Ницавим-Ваелех. Непростительные мысли. Второзаконие 29:17-20
2014-09-24 23:48:31
- Новые возможности изучения английского языка: английский по скайпу Свободное расписание!
+ развернуть текст сохранённая копия
- Новые возможности изучения английского языка: английский по скайпу Свободное расписание!
פֶּן יֵשׁ בָּכֶם אִישׁ אוֹ אִשָּׁה אוֹ מִשְׁפָּחָה אוֹ שֵׁבֶט אֲשֶׁר לְבָבוֹ פֹנֶה הַיּוֹם מֵעִם יְדֹוָד אֱלֹקֵינוּ לָלֶכֶת לַעֲבֹד אֶת אֱלֹקֵי הַגּוֹיִם הָהֵם פֶּן יֵשׁ בָּכֶם שֹׁרֶשׁ פֹּרֶה רֹאשׁ וְלַעֲנָה
וְהָיָה בְּשָׁמְעוֹ אֶת דִּבְרֵי הָאָלָה הַזֹּאת וְהִתְבָּרֵךְ בִּלְבָבוֹ לֵאמֹר שָׁלוֹם יִהְיֶה לִּי כִּי בִּשְׁרִרוּת לִבִּי אֵלֵךְ לְמַעַן סְפוֹת הָרָוָה אֶת הַצְּמֵאָה
לֹא יֹאבֶה יְדֹוָד סְלֹחַ לוֹ כִּי אָז יֶעְשַׁן אַף יְדֹוָד וְקִנְאָתוֹ בָּאִישׁ הַהוּא וְרָבְצָה בּוֹ כָּל הָאָלָה הַכְּתוּבָה בַּסֵּפֶר הַזֶּה וּמָחָה יְדֹוָד אֶת שְׁמוֹ מִתַּחַת הַשָּׁמָיִם
Быть может, есть среди вас мужчина или женщина, или семейство, или колено, сердце которого уклоняется сегодня от Господа, Б-га нашего, чтобы идти служить божествамтех племен; быть может, есть среди вас корень, плодящий яд и полынь.
И будет: когда услышит слова этой клятвы, и благословится в сердце своем, говоря: Мир будет мне, когда по произволу сердца моего ходить буду. - Чтобы прибавить утоленное к жаждущему,
Не изволит Господь простить ему, ибо тогда воздымится гнев Господа и ярость Его против того человека, и ляжет на него вся клятва, записанная в этой книге, и сотрет Господь имя его из поднебесной;
Среди большинства верующих существует устойчивое понятие, что завет Моше суров и в нем мало любви и милости, а завет Мессии — мягкий и добрый - пропитан любовью и милостью. Предаваясь таким размышлениям, не составляет особого труда дойти до такого уровня противоречий, когда начинает казаться, что в Новом Завете речь идет о другом Боге: добром и любящем, в отличие от Бога ТаНаХа. Может ли так быть? Рассмотрим один из отрывков Нового Завета, недвусмысленно показывающий, что взыскание за несоблюдение завета, заключенного через Мессию, будет строже, чем от завета, посредником которого был Моше.
28 Тот, кто пренебрегает Торой Моше, безжалостно предаётся смерти на основании слов двух или трёх свидетелей.
29 Представьте, насколько более тяжким будет наказание для того, кто попирает Божьего Сына; кто не относится с должным почтением к крови договора, наделившей его святостью; кто оскорбляет Духа, дарующего Божье благоволение!
30 Ибо мы знаем Того, Кто сказал: Я несу ответственность за мщение, Я воздам, и ещё: Адонай будет судить Свой народ'.
31 Страшно попасть в руки живого Бога! (Н.З. Д.Штерн Евр.10:28-31)
Моше провозглашал, что Господь пошлет Израилю пророка, подобного ему.
