Скромная граница нашей скромности
2014-09-17 11:28:57
Содержание: нескромность великого рава, мой диалог с равом Поллаком, гордыня как она есть, чего нам ...
+ развернуть текст сохранённая копия
Содержание: нескромность великого рава, мой диалог с равом Поллаком, гордыня как она есть, чего нам ждать от жизни такой?
Раби Рафаэль из Баршада говорил, что у него есть отговорка (тируц) о каждом его грехе – кроме одного.
"Если меня спросят, почему не учил все время Тору – отвечу: был невеждой, мало знал.
Если спросят, почему не молился, как надо, и сделал так мало хороших дел другим людям – отвечу, что не было времени, потому что занимался семьей.
Если спросят, почему не постился, как подобает, – отвечу: был слаб физически, простите.
После чего скажут мне: если ты такой, как сказал, то у тебя вообще нет заслуг. Тогда почему ты проявлял гордыню? – И нечего мне будет ответить!
**
Написано про Тору (Дварим 30:12): "Не на небе она… и не по ту сторону моря, – ло башамайим и вело меэвэр леям и".
Мудрецы сказали (Ирувин 55-2): но разве Тора не на небе? Ответ: эти слова означают, что она не с тем, кто так высок, что выше неба. И не с тем, кто так широк, что шире моря. Раби Йоханан объяснил: не с тем, кто высок в своей гордыни.
**
Заповедь: еврей обязан быть скромным с людьми – и никогда ни в коем случае не проявлять спесь, высокомерие, гордыню, надменность и заносчивость.
Это программа-минимум. Скромная программа?
**
Диалог с учениками по поводу только что названного качества.
– А мы и не проявляем.
– Никогда-никогда?
– Никогда-никогда!
– И ни разу вы, интеллигенты, воспитанные и культурные люди, не посмотрели сверху вниз на человека, оставшегося вне культуры, ведущего себя плохо?
– Если он ведет себя плохо – мы и относимся к нему соответствующе.
– Понятно. Но неужели никогда не скажите про себя: а мы так себя не ведем?
– Так мы на самом деле так себя не ведем!
– И в этом нет скрытого чувства самовосхваления?
– Самовосхваления нет!
– Тогда что такое надменность?
– Это когда я говорю, что я выше его.
– Так разве вы не говорите себе, что вы выше того, кто низко пал, ведет себя невоспитанно, некультурно, кто проявляет свои плохие качества (потому что его никто не воспитал)? Разве не чувствуете себя выше его?
– Так мы и на самом деле выше его?
– Во, об этом у нас сегодня и речь: о чувстве, когда один говорит про себя: я выше его. Это и называется на иврите гаава, гордыня. А противоположное чувство – т.е. умение никогда не ставить себя выше других, даже если они на самом деле низко пали – это качество называется анава, скромность поведения.
**
История, приведенная в комментариях на свою статью моим другом равом Гади Поллаком (нет времени искать где, он сам вам скажет, потому что помнит абсолютно все!).
Рав Поллак написал о том, что надо бомбить! И все подумали, что иранские атомные объекты. А он скромно заметил – свой ецер, плохое начало, которое ведет по отношению к нам, как самые ярые антисемиты.
Помню, я заметил ему, что призыв к войне против ецера, судя по миллиону откликов на его пост, подписали многие – все прогрессивное человечество и большинство здравомыслящих евреев. А среди подписей можно увидеть четкую подпись и самого ецера.
На это он привел мне историю.
Как-то раз раввину рассказали о последних минутах жизни одного праведника. К постели умирающего подошел самый близкий его друг, и между ними состоялся такой диалог:
Друг: что, даже сейчас?
Праведник: да.
Д: и что конкретно?
П: громким голосом.
Когда потом этого друга спросили, о чем был разговор, он объяснил: "Дело в том, что в книгах написано, что ецер не оставляет человека до последних минут жизни. У меня с этим праведником был спор: я говорил, что слова "до последних минут" означают – последние минуты не в счет, ецеру уже нечего предложить человеку, когда тот одной ногой в могиле. Мой оппонент же считал, что последние минуты тоже входят в счет и, пока человек жив – ецер что-то от него хочет. В тот скорбный момент я спросил его: неужели даже сейчас, на смертном одре, ецер тебя еще не оставил? Он ответил, что да, не оставил. Я поинтересовался, чего же он хочет сейчас. Он ответил, что ецер требует, чтобы он сказал Шма громким голосом – тогда все присутствующие восхитятся его силой воли и расскажут потомкам, каким он был великим праведником".
