А в среду вместе с той самой весьма упоротой (что охотно признавали прохожие и соседи в хостеле) компанией знакомых по вконтактной группе на день уезжала в Питер, чтобы услышать Франко Фаджоли.
Определенно, не зря.
Теперь у меня есть еще пара баек про аффекты, разнообразную фанатскую психосоматику и про то, как совместными усилиями реальность обесценивается и рождается миф. Социальная психология в действии и сплошной постмодернизм. Правда, я сама малость попала в радиус поражения этой заразы, так что уже который день меня люто каваит с пуховичка и шапочки, которые очень нужны были господину Фаджоли, чтоб выжить в суровой питерской осени с плюс десятью по Цельсию. Это так мило, черт возьми.
Господину Фаджоли совсем чуть-чуть не хватило до того, чтобы можно было говорить о лаврах Фаринелли, подразумевая теряющих сознание на концерте дам. Если конкретнее, не хватило того, чтобы вокруг попытавшейся создать прецедент дамы ни у кого не оказалось воды и валидола. Я со своим тихим спокойным счастьем на этом празднике жизни временами начинала чувствовать себя лишней.
Музыка была и впрямь волшебная. Здоровский оркестр, у которого концерты Вивальди получились чем-то совершенно захватывающим. А еще казавшийся мне на записях резковатым голос Фаджоли в зале звучал просто на удивление мягко. Да, голос действительно фантастической красоты. И ни в одной из сложнейших арий Порпоры ни разу не случилось ничего криминального. Это была такая музыка, которой хотелось еще и еще. Но больше всего поражают интерпретации. Краски, которые он использует, настолько яркие, что совершенно неважно, что ты до настоящего момента вообще не знал о существовании этих опер и этих арий, а о текстах и контекстах не имеешь ни малейшего представления. На бис он спел многим очень хорошо известную "Alto Giove", и она в моей голове перевернулось. Он начинал ее со смиренного взывания к божеству (не могла не вспомнить про Ирену из Генделевской "Теодоры"), и когда в последней части арии с каждым разворачиваемым повтором несчастный Ацис становился все выше и дерзновенней - а казалось бы, уже некуда - это было хоть не дыши. Сейчас, если погуглить, на ютубе можно отрыть какие-то кусочки, которые кто-то пытался утащить с помощью всяких технических средств, но волшебство - штука слишком тонкая. А что он там конкретно делал, отчего дамы приходили во всякие интересные состояния, пусть знающие люди пишут.
Что из себя в последнее время представляет господин Фаджоли, пока что можно, например, увидеть и услышать на Culturebox'е. Это несколько другая программа, и все же... Там есть, помимо прочего, душераздирающая "Scherza, infida", которой, по-хорошему, надо посвящать отдельный пост.
Сразу оговорюсь, что этот пост не является официальной рецензией, не претендует на распространение, а его содержание не нацелено на оскорбление кого-либо. Ничего личного. Но позвольте!!! Как можно настолько уродовать одну из лучших опер во всей мировой истории музыки?! Судя по тому, как происходило звукоизвлечение, тенора начали пытать не в середине второго, а ещё в начале первого акта. Звук совершенно зажатый, слушать физически тяжело. У нас было ощущение, что наши собственные связки кто-то растянул и на руку наматывает. Что касается интонирования - видимо, полтона для Каварадосси (не стану называть имя тенора) - это что-то примерно посередине между двумя соседними нотами. Но очень приблизительно. Исполнитель Анджелотти запомнился только плохим итальянским произношением, а его герой никакого сочувствия не вызвал. Сопрано... Боже мой! Почему я не стала певицей! Верхние ноты не поёт, а выкрикивает, низы хрипит. Пластика и всё сценическое движение совершенно невпопад - просто какое-то бессистемное и бессмысленное размахивание руками. Барон Скарпиа при прекрасной внешней фактуре был не настолько прекрасен в исполнении. Т.е. вовсе не прекрасен, но по сравнению с остальными всё же неплох. Его было, по крайней мере, слышно. Кстати, о звуке: это оркестр играл слишком громко или певцы пели слишком тихо? Однако когда на сцену вышла юная девочка (начало третьего акта) и запела, её было слышно превосходно! Единственное светлое пятно во всём спектакле, удачная режиссёрская находка и отлично сыгранная и спетая роль, пусть и небольшая. Я не злая, мне музыку жалко. "Тоску" я слышала раз, наверно, сорок или пятьдесят в период с середины 80-х по настоящее время и отнюдь не каждое исполнение было идеальным. Но всё же шедевр Пуччини достоин самого лучшего сценического воплощения. Да, ещё о гриме: во времена моей работы в театре (кстати, на этой же сцене, в особняке на Галерной, 33), мы гримировали себя сами - не было у директора средств платить гримёру, на дворе стояла середина 90-х. Так вот примерно так же выглядел вчерашний грим, т.е очень по-дилетантски, что в театре с небольшим залом никак не допустимо - всё ведь видно в деталях. Если хотите услышать идеальный состав, купите диск или найдите в интернете "Тоску" с Йонасом Кауфманном, Брином Терфелем и Анжелой Георгиу. Там шедеврально всё - от исполнителей главных партий до мельчайших нюансов, режиссёрских и художественных.
