Какой рейтинг вас больше интересует?
|
Главная / Главные темы / Тэг «осознанности»
Дзен 2012-08-11 23:40:08
spiritway.ru/dzen/ ...
+ развернуть текст сохранённая копия
spiritway.ru/dzen/ Слова мастеров Дзен.
Тэги: бодхидхарма, дзен, новость, осознанность, сатори, смысл
“…Так в чем же наша свобода?” 2012-08-11 18:25:18
+ развернуть текст сохранённая копия
Здравствуйте, Свобода выбора человека… Свобода воли… Право выбирать…. Слова, которые уже изрядно приелись. Причем именно в том смысле, в котором не нужно. А как вам такая мысль: кризис неизбежен, когда все начинают думать о своих правах, но забывают о своих обязанностях? …Есть о чем задуматься, да… А сегодня мы касаемся тонкой философской темы… Настолько [...]
Тэги: осознанность
Многознайство и мудрость: зарисовка с натуры 2012-07-28 23:48:00
+ развернуть текст сохранённая копия
А сейчас мы рассмотрим примеры многознайстваи мудрости, чтобы прояснился предыдущий пост.
Допустим, корпорация или бизнесмен хотят, что бы их молоко (сметану, масло, йогурт) покупало больше людей. Их продукция качественная, но вот беда - хранится недолго. А вся качественная еда сберегается 2-5 дней. И производитель находит выход! Он добавляет консерванты в товар. В итоге товар хранится дольше, его покупает большее количество людей, да и производственные мощности меньше загружены (заводы и машины работают меньше: если раньше им нужно было производить товар раз несколько дней, то теперь, благодаря "гениальному" решению, - раз в две-три недели), а значит сократилась зарплата рабочих. Экономисты и технологи предложили данное решение руководству, обрисовали преимущества и выгоды. И вскоре мы видим такой продукт на прилавках. Это пример многознайства. Обладая знаниями, можно придумать незаурядные решения разных задач. Но мудрый человек поступил бы иначе. Он бы быстро понял, что все производители на рынке отслеживают нововведения и разработки друг друга. Поэтому предприятия очень быстро переймут "полезный" опыт соседа и добавят консерванты в свою продукцию. А это повлиет на здоровье покупателей, на их склонность к болезням. Мудрый человек понимает, что его родные и близкие, дети и внуки будут употреблять такую продукцию. Поэтому мудрый человек не погонится за быстрой прибылью. Мудрый человек детально изучит расположение магазинов и цехов производства, оптимизирует количество товара, который направляется в тот или иной регион, повысит эффективность доставки товара. Чесное слово, увеличить прибыль можно не одним способом.
Оратор учится говорить красиво. Он узнает как и что можно сказать, а что лучше утаить. Оратор знает, как держать паузу, как направлять внимание людей, как сказать им то, что они хотят услышать. И с каждым новым днем он увеличивает расстояние между собой и аудиторией. Мудрый человек знает, что с людьми нужно говорить от души, что их нужно слушать и слышать, и учиться именно этому, а не тому, как ими манипулировать. Мудрый человек постарается заслужить доверие и уважение своими поступками, своей позицией, а не умными словами или технически отработанными и продуманными речами.
Актер выберет роль в эпатажном фильме. Музыкант напишет альбом, полный страстей и слез. В книге писателя главная героиня будет по локти в шрамах, а герой - по небо в наркотиках...в конце сюжета они не смогут больше жить и умрут вместе. И актер, и музыкант, и писатель прекрасно знают, что они делают - играют на болевых точках своих почитателей. Они, и глазом не моргнув, надавят на больные места тех, кому дороги за внимание, славу, популярность, рейтинг. Но мудрый актер, музыкант, писатель откажется ранить свою аудиторию. Он откажется нести людям ложь и негатив. Он будет беречь людей и подарит им свои сердце, свет и тепло, давая шанс каждому стать лучше, чем он есть.
Мудрые люди дальновидны. Их выгода - здоровое и сильное общество, в которое они вкладываются. Они "выигрывают" тогда, когда "выигрывают" все вокруг. А многознайки умеют делать деньги и авторитет, развивают технологию и искуссво, но от этого "добра", "позитива", "конструктивных" перемен в обществе больше не становится. Хотя видимость прогресса создается.
