Город опутан сетью проводов: электрических, троллейбусных, телеграфных. Как будто, невидимый паук нервно строит свои сети -- неровные, беспорядочные, запутанные.
Запрокинешь голову -- провода на небе, на окнах, на фасадах зданий, хаотично режут вертикали и горизонтали, отсекают черной гильотиной головы нимфам и атлантам, секут прекрасные маскароны
Фотографы жалуются, старый город плачет, провода гудят
Собака бывает кусачей только от жизни собачей
Так уж повелось, что где бы я не бывала, чуть ли не в первую очередь, обращаю внимание на местных собак, не домашних -- ухоженных и откормленных, а бездомных. Лично для меня они являются одним из маркеров определения "цивилизация" или "варварство". Ни для кого не секрет, что в Киеве существует довольно серьезная проблема беспризорных собак, поголовье которых с каждым годом растет чуть ли не в геометрической прогрессии. Если раньше они обитали в спальных районах, где на несколько дворов была пара-тройка Шариков-Бобиков, то теперь встретить собачью стаю из семи-восьми, а то и десяти особей, в районе метро Крещатик буквально в квартале от Банковой, где находится Администрация Президента Украины, -- обычное дело. Люди, интересующиеся проблемой бездомных собак, прекрасно знают, что количество животных одного вида на отдельно взятой территории имеет верхний предел, который определяется пищевым фактором: количеством еды на этой территории. А этот фактор для бездомных собак -- свалки пищевых отходов.
В Черновцах собак немного, а те немногочисленные, которые мне встретились на улицах города, были милы и дружелюбны. Это собаки породы "Университетская сторожевая" нежатся после ночного дежурства на сентябрьском солнце у входа Черновицкого национального университета. Кстати, единственная стая, встреченная мной за три дня пребывания в городе.
А этот сторожевой известной породы "Черновицкий бухунд"
Есть люди, работающие живыми скульптурами, а в Черновцах собаки трудятся на этой ниве. Работа тяготная, изматывающая, за вредность полагается обеденный сон.
Есть собаки, работающие ковриками на пороге продуктового магазина
А эти две породы "Черновицкая чихуа-чи-нехуа" обитают возле газетного киоска на улице Главной. Свой кусок хлеба и сахарную косточку зарабатывают, как мальчики-продавцы газет начала прошлого века: "Гав-гав-гав!", что на человеческом языке означает "Свежие жареные факты и аргументы. Последний выпуск!"
Сердце города вот уже больше двух веков, отсюда, как лучики, расходятся улицы -- Главная, Русская, О.Кобылянской, И.Франко, Университетская и Худякова. С трудом вериться, что когда-то это была южная окраина с редкой деревянной застройкой, окруженная густым диким лесом, в котором водились волки.
Ратуша
Новая власть с приходом в Черновцы первым делом взялась за обустройство города. Существует легенда, что идея создания нынешней Центральной площади появилась у австрийского монарха Иосифа ІІ во время приезда в Черновцы с ревизией. Так это или нет, но уже к концу 18 в. место было расчищено и обустроено под торги и проведение ярмарок, что и дало ему в последствии название Рыночной площади.
Вот что говорилось в отчете 1832 г. про ежегодную Петровскую ярмарку: "Возле города вырос новый городок из палаток и шатров. Рядом с тысячами и тысячами овец, лошадей, коров и быков, рядом с товарами для удовлетворения простых потребностей, продавались и ценные предметы роскоши. Из многочисленных шатров звучит бурная цыганская музыка, сопровождаемая монотонным бегом молдавского танца или быстрыми скачками вальса или мазурки; четырнадцать дней ярмарки -- это продолжительный, веселый народный праздник, для спокойного наблюдателя являющий собой подлинное зрелище, привлекательное из-за его разнородности..."
Архитектурный ансамбль площади начал формироваться на рубеже 18-19 вв., но европейский вид и статус центральной она приобрела со строительством здесь здания для магистрата во главе с бургомистром Черновцов -- городской ратуши.
В литературе встречаются разные даты постройки ратуши, скорее всего, это связано с тем, что:
указ о сооружение в Черновцах городской ратуши был подписан австрийским императором Фердинандом V 12 марта 1842 г.;
торжественная закладка фундамента состоялась через год --19 апреля 1843 г.;
строительные работы были завершены в 1846 г., но официально новостройку приняли только 20 марта 1848 г.
