וַיִּוָּתֵר יַעֲקֹב לְבַדּוֹ וַיֵּאָבֵק אִישׁ עִמּוֹ עַד עֲלוֹת הַשָּׁחַר
וַיַּרְא כִּי ...
וַיִּוָּתֵר יַעֲקֹב לְבַדּוֹ וַיֵּאָבֵק אִישׁ עִמּוֹ עַד עֲלוֹת הַשָּׁחַר
וַיַּרְא כִּי לֹא יָכֹל לוֹ וַיִּגַּע בְּכַף יְרֵכוֹ וַתֵּקַע כַּף יֶרֶךְ יַעֲקֹב בְּהֵאָבְקוֹ עִמּוֹ
וַיֹּאמֶר שַׁלְּחֵנִי כִּי עָלָה הַשָּׁחַר וַיֹּאמֶר לֹא אֲשַׁלֵּחֲךָ כִּי אִם בֵּרַכְתָּנִי
וַיֹּאמֶר אֵלָיו מַה שְּׁמֶךָ וַיֹּאמֶר יַעֲקֹב
וַיֹּאמֶר לֹא יַעֲקֹב יֵאָמֵר עוֹד שִׁמְךָ כִּי אִם יִשְׂרָאֵל כִּי שָׂרִיתָ עִם אֱלֹקִים וְעִם אֲנָשִׁים וַתּוּכָל
וַיִּשְׁאַל יַעֲקֹב וַיֹּאמֶר הַגִּידָה נָּא שְׁמֶךָ וַיֹּאמֶר לָמָּה זֶּה תִּשְׁאַל לִשְׁמִי וַיְבָרֶךְ אֹתוֹ שָׁם
И остался Йааков один. И боролся человек с ним до восхода зари
Но увидел, что не одолевает его, и затронул его бедренный сустав, и сместился (вывихнулся) бедренный сустав Йаакова, когда он боролся с ним.
И сказал он: Отпусти меня, ибо взошла заря. И сказал: Не отпущу тебя, пока меня не благословишь.
И сказал он ему: Как имя твое? И сказал: Йааков.
И сказал он: Не Йааков изрекаться более имени твоему, но Исраэль; ибо ты боролся с Б-жьим (ангелом) и с людьми и преодолел.
И спросил Йааков, и сказал он: Поведай же имя твое! И сказал он: Для чего это спрашиваешь о моем имени? И он благословил его там.
Уйти от людей, чтобы прийти к Господу.
Было время, когда Иаков бежал от Исава в Харран, но теперь пришло время уходить от Лавана, чтобы вернуться в Ханаан и встретиться с Исавом. Иаков оказался между двух огней. Как Лаван, так и Исав хотели поработить Иакова.
Получив откровение от Всевышнего, Иаков понимал, что остаться у Лавана нельзя, иначе он не исполнил бы Божьего призвания. Было время обнимать Лавана, но пришло время уклоняться от его объятий. Также для Иакова настало время идти в смертельные объятия Исава. В данном случае Иаков тоже не имел права уклониться от встречи с озлобившимся братом. Необходимо было исполнить всю правду Божью, совершив твшуву (покаяние) в прежних грехах против старшего брата. Тшува в переводе с иврита обозначает "возвращение". Каждый человек должен вернуться к Господу, от Которого ушли наши праотцы. Наше возвращение начинается с определенных поступков. Мы начинаем совершать дела, угодные Всевышнему, в соответствии с Его волей, выраженной через заповеди. Тшува — это сознательное стремление покориться воле Божьей и пребывать в ней каждый день. Для Иакова одна из частей покаяния состояла в том, чтобы встретиться с братом, против которого он ранее согрешил. Через дела правды, угодные Господу, Иаков освобождался от воли человеческой. Мессия показал нам пример, сказав в момент жестоких испытаний: "Не Моя, но Твоя воля да будет". К большому сожалению, многие уловлены в волю человеческую. Гении, кумиры, идеалы этого мира захватывают в свою волю многие души. В нашей жизни бывают порой люди, порабощающие человеческие души в свою волю. Воля человеческая преподносится разными способами: в виде фильмов, телепередач, песен, идеологий, философий и т.д. Живущий в нас грех любит следовать за успешными кумирами. Верующий должен уметь отличить волю Божью от воли человеческой. Рав. Шауль учит о том, как нам сохранить свою душу от воли нашего ветхого естества.
