Каталоги Сервисы Блограйдеры Обратная связь Блогосфера
Какой рейтинг вас больше интересует?
|
ЦКАД признан коррупционным, неэффективным и вредоносным проектом2017-04-09 23:50:00... Правительства Московской области «Развитие транспортной ... же Тверской области, Калужской области и так ... + развернуть текст сохранённая копия В настоящий момент в Подмосковье идет вырубка лесов в значительных масштабах. Это расчистка территории для реализации проекта ЦКАД (центральной кольцевой автодороги) на платной основе. Для реализации данного проекта Правительство приняло решение использовать финансовые средства из Фонда национального благосостояния. При разработке обоснований инвестиций в строительство ЦКАД были рассмотрены два основных сценария. Окончательный вариант строительства трассы принят не на основании технико-экономического сравнения вариантов, а по результатам рабочих консультаций с НИиПИ градостроительства Московской области и администрациями районов Московской области. В данном случае был предпринят служебный подлог, в результате которого из двух сценариев ЦКАД был принят более дорогостоящий и менее эффективный, средства на проектирование которого были частично использованы не по назначению. Такие неопровержимые факты приведены представителем МОО «Экологический союз» Е.Н. Родиной в Общественной палате РФ 16 июня 2016 года на заседании круглого стола «Проект центральной кольцевой автомобильной дороги: за и против». Экологи и общественные организации слушания в Общественной палате определили как «ЦКАД - угроза национальной безопасности». Независимые эксперты представили убедительные данные о катастрофических последствиях реализации проекта в ближайшей перспективе. Поводом для обсуждения стали многочисленные обращения граждан с просьбой организовать общественные слушания по проблемам строительства ЦКАД. Большинство жителей Московского региона считают проект строительства ЦКАД коррупционным, неэффективным, вредоносным, который необходимо остановить. Модератор круглого стола - член Комиссии Общественной палаты РФ по социальной поддержке, трудовым отношениям и качеству жизни граждан Георгий Федоров предложил рассмотреть влияние ЦКАД на экологию Московского региона, высказать альтернативные меры по развитию транспортной сети, подготовить официальный документ с перечнем рекомендаций экспертов и направить его для рассмотрения на федеральном уровне. «Проект центральной кольцевой автомобильной дороги: за и против». Стенограмма: — (Федоров Г.В.) Предлагаю начать. Представлюсь. Меня зовут Федоров Георгий. Я член Общественной палаты, заместитель руководителя комиссии по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан. Сегодня мы проводим слушанье, круглый стол под названием «Проект центральной кольцевой автомобильной дороги: за и против».Организатор этого мероприятия – комиссия по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан, которую я представляю, совместно с комиссией по развитию социальной инфраструктуры, местного самоуправления и ЖКХ под руководством Шпектора Игоря Леонидовича. Цель проведения мероприятия – обсуждение возможных последствий реализации проекта ЦКАД в социальном, экологическом и экономическом вопросах. Сразу могу сказать, что на мое имя как члена Общественной палаты стали массово приходить заявления или обращения через сайт Общественной палаты о том, что люди выступали с тем, чтобы я провел слушанье в Общественной палате по этому вопросу, по обсуждению социальных, экологических и экономических проблем, возникающих в связи со строительством дороги. Заявители считают данный проект коррупционным, неэффективным, вредоносным, который необходимо остановить. Вопросы, которые я хотел бы поставить, это об оценке уровня экономической эффективности проекта, о влиянии на экологическую ситуацию, состояние окружающей среды в Московском регионе, об альтернативных мерах по развитию транспортной сети. — (Родина Е.Н.) В настоящий момент в Подмосковье идет вырубка лесов в значительных масштабах. Это расчистка территории для реализации проекта ЦКАД (центральной кольцевой автодороги) на платной основе. Для реализации данного проекта Правительство приняло решение использовать финансовые средства из Фонда национального благосостояния. Объем финансирования первого этапа строительства (это 4-полосное движение) составляет 299,9 миллиардов рублей, в том числе из Фонда национального благосостояния 150 миллиардов. Мы полагаем, что многомиллиардные траты финансовых средств из Фонда национального благосостояния можно существенно сократить, если рассматривать вариант прокладывания ЦКАД с использованием автодорог А-107 и А-108. Соответственно, малая и большая бетонка. На определенных участках эти дороги уже имеют четыре полосы движения. Необходимы дальнейшее расширение и реконструкция. Этот вариант был рассмотрен на стадии обоснования инвестиций в строительство ЦКАД, но был отклонен, как мы полагаем, в результате служебного подлога. При разработке обоснований инвестиций в строительство ЦКАД были рассмотрены два основных сценария. Первый сценарий – это проложение ЦКАД с максимальным использованием существующих полосоотвода и земляного полотна автодороги А-107 и А-108. Ось трассы ЦКАД проложена вдоль существующей дороги таким образом, чтобы обеспечить строительство в две очереди. На первой очереди рядом с бетонкой строятся полосы для движения в одном направлении, на второй очереди движение переключается на построенные полосы и достраиваются недостающие. Предусмотрено проложение трассы по новому направлению в обход ряда населенных пунктов и крупных городов. Сценарий платный. Проложение трассы по новому направлению с сохранением существующих дорог А-107 и А-108 как местных альтернативных проездов. Ось трассы ЦКАД смещена на 50-150 метров от оси данных дорог. Рассматривая заключение Главгосэкспертизы по обоснованию инвестиций, мы обнаружили, что (я зачитываю заключение экспертизы) окончательный вариант проложения трассы принят в нарушение пункта 1.9 СНиП 2.05.02-85 – не на основании технико-экономического сравнения вариантов, а по результатам рабочих консультаций с НИиПИ градостроительства Московской области и администрациями районов Московской области. Экспертиза рекомендует провести технико-экономическое сравнение вариантов для выбора рекомендуемого. Пункт 7 страница 23 заключения Главгосэкспертизы. При разработке обоснования инвестиций также следовало рассмотреть возможные варианты трассы и выбрать наиболее оптимальный на основе технико-экономического сравнения вариантов. В процессе рассмотрения обоснования инвестиций в строительство ЦКАД в адрес заказчика (на тот момент ФКУ «Дороги России) Главгосэкспертизой были направлены письма с перечнем замечаний (всего порядка 150). На этом основании комиссия Главгосэкспертизы в составе семи человек делает вывод о том, что обоснование инвестиций в строительство ЦКАД не соответствует требованиям нормативно-технических документов и подлежит доработке согласно замечаниям, изложенным в настоящем заключении и письмах. Эта информация отражена на странице 27 заключения... Но существует еще одна страница 27 с пометкой «Замена», на которой три члена данной комиссии делают абсолютно противоположные выводы о том, что обоснование инвестиций в строительство центральной кольцевой автодороги в целом подтверждает целесообразность ее создания и может быть рекомендовано для последующей подготовки проектной документации с учетом устранения замечаний и реализации предложений. Это страница 27 с пометкой «Замена заключения Главгосэкспертизы». Мы полагаем, что при этом замечания Главгосэкспертизы не были устранены, а предложения не реализованы, и считаем, что в данном случае был предпринят служебный подлог, в результате которого из двух сценариев ЦКАД был принят более дорогостоящий и менее эффективный, средства на проектирование которого были частично использованы не по назначению. Почему же данный сценарий мы считаем неэффективным? Потому что ответ так же в заключении Главгосэкспертизы. Оценка бюджетной эффективности проекта не выполнена в полном объеме, не отвечает требованиям методических рекомендаций по оценке эффективности инвестиционных проектов №ВК477. Главгосэкспертиза России отмечает, что методологические обоснования инвестиций выполнены неверно, так как во главу угла поставлена платность. Как следствие, для большей привлекательности проекта для инвесторов завышена интенсивность движения, что ставит под сомнение принятое количество движения, количество полос, объемы и стоимость работ. При реализации обоснования инвестиций следовало определить существующую и перспективную интенсивность по существующей и проектируемой дорогам при проложении трассы по новому направлению, определить объемы и стоимость строительства, определить эффективность проекта. При определении эффективности следует рассмотреть возможность введения платности на всем протяжении или на отдельных участках, определить необходимые при этом дополнительные затраты, сделать вывод о ее целесообразности. Хочется отметить, что в настоящее время вдоль существующего малого бетонного кольца сформировалась зона складской застройки с выездами на данную дорогу А-107. Этот факт способствует повышению интенсивности движения грузовых автомобилей именно по существующей малой бетонке. Учитывая тот факт, что леса в полосе проложения ЦКАД занимают более 65% общей площади (это страница 4 заключения Главгосэкспертизы), полагаем, что эффективность использования ЦКАД автодороги на платной основе, проложенной по лесным территориям с ограниченным количеством въездов и выездов, будет минимальной. ЦКАД не окупится в течение десятилетий. Аналогичный пример уже построен. Это дорога М-11, платный дублер Ленинградского шоссе. Интенсивность движения по М-11, проложенной по лесным территориям, минимальная. При этом на Ленинградском шоссе постоянные пробки. Свою основную задачу – разгрузить Ленинградское шоссе – ее платный дублер М-11 не выполнил. Почему мы считаем, что ЦКАД вредоносна? Первое – это то, что 65% ЦКАД проходит по лесным территориям. Общая площадь изъятия земель и вырубки лесов будет около 5 тысяч гектаров. Это защитные леса, выполняющие важнейшие средообразующие, защитные, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции. Это пункт 2 статья 1 Лесного кодекса. Сохранение защитных лесов в целях сохранения данных функций в интересах обеспечения прав жителей региона на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 12 Лесного кодекса. В связи с тем, что экологическая экспертиза не была представлена (это отражено на странице 23 заключения Главгосэкспертизы), в материалах, представленных на Главгосэкспертизу, отсутствует прогноз воздействия строительства и эксплуатации ЦКАД на экологическую ситуацию и состояние окружающей среды в Московском регионе, прежде всего, в Москве и ближнем Подмосковье. Прогнозы негативных последствий для Московского региона, которые возникнут в результате строительства ЦКАД, были даны общественными экологическими организациями, а также сотрудниками Института водных проблем. Второй момент, который мы хотим отметить. Строительство ЦКАД призвано обеспечить формирование на территории Московской области хордовых дорог по направлению международных транспортных коридоров, а также ЦКАД должна стать главной транспортной артерией для сети логистических центров, которые строятся в рамках реализации инвестиционной программы Правительства Московской области «Развитие транспортной логистической системы Московской области». Данный проект предполагает превратить Московскую область в основной узел логистики, грузопотоков европейской части России. «Реализация данного проекта позволит увеличить объемы грузовой работы в Московской области до 75 миллионов тонн к 2020 году и до 90 миллиона тонн к 25-му году», – отмечает министр транспорта Московской области Александр Зайцев. Очевидно, что реализация данных решений будет способствовать лишь привлечению дополнительных грузопотоков в уже крайне перегруженный автотранспортом Московский регион. Мнение экспертов по этому вопросу будет озвучено на сегодняшнем круглом столе. — (Федоров Г.