«Иссахар костлявый осёл… И увидел покой, что он хорош…, и подставил своё плечо терпеть…» Берейшит 49:14-15.
Колена Иссахар и Звулун сотрудничали между собой: колено Звулуна занималось торговлей и поддерживало колено Иссахара, а колено Иссахара, в свою очередь, полностью посвящало себя изучению Торы. Поскольку колено Иссахара приняло на себя бремя изучения Торы, Яаков назвал их образно «костлявым ослом», которого нагружают тяжёлым грузом.
Продолжение стиха «и увидел, покой, что он хорош…, и подставил своё плечо терпеть…» комментирует Алших следующим образом: Иссахар, увидев, насколько великую и хорошую награду получат изучающие Тору в будущем мире (который образно называется «покоем»), подставил своё плечо терпеть бремя Торы.
Тут мы видим важный принцип: изучающий Тору получит награду не за то, что он выучит в конце концов, а за сам процесс учёбы, за само старание понять её святые слова. И так сказано в мидраше Авот де-раби Натан: «Если ты трудился над изучением Торы много, то ты получишь большую награду». Как мы видим, награда будет за сам труд, за само старание.
Подобным образом комментирует великий праведник раби Йосеф Яавец слова Мишны в конце трактата Пиркей Авот «В соответствии со стараниями (имеются в виду усилия, которые еврей прилагает в изучении Торы и выполнении её заповедей), и награда». И так он пишет: «Тут Мишна обращается к сердцу изучающих Тору и сообщает им, что (они получат хорошую награду), даже если не преуспеют в постижении её мудрости…, при условии, что будут изучать её всеми силами».
И за это мы благодарим Творца в молитве, которую произносим после изучения Торы: «Благодарим мы Тебя… за то, что мы трудимся (над изучением Торы) и получаем (за это) награду, а другие трудятся и не получают (за это) награду». Спрашивает Хафец Хаим (в комментарии на Тору, начало главы Бехукотай): как понять слова этой молитвы, как можно сказать, что другие не получат награды за их работу: какой глупец будет работать задаром? Объясняет Хафец Хаим, что, несомненно, любые работники получают награду за свою работу, но их награда — только за конечный результат. Если кто-либо трудился, но не достиг конечного результата, он не получит за сам труд и за само старание никакой награды; однако тот, кто трудится над изучением Торы, получит награду за сам труд, даже если не постигнет её слова, не достигнет «конечного результата».
Этот материал был опубликован на сайте "Беерот Ицхак" источник: www.imrey.org
Этот стих говорит о Йосефе, который при виде отца своего бросился ему на шею и плакал от радости. Пишет Раши: «Однако о Яакове не (сказано, что он) бросился на шею Йосефу и целовал его. И (поэтому) мудрецы говорили, что (в этот момент) он произносил молитву Шма (Слушай, Исраэль!)».
На первый взгляд, непонятно: если пришло время читать Шма, почему Йосеф его не читал, а, если еще не пришло это время, почему Яков решил именно в этот момент прочитать Шма.
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, разберем сущность Криат Шма. В статье «В чем заключается смысл заповеди молитвы Шма Исраэль» мы писали, что сущность Криат Шма – в провозглашении единства Творца, что подразумевает: все, что происходит в этом мире, – от Его руки, даже то, что нам кажется злом.
С тех пор, как Йосеф пропал, произошло много событий в жизни Яакова, которые казались ему злом. Сейчас, когда пред ним предстал Йосеф, который стал вице-королем Египта, раскрылось его глазам единство Творца – всё, что казалось злом, обернулось безмерным благом Всесильного, поэтому именно в этот момент чувствовал Яков необходимость провозгласить о единстве Б-га, прочитав Шма Исраэль. источник: www.imrey.org
«И сказал Йосеф своим братьям: Я Йосеф. Жив ли еще мой отец?» (Берейшит 45:3).
Бейт аЛеви удивляется, для чего Йосеф спросил: «Жив ли ещё мой отец?», ведь ответ на этот вопрос он мог понять из слов Йеуды, всё утверждение которого основывается на том, что он опасается причинить страдание своему отцу. Кроме того, спрашивает Бейт аЛеви, Йосеф уже задал братьям этот вопрос в то время, когда они пришли к Йосефу во второй раз: «Мир ли вашему отцу престарелому, о котором вы сказали? Он еще жив?», — на что братья ответили: «Мир твоему рабу, отцу нашему. Он еще жив». И с тех пор, как Йосеф получил ответ на этот вопрос, братья не возвращались к своему отцу. Кроме этого, если действительно есть место для этого вопроса, почему на этот раз братья ничего не ответили на него?
