Из книги Рава Замира Коэна "Переворот" Важнейшая заповедь иудаизма
Одна из известнейших заповедей иудаизма — завет обрезания, заключённый Творцом с праотцом Авраамом. Нам обещано Устной Торой, что еврейский народ при всех обстоятельствах будет исполнять ее с радостью.
Даже когда многие евреи оставят законы Торы, заповедь обрезания они все-таки продолжат исполнять! В Торе говорится:
«А на восьмой день будет обрезана его крайняя плоть».
Удивительное научное открытие
Тора не приказывает обрезать ребенка немедленно после его рождения. Она ничего не говорит нам об обрезании на девятый день и далее. Но именно «…на восьмой день будет обрезана его крайняя плоть».Конечно же, мы абсолютно не претендуем на истинное понимание причин этого закона нашим ограниченным разумом. Однако, несомненно, полезно будет узнать об удивительном научном открытии недавнего времени, которое связано с восьмым днем.Позвольте процитировать отрывок из статьи д-ра А. Абрамовой «Проблемы свёртываемости крови у новорожденных»:
«Механизм свёртывания крови использует группу вырабатываемых печенью белков, которые называются факторами свёртывания крови. Эти факторы принято обозначать римскими цифрами от I до XIII. С помощью энзимов они образуют цепочку действия, приводящую к образованию устойчивых нитей белка фибрина, который останавливает свободное течение крови. В первые дни после рождения печень ребёнка ещё недостаточно развита для выполнения этой задачи, и поэтому любое хирургическое вмешательство на данном этапе противопоказано. Оно может даже привести в смерти младенца в результате массивной кровопотери, которую его организм еще не в состоянии остановить. Но с каждым днем печень все лучше и лучше справляется со своими обязанностями, пока, наконец, на восьмой день после рождения количество и зрелость факторов свертывания не достигает уровня, достаточного для купирования кровотечения». клеток крови человека: эритроцит, активированный тромбоцит, лейкоцит (слева направо)., обрезание Клетки крови человека: эритроцит, активированный тромбоцит, лейкоцит (слева направо).
Следует отметить, что учёные-неевреи, например, д-р Джеймс Арман Квик*, которого считают одной из важнейших фигур в истории медицины США, выражали свое восхищение далеко не случайным указанием Торы производить обрезание именно на 8-й день.
Более того, в июне 2000-го вышло в свет новое дополненное издание популярной книги д-ра С.И. Макмиллана «Ни одна из этих болезней», в которой он с восторгом рассказывает, что, как выяснилось в ходе исследований, в первые дни жизни в крови человека наблюдается дефицит факторов свёртывания, а после 8-го дня их присутствие стабилизируется на нормальном уровне (100%) и сохраняется на нём в течение всей жизни. Но в каждый из первых дней после родов количество факторов свертываемости в крови быстро увеличивается и достигает своего максимума в 110% именно на восьмой день! Dr. Armand James Quick. Обрезание Dr. Armand James Quick
*Д-р Джеймс Арманд Квик (1894-1978), в течение многих лет бывший главой факультета биохимии университета Маркетт в Милуоки, США, специализировался на исследованиях состава крови. В этой области он сделал несколько важных открытий и разработал процедуры анализов крови, названных его именем (Quick’s Tests I, II, III). Его методы диагностики скорости свёртывания крови и определения количества гормона протромбина по праву считаются открытием новой эры в исследованиях крови. В своей книге он отмечает, что в первые дни жизни младенца уровень факторов свертывания в его крови низок и даже небольшой порез может привести к опасному для его жизни кровотечению. Однако с каждым днем этот уровень стремительно повышается, достигая абсолютного максимума на 8-й день. Д-р Квик утверждает: «Конечно, не случайно, что по закону Моисея обрезание делают именно на 8-й день».
2016-11-07 09:52:51
И сказал Аврам: Г-сподь Б-г! Что дашь мне, я ведь хожу бездетный, а управителем в доме моем дамесек ...
+ развернуть текстсохранённая копия
И сказал Аврам: Г-сподь Б-г! Что дашь мне, я ведь хожу бездетный, а управителем в доме моем дамесек Элиэзер.