1 Вы некогда были мертвы из-за своих грехов и непослушания.
2 Вы ходили путями олам газе и повиновались Повелителю Сил Воздуха, который по сей день действует в среде непослушных.
3 Действительно, все мы некогда жили так - мы следовали страстям нашего старого естества, повиновались желаниям старого естества и собственным мыслям. В таком естественном состоянии нас неминуемо ожидал Божий гнев, как и всех остальных.
4 Однако Бог настолько богат милостью и любит нас такой безграничной любовью,
5 что, хотя мы и были мертвы из-за своего непослушания, Он оживил нас вместе с Мессией - именно благодатью вы были спасены.
6 То есть Бог воскресил нас вместе с Мессией Йешуа и посадил на небесах вместе с ним, (Н.З. Д.Штерн Еф.2:1-6)
Итак, Мессия оживил нас, но не для возвращения к прежней жизни по воле человеческой, а для жизни по воле Божьей, открытой в заповедях Божьей жизни. Дух Божий, поселившийся в нас учит нас практической мудрости в повседневной жизни, чтобы мы поступали, как Он поступал.
Практическая мудрость (Сэхл).
Заповедь без применения в реальной жизни не приносит никакой пользы для души человека. Однако, если пребывать в законе свободы, то мы будем успешны в действии.
25 Но кто вникнет в закон совершенный, [закон] свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии. (Иак.1:25)
Чтобы Иисус Навин был успешен в своей жизни, ему необходимо было вникать в волю Божью и воплощать ее в повседневной жизни.
7 только будь тверд и очень мужествен, и тщательно храни и исполняй весь закон, который завещал тебе Моисей, раб Мой; не уклоняйся от него ни направо ни налево, дабы поступать благоразумно во всех предприятиях твоих.
8 Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно. (Иис.Нав.1:7,8)
Иисус Навин должен был научиться жить не своими мыслями и желаниями, а приучить себя к точному соблюдению воли Божьей. Чтобы так жить, необходимо было проявить твердость и мужество. Подобно и Иаков должен был приложить все свое мужество, чтобы поступить по воле Божьей, идя навстречу Исаву.
Чьих объятий стоит уклоняться.
Есть люди, от объятий которых необходимо уклонятся. Рав. Шауль вдохновлял Тимофея понимать, каких людей избегать, а к каким прибегать. Критерием служат плоды, проявленные практической жизнью. Поэтому Иаков после встречи с Исавом не рвется к нему в гости, хотя брат настоятельно приглашает. Иаков хорошо помнит, что Исав за тарелку еды продал свое первородство. Да, прошли годы, и Иаков делает все, чтобы примириться с Исавом, но он не хочет даже одного дня жизни без Божьего призвания. Рассмотрим описание характера людей, называющих себя верующими, но поступающих по своим желаниям.
1 Кроме того, постарайся понять вот что: в ахарит-гаямим наступят тяжкие времена.
2 Люди будут себялюбивыми, сребролюбивыми, гордыми, надменными, язвительными, непокорными родителям, неблагодарными, нечестивыми,
3 бессердечными, непримиримыми, клеветниками, невоздержанными, жестокими, ненавидящими добро,
4 вероломными, своевольными, напыщенными, больше любящими удовольствия, нежели Бога,
5 лишь внешне придерживающимися религии, но отвергающими её силу. Держись подальше от подобных людей!