На это раввин спросил: "И каким же голосом он сказал Шма?"
"Тихим", – ответил очевидец.
Улыбнулся раввин и ответил: "Ецер все-таки его победил. А иначе, зачем он все это рассказал? Только для того, чтобы вы сейчас рассказали это мне".
**
Помню, я возразил, что нескромность проявил как раз раввин, но это сейчас неважно. Согласитесь, история все-таки хороша.
Ецер не оставляет человека до самой последней секунды его жизни. И даже когда человеку ничего больше не надо, у него остается гаава – желание выглядеть лучше в глазах людей. Мол, вот какой я!
Если ребенок начинает с чувства эгоизма, говоря на все "мое", то со временем эгоизм может отступить. Но однажды возникшее чувство самолюбви через глаза людей – может закрепиться и вырасти.
Первое плохое качество человека – эгоизм, и он оправдан, хотя посторонним терпеть его иногда не просто. Последнее плохое качество – гордыня, и она никогда не оправдана. Ибо нет в гордыне ничего положительного, полезного и приятного для других.
Почему тогда она приятна для самого человека? Потому что он с детства хочет быть лучше, хочет расти, самореализоваться. Он хочет быть значимым – не хочет быть нулем.
И с годами понимает, что есть два пути. (1) Можно расти на самом деле. (2) А можно расти только в глазах людей. Быть крытым!
Быть крутым – это так круто! А главное, просто и легко достижимо.
В конце концов, бороться за свое реноме, свой образ в чужих глазах (или за свой рейтинг) будет человек, который не уверен в своих силах и качествах. Потому что, внушив в себе, что другие его ценят, лишь тогда он начинает себя ценить.
И если вы скажете, что нет ничего плохого в стремлении человека понравиться другим людям, отвечу – возможно, вы правы. Но Тора запрещает!
Вывод, к которому я хочу прийти (и пришел на видеоуроке): цените других – но не себя, превозносите и хвалите других – но не себя, отмечайте плюсы и достижения у других – но не у себя.
Это и называется анава, еврейская скромность.
Ничего я сегодня выступил?
Тэги:
еврейская,
мусар,
пятигорский,
рав,
этика
Взятка плохому началу
2014-09-14 09:07:53
... />автор текста: рав
Пятигорский
+ развернуть текст сохранённая копия
О том, что иногда мы даем как бы взятку плохому началу (ецеру) – чтобы его утихомирить – уступая в малом, но ведя свою линию в большом, об этом все знают.
На сегодняшней утренней сихе узнали в моем районе, что бывает и наоборот. Причем активной стороной является именно ецер. Он дает взятку, а мы ее берем.
Дело происходит так. В начале ецер, который, как известно, никогда не устает и никогда не отказывается от своих планов, говорит еврею: хорошо, я вижу ты утомится в битве со мной, даю тебе передышку – делай что
хочешь, начиная с элуля, труби себе в шофар, готовься к суду, молись и кайся. Потом проведешь оба судебных дня – вымолишь себе прощение – отпразднуешь праздники с лулавом. Но затем все! Я возвращаюсь – и о прощении можешь забыть. Короче, даю тебе перемирие, но не мир.
Хотя пару гуманитарных конвоев все же зашлю к тебе, чтобы не расслаблялся.
Зачем он это делает? – Так он же только что сказал: чтобы мы выпросили себе прощение. Иначе с кем ему воевать дальше?
И вот, утомленные удачными, как всегда, осенними сладкими праздниками, мы, решившие, что, оказывается, умеем одерживать победы над собственным ецером – вдруг получаем его обратно. И не в том дело, что он отдохнул, а в том, что мы привыкли к перемирию, разучились воевать с ним. И многое забыли! В то время как ничего забывать нельзя. Иначе, ндБ, придут те беды, что описаны в разделе "Ки-таво" (на ночь не читайте).
После сихи спросил у раввина, откуда такой подход. Ответил, по книге рава Шалома Швадрон. Проверил дома – так оно и есть. По мне, так огромная новость.
автор текста: рав Пятигорский
Тэги:
книга,
недельный,
пятигорский,
рав,
раздел
Спасти от смерти
2014-09-01 01:53:47
Понятно, что, если кому угрожает смертельная опасность, и ты можешь помочь – обязан помочь. Правда, ...