Берешит, 15:2
Раши пишет, что, согласно переводу Ункелоса, наречение Элиэзера «Дамесек» означает, что он был из Дамесека (Дамаска). В продолжении Раши пишет, что в Талмуде (Йома, 28б) это слово объясняется как аббревиатура «דולה ומשקה» — тот, кто черпает и дает другим пить от учения своего учителя. На первый взгляд, слова Талмуда неясны. Ведь называние Элиэзера тем, кто «черпает и даёт другим пить от учения своего учителя», несомненно, большое восхваление. Если так, непонятно, почему Авраам упоминает это восхваление в то время, когда жалуется Творцу, что единственный человек, близкий к нему, это Элиэзер, который, однако, недостоин наследовать ему. Мы бы могли ожидать, что Авраам будет упоминать недостатки Элиэзера как аргумент против того, чтобы он был его продолжением, а не его достоинства.
Для того чтобы ответить на этот вопрос, приведем слова Раши в комментарии на главу Хаей Сара (Берешит, 24:39), который, основываясь на словах наших мудрецов (Берешит Раба, 59), пишет, что у Элиэзера была дочь, и тот искал повода выдать ее за Ицхака. Сказал ему Авраам: «Мой сын благословен, на тебе же — проклятие (Элиэзер был рабом и происходил от Кнаана, который был проклят Ноахом). А тот, на ком проклятие, не может породниться с благословенным». Из этих слов Авраама мы видим, что основная причина, по которой Авраам не желал, чтобы Элиэзер был его продолжением – проклятие, которое было на Элиэзере. [Важно отметить, что, несмотря на то, что поиск невесты для Ицхака противоречил собственным желаниям Элиэзера (выдать за Ицхака свою дочь), и это, по меньшей мере, должно было уменьшить его старания, – тем не менее, он выполнил свою миссию наилучшим образом.]
Как известно, благословение – это увеличение и избыток. Если так, проклятие – это сокращение и сжатость. Тот, кто черпает и даёт другим пить, не добавляет ничего от себя, он только переносит воду, содержащуюся в колодце. Этой воды не становится больше, а только меньше, ведь по дороге вода может расплескаться. Несомненно, что само действие, которое делал Элиэзер (поить других учением своего учителя) – чудесное, однако в нём, всё-таки, было проявление его проклятия. Он ничего не добавлял в этом учении от себя. Возможно, по этой причине Авраам, утверждая, что нет достойного человека, который бы ему наследовал, употребил по отношению к Элиэзеру эпитет «Дамесек», намереваясь тем самым намекнуть на его недостаток.
Интересно привести слова Зоара (Эмор, 103 а): из-за того, что Элиэзер удостоился верно служить Аврааму, «пребывал под сенью веры», он смог выйти из-под проклятия, которым было проклято поколение Кнаана, и, более того, стал благословенным, как мы видим из слов Лавана в приветствии Элиэзеру: «Войди же, благословенный Г-сподом». Эти слова ангел Всевышнего вложил в уста Лавана, утверждает Зоар в другом месте (Шлах Леха, 158а).
2016-11-07 01:39:52
... твоя?» Рав Шимшон Рафаэль ... , и просил рава Якова Кранца, ... , по мнению рава Якова, нуждаются в ...
+ развернуть текстсохранённая копия
«Почему ты не сказал мне, что она – жена твоя?» (Берешит 12:18).
Опознать правильный путь
Когда выяснилось, что Сара – жена Авраама, фараон спросил его: «Почему ты не сказал мне, что она жена твоя?» Рав Шимшон Рафаэль Гирш обращает внимание на слово «мне». Он пишет, что из этих слов мы видим: фараона не удивляет, что Авраам не сказал этого всем остальным. Очевидно, что тогда его убили бы, чтобы взять Сару в жены, ведь моральный уровень подданных фараона был очень низок. Но «почему ты не сказал мне»?
Фараон считает себя порядочным человеком (в отличие от своих подданных), и поэтому он удивляется, почему ему самому Авраам не сказал, что Сара – его жена. Однако в глазах Авраама фараон был не лучше всех прочих. По понятным причинам сказать этого фараону он не мог. Поэтому Авраам не ответил ничего на вопрос фараона.
