2012-07-25 15:41:00
... ценностях, этике и нравственности. Это своего рода ... ; font-size: 16px;">нравственно+ развернуть текстсохранённая копия
Знание и не-знание могут быть одинаково созидательны и деструктивны.
Школьники и студенты получают знания, информацию не только на занятиях, но и дома, в интернете, из газет и журналов, кино и сериалов.
Мои знакомые преподаватели часто сетуют на то, что ученикам предпочитают сериал или интернет, хорошему роману. Да, жизнь на экране телевизоров или в сети куда ярче и насыщенней: там кипят страсти, там не сильно заморачиваются над вопросами (невольно вспоминается гамлетовское "Быть или не быть?"), там герои живут так, как они хотят жить. Куда уж потом до школьных задач, сочинений и литературы? Вот и выходит, что ученики из средств массовой информации получают представление о ценностях, этике и нравственности. Это своего рода знание. И как мне кажется, у такого знания больше отрицательных свойств, чем конструктивных. Ниже я объясню почему.
Некоторые мои коллеги негативно высказываются о современном телевиденьи и интернете, дескать они разрушают нравственно молодежь. Я хочу с вами поделиться своими соображениями. Мне думается, что из фильмов и сети довольно сложно почерпнуть конструктивно-развивающую информацию. Но все же она там есть. А вот отрицательно высказываться о СМИ я бы не стала. Фильмы, сериалы, информация из интернета не попадает в чью-то голову из воздуха и не витает в пространстве. Человек, будь это школьник или студент, сам ищет, смотрит и впитывает то, что есть в сети и на телеэкранах. Я вижу загвоздку в том, что ученикам нравится смотреть то, что они смотрят, что они находят в этом полезные знания. Если бы не нравилось - не смотрели бы или посмотрели бы и забыли. Мои рассуждения снова привели меня к учебным заведениям.
Возьмем, например, школу. В программу по литературе входят самые разные художественные произведения. Герои романов и новелл прошлого прописаны очень детально и глубоко. Они чувствуют, переживают, волнуются не только за себя, но и за своих близких, они ошибаются и раскаиваются, они пересматривают свои ценности и приоритеты. Если ученик школы заинтересуется этим, если станет сочувствовать и сопереживать главным героям, он, поневоле, откроет для себя глубину отношений и чувственного опыта. И, вполне возможно, его больше не удовлетворят поверхностные суждения и легкомысленные поступки. Я считаю, что не-знание учеником литературы как раз и влияет на его выбор в пользу интернета.
Снова и снова педагог должен привлекать внимание школьника к математике, физике и химии, к решению задач - развивать его аналитический ум. Именно тогда ученик, пораскинув мозгами, поймет, что большинство сериалов и фильмов лишены смысла. В них герои эпатажны, созданы для публики, только привлекают внимание целевой аудитории и стараются зацепить сильные эмоции и чувства (любовь, ненависть, обида, предательство). Но они поверхностны и лишены глубины. Я думаю, что благодаря развитию навыков в школе, любой ученик разберется в том, что именно на телеэкранах и в сети направлено на повышение рейтинга и получение целевой аудитории.
В вузах углубляется логика, студенты изучают этику и эстетику, культурологию и философию. Кругозор студента, если он заинтересован в предмете, расширяется и он понимает, что мир - большой и разный, и в нет ничего обязательного.
Таким образом, я думаю, что образование в первую очередь должно предоставить ученику возможность выбора. Право слово, человек не может выбирать между чем-то, что он знает и тем, чего он не знает. И если ученик не знает литературы или другой дисциплины - это потеря не только информации, а потеря возможности выбора. Так же вершиной учебного процесса является, как по мне, умение анализировать и синтезировать знания. Решая задачи на занятиях, ученики учатся просто решать задачи. Однако, если такая задача требует всесторонней оценки и анализа, знания нескольких дисциплин - начинается анализ. Такой опыт школьник или студент может применить и в своей личной жизни.