6 Некоторые из них прокрадываются в дома и входят в доверие слабовольных женщин, погрязших в своих грехах и не контролирующих собственные желания,
7 постоянно учащихся, но не могущих познать истину во всей её полноте.
(Н.З. Д.Штерн 2Тим.3:1-7)
Павел рекомендует Тимофею уклоняться от людей, формально относящихся к Мессии и Духу Божьему. Формальность видна из образа жизни, в котором нет света Божьей Торы.
Спасение от воли человеческой.
Спастись от порабощения волей людей этого мира возможно только через встречу с Господом лицом к лицу. Как и говорит Писание: Имеющие Сына имеют жизнь, не имеющие Сына Божьего не имеют жизни. (1Иоан.5:12) Подобно Иакову, для кажого из нас жизненно необходима встреча с Иешуа лицом к лицу. Он испытает твердость нашей воли в следовании по пути заповедей Божьей любви. Мессия встретил Иакова и задал вопрос о том, как его зовут. Странный вопрос?! Неужели Господь не знал, как зовут Иакова? Да! Господь знал Иакова лучше, чем он осознавал себя. Но знал ли Иаков себя по настоящему? Мы видим, что нет, поскольку Мессия дает ему новое имя, говорящее об изменении сущности Иакова. Теперь навстречу Исаву выходит не прежний Иаков, а личность, переродившаяся в Израиль. Да, по старой памяти Израиль еще думал о себе, как об Иакове, и Исав называл его прежним именем, но это не меняло сути произошедшего внутри. Иаков переродился, став Израилем. Каждый человек, не родившийся свыше, подобно Иакову, не может увидеть Царства Божьего.
Теперь наше служение состоит в помощи ближним, чтобы они избавились от сети лукавого и были приобретены для совершенной, исцеляющей и спасающей воли Отца Небесного.
24 рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым,
25 с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины,
26 чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю.
(2Тим.2:24-26)
Наша задача - совершать это служение, проявляя верные плоды, во-первых, в отношениях с домашними и ближайшим окружением нашей жизни. Будем помнить, что наши слова и проповедь ничего не стоят, если мы сегодня сами не пребываем в практическом проявлении воли Божьей. Иешуа учит нас практически проявлять Его любовь ко всем, подобно Иакову, который смог послужить Лавану и Исаву, но при этом не стал заложником их воли.
23 Вы были куплены дорогой ценой, потому не становитесь рабами людям.
(Н.З. Д.Штерн 1Кор.7:20-24)
В этом состоит мудрость человека Божьего — служить ближним, как раб Божий, не становясь при этом рабом страстей и идей человеческих. Пусть Всевышний даст нам в этом мудрость.
וַתֵּרֶא רָחֵל כִּי לֹא יָלְדָה לְיַעֲקֹב וַתְּקַנֵּא רָחֵל בַּאֲחֹתָהּ וַתֹּאמֶר אֶל יַעֲקֹב הָבָה ...
וַתֵּרֶא רָחֵל כִּי לֹא יָלְדָה לְיַעֲקֹב וַתְּקַנֵּא רָחֵל בַּאֲחֹתָהּ וַתֹּאמֶר אֶל יַעֲקֹב הָבָה לִּי בָנִים וְאִם אַיִן מֵתָה אָנֹכִי
וַיִּחַר אַף יַעֲקֹב בְּרָחֵל וַיֹּאמֶר הֲתַחַת אֱלֹקִים אָנֹכִי אֲשֶׁר מָנַע מִמֵּךְ פְּרִי בָטֶן
וַתֹּאמֶר הִנֵּה אֲמָתִי בִלְהָה בֹּא אֵלֶיהָ וְתֵלֵד עַל בִּרְכַּי וְאִבָּנֶה גַם אָנֹכִי מִמֶּנָּה
И видела Рахель, что не родила Йаакову, и позавидовала Рахель сестре своей. И сказала она Йаакову: Дай мне детей! А если нет - мертва я.