Такова природа каждого человека: ему кажется, что всё, что он делает – беспорочно и безукоризненно. Об этом сказал царь Шломо (Мишлей 16:2): «Все пути человека чисты в его глазах». Рабейну Йона в комментарии на этот стих пишет, что по этой причине работа над исправлением черт характера весьма тяжела. Человеку непросто осознать, что он поступает ошибочно, и поэтому он не знает, что ему следует исправлять. Поэтому, если человек захочет исправить черты своего характера и выпрямить свои пути, ему стоит хорошо задуматься, какие из них хороши, а какие требуют исправления. И так сказали наши мудрецы (Эрувин, 13б): «Лучше [было бы] человеку не быть созданным, чем быть созданным (в частности, поскольку изучение и исправление отрицательных черт характера, приводящих к греху, весьма тяжело). Сейчас, раз уж [он] создан, [пусть] проверяет свои поступки, или, как говорят другие [мудрецы] – “прощупывает” их». Рамхаль в книге «Месилат Йешарим» (3-я часть) поясняет эти два наставления наших мудрецов: «Следует заметить, что два приведенных варианта высказывания – это два весьма полезных и добрых предостережения. Ведь проверять свои поступки означает исследовать их, то есть размышлять: нет ли среди них таких, какие не следовало бы совершать, то есть не соответствующих заповедям Всевышнего и его законам, ведь все подобное следует исключить из своей жизни. А прощупывать – означает исследовать даже добрые поступки, проверяя, не найдется ли в них нечто недоброе или какой-то дурной аспект, который нужно будет удалить и уничтожить. Это напоминает прощупывание ткани с целью выяснить, хороша ли она и крепка или же слаба и потрепана. Точно так же необходимо прощупывать и дела свои, проверяя их самым придирчивым образом, пока они не станут кристально чистыми».
Дружеская беседа
Есть дополнительный совет, каким образом человек сможет распознать те черты характера, которые нуждаются в исправлении – попросить своего друга сказать ему о недостатках, ведь со стороны их легче увидеть. По мнению Рабейну Йоны в комментарии на Пиркей Авот, это является одной из причин, по которой человек должен стремиться приобрести себе друга, как сказано (Пиркей Авот, 1:6): «И приобрети себе друга». Известно, что Виленский Гаон не полагался на свою большую праведность и доскональное знание всех частей Торы, и просил рава Якова Кранца, известного как Магид из Дубно, периодически приходить к нему, чтобы указать не те вещи, которые, по мнению рава Якова, нуждаются в исправлении.
Рабейну Йона в комментарии на книгу Мишлей пишет, что, когда человек серьезно захочет подготовить свое сердце к служению Творцу, Г-сподь поможет ему исправить все плохие черты его характера. И это то, что говорит царь Шломо в вышеупомянутом стихе: «… а Всевышний исправляет сердца» (перевод в соответствии с комментарием Рабейну Йоны), т. е. сердца тех, кто серьезно решит исправить свои пути и подготовить свое сердце к служению Творцу.
В статье «Что определяет наш духовный уровень?» мы писали о том, что линия духовного фронта не находится в застывшем состоянии, она постоянно изменяется.
Три основных фактора определяют, где проходит линия фронта:
1) сознание;
2) привычка;
3) окружение.
Постараемся прояснить каждый из них.
Сознание подобно фонарям, которые освещают нам путь
Постараемся объяснить этот фактор на основе следующей выдуманной истории.
Один деревенский парень, ни разу в жизни не покидавший своей родной деревни, страстно мечтал побывать в городе. Он слышал множество рассказов о небывалых чудесах и удовольствиях городской жизни, которые нельзя даже вообразить в деревне. И еще он слышал, что в городе ничего не бывает бесплатно, за все удовольствия надо платить, поэтому он решил год экономить на всем, чем можно, скопить деньжат и выбраться в город, посмотреть чудеса.
Вот, наконец, он накопил приличную сумму и отправился в город. Поразмышляв, он решил захватить с собой фонарь, чтобы как можно лучше разглядеть чудеса и рассказать о них «бедной деревенщине» – односельчанам, у которых нет шанса выбраться в город.
Сказано – сделано, и вот наш герой уже в городе. Он идет по улице и смотрит по сторонам в поисках чудес. Конечно, всё совсем не так как в деревне, но пока еще на настоящие чудеса не похоже. И тут он видит очередь. О! Очередь – значит, что-то интересное. Он подходит к очереди и расспрашивает, за каким таким удовольствием выстроился такой длинный хвост. Оказалось, это очередь в кинотеатр. Наш молодой человек никогда не слышал такого слова и понял – вот оно, чудо! Он купил билет, прошел в зал и устроился поудобнее на своем месте в ожидании чуда. Тут в зале погас свет, а на стене появились дома, машины, люди, всё это двигались, издавало звуки, люди разговаривали. Молодой человек включил фонарь и направил его на экран. Изображение на экране исчезло, а зрители зашикали на него, требуя выключить фонарь. «Ну уж нет, вы меня не проведете, я хочу получше рассмотреть эти чудесные картинки», – отвечал молодой человек публике. «Глупец, эти чудесные картинки видимы только в темноте, чем меньше света в зале, тем лучше они видны!» – отвечали ему из зала.
