными женщину, красивую видом, и возжелаешь её, и захочешь взять её себе в жену, то приведи её в дом свой, и пусть обреет она голову свою и отрастит ногти свои, и пусть снимет с себя своё платье пленения, и пусть сидит в доме твоём и оплакивает отца своего и мать свою в течение месяца; затем войдешь ты к ней и станешь мужем ее, и она будет твоею женою». Понимая, что человеку, который находится на передовой, тяжело обуздать свои вожделения, Тора не запрещает ему жениться на такой женщине, но даёт «метод» заметить изъяны внешней красоты и тем самым победить своё вожделение. С этой целью Тора предписывает целый порядок действий, только после которых будет разрешено жениться на ней. Когда она обривает голову, остаётся без красивой причёски (и вообще без волос) и меняет красивое платье на траурное одеяние, становится видно, что она не была красивой в действительности, это была лишь «прелесть» — эффект, достигнутый с помощью соответствующей одежды, украшений и т.д. Но даже если женщина действительно красива, то за тридцать дней, в течение которых она будет оплакивать своих родителей, красота «полиняет», и можно будет понять, что она непрочна, «суетна», подобна «пару». Праматерь Сара – воистину красивая женщина Все женщины выглядели рядом с Сарой — как обезьяна рядом с человеком Все женщины выглядели рядом с Сарой — как обезьяна рядом с человеком Полная противоположность женщине, красивой лишь внешне, — праматерь Сара. Авраам сказал ей по дороге в Египет (Бэрейшит 12, 11): «Вот, я узнал, что ты женщина, прекрасная видом». Обратим внимание: существует различие в описании красоты язычницы и красоты Сары. О язычнице сказано «эшет йефат тоар». Эшет — сопряжённая форма слова иша — «женщина». Эшет йефат тоар — «женщина, принадлежащая красивому виду», т.е. женщина, полностью принадлежащая своей красоте, без внутреннего, духовного содержания. В ней ничего больше нет, только красота. О нашей праматери Саре сказано иначе: «иша йефат марэ». Слово иша — не в сопряжённом состоянии. Т.е. она, прежде всего, была женщиной, человеком, и её внешняя красота была только выражением красоты внутренней, определявшейся её человеческим уровнем. Об этом говорит Талмуд (Бава Батра 58 а): все женщины выглядели рядом с Сарой — как обезьяна рядом с человеком. Т.е. красота Сары проистекала, прежде всего, из того, что она была человеком со всей его духовностью. В соответствии с этим можно понять, почему Авраам сказал: «Вот, я узнал, что ты женщина, прекрасная видом» только после долгого пути. Что же, он не знал этого раньше? Ведь она уже долгое время была его женой… Конечно, Авраам знал, что Сара прекрасна, но думал: быть может, это внешняя красота, которая большой ценности не имеет, а не настоящая красота, которая имеет корни в её духовности. Но после того как они долгое время провели в пути, а Сара осталась по-прежнему прекрасна, он понял, что её красота — настоящая. Ведь в дороге у женщины нет возможности следить за собой так, как в обычной жизни. И, поскольку Сара осталась прекрасной, несмотря на тяготы странствования, он понял, что это не «обманчивая прелесть». Об этом говорит мидраш (Бэрейшит Рабба 40, 4): «Все эти годы он с ней, и теперь он говорит ей: “Вот, я узнал, что ты женщина, прекрасная видом”? Дело в том, что во время пути человек приобретает недостойный вид, а она сохранила свою красоту».
Тэги: авраам, виленский, гаон, глава, женщина, красота, лех, леха, мировоззрение, мишлей, недельная, сара, теце
Из грязи в князи 2016-11-07 09:52:51
И сказал Аврам: Г-сподь Б-г! Что дашь мне, я ведь хожу бездетный, а управителем в доме моем дамесек ...
+ развернуть текст сохранённая копия
И сказал Аврам: Г-сподь Б-г! Что дашь мне, я ведь хожу бездетный, а управителем в доме моем дамесек Элиэзер. Берешит, 15:2 Раши пишет, что, согласно переводу Ункелоса, наречение Элиэзера «Дамесек» означает, что он был из Дамесека (Дамаска). В продолжении Раши пишет, что в Талмуде (Йома, 28б) это слово объясняется как аббревиатура «דולה ומשקה» — тот, кто черпает и дает другим пить от учения своего учителя. На первый взгляд, слова Талмуда неясны. Ведь называние Элиэзера тем, кто «черпает и даёт другим пить от учения своего учителя», несомненно, большое восхваление. Если так, непонятно, почему Авраам упоминает это восхваление в то время, когда жалуется Творцу, что единственный человек, близкий к нему, это Элиэзер, который, однако, недостоин наследовать ему. Мы бы могли ожидать, что Авраам будет упоминать недостатки Элиэзера как аргумент против того, чтобы он был его продолжением, а не его достоинства. Для того чтобы ответить на этот вопрос, приведем слова Раши в комментарии на главу Хаей Сара (Берешит, 24:39), который, основываясь на словах наших мудрецов (Берешит Раба, 59), пишет, что у Элиэзера была дочь, и тот искал повода выдать ее за Ицхака. Сказал ему Авраам: «Мой сын благословен, на тебе же — проклятие (Элиэзер был рабом и происходил от Кнаана, который был проклят Ноахом). А тот, на ком проклятие, не может породниться с благословенным». Из этих слов Авраама мы видим, что основная причина, по которой Авраам не желал, чтобы Элиэзер был его продолжением – проклятие, которое было на Элиэзере. [Важно отметить, что, несмотря на то, что поиск невесты для Ицхака противоречил собственным желаниям Элиэзера (выдать за Ицхака свою дочь), и это, по меньшей мере, должно было уменьшить его старания, – тем не менее, он выполнил свою миссию наилучшим образом.] Как известно, благословение – это увеличение и избыток. Если так, проклятие – это сокращение и сжатость. Тот, кто черпает и даёт другим пить, не добавляет ничего от себя, он только переносит воду, содержащуюся в колодце. Этой воды не становится больше, а только меньше, ведь по дороге вода может расплескаться. Несомненно, что само действие, которое делал Элиэзер (поить других учением своего учителя) – чудесное, однако в нём, всё-таки, было проявление его проклятия. Он ничего не добавлял в этом учении от себя. Возможно, по этой причине Авраам, утверждая, что нет достойного человека, который бы ему наследовал, употребил по отношению к Элиэзеру эпитет «Дамесек», намереваясь тем самым намекнуть на его недостаток. Интересно привести слова Зоара (Эмор, 103 а): из-за того, что Элиэзер удостоился верно служить Аврааму, «пребывал под сенью веры», он смог выйти из-под проклятия, которым было проклято поколение Кнаана, и, более того, стал благословенным, как мы видим из слов Лавана в приветствии Элиэзеру: «Войди же, благословенный Г-сподом». Эти слова ангел Всевышнего вложил в уста Лавана, утверждает Зоар в другом месте (Шлах Леха, 158а).