Тэги: многознайство, мудрость, осознанность
Многознайство и ум 2012-07-26 18:54:00
+ развернуть текст сохранённая копия
Сегодня я поговорю о "развитии ума" через образование в школах и вузах. Русский - богатый и очень точный язык. Именно за точность формулировки я его люблю больше других языков. В русском есть замечательное слово - "многознайка". Так называют человека, который знает много. Но есть еще и такие слова как "умный" и "мудрый". Многознайство обозначает лишь количеством знаний человека. А ум и мудрость приходят к тем, кто с помощью знаний отточил свой интелект и развил ясность, гибкость, непредвзятость суждений, аналитические способности. В былые времена люди стремились к знаниям, спешили в библиотеки, добывали книги, чтобы развить ум, а не накопить знания. Первые школы возникли в Древних Греции, Риме, Китае и Индии. Но далеко не все, кто обучался в школе или вузе оставили свой след в истории. "Например, кто?" - спросите вы. А я отвечу: "Сократ, Конфуций, Николло Маккиавелли, Жан-Жак Руссо, Фрэнсис Бекон, Максим Горький, Айседора Дункан, Майкл Фарадей, Авраам Линкольн, Бенджамин Франклин, Рамануджан Сриниваса, Арнольд Шёнберг и другие". Это всё самоучки. У некоторых из них не было начального образования, наставников и хоть каких-то учитилей. Другие - переучивались сами. В выбранной сфере деятельности они достигли высокго уровня образования вне стен учебных заведений. Внимательно посмотрите на этот список имен. Среди них - философы, ученные, художники, публицисты, композиторы, танцоры и даже два президента. Их объединяет то, что они сотворили себя сами. Независимо от возраста, страны, эпохи они оттачивали свой ум, а не просто накапливали знания. А благодаря развитому уму, эти люди повлияли на развитие науки, литературы, музыки...на жизнь миллионов. Именно в "развитии ума", его отточенности, ясности, на мой взгляд, и заключается истинная сила образования. Знания, бесспорно, полезны и нужны, но сами по себе они не сделают человека умным - не сделают его способным к постижению действительности, размышлению о ней и правильным выводам. Образование в учебных заведениях может помочь человеку "развить ум", а может и помешать этому. Если образование будет направлено лишь на накопление знаний о мире - люди будут много знать. При этом ученики могут не захотеть "развивать ум". Для того, чтобы чего-то захотеть, нужно хоть немного представлять чего хочешь. А для того, чтобы представить разницу между умом и многознайством, нужно "развить ум". Только тогда ученик сможет сам решить, что ему ближе. Очень важное место в "развитии ума" в современном мире принадлежит педагогам. Своими вопросами, задачами, некоторой недосказанностью, оставляющей место для размышлений, преподаватель помогает ученику оттачивать ум с помощью знаний. Книжка и тесты этого не могут. В книге - информация, а тесты проверяют лишь знание информации. А вот живая дискуссия, непрерывный процесс решения задачи на занятии, внезапно возникший вопрос, нестандартные задания, интеграция знаний, выход за рамки изучаемого предмета, проведение параллелей между знаниями, полученными в школе или вузе и законами жизни, сочинения - все это "развивает ум" на основе уже имеющейся информации. В завершении скажу об обществе. Самый сильный человек - это мудрый человек, самый сильный народ - это мудрый народ. Нация и поколение могут быть многознающими людьми, но не быть мудрыми, и даже не быть умными. Я, он, она, каждый из нас живет в каком-то обществе. В нем будут жить наши дети. В каком обществе мы живем? Каким оно станет после нас? От выбора преподавателей, от выбора учеников и их родителей, от выбора каждого из нас зависит качество не только отдельной взятой жизни, но и судьба народа.
