... ;">автор текста: рав
автор текста: рав Пятигорский (Иерусалим)
Поехал Билам проклинать евреев, но встал ангел на дороге и не давал биламовой ослице проехать. Так мы читаем текст: ангел мешал Биламу, потому что тот задумал сделать зло праведному народу. Все понятно, но так ли было на самом деле?
Смотрите, после всех диалогов человека с ослицей, после избиения бедного животного, ангел появился в визуальной плоти, открылся воочию и повторил слова Всевышнего, сказанные раньше: езжай, но говорить будешь лишь то, что Я тебе скажу.
Так ведь то же самое ангел мог сообщить Биламу и без садистской мизансцены на узкой дороге. Все равно в конце концов разрешил!
На самом деле, конечно, никакому Биламу ангел не мешал. Он мешал ослице, а не человеку. Человеку
он дал полную свободу действий. При этом даже указание говорить лишь то, что скажут с небес, оставляет широкое поле для маневров. Важны не только слова, но и намерение, смысл слов, их интонация. Можно произнести один и тот же текст серьезно, а можно с издевкой, со злой иронией – чтобы вызвать противоположную реакцию. Чем Билам и воспользовался. Другое дело, что его сделали магнитофоном "Яуза", лишив собственного языка и вложив в него запись крупнейшего в еврейской истории благословения.
Тогда зачем ангел не давал дорогу ослице?
Чтобы показать Биламу, что в мире, кроме его желаний, есть много персонажей и у них тоже полно желаний, не все из которых исполняются. Даже у фауны есть свои стремления и планы на ближайшую жизнь! Твоя ослица, понукаемая тобой, хочет пройти – а ей не дают. То же самое с тобой: ты хочешь сказать проклятие – а тебе не дадут. Смирись с этим, так устроен мир!
Короче, это послание не злодеям-пророкам и их ослам, а нам с вами. Знайте, что окружающий мир надежно защищен от пагубного действия наших планов, желаний и расчетов. Хорошее, может быть, реализуется. Плохое пройдет через фильтр проверки и будет отвергнуто. Хотя порой не сразу. И даже если злу будет дано свершится, оно вернется бумерангом к исполнителю и кроме наказания он никакого другого "удовлетворения" от содеянного не получит.
Ангел помешал ослу, а злодею была дана зеленая улица. Уж лучше быть ослом, чем злодеем.
**
Принято считать, будто Билам повторил слова, переданные ему с небес. Свою заготовку он "озвучить" не смог – рот свело, мозги отключились. Есть даже тексты, в которых приводится как бы оригинал проклятия, сочиненного злым пророком.
Но есть ли нужда в таких текстах? Возможно, Билам сказал именно то, что задумал, слово в слово. Вот только его намерение, "кавана", было другим. Не тем, что обычно сопровождают благословения.
Билам мог рассуждать так. Евреи уже совершили много ошибок. Всевышний даже собирался их уничтожить. Значит, сделаем так: поднимем планку их праведности – чтобы с них было спрошено как с полных праведников. Тогда любое нарушение наказывается по более строгой мере, нежели проступок обычных людей-неправедников.
Но не получилось! Планка Биламом была поднята на недосягаемую высоту – а евреев не наказали, хотя прегрешений у них, и правда, было много. Почему? Потому что уже было сказано: "проклинающих тебя прокляну".
Но согласитесь, нельзя отказать Биламу в смелости попытки!
**
Проклятие злодея обернулось народу-праведнику благословением. Это такое правило: если тебя проклинает злодей – знай, что в твой адрес только что сказали благословение. Если ты праведник, конечно. Ну так старайся быть праведником!
А что с проклятием из уст праведника?
Чтобы долго не говорить, давайте приведем таблицу.
Таблица 1. Один проклял другого. Во что превращается проклятие для этого другого?
проклятие |
В адрес злодея |
В адрес праведника |
Из уст злодея |
нейтрализуется* |
благословение |
Из уст праведника |
проклятие |
нейтрализуется** |
* Это наказание для злодея, который проклинает: "никого не проклинай". Ты лишен права влиять на мир.
** Это действие правила: "проклинающего тебя прокляну". Но заслуга праведника (который проклинает) нейтрализует его ошибку. Хотя лучше бы ему больше ее не повторять. Иначе перейдет из категории праведников в категорию заурядных злодеев.
А что с простыми людьми?
Поскольку простой человек, по определению Рамбама, наполовину грешен, наполовину праведен, то и действие проклятия в его адрес представляет собой микс из того, что указано в таблице.
Есть еще и такая диспозиция: что происходит с самим проклинающим?
Таблица 2. Один проклял другого. Во что превращается проклятие для него самого?
проклятие |
В адрес злодея |
В адрес праведника |
Из уст злодея |
нейтральное действие |
проклятие для него самого |
Из уст праведника |
нейтральное действие |
проклятие для него самого |
Но это с проклятиями. А что с благословениями?
Таблица 3. Один благословил другого. Во что превращается благословение для этого другого?
