... являлись (а
и китайский коммунизм ...
1)Оценка капитализма и советского социализм должна осуществляться исходя из одних и тех же критериев. И тогда обнаруживается, что,
во-первых, и капитализм, и реальный советский социализм являлись (а посткапитализм и китайский коммунизм являются и сейчас) многомерными общественными феноменами. Они представляли собой “многоцветные” сложные экономические, социальные, политические и культурные явления, при различном сочетании в них общественных цветов, вследствие чего ни один и ни другой строй нельзя мазать одной краской – белой или чёрной, как это делалось раньше у нас по отношению к капитализму, а сейчас - советского социализма.
Во-вторых, по мере развития, как капитализма, так и советского социализма, “светлых тонов” и в одном, и в другом становилось все больше, а темных, соответственно – меньше. Естественно, исходя из интересов большинства. Причём, светлых тонов в советском социализме (коммунизме) по отношению к социальным низам изначально было больше, чем у капитализма.
В-третьих, при сопоставлении капитализма и советского социализма необходимо сравнивать только аналогичные периоды: этап зарождения и революционного утверждения одного строя сравнивать только с этапом зарождения и революционного утверждения другого строя (при всем принципиальном их различии); период становления одного строя - со становлением другого; наконец, зрелую стадию одного - с развитой стадией другого.
Другими словами, ненаучно брать один и тот же хронологический период истории, к примеру, 20-30-ые годы XXв., и сопоставлять то, что происходило в это время в СССР с тем, что происходило в крупных капиталистических странах.…Чтобы сравнение было корректным, следует брать аналогичные периоды становления как одного общественного строя (к примеру, капитализма – вторая половина XVIIIв.– начало XXв. в наиболее развитых странах), так и другого (советского социализма - 20-30-ые годы XXв.), и сравнивать их между собой…
2)Капитализм в ходе своего становления в “мирное время” совершил множество ужасных преступлений(с моральной точки зрения, ибо суда над капитализмом как общественным строем, впрочем, как и над советским коммунизмом, не было), более ужасных, чем советский социализм (коммунизм) в процессе своего становления.… Причём у капитализма намного меньше для этого оправданий…
3)В истории каждой из крупных развитых капиталистических стран – США, Великобритании, Франции, Германии – были свои “человеческие бойни”, были свои массовые репрессии, осуществлённые как за относительно короткое время, так и растянутые на десятилетия, были такие формы эксплуатации и угнетения социальных низов, составляющих большинство, и издевательств над ними, которые никогда в Советском Союзе не имели место.…Даже свои ГУЛАГи были ещё пострашнее, чем в СССР (по последнему пункту я имею в виду не нацистскую Германию, а США, Великобритании, Франции)… Рождение и становление и капитализма, и социализма - сопровождались острыми общественными конфликтами и противоборствами, революционными, в значительной степени стихийными и разрушительными выступлениями масс, обильным кровопролитием, большим объёмом социального насилия…
4)Любая общественная революция сопровождается высвобождением первобытных низменных инстинктов, негативной разрушительной энергии народных масс, валом стихийных, неконтролируемых центральной властью преступлений.
(И благодарить за это надо Природу (или Творца). Именно она создала столь противоречивое существо, с неодинаковым - у разных людей - набором “ангельских” и “дьявольских” качеств, к тому же, ситуативное, с “плавающим” сознанием, каким являемся мы с Вами).
И революция в России 1917 года (и “Февральская”, и “Октябрьский переворот”), с последующей братоубийственной Гражданской войной и переходным периодом революционных преобразований, сопряжённый с ожесточённой классовой борьбой - не являются уникальными в этом отношении…. Поэтому относиться к ним следует с теми же критериями, как и к другим социальным революциям…
5)”Советский коммунизм” являлся не тупиковым путём развития человечества, а Великим и драматическим общественным Экспериментом, попыткой созданий новой Цивилизации, который по ряду пунктов завершился успехом…
6)Никаких, АБСОЛЮТНО никаких преступлений коммунистический (сталинский) режим (как таковой) в СССР, в целом, и в Молдове, в частности, не совершал… Политические репрессии революционного коммунистического режима к таковым не относятся.
Преступные действия(с нравственной точки зрения, в случае, если не было решения суда, как, например, по Н.Ежову и его подручным. Политические осуждения всякого рода Комиссий КПСС по реабилитации – не в счёт по отношению к субъектам “преступных действий”) совершали те или иные конкретные должностные лица, когда они нарушали действующее советское законодательство, злоупотребляли властью, занимались подлогом (к примеру, в Список кулаков вписывали середняков).…
К примеру, 26 ноября2010 Госдума России, при противодействии со стороны фракции КПРФ[11], приняла заявление «О Катынской трагедии и её жертвах», в котором, в частности, говорится: «Опубликованные материалы, многие годы хранившиеся в секретных архивах, не только раскрывает масштабы этой страшной трагедии, но и свидетельствует, что Катынское преступление было совершено по прямому указанию Сталина и других советских руководителей».