И воспылал гнев Йаакова на Рахель, и сказал он: Ужели я вместо Б-га, Который отрешил от тебя плод чрева?
И сказала она: Вот моя рабыня Била, войди к ней; и родит она на коленях моих, и воздвигнусь также и я через нее.
Тора достоверно описывает не только глобальные события истории Израиля, но также дает возможность увидеть внутри семейные отношения людей, которых мы называем патриархами и героями веры. Одну из важнейших ролей в возрастании еврейского народа играла семья. Отношения в семье были и есть определяющими в оценке духовного состояния человека. Не надолго заглянем в семью Иакова. Стоит вспомнить, что Иаков, обманув брата, вынужден был бежать из отцовского дома, поскольку старший брат Исав обещал убить его. Отец Исаак благословляет Иакова и посылает его в Харран, чтобы он взял себе жену из дочерей Лавана. Во время пути в Харран Господь является Иакову в видении. Иаков заключает завет с Богом. Придя в Харран, Иаков поселяется у Лавана и начинает работать у него. Видя достойный характер Иакова, Лаван предлагает ему плату за работу. Иаков избирает в качестве платы за семь лет работы Рахиль, дочь Лавана. Все идет неплохо. Семь лет пролетают, как один день. Состоялась грандиозная свадьба. Иаков входит к Рахили, а наутро обнаруживает, что провел ночь с Лией. Иаков возмущен! Он не хотел брать Лию, но уже провел с ней ночь. Скорее всего Иаков был глубоко возмущен из-за такого хитрого обмана. Он понимал, чьих рук это дело. Только Лаван мог сделать такую неожиданную рокировку. Чтобы утешить Иакова, Лаван обещает ему через неделю дать Рахиль, за которую тот будет работать еще семь лет. Лаван разыграл хитрую партию и оказался в дамках. Он удачно выдал Лию замуж за достойного человека и более того, еще на семь лет обрел Иакова в качестве работника. Это краткая предыстория дальнейших событий, развернувшихся между родными сестрами: Лией и Рахилью.
Взгляд на себя со стороны.
Почему-то Иаков смиряется с тем, что Лия будет его женой. Это можно понять. Ведь в Лии он видит самого себя. Лаван обманывает Иакова, выдавая Лию за Рахиль. Подобным образом Ревекка обманула Исаака, выдавая Иакова за Исава. Теперь Иаков должен любить Лию, но все внутри него ненавидит ее. Ведь она согласилась с обманом отца и не предупредила Иакова об обмане. Но и в этом Иаков видит свой поступок. Вспоминая об обманутом Исаве, Иаков начинает понимать, что Всевышний через эту каверзную ситуацию работает с его сердцем. Оказываясь в той или иной ситуации, видя странные поступки людей с нами, давайте оценим свою жизнь. Господь стремится исцелить нас через произошедший кризис. Осознав это, Иаков вместо ненависти избирает милость и любовь. Он не лишает Лию супружеской близости. Однако между родными сестрами начинается ожесточенная битва за рождение детей и любовь Иакова.
Сражения за любовь Иакова.
Не смирив своих сердец перед Богом, Лия и Рахель начали ожесточенно воевать. Рождение детей было средством самоутверждения для женщин того времени. Если сегодня это может быть вызывающий наряд, шикарная машина, денежная работа, то во времена патриархов дети были украшением и славой женщины. Поскольку Лия была нелюбима, Всевышний дал ей обильный плод в рождении детей. Лия начала торжествовать, родив Иакову четверых сыновей, но каково было Рахели? Она не родила ни одного ребенка. Она завидовала сестре черной завистью настолько, что уже не хотела жить. В отчаянии она начала требовать ребенка у Иакова. Из-за этого Яков разгневался на Рахель. Чтобы утешить свою жену, он согласился на плотской способ решения наболевшей ситуации. Рахиль дала Иакову свою служанку Бильху, и таком образом появился Дан. Итак мы видим серьезные баталии внутри семьи. Тем не менее Всевышний давал мудрость Иакову служить своим домашним так, что каждый из них принес плод Господу в свою меру. Сестры соперничали, а Иаков служил им, чтобы они освободились от соперничества, зависти и стремления утвердить себя.