18 Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему;
19 а кто не послушает слов Моих, которые [Пророк тот] будет говорить Моим именем, с того Я взыщу; (Втор.18:18,19)
Этим пророком был Мессия, который имел власть утверждать Тору и исполнить ее. Подобно Моисею, Иешуа, предлагая народу завет, провозглашал благословения и проклятия. Известное всем толкование Торы на горе говорит в начале о благословениях (блаженствах), а далее по ходу учения произносятся также и проклятия на тех, кто не будет исполнять Тору Мессии (Матфея 5, 6, 7)
Проклятия в Новом Завете.
Также Йоханан хаМатбиль, проповедуя о сотворении достойного плода покаяния, предупреждал, что дерево, не приносящее доброго плода перед Господом, срубают и бросают в огонь. Иешуа, обличая лицемеров перед Господом, провозглашал очень серьезные проклятия на тех, кто использует Божье призвание для своей выгоды (Матфея 23). Любой завет (договор) заключается на определенных условиях, соблюдая которые, получаешь обещанное, а если нарушаешь, то получаешь взыскание. Во все времена нарушение завета вело к нехорошим последствиям, которые должны были убедить человека, что лучше всего быть верным заключенному завету. Бояться проклятий не надо. Это не что-либо мистическое, приходящее ниоткуда или от каких-либо злопыхателей. Проклятие — это взыскание за нарушение завета с Господом. Это взыскание призвано удержать человека от смерти, дать возможность осознать свое состояние и сотворить достойный плод покаяния. Источником всякого проклятия является легкомысленность и беспечность.
Хула на Тору — хула на Духа Святого.
В связи с сегодняшним отрывком Торы уместно будет вспомнить о последствиях формального заключения завета, когда к внутренним помышлениям можно применить поговорку: А Васька слушает да ест. Это описание применимо к людям, которые формально согласны с Божьей Торой, но внутри думают, что жить Божьей истиной — это не серьезно. Сегодняшний отрывок Торы ясно раскрывает мышление, ведущее к проклятию: Когда услышит слова этой клятвы, и благословится в сердце своем, говоря: Мир будет мне, когда по произволу сердца моего ходить буду. Далее в Торе говорится, что возгорится гнев Всевышнего, и Он сотрет такую душу из поднебесной. Из этих слов мы видим, как строго Господь судит помышления сердечные и на их основании вершит суд над душами в течение земной жизни. Эти слова из Торы сопоставимы с предупреждением Мессии о хуле на Духа Святого. В обоих случаях нет прощения и милости, если человеческая душа не хочет поменять отношение к заповедям завета. Игнорируя работу Духа Святого, верующий может потерять милость и прощение Божье.
31 Поэтому я говорю вам, что людям простится любой грех и богохульство, но оскорбление Руах ГаКодеш не будет прощено.
32 Можно оскорбить Сына Человеческого, и это простится. Но если кто-то не перестаёт оскорблять Руах ГаКодеш, не будет прощено ему ни в олам газе, ни в олам габа.
(Н.З. Д.Штерн Матф.12:31,32)
Дух Святой проницает мысли и глубины Божьи. Теперь становится понятным, почему Иешуа говорил, что хула на Духа Святого не простится, т.к Он есть Дух Истины, посланный для свидетельства о новом завете, который заключался с домом Израиля и домом Иуды. Рав. Шауль объясняет, что пренебрежение Торой, переданной через Моше, подвергалось смерти по свидетельству двух людей, то еще более тяжкому наказанию подвергается тот кто попирает совершенную жертву, совершенного священника и Дух Завета, которым пишутся заповеди на наших сердцах. Сегодняшний отрывок Торы описывает мысли хуления на Дух Истины (Дух Завета), который оживляет искренно поверившего Господу. Нельзя быть верующим и при этом себе на уме. В таком случае очень великий риск того, что придут проклятия завета на душу лицемера. Будем проверять свои сердца на предмет искренности и серьезности в завете с Господом. Пусть Всевышний даст нам милость, чтобы сохранять свои души от мышления, ведущего к хулению истины и Духа Божьего.
Тэги:
английский,
глава,
недельная,
ницавим-ваелех,
скайп-уроки,
торы
Недельные
2014-09-22 11:03:02
1.