Отвечает Бейт аЛеви, что вопрос «Жив ли ещё мой отец?» был риторическим. Этим вопросом Йосеф намеревался сказать братьям следующее: «Я — Йосеф, которого вы продали в Египет, и причинили тем самым отцу неизмеримые страдания, и удивляюсь я: неужели после всех тех страданий отец продолжает жить?» Этими словами Йосеф намеривался обличить братьев в том, что их слова противоречат их собственному поведению, ведь братья всё время утверждают, что причина, по которой им так важно, чтобы Биньямин был освобождён, — их беспрестанная забота об отце и его жизни. «Если вас так волнует жизнь отца, почему вам это не помешало продать меня в Египет?» И на этот вопрос братья не нашлись что ответить: «И не могли его братья ответить ему, ибо опешили они перед ним».
Бейт аЛеви приводит мидраш (Берейшит Раба 99:10), который учит из этой истории, насколько страшен будет Небесный Суд, ведь если братьям не было что ответить на обличение их младшего брата, что мы сможем ответить на обличение Творца в Небесном Суде? Ведь многие считают, что на вопрос, почему он не выполняли заповеди с большим усердием, смогут ответить, что их силы были ограничены, а на вопрос, почему не изучали серьёзно Тору, скажут, что их умственные способности были недостаточны для изучения глубоких вещей. На что Творец сможет показать каждому человеку, что на те вещи, которые ему были важны и интересны, он нашёл достаточно сил, разума и проворности, чтобы их достичь, почему же именно на служение Творцу и выполнение своего долга в этом мире всего этого не хватило?
Этот материал был опубликован на сайте
[Error: Irreparable invalid markup ('<n<a>') in entry. Owner must fix manually. Raw contents below.]
«И сказал Йосеф своим братьям: Я Йосеф. Жив ли еще мой отец?» (Берейшит 45:3).
Бейт аЛеви удивляется, для чего Йосеф спросил: «Жив ли ещё мой отец?», ведь ответ на этот вопрос он мог понять из слов Йеуды, всё утверждение которого основывается на том, что он опасается причинить страдание своему отцу. Кроме того, спрашивает Бейт аЛеви, Йосеф уже задал братьям этот вопрос в то время, когда они пришли к Йосефу во второй раз: «Мир ли вашему отцу престарелому, о котором вы сказали? Он еще жив?», — на что братья ответили: «Мир твоему рабу, отцу нашему. Он еще жив». И с тех пор, как Йосеф получил ответ на этот вопрос, братья не возвращались к своему отцу. Кроме этого, если действительно есть место для этого вопроса, почему на этот раз братья ничего не ответили на него?
<lj-cut>Отвечает Бейт аЛеви, что вопрос «Жив ли ещё мой отец?» был риторическим. Этим вопросом Йосеф намеревался сказать братьям следующее: «Я — Йосеф, которого вы продали в Египет, и причинили тем самым отцу неизмеримые страдания, и удивляюсь я: неужели после всех тех страданий отец продолжает жить?» Этими словами Йосеф намеривался обличить братьев в том, что их слова противоречат их собственному поведению, ведь братья всё время утверждают, что причина, по которой им так важно, чтобы Биньямин был освобождён, — их беспрестанная забота об отце и его жизни. «Если вас так волнует жизнь отца, почему вам это не помешало продать меня в Египет?» И на этот вопрос братья не нашлись что ответить: «И не могли его братья ответить ему, ибо опешили они перед ним».
Бейт аЛеви приводит мидраш (Берейшит Раба 99:10), который учит из этой истории, насколько страшен будет Небесный Суд, ведь если братьям не было что ответить на обличение их младшего брата, что мы сможем ответить на обличение Творца в Небесном Суде? Ведь многие считают, что на вопрос, почему он не выполняли заповеди с большим усердием, смогут ответить, что их силы были ограничены, а на вопрос, почему не изучали серьёзно Тору, скажут, что их умственные способности были недостаточны для изучения глубоких вещей. На что Творец сможет показать каждому человеку, что на те вещи, которые ему были важны и интересны, он нашёл достаточно сил, разума и проворности, чтобы их достичь, почему же именно на служение Творцу и выполнение своего долга в этом мире всего этого не хватило?
Этот материал был опубликован на сайте <n<a href="http://www.beerot.ru/" rel="nofollow" target="_blank">"Беерот Ицхак"</a></noindex>