Эта история демонстрирует силу ецер ѓа ра – его сила действует в духовной темноте и отсутствии знаний. Подобно тому как при свете нет места для иллюзий и невозможно «обмануть» человека, также у дурного начала нет возможности соблазнить человека, когда он явно понимает и осознает истинную сущность мира.
И так пишет Рамхаль («Дерех Эц Хаим»): «Если бы знание об истине было бы просторно и прочно бы крепилось в сердце людей, они не только не грешили бы, но ецер ѓа-ра даже не приближался к ним».
Изучая Тору и задумываясь над жизнью, мы сможем озарить свою жизнь светом мудрости и тем самым исправиться к лучшему. Привычка
Стих в книге Йешаяу (49, 9) гласит: «Сказать узникам: «Выходите!» и тем, кто во тьме: «Появитесь!»». Пишет Виленский Гаон, что тут есть намек на две тактики йецер ара: «тьма» (когда человек совершенно не знает, где истина) и «тюрьма» (человек знает, где истина, но ему тяжело не прислушиваться к соблазнам дурного начала, особенно если речь идет о страсти, к которой он очень привык). привычки - духовная тюрьма «Сказать узникам: выходите»
Зачастую, даже если человек знает, где истина, ему тяжело поменять свои привычки. И это по причине того, привычки считаются второй натурой; для многих поменять привычку подобно смерти.
Каким же образом возможно «выйти из заключения» злых привычек?
Это возможно посредством добрых привычек. Если человек приучит себя делать добрые дела и вести себя мудро, он тем самым отдалится от злых привычек и, соответственно, изменится к лучшему.
Дополнительный совет, как избавиться от дурных привычек, мы находим в словах Рамбама (Законы образа жизни), который пишет:
«Как лечат (дурные привычки)? Тому, кто вспыльчив, говорят вести себя так, чтобы, даже если его бьют и проклинают, ничего не чувствовал; и должен вести себя так долгое время, пока не исчезнет вспыльчивость из его сердца. А если был гордецом — пусть ведет себя униженно, и держится ниже всех, и носит старые тряпки, унижающие надевающего их, и тому подобное, пока не уничтожит свою гордыню; затем пусть вернется к среднему пути, который является правильным — и когда вернется к среднему пути, пусть идет по нему все дни свои. И так же пусть поступает со всеми остальными качествами: если был удален до одной крайности — удалит себя до другой крайности, и ведет себя в соответствии с ней долгое время, пока не вернется к правильному пути, который является средним уровнем в каждом качестве».
Из этих слов мы учим, что, для того чтобы побороть дурные привычки, следует на некоторое время вдаться в противоположность, только после того, как тем самым мы освободимся от них, следует вернуться к «золотой середине». Окружение
ОкружениеСказал царь Соломон: «Идущий с мудрецами наберется мудрости, а дружащий с глупцами – ухудшится». Этими словами мудрейший из всех людей определил третий важный фактор, который оказывает на нас подавляющее влияние, и это – окружение. Окружение, в котором мы находимся, оказывает на нас, на наши мысли и поступки настолько сильное влияние, что практически нет возможности его окончательно избежать.
Рамбам (Законы об образе жизни, 6, 1) определяет этот фактор следующими словами: «В природе человека — подражать в образе жизни и действиях близким людям и друзьям и следовать обычаям своих соотечественников».
Каким образом мы сможем воспользоваться этим фактором, чтобы измениться к лучшему?
Ответ на этот вопрос мы также находим в словах Рамбама. В продолжении он пишет: «Поэтому обязан человек выбирать в друзья праведников и всегда быть среди мудрецов, чтобы учиться от их поступков, и отдаляться от грешащих, блуждающих во тьме, чтобы не научиться от них».
Находясь среди праведных людей, мы сможем стать лучше и праведнее.
Интересно привести мнение Рамбама, что стремиться к общению с мудрецами является повелительной заповедью Торы, ведь тем самым мы научимся их добрым делам. Рамбам пишет: «(Поскольку общаться с мудрецами является заповедь Торы), каждый человек должен стараться жениться на дочери знатока Торы, выдать свою дочь за знатока Торы, участвовать в трапезах со знатоками Торы, помогать им материально и всячески стараться с ними объединяться». Заключение
Теперь, когда мы знаем эти три фактора, которые оказывают на человека решающее влияние, мы сможем воспользоваться ими, чтобы постоянно улучаться только в лучшую строну.