Тэги: знание, многознайство, мудрость, образование, осознанность
Знание и не-знание 2012-07-25 15:41:00
+ развернуть текст сохранённая копия
Знание и не-знание могут быть одинаково созидательны и деструктивны. Школьники и студенты получают знания, информацию не только на занятиях, но и дома, в интернете, из газет и журналов, кино и сериалов. Мои знакомые преподаватели часто сетуют на то, что ученикам предпочитают сериал или интернет, хорошему роману. Да, жизнь на экране телевизоров или в сети куда ярче и насыщенней: там кипят страсти, там не сильно заморачиваются над вопросами (невольно вспоминается гамлетовское "Быть или не быть?"), там герои живут так, как они хотят жить. Куда уж потом до школьных задач, сочинений и литературы? Вот и выходит, что ученики из средств массовой информации получают представление о ценностях, этике и нравственности. Это своего рода знание. И как мне кажется, у такого знания больше отрицательных свойств, чем конструктивных. Ниже я объясню почему. Некоторые мои коллеги негативно высказываются о современном телевиденьи и интернете, дескать они разрушают нравственно молодежь. Я хочу с вами поделиться своими соображениями. Мне думается, что из фильмов и сети довольно сложно почерпнуть конструктивно-развивающую информацию. Но все же она там есть. А вот отрицательно высказываться о СМИ я бы не стала. Фильмы, сериалы, информация из интернета не попадает в чью-то голову из воздуха и не витает в пространстве. Человек, будь это школьник или студент, сам ищет, смотрит и впитывает то, что есть в сети и на телеэкранах. Я вижу загвоздку в том, что ученикам нравится смотреть то, что они смотрят, что они находят в этом полезные знания. Если бы не нравилось - не смотрели бы или посмотрели бы и забыли. Мои рассуждения снова привели меня к учебным заведениям. Возьмем, например, школу. В программу по литературе входят самые разные художественные произведения. Герои романов и новелл прошлого прописаны очень детально и глубоко. Они чувствуют, переживают, волнуются не только за себя, но и за своих близких, они ошибаются и раскаиваются, они пересматривают свои ценности и приоритеты. Если ученик школы заинтересуется этим, если станет сочувствовать и сопереживать главным героям, он, поневоле, откроет для себя глубину отношений и чувственного опыта. И, вполне возможно, его больше не удовлетворят поверхностные суждения и легкомысленные поступки. Я считаю, что не-знание учеником литературы как раз и влияет на его выбор в пользу интернета. Снова и снова педагог должен привлекать внимание школьника к математике, физике и химии, к решению задач - развивать его аналитический ум. Именно тогда ученик, пораскинув мозгами, поймет, что большинство сериалов и фильмов лишены смысла. В них герои эпатажны, созданы для публики, только привлекают внимание целевой аудитории и стараются зацепить сильные эмоции и чувства (любовь, ненависть, обида, предательство). Но они поверхностны и лишены глубины. Я думаю, что благодаря развитию навыков в школе, любой ученик разберется в том, что именно на телеэкранах и в сети направлено на повышение рейтинга и получение целевой аудитории. В вузах углубляется логика, студенты изучают этику и эстетику, культурологию и философию. Кругозор студента, если он заинтересован в предмете, расширяется и он понимает, что мир - большой и разный, и в нет ничего обязательного. Таким образом, я думаю, что образование в первую очередь должно предоставить ученику возможность выбора. Право слово, человек не может выбирать между чем-то, что он знает и тем, чего он не знает. И если ученик не знает литературы или другой дисциплины - это потеря не только информации, а потеря возможности выбора. Так же вершиной учебного процесса является, как по мне, умение анализировать и синтезировать знания. Решая задачи на занятиях, ученики учатся просто решать задачи. Однако, если такая задача требует всесторонней оценки и анализа, знания нескольких дисциплин - начинается анализ. Такой опыт школьник или студент может применить и в своей личной жизни. Но все это возможно, если ученик обладает этими знаниями и опытом. Посему педагог - это не просто тот, кто учит определенной дисциплине, а тот, кто участвует в жизни каждого студента. И во многом, от старания педагога зависит, будет ли студенту из чего выбирать и сможет ли он, выбирая, максимально использовать аналитические качества и опыт не только прошлых поколений, но веков.
Тэги: выбор, знание, нравственность, образование, осознанность, свобода, ценность, этика
Главная / Главные темы / Тэг «осознанности»
|
Взлеты Топ 5
Падения Топ 5
|