Оперу, как оно было, можно - ура технологиям - послушать и посмотреть вот тут. Эти три часа того стоят.
А я немного про жизню, действом порожденную.
Только выкинула из головы пару про электроэнергетику и направлялась к выходу "Маяковской", как... "Билетики на сегодняшний вечер!" В переходе метро.
Едва нашла пункт назначения, куда привел купленный заранее, но почти последний и дорогущий, а потому и на место внезапно не очень далекое от сцены, билет, мысль сзади громко выразили в форме "Я ни в жизни так не сидела!". Оказалось, это была компания из пяти штук бабушек филармонических, которые - классика жанра - совершенно не в курсе, что собираются слушать. Шуршание таблеточками, разговоры во время номеров и абсолютная невосприимчивость к укоризненным взглядом соседей в комплекте. Впрочем, выражения лиц, когда очень лысый и бородатый контртенор Шавье Сабата запел, были бесценны. А Хорошев, кажется, их совсем доконал.
Электроэнергетика, хотя я пыталась про нее забыть, решила меня упорно преследовать. Рядом сидел мужчина средних лет, похоже, со взрослым сыном. В антракте они смачно обсуждали обогащение урана, графитовые стержни и захоронение радиоактивных отходов, просто ммм.
А еще неподалеку сидел мужчина, процесс слушания у которого был настолько занимателен по внешним проявлениям, что сложно было иногда не взглянуть на него. Но, что бы ни отражалось у него на лице в другие моменты, к окончанию арий обеих сопрано он начинал таинственно улыбаться.
После концерта провели автограф-сессию. Хорошая, вроде, идея, но без трэша никак. Первые несколько минут было страшно за солистов, ибо страждущие пытались их порвать на сувениры. :) Впрочем, это быстро схлынуло.
Нашла нескольких знакомых по вконтактовому сообществу, которые собирались быть на концерте, но прежде не опознались. Компания занятная, надо сказать. Полностью женская, возраст вплоть до 60, иные добирались с Урала. Следующие полчаса провела за хихиканьем и в непрерывном фейспалме, наблюдая, например, очень-трясущиеся-руки нашего админа, которая только что честно наговорила странного Хуану Санчо, обняла Ценцича, пожала руку дирижеру, а в довершение всего ее опознал Хорошев, и теперь она продуцировала смаз на фотографиях.
Через пару дней мы собирались снова все увидеться в Питере, на другом концерте, с которым тоже невероятно повезло. И меня, например, музыка тогда еще не отпустила. Да и не только меня.
*предлагаем ходить в Венскую оперу за 4 евро на стоячие места! У каждого места есть всё, что нужно для достаточно комфортного приобщения к прекрасному. **цены на билеты до Вены почти всегда в наличии и по адекватной цене, спросить можно ТУТ
Some rights reserved by CarlosJ.R
плейлист сентября:
18.09 Девушка с Запада, Пуччини, опера от 14€ 20.09, 24.09 Манон, Массне, балет от 12€ 19.09, 23.09, 26.09 Любовный напиток, Доницетти, опера от 14€ 21.09, 25.09, 28.09 Дон Карло, Верди, опера от 14€ 22.09, 27.09, 30.09 Лебединое озеро, Чайковский, балет от 11€
всё расписание здесь
Делитесь мнениями, впечатлениями, фотографиями и ценными советами.
Сумасшедшие недели начались, все, никуда не деться с подводной лодки.
Была на "Александре". Феерически - ничего не сказать.
Обидно, что больше, чем успел расслышать, не запомнишь - воспринятое бы хоть в какой-то мизерной доле отложилось. Эх, отсутствующая моя музыкальная память.