... прицепов. В ходе
будут проверяться талоны ...
... "Отчет по
уничтожения броненосца береговой ... слабое обеспечение
и недостаточная ...
16 июля 1944 года - проведена операция ВВС Балтийского флота "Ураган". В монографиях и учебниках по истории военно-морского искусства она считается образцом уничтожения кораблей противника в базах. При этом отмечается тщательно продуманный замысел, детально разработанное решение, всесторонняя подготовка летного состава и четкое выполнение всеми участниками операции своих задач. Однако, когда вручили награды и отзвучали победные фанфары, вдруг выяснилось, что потопили совсем не тот корабль, который планировали. Как это произошло
В архивах ВМФ хранится "Отчет по операции уничтожения броненосца береговой обороны (ББО) "Вяйнемяйнен" в порту Котка", на титульном листе которого название "Вяйнемяйнен" зачеркнуто, а выше сделана надпись: "Считать крейсер ПВО "Ниобе". История этого исправления заключается в следующем.
В начале июня 1944 года Ставка Верховного Главного Командования приняла решение разгромить основные силы финской армии и восстановить государственную границу в Карелии. В соответствии с этим решением балтийские моряки 20 июня начали штурм островов Выборгского залива. Понимая серьезность начавшегося наступления, немцы и финны стали срочно наращивать свои силы в восточной части Финского залива. Из Данцига в Котку прибыла 6-я немецкая флотилия миноносцев, 10 немецких подводных лодок начали регулярно патрулировать на подходах к Выборгскому заливу и Кронштадту. Сюда же был стянут почти весь военно-морской флот Финляндии. Главной базой всех этих сил был финский порт Котка.
Наша авиация круглосуточно контролировала воздушное пространство и наносила удары, как по портам, так и по кораблям противника в море. С целью усиления противовоздушной обороны порта Котка немцы 10 июля поставили на его рейде крейсер ПВО "Ниобе" - бывший голландский броненосец береговой обороны "Гельдерланд" водоизмещением 4 000 тонн. Он был построен еще в 1898 году, в 1941 году немцы конфисковали его, а весной 1944 года переоборудовали в крейсер ПВО. На нем установили восемь 105-мм универсальных пушек и 40-мм зенитные автоматы, а также радиолокационную станцию дальнего обнаружения самолетов. Мостик и надстройки корабля были защищены броней, а палуба залита толстым слоем бетона. Экипаж крейсера насчитывал до 350 человек. После переоборудования крейсер переименовали в "Ниобе" по имени одной из героинь греческого эпоса, которая прикрывала собой детей от стрел богов. Корабль обладал большой огневой мощью и представлял серьезнцую угрозу для атакующих порт самолетов.
В порту Котка его сразу же обнаружила наша воздушная разведка. В штабе авиации Балтийского флота решили, что это броненосец береговой обороны Финляндии "Вяйнемяйнен". Размеры обнаруженного корабля были примерно такие же, как у "Вяйнемяйнена", правда, по внешнему виду были заметные отличия, но ведь у финнов не было других крупных кораблей.
Они очень берегли свой единственный броненосец, и научились превосходно маскировать его в шхерах, в небольших проливах и лагунах, у скалистых и покрытых лесом островов. Еще во время советско-финляндской войны наши летчики прозвали "Вяйнемяйнен" кораблем-призраком. Несколько раз его удавалось обнаружить, но налеты советской авиации не принесли желаемого результата. С началом Великой Отечественной войны охота за броненосцем возобновилась с еще большей активностью. Однако недостатки в планировании ударов, слабое истребительное прикрытие и плохая подготовка летчиков не позволяли поразить корабль.
И вот теперь желанная цель находилась в порту Котка. Но порт имел сильную противовоздушную оборону. На возвышенностях вокруг города было установлено 12 зенитных батарей с орудиями крупного и среднего калибра. Суммарно они могли сделать более 3 тысяч выстрелов в минуту. При заходе на цель самолет должен был находиться в зоне зенитного огня не менее трех минут. Это значит, что надо преодолеть зону, насыщенную 9 тысячами рвущихся снарядов, а затем повторить это при выходе из атаки. Над этим портом было сбито немало наших самолетов. Однако уже на следующий день после прибытия корабля в порт его атаковали 30 пикирующих бомбардировщиков Пе-2, которые вел командир 12-го гвардейского авиационного полка Герой Советского Союза подполковник В. И. Раков. Во время налета на корабль было сброшено 70 бомб, однако прямого попадания добиться не удалось.