+ развернуть текст сохранённая копия
Понятно, что, если кому угрожает смертельная опасность, и ты можешь помочь – обязан помочь. Правда, что делать в случае, когда ты сам попадаешь в эту смертельную опасность и именно из-за того, что бросился спасать? Часто приходится решать самому, потому что времени на обращение к раввину нет. Особенно когда самого раввина и надо спасать.
История. Случилось это во время полной победы большевизма над царизмом. Рассказывают, что пришли большевики в одно местечко и объявили, что они освобождают еврейский пролетариат от засилья еврейских капиталистов.
Вы о такой теории не слышали в школе? Дескать, богачи, фабриканты, торговцы, все владельцы средств производства вместе с банкирами являются врагами рабочего класса и прочих "трудящих". Нет, не слышали? А я море часов убил, сидя на уроках с этой гнилой тематикой – в школе да и в институте. Короче, пришли комуняки освобождать евреев от еврейских капиталистов.
А кто такие капиталисты у евреев? Почти вся община – мелкие собственники, лавочники, предприниматели. Т.е. были среди них и ремесленники – но поскольку и они имели свои частные лавочки, то тоже угодили в разряд буржуев.
Пришла новая власть и объявила, что всем лавочникам надо собраться на площади. Редкий случай, но против ЧК не выступишь. А на площади уже установили пулеметы.
Понятно, что на площадь никто из евреев не пришел. Пошли бандиты по домам и погнали евреев на казнь, крича: смерть буржуям-кровопийцам! По-русски кричали, так что евреи слабо понимали, под каким лозунгом их будут убивать. (Немцы, в отличие от русских, работали почти без лозунгов.)
А неевреев согнали на ту же площадь посмотреть и прочувствовать момент.
И вот стоят две толпы. Одна Шма кричит – вторая насупилась и полна печали. И вдруг из среды неевреев выходит один человек и заявляет, что он тоже еврей. Это был местный аптекарь. Ему свои давай кричать: "Дядя Сережа, да ты что, грибов объелся? Да какой же ты еврей!"
Оказывается, он давно жил не в еврейском квартале, и вообще приехал из другого города, правда, давно, да и в синагогу не ходит. Так что за его еврейство только жена знает. Вернее, догадывается. А других аптекарей в городе нет. Весь городок его годами принимал за нееврея.
А тут он заявил, что если евреев убивают – то он будет с ними.
Палачи не протестовали. Становись, говорят, под расстрел. У нас пулеметных лент на всех врагов революции хватит.
Но тут заволновалась уже толпа горожан. Это кто же им будет помогать, готовить лекарства, лечить? Дядя Сергей, вернись к нам, не бросай!
А он – ни в какую. Говорит: своих братьев не брошу.
Обратились тогда старшины нееврейской общины к большевикам с просьбой отпустить евреев. А они за кровопийцами присмотрят. Те так и сделали. У самих были раненые в отряде, им тоже нужен эскулап, пусть хоть и еврей. Так один человек целый город спас.
По книге "Шеаль авиха и ягидха". (На Дварим 32:7, прочтите-прочтите, очень интересный стих.)
В финале хотел было вопрос задать: а вы по какую сторону пулеметов стояли? – но не буду. Как-никак месяц элуль.
С видеоурока "Спасти от опасности", цикл "Еврейские качества", недельный раздел Ки-тице.
Тэги:
видеоурок,
недельный,
пятигорский,
рав,
раздел
Перышко как взятка
2014-08-27 17:15:56
... />автор текста: рав
Пятигорский, Иерусалим
+ развернуть текст сохранённая копия
Подошел один еврей к раввину и снял в его сюртука перышко. Раввин сказал "спасибо" и добавил: "Но знай, отныне я не могу быть судьей в любом твоем иске".
Он был даян, судья рабанута, раввинского суда. Снятие пера со своего костюма он расценил как взятку, а взятки судьям строжайше запрещены.
Ни слова я не сочинил. Так написано в Талмуде (Ктубот 105). Любое деяние (а тем более денежный подарок), совершенное с целью воздействовать на резолюцию суда в свою сторону – в обход постановления Торы – это взятка.
Мой пример. Человек говорит плохие вещи о другом еврее. Подходит друг и хвалит его за такую смелость, открытость и правду. Оратору лестно (он получил словесную взятку). Результат: вещун будет продолжать поносить свою жертву, что является жутким нарушением запрета.
Ну и чем отличается взятка от подарка? Ничем, если подарок дается с той же целью – извратить правильное решение, превратив его в анти-Тору.