Ратуша в стиле позднего классицизма, квадратная в плане, с внутренним двориком. За основу был взят типовой проект, разработанный в Вене, надзор за строительством осуществляли камеральный архитектор Андреас Микулич и окружной инженер Адольфа Марин. Изначально планировалось двухэтажное здание, но во время строительства было принято решение о возведении третьего этажа. Сооружение венчает 50-метровая двухъярусная башня с балконом.
Как видно на старой открытке, когда-то на шпиле башни жил двуглавый орел -- символ Австро-Венгрии, но в Первую мировую войну, когда город неоднократно переходил из рук в руки, птичку демонтировали и "улетели" в Россию.
Городское время на ратуше отсчитывают двое часов: на башне (установлены при строительстве) и на фронтоне (подарок "отца города" бургомистра Антона Кохановского, с именем которого связывают становление Черновцов, как европейского города).
А еще в 12 часов дня, если вы окажетесь на Центральной площади, то сможете услышать мелодию песни "Маричка" -- негласного гимна Буковины. Эта традиция родилась 12 ноября 2004 года, с тех пор каждый день, преодолев 126 ступенек, на балкончик под часами выходит трубач в народном костюме и на все четыре стороны света несется "Чуєш чи не чуєш, чарівна Марічко, я до твого серця кладку прокладу" (слышишь или не слышишь, прекрасная Маричка, я к твоему сердцу кладку проложу (кладка в значении мостика, т.е. деревянное бревно или доска, перекинутые через ручей или небольшую реку)).
Черновицкий олимп
По соседству с ратушей, со стороны улицы И.Франко, в роскошном здании в стиле венского сецессиона, построенном в 1900-1901 гг. для дирекции буковинского сберегательного банка "Bukowiner Sparkass" по проекту Губерта Гасснера (ученик основателя австрийского модерна Отто Вагнера), сейчас находится Художественный музей. Банкиры знали толк в красоте, впрочем коммунистам, как оказалось, она тоже была не чужда (весь советский период с 1940 г. по 1991 г. здесь размещался горком компартии).
Главный вход охраняют два орла, на карнизе поселились богини -- красоты и любви Афродита и плодородия Деметра, но главным украшением здания, по праву, считается майоликовое панно на котором изображена мифологическая композиция из 12 богов Олимпа, символизирующих 12 основных провинций Австро-Венгрии времен Франца Иосифа (1848-1916 гг.).
Кроме Художественного музея в здании прописан культурно-образовательный центр "Украинская книга" (на первом этаже книжный магазин, где наилучший в городе выбор путеводителей и монографий по Буковине, на втором -- "Литературное кафе"). В кафе я не попала, кому интересно, информация здесь http://www.doroga.ua/restaurant/Chernovickaya/Chernovcy/Literaturnoe_kafe/1600
А у входа вас встретит "неизвестный черновчанин" -- очередная работа художника-перфоматора Анатолия Федирко. Будете рядом -- не поленитесь открыть дверцу и заглянуть внутрь.
В завершение панорама Центральной площади (фото с просторов интернета) и немного комментариев.
Крайний левый дом (Центральная площадь, 9) -- бывший отель "Вайтс", славился своим зимним садом, во время гастролей здесь останавливался Энрико Карузо.
Через дом от него в угловом здании (Центральная площадь, 7) когда-то был самый престижный городской отель "Черный орел", в апреле 1847 г. во время гастролей проживал Ференц Лист.
Напротив бывшего отеля "Черный орел" в 1910 г. вырос пятиэтажный отель "Золотой лев".
На углу Главной в доме под номером 47 был отель "Париж".
Рядом с Ратушей, на противоположной стороне от Художественного музея,сохранилось здание бывшего отеля "Красивый вид", то бишь"Belle vue".
Дочитавших до конца, по-прежнему целую в самое сердце.)
2011-09-27 03:00:50
Пермь - город весьма оригинальный, много отличий и смешанных стилей. Бесконечно длинный по ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Пермь - город весьма оригинальный, много отличий и смешанных стилей. Бесконечно длинный по протяженности, расположен вдоль полноводной реки Камы. Я бесконечно люблю Москву , Урал моя родина и я скучаю по ней.
