4 года назад я сделал тшуву, но уже долгое время не могу ответить одному человеку на следующий вопрос: для чего Бог создал всякие горы?
Если подходить к Вашему вопросу «попросту», то он не трудный. Потому что польза гор очевидна. Они играют важную роль в формировании климата в различных районах. Горы «защищают» государства от врагов. Швеция и Швейцария, например, и в первую, и во вторую мировые войны «спаслись» от врага благодаря окружающим их горам. И сказал царь Давид (Тэилим 125 б):
«Иерусалим! Горы вокруг него, и Господь вокруг народа Своего».
Однако сказали наши мудрецы (Зоар, Толдот 134 а): «Когда хотел Всевышний, благословен Он, творить, и пожелал сотворить этот мир, Он смотрел в Тору, и при каждом деянии, творя этот мир, — смотрел в Тору и творил». Если так, то всё, созданное Всевышним в этом мире отражает также созданную Им духовную реальность. Поэтому если мы хотим понять, зачем Всевышний создал горы, нам следует понять, какую духовную реальность они «выражают».
Сказал царь Давид (Тэилим 104, 18): «Горы высокие — для горных козлов». Отсюда учим: для какой «надобности» были созданы горы? Для горных козлов. Так же сказали мудрецы (Берешит Рабба 12, 9): «Горы высокие для чего были созданы? Для горных козлов». Поскольку слова мудрецов всегда скрывают что-то глубокое, нам следует понять, чему призвано научить нас это высказывание.
Гоный козел
Из мишны в Пиркей Авот (5, 20) мы знаем, что каждое животное «выражает» какое-либо качество человеческой души: тигр — наглость, лев — доблесть, олень — быстроту. Какое же свойство души «символизирует» горный козёл?
Известно, что горный козёл идеально «приспособлен» к передвижению в горах (об этом говорит и его название: йаэль (йуд, аин, ламед) от корня ала (аин, ламед, hэй) — подниматься), у него короткие и толстые ноги, плотно сложенное, мускулистое туловище. Горный козёл «выражает» стремление подниматься духовно.
Как было сказано, Всевышний создал материальный мир так, что он выражает духовную реальность. В соответствии с этим, слова мудрецов означают следующее: поскольку Всевышний создал такое стремление в душе человека (а оно существует в душе каждого человека, но некоторые подавляют его), то Он создал и возможность для человека осуществить своё стремление. автор текста: рав Реувен Куклин
Статья пятая. Из книги Рава Замира Коэна "Ключи жизни"
Жизнь испытывает человека постоянно! Нередко он оказывается перед трудностями, с трудом борясь со стрессами и нервным напряжением. Психика любого нормального и здорового человека снабжена всеми необходимыми механизмами противостояния стрессам и может выдержать большую нервную нагрузку. Однако до определённого предела.
Жизнь среднего человека, как правило, ставит его перед испытаниями, которые не переходят границ того, что он может перенести. Говорят наши Мудрецы, что Всевышний не предъявляет своим созданиям чрезмерных требований и ожидает от них только посильного. Однако Он оставляет человеку выбор между добром и злом, соблюдением заповедей и нарушением их, заботой о своём здоровье и расточительным отношением к нему. И рано или поздно, человек неизбежно испытывает на себе последствия своего выбора. Это же касается и отношения человека к своему психическому здоровью.
Есть люди, которые вдобавок к обычной нервной нагрузке, связанной с рядовой повседневной жизнью, наполняют сознание различной дополнительной информацией, вызывающей напряжение и стресс. К этому относится фанатичное увлечение новостями, тяга к острым ощущениям, интерес к экстремальным зрелищам, фильмам ужасов… Все эти факторы значительно ослабляют способность психики противостоять стрессам. Хуже того, такой человек создает в своем сознании ошибочное представление, что мир страшен и изобилует бедами в гораздо большей степени, чем это есть на самом деле. А ведь он сам наполнил своё сознание картинами мира, переполненного насилием и трагедиями, страхом и ужасами. И если жизнь уготовила ему сильный эмоциональный стресс, вызванный действительно серьезной причиной, то все те страшные картины, которыми начинены его память и сознание, заполонят всё его существо и сформируются в его воображении в одну ужасную угрозу. Как результат, его психика может не выдержать даже небольшой нагрузки и ломается, не будучи в состоянии противостоять ей.