В.) Хочу предоставить слово эксперту-экологу. Медовар Юрий Анатольевич, старший научный сотрудник Института водных проблем. Вам слово. — (Медовар Ю.А.) Что нас волнует больше всего? Это подземные воды. Вы знаете, что Москва питается с поверхностного водосбора, то есть идут через станции очистки. Вся Московская область сидит на подземном водозаборе. Произошла очень неприятная вещь. Воронка депрессии разработалась до такой степени, что мы потеряли напоры в подольско-мячковском водоносном горизонте. Если раньше была нисходяще-восходящая фильтрация, то есть снизу к верху, за счет этого подземные воды были защищены от попадания всевозможной грязи с поверхности, то теперь напоры упали ниже кровли, мы имеем безнапорный водоносный горизонт. Это очень страшно. Почему? Потому что поверхностные воды, включая грунтовые, попадают туда. Шесть тысяч гектаров леса, а лес – это наши легкие. Вы знаете, что у нас происходит северо-западный трансграничный перенос воздушных масс. Мы прилично вырубили Химкинский лес, Солнечногорский лес, когда делали третью полосу Шереметьевского аэропорта. Сейчас еще шесть тысяч гектаров в ту сторону. Считайте, что мы остаемся без легких. Лес действительно создает условия питания как грунтовых вод, так и рек. Реки мелеют и пропадают из оборота. Пример реки Сухона в Вологде. Она была судоходной. Сейчас там даже лодки не плавают. Все обмелело, потому что вырубили лес вокруг. Влияние дороги. Мы проводили очень большие научные исследования еще в 70-80-е годы по влиянию МКАД на Лосиный остров. Знаете, есть уникальный Лосиный остров. Мы показали, что произошло. Тогда, конечно, было гораздо меньше машин, меньше выбросов. Может быть, еще хуже был бензин по качеству, но пылевые накопления вдоль дороги, где был массив Лосиного острова, составляли 120 килограмм в час на километр дороги. Вы понимаете? 120 килограммов пыли, в которой находились все тяжелые металлы, никель, цинк, марганец и прочее, накапливались на каждом километре дороги. Дальше все это проходило вместе со снежным покровом, он был полностью загрязнен, а вместе с этим на весеннем питании попадало в грунтовые воды. Хорошо, что там никто не пил воду из колодца, потому что все умерли бы от рака. Этот проект, как и любой проект, который наносит ущерб природной среде, а мы ее защищаем, потому что у нас с вами нет другой среды, мы с вами не купим шале в Швейцарии, не переедем туда. Мы будем жить здесь. Нас убивают. Я серьезно говорю. На ту среду, в которой мы с вами живем, происходит очень серьезное антропогенное давление. Если (не дай Господь!) разработают месторождения никеля в Воронежской области, то все это долетит до Москвы. Там не только никель, там уран. Об этом я говорил министру на встрече. Мы сами себя подвергаем опасности. Давайте хотя бы защитим природу. Защищая природу, мы защитим себя. — (Федоров Г.В.) Уважаемые друзья, я хотел бы дать слово эксперту. Черняго Любовь Сергеевна, кандидат географических наук, руководитель экспертного совета «Экологического союза». — (Черняго Л.С.) Право жить в благоприятной окружающей среде. Благоприятную окружающую среду нам обеспечивают леса Подмосковья, которые сейчас нещадно вырубаются. Краткий экскурс. Строительство ЦКАД было начато в результате подписания Президентом поручения «О строительстве центральной кольцевой автодороги» в 2012 году. В этом же году были приняты «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации». Этот термин «экологическое развитие». В принципе у нас возникли вопросы. Почему не устойчивое развитие? Устойчивое развитие – это стратегия, по которой живет вся биосфера. Эту стратегию наметила конференция «Рио 92». Почему у нас спустя десять лет термин «устойчивое развитие» все-таки отсутствует в этом основополагающем документе? Я перечислю основные пункты, которые заложены в стратегии. Реализация основ государственной политики должна проводиться с учетом запрещения хозяйственной деятельности, последствия которой не предсказуемы для окружающей среды, в том числе реализация проектов, которые могут привести к деградации природных экосистем через уничтожение генофонда животных и растений. Можно следующий слайд? Спасибо. Небольшой экскурс в важнейшие роли лесов. На той же конференции «Рио 92» один из пяти важнейших документов был посвящен защите лесов. Нужно ориентироваться на максимальное сохранение лесного покрова планеты, поскольку лесной покров обеспечивает благоприятную окружающую среду и условия для жизни. Как сказали выступающие, более шести тысяч, до десяти тысяч гектаров леса будет вырублено под ЦКАД. Сейчас площадь залесенной территории Московского региона составляет менее 35%, то есть порог устойчивости. Устойчивый порог – это 40%, не больше. Сейчас пройден. Будут выступать следующие докладчики, которые будут говорить о масштабах вырубки. Итак, леса защищает Конституционный Суд. «Экологический союз» в 2000 году обращался по поводу конституционности Лесного кодекса. Сейчас, к сожалению, Лесной кодекс подвергся сильным изменениям в угоду бизнеса, но тогда Конституционный суд признал, что лесной фонд – это публичное достояние всего народа. Итак, экологи против строительства ЦКАД. В данном случае этот огромный масштаб вырубки приведет к тому, что средообразующая функция лесов, то есть поддержание водности рек, качества атмосферного воздуха, поддержание биоразнообразия, будет сильно нарушена. Экологи Московского региона считают, что строительство ЦКАД – это способ освоить новые территории в интересах крупного бизнеса, а не решение транспортных проблем. Вся территория внутри ЦКАД превратится в единый урбанизированный комплекс диаметром более 120 километров. Оценка экологического ущерба от вырубки лесов будет составлять от 3 до 11 миллиардов рублей. Вдоль трассы будут усиливаться устойчивые загрязнения почв и прилегающей растительности, изменится гидрологический и гидрохимический режим поверхностных водотоков и водоемов. Это особенно важно, поскольку ряд водоемов и водотоков Московского региона используется для цели питьевого водоснабжения Москвы. У нас есть опыт борьбы против строительства третьей взлетно-посадочной полосы. К сожалению, экологическая общественность не смогла предотвратить это экологическое преступление. Будет происходить дефрагментация лесных массивов и ухудшение их санитарного состояния. По мнению Карпачевского Льва Оскаровича, замечательного биолога, каждое растение имеет свое фитогенное поле в биогеоценозе. Радиус влияния одного дерева на другое составляет около ста метров, поэтому разрезанные лесные массивы будут лишаться устойчивых фитогенных полей, снизится биоразнообразие. Соответственно, печальный итог – это ослабление средозащитных и средообразующих функций лесных экосистем Московского региона. Пора всем осознать, это крик души, что лесная экосистема – это основа устойчивости биосферы. Замечательная мудрость индейцев Америки: после того как последнее дерево будет срублено, последняя река будет отравлена, мы поймем, что деньги нельзя есть. — (Федоров Г.В.) Я хотел бы передать слово кандидату биологических наук, руководителю лесного отдела «Гринпис России» Ярошенко Алексею Юрьевичу. — (Ярошенко А.Ю.) Уважаемые коллеги, я хочу обозначить две группы проблем, связанных с реализацией проекта строительства ЦКАД. Каждая из этих групп с лихвой перекрывает все возможные плюсы. Этот проект ведет в Московской области к дальнейшему лавинообразному росту населения, заселенности этой территории, потому что ЦКАД – это не только дорога, это еще и объекты инфраструктуры, которые с ней связаны. Даже та же схема территориального планирования Московской области предполагает размещать в полосе, прилегающей к ЦКАД. Это логистические центры, склады и так далее. Сейчас очень трудно оценить, сколько людей потребуется дополнительно привлекать в Московскую область, для того чтобы реализовывать все, что связано с этим проектом, но по разным оценкам это от десятков тысяч до в худшей ситуации первых сотен тысяч людей, непосредственно работающих, членов семей, которых придется привлечь в регион в процессе реализации самого проекта, планов, которые с ним связаны. Чем больше растет Московская агломерация, сейчас это одна из наиболее быстро растущих агломераций в Евразии, в мире она входит в число быстро растущих, тем труднее поддерживать благоприятную окружающую среду. Это либо лавинообразный рост расходов на поддержание благоприятной окружающей среды, либо лавинообразное падение качества этой самой среды. Когда такие гигантские проекты реализуются в уже густонаселенном, сильно перенаселенном регионе, мы можем прогнозировать с уверенностью 100%, что это приведет, особенно в нашей стремительно нищающей стране, у которой нет денег на компенсацию этих потерь, к резкому падению качества жизни, в том числе качества окружающей среды. Вторая группа проблем связана с тем, что ЦКАД – это не только освоение природных территорий под саму застройку, даже если брать дорогу и прилегающую инфраструктуру, это, в первую очередь, фрагментация. Фрагментация – это сейчас самая главная угроза природным территориям, что Подмосковья, что любых других сильно населенных территорий. Чем мельче иссечены природные территории, в том числе лесные массивы, тем они менее устойчивы, тем сильнее действуют неблагоприятные краевые эффекты. Теоретически можно поддерживать относительно благоприятный уровень