Из книги Переворот рава Замира Коэна Плавное пробуждение
В продолжение к прошлой статье Инфаркт — именно в воскресенье?
Кроме того, что большинство инфарктов случаются на следующий день после выходного, наперекор всякой логике – наиболее часто сердечные приступы и инсульты происходят, как ни странно, именно в утренние часы – сразу после пробуждения. А вот что об этом говорит Талмуд(1): «Пятеро ближе к смерти, чем к жизни (т.е. в пяти ситуациях жизни человеку угрожает серьёзная опасность), и вот они… если (человек) спал и [быстро] встал (Раши объясняет, что, проснувшись, необходимо немного выждать, прежде чем вставать); если поел и [быстро] встал; если [быстро] встал после совокупления…» Рабби Исраэль Меир а-Коэн из Радина, автор известнейшего алахического труда Мишна Брура, пишет в нем(2), что, несмотря на обязанность еврея вставать с рвением по утрам для служения Творцу и немедленно приступать к выполнению утренних заповедей: произнесению благословений, чтению «Шма Исраэль», наложению тфилин и т.д., необходимо все-таки чуть-чуть подождать, прежде чем выпрямляться после сна, поскольку резкое и внезапное напряжение может быть опасно для здоровья. Получается, что еврейские мудрецы древности не только записали около 1600 лет назад в святых книгах те знания, которые сегодня исследователи открывают, обрабатывая статистические данные (что опасности поджидают людей в первый час после утреннего пробуждения), но и добавили также соображения, которые современным ученым еще предстоит открыть: причина опасности – в резком вставании с постели; плавный же подъем значительно уменьшает эту опасность.
В какой из дней недели нас поджидает максимальная опасность пострадать от стрессовых ситуаций: испытать сердечный приступ, инсульт и т.п., не дай Б-г?
В первый рабочий день после выходного или в один из последующих будних дней?
Логично предположить, что организм, восстановивший свои ресурсы во время отдыха, лучше справится с напряжением, чем измотанный трудовой неделей. Также кажется несомненным, на первый взгляд, что в первые часы после пробуждения отдохнувший ночью человек менее подвержен опасности не выдержать напряжения и заболеть, чем в конце рабочего дня.
Вернуться с отдыха на работу
Поэтому сенсацией стало сообщение израильского агентства новостей от 13 марта 1986 года о проведенном в США научном исследовании, продублированном и подтвержденном в Израиле работниками «Скорой помощи» (Маген-Давид адом), согласно которому наибольшее количество вызовов машин «Скорой помощи» к пострадавшим от сердечных приступов поступает именно в первые рабочие часы дня и недели!
Самым критическим днём недели в Израиле оказалось воскресенье (первый рабочий день после выходного — шабата). В Америке же наиболее опасным днём является именно понедельник. Попытки проанализировать такую странную закономерность привели врачей-специалистов к выводу о вреде слишком резкого перехода от отдыха к напряжённому труду — вопреки распространённому представлению, согласно которому отдохнувший человек максимально работоспособен. Специалисты по охране труда заявляют теперь, что вступление в рабочий процесс должно быть плавным, иначе человек подвергает себя опасности болезней и, в их числе, смертельных физиологических расстройств. (Впрочем, они также согласны, что непрерывный труд без выходных приносит организму человека еще больший вред). Сладок сон работника... Сладок сон работника…
Действительно, в высшей степени неожиданное открытие.
Однако, по правде говоря, врачам, проводившим данное исследование, удивляться следовало бы тому, что мудрецы Израиля еще 2000 лет назад огласили следующие алахические детали1:
«Представители еврейских колен (маамадот), поочерёдно присутствовавшие в Храме во время служения, постились [днём] 4 дня подряд — с понедельника по четверг. Не постились они в пятницу [канун шабата] — из-за уважения к шабату. И также не в первый день недели (воскресенье), чтобы не было [резкого] перехода от отдыха и наслаждения [субботой] к труду и посту, и дабы не умерли они».
Мудрецы не сказали: «Это неполезно», «это может повредить здоровью» и т.п., — а ясно объявили о реальной угрозе жизни! «Чтобы не вышли… и не умерли»!
Они не колебались ни минуты, не опасаясь произнести слова, которые могли пробудить сомнения в сердцах тех, кто некрепок верой. Они знали со всей определенностью: «Если Тора так говорит, значит, это абсолютная правда – есть в этом опасность для жизни!»