После налета на аэродром приехал нарком ВМФ Н. Г. Кузнецов. В беседе с ним Раков объяснил, что причиной неудачи является слабое обеспечение операции и недостаточная натренированность летного состава в бомбометании по точечной цели. Нарком приказал на неделю освободить полк Ракова от боевых заданий для тренировок летного состава и обещал помочь с обеспечением операции. Следующий налет назначили на 16 июля. Уничтожению предполагаемого броненосца придавалось настолько большое значение, что решили провести операцию "Ураган". Весь удар был рассчитан на 8 минут. Большое внимание уделялось внезапности, надежному прикрытию ударной группы от истребителей противника и подавлению средств противовоздушной обороны базы.
Все участвовавшие в налете самолеты свели в две ударные и четыре обеспечивающие группы. В первую ударную группу входили 22 пикирующих бомбардировщика Пе-2 в сопровождении 16 истребителей. Каждый бомбардировщик нес по 2 бомбы ФАБ-250. Командовал этой группой подполковник В. И. Раков. Он же был старшим в воздухе на время проведения операции. Вторая ударная группа - 4 топмачтовика А-20-Ж и 6 истребителей сопровождения. Каждый топмачтовик нес по 2 бомбы ФАБ-1000. Обеспечивающие силы состояли из групп подавления зенитной артиллерии, демонстративных действий, воздушного прикрытия и разведки. Бомбовая нагрузка всех самолетов составляла 38 тонн. Командовали группами командиры полков или их заместители. Таким образом, в операции участвовал 131 самолет из авиационных полков четырех родов авиации. "Подобного у нас еще не было за все три года войны", - отметил в своих воспоминаниях В. И. Раков.
В то время он был одним из наиболее опытных летчиков Балтики. За мужество и героизм, проявленные при выполнении боевых заданий в ходе советско-финляндской войны командиру эскадрильи майору В. И. Ракову в феврале 1940 года было присвоено звание Героя Советского Союза. Великую Отечественную войну он встретил командиром морской авиабригады Черноморского флота. В 1943 году был переведен на Балтику и назначен командиром 12-го гвардейского авиаполка.
Операция началась 16 августа 1944 года в 16.50. К этому времени в район прибыла группа воздушного прикрытия - 16 истребителей ЛА-5. С 16.52 до 17.00 удары по средствам противовоздушной обороны нанесли 23 штурмовика Ил-2, которые шли четырьмя группами. Их вел командир полка Герой Советского Союза подполковник Н. Г. Степанян. В это время с юга по крейсеру нанесли удар 11 пикирующих бомбардировщиков первой ударной группы, которую вел Раков. Через минуту столько же самолетов атаковали корабль с северо-запада, их вел капитан Барский.
Несмотря на яростный огонь всех орудий крейсера, наши летчики уверенно шли на цель. В результате атаки 4 бомбы попали в крейсер, а еще 12 разорвались в непосредственной близости от него. На корабле возник пожар и появился крен на левый борт. Корабль окутался дымом и паром. В это время 2 шестерки штурмовиков нанесли второй удар по средствам противовоздушной обороны, а в 16.57 шесть Пе-2 демонстративной группы под командованием Кожевникова начали имитировать выход в атаку, отвлекая на себя огонь зенитной артиллерии.
Вслед за ними со стороны моря из-за островов на высоте 30 метров на цель вышли две пары топмачтовиков. Их вел заместитель командира полка подполковник И. П. Пономарёнко. В 17.00 первая пара сбросила 1000-кг бомбы. Две из них попали в борт корабля. Крейсер повалился на борт и затонул. На поверхности были видны только дымовая труба и часть надстроек. Ведущий второй пары топмачтовиков капитан И. В. Тихомиров двумя бомбами потопил транспорт водоизмещением до 6 тысяч тонн. При выходе из атаки Тихомиров и его ведомый были сбиты огнем зенитной артиллерии. Еще 4 самолета получили повреждения. Финская сторона сообщила о 4 сбитых самолетах.
Четырем участникам операции было присвоено звания Героя Советского Союза, а В. И. Раков был удостоен второй золотой Звезды Героя. Однако вскоре выяснилось, что потоплен не финский броненосец "Вяйнемяйнен", а немецкий крейсер ПВО "Ниобе". Но об этом, естественно, никому не сообщалось. "Вяйнемяйнен" же все это время спокойно стоял в шхерах под надежной маскировкой. В сентябре 1944 года Финляндия вышла из войны. В 1947 году "Вяйнемяйнен" был передан СССР в счет репараций Финляндии. Он вошел в состав Балтийского флота под названием "Выборг" и прослужил до 1966 года.
Додонов В.А
ertata
... очередной раз началась
Штраф. Такую информацию ...
... г. советской стороной
: Острогожско-Россошанской и ... свет появились планы
«Звезда» и ...
... 300 тысяч человек.
была проведена силами ...