Итак, как и обещала, выкладываю рассказ о поездке в Александровсккую слободу - в ту самую, куда в своё время укатил царь Иван IV, обидевшись на подданных и решив им показать, где раки зимуют и что значит жить без царя. Для этого он выбрал место, облюбованное ещё его отцом, где давно уже были построены все необходимые вещи, чтобы разместить царский двор. Там Иоанну столь понравилось, что он застрял в слободе аж на 17 лет - прямо оттуда управлял Русью, время от времени наезжая в Москву.
Но прежде чем увидеть сохранившуюся в музее историю, надо было преодолеть некоторое расстояние по городу - с него и начну. Хочу предупредить Читателей, Друзей и случайно зашедших, что фотографий здесь сегодня будет много, три с половиной десятка, так что если у вас нет большого желания рассматривать любительские фото - дальше читать не стоит. А я продолжу.
Сам Александров на меня произвёл чарующе ностальгическое впечатление. Дома явственно советского вида, занятно контрастирующие с современными вывесками и рекламой.
Были там и более старые домики, построенные где в середине, где в начале прошлого века - а где и в позапрошлом. Надо сказать, что в городе есть весьма заслуженные исторические дома - в нескольких располагались госпитали во время войны, в одном - революционный комитет, где-то - базировались организаторы стачки рабочих в 1905...
Памятником всех этих событий стал монумент, символизирующий собой классическую фразу Sic transit gloria mundi. Основание оного монумента так ободрано, что обломки гранитных досок валяются в нескольких метрах вокруг, утопая в меланхолической траве и рыжем гравии.
По пути к музею пришлось миновать множество заборчиков и заборов; возле одного росла очень старая сирень. Очевидно, ствол наткнулся на копья забора, ещё будучи совсем молодым... просто чувствовалось, как больно бедному стволу!
А это меня приветствовали местные жители. Я же не я, если с какой-нибудь кошкой не помурлыкаю... Чёрненькая была очень благосклонна...
А серый товарищ, приняв порцию ласк, всё-таки решил, что я опасное создание, и решил спрятаться от меня понадёжней, чтобы я, чего доброго, ни за что не смогла его отыскать.
Ну вот наконец город пройден (для этого, с остановками на фотографии, потребовалось около сорока минут) и вдали показались сами укрепления слободы! Путь к ним преграждал намертво заросший пруд - верней, запруда местной реки. Когда-то там для Иоанна стерлядей разводили, небось...
Идти к музею пришлось под самой крепостной стеной. Ух! Выглядит она внушительно, а главное - никаких следов машинной цивилизации. Между прочим, изначально (при Иване) стены были просто плоскими, но уже в XVII веке пришли в катастрофическое состояние и начали рушиться, после чего их укрепили видными здесь контрфорсами (откосы). Специалисты утверждают, что с такими укреплениями кремль простоит ещё несколько столетий - дай-то Изида!
Вход на территорию музея бесплатный, между прочим, и прогулки по саду (очень красивому, весь в цветах!) - тоже. Платить надо только за вход на экспозицию, и цены совершенно смешные - 30, 40, а вход на колокольню - вообще 20 рублей! Фотографирование бесплатное в принципе.
Кстати, о саде. Вот такое марсианское растение росло там у входа в одну из экспозиций - никто не знает, как его зовут и с чем его едят? Оно меня просто поразило... Размером метра два, в ширину - пять или шесть меня.
Первая экспозиция, на которой я была - покои царя. Трапезная - не парадная, а так, частная. Полутемно, жарко, влажно (наверное, для экспонатов нужна именно такая температура - потому что везде стоят вентиляторы, увлажнители, датчики и прочие измерители). Низкие потолки, оранжевый свет, а за кадром - низкое монотонное пение мужского хора. Напоминает голоса привидений...
Фотографировала я не очень много по одной простой причине: вспышка там запрещена (старинные иконы, книги, ткани боятся резкого удара света), а без вспышки получалась дрожащая бяка. Если бы вы знали, сколько фоток я выкинула, потому что они вышли размазанными и бледными! Но царский сенник (спальню, он же брачный покой) всё-таки выложу.
Как цари спали в такой атмосфере, я не представляю. Жарко и душно, никакой вентиляции в принципе. Красиво - да, парадно, пышно - и ду-у-у-шно... да ещё лампады горят.
Вот такими таинственными лестницами там испещрены все здания музейного комплекса. Если вверху жарко, то внизу, в подвале - сырость и могильный хлад, естественно.
Вела лестница в пыточные камеры, где даже выставлены восковые фигуры, символизирующие суровые допросы. Но там так темно, что запечатлеть ничего не удалось. Чтобы вы оценили, каково там, вот два изображения. Кто разглядит на первой бочки, тому приз!
Другая экспозиция - витрины, стекло и экспонаты. Множество эффектнейших фолиантов - мечта библиофила! Огромные, тяжёлые, украшенные камнями обложки, миниатюры - да, тогда знали, что такое любить книги. В основном, конечно, книги религиозные - но есть и письма, и летописи, и даже нотные записи - внимание, крюковым нотным письмом! К сожалению, именно их не сфоткала, простите.