Т.е. сказали с полной определенностью, даже не располагая достоверной медицинской статистикой, отчетами «Скорой помощи» и данными новейших американских исследований. Тора сообщила эту важную информацию, потому что с ней связаны наши действия в следовании алахе – еврейскому закону. Как и другую важную научную информацию, необходимую для правильного соблюдения заповедей. (Отсюда, кстати, мы можем сделать вывод о необходимости скрупулезно анализировать все слова мудрецов, даже в тех местах, которые кажутся нам непонятными и более чем озадачивающими). _________________________________________________________
Статья из книги Переворот. Рав Замир Коен Изображение поверхности и короны Солнца, полученное Солнечным оптическим телескопом (SOT) на борту спутника Hinode. Получено 12 января 2007 года. (Викпедия)
В мидраше (сборнике толкований наших мудрецов) на книгу Берейшит сказано(1):
«У солнечного диска есть футляр».Мидраш объясняет, что именно об этом «футляре» идет речь в стихе из книги Псалмов(2): «Солнцу поставил Он шатер».
Этот термин упоминается также в других древних еврейских книгах, причем, из контекста прямо следует, что, если бы не этот «футляр», обитателям Земли угрожала бы серьезная опасность(3).
Нужно ли добавлять, что неверующие критики Писания предыдущих поколений не могли пройти мимо этого утверждения, входящего в явное противоречие с очевидной реальностью! Несомненно, что и сами мудрецы прекрасно видели, что нет никаких признаков наличия футляра вокруг Солнца, но они основывали свои суждения не на наблюдениях, а на внимательном анализе слов Торы.
А что говорят на эту тему ученые в век космических кораблей и фотосъемок Солнца в рентгеновских лучах? Новейшие исследования раскрыли многие детали структуры нашего светила… Вот что пишет д-р Н. Видаль — в прошлом ведущий астроном Гринвичской Королевской Обсерватории и преподаватель Центра Астрофизических Исследований в Гарвардском университете (США):
«Как вы помните, Солнце представляет собой огромный газовый шар, средняя температура поверхности которого — 6000°С. В глубине его бушуют еще более раскаленные газы. Согласно расчетам, температура возрастает по мере приближения к ядру звезды, где она достигает 15 000 000°С! Исследователи полагают, что ядро Солнца представляет собой природный термоядерный реактор, производящий огромное количество тепловой энергии, которая медленно пробивается наружу. Мощность излучения, проходящего через плотное вещество, постепенно ослабевает, и поэтому поверхность светила разогрета «всего» до 6000 °С. Огромная температура под поверхностью вызывает сильные возмущения бушующих газов, которые прорываются к внешним слоям, образовывая мощные ударные волны. Внешние слои Солнца поглощают страшное тепловое излучение, идущее из его недр, и тормозят эти ударные волны. Поэтому мы называем иногда эти внешние слои «футляром». Оболочка солнца, он же - солнечный футляр Оболочка солнца, он же — солнечный футляр
Итак, выясняется, что, как Земля окружена содержащей кислород атмосферой, существенно необходимой для обитателей планеты, солнце имеет защитный чехол, спасающий нас от страшного вреда, которое могло бы нанести нам его излучение… И о существовании этой защитной оболочки, каким бы словом ее ни назвали, было хорошо известно из Торы древним еврейским мудрецам! И назначение этой оболочки было им прекрасно известно, как следует из мидраша, который рассказывает, что в будущем часть обитателей Земли пострадает, когда эта оболочка прекратит действовать. Из сказанного мы можем сделать два вывода: · Тора, располагающая такими существенными сведениями о природе мира, не могла быть написана человеком, а лишь Творцом, раскрывшим в ней своему народу тайны творения– в том числе, и такие, что не видны поверхностному наблюдателю. · Необходимо изучать слова еврейских мудрецов очень внимательно и со всей серьезностью, даже если на первый взгляд они могут показаться нелогичными.
________________________________
Источники и примечания
1) «Мидраш Раба» на книгу Берейшит, гл. 6.
2) Псалмы 19:5.
3) «… но в будущем Святой, да будет Он благословен, обнажит его [Солнце], сняв с него «футляр». И его жаром испепелит злодеев, как сказано (Малахи 3:19): «Вот грядет день, пылающий как печь… и испепелит их день тот, что наступит» (Мидраш на книгу Берейшит, см. также Вавилонский Талмуд, трактат Бава мециа 86б, где рассказывается, как «вынул Всевышний солнце из футляра его», чтобы праотец Авраам не утруждал себя приемом путников на третий день после своего обрезания. Причем, в этом рассказе Талмуда употребляется не особый термин «обнажит», как в мидраше, а разговорное слово «вынет», из чего можно заключить, как и следует из контекста, что речь идет не о настоящей катастрофе, как у пророка Малахи, а только об иносказательном описании необычайной жары).