окружающей среды даже при сильно фрагментированном ландшафте. Опыт некоторых стран Европы, Северной Америки это показывает, но это катастрофически дорого. Выстроить нормальную систему поддержания благоприятной окружающей среды в таких условиях очень долго и технически сложно. Поскольку никаких компенсационных мер, которые направлены именно на предотвращение эффекта фрагментации, при реализации ЦКАД и других инфраструктурных проектов не предусматривается, опять-таки, реализация этого всего неизбежно приведет к резкому падению качества жизни и состояния окружающей среды. С учетом этого всего можно совершенно однозначно сказать, что решение о строительстве проекта ЦКАД в таком масштабе и такой конфигурации было, конечно, жесточайшей ошибкой либо преступлением. Уже трудно отделить одно от другого в данной ситуации. Сейчас, конечно, нужно пересматривать принятый подход к ЦКАД и стараться, во-первых, минимизировать эффект от этого проекта, который приведет к дальнейшему росту Московской агломерации, потому что этот рост уже далеко вышел за безопасные пределы. Во-вторых, необходимо предусматривать целый комплекс мер, которые снизят до разумного уровня возможную фрагментацию при строительстве ЦКАД и других крупных инфраструктурных объектов. Отдельно хочу обозначить следующую проблему. Хотя леса в Московской области находятся в федеральной собственности по Лесному кодексу, по крайней мере, большая часть этих лесов, эта собственность толком не учтена. Большая часть лесов у нас не поставлена на государственный кадастровый учет, граница очень условна, лесоустройство древнее, поэтому что при строительстве ЦКАД, что при других проектах у нас происходит постоянная усушка лесов. В итоге они сокращаются очень серьезно. Например, сейчас при рассмотрении так называемого проекта лесной амнистии высказываются оценки, что это порядка 180-200 тысяч случаев пересечения различных объектов с землями лесного фонда. Оценочно речь может идти о потере только за счет этой лесной амнистии (это уже более широкий вопрос, чем ЦКАД) порядка 10% от того, что раньше имело тот или иной статус, как земли лесного фонда, сельские леса и так далее. — (Федоров Г.В.) Согласен. Конечно, во многих вещах ситуация катастрофическая. Алчность и финансовая прибыль зашкаливают все мыслимые и немыслимые. Такое ощущение, что некоторые бизнесмены, федеральные чиновники считают, что завтра они уже улетят отсюда на другую планету. Им быстро-быстро освоить и уехать отсюда. Они ошибаются. Мне так кажется. Хочу передать слово Караваеву Вадиму Анатольевичу, кандидату географических наук, старшему научному сотруднику Лаборатории геоморфологии. — (Караваев В.А.) Уважаемые коллеги, группой экспертов Лаборатории геоморфологии некоторое время назад была составлена геолого-морфологическая карта трассы ЦКАД и проведен анализ опасных природных процессов, которые могут протекать при реализации существующего проекта ЦКАД. Северная часть проектируемой дороги пролегает по Смоленско-Московской возвышенности, по трем ее районам, в частности, по Клинско-Дмитровской гряде, которая отличается пересеченным рельефом. В связи с этим здесь главная предпосылка – это развитие оползневых процессов, особенно по долинам рек, которые рассекают возвышенность. Кроме того, крупные оползни образуются также в долине реки Москвы и некоторых ее притоков в результате подмыва берегов рекой. В отдельных случаях оползанием могут быть захвачены участки протяженностью до нескольких километров. Восточную часть дороги планируется проложить по Мещерской низине, в значительной степени заболоченной, особенно на востоке. Многочисленные болота – это места обитания редких видов растений и птиц. В частности, трасса дороги пройдет по двум западным районам Мещеры: по Клязьминской равнине и Подмосковной равнине. На этой территории повсеместно развит процесс заболачивания, не захвачены им лишь невысокие возвышения. Южный сектор дороги пройдет по Москворецко-Окской равнине с хорошо развитыми глубокими речными долинами. Близкое залегание к земной поверхности карбонатных пород обусловливает широкое развитие просадочных блюдец и карстовых воронок, особенно к югу от проектируемой трассы, в междуречье рек Нары и Лопасни. В пределах Москворецко-Окской равнины трасса пройдет по Подольско-Коломенскому ополью и Чеховской равнине. Здесь оползни развиты по склонам оврагов и долин рек. На оползневых телах часты родники, может быть развито заболачивание. В заключение можно сказать, что существующий проект кольцевой автодороги, как вы видите, может быть катализатором развития опасных природных процессов, которые приведут к оползанию грунта, разрушению дорожного полотна и прочим неблагоприятным последствиям. — (Федоров Г.В.) Я хотел бы предоставить слово Кагарлицкому Борису Юльевичу, кандидату политических наук, директору Института глобализации и социальных движений (ИГСО). — (Кагарлицкий Б.Ю.) Наш Институт неоднократно говорил о пользе строительства дорог в России. Тем не менее, в данном случае мы выступаем категорическими противниками ЦКАД. Объясню почему. На мой взгляд, этот проект как раз препятствует правильному развитию дорожной сети в России. Он в значительной мере блокирует его. Объясню почему. Дело в том, что действительно нужно обойти Москву, транспортные потоки должны обойти Москву. Нужно, чтобы их отвели от Москвы. Их нужно отвести на значительно большее расстояние. Не по той же самой Московской области прокладывать еще одно кольцо, а вывести кольцо за пределы Московской области, как раз пройти по тем областям, которые окружают Москву. Соответственно, это будет стимулировать их экономическое развитие, это перераспределит транспортные потоки и, соответственно, инвестиции в пользу этих регионов, которые крайне нуждаются в дополнительных инвестициях. Иными словами, средства, которые могут быть пущены на развитие целого ряда регионов вокруг Москвы, той же Тверской области, Калужской области и так далее, эти средства опять будут брошены в Московскую область, которая, кстати, не испытывает недостатка в капиталовложениях, в деловой активности. Наоборот, принципиально важно строить дорогу именно в обход не Москвы, а Московской области, чтобы оживить экономическую жизнь в соответствующих регионах, городах и так далее. Это было бы очень нужно, но именно это не делается. Почему? Потому что коррупционная составляющая в том варианте, который мы рассматриваем, очевидно, будет значительно больше, гораздо выгоднее это делать. Понятно, сколько стоит земля, любые объекты в Московской области и в других областях. Понятно, что будут строить как можно более дорогой вариант. Удивительная особенность российских инвестиционных проектов состоит в том, что всегда выбирают самый дорогой вариант. Если по нормальной экономической логике надо искать более дешевый вариант, оптимизировать под удешевление, в России оптимизируют под удорожание. Почему? Все прекрасно понимают, в чем суть дела. Второй момент тоже очень важный. Тут постоянно говорят о том, что есть экологические проблемы. Как будто бы есть экономические интересы! Нет. Экологические проблемы оборачиваются экономическими убытками, экономическим ущербом. Совершено понятная вещь, что сейчас экология вовсе не стоит на пути развития экономики. Наоборот, отсутствие внимания к экологическим проблемам приводит к очень существенным конкретным убыткам. Приведем простейший пример. Это ситуация с понижением уровня рек в центральной части европейской территории России. Результат очень конкретный. Это не экологический вопрос. Это вопрос о судоходстве, которое практически парализовано во многих местах. Это вопрос о срыве туристического сезона, допустим, в позапрошлом году, когда не смогли отправить туристические корабли по рекам региона. Соответственно, убытки составляли огромные суммы. Я не могу точно сказать какие, но для компаний, которые занимались подобного рода бизнесом, это были разорительные убытки. В итоге мы недополучаем налоги, недополучаем рабочие места и так далее. Поддержание экологического баланса – это тоже источник рабочих мест, источник технологических и научных исследований, разработок, которые нужны. Более того, нам как раз нужно делать ставку на восстановление лесного массива в центральной европейской части России, сделать это экономическим проектом. Это экономический потенциал, прибыльный проект. Над этим надо работать. Вот, собственно, то, о чем я хотел говорить. — (Федоров Г.В.) Хочу предоставить слово Матрусову Николаю Даниловичу, доктору экономических наук, главному научному сотруднику при Минэкономики. — (Матрусов Н.Д.) Москва растет не просто так. Только за последние десять лет Дальний Восток потерял 500 тысяч трудоспособного населения. В результате миграции за предыдущее десятилетие миллион жителей. 50-километровая полоса на Дальнем Востоке. Сейчас в ней проживает примерно 3,5 миллиона. Идет сокращение. Три китайские провинции – 150-160 миллионов жителей. Этот злокачественный насос высасывает из России все, что можно высасывать. Кроме проблем экологического порядка, они очень крупные, есть еще такая проблема. Это качество не экологической среды, а социальной среды. По моим оценкам, они подтверждаются, из 28 миллионов, фактически проживающих в агломерации, более 8 миллионов людей – мигранты совершенно другой культуры, совершенно другого уровня, которые не интегрируются в Москву. Если мы вспомним, я не могу не привести удивительные слова апостола Павла. Когда его спрашивает сотник: «Что, ты римский гражданин?», хотели его бичевать, он говорит: «Я родился в этом гражданстве». Сотник говорит: «Я купил это за огромные деньги». Римское гражданство. Сейчас происходит совершенно другое. Москва – это святой город, это третий Рим. В результате превращается в злокачественную опухоль благодаря притоку, который будет продолжаться, продолжаться и продолжаться. Я могу приводить очень много цифр. У меня один такой вывод. В 2004 году мне пришлось выступать на Правительстве Москвы по генплану Москвы. Заседание вел Норкин Кемер Борисович, тогда главный идеолог стратегического развития Москвы. Мы подготовили большой план, какая должна быть Москва через 20-30 лет. В результате мне пришлось потерять работу, были очень плачевные результаты. Сейчас вторая попытка заключается в том, что меня неожиданно очень активно привлекли. Создана группа по разработке концепции, а потом стратегии пространственного развития России. Документ, который абсолютно необходим, которого нет. И начало, и конец нашей национальной безопасности замыкаются в нашей территориальной безопасности, территориальном развитии. У меня в этой связи предложение. Все возможные движения по этой безумной трассе прекратить до разработки и принятия стратегии пространственного развития России.