Goat - 2014 - "Commune" (mp3@320.torrent) - хиппаны роблять швэцiю, а швэцiя ...
+ развернуть текст сохранённая копия
1. Goat - 2014 - "Commune" (mp3@320.torrent) - хиппаны роблять швэцiю, а швэцiя робыть хиппанов. Как Jefferson Airplane, только здесь и сейчас, плюс, в отличие от, умеют играть.
bandcamp/name your price) - какия-то готы роблять швэцiю.
Тэги:
experts,
group,
layer,
moving,
picture,
вiдiво,
музiка,
недельные
Шли, шли и снизошли
2014-09-19 17:54:33
... долг.
**
Недельный раздел Ницавим. Дварим ...
+ развернуть текст сохранённая копия
Снисходительность. (От текстов в жанре конспект еще не устали?)
В городе Бялосток жил раби Шрага Файвель Франк, известный ученый и праведник.
Однажды богатый торговец попросил у него ссуду, большие деньги. Рав дал ему. Прошел срок выплаты – тот долг не вернул. Рав ничего ему не сказал.
Потом наступили тяжелые времена для раввина – и его жена пошла к тому богачу просить вернуть долг. Ибо его дела пошли в гору. Но тот грубо отказался – и еще нахамил.
Прошло еще два года. Торговец опять потерял много денег – и пришел взять новый долг у рава. И обещал вернуть в новый срок оба долга. Рав сказал, что они с женой подумают.
Тот ушел, а жена закричала: как можно доверять такому человеку? Он снова не вернет! Да еще нахамил ей!
Рав сказал: но так происходит с нами каждый раз перед Рош-Ашана, Новым годом: мы стоим перед Судом и просим милосердия. Хотим, чтобы нас простили за прегрешения, обещаем исправиться, серьезно уверенны, что постараемся.
Нам прощают. Но весь год мы снова ведем себя не лучшим образом. – И снова просим прощения перед очередным Новым годом.
Так и этот человек – он уверен, что исправился, ждет нашего прощения, надеется на нас.
Если мы так ведем себя с Всевышним – то так должны вести себя и с другими людьми.
И они решили дать ему новый долг.
**
Недельный раздел Ницавим. Дварим 29:9: "Атэм ницавим айом кульхэм лифнэ Ашем Элокэхэм, Вы все предстоите сегодня перед Всевышним, вашим Богом".
Раши: почему этот стих идет сразу за проклятиями? – Потому что евреи расстроились: кто с этим выстоит?
Моше успокоил их: вот, вы стоите перед Всевышним. Много против Него выступали, – но Он вас не уничтожил – ведь вы вот, стоите перед Ним!
Вывод: Он к вам снисходителен и прощает. Значит, и вы будьте к другим снисходительны и прощайте. Или: будь снисходителен к другим людям – как Всевышний снисходителен к еврейскому народу.
**
Таковы свойства Всевышнего! (Его проявления, атрибуты. Они проявляются, чтобы мы поступали так же.) Поэтому мы изучаем книги Танаха: вся история – это качества Всевышнего, которые Он проявил в наш адрес.
Мы бунтовали – он нас прощал. Мы Ему и Моше не верили – Он нас не наказывал. (Только в самые критические моменты – и далеко не всех.)
Он вел Себя с нами, как отец со своими любимыми детьми.
Так и мы должны себя вести, проявляя качества: милосердия, прощения, долготерпения, сдержанности и взаимопонимания. Не быть мстительным, подозрительным. Надо уметь делать добро даже тому, кто этого не заслужил.
Надо уметь прощать другим их ошибки – но не себе! Т.е., подходим к другим не с позиций строгого суда – но с позиции милосердия и прощения.
(И тут ничего нет от христианства, где надо любить врага. У нас из врага делают друга, а если он не делается другом, то от него удаляются: от злодея удались. Но ему не мстят и не радуются его падению.)
Это мера за меру: если мы прощаем других – небо нас простит за наши дела.
**
Это с видеоурока "Будь снисходителен".
А вот выводы того урока (можете проверить на слух)):
1. Лучше быть обиженным, чем обижать.