Статья из книги Переворот. Рав Замир Коен Подобный рассказ приводится во многих книгах по медицине и анатомии:
«До открытия средств, позволяющих делать общее или местное обезболивание, хирургические операции сопровождались нечеловеческими муками. Однако благодаря современным достижениям в области анестезии, оперируемый вообще не ощущает боли. Наркоз осуществляется с помощью вдыхания обезболивающих газов (например, хлороформа, эфира, закиси азота и других) или с помощью внутривенного введения анестетиков (например, прокаина, новокаина и т.п.).
Впервые операцию под общим наркозом сделал американский хирург Кроуфорд Лонг (1815-1868). 30 марта 1842 года, применив медицинский эфир, он удалил опухоль с шеи пациента. Лонг, однако, не оповестил о своем открытии, и оно вообще оставалось неизвестным во врачебных кругах, пока его заново не сделал другой американец – зубной врач Уильям Мортон. В 1846 году он удалил опухоль, в то время как его пациент, находившийся под действием паров эфира, не чувствовал никакой боли»(1).
Но верен ли этот рассказ об открытии наркоза? Правда ли, что первыми анестезию в медицине применили врачи Лонг и Мортон немногим более 150 лет назад?
Вот слова Талмуда(2) об удивительной операции, сделанной рабби Элазару, сыну знаменитого кабалиста рабби Шимона бар Йохая:
«Напоили [мудрецы Торы] его снотворным снадобьем и внесли его тело в операционную комнату, облицованную мрамором. И разрезали ему живот, и вытащили оттуда большое количество жира. Этот жир положили под летним солнцем, но он не воссмердел…»(2)
Зачем же это сделали? По словам Талмуда, рабби Элазар, которого римляне наделили полномочиями шерифа, вылавливал и казнил евреев-преступников. В какой-то момент его стали мучить угрызения совести, не пострадали ли от его руки невинные люди. И тогда он попросил мудрецов провести эксперимент: разрезать его тело, вытащить нутряной жир и положить под лучи летнего солнца. Если тот, вопреки законам природы, не сгниёт, значит, Небеса подтверждают его праведность.
Перед нами несомненное свидетельство Талмуда об операции с использованием общего наркоза.
Напомним, что раби Элазар жил примерно 1900 лет назад!
Источники и примечания
1) Цитируется по энциклопедии «Михлаль» (том 6, стр. 109).
2) Бава Мециа 83б.
3) на фото 1940—1950-е годы. Доктор Василий Веселаго (Франция) делает наркоз.
Статья из книги "Переворот". Рав Замир Коен Открытие микробов
До изобретения микроскопов и последовавшего за ним открытия микромира бактерий, микробов и вирусов, никто из учёных не мог и вообразить, что, помимо видимых невооружённым глазом живых существ, этот мир населяют и другие формы жизни, бывшие неизвестными науке до сравнительно недавних пор из-за своих микроскопических размеров.
Величина микробов, в среднем, два микрона на полмикрона. Это значит, что на одном миллиметровом делении линейки могут уместиться 500 микробов, построенных в колонну, или 2000 микробов, построенных в шеренгу!
Первый шаг к открытию таинственного мира микроорганизмов сделал голландец Антони ван Левенгук, сконструировавший в 1680 году первый в мире микроскоп. Микроскоп представлял собой тонкую трубку с линзами и позволял добиваться всего лишь 200-кратного увеличения. С помощью своего изобретения Левенгук разглядел крошечные существа, движущиеся внутри налета на зубах. Однако только во второй половине XIX века ученый мир со всей очевидностью убедился в существовании микроорганизмов и осознал их роль в распространении целого ряда болезней.
Человеком, который двинул вперед микробиологию и открыл связь между крошечными микробами и различными болезнями, был известный французский ученый Луи Пастер, живший в XIX веке. Он также разработал и ввёл в медицину технологию стерилизации инструментов. До открытий Пастера множество людей умирало из-за многократного использования одного и того же операционного скальпеля и других инструментов и материалов, которые переносили различные микробы-возбудители болезней от одного больного к другому. Ни один врач не подозревал, что смерть очередного пациента причинена его собственным ножом, заражённым болезнетворной инфекцией. После того, как Пастер ввёл в больницах обязательную стерилизацию инструментов перед операцией, количество послеоперационных осложнений и смертей в результате их резко уменьшилось.
