автор текста: Пинхас Полонский
Перестали ли вы праздновать Новигод так давно, как давно перестал праздновать его я?
я перестал праздновать его где-то в конце 1970-тых (т.е. более 35 лет назад), а жил я тогда еще в Москве (смог уехать я только в 1987), и вокруг был бурный Новый год (который тогда еще не переродился в анемичный и натужный Новигод).
Причем до этого я его праздновал довольно активно, вместе со всей нашей тогдашней компанией, - потому что, как все об этом пишут, это был "наименее советский" из всех советских праздников, в нем было меньше всего идеологии - поэтому мы, антисоветская молодежь, ненавидевшая все советские праздники и никогда не праздновавшая их, смотрели на Новый год как на единственную праздничную отдушину от советского строя.
Но потом я все больше занимался ивритом, потом иудаизмом, потом постепенно стал религиозным, и в жизни стало так много отдушин, что Новый год скукожился и умер - просто потому, что в нем отпала всякая необходимость. В жизни стало так много праздников, что только успевай поворачиваться.
А вот в Израиле - для мейнстрима русской алии - ситуация другая, и эта отдушина необходима ей,потому она и живет.
Надо сказать, что я видел в Израиле много глупостей, которые делают религиозные, но самая большая имхо глупость религиозных - это борьба против Новигода. В результате этой борьбы (да и вообще в результате деятельности израильского религиозного истеблишмента) огромное число олим возненавидело религию (и разумеется, ни один вследствие этой борьбы к религии не приблизился).
Вообще понимание того, что во всех идеологиях и движениях, в которых активно участвуют евреи, есть искра Божественного света, без извлечения которой и без правильной интеграции ее в иудаизм наш иудаизм будет ущербным (собственно, это и составляет одну из основ учения р.Кука) - такое понимание, к сожалению, свойственно еще далеко не всем религиозным.
Уже много раз приводился мидраш, согласно которому празднование 1 января установлено еще Адамом (а вовсе не христианством и уж тем более не Сильвестром), - в знак того что ежегодная темнота преодолена и солнце пошло на увеличение. Преодоление зимней темноты отмечают все культуры. Евреи отмечают его Ханукой (потому что ввиду солнечно-лунного календаря мы выбираем в качестве "самой темноты" тот день когда нет ни солнца ни луны, т.е. новолуние ближайшее к зимнему солнцестоянию), и идея Хануки как праздника огней - это "если вокруг темнота, то зажжем свет и преодолеем ее". Христиане празднуют Рождеством сам день зимнего солнцестояния (их идея: "если очень темно, то должен придти Свыше спасти нас"). А римские язычники праздновали 1 января (дата, когда увеличение длины солцевого дня уже чуть заметно) как идею "природа берет свое, и после тьмы сама идет на повышение света". Ну а от римлян все западное (и прочее) человечество празднует его, прежде всего, феерверками - т.е. как активную победу света над тьмой. Отметим, что такое празднование ближе всего именно к еврейскому подходу.
Ну а мы, вернувшиеся и возродившиеся на своей земле евреи, задача которых привести к Божественному свету всё человечество - должны не бороться с этим, а правильно интегрировать это в свой еврейский календарь, под именем День Адама, как ранее уже было об этом сказано. (см. "Израиль и человечество. Новый этап развития" (книга) рава Ури-Амоса Шерки. т.1, гл. 3 "Ханука: праздник государственной независимости и «День Адама»" )
К сожалению, наше поколение, видимо, не дорастет до этого, и эту работу мы оставим нашим детям. Будем надеяться что они справятся с ней.
Так что если уж выпить - то именно за это.
Компания «Веб Птица»: http://web-ptica.com/профессиональная разработка и продвижение сайтов, контекстной рекламой и оптимизацией интернет проектов.
* * *
.Новоанглийская Осень и ее листопад - это убийственно потрясающе!!!
----------------------------------------------------------------------
В прошлые годы при приезде в Америку я этого не видел, потому что приезжал в сентябре, а краски листопада - это середина и конец октября. Этот год первый, когда я приехал в Америку позже, и могу это увидеть.
Краски осени во всех странах желто-красные, но обычно они блеклые, а здесь дико яркие. Их дают в основном разные виды кленов, потрясающие по интенсивности всех оттенков желтого и красного, что на фоне еще сохранившегося зеленого дает картину феноменальной красоты. Эти специфические породы кленов характерны именно для Новой Англии, и каждая порода дает свой неповторимый цвет.
Леня Маргулис, возивший меня по окрестностям Хартфорда (где это все и снято) рассказывает, что когда он приехал в Америку, то на уроке по английскому языку (а он тогда жил в Нью-Йорке, где эти деревья отсутствуют) преподаватель показала им фотографии, чисто с целью учебы английского, и он был уверен что они фотошоплены, и был потрясен когда она сказала что сделала их просто пару дней назад по дороге. Он был уверен, что таких цветов не бывает, потому что в Москве ничего подобного он не видел, и такой интенсивности и такого спектра цветов нигде в России никогда не было.
Кстати Леня отмечает, что сторонники материалистического взгляда на эволюцию мира полагают, что все изменения, которые закрепились в растениях и животных были полезны для выживания - однако совершенно не понятно зачем деревьям, когда листья умирают и опадают, нужно иметь столь яркие цвета. Про зеленые понятно что они нужны для фотосинтеза, но красный и желтый в чем полезны для выживания? Более того, поскольку все животные видят мир довольно одноцветно и только человек в состоянии увидеть все разнообразие цветов, - то получается, что новоанглийская осень существует только для человека, чтобы мы этим восхищались и обучались чувству прекрасного. Другого эволюционного значения у нее не просматривается. Смотреть другие фото...
На сей раз надолго, на 4 дня.
11 октября в 19:00 во FREUD HOUSE cafe art club лекция по Каббале.
12 октября в 18:30 в Педагогическом университете лекция "Религия и наука".
13 октября в 19:00 в Відкритий Університет Майдану выступление на тему "Что такое модернизация религии. Механизм позитивной работы религии для социальной динамики"
14 октября в 19:00 в Нова Країна -- "Выход из Египта как архетип развития общества.Развитие через кризисы"
Поделитесь с друзьями.
Ссылки в комментариях.
+ развернуть текст сохранённая копия
Исследователь учения р. Кука и активный участник процессов модернизации иудаизма, преподаватель Университета Ариэль (в прошлом - преподаватель Бар Илана и один из основателей Маханаим), автор книг
_________
Рав Кук создал систему, позволяющую динамически развивать - во-первых иудаизм и сделать из него мировую религию, а, во-вторых, важные общечеловеческие процессы, "оплодотворяя" их (в том числе) еврейскими идеями/искрами...
Пусть будет на то Воля Вс-вышнего, чтобы этот процесс развивался и помог миру раскрыть великий свет.
Рав Авраам-Ицхак Кук: 80-летие предварительных итогов
Такие люди редки в истории. Они рождаются не в каждом веке, – но 20-й век, эпоха огромного изменения еврейской жизни и
создания государства Израиль – потребовал личность, которая развернет иудаизм в соответствии с запросами жизни. И рав Кук провел этот разворот, создав современный религи…
Нравится КомментарийПоделиться
Тэги:
кук,
пинхас,
полонский,
рав