© William / FlickrДень Учителя я буду отмечать в компании педагогов Татарстана. В Казани я чувствую себя, как дома. Была здесь не раз и достаточно неплохо знаю город. У меня в «Самом умном» регулярно играют ребята из Казани – Щипачев и Галиакберов. Причем каждый раз приезжают с подарками. Я им говорю: «Чак-чак больше не везите, иначе я в матрешку превращусь», но они с упорством меня в нее от сьемки к сьемке превращают. А чак-чак – вкусно.
Еду я в Казань не только за чак-чаком, как вы понимаете.
Сегодня буду участвовать в награждении лучших укытучы – учителей республики, победителей конкурсов «Наш лучший учитель» и «Наш новый учитель».
С педагогами Татарстана и министром образования республики, доктором физико-математических наук Альбертом Гильмутдиновым мы хорошо знакомы. На первом форуме «Умная школа» (Москва, 25-26 августа 2011 года) Альберт Харисович много и интересно рассказывал о татарском опыте, об этом я не раз писала ) и, развивая национальные традиции, любить русскую культуру и всячески ее популяризировать. Умелое использование правил, даруемых Конституцией РФ и федеративным устройством, дает дополнительные возможности для развития. И Татарстан является показательным примером.
Реформа образования помимо социальных лифтов, квалифицированных специалистов и много другого, как мне кажется, даст нам в конце концов возможность сформулировать для граждан России на стадии образования культурные коды , которые вне зависимости от региона проживания, дадут детям четкое понимание того, в какой стране они живут.
Татарстан – один из старейших и крупнейших центров знаний в России: более 40 вузов, 2131 школа, 170 тысяч работников сферы образования, 180 тысяч студентов и более 383 тысяч школьников. По количеству высших учебных заведений Казань – на третьем месте в России. Знаменитый Казанский университет, основанный в 1804 году, – альма-матер математика Николая Лобачевского, драматурга Евгения Шварца, поэта Велимира Хлебникова, композитора, дирижера Милия Балакирева и руководителя первого советского государства Владимира Ульянова (Ленина).
© Anton Angelov / FlickrСегодня Татарстан – самый продвинутый российский регион по части компьютеризации образования. В 2011 году 26 тысяч школьных учителей получили персональные ноутбуки, планируется, что до конца учебного года такой подарок от правительства получат все без исключения школьные учителя Татарстана. Также в этом году на 2 миллиарда рублей закупили мультимедийную технику для школ: трехмерные кабинеты, интерактивные доски, цифровые лаборатории. Вы прекрасно знаете мою любовь к разного рода гаджетам, поэтому я обязательно побываю в казанской IT-гимназии №19 и детском компьютерном лагере «Байтик».
Уровень оснащения компьютерной техники в школах Татарстана – предмет зависти соседних регионов – в два раза превышает среднероссийский и достигает среднего значения для стран ЕС. Однако не все так радужно: в рейтинге оптимальности школьной инфраструктуры Татарстан пока не входит даже в 20-ку лучших регионов. Общие показатели – среднюю наполняемость класса и число учеников на одного учителя тянут вниз сотни малокомплектных сельских школ. Одно из решений – создание базовых школ в районных центрах, связанных с сельскими школами с помощью интернета.
В свое время Татарстан однозначно поддержал введение ЕГЭ в школах и первым среди российских регионов ввел добровольное тестирование по русскому и литературе в 9-м и 11-м классах – своего рода генеральная репетиция. Оценка за тестовый ЕГЭ не заносится ни в дневник, ни в журнал, зато заранее позволяет школьнику увидеть свои слабые места, а министру образования – увидеть слабые школы и принять меры.
В сравнении со среднероссийскими показателями результатов ЕГЭ Татарстан – один из лидеров. По 10 предметам из 13 результаты выше, чем среднероссийские. Ниже среднего уровня оказались только результаты по английскому, испанскому и по обществознанию. Круглых 100-балльников в этом году стало на 30 больше – 102 выпускника.