Тэги: власти, катастрофа, коррупция, криминал, москва, московская, область, протест, цкад, экологическая, экспертиза ЦКАД - угроза национальной безопасности2017-04-08 23:38:00... планами правительства Московской области, в каждую сторону ... ОНФ в Московской области Антон Хлынов, ... + развернуть текст сохранённая копия ЦКАД - скоростная трасса шириной 500 метров, которая по замыслу властей должна пройти на расстоянии от 25 до 80 километров от МКАД. Под платную автомобильную дорогу планируется вырубить тысячи гектаров леса. Кроме того, в соответствии с «грандиозными» планами правительства Московской области, в каждую сторону от оси ЦКАД будет отведено по 3000 метров под так называемую «инфраструктуру». Такие масштабы вырубки и строительства означают, что лесозащитный пояс Москвы будет уничтожен полностью. Это приведет к необратимому нарушению экосистемы всего Московского региона, деградации лесных, луговых и водных природных объектов, неминуемо отразится на жизни миллионов москвичей и жителей Подмосковья. Невозможно будет никакими средствами компенсировать последствия экологической катастрофы на столь обширной территории. Жертвами ЦКАД станут более пятнадцати миллионов жителей Московского региона. Совокупный экономический ущерб от превращения Москвы и Подмосковья в зону экологического бедствия, по предварительным данным, превысит восемнадцать триллионов долларов США. Авторы криминального «Проекта ЦКАД» сбегут за пределы РФ, остальные отправятся в могилу. Москвичи и жители Подмосковья потребовали от российских властей ответов на два вопроса: - Почему, проигнорировав отрицательные независимые экологические экспертизы и однозначное негативное мнение большинства жителей Московского региона, власти начали строительство ЦКАД за счет средств российских граждан? - Почему, несмотря на очевидный катастрофический экологический и колоссальный экономический ущерб для жителей Московского региона, в угоду сиюминутной прибыли приближенных к вертикали власти лиц, строительство ЦКАД до сих пор не остановлено? В отношении ЦКАД российские власти заняли глухую оборону. Интересы и грядущие бедствия для миллионов жителей Московского региона в свете «решения проблем глобального мирового устройства» властной вертикали не интересны. Расследованием криминально-коррупционного «проекта века» ЦКАД занялись общественные организации и гражданские активисты. Экологический, социальный и экономический террор в Московском регионе должен быть остановлен. Если не остановить экологический бандитизм сегодня, завтра – будет поздно. Спасать уже будет нечего и некого. Убийство Подмосковья за счет жителей? Не допустим! Вся правда о ЦКАД! Под таким призывом 16 июня 2016 г. в 14:00 в Общественной палате РФ (Москва, Миусская пл, д.7, стр.1) прошел круглый стол: «ЦКАД - угроза национальной безопасности». Общественные активисты и независимые эксперты призвали привлечь к ответственности всех, кто лоббировал этот опасный проект. Модератор общественных слушаний - член Общественной палаты РФ Георгий Федоров. Среди участников - политолог Борис Кагарлицкий, депутат Мосгордумы нескольких созывов Дмитрий Катаев, муниципальный депутат Наталья Чернышова, руководитель группы общественного мониторинга по вопросам экологии и защиты леса Регионального штаба ОНФ в Московской области Антон Хлынов, известные экологи Любовь Черняго, Константин Ярошенко, Галина Морозова, Алексей Зименко, Вадим Богловский, Константин Захаров, Елена Родина, Антон Аксенов, экономист Николай Матрусов, старший научный сотрудник Института водных проблем РАН Юрий Медовар, ведущий научный сотрудник «Теринформ» ЦНИИП Минстроя РФ Константин Кивва, зам.генерального директора по экономике и финансам АО "Нефтегазавтоматика" Михаил Шеин и другие. Специалисты доказали, что проект ЦКАД – коррупционный, неэффективный, вредоносный. Независимые эксперты считают, что при проведении госэкспертизы проекта ЦКАД мог быть совершен служебный подлог, в результате которого из имевшихся сценариев прокладки трассы был принят более дорогостоящий и менее эффективный. Видео с заседания участников круглого стола в Общественной палате РФ «ЦКАД - угроза национальной безопасности» выложено на YouTube: 16/06/2016 круглый стол: «ЦКАД - угроза национальной безопасности» в ОПРФ ч.1 16/06/2016 круглый стол: «ЦКАД - угроза национальной безопасности» в ОПРФ ч.2 16/06/2016 круглый стол: «ЦКАД - угроза национальной безопасности» в ОПРФ ч.3 16/06/2016 круглый стол: «ЦКАД - угроза национальной безопасности» в ОПРФ ч.4 16/06/2016 круглый стол: «ЦКАД - угроза национальной безопасности» в ОПРФ ч.5 Тэги: анти, власти, катастрофа, коррупция, криминал, москва, московская, область, протест, цкад, экологическая Коррупционные дочки Автодора2017-04-08 22:01:00... -Петербург в Тверской области, который строит ОАО ... + развернуть текст сохранённая копия Госкомпания «Автодор» собирается создать «дочку» для распила бюджетов на строительство ЦКАД. Государственная компания «Российские автомобильные дороги» («Автодор») собирается создать, а потом приватизировать дочернее предприятие, которое будет собирать деньги за платную дорогу. Это центральная кольцевая автодорога (ЦКАД). Эксперты говорят, что руководитель компании Сергей Кельбах планирует передать актив околокремлевскому миллиардеру Геннадию Тимченко.Брать плату за проезд по ЦКАД должен единый оператор, решило правительство. Проект создания единого оператора ЦКАД «Автодор» обсуждали 10 октября в Московской школе управления «Сколково», в которой, надо отметить, проходили обыски в связи с коррупцией. Коррупционный тандем? Стройка ЦКАД стало одними из самых «распильных» проектов Сергея Кельбаха. Платная дорога для «двух столиц» официально признана самым дорогим проектом программы деятельности госкомпании Автодор до 2020 года. Так, ее (дороги Москва—Петербург) общая стоимость — 500 млрд рублей, в том числе 84,4 млрд — частные инвестиции. Увеличение смет является каким-то хроническим диагнозом, а разброс цен может быть просто фантастическим! В частности, в ту же программу деятельности госкомпании «Автодор» до 2020 года был включен транспортный переход через Керченский пролив, стоимость которого оценивается от 50 млрд до 200 млрд руб.! Правда, действующая редакция программы датирована апрелем 2014 г. и не учитывает, к примеру, что субсидии на 2015 г. были сокращены почти на 20%. Набсовет «Автодора» весной уже рассматривал изменения в программу, но правительством они пока не утверждены. Кстати, кража денег, выделенных на ЦКАД, уже расследовалась компетентными органами. К примеру,Следственное управление ФСБ РФ ранее возбудило уголовное дело № 678354 о хищении около 9 млрд. рублей, предназначавшихся именно для ЦКАД. Деньги были выплачены из Инвестиционного фонда России на разработку проектной документации ЦКАД. Однако в результате различных мошеннических схем «неустановленные лица» похитили эти средства. Часть из них была обналичена. Ходят слухи, что к хищению этих 9 млрд рублей был причастен и нынешний глава «Автодора». Ведь похищены были средства, которые выделялись еще через ФГУ «Дороги России». Все для Тимченко? В прошлом году «Автодор», возглавляемый Сергеем Кельбахом, оспорил претензии Федеральной антимонопольной службы (ФАС) к конкурсу на реконструкцию и содержание 76 километров ЦКАД. Столичный Арбитражный суд удовлетворил иск «Автодора» к ФАС об отмене решения службы, вынесенного по жалобе компании «Стройгазконсалтинг». Подчеркнем, спор идет вокруг права реконструировать и содержать 76-километровый участок ЦКАД, стоимость контракта — 42,4 млрд руб. В ноябре прошлого года контракт получила компания АРКС, аффилированная со структурами Геннадия Тимченко компания. «Стройгазконсалтинг» Руслана Байсарова, занявший на этом конкурсе второе место по числу баллов, пожаловался в ФАС на результаты конкурса. Бизнесмен представил данные, согласно которым сопоставление заявок было необъективным, а балл, выставленный компании, необоснованно низкий. «Стройгазконсалтинг», который строит первую секцию ЦКАД, получил на конкурсе на соседнюю пятую секцию низший балл по критерию «организационно-технические предложения». ФАС согласилась с претензиями. Ведь ценовое предложение «Стройгазконсалтинга» было ниже, чем у АРКС: 39,4 млрд против 42,2 млрд рублей. Победу АРКС обеспечил критерий «Организационно-техническое предложение», для оценки которого баллы на свое усмотрение выставляют члены конкурсной комиссии. Получается, что Кельбах мог намеренно «завысить» количество баллов для АРКС. Но в этом, по мнению экспертов, есть явная коррупционная составляющая. «Стройгазконсалтинг» мог построить данный участок трассы на 2,8 млрд.руб. дешевле, поэтому неясно, почему Кельбах отдал победу именно Тимченко? В формальное объяснение о победе из-за «организационно-технического предложения» как-то не верится. Поговаривают, что истинной причиной лоббирования Кельбахом интересов Тимченко является ожидаемый «распил» этих 2,8 млрд. руб. Похоже, что давление «Автодора» на ФАС связано именно с тем, что Тимченко и Кельбах уже могли договориться о «доле» после предполагаемого «распила». Но случилась неожиданность. Оперируя тем, что отмена конкурса привела бы к затягиванию строительства и дополнительным затратам, «Автодор» обжаловал решение ФАС в суде! Т.