В нашей жизни таких примеров – миллиард и еще 100500. Так что нечего мне рассказывать сказки о том, что да, взятки запрещены, но нас это не касается.
Но подарок всегда можно сделать, если это не приведет к нарушению Торы. Поэтому смело даем ребенку конфету, чтобы он занялся делом и не кричал так громко, голова болит, сколько можно?
Еще два примера.
Моше Рабену отказался решать дело дочерей Цлофхада по поводу наследства участка земли в Стране и передал его на рассмотрение Всевышнего. Почему? Потому что дочери сказали ему: (Дварим 27): "Нашего отца не было среди тех, кто в компании Кораха выступил против Всевышнего ". Тем самым они польстили Моше, сообщив, что их отец против Моше не бунтовал, а был вместе с ним. Мол, Моше, настолько хорош, что наша семья никогда не дружила с восстающими против тебя.
А вот еще. Как всегда, даю в лютом конспекте (ночь на дворе).
Раби Шломо Клюгер. Про него рассказывают такую историю.
Однажды он получил на Пурим подарок (мишлоах-манот) от одного члена общины. Подарок в виде денег. Но на это раз денег было в несколько раз больше обычного. Это было странно. И рав отослал ему ту часть суммы, которая была излишней.
Через несколько дней тот член общины – а был он торговцем, поставляющим в Страну напитки из-за границы, – обратился к раву Клюгеру, который занимался вопросами кашрута с запросом. Дело в том, что он получил из-за границы большую партию напитков и хочет поставить на товаре знак кашрута.
Рав тут же заподозрил – уже не взяткой ли были те пуримские деньги. И послал служителя раввинского суда проверить, нет ли чего подозрительного в тех напитках. Служитель проверил, вернулся и сказал, что весь товар подозрителен. Надо проверить не поставщика, а винную фабрику.
Тут же рав Клюгер послал телеграмму в ту страну и город, откуда прибыл товар. Попросил проверить производство.
Раввин того места проверил и нашел, что напиток некашерен. О чем и сообщил раву Клюгеру. А заодно спросил, откуда у него появилось подозрение. Дело в том, что он еще до отправки сделал проверку партии указанного товара – и ему все показалось обычным, как всегда. Но теперь он по просьбе рава все перепроверил более строго – и нашел нарушения кашрута. Как рав Клюгер догадался?
Рав ответил в письме, что он не пророк и не сын пророка. Но сказано, что ученый Торы предпочтительней пророка. Просто, ему показалось подозрительным, что тот переслал ему большую сумму. На что торговец надеялся? На то, что рав их примет, а потом ему будет трудно отказаться от денег? Скорее всего так. Так или иначе, как только торговец попросил рава утвердить кашрут на новый товар – подозрение пало на товар. Поэтому и послал запрос в место отправки.
(Это рассказ раби Пинхаса Эпштейна из книги рава Швадрона)
**
Кстати, почему взятка так страшна?
Потому что (написано) "она слепит глаза мудреца" (Дварим 16:19). Даже если ты мудрец из мудрецов – все равно будешь испытывать благодарность тому, кто сделал тебе хорошее дело. Например, снял перышко с фрака.
ПС. Если вы похвалите эту мою статью – я вам не судья!
(С видеоурока "Ни дать ни взять")
автор текста: рав Пятигорский, Иерусалим
Тэги:
видеоурок,
мусар,
недельный,
пятигорский,
рав,
раздел
Милое сердие
2014-08-21 15:55:29
- Сеть кабинетов депиляции в Москве. Косметика для эпиляции, цены на мужскую депиляцию.
В ...
+ развернуть текст сохранённая копия
- Сеть кабинетов депиляции в Москве. Косметика для эпиляции, цены на мужскую депиляцию.
В начале два слова теории, потом история, затем пара слов из Талмуда, без этого нельзя, а в конце бомба!
Милое сердие – это новый термин, только что сочинил. На самом деле имеется в виду человеколюбие. Но так принято говорить – милосердный человек. Тот, кто за свой счет поможет другому, не побоится предпринять усилия по спасению. А ведь, согласно Талмуду, это первое еврейское качество. Ну, значит, взявшись Тору соблюдать, будем проявлять милосердие. Не показушное, не на словах и не тогда, когда легко – а именно когда тяжело и едва ли вообще возможно. Вот это и будет нашей Торой. А без этого нет ни Торы, ни нас как евреев. Строгий я сегодня?