От тюрьмы до ЕГЭ ближе, чем я думала. В этом году сразу 3 экзамена были организованы для одного заключенного колонии №4 г. Нижнекамска. Результаты превзошли ожидания тюремного начальства – 56 баллов по русскому и математике и 71 балл по физике. Увы, как известно, за «отлично» по физике амнистию не дают. Но приобретенные знания для этого человека – наверняка, единственная надежда.
По казанским тюрьмам я, с вашего позволения, не поеду, но, если успею, побываю в четырех очень разных школах, где у меня запланированы встречи с учащимися. Мне кажется, сегодня дети гораздо меньше любят школу, чем мы с вами. Они не очень понимают, зачем она нужна, и зачем нужно то огромное количество знаний, которые мы в них ежедневно утрамбовываем. Дадут ли им эти знания возможность найти себя в жизни? Или школа – это всего лишь затянувшая пауза перед ЕГЭ, который во что бы то ни стало надо сдать, чтобы перейти в следующую фазу ожидания? Хочется спросить, чего все ждут? Мы уже не в Советском Союзе, где образование гарантировало работу. Сегодня оно ничего не гарантирует, все зависит от вашей личной предприимчивости. Как мне кажется, Татарстан старается идти путем этой самой предприимчивости. Надеюсь, за ближайшие два дня мне удастся вычислить его траекторию.
Фото: Ксения Толмачева Несколько недель назад меня указом президента утвердили в составе новой Общественной палаты. Когда я пришла туда впервые, многие мои интеллигентные и либеральные знакомые похихикивали от того, что я стала членом органа, от которого в организме нашей страны ничего не зависит. Я мужалась и отвечала им, что у меня все зашевелится и заработает, что в ОП наверняка много активных людей и не все так однозначно, как в журнале «Нью Таймс».
Подводя некоторые итоги своей деятельности за прошлый год, могу сказать, что самое главное, что дает это членство, – возможность интегрироваться в любую проблему, которую перед тобой ставят люди. Я, как вы знаете, вхожу в комиссию по образованию и, как член ОП, могу обратиться в любой регион, в любую школу для подтверждения или опровержения любой информации.
Вы скажете, что мне, как известной девушке, и так никто особо не отказывал,
но это не совсем так. Статус телеведущей связан исключительно с симпатией или наоборот. Членство в ОП мне помогло форсировать многие процессы, в том числе отчасти навело меня на мысль и о форуме «Умная школа». Здесь, как и везде у нас в стране, все зависит от твоей личной инициативы. Я посчитала важным и организовала три круглых стола с привлечением ведущих экспертов, губернаторов, бизнесменов и журналистов – «Новые технологии как фактор развития образования», «Интернет как инструмент выявления «болевых точек» общества» и «Как изменится российская система образования в условиях «демографической ямы».
Можно и просто числиться, приходя на первое и последнее заседание, а можно работать, как это делали Ефим Рачевский, Любовь Духанина, Ольга Костина, Николай Сванидзе, Максим Шевченко и многие другие. Некоторых, кто просто числился, в этом году заметно отсеяли. Появилось много новых адекватных людей. Желаю всем удачи в работе и до встречи в ОП!
Со многими членами ОП я встречаюсь уже не первый год
Глава «Интеррос» Владимир Потанин и директор Московского Дома фотографии Ольга СвибловаИрина Александровна Антонова, директор Государственного музея изобразительных искусств имени ПушкинаТелеведущий Николай СванидзеА с некоторыми новыми членами ОП было встретиться особенно приятно.
Знакомые все лица – активный участник форума «Умная школа», учитель литературы Сергей Волков Старых и новых членов ОП попросили сфотографироваться на удостоверенияУвидела свою фотографию на стене у туалета ОП. Хочешь не хочешь, а теперь все, кто в туалет зайдут, вынуждены будут со мной познакомитьсяКого только не встретишь в коридорах ОП: познакомилась с группой студентов. Две девушки – в интересном положении. Как все успевают?!