Тэги: авраам, глава, куклин, лех, леха, недельная, рав, раши, реувен
Как узнать правильную дорогу? 2016-11-07 01:39:52
+ развернуть текст сохранённая копия
«Почему ты не сказал мне, что она – жена твоя?» (Берешит 12:18). Опознать правильный путь Когда выяснилось, что Сара – жена Авраама, фараон спросил его: «Почему ты не сказал мне, что она жена твоя?» Рав Шимшон Рафаэль Гирш обращает внимание на слово «мне». Он пишет, что из этих слов мы видим: фараона не удивляет, что Авраам не сказал этого всем остальным. Очевидно, что тогда его убили бы, чтобы взять Сару в жены, ведь моральный уровень подданных фараона был очень низок. Но «почему ты не сказал мне»? Фараон считает себя порядочным человеком (в отличие от своих подданных), и поэтому он удивляется, почему ему самому Авраам не сказал, что Сара – его жена. Однако в глазах Авраама фараон был не лучше всех прочих. По понятным причинам сказать этого фараону он не мог. Поэтому Авраам не ответил ничего на вопрос фараона. Такова природа каждого человека: ему кажется, что всё, что он делает – беспорочно и безукоризненно. Об этом сказал царь Шломо (Мишлей 16:2): «Все пути человека чисты в его глазах». Рабейну Йона в комментарии на этот стих пишет, что по этой причине работа над исправлением черт характера весьма тяжела. Человеку непросто осознать, что он поступает ошибочно, и поэтому он не знает, что ему следует исправлять. Поэтому, если человек захочет исправить черты своего характера и выпрямить свои пути, ему стоит хорошо задуматься, какие из них хороши, а какие требуют исправления. И так сказали наши мудрецы (Эрувин, 13б): «Лучше [было бы] человеку не быть созданным, чем быть созданным (в частности, поскольку изучение и исправление отрицательных черт характера, приводящих к греху, весьма тяжело). Сейчас, раз уж [он] создан, [пусть] проверяет свои поступки, или, как говорят другие [мудрецы] – “прощупывает” их». Рамхаль в книге «Месилат Йешарим» (3-я часть) поясняет эти два наставления наших мудрецов: «Следует заметить, что два приведенных варианта высказывания – это два весьма полезных и добрых предостережения. Ведь проверять свои поступки означает исследовать их, то есть размышлять: нет ли среди них таких, какие не следовало бы совершать, то есть не соответствующих заповедям Всевышнего и его законам, ведь все подобное следует исключить из своей жизни. А прощупывать – означает исследовать даже добрые поступки, проверяя, не найдется ли в них нечто недоброе или какой-то дурной аспект, который нужно будет удалить и уничтожить. Это напоминает прощупывание ткани с целью выяснить, хороша ли она и крепка или же слаба и потрепана. Точно так же необходимо прощупывать и дела свои, проверяя их самым придирчивым образом, пока они не станут кристально чистыми». Дружеская беседа Есть дополнительный совет, каким образом человек сможет распознать те черты характера, которые нуждаются в исправлении – попросить своего друга сказать ему о недостатках, ведь со стороны их легче увидеть. По мнению Рабейну Йоны в комментарии на Пиркей Авот, это является одной из причин, по которой человек должен стремиться приобрести себе друга, как сказано (Пиркей Авот, 1:6): «И приобрети себе друга». Известно, что Виленский Гаон не полагался на свою большую праведность и доскональное знание всех частей Торы, и просил рава Якова Кранца, известного как Магид из Дубно, периодически приходить к нему, чтобы указать не те вещи, которые, по мнению рава Якова, нуждаются в исправлении. Рабейну Йона в комментарии на книгу Мишлей пишет, что, когда человек серьезно захочет подготовить свое сердце к служению Творцу, Г-сподь поможет ему исправить все плохие черты его характера. И это то, что говорит царь Шломо в вышеупомянутом стихе: «… а Всевышний исправляет сердца» (перевод в соответствии с комментарием Рабейну Йоны), т. е. сердца тех, кто серьезно решит исправить свои пути и подготовить свое сердце к служению Творцу. Статья была опубликована на сайте «Беерот Ицхак»
Тэги: глава, куклин, лех, леха, недельная, рав, реувен
Главная / Главные темы / Тэг «недельную»
|
Взлеты Топ 5
Падения Топ 5
|