е. все знали и располагали данными о нарушениях в ходе конкурса, но решили не затягивать со строительством? Приостановить заключение соглашения с АРКС, наложив обеспечительные меры, ФАС также не смогла — суд ей в этом отказал. Долгосрочное инвестиционное соглашение с победителем конкурса... Мухлеж на 20 млрд В феврале этого года Автодор вместо строительства ЦКАДа положил на счет в банке около 20 млрд рублей, проценты с которых идут на премии руководству. Отметим, что на строительство ЦКАД Автодор в 2015 году получил 39 млрд руб.: 21,7 млрд из ФНБ и 10 млрд – от Минтранса. Так, по расчетам аудиторов, проценты на депозитах ГК «Автодор» и ООО «Кольцевые магистрали» (принадлежит ГК АРКС Геннадия Тимченко, строит V сегмент ЦКАД) от размещения выделенных на ЦКАД средств уже превысили 2 млрд руб! Эксперты говорят, что дорожники положили, исходя из ставок по процентам российских банков, половину выделенных средств! Получается, Автодор вместо строительства дорог шикует за бюджетный счет! «Автодор» деньги ФНБ переложил на депозит в Газпромбанке, говорится в материалах проверки. Представитель Автодора не стал комментировать выводы Счетной палаты до их официальной публикации. Это оказалось ответом на вопрос: почему подрядчики строительства I и V сегментов ЦКАД практически не строят объекты. Они, переложив на депозиты авансы от ГК «Автодор» на стройку, распоряжаются процентными доходами с них. И это несмотря на запрет УФАС. Эффективность многомиллиардных авансов вызывает сомнения, они могли бы служить источником дополнительных доходов бюджета, заявила журналистам председатель Счетной палаты Татьяна Голикова. Но чиновники заботятся не о казне… Автодор за 2015 году принял у «Кольцевых магистралей» лишь 5% утвержденных по плану работ (на 119 млн руб.)! Еще одним миллиардер Отметим, что возглавляет Автодор с 2011 года Сергей Кельбах. И Счетная палата не в первый раз обнаруживает нарушения. Например, в мае 2014 года Счетная палата выявила завышение сметы на строительство участка платной дороги Москва - Санкт-Петербург в Тверской области, который строит ОАО «Мостотрест» Аркадия Ротенберга «Переплата» составила 6,6 млрд рублей. Ревизоров тогда смутил тот факт, что инвестиции компании Ротенберга в проект дороги Москва - Санкт-Петербург составляют 5,2 млрд рублей, а затраты Автодора - 1,432 млрд рублей. В 2011–2012 годах в проект было вложено 11,8 млрд рублей, из них доля исполнителя (то есть «Мостотреста») в общем объеме капитальных вложений составила 2%. До этого, в марте 2013 года, компания Ротенберга «Мостотрест» без конкурса получила госзаказ на дорожное строительство вокруг «Сколково» на сумму 56,6 млрд руб. С того момента поговаривают, что Кельбах лично лоббирует интересы Ротенберга. Кельбах FM Есть и совсем удивительные вещи. Например, в январе 2015 «Российские автомобильные дороги» решили запустить интернет-радиостанцию, которая со временем может приобрести FM-частоту. Проблема в том, что ведомство занимается пиаром вместо того, чтобы сдавать объекты в срок, что позволяет не только «пилить» бюджет, но и просить дополнительное финансирование. Вещание радиостанции планировалось распространить на все трассы Автодора. Под управлением этой компании находятся автодороги М1 «Белоруссия» и М3 «Украина», также «Автодор» строит дорогу М11 Москва - Санкт-Петербург и Центральную кольцевую автодорогу в Москве. Отметим, что запуск интернет-радиостанции может обойтись в десятки тысяч долларов. Создание разговорной радиостанции на FM-частоте, по оценке экспертов, стоит минимум 700 000 долларов на первоначальном этапе, ее поддержание — 240 000-400 000 у.е в месяц. В том же году Кельбах фигурировал в скандале с заключением контракта Автодора с ОАО «Донаэродорстрой», когда Кельбаха заподозрили в «распиле» более 3 миллиардов рублей. Коррупция в «Автодоре» становится понятней, когда видна статистика. По данным Центра исследований постиндустриального общества со ссылкой на Союз инженеров-сметчиков, средняя стоимость строительства одного километра автодороги в России, еще до девальвации рубля, составляла порядка 13 млн долларов, а в Китае - всего 2,9 млн. Более того, в РФ строительство дорог оказывается дороже, чем в Германии, Польше и США. К примеру, в той же Америке стройка одного километра автодороги обойдется бюджету 6,5 млн долларов! Возвращаясь к «дочке». «Автодор» предлагает штрафы в 5000 руб. за бесплатный проезд по платной дороге (для этого готовят поправки в КоАП!). Только автоматизированная система управления дорожным движением и система взимания платы обойдутся в 5,8 млрд рублей. А потом все это продадут частному инвестору. Интересно опять с занижением цены? Коррупция в «Автодоре» это не просто распил, а настоящая угроза национальной безопасности, ведь каждый год на 100 тыс. россиян фиксируется 18,9 смертного случая на дороге. Это в два раза выше, чем в Европе. Источник: https://rucompromat.com/articles/korruptsionnyie_dochki-materi_ot_avtodora Тэги: автодор, власти, катастрофа, коррупция, криминал, москва, московская, область, обман, протест, цкад, экологическая Пусковой комплекс №4 ЦКАД - экологическая катастрофа2017-04-08 17:18:00... автомобильной дороги Московской области (с последующей ... районы Московской области в непосредственной ... + развернуть текст сохранённая копия Государственной компанией «Российские автомобильные дороги» («Автодор») осуществляется проектирование и строительство Четвертого пускового комплекса (ПК № 4) Центральной кольцевой автомобильной дороги А-113 (ЦКАД) протяженностью 96,5 км., проходящего по территории Ногинского, Павлово-Посадского, Воскресенского, Раменского районов Московской области, а также Электростали и Домодедово. Завершение работ на Раменском участке трассы ПК № 4 планируется в 2018 году. Автодором представлена схема прохождения трассы ЦКАД и развязок в местах ее пересечения с автомобильными и железными дорогами, населенными пунктами, водными акваториями и лесными массивами на территории Раменского района Московской области. Финансирование проектирования и строительства осуществляется за счет субсидий федерального бюджета, средств Фонда национального благосостояния РФ и внебюджетных источников финансирования. Общероссийской общественной организацией «Российская академия естественных наук» (РАЕН) в 2012 г. представлено ЗАКЛЮЧЕНИЕ общественной экологической экспертизы проекта «Строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги Московской области (с последующей эксплуатацией на платной основе). Пусковой комплекс № 4». ЗАКЛЮЧЕНИЕМ РАЕН от 2012 г. общественной экологической экспертизы проекта ПК № 4 ЦКАД отмечены все негативные последствия для окружающей среды, в том числе строительство и последующая эксплуатация дорожного объекта значительно ухудшит экологическую обстановку в населенных пунктах, примыкающих к ЦКАД: «Общественная экологическая экспертиза проекта «Строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД) Московской области (с последующей эксплуатацией на платной основе). Пусковой комплекс № 4» проводится в соответствии с решением Комитета по общественному экологическому контролю Государственной компании «Российские автомобильные дороги» (протокол №3 от 30 марта 2011 г.) (далее Комитет). В соответствии с данным решением с привлечением членов Комитета должна быть проведена общественная независимая экологическая экспертиза проекта строительства участков ЦКАД. Эта необходимость диктуется тем, что сформированная ранее и существовавшая до 2006 года система комплексной оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС), включая процедуру государственной экологической экспертизы кардинально трансформировалась и упростилась. Для проектов автомобильных дорог это обстоятельство является очень чувствительным и значимым обстоятельством с разных точек зрения: экологической (растет нагрузка на окружающую среду в связи с ростом автомобилизации), экономической (становятся значимыми затраты на реализацию средозащитных мероприятий), социальной (изменяется привычный образ жизни, менталитет населения), ибо автомобильная дорога при своем строительстве и эксплуатации гармонично (или не очень) вписывается в природную среду, потребляет в значительных объемах природные ресурсы, трансформирует социальную среду и качество жизни людей. Согласно мировой практике (Всемирный банк, ЕБРР) процедура ОВОС предполагает рассмотрение последствий влияния намечаемого проекта дорожного строительства на все охраняемые ресурсы, т.