2. Если нас обидели – не отвечаем тем же – это зачтется нам в заслугу. Да и люди станут лучше к нам относиться – даже те, которые только что нас обидели.
3. Более того, если нас обидели – попытаемся воздать этим людям добром – и они станут нам друзьями. Или другие станут нам друзьями, потому что эта черта нравится людям. Да и на небе постановят воздать нам добром!
4. Любую обиду в свой адрес принимаем с мыслью, что это – капара, искупление наших ошибок.
**
А уж если совсем коротко:
Ни на кого не обижаемся.
Никого не обижаем – даже в ответ.
Мы всегда снисходительны к другим.
И тогда Всевышний будет снисходителен к нам.
Тэги:
видеоурок,
мусар,
недельный,
пятигорский,
рав,
раздел
Таво. Радость Божья. Второзаконие 28:62-64
2014-09-17 18:12:35
וְנִשְׁאַרְתֶּם בִּמְתֵי מְעָט תַּחַת אֲשֶׁר הֱיִיתֶם כְּכוֹכְבֵי הַשָּׁמַיִם לָרֹב כִּי לֹא ...
+ развернуть текст сохранённая копия
וְנִשְׁאַרְתֶּם בִּמְתֵי מְעָט תַּחַת אֲשֶׁר הֱיִיתֶם כְּכוֹכְבֵי הַשָּׁמַיִם לָרֹב כִּי לֹא שָׁמַעְתָּ בְּקוֹל יְדֹוָד אֱלֹקֶיךָ
וְהָיָה כַּאֲשֶׁר שָׂשׂ יְדֹוָד עֲלֵיכֶם לְהֵיטִיב אֶתְכֶם וּלְהַרְבּוֹת אֶתְכֶם כֵּן יָשִׂישׂ יְדֹוָד עֲלֵיכֶם לְהַאֲבִיד אֶתְכֶם וּלְהַשְׁמִיד אֶתְכֶם וְנִסַּחְתֶּם מֵעַל הָאֲדָמָה אֲשֶׁר אַתָּה בָא שָׁמָּה לְרִשְׁתָּהּ
וֶהֱפִיצְךָ יְדֹוָד בְּכָל הָעַמִּים מִקְצֵה הָאָרֶץ וְעַד קְצֵה הָאָרֶץ וְעָבַדְתָּ שָּׁם אֱלֹקִים אֲחֵרִים אֲשֶׁר לֹא יָדַעְתָּ אַתָּה וַאֲבֹתֶיךָ עֵץ וָאָבֶן
И останется вас немного, тогда как вы были во множестве, как звезды небесные; ибо не слушал ты гласа Господа, Б-га твоего.
И будет, как радовался Господь вам, чтобы творить вам добро и умножать вас, так будет радоваться Господь о вас, губя вас и уничтожая вас, и вы отторгнуты будете от земли, на которую ты вступаешь для овладения ею.
И рассеет тебя Господь меж всех народов от края земли и до края земли, и ты будешь служить там чужим божествам, которых не знал ни ты, ни твои отцы, дереву и камню.
Это место из Торы трудно комментировать, поскольку Бог вчера, сегодня и вовеки тот же. Как можно объяснить Его радость по поводу поражения сынов Израиля? Ведь Он называет наш народ Своим возлюбленным первенцем, невестой, которую никогда не забудет и не оставит. Эти стихи мы читаем в конце главы о благословениях и проклятиях завета, показывающих, насколько Всевышний серьезен в завете с Израилем. К большому сожалению, все проклятия, описанные в Торе, исполнились в течение истории нашего народа. Перечень проклятий стал пророческим предостережением в начале образования Израиля, а также страшной историей, из которой еврейский и другие народы должны учиться страху Божьему. Писания говорят нам, что Господь не желает смерти грешника, но чтобы он покаялся и отвернулся от своих худых путей. Всевышний сотворил жизнь и по-настоящему знает ее ценность. Если кто-то и хранит жизнь, так это Господь. Он есть жизнь в ее истинном понимании. Мы им живем, движемся и существуем.