Пастер также обнаружил в ходе своих исследований, что нагревание молока убивает молочнокислые бактерии в нем и предотвращает его скисание (процесс пастеризации). Благодаря введению пастеризации молока были спасены от смерти сотни миллионов младенцев, матери которых были вынуждены из-за недостатка собственного молока кормить их коровьим.
Итак, всего лишь на протяжении последних 350 лет учёные постепенно открыли:
а) существование микробов;
б) сущность инфекционных заболеваний, распространяющихся микроорганизмами в результате контакта с кровью или выделениями заражённого;
в) способ уничтожения микробов посредством нагревания (кстати, лишь относительно недавно учёные выяснили, что характерное для ряда болезней повышение температуры тела необходимо для уничтожения микробов!)
Позже было сделано ещё одно базисное открытие в области исследования природы инфекционных болезней: учёные обнаружили существование латентной (скрытой) стадии болезней, во время которой инфицированный человек может быть переносчиком заболевания, не испытывая никаких болезненных симптомов.
Знания мудрецов
И вот удивительно: в записанных нашими мудрецами законах надлежащего поведения человека во время трапезы есть, среди прочего, и такая фраза(2):
«Нельзя отпить из стакана и передать его товарищу — из-за смертельной опасности».
Причина этой опасности объясняется в «Завещании рабби Элиэзера Великого»(3):
«Возможно, в теле человека находится болезнь, и из его рта она проникнет в остаток напитка, и заболеет товарищ его [выпивший из того же стакана]».
Получается, что рабби Элиэзер, живший около 1900 лет назад, знал следующие факты:
болезнь развивается благодаря деятельности каких-то невидимых существ, находящихся не только в отдельных поражённых органах, но распространяющихся по всему телу и проникающих в его выделения;
возбудители заболеваний могут передаваться одним человеком другому через контакт с одной и той же жидкостью*,
и самое удивительное: даже внешне здоровый человек должен воздерживаться от передачи своего стакана другому, поскольку «возможно, в его теле находится болезнь». Другими словами, человек может быть носителем болезни, которая никак не проявляется в нём самом, но причиняет вред здоровью тех, кого он заразил**
Но это еще не все.
В Талмуде, который записан примерно 1600 лет назад, есть одна удивительная фраза (4):
«Сказал Шмуэль: «Рана, нанесённая железным предметом, является смертельно опасной, и из-за нее нарушают шабат [если это необходимо для лечения]».
Нарушение шабата допускается только в случае реальной угрозы для жизни. Поэтому Шмуэль в данном контексте имеет ввиду, что если бы точно такая же рана была бы нанесена не железом, а чем-то другим, не было бы необходимости совершать запрещённую в шабат работу. Получается, что Шмуэль знал об особой опасности, связанной именно с железом. Так о какой же опасности идёт речь?
Лишь в конце XIX века учёным стало известно, что возбудитель страшной болезни – бактерия столбняка – в виде спор часто попадает в ржавчину, покрывающую железный нож. При ранении она проникает в организм и активно развивается в нём, вырабатывая сильнейший яд, в подавляющем большинстве случаев приводящий к смерти в результате мышечных судорог и паралича органов дыхания. Всё, что нужно этому микробу для начала его убийственной деятельности: попасть в воздуха.
___________________________________________
* Мудрецы Талмуда предупреждали также, что болезни могут переноситься мухами и даже ветром! Вот что сказано в трактате «Ктубот» (77б): «Раби Йоханан провозглашал: «Берегитесь мух, которые сидели на прокажённых!» Рабби Зейра избегал садиться там, где ветер дул со стороны больного. Рабби Элазар не входил в комнату, где жил прокажённый. Рабби Ами и рабби Аси не ели яиц с той улицы, где жил прокажённый».
** Следует отметить, что, помимо объяснения, приведенного в «Завещании раби Элиэзера Великого», раби Шломо Лурия написал о дополнительной причине предпринимать такие меры предосторожности: возможно, человек гнушается пить из сосуда после того, как из него отпил другой. Но он стесняется в этом признаться, отопьет против своей воли и будет терзаться.
Источники и примечания
2) Трактат «Дерех Эрец» 7.
3) Приводится в книге «Турей Заахав» («Орах Хаим» 170:8).