е. на: • истощение и пригодность природных ресурсов (ресурсо - и энергосбережение, загрязнение воздуха, воды, почвы, биоты); • растительный и животный мир; • продуктивность природной среды; • материальные ценности и культурное наследие; • облик ландшафта, его пригодность и функционирование в качестве зоны отдыха. Главными задачами общественной экологической экспертизы являются: - установление наличия, степени влияния и последствий намечаемого проекта дорожного строительства на указанные выше охраняемые ресурсы; - стимулирование проектировщиков, строителей, работников дорожноэксплуатационных служб на внедрение инновационных энерго- и ресурсосберегающих технологий в дорожном хозяйстве, обеспечивающих минимизацию негативного влияния дорожной деятельности на окружающую природную и социальную среду; - повышение инвестиционной привлекательности дорожной деятельности для развития разных форм государственно-частного партнерства с отечественными и иностранными инвесторами. Проектируемый четвертый пусковой комплекс пересекает наиболее освоенные районы Московской области в непосредственной близости от следующих населенных пунктов: Субботино, Криулино, Фрязевский, Степаново, Фрязево, Кошерово, Фенино, Юрово, Петровское, Федино, Вохринка, Меньшово, Панино, Образцово, Артемьево. Залеснность коридора трассы составляет 70%. Проектируемая автодорога пересекает множество рек и мелких водотоков. Это реки Солонога, Ходца, Вохонка, Гжелка, Дорка, Москва, Отра, Гнилуша и их притоки. На данных участках дорога проходит через поймы и надпойменные террасы вышеперечисленных рек. На стадии обоснования инвестиций предполагалось, что ЦКАД будет строиться, преимущественно опираясь на существующее Московское малое кольцо. При этом в пределах ПК №4 проектируемая трасса ЦКАД должна была проходить по территории ряда городов: Бронницы, Электросталь, Ногинск. Однако увеличение числа полос и интенсивности движения привело бы к: ухудшению экологического состояния окружающей среды населенных пунктов; увеличению сноса жилых домов, а также сноса домов в коттеджных поселках и, как следствие, удорожанию проекта. Наиболее сложная обстановка в г. Ногинске – наблюдалась бы на протяжении 7,8 км, а в г. Электросталь - 7,7 км. В целях минимизации негативного влияния на состояние окружающей среды и здоровье населения, а также оптимизации затрат на строительство было принято решение вести строительство трассы в обход этих крупных городов, ряда населенных пунктов и садовых товариществ (варианты по каждому участку трассы приведены в материалах). В результате количество населенных пунктов, попадающих в зону шумового воздействия трассы, сократилось с 74 до 38, а общая протяженность шумозащитных экранов уменьшилась с 70,6 км до 28 км. В зоне акустического влияния ЦКАД в пределах ПК № 4 останется около 40 населенных пунктов, относящихся в основном к дачным участкам и коттеджным поселкам, в которых население не проживает постоянно. Четвертый пусковой комплекс начинается в Ногинском районе в 2-х км севернее автодороги М-7 «Волга» (Москва-Нижний Новгород). На территории района трасса пересекает или проходит вблизи следующих населенных пунктов: г. Электросталь (трасса пересекает юго-восточные окраины города); д. Затишье (трасса пересекает деревню); с. Богослово (примыкает к трассе с востока); д. Елизаветино (в 125 м к востоку от трассы); п. Фрязево (примыкает к трассе с запада); д. Всеволодово (примыкает к трассе с востока); д. Степаново (в 100 м к востоку от трассы). В Павлово-Посадском муниципальном районе в зоне прохождения трассы находятся два сельских населенных пункта: д. Субботино (в 375 м к западу от трассы), д. Криулино (в 500 м к юго-востоку от трассы). На территории Воскресенского и Раменского районов трасса пересекает или проходит вблизи следующих населенных пунктов: г. Бронницы (в 1500 м к западу от трассы); д. Григорово (север района - в 450 м к востоку от трассы); д. Захарово (в 750 м к востоку от трассы); д. Обухово (примыкает к трассе с востока); д. Фенино (примыкает к трассе с востока); д. Пласкинино (в 500 м к востоку от трассы); пос. Машиностроитель (в 375 м к северозападу от трассы); д. Петровское (примыкает к трассе с запада и востока); д. Бояркино (в 650 м к западу от трассы); д. Торопово (примыкает к трассе с востока); д. Борщева (в 880 м к северо-западу от трассы); д. Кошерово (примыкает к трассе с востока); с. Гжель (в 750 м к западу от трассы); с. Малышево (в 825 м к западу от трассы); д. Морозово (в 175 м к юговостоку от трассы); д. Рыблово (в 875 м к востоку от трассы); д. Лубнинка (в 700 м к северозападу от трассы); д. Григорово (юг района - примыкает к трассе с юга); д. Заворово (примыкает к трассе с юга); с. Толмачево (примыкает к трассе с севера); д. Коробово (в южном секторе транспортного коридора); пос. Ганусово (примыкает к трассе с севера); д. Юрово (в 950 м к западу от трассы); д. Косякино (в 750 м к югу от трассы); д. Соколово-Хомьяново (в 750 м к югу от трассы); д. Рылеево (трасса пересекает северо-западные окраины деревни). Пусковой комплекс № 4 ЦКАД в Городском округе Домодедово простирается от границ Раменского района до автодороги М-4 «Дон» (Москва – Кашира). На территории округа трасса пересекает или проходит вблизи следующих населенных пунктов: г. Домодедово (трасса пересекает город - 9 км2 находится в зоне влияния); д. Скрипино (в 175 м к северу от трассы); д. Мотякино (в 450 м к северу от трассы); д. Базулино (в 200 м к северу от трассы); д. Бурхино (в 375 м к югу от трассы); пос. Красный путь (в 500 м к югу от трассы); д. Кутузово (в 1250 м к северу от трассы); д. Образцово (в 200 м к югу от трассы); д. Житнево (в 200 м к югу от трассы); д. Проводы (примыкает к трассе с севера); д. Артемьево (в 500 м к югу от трассы); д. Михеево (в 500 м к северу от трассы); д. Шубино (в 175 м к северу от трассы). Так как Малое московское кольцо проходит через ООПТ государственный природный заказник «Широколиственные и хвойно-широколиственные леса правобережья реки Клязьма» (Ногинский район), в первоначальном варианте проектируемая трасса ЦКАД также проходила через вышеуказанную ООПТ, но в марте 2010 года произведена корректировка территории заказника и трасса дороги выведена из нее. Всего на пусковом комплексе №4 на 1-ой очереди строительства предусмотрено строительство 63 круглых и прямоугольных водопропускных труб в пониженных местах рельефа общим протяжением 3641,67 п.м. С целью уменьшения количества очистных сооружений, устраиваемых для очистки воды с проезжей части, проектом предусмотрено устройство 67 перепускных круглых труб диаметром 1 м и 1,5 м общим протяжением 3222,88 п.м для пропуска воды под проезжей частью из кюветов, расположенных по другую сторону земляного полотна. На рассматриваемом участке дороги предусмотрено разместить 179 локальных очистных сооружений ливневых стоков: габионных фильтровальных сооружений, накопительного и проточного типов; для защиты ближайших жилых территорий от шума устанавливаются 80 акустических экранов, общей протяженностью 28800 м и высотой от 3 до 6 м, площадь которых составляет - 115250 м2. Перспективные размеры движения на ЦКАД определены на основе показателей среднегодового прироста интенсивности движения на сети автомобильных дорог Московской области (3,5…4,5% ежегодного прироста в 50-ти километровой зоне от МКАД); увеличения парка подвижного состава (9,8% ежегодного прироста за последние 10 лет); динамики численности и подвижности населения и прогноза социально-экономического развития региона с учетом создания условий формирования в зоне ЦКАД современной интермодальной инфраструктуры. Среднегодовой прирост интенсивности движения в коридоре ЦКАД – ММК/МБК за период 2009 – 2030 г.г. составит 6,9%. К расчетному 2030 г. интенсивность движения по платным участкам ЦКАД будет колебаться от 63,3 тыс. авт./сутки до 34,2 тыс. авт./сутки. Средняя интенсивность движения по ЦКАД в расчетном году составит 49,8 тыс. авт./сутки. Средний состав движения: грузовые автомобили – 35%; легковые автомобили – 64-65%; автобусы – 1%. Проектом предусмотрена автоматическая система управления дорожным движением (АСУДД), которая выполняет управляющие, информационные и вспомогательные функции. Разработаны необходимые решения по переносу и переустройству коммуникаций (линий связи, линий электропередач, магистральных газопроводов, распределительных газопровода, нефтепродуктопроводов, продуктопроводов, наружных сетей водоснабжения, наружных сетей канализации, линейные сети и объекты железных дорог) в 262 местах. Потребности строительства в земельных ресурсах по 8-му участку строительства составят 924,34 га, из них под постоянное использование планируется приобрести 750,11 га. В состав отчуждаемых во временное пользование земель войдут: 105,66 га под коммуникации, 68,14 га под стройплощадки и 0,44 га под сносимые здания и сооружения. При этом под временные сооружения 84,51 га земель лесного фонда, 66,56 га земель сельскохозяйственного назначения и 1,14 га садоводческих объединений. По 9-му участку строительства ориентировочные потребности в земельных ресурсах составят 463,37 га, из них под постоянное пользование планируется приобрести 399,63 га, под временное пользование: 11,63 га земель лесного фонда, 34,64 га земель сельскохозяйственного назначения и 0,08 га садоводческих объединений. В состав отчуждаемых во временное пользование земель войдут: 44,27 га под коммуникации, 19,29 га под стройплощадки и 0,18 га под сносимые здания и сооружения. В ходе проведения инженерно-экологических изысканий выполнены следующие виды работ: - Сбор имеющихся литературных и фондовых материалов об экологическом состоянии природной среды вдоль трассы и прилегающей территории, поиск объектованалогов. - Рекогносцировочное обследование территории вдоль трассы. - Бурение разведочных скважин и геофизические исследования. - Геоэкологическое опробование компонент ОС (атмосферного воздуха, почв, грунтов, поверхностных и подземных вод). - Оценка радиационной обстановки. - Исследование вредных физических воздействий. - Оценка состояния животного мира и растительного покрова. - Исследование социально-экономической и медико-демографической обстановки, работу с населением. - Исследование памятников истории, культуры, археологии. - Камеральная обработка материалов, составление отчета, серии карт фактического материала и покомпонентных карт (схем) обследованной территории. Номенклатура и объем выполненных инженерно-экологических изысканий в ряде моментов не совпадают с утвержденным техническим заданием (Программой) инженерноэкологических изысканий. Однако Заказчик, Главгосэкспертиза эти отклонения от ТЗ сочли допустимыми и обоснованными. В соответствии с техническим заданием Исполнитель должен был: - представить акустическую характеристику автотранспортных потоков по существующей трассе А-107 и А-108 и пересекаемых ими транспортных магистралей; - дать суммарную оценку существующего акустического состояния окружающей среды по материалам натурных наблюдений и расчетным данным; - определение зоны акустического дискомфорта в соответствии с санитарногигиеническими требованиями от существующих транспортных потоков; - построить шумовую карту территории влияния трасс А-107 и А-108. Расчетные оценки уровня шума проводились по известным упрощенным методикам. Натурные измерения (17 точек) проводились с целью определения уровня транспортного шума, вибраций, электромагнитных полей. Зона акустического дискомфорта, создаваемая при движении автотранспорта по существующей дорожной сети, изменяется от 360 м (участки окружной дороги с ограничением скорости движения) до 595 м (участки окружной дороги с преобладанием в потоке большегрузного транспорта). В 32 населенных пунктах, расположенных вдоль трассы ММК, уровни шума превышают санитарно-допустимые нормы на 1,0…24,1 дБА. Вдоль трассы существующей ММК уровень вибрации, измеренный в тех же точках, изменяется от 63 дБ до 67 дБ. Зона вибрационного воздействия изменяется от 10 м до 18 м в каждую сторону от оси крайней полосы движения автотранспорта. Зоны электромагнитного влияния от высоковольтных линий электропередач изменяются от 20 м до 30 м в каждую сторону от проекции крайнего провода ЛЭП на земную поверхность. Таким образом, результаты оценок показали необходимость разработки комплекса шумозащитных мероприятий при строительстве и эксплуатации дороги. Характеристика растительности, животного мира, современное состояние ихтиофауны Раздел выполнен профессионально, в полном объеме согласно ТЗ и содержит необходимую и исчерпывающую информацию для обоснования мероприятий по инженерной защите растительного и животного мира. Строгое соблюдение границ землеотвода является основным мероприятием, уменьшающим урон от этого вида воздействия. В то же время, на правом берегу р. Клязьмы, к югу от Горьковского шоссе линия трассы проходит непосредственно через участки условнокоренных широколиственных и широколиственно-еловых лесов высокой степени сохранности. Такие леса обладают высоким природоохранным значением. Их уничтожение нанесет существенный ущерб растительному покрову региона. Сохранение этих сообществ и приуроченных к ним популяций редких видов растений является приоритетным направлением программы мероприятий по ООС, реализуемой в рамках строительства и эксплуатации ЦКАД. При строительстве трассы ЦКАД происходит:
При эксплуатации ЦКАД могут происходить:
На пусковом комплексе № 4 находится 5 археологических памятников. Общая площадь выявленных объектов археологического наследия составляет 38 000 м2. Строительные работы на территории объектов археологического наследия, полностью попадающих в планируемую полосу постоянного отвода дороги, согласно ст.40, п.2 ФЗ-73 от 25 июня 2002 г., необходимо предварить спасательными научно-исследовательскими археологическими исследованиями (раскопками). К таким объектам археологического наследия на пусковом комплексе №4: относится «курганный могильник XI-XIII вв. Морозово» (Раменский район). Площадь выявленного объекта археологического наследия составляет 350 м2. На участках территории объектов археологического наследия, частично попадающих в планируемую полосу постоянного отвода дороги, строительные работы также необходимо предварить спасательными научно-исследовательскими археологическими исследованиями (раскопками). На пусковом комплексе №4 это: - «Селище XIV-XVII вв. Петровское» (Раменский район). общая площадь раскопок 3000 м2; - «Селище XII-XVI вв. Скрипино-1» (Раменский район) общая площадь раскопок 2500 м2. Общая площадь территории, требующей проведения археологических раскопок, по пусковому комплексу №4 составляет 5850 м2». «АНТИ ЦКАД» (По материалам ЗАКЛЮЧЕНИЯ РАЕН от 2012 г.) Тэги: автодор, власти, катастрофа, московская, область, обман, протест, район, раменский, цкад, экологическая, экспертиза ЦКАД - дорога в экологический АД2017-04-08 13:13:00... Правительства Московской области «Развитие транспортно ... Московской области является человек ... + развернуть текст сохранённая копия «Проект века» Центральная кольцевая автомобильная дорога (ЦКАД) - самый амбициозный и масштабный транспортный «проект века», который российские власти пытаются реализовать в Московской области. Начало строительства скоростной автомобильной дороги не раз переносилось. В итоге старт беспрецедентно скандальному в новейшей истории России проекту был дан в 2014 году. Проектом запланировано строительство пяти пусковых комплексов. Согласно проекту, трасса шириной 500 м. должна представлять собой систему платных автомобильных дорог в Московской области общей протяженностью 530 километров. Основой этой системы является платная скоростная кольцевая автомагистраль, опоясывающая центральную часть Московской области на расстоянии 25 - 80 км от МКАД. Расчетная максимальная скорость движения составит 150 км/ч. Негодные цели и криминальные методы При разработке «проекта века» были нарушены основные принципы и требования по проведению ОВОС - оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной деятельности, связанной со строительством и эксплуатацией ЦКАД. Так, на общественных слушаниях по ОВОС в Раменском, Пушкинском, Солнечногорском районах участники слушаний дали однозначную негативную оценку материалам по ОВОС, представили многочисленные замечания и настаивали на проработке альтернативных вариантов - глубокого выноса трассы дальше от Москвы или за пределы Московской области. В материалах ОВОС указано, что «реализация программы строительства ЦКАД обеспечит условия для: строительства не менее 3 млн. кв. м. новых производственных площадей, не менее 2,3 млн. кв. м. офисных площадей классов «А» и «В», не менее 10 млн. кв. м. площадей размещения объектов социальной инфраструктуры, 45-50 млн. кв. м. жилой площади». Идея массовой застройки территорий, примыкающих к ЦКАД, уже реализована в Схеме территориального планирования Московской области, этой же схемой предполагается отнесение большей части территории, расположенной внутри ЦКАД, в том числе и лесов, к зоне концентрации градостроительной деятельности. Инвесторам на льготных условиях будут предоставлены прилегающие территории для освоения. Программой Правительства Московской области «Развитие транспортно-логистической системы в Московской области в 2006-2010 годах» предусмотрено «последовательное превращение МО в основной узел логистики грузопотоков европейской части России на базе формирования на территории области единой системы транспортно-логистических узлов и центров приема, хранения, перевалки и распределения товаров». Предполагается привлечение на территорию Подмосковья транзитных перевозок не только для соседних регионов, но и для других стран. В Московской области планируется создать 58 промышленных округа для преимущественного размещения в них предприятий машиностроения, информационной технологии и электроники, деревообрабатывающей, пищевой промышленности, логистические комплексы, торговые центры, предприятия производства строительных материалов и конструкций. Выход на ЦКАД рассматривается в качестве несомненного преимущества промышленных округов с точки зрения обеспеченности доступа к транспортным коммуникациям. Подмосковье превратится в промышленно-оптовую базу и перевалочный пункт, в том числе для международных грузовых транзитных потоков, а ЦКАД - в самую длинную по протяженности московскую улицу с пробками и заторами. Цели властей очевидны для всех, методы – тоже. Отрицательное мнение по проекту ЦКАД абсолютного большинства москвичей и жителей Московской области власти цинично проигнорировали. Имели место и многочисленные фальсификации итоговых документов публичных слушаний. «Проект века» лоббируется узким кругом заинтересованных лиц за счет ущемления прав, интересов и здоровья населения, за счет тотального уничтожения природы, мест привычного проживания и отдыха миллионов россиян. Грандиозный обман Реализация проекта ЦКАД не имеет никакого практического смысла, поскольку существующих кольцевых автомобильных дорог в Московской области А-107 и А-108 хватает для того, чтобы обеспечить движение транспорта. Основные транспортные проблемы Подмосковья связаны с недостаточной пропускной способностью радиальных дорог, соединяющих Москву с Подмосковьем и другими регионами страны - а эта проблема за счет строительства новой кольцевой дороги никак не решается. Лишь в том случае, если вдоль ЦКАД будут созданы планируемые зоны освоения, новые жилые и производственные массивы, строительство новой автомагистрали, возможно, приобретет хоть какой-то хозяйственный смысл. Проект ЦКАД приведет к крайне негативным экологическим последствиям и массовому нарушению прав граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду. Проект ЦКАД затрагивает права и интересы не только жителей Москвы и Московской области, но и всей страны. Для жителей Москвы и Подмосковья реализация данного проекта будет означать коренное ухудшение качества окружающей среды, для остальных граждан России - стягивание огромных материальных и человеческих ресурсов, необходимых для развития всей страны, в один столичный регион. Реализация столь масштабного строительного проекта в столичном регионе неизбежно потребует вовлечения весьма значительных средств из федерального бюджета, а также