Статья шестая. Правила сохранения здоровья. Из книги "Ключи жизни" Рава Замира Коэна
Вопреки распространенному мнению, что сверхинтенсивное потребление полезных продуктов благотворно для организма, заметим, что переизбыток даже здоровой пищи является одной из причин преждевременной смерти. Переедание приносит двойной ущерб:
Создает в организме лишние запасы жира.
Влечет за собой перенапряжение важных функциональных систем и наносит ущерб пищеварению.
Объяснение этому простое. Пищеварительная система человека создана с поразительной мудростью. Она состоит из перемалывающих и «замесочных» аппаратов, систем транспортировки, лабораторных комнат, камер переваривания, отсеков усвоения и т.д. Все вместе они превращают твердую пищу в строительный материал и источник энергии для нормального функционирования организма. Специальные системы обнаруживают неусвояемые компоненты, содержащиеся в пище, отфильтровывают их и выводят из организма. Сначала пища проходит измельчение и размалывание зубами. Во рту она превращается из цельного куска в мелкие крошки. Одновременно с этим слюнные железы выделяют жидкость для смягчения и обработки этих крошек, язык же перемешивает эту смесь в равномерную пищевую кашицу и переносит её к отверстию, находящемуся в конце полости рта. Как это работает?
Система мускулов рта направляет эту кашицу строго в отверстие, мышцы глотки сокращаются, и пережёванная пища, проходя через пищевод, попадает в желудок, который является ничем иным, как «центральной химической лабораторией». Эта «лаборатория» вырабатывает различные соки, её стенки «перетряхивают» кашицу таким образом, что она равномерно перемешивается с соляной кислотой и другими пищеварительными ферментами. Из желудка пищевая кашица отправляется в длительное путешествие по кишечнику, длина которого – 7-8 метров.
Контроль над количеством еды
Движение начинается с двенадцатиперстной кишки, куда поступают пищеварительные ферменты, предназначенные для переваривания различных питательных веществ, а заканчивается прямой кишкой. На протяжении этого путешествия стенки тонкого кишечника впитывают нужные организму вещества, а отходы продолжают свое
движение дальше, к толстому кишечнику, где они временно складируются, а затем выводятся наружу.
К слову, стоит задуматься над тем фактом, что отверстие для выведения отходов находится в задней части тела, в то время как отверстие для ввода вкусной и приятно пахнущей пищи находится далеко от него; кроме того, отходы, завершающие свой путь, не выходят наружу автоматически, как можно было предположить, а останавливаются специальной мышцей, открывающей проход только по указанию мозга, принимающего во внимание соображения приличия. Это ещё один повод поразмыслить над тем, насколько рационально устроен человек, что и доказывает, что он не является случайным созданием, возникшим само по себе. Вернёмся к нашей теме. Желудок человека напоминает небольшой шар, который может сжиматься и растягиваться в соответствии с количеством находящейся внутри него пищи. Для правильного протекания процесса пищеварения он должен оставаться мягким и гибким, а не туго набитым. Только так желудок может сокращаться и перемешивать пищу с ферментами, которые им вырабатываются и которые жизненно необходимы для правильного пищеварения. В данном контексте стоит упомянуть важность тщательного и неторопливого пережевывания пищи, которое также способствует оптимальному функционированию желудка и других органов пищеварения.
Рамбам считал переизбыток пищи чрезвычайно вредным фактором: «Употребление небольшого количества «плохих» продуктов не так вредно, как употребление чрезмерного количества хороших и полезных продуктов». (Рамбам перечислил их в Сефер hа-мада: копченое мясо, белая мука и другие. В наше время «плохие» продукты значительно более опасны). В Сефер hа-мада он добавляет: «Переедание для любого человека – смертельный яд. Оно является основной причиной всех болезней. Большая часть недугов вызвана или вредной пищей, или перееданием хорошей пищи. Об этом сказал в своей мудрости царь Шломо: «Хранящий свои уста и свой язык – хранит от бед душу свою». Хранящий уста – значит, не потребляющий вредные продукты или чрезмерное их количество. Хранящий свой язык – значит, говорящий только по мере необходимости».