На той же выставке великолепные образцы церковного прикладного искусства - оклады, покровы, воздухи, епитрахили, фелони и прочая, прочая, прочая. Всё - золото, серебро, жемчуг, изумруды, рубины, ручная работа.
На других выставках, посвящённых уже не столько Ивану, сколько истории слободы в целом, можно было увидеть и кое-какие светские вещи. Как человек, неравнодушный к красивым цацкам, не могла пройти мимо серёг наших пра-пра-прабабушек.
На самом деле материала много, материал разный и очень любопытный, его надо читать (у каждого экспоната пространные пояснения) и запоминать. Скажем, меня поразило то, что домашняя церковь Ивана Грозного перестраивалась в XVII веке, и делалось это буквально так: новые стены строили поверх старых. Там есть разрезы в стенах, показывающие, где раньше находились резьба, колонны и ступени. Перестройки эти велись, конечно, не от нечего делать, а оттого, что все здания сильно пострадали в годы Смутного времени, и им потребовался более чем капитальный ремонт.
Копия царского трона - внушало бы, если бы не табличка на самом сиденьи. )
Ещё одна вещь, поразившая меня - старинные часы, сделанные по византийскому образцу. Особенностью их является то, что стрелка - нижний луч солнца - была неподвижна, а крутился циферблат!
Знаменитая реконструкция академика Герасимова. Глядя на скульптуру, очень чётко понимаешь, что из всех Иванов самым физически похожим на него был всё-таки незабвенный Черкасов. А ещё почему-то очень легко представляю, как Иван смеялся и прикалывался.
В конце экспозиции можно бросить монетку в колодец, - по-моему, напоминает только что открытый клад, хоть бумажная купюра и портит всю малину. )) А ещё там всего за сотку можно сфотографироваться в царском костюме, со скипетром и державой, либо в женском, с головным убором и платом - но, как вы знаете, я не любитель светить свою внешность, и избегаю откровенно туристических фотографий, а потому запечатлела только" клад".
Церковь, внешний вид. Просто понравилось сочетание белого и сине-зелёного с голубым небом.
Далее - поход на колокольню. К сожалению, на самый верх не пускают, поднимаешься только до середины - но и оттуда вид хорош.
Глядя на эту белую стену, легко представить, что последних пятиста лет не было вообще, и сейчас по тропинке пойдёт какой-нибудь опричник - по своим, опричниковским делам.
Внутри колокольни тоже сколько угодно таинственных закоулков и загадочных мест. Средняя фотография - вообще чудесное место, ты идёшь по винтовой лестнице, и вдруг в щель меж камней видишь пустое помещение, в которое нельзя пройти, это что-то типа тайной комнаты в стене. Ну а винтовые лестницы всегда навевают мысли о неведомом...
Ну а это, разумеется, следы нашего времени. В колокольне часто проводят экскурсии - и вот человек ехал издалека, выслушал разглагольствования экскурсовода, поднялся на чёртову тучу ступенек, - и только для того, чтобы увековечить себя бессмертным "гы гы". Как говорится, ничего умнее не родил...
...в отличие от этого посетителя, который проявил неуважение к памятникам старины, но хотя бы сделал это с юмором.
Кстати, о юморе. Им в немалой степени обладают местные работники. Такого оригинального закона я ещё не встречала: оказывается, билет на экспозицию обеспечивает тебя правом бесплатного похода в туалет. Как бы это сформулировать - "экскурсия с туалетом"? или "выставка плюс нужник"? Впрочем, там всё очень чисто, стоят цветы и висят занавески, пожаловаться не на что.
Завершить рассказ о поездке я хочу вот этой дивной фотографией. Зашла я в магазинчик, полюбопытствовать, что там есть - ну, всё как обычно, пасхальные яйца, расписные тарелки, бусы; на двух кукол-царей четыре куклы-невесты; разврат, однако! Зато я купила там очень полезную книгу об истории архитектуры слободы и увидела вот такую обложку:
Книгу я не читала, не знаю, насколько там правда. Но уже то, что зачеркнули мамоновского "ивана", - большая радость. Ну и репинская трактовка тоже неправильная, конечно, - но Репина хотя бы извиняет то, что в его время не было ещё ни реконструкций, ни чего другого.
Обратный путь по граду Александрову сильно удивил, потому что по пути туда чуть ли не на каждом шагу встречались разнообразные шашлычные и чебуречные, - а вот на обратном пути они реально поисчезали! Тупо поесть оказалось очень сложно. В результате удалось приземлиться в кафе, в котором работал зверский кондиционер, для капустного салата принесли нож (!), и наливалось пиво, сразу напомнившее знаменитый фрагмент из "Отчаянного" - "и пиво у вас, как моча". При этом на столе лежал буклет, рекламирующий данное заведение, как лучшее место для проведения детских праздников.
В целом же скажу: люди, поездка была интересной! Будет время - обязательно найдите полдня, музей классный. А город... ностальгия. Просто запаситесь бутербродами. ;-)
Настроение сейчас - разъезжательскоеВ колонках играет - разговоры