«Вы хотите стать министром образования?», «Кто спонсор ваших мероприятий?», «Вы хотите отправить своих детей учиться за границу?» – такие вопросы мне систематически задают с того момента, как я начала интересоваться российским образованием. Вы знаете, меня очень раздражает патернализм и позиция временщиков, которые зарабатывают здесь деньги, выводят их через офшоры, а детям дают европейское образование. Чтобы в случае чего их чада всегда могли свалить из страны. Ведь в России, как мы узнали из американской прессы за последнюю неделю, уже ничего хорошего никогда не произойдет.
Я все думаю, когда же свалят все несогласные и недовольные, которые, переваривая в самых дорогих московских ресторанах фуа-гра и блинчики с черной икрой, попутно выражают глубочайшее сожаление о сегодняшней политической ситуации в России. Они считают, что здесь уже никто ничему хорошему их детей не научит. Это лейтмотив любой заунывной песни в пределах Садового кольца. Как только я слышу эти причитания, я всегда предлагаю недовольным оторваться от стула и выехать за пределы «кольца всевластья», чтобы узнать свою страну получше. Многие из них предпочитают изучать Россию из Лондона, Монте-Карло, Парижа и других городов, где охотно принимают наших богатеев. Но при этом презрительно фыркают за их спиной и говорят, что русские олигархи в сто раз быстрее своих иностранных собратьев тратят деньги. Наивные иностранцы не понимают, что мы все предпочитаем делать быстрее. Мы быстрее богатеем (самый высокий процент в мире), мы быстрее всех побеждаем бедность. Мы даже женщин завоевываем быстрее всех,
потому что не умеем ценить то, что у нас есть.
В России очень много центров. В этом я убедилась собственными глазами, побывав в разных регионах. Это касается всего: власти, экономики, образования. В России нет однозначности, а следовательно, этой пресловутой предопределенности!
Если бы я была пессимисткой, я бы поставила крест на Кировской области, как только приземлилась в аэропорту «Победилово». Ну как же? Нет duty free и современного терминала. Как жить? Зачем думать, что в этом регионе все только начинается, что воздушное сообщение со временем тоже наладится, – это же оголтелый патриотизм. Немодно. Приспособленчество и консьюмеризм чистой воды. Лайки за другое ставят.
Теперь о кировских дорогах. Признаюсь, не лучшие. Первая мысль: в России отвратительные дороги, все разворовывается на стадии проекта, и, клянусь Навальным, никогда здесь дорог хороших не будет. Ведь, как известно, люки тут заделали ради приезда президента, а дороги так и не переделали.
Едем дальше. Да, природа, да, леса, но кто их у нас ценит? Леса как леса, природа как природа – чему тут радоваться? Радоваться можно только тогда, когда веришь. В первую очередь, в людей. Мое личное глубочайшее убеждение, что если верить в хороших людей, то вокруг начинается созидание, а если веришь в плохих, то вокруг и будут только одни разрушения.
Да, я верю в хороших людей – созидателей, которые строят мир вокруг себя. И верю, что именно из таких маленьких миров должна состоять страна в целом.
В Кирове таких людей очень много. И в образовании в том числе. К сожалению, мне не удалось посетить много школ, но Вятская гуманитарная гимназия с углубленным изучением английского языка произвела на меня глубокое впечатление.
Увидев такую роскошную лестницу в английской школе, мы бы сказали «так и должно быть», но поскольку мы в Кирове – пришлось удивляться. Опять-таки, можно сказать, что эта школа – из демонстрационного набора губернатора, но даже пусть так. Гимназия есть, и она реально крутая. Чего стоит только ее история.
Девочки слева от меня рассказали о своей уникальной гимназииПостроена она была в 1906 году по проекту талантливого русского архитектора Ивана Чарушина. Начала работать с 1908 г. Интересно, что отцы-основатели школы сами написали учебную программу, без оглядки на столицу. В царское время у этой школы была одна особенность: тогда это было одно из немногих учебных заведений, где было запрещено насилие над детьми. Их было запрещено пороть, что для тех лет – редкость. Между учителями и учениками установились уникальные доверительные отношения. Этот кодекс преподаватели волжской гимназии пронесли даже через Советский Союз. Здесь всегда все было по-особенному. Начиная с образовательного процесса, заканчивая отношениями учеников и учителей. Наверное, поэтому и хранили свою историю.