7)Один и тот же подход должен быть применён по отношению ко всем без исключения великим государственным деятелем: например, к Елизавете I, Карлу V, Штефану (Стефану) III Великому, Петру I, Иосифу Сталину, Мао-Цзэдуну…
8)Нет принципиальной разницы, обрекает ли государственная власть людей на вымирание от голода и болезней, не оказывая им должной социальной и медицинской помощи, или подвергает их политическим репрессиям…
9) Нет принципиальной разницы, убивает ли революционная власть людей исходя из революционной целесообразности, или государственная власть убивает невинных людей в ходе “утверждения демократии” или борьбы с терроризмом в тех или иных странах (как это делали, к примеру, США, страны НАТО в Югославии, и продолжают делать сейчас в Ираке, Ливии etc.)…С позиции сегодняшнего дня и то, и другое деяние является преступлением…
10)Современный Миропорядок и в начале XXI века продолжает оставаться в высшей степени противоречивым и несовершенным.…И в нем продолжают совершаться, по сути, злодеяния, аналогичные тем, что происходили в первой половине XXвека, не говоря о предыдущих временах…
видел на известном сайте «Флибуста». По моему соглашению с издательством, ...
видел на известном сайте «Флибуста». По моему соглашению с издательством, выпускающим сборники моих статей, все материалы, написанные мною и ранее опубликованные в Интернете, могут оставаться в Интернете и после выхода книжных изданий. Практически всё, вошедшее в этот сборник, ранее издавалось в «
Бизнес-журнале» и выложено на его сайте. Поэтому даже те, кто не знает, в какой мере этично копировать результаты творческой деятельности, могут в данном случае не опасаться: их поведение будет вполне допустимым. Так что все желающие ознакомиться с колоритным потоком подробностей предстоящего перехода к новому социализму могут обратиться к первоисточнику.
В связи с темой данной публикации следует только отметить: по моим расчётам, начиная примерно с 2022-го года, социализм будет выгоднее капитализма уже по всем показателям без исключения, а по многим показателям (в частности, по суммарной производительности труда на всех направлениях) — в несколько раз выгоднее. Это, в свою очередь, означает, что можно будет выполнить рекомендацию, данную Карлом Хайнриховичем Марксом ещё в 1862-м году: выкупить всю экономику у буржуазии, дав каждому собственнику взамен его собственности что-нибудь, что ему понравится больше.
Правда, сам Маркс рассмотрел только простейшую мотивацию бизнеса — желание повысить благосостояние. В этом случае вполне очевидно: как только социализм станет выгоднее капитализма, капиталисты, интересующиеся исключительно выгодой, предпочтут перейти к социализму. Но мотивация к бизнесу далеко не исчерпывается этим желанием — есть и множество других мотивов. Исследование полного спектра мотиваций и разработка соответствующих вариантов замены бизнеса — тема самостоятельного исследования.
В любом случае понятно: экономическая мотивация к превращению капиталистов в социалистов достаточно реальна. Вопрос в другом.
Спектр проблем, создаваемых капитализмом для всего мира, к сожалению, далеко не исчерпывается вопросами производительности труда. Вдобавок даже сегодня возможности информационных технологий пока ещё не достаточны, чтобы социализм стал безусловно выгоднее капитализма по всем показателям. Как раз по суммарной производительности труда на всех направлениях деятельности капитализм пока ещё впереди, что и вынуждает мириться со многими его недостатками.
Но сейчас эти его недостатки доходят до уровня, ставящего под сомнение само существование мира и человечества. Поэтому вовсе не исключаю, что мы окажемся вынуждены начать переход к социализму до того, как он станет безусловно оправдан экономически, а просто в порядке самосохранения, не обращая внимания на то, выгоден он экономически или мы что-то при нём теряем.
Естественно, в этом случае мотивов для сопротивления социализму будет больше. Но вполне понятно: в экстремальных условиях — когда речь идёт о выживании — мы можем обратиться к инстинкту самосохранения всех людей, в том числе и капиталистов. Когда мы докажем опасность сохранения нынешних рыночных тенденций уже не для благосостояния, а для самого существования всего человечества, мы сможем ожидать: любой мало-мальски здравомыслящий человек обратится к социализму именно ради собственного выживания.
Поэтому в ближайшие годы речь должна идти именно о степени опасности капитализма для самого существования человечества. К сожалению, уже накоплено множество доказательств этой опасности. Надо объяснять людям, имеющим отношение к бизнесу, что выживание — в их личных интересах, что они должны ради себя самих стать проводниками социализма.
Но всё-таки я очень надеюсь: до таких крайностей не дойдёт — мир удастся удержать на грани сравнительной безопасности, и поэтому мы сможем более-менее спокойно дотянуть до времён, когда социализм станет уже бесспорно выгоден, и к нему обратятся именно ради пользы, а не только ради выживания.