Приведём слова из книги Сефер hа-хинух:
«Не следует человеку сосредотачивать мысль на идеях и мнениях, противоположных мировоззрению Торы, поскольку они приводят к ереси. И если его всё же влекут эти суждения, и он склонен к размышлению о них, ему следует обуздать своё влечение и переключить внимание на истинные и добрые пути Торы.
Запрет на интерес к чуждым ценностям включает также предписание человеку быть разборчивым и не гнаться бездумно за всем тем, что видят его глаза, ибо последствия будут скверны и позорны. Об этом сказали Мудрецы: «И не следуйте за вашими сердцами» (это ересь), «не идите за вашими глазами» (это блуд). Сказано: «И говорил Шимшон своему отцу: «Возьми её мне, ибо она хороша в моих глазах».
Смысл этой заповеди очевиден, ведь, соблюдая её, человек уберегается от греха все дни своей жизни. Поэтому она является основой Еврейского законоучения. Ведь нечистые мысли порождают скверные поступки, и предупреждение дурных мыслей – первое условие праведной и достойной жизни. Полезно помнить и постоянно повторять себе высказывание наших Мудрецов:
«Грех рождает грех, а заповедь рождает заповедь».
Поддавшись дурной страсти один раз, ты сделаешь её допустимой, а затем – привычной. Если же ты пересилишь свое пагубное влечение и победишь дурные страсти, отвернёшься от зла в свой первый раз, ты сможешь это сделать и впоследствии. Тело поддаётся вожделению, подобно тому, как пьяница тянется к вину. Если человек приучит себя к потаканию всякой вспыхнувшей страсти, он превратит удовлетворение всякой потребности в свой постоянный образ жизни, его дурное начало станет перекормленным, но ненасытным. Но если он сделает правилом жизни стремление к скромным потребностям, если научится правильному выбору во всём — он будет радоваться своей доле постоянно и поймёт, что «сделал Всевышний человека прямым, а люди пустились во многие расчеты, не выиграв при этом ничего…»
Итак, этот принцип звучит в заповеди Торы:
«И не влекитесь за вашими сердцами и за вашими глазами, за которыми вы идёте».
Приведённый стих подтверждает слабую природу человека, который тянется за тем, что видят его глаза и чего желает его сердце. Лишь специальные усилия и напряжённая внутренняя работа создадут необходимую преграду и остановят вредные влечения. Естественное любопытство человека, свойственное его природе, увлекает его глаза и соблазняет его сердце. Инстинкты человека побуждают его к немедленному достижению того, что запало ему в душу, о чём мечтает его сердце. Страсти и желания ослепляют его, и он не находит в себе сил противостоять греху, начало которого – похоть, а конец – неизбежные страдания.
Тора предписывает человеку стремление к скромности и святости, однако человеческой природе свойственны влечения, порождённые зрелищами и размышлениями сердца. Не сумев остановить себя, человек подвергает свою душу порче. Есть вещи, один вид которых вредит человеческому сознанию. При этом понижается порог чувствительности к качеству различных удовольствий, а потребности в них неограниченно растут. Желание не пропустить возможные развлечения не остановит человека ни перед чем, и явно негативное содержание книг и фильмов уже не будет достаточной причиной, чтобы лишить себя удовольствия «пощекотать нервы» и проверить крепость своей психики.
Т.е., его душа знакомится с такой реальностью как жестокость, подлость, низость и многое подобное. Её способность противостоять стрессам изнашивается, и тогда сколько-нибудь серьёзное испытание кончается для него надломленной психикой, потерей самоконтроля, а возможно и тяжёлой душевной болезнью. Иногда это необратимо.
Предыдущая статья: Возможные причины страданий. Часть вторая.
Так получилось, что в моём телефонном номере присутствуют три шестёрки. Многих людей этот факт пугает и удручает. На меня смотрят с недоумением. В некоторых культурах сочетание трёх шестёрок считается знаком принадлежности к бесам, нечистой силе. У христиан это символ дьявола. Они верят, что дьявол также метит этим знаком свои жертвы. Не могли бы Вы мне помочь грамотно понять гематрию трёх шестёрок, конкретное значение 666. Или посоветуете поменять номер телефона, чтоб не создавать напряжённую атмосферу вокруг себя? Где-то я прочла, что число шесть в еврейской традиции означает зло, т.е. недостаток раскрытия света Всевышнего. Что на самом деле означает число 6 и сочетание трёх шестёрок? Заранее спасибо.
С уважением, М.. Филадельфия
6, 666Вам не стоит пугаться сочетания шестёрок в номере Вашего телефона, поскольку в иудаизме нет «плохих чисел». Более того, число «шесть» в иудаизме благословенное число. Попробую объяснить это утверждение.