Но все это возможно, если ученик обладает этими знаниями и опытом. Посему педагог - это не просто тот, кто учит определенной дисциплине, а тот, кто участвует в жизни каждого студента. И во многом, от старания педагога зависит, будет ли студенту из чего выбирать и сможет ли он, выбирая, максимально использовать аналитические качества и опыт не только прошлых поколений, но веков.
А теперь давайте поговорим об образовании. Это деликатная и сложная тема. Я, как вы уже знаете, два года преподавала в вузе. Посему мне есть что сказать об университетах, Болонской системе образования, студентах и школьниках. Но всему свое время.
Давайте начнем с начала.
Я считаю, что есть два типа знаний. Первый - знание общих и специализированных дисциплин, которые мы получаем в школах и вузах. Второй - осознание себя и мира, ценностей, норм социума и каждого отдельного человека.
На данный момент школы и вузы перестраиваются на преподавание только первого типа знаний. Математика, языки, литература, философия, логика, финансы, психология - стандартный набор учебных заведений.
Как люди получают второй тип знаний? Занимательный вопрос, я вам скажу. Но есть ещё один, куда более интересный: "Связана ли личная осознанность человека с учебным процессом?" Я ответила на него утвердительно и отрицательно.
Не раз и не два я сама сталкивалась с людьми без высшего образования. Некоторые из них были учтивы, добры, вежливы. Они рассуждали трезво и ясно, смотрели на жизнь позитивно, относились ко всем как к равным. Уважение к другим людям и природе жило в их сердцах, проявлялось в поступках.
Преподавая в университете, я поняла, что с умными, образованными людьми порой очень нелегко общаться и работать.
Мы все хотим, чтобы нас уважали просто потому, что мы живем. Мы все ищем искренности и честности в отношениях с другими. Мы все хотим, чтобы общество, правительство, продавцы в магазинах и наши соседи поступали порядочно. Как это относится к системе образования?
Предмет педагогики - следить за целостным развитием и формированием личности в процессе обучения и образования. С таким определением согласны русские и украинские педагоги. В их числе А.А. Реан, И.И. Прокопьев, Н.В. Михалкович, П.И. Пидкасистый, В.И. Андреев, П.Д. Юркевич и другие. Возможно вы ничего о них не знаете. Но это не важно. Я хотела донести до читателя то, что целый ряд педагогов взял на себя обязательство не только вести определенную дисциплину в учебном заведении, но и "следить за целостным развитием и формированием личности". Так или иначе это касается получения школьником или студентом второго типа знаний.
На занятиях невозможно не затрагивать этические и нравственные аспекты, мотивы поведения героев литературных произветений и исторических личностей. И каждый ученик оценивает их по-своему.
В школе и вузе люди не только решают типовые задачи, но и развивают логику, наблюдательность, изобретательность. Ученики учатся задавать ключевые вопросы и искать ответы, отделять главное от второстепенного, нужное от ненужного. Эти занятия и навыки влияют на формирование системы ценностей школьников, помогают им осознавать себя; ладить с другими людьми; пользоваться знаниями, полученными в учебном заведении, в соотвестивии с этическими нормами.
2012-07-03 13:55:02
Дети перед телевизором получают избыток ненужной информации, что приводит к формированию ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Дети перед телевизором получают избыток ненужной информации, что приводит к формированию характерного стереотипа в поведении ребенка: До окончательного формирования эмоционального и волевого развития, дети перед телевизором должны проводить минимальное количество времени.
2012-05-28 22:44:54
Детским домам сегодня катастрофически не хватает волонтеров – мужчин, способных научить мальчиков ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Детским домам сегодня катастрофически не хватает волонтеров – мужчин, способных научить мальчиков столярному, ремонтному делу, женщин-рукодельниц, готовых научить девочек шитью, вязанию, вышиванию, да и просто творческих, доброжелательных людей, готовых восполнить дефицит тепла и внимания. Сегодня в России — 800 тысяч детей-сирот. Около 15 тысяч выпускников детских домов и интернатов в возрасте 16-17 лет ежегодно покидают [...]