Об Израиле многократно сказано в пророческих Писаниях, что он возлюбленный Божий.
3 Издали явился мне Господь и сказал: любовью вечною Я возлюбил тебя и потому простер к тебе благоволение.
4 Я снова устрою тебя, и ты будешь устроена, дева Израилева, снова будешь украшаться тимпанами твоими и выходить в хороводе веселящихся; (Иер.31:3,4)
На примере притчи Мессия показывает, как относится Господь даже к одной потерянной душе, а тем более к избранному народу, о котором Он плакал, видя его трагическое будущее.
3 Но Он сказал им следующую притчу:
4 кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее?
5 А найдя, возьмет ее на плечи свои с радостью
6 и, придя домой, созовет друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною: я нашел мою пропавшую овцу.
7 Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии.
(Лук.15:3-7)
Господь ищет наши души, чтобы спасти их. От этого происходит радость в Его Царстве. Стоит сказать, что радость Божья приходит только тогда, когда Он находит способ, чтобы вернуть погибающую жизнь на путь Тшувы (покаяния). Если кто-либо желает пребывать в Божьей радости, то для него важно быть скорым на покаяние, т. е. изменения по воле Божьей. История нашего народа показывает, что Господь борется за спасение души до самой последней возможности. В Торе показано, что проклятие идет по нарастающей так, чтобы до души человека дошло, что он противится воле Всевышнего. Господь через различные события обращает внимание самодостаточной человеческой души на то, что она сама по себе не имеет будущего и жизни вечной. Большой парадокс состоит в том, что Господь и Его заповеди, в которых так отчаянно нуждается душа, ею пренебрегаются более всего. Господь не будет мириться с таким игнорированием и сделает все возможное, чтобы на Него обратили внимание. Он знает безумие сатаны и людей, которые полюбили быть соучастниками бунта против Всевышнего. Господь сотворил ад и геену огненную не от радости, а от огромной печали о том, что часть Его творения ожесточилась настолько, что уже никогда не захочет вернуться в объятия Небесного Отца. Они готовы даже погибнуть в своем гордом упорстве, но все же жить короткое время земной жизни по своей воле. Вот что говорит Господь о своем отношении к беззаконникам.
23 Разве Я хочу смерти беззаконника? говорит Господь Бог. Не того ли, чтобы он обратился от путей своих и был жив?
24 И праведник, если отступит от правды своей и будет поступать неправедно, будет делать все те мерзости, какие делает беззаконник, будет ли он жив? все добрые дела его, какие он делал, не припомнятся; за беззаконие свое, какое делает, и за грехи свои, в каких грешен, он умрет.
25 Но вы говорите: "неправ путь Господа!" Послушайте, дом Израилев! Мой ли путь неправ? не ваши ли пути неправы?
26 Если праведник отступает от правды своей и делает беззаконие и за то умирает, то он умирает за беззаконие свое, которое сделал.
27 И беззаконник, если обращается от беззакония своего, какое делал, и творит суд и правду, - к жизни возвратит душу свою.
28 Ибо он увидел и обратился от всех преступлений своих, какие делал; он будет жив, не умрет.
29 А дом Израилев говорит: "неправ путь Господа!" Мои ли пути неправы, дом Израилев? не ваши ли пути неправы?
30 Посему Я буду судить вас, дом Израилев, каждого по путям его, говорит Господь Бог; покайтесь и обратитесь от всех преступлений ваших, чтобы нечестие не было вам преткновением.
31 Отвергните от себя все грехи ваши, которыми согрешали вы, и сотворите себе новое сердце и новый дух; и зачем вам умирать, дом Израилев?
32 Ибо Я не хочу смерти умирающего, говорит Господь Бог; но обратитесь, и живите! (Иез.18:23-32)
Всевышний существует, чтобы ублажать меня.
Многие думают, что Всевышний существует только для того, чтобы устроить "мне любимому" замечательную жизнь. Думая так, человек забывает, что он не Творец, а творение, что не он придумал Бога, а Господь придумал его.