В книге Рут (3, 17) сказано, что Боаз дал Рут шесть колосьев ячменя. Талмуд в трактате Сангедрин (93 а) объясняет, что, несомненно, такой праведный человек, как Боаз, не ограничился бы столь «скромным» подарком. Боаз, по утверждению Талмуда, таким образом «намекнул» Рут, что в числе её потомков будет шесть праведников, каждый из которых будет благословен шестью благословениями. Маараль в книге «Нэцах Исраэль» (глава 32) объясняет, что Боаз подчеркнул номер «шесть», намереваясь сообщить Рут: её потомки получат благословение Небес, на что намекает число «6». Ведь это число на иврите обозначается буквой вав, которая пишется как прямая линия, проводимая сверху вниз («ו»), что намекает на Б-жественное благословение, спускающееся сверху, с Небес, вниз.
Это объяснение числа «шесть» помогает нам понять и слова мудрецов в мидраше («Шмот Рабба» 1, 8) о том, что, когда евреи были в Египте, еврейские женщины рожали шестерни. По словам Маараля, это число показывает, что еврейский «демографический взрыв» в Египте имел своим источником благословение Небес. Маараль объясняет также: именно по этой причине число евреев в пустыне составляло около 600.000 на протяжении десятков лет.
Кстати, интересно отметить: числовое значение имени Рут включает в себя две шестёрки — 606, т.е. божественное благословение уже было у неё самой, и она удостоилась, чтобы оно перешло к её потомкам.
Из слов Маараля ясно, что число шесть не только не «опасно». Оно является одним из самых «счастливых чисел»: ведь что может быть важнее для человека, чем удостоится благословения Небес?!
Что же касается Вашего вопроса относительно гематрии трёх шестёрок, то я нашёл, что гематрия слов Меа Шеарим («сто ворот», «в сто раз») — 666. Это выражение в Торе обозначает Божественное благословение, как сказано (Берешит 26, 12): «И сеял Ицхак в земле той, и получил в тот год во сто крат (меа шеарим): так благословил его Г-сподь».
Несмотря на то, что в самом номере Вашего телефона нет никакой проблемы, возможно, Вам стоит его поменять, чтобы не вызывать у людей излишних «испугов» и недоумений. автор текста: рав Реувен Куклин
Хазон Иш, один из самых выдающихся раввинов последних поколений, в книге «Вера и упование» открывает основополагающее правило для работы над исправлением дурных качеств:
«Наши мудрецы, писавшие о морали и богобоязненности, выделили учение о качествах человеческой души в отдельный раздел, относящийся к теме цельности и совершенства в служении Всевышнему. Они потрудились также и над тем, чтобы разбить этот раздел в соответствии с различными качествами, свойственными душе человека, такими, как гнев, гордость, вожделение, любовь к почестям, стремление к победе над ближним, месть, зависть и т. п.
У многих людей сложилось представление, что цельность, подобно мозаике, складывается из отдельных частей; это действительно верно, когда речь идет о каких-то болезненных проявлениях тех или иных душевных свойств и борьбе человека с их вредными последствиями, однако в корне всех свойств, там, где все начинается, мы находим только одно злое качество и одно доброе качество».
В чем же заключается корень (источник) злых качеств и корень добрых качеств?
Хазон Иш
Поясняет Хазон Иш:
«Корень всех злых качеств — забрасывание самого себя на произвол судьбы: человек отдает себя потоку стихий, естественным процессам в своей душе; и если он откажется работать над собой, то в таком случае обзаведется полным букетом всех отвратительных качеств, без исключения. Он станет средоточием и образцом гневливости и мстительности, самолюбования и гордыни — иными словами, из всех плохих качеств, которые перечисляли наши мудрецы, он не упустит ни одного.
В то время как упомянутый корень прекрасных добрых качеств — это самое искреннее намерение и согласие поставить моральное чувство и побуждение на самое высокое место: выше потока стихий, — над всем, что приходит со стороны вожделений, и с этой исходной позиции человек обязан держать оборону и вести войну против всех своих дурных качеств, вместе взятых». Пояснение слов Хазон Иша
Чтобы понять эти слова, приведем еще одно важное правило: нет никакого желания или влечения, данного человеку Творцом, которое изначально было бы абсолютно отрицательным. Весь вопрос в том, каким образом человек пользуется этим желанием, в какое русло он его направляет. Так, к примеру, Виленский Гаон пишет, что стремлением постоянно умножать свое имущество следует пользоваться для умножения знаний в Торе и исполнении заповедей, а гневом – для того, чтобы сердиться на свое дурное начало — йецер а-ра, которое соблазняет человека на греховные поступки.