Чтобы показать, что отнюдь не строгий, а весьма тихий, мягкий и покладистый, дам историю прямо в горячих гранках, т.е. в жестком конспекте, без воды, как говорится, только по делу.
История про раби Йосефа Дова Соловейчика (автора "Бейт Алеви"). Ехал он однажды на большое раввинское собрание в другой город. Стояла лютая зима, поэтому в дорогу взял теплые подушки и огромную шубу.
Через четыре дня добрался до постоялого двора в деревне Ивниц. Там владелец заведения (нееврей) спросил кучера, кого тот привез. Сказал, что большого рава. хозяин захотел с ним поговорить.
Сказал раву:
- До сих пор я уважал еврейских раввинов, а теперь нет.
- Что случилось?
- На днях я собирал хворост в лесу[1] и зашел к своему знакомому еврею, что живет рядом с лесом и варит смолу. Всегда любил к нему заходить – он меня горячим чаем поил с морозу. А тут, гляжу, он лежит хворый и совсем разбитый, а в пустом доме никого нет. Я тут же побежал в город и обратился к местному раввину – рассказал ему, что там еврей нуждается в срочной помощи – и все ему рассказал. А он мне ответил: что я могу поделать? И никуда не пошел. Теперь я ваших раввинов не уважаю.
Тут же рав Соловейчик потребовал, чтобы его отвезли к тому еврею-смолокуру. Привезли его к нему – он нашел его в очень тяжелом состоянии. Разогрел самовар, укрыл своими подушками и шубой, послал кучера в город за врачом, врач приехал (все за счет рава), привез лекарства.
И еще три дня провел рав рядом с больным, пока тот не поправился. И все это время его кучер-слуга укорял рава – что им надо ехать на конгресс раввинов. Там, мол, решается судьба всего народа, а тут только жизнь одного человека.
На это сказал рав:
- Написано в Талмуде (Бава- Батра 11), что тот, кто спасает одну душу, тот спасает весь мир. И еще: куда мы едем? На собрание. И это еще большое сомнение – будет ли принято правильное решение – и будет ли помощь небес в осуществлении этого решения – и будет ли вообще помощь евреям. А тут помощь очевидна: надо помочь еврею встать на ноги.
Наконец они уехали. А подушки и шубу рав оставил тому бедному еврею.
По дороге кучер хотел отдать раву свою шубу. Но рав отказался, сказав: почему ты должен расплачиваться за мою мицву? (Есть такое правило: не делай добро людям за чужой счет.)
Через полгода тот еврей принес раву Соловейчику подушки и шубу. Но рав отказался брать их обратно. Сказал, что у бедняков запрещено брать чего бы то ни было. Это тоже Талмуд!
С видеоурока "Милосердие". Ровно четыре года урок весит на сайте, вас ждет.
**
А теперь пару слов про милосердие. И пару своих слов – иначе я не умею.))
Написано в Торе (Дварим 13:18, это наш недельный раздел): "И даст тебе (Всевышний) Свою милость, и помилует тебя, и размножит тебя".
Мудрецы говорят: три вещи есть у нашего народа: (1) милосердие (когда человек щадит другого, жалеет его, прощает, милует – от слова помиловать), (2) стыдливость и (3) праведные дела.
А вот что написано в Талмуде (Евамот 79-1): "Кто жалеет, милует других – тот из потомков Авраама-Авину; кто не жалеет – тот не из потомков Авраама-Авину".
Не больше не меньше!
И вот что пришло мне в голову. (Только что приехал с отдыха, который устроил центр мирового еврейства – Толдот Ешурун. Было настолько хорошо, плодотворно и солнечно, что теперь в голову приходят только хорошие и отчасти даже полезные мысли, чеслово.)
Мы проверяем евреев по маме, верно? Если мама еврейка – то и ты проходи внутрь, берись за учебу и заповеди, не задерживай очередь.
А если нет – то не беда, переходишь в еврейство, учишься и опять-таки соблюдаешь на всю катушку.
Но вот ведь научились проверять только по маме. А ведь Талмуд предлагает более эффективный и действенный способ проверки. Проверяем по милосердию! Добр и отзывчив, спешит на помощь другим, не жалеет себя в поддержке окружающим – да еще говорит, что он еврей – сомнения в сторону! – это наш, еврей. Как и написано в Талмуде. Вот так и надо проверять. Согласны?
____________________________________
[1] Такие времена были. Хозяева гостиниц сами собирали хворост!
Тэги:
пятигорский,
рав,
человеколюбие
Страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 ...