С директором гимназии Вологжаниной Валерией. Она сама и два поколения ее предков закончили эту школу – такая вот преемственность поколений! Директор школы Валерия Вологжанина показала мне альбом с выпускниками практически столетней давности. В этом альбоме собираются все выпуски с момента основания школы с последующими пометками о том, кто кем стал во взрослой жизни. В альбоме находятся и ее родные дедушка и бабушка, познакомившиеся в этой гимназии, и нынешний консул в Таиланде Тимур Девахин – выпускник Вятской гимназии.
В гимназии учится 870 детей.
Учащиеся гимназии не выглядят, как дети из глубинки – настоящие европейские космополиты … а многие неотличимы от воспитанников Хогвартса Так как школа имеет статус инновационной (таких школ – всего 16 по всей России), она имеет право выбирать программу и предметы. Федеральная учебная программа дает таким школам значительную часть вариативности. То есть они могут тратить часть из 36 бесплатных государственных часов по своему усмотрению. Например, в этой гимназии в обязательном порядке изучается второй язык с 6-го класса. С 8-го класса обязательный предмет – Теория и практика перевода, что позволяет выпускникам после школы работать квалифицированными переводчиками или гидами.
В школе издают газету «На улице свободы» (раньше – «Long Live, Gymnasia»). Оцените размах. Также в школе есть своя Королевская академия наук. Каждый год она издает сборник «Вестник Королевской академии наук», куда включает лучшие исследовательские работы детей.
Дореволюционные гаджеты на уроке физики: аппарат для демонстрации силы притяжения особенно впечатляет. А это первые фото в 3D, которые показали вятским гимназистам еще 100 лет назад За дверью лаборатории кабинета физики явно находится портал в параллельную реальность. Меня поразила абсолютно европейская традиция, существующая в гимназии. Каждый год здесь выбирают Королеву гимназии – не только самую красивую, но еще и самую умную девушку. Она должна пройти ряд интеллектуальных испытаний. Королева царствует целый год, но реальной власти у нее нет. Зато учителя не имеют права ставить ей двойки. Первая королева Анна Владимирова живет в Канаде; вторая, Наташа Докучаева, работает в «Банке Москвы»; третья королева Марианна Белоусова работает в Госдуме РФ. Все три закончили МГИМO и, судя по достижениям, не перестали быть королевами.
В школе есть особая Парламентская комната с королевским гербом Великобритании в центре и скамьями вдоль стен. Тут заседают Палата лордов и Палата общин, и принимаются главные решения в жизни школы. Занятия по английскому чаще всего проходят именно здесь, дети любят учиться в аутентичной среде.
Парламентская комната: холодная рука британской демократии дотянулась и до вятской гимназии. Надеюсь, вы не забыли, что я рассказываю о Кирове. И не надо мне в комментах писать, что такая школа здесь одна. Я вам отвечу: таких людей в Кирове много. Энтузиасты – очень подходящее слово. В особенности по отношению к человеку, выбравшему профессию учителя. Без энтузиазма тут никак. Но я все время хотела провоцировать, найти слабые места, которые перед моим приходом, возможно, тщательно закрасили.
Школьники строят свою идеальную школу Самые красивые девушки учатся в России Я спросила у директора гимназии Валерии: «Хорошо ли, что вы готовите выпускников для Москвы и Питера, которые не вернутся в Вятку?» Она подумала и ответила: «Если провинциальная гимназия готовит выпускников, которые без проблем поступают в элитные столичные вузы (в МГИМО уже несколько лет существует вятская диаспора), то это, прежде всего, почетно, это – качество. Очень многие наши выпускники стремятся на дипломатическую службу. Разве это плохо? Но когда они приезжают в Киров, что характерно, они обязательно приходят к нам школу. Это дороже, чем любые баллы и нормативные оценки нашей работы». При этом не могу по-женски не заметить, что вид этой хрупкой блондинки ничуть не лишал достоверности все, что она мне охотно рассказывала. Конечно, региональным стилем считается желание припудрить перед столичными гостями лучшее и выдавать за действительное. НО если человек способен видеть дальше своего носа, то контуры происходящих вокруг изменений становятся все отчетливее. Валерия Вологжанина из моего поколения. Молода, амбициозна, гордится своим местом работы и явно не собирается никуда переезжать. Уровень ее компетенции свидетельствует о том, что она легко может превратиться и в столичного специалиста, но она принципиально выбирает Киров. И ей важно работать в школе, где учились ее бабушка и дедушка, мама и папа, где теперь она 3-е поколение работает директором.