К большому сожалению, в теле Божьем есть много людей, имеющих внутри себя зависть и ревность. Чей-то успех или хороший плод в душе многих начинает опасный процесс, который можно прочесть в послании Иакова.
13 Кто из вас мудр и разумен? Пусть покажет это своей доброй жизнью, делами, которые совершаются в смирении, проистекающем из мудрости.
14 Если же ваше сердце исполнено горькой зависти (ревность) и эгоистичного честолюбия (соперничество, сварливость), то не хвастайте (хвастаться, превозноситься, кичиться) и не атакуйте истину ложью!
15 Эта не та мудрость, что нисходит свыше; напротив, она мирская, недуховная, бесовская.
16 Ибо где зависть и эгоистичное честолюбие, там разлад и всё низменное.
17 Но мудрость, данная свыше, в первую очередь - чиста, затем - миролюбива, добра, благоразумна, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна.
18 И миротворцы, сеющие семя мирно, взращивают урожай праведности.
(Н.З. Д.Штерн Иак.3:13-18)
Возникновение земной мудрости.
Попытка достичь своего ведет к жизни в мирской, не духовной, бесовской мудрости. Мы видим, как проявляется эта мудрость в отношениях между сестрами. Лея стремится родить детей, чтобы ее полюбил Иаков. Рахиль стремится родить ребенка, чтобы снять с себя позор и реабилитироваться в глазах окружающих. Родные сестры делали хорошее дело, но то, с каким мотивом они это делали — отравляло всю их жизнь. Вместо устройства, мира и единодушия, отношения в семье постоянно подвергались испытаниям. Можно приносить Божий плод, но с неправильным сердцем, и из-за этого, вместо наслаждения, испытывать раздражение, ярость, а порой и ненависть к братьям и сестрам. Каждому из нас необходимо смирить себя под Божий образ мышления и служить всем ради той любви, которую мы приняли в Мессии, отдавшем Себя за нас. Путь исцеления от земной мудрости, которая живет ради исполнения человеческих амбиций, - только Мессия Иешуа. Его жизнь, смерть и воскресение дает нам возможность, рассуждая о Нем, жить через Божью мудрость.
14 Ибо любовь Мессии овладела нами, потому что мы убеждены, что один человек умер от имени всего человечества (подразумевается, что всё человечество было уже мертво),
15 и что он умер ради всех, чтобы живущие уже не для самих себя жили, а для того, кто умер за них и воскрес.
16 Итак, отныне мы не смотрим на людей глазами мирского человека. Даже если некогда мы рассуждали о Мессии с мирской точки зрения, больше мы этого не делаем.
17 Потому, если человек находится в союзе с Мессией, он новое творение - старое прошло; взгляни, вновь явившееся ново и свежо!
18 И всё это от Бога, который примирил нас с Собой через Мессию и поручил нам этот труд примирения,
19 то есть примирив с Собой человечество через Мессию, не вменяя людям их грехов, Бог доверил нам нести весть о примирении.
20 Потому мы посланцы Мессии; то есть Бог взывает к людям через нас. Мы же взываем от имени Мессии: Примиритесь с Богом!