Местный пляж в черте города.
Виды на город со стоянки торгового центра
Найдите Есенина!
Вот он
в городе нет метро, трамвай-самый привычный способ передвижения.
маленькая пони расстерялась на дороге и впала в ступор. Набережная, настоящий треш
Современное искусство. По историческому центру разлинованы маршруты, на пути которых встречаются стенды с описанием достопримечательностей этого маршрута.Очень круто, не заблудишься и не пропустишь памятник архитектуры.
Эта улица называется местным Арбатом, на ней много ларьков и мастеров.
Спуск к набережной, очень популярное место Главная улица Перми -Компрос, начинается от набережной.
Такие дома можно обнаружить свернув во подворотню
Пляж
Река Кама...
Рассказывать о своей любви легко -- душа преисполнена, и сложно одновременно -- все слова на поверку оказываются тусклыми, блеклыми, банальными по сравнению с чувством, которое через край. Да и как можно объяснить за что любишь? Нам могут нравится за что-то, а любовь она в душе.
Каждый город -- живой организм, у него есть тело, сердце, нервы, сосуды и, конечно же, душа -- его жители со своей энергетикой. И, если Киев для меня старший друг, брат, Одесса -- душевная подруга, то Черновцы -- мудрая аидише маме. Попав однажды в теплые объятия этого города, вы навсегда останетесь там. Почему? -- спросит меня вы. Отвечу перефразированным старым анекдотом: чем отличаются Черновцы от ротвейлера? -- Ротвейлер когда-нибудь может отпустить.
Черновцы (Черновицы до 1944 года) -- центр Буковинского края, город на реке Прут в предгорье украинских Карпат в 40 км от румынской границы. Местные и приезжие знаменитости, писавшие о красоте этого города, награждали его многочисленными эпитетами и метафорами: "Маленькая Вена", "Ерусалим над Прутом", "волшебная и неповторимая столица буковинского края". Черновцы -- это шикарный микс этносов, языков, полифония культур, стилей и религий.
"Черновцы – это город, где воскресный день начинался с Шуберта, а заканчивался дуэлью. Этот город – на полпути между Киевом и Бухарестом, между Краковом и Одессой – был негласной столицей Европы, где пели лучшие колоратурные сопрано, а кучера фиакров спорили о Карле Краусе, где тротуары подметали букетами роз, и где книжных магазинов было больше, чем кофеен. Это город, где собак называли именами олимпийских богов и где куры выгребали из земли стихи Гельдерлина.Черновцы — это был корабль удовольствий с украинской командой, немецкими офицерами и еврейскими пассажирами на борту, который под австрийским флагом постоянно держал курс между Западом и Востоком»
Георг Гайнцен
"Здравствуйте! Станция Непрозевайка. Тот, кто приехал сюда, вылезай-ка!"
Железнодорожный вокзал -- место встреч, расставаний, радости и слез. 1 сентября 1866 года в Черновцы прибыл первый поезд, несколько сотен подданных Австро-Венгерской империи совершили незабываемый двенадцатичасовой вояж по маршруту Львов-Черновцы (267 км). До открытия железнодорожного сообщения Киеву оставалось еще 4 года. Первый вокзал был деревянный, находился в районе нынешней улицы Никитина, но со временем он перестал справляться с пассажиро- и грузопотоком, в связи с чем в 1906 г. в районе ручья Клокучка (современная улица Гагарина) было начато строительство нового вокзала по проекту знаменитого австрийского архитектора Отто Вагнера, руководил стройкой инженер Эллинг.
30 ноября 1909 г. состоялось открытие нового большого вокзала в стиле модерн (венский сецессион), который до сих пор является одним из самых больших в Западной Украине.
Двухэтажное здание стоит на бетонных опорах-сваях (т.к. строилось на болотной местности). Характерной модерновой чертой по задумке автора проекта является расположенный по центру портал с окном, символизирующим въездные ворота города. Над центральным входом крыша имеет форму купола, под которым расположен вестибюль вокзала (высота 20 м).
Гостей города приветливо встречает богиня-вестница и мать Эроса Ирида в окружении ангелочков.
Внутренний интерьер центрального зала выдержан в стиле модерн: плавные линии, светлые стены с позолотой, лепной декор -- листья, маскароны, картуши.