Очень люблю общаться с детьми (обратите внимание на девочку справа от меня – мы к ней еще вернемся) Мы так сильно опасаемся вариативности, а наши дети – нет. Нужно было самим составить учебную программу и выбрать предметы Карина Чернышова училась изобразительному искусству в Италии. Посмотрите, как она рисует. Знаете, что еще стала замечать. В регионах люди гораздо чаще гордятся своей родиной. Я встречалась и с кировскими учителями, и со студентами, вопросов у всех много. Но все настроены на то, чтобы вопросы эти решать. Когда разговор зашел о стандартах, узнала интересную вещь. Если школа в целом против стандарта (русский язык в школе – 2 часа в неделю, а физкультура – 3 часа), то при наличии федерального компонента, устанавливающего только 70% школьной программы, есть еще региональный (15%) и школьный (15%). Таким образом, у школы всегда есть возможность добрать количество часов по тем предметам, которые они сами сочтут нужными. В продолжение этого разговора заместитель председателя правительства Кировской области Александр Галицких говорил о том, что в последние годы наблюдается колоссальный рост бюрократизации, с которым приходится бороться. Но в Кирове люди помнят о том, что здесь всегда учились по своей собственной программе, без оглядки на центр. Отсюда вывод. Если люди хотят созидать, то они это будут делать всеми доступными им способами. А если они только выражают недовольство, но ничего не хотят делать, значит они просто не созидатели. Они разрушители, которые всегда будут видеть вокруг исключительно плохое.
Встреча с учителями Кировской области. Поговорить я люблю – вы это знаете… …но есть люди, которые любят выступать даже больше чем я – заместитель председателя правительства Кировской области Александр ГалицкихСвободнее профессии, чем учитель, просто не существует. Когда закрывается дверь класса, педагог может делать все, что хочет, целых 40 минут. Именно от этих 40 минут и зависит качество новых людей, о которых мы без конца говорим. Но для этого каждый учитель должен почувствовать себя востребованным и полноправным преобразователем современного мира, а не учеником, который не понимает новый урок и изо всех сил делает умное лицо.
Вятская гимназия – первая «Умная школа» В современном Кирове, как и в царские времена, учат по своим правилам. Поэтому никого не удивляет, что два главных байкера области – это ректор и священник, что студенты ВятГУ реально похожи на европейских студентов, и уверенности в себе им не занимать.
С ректором ВятГГУ Валерием Юнгблюдом и заместителем председателя правительства Кировской области Александром Галицких – подниматься на третий этаж на моих длинных каблуках оказалось непростым испытанием Но не зря! ВятГГУ рулит!Вот такие яркие и свободные люди учатся в ВятГГУ Фото: Максим Авдеев Они готовы часами спорить и отстаивать свою точку зрения. Во время встречи со студентами я никак не могла убедить одну девочку вместо бумажной газеты сделать блог университета. Мой телевизионный авторитет не сыграл никакой роли, потому что у всех и у каждого здесь есть свое мнение. Мне это очень понравилось. Как и то, что мне сказал завуч сельской школы: «Скоро 5 октября. Мы все настороженно ждем этой даты. Телевидение наверняка опять какую-нибудь гадость найдет – учителя-педофила, учителя-насильника и так далее. У нас к Вам, Тина, поручение от учителей. Передайте там, на телевидении: пусть нас показывают такими, какие мы есть, – честными работягами». ПЕРЕДАЮ.)