21 Бог сделал этого безгрешного человека жертвоприношением за наши грехи, чтобы в союзе с ним мы могли в полной мере присоединиться к Божьей праведности. (Н.З. Д.Штерн 2Кор.5:14-21)
Со временем конфликт между сестрами исчез. Постепенно они осознали, что их жизни должны приносить плод не для доказательства своего превосходства или получения признания и любви Иакова, а во имя Всесильного и для исполнения Его плана. Когда мы живем не для себя, то нам не с кем бороться. Наша битва не с людьми, а за людей во имя Божье, чтобы они спаслись и достигли познания истины. Мы не смотрим на людей глазами мирского человека, который оценивает пользу или вред отношений с тем или иным человеком. Мы смотрим на ближних с точки зрения Божьих заповедей и жертвы Мессии. Наша цель - не наш успех или процветание, а в том, чтобы Господь служил через нас в той мере, которую Он нам дал на сегодняшний день. Если смотреть на людей с точки зрения какой-либо земной выгоды, то сразу же теряется мудрость, сходящая свыше, которая приносит мирный плод Божьей правды. Поэтому оценим свои жизни. Есть ли у нас ситуации, где мы мучаемся и не можем успокоиться? Это свидетельство, что в этом направлении мы еще не поступили по Божьей заповеди и любви Мессии. Будем стремиться к Божьей мудрости, которая отсекает любой нечистый мотив сердца, приучая нас к жизни в свете Божьих заповедей.
- 2014 - "A Fistful of Desert Blues" (mp3@320.torrent) ...
... сказать слова Торы.
раздел Вайеце. Тема ...
ворт для тех, у кого в субботу гости и им надо за столом сказать слова Торы. Недельный раздел Вайеце. Тема: умение делать замечания мягко.
В городе Радин был один бахур, который нарочно ходил по улицам в субботу и курил у всех на виду. Ему сказали, что пожалуются на него раввину – Хафец-Хаиму. Он нагло ответил: пожалуйста. Его спросили: он не боится? Ответил, что нисколько. – А если раввин позовет его к себе, он не испугается к нему пойти? Сказал: пойду, потому что не боюсь я вашего раввина.
И вот его позвали к Хафец-Хаиму. Все видели, как он вошел к нему в дом. Через несколько секунд вышел задумчиво и ушел. С тех пор стал буквально другим человеком. И никто не знает, что ему сказал Хафец-Хаим. А был мудрец тогда очень старый. И скоро он умер – так никто и не узнал, каким образом он перевоспитал строптивого бахура.
Так рассказал на одной из своих бесед в американской синагоге один известный даршан-раввин. И добавил, что дорого бы дал за то, чтобы узнать, что ему сказал Хафец-Хаим.
После этой беседы подошел к нему один очень пожилой человек и сказал, что он – тот бахур.
Раввин схватил его за руку: так что он тебе сказал??
Старик ответил: ты не поверишь, буквально несколько слов, вернее даже одно.
Какое слово? – спросил тот. – Не томи!
– Хафец-Хаим взял мои руки в свои, посмотрел мне в глаза и вдруг заплакал. И сказал только: суббота, суббота. А его слезы капали мне на руку. И с тех пор я постоянно чувствую, как те слезы жгут мою руку.
(С урока "Мягкое замечание".)
**
Берешит 29:4-5. Сцена, когда пришел Яаков (после сулам-Яаков, где Всевышний много ему обещал) и увидел, что пастухи с тремя стадами собрались рядом с колодцем, чтобы отвалить от него огромный камень.
Сказал им Яаков: "Мои братья!. День еще большой, не пришло время собирать стадо (на ночлег)".
Раши: он так поступил, потому что увидел, что они собирают стада, и решил, что они собирают их, чтобы отвести домой. И поскольку они наемные работники, то сказал им, что они еще не отработали свою плату и надо пасти дальше. Отсюда видим, что если человек (особенно, если он уважаемый в Торе) видит непорядок, он обязан об этом предостеречь людей, чтобы на них не было вины. Поэтому начал свою речь: мои братья!
Если мы кого-то хотим остановить от плохого дела – то только любовью. Если человек нам не брат – то не учим его и не отсчитываем. Это и называется: "Полюби своего ближнего, как самого себя". Многие перефразируют: полюби своего брата, как себя. Потому что любой еврей – твой брат.
Хорошей вам субботы!
автор текста: рав Пятигорский, Иерусалим