благословение |
В адрес злодея |
В адрес праведника |
Из уст злодея |
проклятие |
благословение |
Из уст праведника |
нейтрализуется* |
благословение |
* Действие правила: "не проклинай". Потому что даже у злодея могут быть заслуги праотцев. Тем более, если он еврей.
Даже пояснять не надо, настолько все очевидно.
Кстати, о благословениях и проклятиях уже писалось.
... видеоуроков рава Реувена
по талмудическому трактату ...
Трактат Макот, 2 глава
Цикл видеоуроков рава Реувена Пятигорского по талмудическому трактату Макот
- см. также цикл Учим Талмуд :трактат Бава Меция, трактат Бава Кама, трактат Гитин, трактат Брахот
46:44 │ 543,9МБ │ скачать │ скачать в .mp3 «Только сжата полоска одна». Для омера!
Материалы к уроку:
Лист Талмуда
Вспомогательный конспект
... видеоуроков рава Реувена
по талмудическому трактату ...
... />Автор: р. Реувен
Содержание ...
Категория: Кино
Создано 06.05.2015 10:34
Автор: р. Реувен Пятигорский
Содержание ролика. Национальные парки в Израиле. Отношение Торы к природе. Речной источник: вода в символике Торы. Берег Мертвого моря. История про катастрофу в Сдоме. Город наказан за нарушение его жителями законов гостеприимства.
Почти семь киноминут. Но текста в кадре и за кадром удивительно мало. Помню, хотел еще рассказать о молитве Авраама за жителей Сдома. Но никак отрывок не вмещался – пришлось оставить затею.
И не беда! Авраам тоже оставил свою затею. Смирился с тем, что Сдом будет уничтожен.
Правда, не совсем понятно, зачем Всевышний вообще сообщил нашему праотцу о том, что собирается стереть Сдом с лица земли. Если для того, чтобы Авраам проявил свое стремление к милосердию – чтобы попросил за Сдом, то странно как-то. Получается: ты прояви свое умение просить за других – но Я все равно твою просьбу не выполню...
(Извините, я тут задаю риторические вопросы. Ибо ответы на них знаю. Целый урок построен на них – урок, который я изредка даю.)
Зачем Аврааму было сказано про Сдом? И зачем он на эту, извините, провокацию поддался? Ведь знал же отлично, должен быть знать, что не найдется в грешном городе ни одного праведника, из-за которого стоило спасти всех горожан.
А еще интересна арифметика прощения. "Не уничтожай город, если в нем есть пятьдесят, сорок, тридцать и т.д. праведных жителей". Что значит, не уничтожай? Получается, что злодеи получат спасение, спрятавшись за спиной соседа-праведника? Честно ли это, справедливо ль? Ведь мы учим, что ответа за свои поступки не избежишь. Расплатишься по полной программе. А здесь выходит – ан, нет?
И еще тема. Допустим, вымолил Авраам у небес прощение для содомян. Те утром проснулись – и даже не заметили, какой опасности в виде серы с неба только что избежали. И продолжали бы грешить дальше. А затем – в положенные графики календаря – каждый из них предстал бы перед Судом. А там ему объявляют, что он столько нагрешил, что грядущего мира ему не дадут. "Вот если бы, поясняют ему, ты не переступил границы и умер раньше – то мы бы дали тебе еще один шанс". – "Так что ж вы меня не убили раньше?" – "А мы уже было собрались. Да помешал один блаженный старик. Вымолил для тебя жизнь, ну ты и остался на земле". – "Да кто это такой?" – "Авраамом звали". – "Авраамом? А мы его об этом просили?!"
Вот и вопрос: не в ответе ли мы перед теми, кому сами же вымаливаем мягкий приговор?
Но это так, к слову.
Вариант того же подхода: "Дорогая Марья Ванна, не выгоняйте, пжлст, мальчика Вову из класса. Он исправится".
А если не?
** **
Два слова – и снова про Авраама. В Торе написано, что он вышел из Ур-Касдим. Тоже своего рода исход. Вышел из грешного мира – пришел к Торе.
А есть еще один Исход – нашего народа из Египта.
Чем они отличаются один от другого. Про первый мельком написано в Торе. Про второй написано в той же Торе больше, чем обо всем другом вместе взятом. По несколько раз в день в молитвах мы говорим об Исходе. Праздники ему посвящены. В принципе, все праздники Торы – только об этом: Песах, Шавуот и весомая часть Сукот, когда мы живем в шатрах, говоря, что точно в таких же мы жили, выйдя из Египта.
Так в чем разница между Исходом Авраама и Исходом из Египта?
Ответов много. Один из них: разница в том, что подвиг бывших египетских рабов мы можем повторить. И повторяем ежедневно, когда выходим каждый из своего личного Египта, исправляемся, делаем "тшуву", покидаем своего фараона, он же ецер-ара. Или хотя бы не идем у него на поводу. Стараемся не идти.
Потому учим, читаем и переживаем снова и снова тот настоящий, эталонный Исход. Ибо он наш, с нами, для нас совершенный.
А вот подвиг Авраама никому из нас не по плечу. Он уникальный, одноразовый во всей истории человечества.
Потому Авраам и стал нам праотцем, что совершил то, что совершил.
Кстати, что совершил-то?