Чему же радуется Господь, когда поражает нас?
Он радуется тому, что вскоре сможет перевязать раны, а наши души будут иметь возможность принести мирный плод праведности. Ведь при печали лица сердце становится лучше. Он, как мудрый виноградарь, обрезает все, что не войдет в Его царство и радуется тому плоду посвященных сердец, который созреет на лозе Мессии. Господь сотворил все видимое и невидимое, и поэтому говорит о реальности, которую мы не знаем. Божья реальность не приходила на сердце человека, но достичь ее можно через завет и послушание Божьей воле. Всевышний ждет Своих блуждающих детей, многие из которых продолжают упорствовать и идти против воли Божьей. Обратившие внимание на призыв Всевышнего начинают в неприятностях и проблемах находить выход, описанный пророком Осией:
1 В скорби своей они с раннего утра будут искать Меня и говорить: "пойдем и возвратимся к Господу! ибо Он уязвил - и Он исцелит нас, поразил - и перевяжет наши раны;
2 оживит нас через два дня, в третий день восставит нас, и мы будем жить пред лицем Его.
3 Итак познаем, будем стремиться познать Господа; как утренняя заря - явление Его, и Он придет к нам, как дождь, как поздний дождь оросит землю". (Ос.6:1-3)
Мы также должны взывать к Всевышнему об исцелении и спасении. В том состоянии, в котором человек находится, спастись невозможно, но Господь все может. Он не может возлюбить грешника, любящего грех, но тем, кто стремится оставить беззаконие и установить отношения с Ним, Он дает милость и возможность родиться свыше, чтобы невозможное стало возможным. Многие из нас испытали проклятую жизнь, в которой мы жили когда-то по своей ветхой природе, но теперь мы глина, а Господь горшечник. Он лепит из нас Свои сосуды для передачи Его благословений. Будем пребывать в Его доброте, радости и любви.
Тэги:
глава,
евреи,
мессианские,
недельная,
попазо,
таво,
торы
Взятка плохому началу
2014-09-14 09:07:53
О том, что иногда мы даем как бы взятку плохому началу (ецеру) – чтобы его утихомирить – ...
+ развернуть текст сохранённая копия
О том, что иногда мы даем как бы взятку плохому началу (ецеру) – чтобы его утихомирить – уступая в малом, но ведя свою линию в большом, об этом все знают.
На сегодняшней утренней сихе узнали в моем районе, что бывает и наоборот. Причем активной стороной является именно ецер. Он дает взятку, а мы ее берем.
Дело происходит так. В начале ецер, который, как известно, никогда не устает и никогда не отказывается от своих планов, говорит еврею: хорошо, я вижу ты утомится в битве со мной, даю тебе передышку – делай что
хочешь, начиная с элуля, труби себе в шофар, готовься к суду, молись и кайся. Потом проведешь оба судебных дня – вымолишь себе прощение – отпразднуешь праздники с лулавом. Но затем все! Я возвращаюсь – и о прощении можешь забыть. Короче, даю тебе перемирие, но не мир.
Хотя пару гуманитарных конвоев все же зашлю к тебе, чтобы не расслаблялся.
Зачем он это делает? – Так он же только что сказал: чтобы мы выпросили себе прощение. Иначе с кем ему воевать дальше?
И вот, утомленные удачными, как всегда, осенними сладкими праздниками, мы, решившие, что, оказывается, умеем одерживать победы над собственным ецером – вдруг получаем его обратно. И не в том дело, что он отдохнул, а в том, что мы привыкли к перемирию, разучились воевать с ним. И многое забыли! В то время как ничего забывать нельзя. Иначе, ндБ, придут те беды, что описаны в разделе "Ки-таво" (на ночь не читайте).
После сихи спросил у раввина, откуда такой подход. Ответил, по книге рава Шалома Швадрон. Проверил дома – так оно и есть. По мне, так огромная новость.
автор текста: рав Пятигорский
Тэги:
книга,
недельный,
пятигорский,
рав,
раздел