Только тот, кто следит за своими шагами, считается воистину Человеком
Творец желает, чтобы человек руководил своими желаниями и направлял их в нужное русло. Поступая таким образом, он станет Человеком с большой буквы, в то время как тот, кто поддается своим желаниям, тот, кем они управляют, будет подобен животному, которое руководствуется не разумом, а инстинктами и побуждениями.
Выходит, что добро или зло зависят от наличия или отсутствия самоконтроля со стороны человека. По этой причине именно самоконтроль является источником всех добрых и прекрасных качеств, а «забрасывание на произвол судьбы самого себя» есть корень свойств и поступков отрицательных. Самоусовершенстование и исправление дурных качеств Как исправить себя?
Выше указанный принцип самоконтроля помогает нам понять другое утверждение мудреца по имени Хазон Иш — о том, что скрупулёзное исполнение ѓалахи является действенным практическим средством для исправления дурных качеств.
Каким же образом исполнение ѓалахи помогает исправить дурные качества?
Объясняет Хазон Иш: «Когда человек привыкает к точному исполнению закона вопреки своим естественным побуждениям, это приучает его передавать жезл управления разуму, а узду — интеллекту».
Привычки Сказали наши мудрецы: «Привычка – надо всем властвует».
Изменение привычек Главная проблема исправления дурных качеств заключается в исправлении дурных привычек, ибо в основе каждого свойства лежит привычка (скажем, человек привык с раздражением реагировать на поведение ближнего, которое ему не по душе; привык пренебрегать мнением других людей; привык постоянно преследовать и достигать удовольствия и т.п.). Исправление дурных привычек весьма непросто, ибо известно: привычка – вторая натура.
Работа над исправлением дурных привычек должна быть «индивидуальной» — то есть каждую привычку следует исправлять по отдельности. Эта установка важна с практической точки зрения.
Сказанное выше поясняет слова автора книги «Вера и упование»: Хазон Иш утверждает, что деление дурных качеств на отдельные свойства верно именно тогда, когда речь идет о болезненных проявлениях тех или иных душевных проявлений и борьбе с их вредными последствиями. В то же время человеку важно осознавать, что у всех дурных качеств есть только один корень (как мы убедились выше), а деление и разграничение душевных качеств по отдельным проявлениям имеет место в том случае, когда речь идет об их исправлении. автор текста: рав Реувен Куклин
В статье «Каждый может учить Тору» мы привели слова из Талмуда, трактат Йома, о Ѓилеле, Йосефе и рабби Элазаре бен Харсом, которые своими поступками доказали, что у человека есть возможность изучать Тору в любой ситуации, с какими бы трудностями это ни было сопряжено и с какими бы проблемами он ни сталкивался. В той статье мы рассказали о Ѓилеле. В этой статье приведем рассказ Талмуда о рабби Элазаре бен Харсом и о Йосефе. «Рабби Элазар бен Харсом обязывает богатых»
Талмуд рассказывает, что великий знаток Торы, который жил в эпоху Второго Храма (и даже удостоился некоторое исполнять обязанности первосвященника в Храме), рабби Элазар бен Харсом получил в наследство от отца несметные богатства. Талмуд говорит, что он владел сотнями поселений и сотни кораблей перевозили его товары.
Раби Элазар понимал, что такое несметное богатство заберет все его усилия и время, а он любил Тору и не хотел отвлекаться от нее ни на минуту. Тогда он нанял управляющих и смотрителей, которые вели его дела, а сам, с кувшином муки и бутылкой воды, ходил из города в город и искал знатоков Торы, которые обучали его своим хидушим – тем нюансам Законов, которые они удостоились открыть. Предание говорит, что, когда он однажды вернулся домой, его работники схватили его, решив, что он вор (поскольку рабби Элазар постоянно изучал Торы, многие из его работников не знали его в лицо). Раби Элазар понимал, что установление его личности займет много времени, поэтому он просто откупился от слуг, и те его отпустили.
Несомненно, Тора не обязывает богатого еврея оставить свои дела и полностью погрузиться в изучение Торы, как рабби Элазар бен Харсом, но Талмуд приводит рассказ о нем, чтобы научить нас, что несметное богатство не освобождает от изучения Торы и всегда можно выделить время, отложив дела в сторону, для учебы. автор текста: рав Реувен Куклин