Сейчас вокзал находится недалеко от центра Черновцов, а чуть больше 100 лет назад это была самая настоящая окраина. Пассажиры в город добирались на фиакрах, позже им на смену пришли омнибусы, но особенности топографического рельефа -- уличные подъемы с перепадами высот до 150 метров -- дико утомляли лошадей, как говорится, от работы кони дохнут. Перед местными властями возникла проблема общественного городского транспорта. Решением стал трамвай, который просуществовал с 1897 по 1967 гг.
В 1997 г. недалеко от железнодорожного вокзала, в сквере на улице Гагарина, в честь 100-летия открытия трамвайного движения был установлен памятник дедушке-трамваю. Вагон № 10, правда, советского образца (Киевский тип серии "900" (2М), 1953 года рождения). Вот такая лампа-дрица-о-цаца ровно через 30 лет после закрытия трамвайного движения в городе.
Как же тут не воткнуть песенку про трамвай 10 номер! )
Черновцы за 15 тысяч золотых
В первую субботу октября Черновцы отпразднуют свое 603-летие. За свою историю город неоднократно менял хозяина, находясь на пересечении торговых путей, эти земли всегда были пряником в борьбе за власть, но расцвет начался с присоединением Буковины к Австрийской империи. Существует легенда, что в 1774 г. Черновцы с большей частью Буковины Габсбурги заполучили при очередном территориальном переделе за взятку. Якобы после победы России над Османской империей небезызвестный полководец и генерал-губернатор Малороссии Петруша Румянцев-Задунайский во время заключения Кючук-Кайнарджийского мирного договора не устоял перед предложением австрийского генерала Габриля фон Сплени -- обменять Буковину на золотую табакерку, усеянную бриллиантами, как августовское небо звездами, стоимостью в 15 тысяч золотых. Правда это или нет, но согласно упомянутого договора к России отошел только Хотинский уезд, а остальная часть Буковины была отдана Австрии.
Австрийский период (1774-1918 гг.) по праву стал золотой эпохой для столицы Буковинского края. Из небольшого поселения с убогой деревянной застройкой Черновцы превратились в европейский город с магистратом, метрополий, образовательными учреждениями, волшебной архитектурой, концертными площадками, где выступали Ференц Лист, Энрико Карузо, Федор Шаляпина и Артур Рубинштейн, кофейнями, где к хорошему кофе и венскому штруделю подавали свежие европейские газеты, брусчаткой, водопроводом и, пардон, канализацией. В этом городе мирно сосуществовали немцы, евреи, русины, валахи, мадьяры, поляки, армяне, здесь по соседству молились в католических костелах, православных церквях, лютеранских кирхах, иудейских синагогах и армянских храмах.
То ли по счастливому стечению обстоятельств, то ли благодаря мудрости и толерантности этого уникального города, он не был разрушен ни в Первую, ни во Вторую мировую войну, и до сих пор хранит свой аутентичный дух.
Хороший стиль кроется в сердце (Д. Дидро)
Если город -- живой организм, то сердцем Черновцов, вот уже два столетия, является Центральная площадь (площадь Рынок, Рингпляц). Давайте прогуляемся к ней по одной из главных артерий, которая так и называется -- улица Главная (проложена в 1780 г., первое название -- Львовская).
От вокзала в "новый центр" можно добраться на троллейбусе (пришел в город в 1939 г.), на многочисленных маршрутках или на такси.
Крутой подъем приведет вас по Главной улице к первому каменному православному храму -- кафедральному собору Святой Параскевы (1844-1862 гг., архитектор А.Павловский), которую еще называли таможенной церковью, в связи с соседством с таможней.
Поднявшись парой кварталов выше до перекрестка улиц Главной и Шолом-Алейхема, мы мы попадаем на бывшую площадь Святого Креста. Отсюда в конце 18 в. началась застройка австрийских Черновцов, от этой тогда центральной площади разросталась сеть улиц, строились административные, военные, культовые и гражданские здания, многие из которых сохранились до наших дней.
Первый каменный дом в Черновцах появился на площади Святого Креста в 1780 г., это так называемый "Генеральский дом".
Теперь в этом двухэтажном доме располагается магазин, а когда-то размещалась военная администрация края и суд, в зале проводили концерты, а во дворе была школа верховой езды.