привлечения огромного количества новых работников из других регионов страны. Это, в свою очередь, неизбежно приведет к дальнейшему росту населенности столичного региона и оттоку населения из бедных и неблагополучных территорий, дальнейшему оголению и обнищанию российских окраин. Огромные средства, необходимые для реализации проекта ЦКАД, будут потрачены на развитие относительно благополучного столичного региона, а не на равномерное развитие всей страны, что еще больше увеличит разрыв между экономическим положением Москвы и Подмосковья с одной стороны, и остальной страны - с другой. Экологический кошмар Северное положение Москвы обуславливает то, что на протяжении семи месяцев в году зеленые насаждения пребывают или в безлистном состоянии (лиственные), или характеризуются крайне низкой интенсивностью фотосинтеза (хвойные). Из-за этого на протяжении более чем полугода экологическая обстановка в Москве зависит почти исключительно от приноса свежего воздуха извне - а чем больше оказывается площадь городской агломерации, тем менее эффективным оказывается такой воздухообмен. Расположение Москвы в глубине континента способствует периодическому формированию застойных воздушных масс, способствующих накоплению загрязняющих веществ в городском воздухе. Опасность эта также растет с увеличением площади урбанизированной территории. Водоснабжение Москвы практически полностью обеспечивается за счет поверхностных водных источников. Состояние воды в этих источниках (верхнем течении реки Москвы и питьевых водохранилищах системы канала имени Москвы) в первую очередь зависит от состояния прилегающих природных территорий и в целом водосборных бассейнов. Рост площадей промышленной и жилой застройки в пределах водосборного бассейна верхнего течения реки Москвы и на территориях, примыкающих к питьевым водохранилищам неизбежно приведет к росту количества загрязняющих веществ, попадающих в источники питьевого водоснабжения города Москвы. Основные факторы негативного влияния ЦКАД (включая связанную с ней концентрацию градостроительной деятельности в трехкилометровых зонах с каждой стороны от оси автомагистрали) состоят в следующем. - Фрагментация лесных территорий Устойчивое развитие лесных ландшафтов, их способность противостоять комплексу негативных факторов окружающей среды, в значительной степени зависит от их цельности (размера, нефрагментированности, связности входящих в их состав популяций растений и животных) - это является одним из ключевых принципов биологии охраны природы. Фрагментация ведет к сокращению эффективной численности популяций живых организмов и потенциально к их вымиранию, к росту негативных краевых эффектов, биологического загрязнения, снижению биологической устойчивости окраин лесных массивов, примыкающих к автомагистралям и зонам застройки. Ярко выраженные краевые эффекты (распады стен леса, примыкающих ко вновь образованным открытым пространствам, распространение заносных видов растений, в том числе опасных, ухудшение санитарного состояния лесов, и др.) обычно наблюдаются повсеместно в зонах концентрации градостроительной деятельности и на расстоянии до полукилометра от искусственно образованных стен леса. Таким образом, в случае полной реализации проекта ЦКАД и концентрации градостроительной деятельности на прилегающих к ней с каждой стороны трехкилометровых полосах площадь зоны выраженного негативного воздействия фрагментации на природные территории составит около 500 000 гектаров. С учетом средней лесистости этой территории, площадь лесов, которые будут уничтожены в результате строительства ЦКАД, концентрации градостроительной деятельности, или подвергнутся негативному воздействию фрагментации, составит около 300 000 гектаров, или около 20% от общей площади лесов Московской области. Для очень густонаселенного (с учетом Москвы) региона, уже характеризующегося в целом неблагоприятной для большей части населения окружающей средой, осуществление проекта, который приведет к уничтожению или существенной деградации 20% существующих лесов, недопустимо. - Увеличение техногенного воздействия на леса Существующая в настоящее время проектная документация ЦКАД не позволяет оценить масштабы загрязнения атмосферного воздуха предприятиями, создаваемые в планируемой зоне концентрации градостроительной деятельности, и, соответственно, степень влияния этих выбросов на леса. С учетом того, что леса центральной части Московской области уже подвергаются интенсивному воздействию комплекса неблагоприятных техногенных факторов, в первую очередь - загрязнения атмосферного воздуха, можно утверждать, что дополнительное воздействие выбросов новых промышленных предприятий неизбежно приведет к заметному ухудшению их санитарного состояния. Реализация проекта ЦКАД неизбежно приведет к резкому увеличению движения транспорта по основным радиальным автомобильным дорогам Московской области на участках между Московской кольцевой автомобильной дорогой и ЦКАД. Эти участи в настоящее время уже перегружены и в пиковые часы характеризуются многокилометровыми пробками. В случае реализации проекта ЦКАД и застройки прилегающих к ней территорий (в том числе увеличения численности населения Московской области на несколько миллионов человек) эти пробки неизбежно станут постоянными. Это неизбежно приведет к резкому увеличению загрязняющих выбросов автомобильного транспорта на всем пространстве от МКАД до ЦКАД, т.е. на той территории, где леса уже подвергаются наиболее интенсивному техногенному воздействию. В результате неизбежно усилится усыхание лесов на всей этой территории. Мер по решению данной проблемы существующий проект не предусматривает. - Увеличение пожарной опасности в лесах Практически единственным источником пожаров на природных территориях Московской области является человек. Статистика конкретных причин возникновения лесных и торфяных пожаров недостоверна, но она, тем не менее, показывает, что палы сухой травы на землях, примыкающих к лесным массивам и торфяникам, являются, наряду с неосторожным обращением граждан с огнем в лесах, одной из двух основных причин возникновения природных пожаров. Прокладка новых автомагистралей по природным территориям и, в частности, по лесным массивам неизбежно приведет к росту опасности возникновения лесных и торфяных пожаров от палов сухой травы на обочинах дорог. К этому же результату неизбежно приведет сопутствующая строительству ЦКАД и концентрации градостроительной деятельности в примыкающих трехкилометровых полосах фрагментация лесных массивов. Меры по обеспечению пожарной безопасности в лесах, примыкающих к трассе ЦКАД и полосам концентрации градостроительной деятельности, проектной документацией не предусматриваются. - Сокращение площади лесов и лесистости Московской области При полном использовании трехкилометровых полос, примыкающих к ЦКАД с каждой стороны, под градостроительную деятельность (а именно этот вариант должен рассматриваться при отсутствии конкретных проектов освоения этих полос) произойдет существенное сокращение площади лесов. Без применения компенсационных мер (например, лесоразведения на землях сельскохозяйственного или иного не связанного с существованием лесов назначения) это будет означать снижение лесистости Московской области с 41% до 25%. Компенсационные меры существующей проектной документацией не предусматриваются. С учетом того, что в условиях Подмосковья лес является основным компонентом окружающей природной среды, столь существенное снижение лесистости, наряду с вышеперечисленными неблагоприятными факторами, влияющими на состояние лесов, будет означать существенное ухудшение качества окружающей среды жителей Москвы и Московской области. Выводы Согласно статье 36 Конституции Российской Федерации, «Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц». Проект ЦКАД с учетом концентрации градостроительной деятельности на прилегающих трехкилометровых полосах наносит ущерб окружающей среде (в том числе лесам). Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации, «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением». Проект ЦКАД с учетом концентрации градостроительной деятельности на примыкающих трехкилометровых полосах, приводя к ухудшению качества окружающей среды, нарушает права жителей Москвы и центральных районов Московской области на благоприятную окружающую среду. «АНТИ ЦКАД» (По материалам СМИ) Тэги: власти, катастрофа, коррупция, криминал, москва, московская, область, обман, протест, цкад, экологическая
Главная / Главные темы / Тэг «область»
|
Категория «Живопись»
Взлеты Топ 5
Падения Топ 5
Популярные за сутки
300ye 500ye all blog bts cake cardboard charm coat cosmetic currency disclaimer energy finance furniture house important love lucky made money mood myfxbook poetry potatoes publish rules salad seo trance video vumbilding wardrobe weal zulutrade агрегаторы блог блоги богатство браузерные валюта видео власть вумбилдинг выводом гаджеты главная денег деньги звёзды игр. игры календарь картинка картон картошка клиентские косметика криминал культура летящий любить любовь магия мебель мир настроение невероятный новость обзор общество онлайн партнерские партнерских пирожный программ программы происшествия публикация реальных рубрика рука сайт салат своми событий стих страница талисман тонкий удача фен финансы форекс цитата шкаф шуба шуй экология экономика юмор 2009 |
Загрузка...
Copyright © 2007–2024 BlogRider.Ru | Главная | Новости | О проекте | Личный кабинет | Помощь | Контакты |
|