В октябре 1823 г. в "Генеральском доме" гостили два императора: австрийский Франц І и российский Александр І.
На противоположной стороне улицы находится римо-католический костел Воздвижения Святого Креста (1787-1814 гг.).
Был сооружен по личному распоряжению императора Иосифа ІІ. Но не смотря на политическую и финансовую поддержку монарха, строительство растянулось на 27 лет. Из-за просчетов архитекторов дважды обваливалась башня, в 1790 г. костел горел, но все же его достроили и 19 июля 1814 г. торжественно освятили. В 1818 г. на башне были установлены первые часы (после менялись два раза), на боковой стене сохранились самые старые на Западной Украине солнечные часы, подаренные костелу одним из австрийских монастырей. Часы до сих пор показывают венское время.
Когда-то башня костела завершалась шпилем, но после очередного пожара 1865 г. реконструированный горемычный храм приобрел современный вид. Восстановленный костел обрел свой "голос" -- орган, который в 1870 г. получил награды в Вене и Париже за лучший по тембру среди всех органов Европы. В советский период костел был действующий, поэтому внутренние интерьеры сохранились практически в первозданном виде. Сейчас богослужение здесь правят тремя языками: польским, украинским и немецким, в большие праздники еще и румынским.
На бывшей площади Святого Креста находится еще одно романтичное здание, визитная карточка города -- "Дом-корабль" или "Шифа", как называют его сами черновчане (от немецкого das Shiff – корабль). Не одно поколение горожан передает из уста в уста легенду о двух братьях, страстно влюбленных в море. Один из них посвятил морю свою жизнь, а второй остался на суше и сделал карьеру успешного финансиста. На закате лет, когда братья отошли от дел и вышли на пенсию, но так и не обзавелись ни семьей, ни детьми, они решили поселиться вместе в удивительном месте и построить дом, достойный их -- шифу. Долго они путешествовали империей в поисках места и нашли его в Черновцах, где вскоре вырос оригинальный дом-лайнер: высокая башня, украшенная когда-то витражами, символизирует мачту, на носу корабля лев -- символ мужества и отваги и грифоны -- зоркости, так необходимой в море. Братья жили на втором этаже, где на террасе были обустроены два капитанских мостика с штурвалами и рулями, каждое утро они выходили на зарядку, а по праздникам надевали парадную форму и становились к штурвалам
Черновцы -- город читающий, здесь по прежнему книжных магазинов больше, чем кофеен, один из них -- "Букинист" в доме 31 по улице Главной примечателен тем, что рядом с ним на фасаде находится этажерка с работами местного художника-перфоматора Анатолия Федирко. Пионером стал гипсовый бюст современного украинского писателя и поэта Юрия Андруховича в образе неандертальца, затем художник установил памятный знак Юлии Тимошенко в виде нескольких пар туфель «Louis Vuitton» и украинскому политику, черновчанину Арсению Яценюку -- детская фотография Арсения в окружении школьных подруг и металлическая кружка для сбора пожертвований на развитие украинской демократии.
Коллекция продолжает пополняться, так в декабре 2009 г. Федирко презентовал мини-памятник Виктору Януковичу -- "бронзовую" кисть с пальцами, сложенными в характерный жест "Victoria", а рядом кусочек антрацита.
Рядом с "Букинистом" располагается аптека № 5, особо впечатлительные могут запастись тут "Корвалолом". Здание изначально проектировалось под аптеку и было построено в 1901-1908 гг. Вход в Apotheke охраняют бог медицины и врачевания Асклепий и его дочь Панацея.
Вот так потихонечку мы и добрались к сердцу города, о нем в следующей главе. Тех, кто дочитал до конца -- целую.
2011-09-22 19:14:32
Эту видеозапись я сделал во время своей первой поездки в Варанаси. Церемония служения реке Ганга ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Эту видеозапись я сделал во время своей первой поездки в Варанаси. Церемония служения реке Ганга – одна из наиболее красивых и потрясающих по зрелищности в Индии. На ней всегда, постоянно присутствует много людей. На этой церемонии я познакомился с очень интересными, духовно просвещенными людьми, с которыми потом продолжил общение. Моё духовное имя, которое в те [...]